Формы научного познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория). Проблема - гипотеза - теория - новая проблема Формы развития знания проблема гипотеза теория логика

Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.

Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете , выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.

По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу. В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.

Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при , вы тщательно изучите , продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.

Важно помнить, что в процессе или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.

Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.

Формулировка гипотезы исследования

Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.

  • Гипотеза обычно касается объекта или предмета исследования, поэтому находится в непосредственной связи с этими разделами . Также на неё существенно влияют цель, задачи и проблематика.
  • Важно корректно сформулировать гипотезу, не выдавая за неё очевидные вещи, известные всем. Воздержитесь от спорных или размытых понятий, проследите, чтобы гипотезу можно было проверить различными методами, включая анализ, синтез, сопоставление и т.д.
  • Опирайтесь на ключевые слова темы, объекта и цели вашего научного труда. Поскольку эти разделы находятся в непосредственной логической связи, формулировка у них совпадает.
  • Обязательно применяйте речевые обороты, которые бы подчеркнули субъективность выдвигаемой идеи. Например, начните с фразы «следует ожидать…» , «можно допустить, что…» или «предполагается, что…» . При наличии у вас достаточной смелости чётко пишите, что гипотеза принадлежит вам, начиная со фразы: «я думаю» или «я полагаю» .

Признаки правильной гипотезы

Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.

  • Прочная логическая связь с темой, целью, задачами и проблематикой исследования.
  • Отсутствие острого противоречия между уже проведёнными исследованиями по вашей теме и вашим умозаключением.
  • Открытость для проверки различными методами исследования.
  • Грамотная формулировка без логических конфликтов и речевых ошибок.
  • Соблюдение баланса между высоким полётом мысли и банальными фактами

Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе

Примеры гипотезы

Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.

Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.

Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.

Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.

Направление: Производственный менеджмент.

Тема: Документооборот в организации.

Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.

Направление: Педагогика.

Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.

Работа с гипотезой

От до гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.

Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.

  1. Зарождение. Выявление фактов и предположений, которые не укладываются ни в одну известную теорию по вашей теме. Эти умозаключения должны вызывать горячие споры в обществе и остро требовать объяснения, доказательства или опровержения.
  2. Формулировка на основе этих умозаключений.
  3. Теоретическое исследование. Поиск мнений, имеющих отношение к гипотезе, в разных источниках. Сравнение высказанных идей с собственными представлениями, их анализ и цитирование.
  4. Практическое исследование. Осуществление тематических опытов, связанных с гипотезой. Анализ полученных результатов. Выполнение расчётов, подготовка всевозможных итоговых диаграмм и графиков.
  5. Сравнение полученных результатов изысканий с гипотезой, её последующее опровержение или подтверждение.

Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

От обыденных вопросов проблема отличается, прежде всего, своим предметом - это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания - научная система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение.

Проблема ставится или формируется наукой.

Проблема имеет сложную структуру. Она может представлять собой систему более частных, составляющих ее проблем. Так, например, проблема социализма включает проблемы развития производительных сил, характера собственности, принципа распределения, формы государственного устройства.

В структуре проблемы можно выделить два основных компонента: предварительное, частичное знание о предмете и более или менее определенное наукой незнание. Таким образом, проблема представляет собой противоречивое единство знания и незнания или знания и знания о незнании. Проблема не является чистым незнанием, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже представляет собой своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

1. конструктивные проблемы - они могут конструироваться до появления разрешающей их теории;

2. реконструктивные проблемы - они могут реконструироваться, т.е. формулироваться на основе уже готовой теории, с позиций которой становится ясно, какие в действительности проблемы она решила.

Чаще всего проблемы конструируются и реконструируются после возникновения соответствующей теории.

Также проблемы бывают:

неразвитые - это задачи, которые характеризуются след чертами:

а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм,

б) задача, которая возникла как закономерный результат познания,

в) задача - решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия потребностями и наличием средств для их удовлетворения,

г) задача, путей решения которой не видно.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Развитая проблема - это знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей устранения этого незнания.

Научная проблема всегда формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований.

В ходе развития общества нередко возникали и псевдопроблемы, связанные с заблуждениями, недостаточной научной подготовкой, амбицией отдельных исследователей. Огромная масса проблем связана с религией и суеверием.

Гипотеза - предположительное решение проблемы.

Потребность в гипотезе возникает, когда неясна связь между явлениями, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого и настоящего, сделать вывод о будущем развитии явления.

В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые теории и концепции, имеющие более или менее развернутый характер.

Основное свойство гипотезы - множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых отсеиваются наиболее вероятные, пока не произведется окончательный выбор одной из них или синтез.

Гипотеза > Научная теория

Выдвижение гипотезы на основе определенных фактов - это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дала отрицательный результат.

Основные правила выдвижения и проверки гипотез:

1) гипотеза должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается;

2) из множества противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число;

3) для объяснения связной серии фактов нужно выдвигать возможно меньших различных гипотез, и их связь должна быть более тесной;

4) при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов;

5) гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта

Факт, научный факт

Факт - это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного регистратора событий.

Одним из средств регистрации фактов выступает язык. Язык - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть естественным и искусственным. Естественный язык - язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.

Важнейшим свойством фактов является их принудительная сила: в системе развивающейся науки и общественно-исторической практики факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам и сложившимся интересам личностей, групп, классов.

1. объективный факт - некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой действительности или познания

2. научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого языка.

Научные факты служат основой теоретических построений. Совокупность научных фактов составляют научное описание. Научный факт неотделим от языка, на котором он выражен, и от терминов, в качестве которых выступают понятия.

Теория - это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Не все философы считают, что достоверность это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода если и относя к теориям концепции, которые могут оказаться не достоверными, то все же считают, что задача науки - создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы.

Теория - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом). Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

  • Вопрос 5. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
  • 6. Структура и методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
  • Вопрос 7. Структура и методы теоретического исследования: идеализация и формализация, гипотетико-дедуктивный метод, исторический и логический методы исследования.
  • Вопрос 8. Проблема, идея, гипотеза, парадигма, концепция, теория как основные формы научного исследования. Закономерности, законы, модели.
  • 9. Язык науки. Понятийно-категориальный аппарат. Герменевтика и идеография. От информации к знанию.
  • 10. Наука экономика: начала и эволюция. Понятие и специфика объектаэкономического исследования (анализа). Картина мира как основа экономического(политико-социального) исследования.
  • 11. Понятие объекта, предметной области, методологии, метод, аналитические инструменты и методики в разных научных школах.
  • 15. Экономическая идея и идеология в теории, практике. Метафора, ее роль и значение в исследовательском процессе хозяйственных систем.
  • 16. Функции экономической науки (теории). Функции «создания тенденций» и институционализации теории.
  • 17. Экономическое явление и экономический факт. Структура экономической науки (критерий процедуры, алгоритма). Роль эксперимента в теории экономики. Идеальныйэксперимент и его возможности.
  • 18. Факты эмпирики (явления), идея (парадигма, аксиоматика), гипотеза, аксиоматические предпосылки, логика исследования, концепция, теория.
  • 19. Язык экономической науки. Система понятий, категорий и законов.
  • Вопрос 29. Рациональность человеческого поведения. Уровни экономической рациональности, используемые в теоретическом анализе. Уровень рациональности современной экономической науки.
  • 30. Классическая политэкономия: признаки классицизма. Объект классической политэкономии. Предмет и парадигмальное основание. Уровень рациональности классической политэкономии.
  • 33. Общее и особенное в традициях классической политэкономии и политэкономии капитала (Маркса). Базовые категории и основные открытия
  • 36. Политэкономия Маркса и ее место в системе знания осоциально-экономической системе. Пост- и неомарксизм. Немарксизм. Марксизм наивный, вульгарный, антимарксизм
  • 40. Теория равновесия и рынок. Понятие рынка в трактовке Курно и Маршалла
  • Вопрос 41:о распределении
  • Вопрос 42: доходы в неоклассической интерпретации
  • Вопрос 43:рынок труда и его базовые понятия
  • Вопрос 45: Дж.М. Кейнс и его критика неоклассической теории.
  • Вопрос 47: Сравнительный анализ подходов в неоклассической и кейнсианской теории.
  • Вопрос 48: Нео- и посткейнсианство: проблемы и особенности исследовательской процедуры.
  • 50. Рациональность, гносеологические принципы (подходы), уровни анализа, предметные рамки. (институционализм)
  • 51. Парадигмальная структура теории институционализма. Разновидности течений ипричины дифференциации.
  • 54. Категории «развитие, изменение» и их отражение экономической наукой.
  • 55. Смитовская концепция эволюционизма, марксистская теория развития.
  • 56. А. Маршалл. Неоэкономика.
  • 57. Трактовка эволюционизма «традиционным» институционализмом (Веблен)
  • Вопрос 58. Теория развития Шумпетера и объяснение развития Хайеком.
  • 60. «Новая экономика» и основные онтологические изменения, возникшие хозяйственные проблемы и проблемы экономического познания
  • 61 Неоэкономика, метарынки и не-рынки. Контуры новой теории
  • 62. Информация как средство коммуникации и экономический ресурс. От парадигмы конкурентного равновесия к информационной парадигме.
  • Вопрос 64. Применение новой парадигмы. Новая теория фирмы и основания современной макроэкономики
  • Вопрос 65.Политическая экономия информации. Некоторые итоги и практические выводы.
  • Вопрос 66. Компаративистика как вид научной деятельности.
  • 46. Изменение объектной области в исследовании и предметно-методологические отличия.
  • 67. «Новая компаративистика» и изменение объектно-предметной области исследования.
  • 68. Научное сообщество и проблема признания (непризнания) альтернативных и иных экономических идей.
  • 69. Маргинальная экономика и маргинальная «теория». Условия и пути перехода, превращения маргинальной «теории» в академическую теорию.
  • 70. «Смешанная» и «переходная» экономика и возможности ее теоретического отражения «чистой наукой».
  • 21. Хозяйственная система реальности и система экономических наук, категорий ее отражающих.
  • Функции экономической теории[править | править вики-текст]
  • Вопрос 8. Проблема, идея, гипотеза, парадигма, концепция, теория как основные формы научного исследования. Закономерности, законы, модели.

    Для научного исследования характерно применение таких форм, как гипотеза, теория и модель и тд. Эти формы научного исследования характерны для современной науки даже с чисто внешней формальной стороны. С формальной стороны, это просто обычные суждения. Однако по своим функциям в научном познании и в организации исследования эти формы существенно различны.

    Проблема , в широком смысле слова, - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема обращена не только в будущее, но и в прошлое. С одной стороны в ней констатируется недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, невозможность объяснить на основе этого знания новые явления действительности. С другой стороны, проблема опирается на прошлое знание, наличию которого она обязана даже своей постановкой. Постановка проблемы тесно связана с неполнотой и неточностью предшествующего знания об объекте. Мнимые проблемы отличаются тем, что их постановка противоречит фактам и законам.

    Идея - форма отражения в мысли явлений объективной реальности. В составе теории идея выступает как исходная мысль, центральное положение, объединяющее входящие в теорию понятия и суждения в целостную систему. В идее отражается фундаментальная закономерность, лежащая в основе теории, в то время как других теоретических понятиях отображены те или иные существенные стороны и аспекты этой закономерности. Идеи, выражающие весьма общие и фундаментальные закономерности, могут не только служить основой теории, но и связывать ряд теорий в отрасль науки, отдельную область знания. Имеются и такие идеи, которые лежат в основе всей науки, в фундаменте познания вообще. Кроме того, идея может существовать до создания теории, как предпосылка ее построения.

    Парадигма (от греч. «пример, модель, образец») - это совокупность научных взглядов и понятий, идей, которые на определенном историческом этапе развития науки принимаются представителями научного общества как истинные и которые используются для научных исследований, выдвижения гипотез и решения задач, возникающих в процессе опровержения, либо же доказательства научных гипотез, что, в результате, приводит к – смене парадигмы науки - научной революции. Парадигма - это совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

    Концепция - это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели. В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основополагающих идей и подходов, организовывать исследования. В области практической деятельности человека она отражает исходные посылки и установки, цель и средства ее достижения.

    Гипо́теза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом. Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

    Теория - наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория – это инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений. Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

    Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям : 1. Непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости - опровержимости. 2. Опытной экспериментальной проверяемости.

    В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории : 1. Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п. 2. Идеализированные объекты - абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.). 3. Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4. Философские установки и ценностные факторы. 5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

    Закономерности - устойчивые, повторяющиеся отношения (связи) между явлениями. Существуют два типа закономерностей: динамические и статистические. Динамическая закономерность – такая форма связи между явлениями, когда предыдущее состояние объекта однозначно определяет последующее. Статистическая же закономерность – определенная повторяемость в поведении не каждого отдельного объекта, а их коллектива, ансамбля однотипных явлений. Закономерность как повторяющееся отношение между явлениями относится к атрибуту явления, а не сущности. Переход к сущности, к понятию закона происходит тогда, когда ставится вопрос об основании, причине закономерности.

    Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь (отношение), определяющая закономерность (повторяемость, регулярность) в сфере явлений. Под существенным здесь понимается такое отношение, которое внутренне детерминирует повторяющееся в сфере явлений. Необходимость закона заключается в том, что при наличии определенных условий он определяет порядок, структуру, связь явлений, постоянство процессов, регулярность их протекания, их повторяемость в относительно тождественных условиях.

    Модель - условный образ исследуемой системы. Она конструируется субъектом исследования таким образом, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства системы управления, взаимосвязи между ее элементами, структурные и функциональные параметры системы).

    К моделям предъявляются следующие требования:

    точное отражение структуры и процессов функционирования моделируемой системы управления;

    минимальные допущения при описании системы управления путем моделирования.

    число моделируемых параметров должно быть адекватно сложности системы управления.

    наличие конкретных параметров оптимизации системы;

    учет ресурса времени и достаточная оперативность создаваемой модели.

    Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза,. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают: 1)неразвитые-это задачи, к-рые характеризуются след чертами: а) это естандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача - решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании, г) задача, путей решения к-ой не видно. Задача которая хар-ся тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, назыв-ся развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Формулировка проблемы включает три части: (1) систему утверждений (дано); (2) вопрос или побуждение (найти); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует. Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней: 1) формирование неразвитой проблемы; 2) развитие проблемы - формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения; 3) решение (или установление неразрешимости) проблемы.

    Гипотеза (греч - предположение). Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Т о гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). Развитие предположения. 1 этап - выдвижение предположения, на основе аналогии, неполной индукции и т д 2 этап - объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, к-рые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т д.-тех фактов к-рые еще не принимались в учет, или были открыты после выдвижения гипотезы.

    Теория-это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы. Т - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.

    Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/увысказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

    Проблема (от греч. problema – преграда, трудность, задача). В широком смысле – это сложный вопрос или ситуация, которая нежелательна или требует решения.

    Научная проблема отличается от просто сложного вопроса. Дело в том, что, используя логику как инструмент познания, ученые наталкиваются на факты, противоречащие теории либо опыту. Иногда это может быть вызвано логическими ошибками в суждениях или недостаточной точностью используемых в опытах инструментов. Но если для объяснения новых фактов недостаточно существующих теоретических представлений или признанных гипотез, возникает проблема. Решение научной проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и существующими методами.

    Противоречия в теоретических выводах называют парадоксом (от др.-греч. paradox – неожиданный, странный). "Парадоксальный " – противоречащий исходным посылкам, традиционному взгляду – вывод или поведение. Примерами парадоксов в науке могут служить парадокс наблюдателя в физике, парадокс лжеца в формальной логике, парадокс Рассела в теории множеств, в экономике известен, например, парадокс Леонтьева и т.п. Наличие парадокса стимулирует к новым исследованиям, более глубокому осмыслению теории, что нередко приводит к полному ее пересмотру.

    Таким образом, научная проблема – это знание о незнании. Однако выбор и постановка проблемы обусловлены объективными факторами, которыми являются следующие.

    • Во-первых – характер мировоззрения и уровень мышления в том историческом периоде времени, той эпохе, в которую формулируется проблема. Так, например, на Маконском церковном соборе 585 г. стояла проблема: "Является ли женщина человеком?"
    • Во-вторых – степень зрелости в понимании объекта научного исследования, разработанность и уровень имеющейся теории. Это особенно существенно для наук, изучающих исторически развивающиеся объекты, в частности для экономики. Сама постановка проблемы, ее характер и глубина в значительной степени детерминируется теорией. В противном случае велик риск постановки и поиска путей решения псевдопроблем. Например, проблема поиска особой "жизненной силы" в биологии.

    Однако четкую границу между проблемами и псевдопроблемами провести довольно сложно в силу первого и второго фактора.

    • В-третьих – знания о мире, получаемые в результате научных исследований, используются в интересах практики и в конечном счете для улучшения жизни людей. Поэтому постановка, и особенно решение проблем, служат потребностям практики. Возникает сложная проблема отбора и предварительной оценки тех из них, которые должны играть первостепенную роль в развитии науки и имеют значение для практики. Очевидно, что ранжирование проблем по степени их важности для практики и выбора путей их решения – это проблема достигнутого на данный момент уровня знаний и господствующего мировоззрения. Так, например, можно дать человеку рыбу и решить проблему с пищей в течение дня. Можно научить его ловить рыбу и решить проблему с пищей надолго, пока человек не выловит всю рыбу. А можно научить человека заботиться о воспроизводстве рыбы в водоемах и решить вопрос с пищей навсегда.
    • В-четвертых – на постановку, выбор и решение проблем влияет наличие возможности проведения экспериментальных исследований и методика исследования. Особенно это важно для многофакторных явлений, характерных для объектов гуманитарных наук.

    Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка. Как мы уже отмечали, в рассуждениях об объекте и предмете исследования сама постановка проблемы представляет собой важную научную проблему. "Формулировка проблемы, – отмечал А. Эйнштейн, – часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке" .

    Проведение научных исследований связано с решением большого количества проблем. Распространенное разделение проблем на научные и прикладные является весьма условным. В истории науки достаточно много примеров, когда узкоприкладная проблема давала толчок развитию нового теоретического направления, а решение чисто теоретических проблем находило широкое практическое применение.

    Украинские ученые А. Я. Баскаков и Н. В. Туленков предлагают классифицировать проблемы по теоретико-познавательным признакам. В связи с этим научные проблемы могут быть разделены на два больших класса:

    • – проблемы раскрытия новых свойств, отношений и закономерностей реального мира;
    • – проблемы путей, средств и методов научного познания.

    Если проблема сформулирована, то это означает, что можно приступать к ее решению. При постановке и решении научных проблем, как отмечает В. Гейзенберг , необходимо следующее:

    • – определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены;
    • – система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем;
    • – опора на научные традиции, поскольку "в деле выбора проблемы традиции, ход исторического развития играют существенную роль".

    Всякое исследование призвано решать определенные проблемы, которые, в свою очередь, способствуют выявлению новых проблем, ибо, как отмечает Луи де Бройль, "каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает" .

    Решение научной проблемы обязательно требует выдвижения предположений о том, каким образом может быть решена эта проблема.

    Гипо́теза (от греч. hipothesis – основание, предположение) – недоказанное утверждение, предположение или догадка. Научная гипотеза – это такая форма развития знания, которая выражает научно обоснованное предположение. Как правило, теоретическая стадия исследования проблемы начинается с выдвижения предположения, объясняющего причину явления, хотя достоверность данного предположения не доказана и не подтверждена практикой. В процессе доказательства научная гипотеза может стать научной теорией или может быть опровергнута, если проверка дает отрицательный результат. Например, гипотезы о существовании "теплорода", "флогистона", "эфира", не найдя подтверждения, были отвергнуты как заблуждения. Недоказанная и не до конца опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой .

    Таким образом, любая гипотеза в любой области науки строится на основе определенных фактов и знаний, называемых ее посылками или базисом. Это накопленные данные в виде фактов, артефактов и проблем, а также существующий уровень теоретических знаний, которые, как мы отмечали, необходимы для того, чтобы осознать проблему. Этот уровень теоретических знаний позволяет построить логическое суждение, или ряд суждений, содержащих в себе новое представление об объекте, о взаимосвязи известных фактов, а также о логических следствиях предположения, позволяющих осуществить его проверку и доказательство.

    Чем сложнее научная проблема, тем выше должен быть уровень систематизации данных в гипотезе, тем глубже и точнее она должна отражать существенные признаки, свойства, связи, отношения предметов и явлений. Поэтому разработка гипотезы предполагает выдвижение до опыта (a priori ) ряда исходных постулатов и принципов , которые могут стать новым представлением об объекте исследования. Постулат (от лат. postulatum – требование) – это принцип, положение, которое служит основанием для осуществления содержательных рассуждений и выводов. Эти постулаты и принципы позволяют сформулировать в гипотезе ряд тезисов. Тезис (от греч. thesis ) – положение, истинность которого должна быть доказана. Постулирование понятий, признаков объекта позволяет наметить ход дальнейших рассуждений и пути доказательства гипотезы.

    Процесс доказательства гипотезы – это относительно самостоятельный процесс. В этом процессе наряду с логическими средствами (индукцией, дедукцией, аналогией) большую роль играют интуиция и воображение.

    Очевидно, что выдвижение и доказательство гипотез – это зачастую сложный многоитерационный процесс. На пути превращения гипотезы в теорию возникают общие и частные, рабочие гипотезы. В процессе доказательства гипотезы могут уточняться, конкретизироваться, отвергаться. Тогда выдвигается новая гипотеза и, в случае подтверждения опытом, гипотеза превращается в научную теорию. Однако для этого гипотеза должна:

    • – объяснить имеющиеся достоверные факты. Но если какой-то факт ею не объясняется, то следует внимательнее изучить прежде всего сам факт;
    • – не содержать противоречий, которые запрещаются законами формальной логики (тождества, непротиворечивости, исключенного третьего и достаточного основания);
    • – быть простой, не содержать произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он есть в действительности.

    Опытная, экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий не гарантирует ее полной истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности. В некоторых случаях, для объяснения отдельных явлений, которые невозможно объяснить в рамках данной теории, ученые выдвигают гипотезу специально для этого случая. Это называется гипотеза ad hoc (от лат. ad hoc – специально, применимо только для этого). Несомненно, что уточнение существенных признаков, применение новых методов исследования проблем может привести к выдвижению гипотез, основанных на принципиально новых научных концепциях.

    Конце́пция , или конце́пт (от лат. conceptio – понимание, система). Научная концепция – это трактовка какого-либо процесса или явления, основная точка зрения на предмет и объект исследования, определенный способ понимания. В основном в современной науке под научной концепцией понимается фундаментальная теоретическая схема или система. Эта схема включает в себя исходные принципы, основные системо- и смыслообразующие понятия или категории, универсальные для данной теории законы, идеализированные схемы (модели, объекты) описываемой области, на которую проецируются интерпретации всех утверждений теории. Например, концепция эволюции в происхождении видов Чарльза Дарвина или концепция Большого взрыва в происхождении мира, категории спроса и предложения в классической экономической теории или экономического строя и классов в экономической теории К. Маркса.

    Концепция возникает как результат творческой деятельности человека в его работе по осмыслению мира. Концепция задает и способы выражения понятий (базовых концептов), терминов, создаваемых на базе идеи. Очевидно, что изложение любой научной концепции требует уточнения целого ряда терминов и определений, используемых для описания процессов и явлений. В. В. Налимов высказал мысль о том, что терминами кодируются целые концепции. "Концепции... надо разъяснять, концептуальный характер терминов создает повышенный полиморфизм языка науки. Чем глубже и сложнее концепция, кодируемая термином, тем больше его полиморфизм"