Историческое развитие общества. Основные тенденции развития исторической науки во второй половине хх в

Общая тенденция исторического развития – переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально - исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда. Одновременно с прогрессом техники идет развитие науки. При этом расширяются состав и объем необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнёта стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости – вот наиболее общие показатели исторического прогресса. Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Первоначально из-за низкого уровня развития производства, а в дальнейшем также из-за частной собственности на средства производства одни элементы социального целого систематически прогрессировали за счет других. Это делает развитие общества в целом антагонистическим, неравномерным, зигзагообразным. Диспропорция между прогрессом техники, производительности труда и ростом отчуждения, эксплуатации трудящихся, между материальным богатством общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна в 20 веке. Она отражается в росте социального пессимизма и многочисленных философских и социологических теориях 20 века, прямо или косвенно отрицающих прогресс и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклического круговорота, либо «нейтральным» понятием «социального изменения». Место либерально-прогрессистских утопий заняли концепции «конца истории» и пессимистической антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современной цивилизации – экологическая и энергетическая, угроза ядерной войны и др. Весьма сложен также вопрос о критериях прогресса применительно к высшим сферам духовной деятельности, например к искусству, где новые течения и формы, возникая на основе старых, не отменяют и не стоят «выше» последних, а сосуществуют с ними в качестве автономных, альтернативных и взаимодополнительных способов видения и конструирования мира.

Хотя теория прогресса часто формулируется в объективно-безличных терминах, его важнейшим двигателем, конечной целью и критерием является сам человек. Недооценка человеческого фактора и ложное представление, будто социализм автоматически разрешит все социальные противоречия, повлекли за собой целый ряд экономических, социально-политических и нравственных деформаций, преодолеваемых в процессе перестройки. Становление новой цивилизации невозможно без свободного и гармоничного развития личности. Понятие прогресса – лишь один из элементов исторического сознания; понимание развития общества как естественноисторического процесса не исключает того, что оно есть также всемирно-историческая драма, каждый эпизод которой, со всеми его участниками, индивидуален и имеет свою собственную ценность. Важная черта современной эпохи – переход от экстенсивного типа развития, нивелирующего социально-индивидуальные различия и основанного на принципе господства и подчинения, к интенсивному. Человечество не сможет выжить и разрешить свои глобальные экологические энергетические и прочие проблемы, не научившись управлять социальными процессами. Это предполагает отказ от технократического мышления, гуманизацию прогресса, выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей, которым должны быть подчинены классовые, государственные, национальные и иные более частные интересы. Для этого необходимо уменьшить неравномерность объективных возможностей пользования материальными и культурными благами цивилизации. Вместе с тем новая мировая цивилизация не будет единообразным монолитом, она предполагает увеличение много вариантности типов развития и многообразия форм социально - политической, национальной и духовной жизни. Отсюда – необходимость терпимости к различиям и умение преодолевать связанные с ними конфликты и трудности мирно, путем расширения сотрудничества и кооперации. Новое политическое мышление – глобальный экологический императив (требование, приказ, закон, безусловный принцип поведения)­.

Возникнув на почве социальной истории, понятие прогресса было в 10 веке перенесено и в естественные науки. Здесь, как и в общественной жизни, оно имеет не абсолютное, а относительное значение. Понятие прогресса неприменимо к Вселенной в целом, т. к. здесь отсутствует однозначно определённое направление развития, и ко многим процессам неорганической природы, имеющим циклический характер. Проблема критериев прогресса в живой природе вызывает споры среди ученых.

Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей, легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Homo sapiens (человек разумный) как биологический вид стойт выше на лестнице эволюции, чем его предшественники – питекантропы, неандертальцы. Очевидным является прогресс техники: от каменных орудий к железным, от простых ручных орудий. К машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетике, от примитивных средств перевозки к автомобилям, самолетам, космическим кораблям. Прогресс техники всегда был связан с развитием знаний, а последние 400 лет - с прогрессом в первую очередь научного знания. Человечество освоило, окультурило, приспособило к потребностям цивилизации почти всю землю, выросли тысячи городов - более динамичных по сравнению с деревней видов поселения. В ходе истории совершенствовались и смягчались формы эксплуатации. Затем эксплуатация человека человеком вообще ликвидируется.

Казалось бы, прогресс в истории очевиден. Но это отнюдь не общепризнано. Во всяком случае, имеются теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективно содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того, с какой системой ценностей он подходит к истории.

Итак, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Важно, однако, не только сформулировать критерий общественного прогресса, но и определить, как им пользоваться. Если его неправильно применять, то можно дискредитировать и саму постановку вопроса об объективном критерии общественного прогресса.

Следует учесть, что производительные силы определяют развитие общества: а) в конечном счете, б) во всемирно-историческом масштабе, в) в самом общем виде. Реальный же исторический процесс протекает в конкретных исторических условиях и во взаимодействии многих общественных сил. Поэтому его рисунок отнюдь не задан однозначно производительными силами. С учетом этого общественный прогресс нельзя трактовать как однолинейное движение. Напротив, каждый достигнутый уровень производительных сил открывает веер различных возможностей, и по какому пути в данной точке социального пространства пойдет историческое движение, зависит от многих обстоятельств, в частности от исторического выбора, сделанного субъектом социальной деятельности. Иначе говоря, путь прогресса в его конкретно-историческом воплощении изначально не задан, возможны различные варианты развития.

Экономические, социальные, политические процессы. Сосуществование различных форм производства в странах Европы и Америки. Генезис капитализма, ею концепции. Роль колониальных захватов и колониализма в процессе генезиса капитализма. Формирование мирового рынка. Регионы раннего и позднего генезиса капитализма. Пути развития капитализма в отдельных странах.

Промышленность. Подъем мануфактурного капитализма. Роль торгового капитала в мануфактурный период. Складывание внутреннего рынка. Совершенствование средств сообщения. Сдвиги в народонаселении.

Аграрный строй Европы и Северной Америки. Различные типы аграрной эволюции в Европе в XVII-XVIII вв. Аграрный дуализм и его характерные черты. Капиталистический уклад в сельском хозяйстве.

Рабовладельческое хозяйство в Южной и Северной Америке. Рабство нового времени, его характер и отличительные черты.

Государственно политические порядки. Формы государственности. Абсолютизм, зарождение бюрократии. Сословный строй.

Воздействие экономических сдвигов на традиционные слои городского и сельского населения в различных странах Европы и Америки. Социальные движения в период мануфактурного капитализма.

Дворянство в первые века нового времени, формы приспособления к новым экономическим условиям XVII-XVIII вв.

Формирование и укрепление буржуазии, ее характерные черты.

Культура . Главенствующая роль церкви и религии в духовной жизни в начале нового времени. Система и содержание образования. Уровень грамотности. Университеты.

Народная культура, ее компоненты. Народные праздники, их общественная функция. Наступление католической и протестантской церкви на народную культуру. Народная культура в современной историографии.

Особенности массового сознания в раннее новое время. «Великий страх» («охота на ведьм») как социально-психологический феномен. Европейское свободомыслие («либертинство»).

Научная революция. Развитие астрономии, механики, математики и возникновение естественнонаучной картины мира. Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон. Мировоззренческие сдвиги как следствие рождения новой науки. Научные дискуссии. Распространение частных и государственных научных обществ. Рационализм, его проникновение в общественное сознание и художественное творчество. Механицизм в общественной мысли XVII-XVIII вв.

Основные течения в искусстве и литературе. Барокко как художественное направление европейского масштаба. Классицизм. Идейные и эстетические принципы. Расцвет классицизма во Франции в XVII в.

Просвещение. Просвещение как европейское и американское идейное движение. Его временные и географические рамки. Жанры просветительской литературы.

Социально политические и идейные истоки Просвещения. Просвещение и развитие естественнонаучных знаний. Просвещение и религия. Основные черты просветительской мысли. Взгляд на человека. Теория «естественного права». Новая этика. Концепция государства. Социальные и экономические воззрения. Просвещение как теория общественного переустройства. Идея прогресса Различные направления в Просвещении, его особенности в отдельных странах. Степень распространения идей Просвещения в различных слоях общества.

Реформы второй половины XVIII в. («Просвещенный абсолютизм»). Абсолютная монархия в Европе к середине XVIII века. Изменения в государственном аппарате. Власть в центре и на местах. Властные прерогативы церкви и сеньоров. Государство и церковь в католических и протестантских странах Европы.

«Просвещенный абсолютизм» как общеевропейская политика модернизации (самореформирования) «старого порядка». Идеологическое обоснование новой политики монархий.

Программа и цели реформ, их инициаторы и проводники. Сферы реформаторской деятельности, ее общие черты и отличия в отдельных странах. Итоги политики «просвещенного абсолютизма».

ИСТОРИОГРАФИЯ

ИСТОРИИ РОССИИ

Москва, 2007

Введение …………………………………………………………………4 – 16

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Раздел I. Познание отечественной истории

в средние века ………………………………………………………….17 – 80

Раздел II. Становление исторической науки

в XVIII – начале XIX вв ……………………………………………….61-165

Обособление истории в самостоятельную научную дисциплину.

Теоретические основания научного исторического знания.

Идеи Просвещения в русской исторической науке.

Организация научных исследований

Собирание, публикация и приемы критики источников.

Проблематика исторических исследований

Рационалистически-прагматическая концепция истории России

Раздел Ш. Историческая наука во второй

четверти – 80-е годы ХIХ в …………………………………………….166-328

Условия развития исторической науки.

Организационные формы исторической науки.

Новые подходы к осмыслению прошлого.

Предмет и задачи исторической науки.

Основные направления исторической науки.

Историческая проблематика в общественной полемике

Новые тенденции в развитии исторической науки

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Раздел IV. Историческая наука в последней

четверти Х1Х –первой четверти ХХ в . ……………………………..329-451

Развитие организационных форм научных исследований.

Теория и методология

Исторические концепции истории России

Историческая наука в концепциях русской истории.

Историческая проблематика в общественной полемике.

Раздел V. Советская историческая наука …………………………..452-645

Внешние условия функционирования исторической науки.

Реализация новых принципов организации учебных и научных центров

Внедрение в историческую науку марксистско-ленинского мировоззрения

Влияние внутриполитической ситуации в стране на состояние исторической науки

Основные внутренние тенденции развития исторической науки. Концепции и методы.

Историческая наука в первые послереволюционные годы:

школы, концепции, дискуссии

Становление советской исторической науки. Выработка единой концепции отечественной и мировой истории.

Методологические поиски в советской исторической науке

Раздел VI. Отечественная историческая наука в конце XX – начале XXI веков ………………………………………………………………………646-689

ВВЕДЕНИЕ

Предмет историографии как специальной дисциплины. Современный уровень научного исторического знания – результат длительного процесса познания и осмысления прошлого. Овладение многовековым опытом работы над изучением истории является одним из важнейших моментов профессиональной подготовки историка.

Термин «историография» исторически понимается двояко. Понятие «историограф» и «историк», «историография» и «история» в XVIII веке воспринимались как синонимы. «Историографами» называли Г.Ф.Миллера, М.М.Щербатова, Н.М.Карамзина, которые занимались «писанием истории, то есть «историографией». Впоследствии значение данных терминов изменилось, и под историографией стали понимать уже не историю в буквальном смысле этого слова, не науку о прошлом, а историю самой исторической науки, и в дальнейшем, соответственно, так называли вспомогательную историческую дисциплину, которая занималась изучением истории исторической науки.

Под историографией понимают сегодня исследования по истории исторической науки как в целом (изучение состояния и развитие исторических знаний на его отдельных временных и пространственных этапах), так и применительно к истории разработки отдельных проблем (совокупности научных трудов, посвященных отдельной проблеме), так называемая проблемная историография.

Предмет историографии как специальной дисциплины складывался постепенно, исторически. Первые определения предмета историографии появилось во второй половине Х1Х в.. Они не были однозначны: обзоры исторической литературы и исторических источников, научные биографии ученых. Галерея «портретов» ученых ХУШ-Х1Х в. была создана С.М.Соловьевым, К.Н.Бестужевым –Рюминым, В.О.Ключевским, П.Н.Милюковым и другими. В качестве предмета историографии рассматривались «ученые системы и теории». К концу Х1Х в. в изучение не ограничивалось историческими сочинениями и историческими концепциями. В качестве предмета историографии стали рассматриваться деятельности «учено-учебных» учреждений и практически вся сфера организации научных исследований, а так же система специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Примером этого может быть работа В.С.Иконникова.

В советской исторической науке к определению предмета историографии обращались крупнейшие по отечественной и всеобщей истории – О.Л.Ванштейн, Н.Л.Рубинштейн, Л.В.Черепнин, М.В.Нечкина, С.О.Шмидт, И.Д.Ковальченко, А.М.Сахаров, Е.Н.Городецкий, Б.Г.Могильницкий и другие. Продолжая традиции своих предшественников они определили предмет историографии как историю исторической науки, то есть процесс формирования и развития научного познания прошлого, выраженной в общих и конкретных исторических концепциях. В него так же входит изучение исторической науки как социального института, представленной в определенных формах организации, управления, распространения исторических знаний.

В предмет историографии включается не только научное познание прошлого, основанное на анализе источников, применении специально-научных методов исследования и теоретического осмысления прошлого, но и более широкий аспект исторического знания - история исторической мысли, то есть общие представления о мире, истории, представленные в философии истории, общественной, художественной мысли. Предмет историографии включил себя историю исторических знаний, то есть вне научные, обыденные представления о прошлом, которое не только обогащает представление о прошлом, но и является наиболее распространенной формой формирования исторического сознания общества. Изучение исторического сознания общества, его отдельных групп, функционирования исторических знаний в общественной практике сегодня является одним из важных аспектов историографического исследования.

Структура системы исторической науки . Расширялось постепенно и содержание историографии. Система исторической науки включает в себя процесс формирование облика прошлого, выраженного в общих и конкретных концепциях во всех ее составляющих – теория и методология, источниковая база, методы исследования; вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Концепция – это система взглядов на исторические явления и процессы с позиций определенной теории познания, источниковой базы и методов изучения. Теория определяет предмет изучения, понимание характера исторического развития, факторы и силы его определяющие. Она объясняет и раскрывает, основной смысл исторического процесса. Собственно развитие науки начинается с открытия «основного смысла, связавшего все ее главные явления», отмечал В.О.Ключевский. Она воздействует на сам процесс познания – методологию, которая определяет принципы познания и является основой для использования метода. Различия в теории и методологии порождают различное понимание историками хода общественного развития, отдельных событий и явлений. Каждый из компонентов исторического знания обладает определенной самостоятельностью и их собственного развития. Системообразующим компонентом является теория и методология. Именно их изменение определяет движение науки.

Кроме этого в в систему науки входят ее включена и социальные институты науки (научные исторические учреждения, подготовка кадров, формы распространения исторических знаний).

Историческое знание формируется в определенной общественной среде, определенном типе культуры, который характеризуется социально-экономическим, политическим, идеологическим состоянием общества, развитием философской, общественной, экономической мыслью. Это факторы определяющие и влияющие на состояние науки в тот или иной период времени. Историческая наука тесно связана с обществом, она служит звеном между прошлым, настоящим и будущим.

Все это определило структуру историографического исследования – изучения условий развития исторического знания, анализ исторической концепции, влияние ее на практику общественной жизни.

Процесс познания имеет поступательный характер Историческое знание сложный и многообразный процесс, он находится в постоянном движении, сменяются теории и гипотезы. Смена руководящих идей, концепций неизбежна, ибо каждая теория объясняет определенный круг явлений. Плюрализм в подходах был всегда, и даже при господстве марксистской в советской историографии. Сегодня плюрализм в подходах к изучению и осмыслению исторического прогресса стал нормой.

Историографический процесс это постоянное накопление и преемство знаний, непрерывный поиск истины. «Каждое новое поколение прикладывает свое к наследству отцов», писал Н.К.Бестужев –Рюмин. Достигнутый результат является лишь основой последующего углубления знаний на базе новых подходов к познанию, новых фактов новых методов. При этом сохраняются традиции в исследовании прошлого. Проследить как они сохранялись, что нашло развитие и что потеряли, к чему возвращались и возвращаются сегодня. С другой стороны, надо обозначить как зарождалось новое.

Оценка исторического знания . При оценке значения той или иной концепции, определении места историка в исторической науке первостепенное значение имеет выяснение того, что нового в сравнении с предшествующей и современной историографией дала та или иная концепция с точки зрения теории и методологии, методов исследования, источниковой базы и конкретных выводов. Вторая сторона оценки касается моральной стороны и практической значимости. Каково ее значение с точки зрения отражения запросов эпохи, использования конкретных выводов для понимания конкретной исторической обстановки.

Для марксистской исторической науки одним из определяющих принципов осмысления той или иной концепции, следовательно, значения историка, был принцип партийности. Современная историческая наука отказалась от него и это справедливо. Однако следует иметь в виду, что история наука общественная, и историческое знание так или иначе выражает определенные социальные потребности общества и его отдельных социальных групп. Главное при рассмотрении любой концепции понять историка, пройти вместе с ним тот путь. Которым он шел к своим выводам.

Принципы и методы историографического изучения . В определении принципов исследования историографы исходят из объективного содержания историко-познавательного процесса, его многообразия, обусловленности внутренними и внешними факторами. Методы варьируются в зависимости от предмета конкретного исследования и исследовательской задачи. Каждый метод дает возможность раскрыть ту или иную сторону научно-познавательного процесса и в совокупности представить его как целостный.

Одним из основных принципов является принцип историзма. Он подразумевает рассмотрение процесса познания в его развитии и изменении, в связи с характером эпохи, ее культуно-историческим типом, то есть господствующим в ту или иную эпоху типом познания, наличия определенной совокупности познавательных средств Состояние теории и методологии). Ученые Х1Х в. отмечали, нельзя думать, что какая-нибудь философия, история (в смысле знания об истории) может выйти за пределы современного ей мира, так же как не может перепрыгнуть через свою эпоху тот или иной ученый. Принцип историзма имеет решающее значение при рассмотрении категориального и понятийного аппарата той или иной эпохи. Он является основой многих методов познания: историко-генетического, сравнительно исторического, типологического, историко-системного и других. Современная наука в поисках методов собственно исторического и историографического анализа обращается к междисциплинарным методам – культурологическому, науковедческому, психологическому, филологическому. И здесь особое внимание привлекают те принципы и методы исследования, которые дают возможность понять личность ученого, его познающее сознание, проникнуть в его внутренний мир, в лабораторию его исследований. Общепризнанным является субъективный характер самого исторического исследования, ибо историк не просто воспроизводит факты, но и объясняет их. Это связанно с тем индивидуальным, что присуще тому или иному ученому: его внутренний мир, характер, эрудиция, интуиция и т.п. Подчеркивается самоценность представлений историка, право его на собственное видение проблемы.

Складывание историографии как специальной дисциплины Элементы историографии в сегодняшнем понимании этого слова возникают издавна: уже древнерусские летописцы были в значительной степени историографами. В XVIII в., вместе с появлением исторической науки, она становится ее составной частью, хотя еще долго не рассматривается как самостоятельная дисциплина. Таковой она стала определять с середины XIX в., когда определились четко ее предмет, задачи, значение, принципы изучения, классификации и периодизации исторических знаний. Становление и развитие историографии как особой отрасли исторической науки рука об руку с развитием историографии как части учебного процесса.

С самого начала преподавания русской и всеобщей истории в курсы вводился историографический материал. Свой курс по истории и статистики российского государства в 1810 г. М.Т.Каченовский начинал с критического разбора исторической литературы. Эту традицию продолжили Лашнюков, С.М.Соловьев, К.Н.Бестужев-Рюмин, В.О.Ключевский, А.С.Лаппо-Данилевский по русской истории, Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, В.И.Герье, Р.Ю.Виппер по всеобщей истории. Во второй половине Х1Х в. в университетах России стали читать специальные курсы по историографии.

Свой вклад в развитие русской историографии внесли не только историки, но и юристы, особенно разработки теоретико-методологическим проблемам (К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин). В середине XIX в. сформировалась школа специалистов филологов и историков, занимавшейся историей и литературой славянского и русского средневековья (С.П.Шевырев, О.М.Бодянский, Н.С.Тихонравов, Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов).

Многочисленные труды, принадлежащие перу родоначальников историографии, являются классическими и в значительной мере сохраняют значение до сегодняшнего дня. Это серия портретов русских историков XVIII – XIX в. С.М.Соловьева, Н.К.Бестужева-Рюмина, В.О.Ключевского; монография М.О.Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям», В.С.Иконникова «Опыт русской историографии», П.Н.Милюкова «Главные течения русской исторической мысли» и другие.

Ученые XIX в. представляли развитие исторических знаний как единый поступательный процесс, основанный на сохранении традиций и уважении к трудам предшественников, постоянно обогащающийся новыми подходами к изучению истории, постановкой и решением новых проблем, обусловленных как самим движением научного знания, так и потребностями общества.

Они включали в предмет исследования устные предания, историческую литературу, начиная с первых летописных произведений. Были определены основные принципы историографического изучения, дана классификация исторической литературы, периодизация развития исторических знаний. Ученые выделили различия во взглядах на историческое прошлое, связанные с мировоззренческой и общественно-политической позицией ученого, ввели понятие «школа», «течение». Был поставлен вопрос об изучении деятельности научных учреждений, обществ.

Однако марксистские прочтение истории с ее приоритетом партийного принципа осмысления прошлого в том числе и историографического наследия привело к негативной оценки исторических концепций предшественников. Эта тенденция обыкновенно ассоциируется в первую очередь с именем М.Н.Покровского, который отрицал преемственность в развитии исторической науки в целом. Тем не менее, на марксистскую историографию большое влияние оказали Г.В.Плеханов и П.Н.Милюков. Советские историографы сохранили и развили традиции в определении предмета, задач истории исторической науки, соглашались со многими оценками деятельности ученых XIX в. В 30-е годы было положено начало публикации исторических произведений крупнейших отечественных историков.

Большое значение на развитие историографии оказало возобновление чтения в университетах куса историографии по отечественной и всеобщей истории и выход первого советского учебного пособия – «Русская историография» Н.Л.Рубинштейна, включившая в себя освещение развития исторических знаний в России с древнейших времен до начала ХХ в.

Проблемами историографии в 40-50-е годы успешно занимались Л.В.Черепнин, опубликовавший в 1957 г. курс лекций «Русская историография до ХIХ в.», и затем первую в отечественной историографии работу «Исторические взгляды классиков русской литературы.

В последующие годы изучение проблем историографии было продолжено рядом исследователей. Работу по изучению истории исторической науки возглавил сектор историографии в Институте истории СССР под руководством М.В.Нечкиной. Им было подготовлено и издано три тома «Очерков по истории исторической науки в СССР» по досоветской историографии (1955-1963 гг.) и два тома по истории исторической науки советского периода (1966, 1984 гг.). Появились и новые общие курсы по историографии: «Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции.» Под ред. В.Е.Иллерицкого и И.А.Кудрявцева (1961 г.); курс лекций А.М.Сахарова «Историография истории СССР. Досоветский период» (1978); А.Л. Шапиро «Историография с древнейших времен до 1917 г.» (1993 г.) Кроме этого 60-80-е годы издавались монографические исследования

Значительно меньшей группой учебников и исследований представлена историография ХХ в. В 1966 г. вышло учебное пособие В.Н.Котова «Историографияе истории СССР (1917-1934), в 1982 г. учебное пособие Волкова Л.В., Муравьева В.А. «Историография истории СССР в период завершения социалистического строительства в СССР (середина 1930-х – конец 1950-х годов), а также упомянутые выше два тома «Очерков по истории исторической науки в СССР». Практически единственным учебником по советской историографии являлся учебник под редакцией И.И.Минца «Историография истории СССР. Эпоха социализма» (1982 г.)

Для характеристики особенностей отечественной исторической науки, в том числе и при изучении традиций исследования российской историографии, большое значение имеют исследования и учебные пособия, характеризующие отечественный опыт изучения историографии смежных исторических дисциплин: «История советской медиевистики» О.Л.Ванштейна (1966 г.), «Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки» под редакцией ёИ.С.Галкина (1968 г.), «Историография средних веков» Е.А.Косминского (1963 г.), «Советское византиеведение за 50 лет» З.В.Удальцовой (1969 г.) и конечно современные учебники историографии по тем или иным периодам всеобщей истории современные.

Значение историографии . Концентрируя в себе знания о прошлом историография выполняет познавательную функцию в системе исторической науки. Она дает возможность воспользоваться опытом накопленным опытом, «сберечь исследовательские силы», выбрать оптимальные пути решения стоящих передней задач. Осмысления прошлого и настоящего исторической науки, закономерностей ее развития представляет информацию для определения перспектив ее развития, совершенствования форм организации научных исследований, развития источниковой базы, подготовки кадров специалистов-историков и т.п.

Историография играет важную роль в структуре каждого конкретного исследования в определении его задач, источниковой базы, методологии и методов исследования. Знание предшествующего опыта истории являются важным аспектом при интерпретации фактов, подведения их под те или иные понятия и категории.

Историография является связывающим звеном между исторической наукой и общественной практикой. Она выявляет «социальный заказ» общества на научное знание и роль этого знания в решении проблем современности.

Историографическая практика является одним из способов установления истинности исторического знания.. Она выявляет. Что в процессе изучения прошлого составило органическую, неотъемлемую часть научных представлений о сущности изучаемых явлений, какие выводы ограничены, относительны, что подтверждено последующими исследованиями, что отвергнуто и т.п. Она устанавливает приоритет того или иного ученого в выдвижении новых идей в осмыслении исторического процесса.

Знание истории своей науки повышает профессионализм ученого-историка, обогащает его эрудицию, повышает общий культурный уровень. Оно приучает бережно относиться ко всему, что сделано на пути познания прошлого, воспитывает уважение к предшествующим поколениям историков и своим современникам. Попытка «представить результаты, добытые русской исторической наукою…, указать на пути, которыми добывались и добываются эти результаты… бет не без пользы для приступающих к самостоятельному изучению истории»1

В постперестроечное время изучение истории исторической науки приобрело особое значение. Это обусловлено рядом моментов: потребность в разработке теоретико-методологических вопросов исторической науки как в связи с новым отношением к марксизму, так и постановкой новых проблем и пересмотре старых, определении содержания понятийного и категориального аппарата; открывшаяся возможность более глубоко изучения опыта философской и исторической мысли России Х1Х-начала ХХ в. и зарубежной историографии ХХ в.; широкая публикация исторического наследия предшествующих эпох; развитие исторической публицистики. Изменились и формы организации исторических исследований, нуждается в тщательном анализе и опыт подготовки кадров историков.

Этим определяется и значение историографии как учебной дисциплины.

В последнее время делаются попытки по-новому взглянуть на историю исторической науки что находит отражение и в учебной литературе. Среди учебных пособий: «Историография истории России до 1917 года» под редакцией М.Ю.Лачаевой (2003 г.). Советская историография в отдельных ее фрагментах представлена в сборнике статей «Советская историография» под редакцией Ю.Н.Афанасьева (1996 г.). учебное пособие Н.Г.Самариной «Отечественная историческая наука в советскую эпоху» (2002 г.). Первой попыткой осмыслить историографию 80-90-х годов ХХ в. было издание работы Е.Б.Заболотного и В.Д.Камынина Историческая наука России в преддверии третьего тысячелетия (1999 г.).

Усилившейся интерес к истории исторических знаний во всех его проявлениях является характерной чертой современности. Происходящие изменения в исторической науке обращают внимание ученых на более глубокое изучение природы и целей историко-познавательного процесса, на существовавших и существующих представлениях о прошлом. Но сегодня еще не до конца преодолен привычный для многих историографов подход, в соответствии с которым принципы подхода к изучению истории исторической науки советского общества коренным образом отличается от подходов к изучению досоветской историографии. Данный учебник является первой попыткой создания единого учебника по курсу историографии, в котором было бы в системе представлены все этапы постижения отечественной истории.

Учебник представляет историческую науку России по русской истории с древнейших времен до начала ХХI в. Учебник разделен на две части. Первая часть – изложение состояния и развития науки с древнейших времен до последней четверти Х1Х в.. в соответствии с принятой периодизацией истории исторической науки он состоит из трех разделов: первый раздел - отечественная историческая наука в средние века; второй - историческая наука в ХVIII – первой четверти ХIХ в.;третий – историческая наука во второй – третей четверти ХIХ в.. Часть вторая включает развитие исторической науки в последней трети Х1Х – начало ХХ1 века.: раздел четвертый историческая наука в последней четверти ХIХ – первой четверти ХХ в.; раздел пятый – Советская историография. 1917 – 1985; раздел шестой – Отечественная историческая наука в конце ХХ - начале XXI веков.

Строится курс по хронологическому порядку. Состояние науки на том или ином этапе ее развития представляется со всеми образующими ее содержание компонентами

ЛИТЕРАТУРА

Дмитриенко В.А . Введение в историографию и источниковедение исторической науки. Томск. 1988.

Киреева Р.А . Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины Х1Х в. до 1917 г. М., 1983.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. Ч.1. М., 1987.

Нечкина М.В . История истории (Некоторые методологические вопросы истории исторической науки). //История и историки. Историография истории СССР. М., 1965.

Сахаров А.М. Методология истории и историография. Статьи и выступления. М., 1981.

Проблемы периодизации. Период с конца XV до середииы XVII в. по одной из традиций, сложившихся в отечественной науке, называют поздним средневековьем, по другой, свойственной также и зарубежной историографии, - ранним новым временем.

Оба термина призваны подчеркнуть переходный и крайне противоречивый характер этого времени, которое принадлежало сразу двум эпохам. Для него характерны глубокие социально-экономические сдвиги, политические и культурные перемены, значительное ускорение общественного развития наряду с многочисленными попытками возврата к уже отжившим отношениям и традициям. B этот период феодализм, оставаясь доминирующей экономической и политической системой, существенно деформируется. B его недрах зарождается и формнруется раннекапиталистический уклад, однако в разных странах Европы этот процесс идет неравномерно. Наряду с переменами в мировоззрении, связанными с распространением гуманизма, переосмыслением католической догматики в ходе Реформации, постепенной секуляризацией общественной мысли, шло нарастание народной религиозности. Всплески демономании в конце XVI - первой половине XVII в., кровопролитные религиозные войны обнаруживали тесную связь этого исторического этапа с прошлым.

Началом раннего нового времени принято считать рубеж XV- XVI веков - эпоху Великих географических открытий и расцвета культуры Возрождения, знаменовавшую разрыв со средневековьем как в экономической, так и в духовной сфере. Границы известной европейцам ойкумены резко раздвинулись, экономика получила мощный импульс в результате освоения открытых земель, совершился переворот в космологических представлениях, в общественном сознании, утвердился новый, ренессансный тип культуры.

Выбор же верхней хронологической грани позднего феодализма остается дискуссионным. Ряд нсториков, опираясь на хозяйственноэкономические критерии, склонны распространять “долгое средневековье” на весь XVIII век. Другие, ссылаясь на первые успехи рлннскапиталистичсского уклада в отдельных странах, предлагают принять за условную границу крупные социально-политические ка- глклизмы, связанные с его ростом, - освободительное движение B Нидерландах второй половины XVI в. или Английскую революцию середины XVII в. Распространено также мнение, что Великая Французская революция XVIII в. - более оправданная точка отсчета нового времени, поскольку к этому моменту буржуазные отношения носторжествовали уже во многих европейских странах. Тем не ме- iiec большинство историков склонно рассматривать середину XVII в. (эпоху Английской революции и окончания Тридцатилетней войны) как водораздел между ранним новым временем и началом собственно новой истории. B данном томе изложение исторических событий доводится до Вестфальского мира 1648 r., который подвел итоги первого крупного общеевропейского конфликта и надолго определил направление политического развития Енропы.

Основные тенденции экономического развития. Сосуществование нового и традиционного ярко проявлялось в сфере хозяйственной жизни и экономических процессов раннего нового времени. Материальная культура (орудия труда, приемы и навыки людей в агрикультуре и ремеслах, технологии) в целом сохраняла средневековый характер.

XVl-XVIl века не знали по-настоящему революционных сдвигов в технике или новых источников энергии. Ha этот период пришлась последняя стадия развития доиндустриальной аграрной цивилизации в Европе, завершившаяся с наступлением промышленной революции в Англии в XVIII в.

C другой стороны, многие социально-экономические явления нссли в себе черты нового: наметились отдельные сферы экономики, и которых техническое развитие шло ускоренными темпами, важные сдвиги происходили благодаря новым формам организации производства и его финансирования. Прогресс горного дела, металлургии, переворот в судостроении, в военном деле, бурный подъем книгопечатания, изготовления бумаги, стекла, новых видов тканей, лостижения естественных наук подготавливали первый этап промышленной революции.

B XVI-XVII вв. Западная Европа покрылась довольно густой сетью коммуникаций. Прогресс торговли и средств сообщения способствовал развитию внутренних и общеевропейских рынков. Глобальные перемены последовали за Великими географическими открытиями. Возникновение поселений европейских колонистов и сети торговых факторий в Азии, Африке, Америке положило начало складыванию мирового рынка. Одновременно с этим шло становление колониальной системы, сыгравшей огромную роль в накоплении капиталов и развитии капитализма в Старом Свете. Освоение Нового Света оказывало глубокое и всестороннее воздействие на социально-экономические процессы в Европе, оно положило начало длительной борьбе за сферы влияния в мире, рынки сбыта и сырья.

Важнейшим фактором экономического развития в эту эпоху явилось зарождение раннекапиталистического уклада. K концу XVI в. он стал ведущим в экономике Англии, а позже Нидерландов, нграл заметную роль в отдельных отраслях производства во Франции, Германии, Швеции. B то же время в Италии, где элементы раннебуржуазных отношений зародились еще в XIV-XV вв., к началу XVII в. наметилась их стагнация вследствие неблагоприятной рыночной конъюнктуры. B Испании и Португалии причиной гибели ростков нового уклада стала в основном недальновидная экономическая политика государства. B германских землях к востоку от Эльбы, в Прибалтике, Центральной и Юго-Восточной Европе ранний капитализм не получил распространения. Напротив, втягивание этих зерыопроизводящих регионов в международные рыночные отношения привело к обратному явлению - возврату к домениально- му хозяйству и тяжелым формам личной зависимости крестьян (так называемому второму изданию крепостничества).

Несмотря на неравномерность развития раннекапиталистнче- ского уклада в разных странах, он начал оказывать постоянное воздействие на все сферы хозяйственной жизни Европы, которая уже в XVI-XVII вв. представляла собой взаимосвязанную экономическую систему с общим рынком денег и товаров, а также сло- жившнмся международным разделением труда. И все же миогоук- ладыость оставалась важнейшей характеристикой экономики.

На рубеже XIX-XX вв. слож. Основные институц. Характеристики истории, как науки: методология истории, появление учебника – как писать историю (Ланглуа и Сеньобос). Разработки в области источниковеден. Лаппо-Данил., Фримена, Бернгейма. Сложился основной корпус вспом.истор. дисциплин; во всех европ. Странах сложил.национ. ассоциации историков; общенациональные историч. Журналы (Вестник Европы, Русская старина). Функционирование ист.факультетов, высшего ист.образов.

В 1898 г. состоялся 1-й международн. Съезд историков. Произошло окончательное формир. Истории как науки. Развитие ист.науки XX в. делится на 3 этапа: 1) 20-50 гг. Период господства класс.концепции истории. Этот период итс.науки определ. Истогами I м\в, которая явилась потрясением зап.культуры. В «Закате Европы» Шпенглера: История учит тому, что ничему не учит! Резкое падение интереса к истории, снижение статуса этой науки. Характер. черта: жесткая идеологизированность.Главный вопрос: кто виноват в 1 мир.войне? Появление многотом. собраний сочинений и ист.источн. по 1 м.в. Немцы: виновата Англия. Антанта: виновата Германия. В этот период закладыв.основания глубокой критики ранкианской модели, критика представлена: Крочи, Коллингвуд, Февр, блок. Концнтрир. Внимание на культурной истории социального. Дает толчок к муждисциплинарному подходу. 2 м.в. стала кризисной точкой в установлении баланса между старой и новой историографией.

2)60-80 гг. Период формирования неклассической концепции истории. 50 гг. стали периодом качеств. изменения зап. Цивилизации. Это время: крушение колониальной системы мира; появление ядерного оружия, полет чел. В космос, НТР Исследователь Бел определил этот период как начало постиндустриальной эры.

На рубеже 50-60 гг. наступило ощущение безграничн. Возможностей человека в познанию. Эта была ситуация плюрализма мнений, поиск новых путей и подходов. Это господство макроисторических исследований: теория индустр. И постиндустр. общ., теория модернизации (Блэк, Мур, Парсонс), мирсистемный анализ. Правительство США вкладывало огром.средства в соц, ист, политологич. Исследования. Синтез истории и социологии, это свидетельст. о формировании междисциплинарного подхода. Другим проявлением междисциплинарности явился расцвет постструктурализма. В 60 гг. идеи Сесюра б. перенесены с языка на общество. 1) Мишель Фуко «Надзирать и наказывать» Показ. Как на примере тюрьм менялось представление о наказании. В ссер – Бахтин, «Франсуа Рамбле и смеховая культура». Н данном этапе политическая история потеряла свою монополию в ист. исследованиях, это привело к господству междисциплинарного подхода. Стали востребованы идеи Фрейда (Фуко, история сексуальности).



3 этап. К. 80-начало XXI в. Постнеклассический этап. Определяется эпистемологической революцией и революцией в теории познания. Момент кризиса макроисторического исследования. Это определялось крушением биполярного мира, что привело к столкновению цивилизаций. Теория относительности ворвалась в соц. Науку (сколько историков – столько мнений). Формируется универсальная история, т.е. объединение естествен. И гуманит. Наук. Формирование единого поля.

Это период расцвета краеведения и истории семьи. В центре исследовательских интересов: нац. Менталитет, картина мира, система представлений. В 2005 г. в Сиднее состоялся 20 всемирный съезд историков, отечественную делегацию возгл. Бибиков.