Как правильно сокращать ученые степени и звания? Процедура защиты диссертации

доктор биологических наук - д-р биол. наук
доктор ветеринарных наук - д-р ветеринар. наук
доктор военных наук - д-р воен. наук
доктор географических наук - д-р геогр. наук
доктор геолого-минералогических наук - д-р геол.-минерал. наук
доктор искусствоведения - д-р искусствоведения
доктор исторических наук - д-р ист. наук
доктор культурологи - д-р культурологии
доктор медицинских наук - д-р мед. наук
доктор педагогических наук - д-р пед. наук
доктор политологических наук - д-р полит. наук
доктор психологических наук - д-р психол. наук
доктор сельскохозяйственных наук - д-р с.-х. наук
доктор социологических наук - д-р социол. наук
доктор технических наук - д-р техн. наук
доктор фармацевтических наук - д-р фармацевт. наук
доктор физико-математических наук - д-р физ.-мат. наук
доктор филологических наук - д-р филол. наук
доктор философских наук - д-р филос. наук
доктор химических наук - д-р хим. наук
доктор экономических наук - д-р экон. наук
доктор юридических наук - д-р юрид. наук
кандидат биологических наук - канд. биол. наук
кандидат ветеринарных наук - канд. ветеринар. наук
кандидат военных наук - канд. воен. наук
кандидат географических наук - канд. геогр. наук
кандидат геолого-минералогических наук - канд. геол.-минерал. наук
кандидат искусствоведения - канд. искусствоведения
кандидат исторических наук - канд. ист. наук
кандидат культурологи - канд. культурологии
кандидат медицинских наук - канд. мед. наук
кандидат педагогических наук - канд. пед. наук
кандидат политологических наук - канд. полит. наук
кандидат психологических наук - канд. психол. наук
кандидат сельскохозяйственных наук - канд. с.-х. наук
кандидат социологических наук - канд. социол. наук
кандидат технических наук - канд. техн. наук
кандидат фармацевтических наук - канд. фармацевт. наук
кандидат физико-математических наук - канд. физ.-мат. наук
кандидат филологических наук - канд. филол. наук
кандидат философских наук - канд. филос. наук
кандидат химических наук - канд. хим. наук
кандидат экономических наук - канд. экон. наук
кандидат юридических наук - канд. юрид. наук

Существуют и более краткие, неофициальные сокращения ученых степеней:

доктор архитектурных наук - д.арх.н.;

кандидат архитектурных наук - к.арх.н.

доктор биологических наук - д.б.н.;

кандидат биологических наук - к.б.н.

доктор ветеринарных наук - д.в.н.;

кандидат ветеринарных наук - к.в.н.

доктор военных наук - д.воен.н.;

кандидат военных наук - к.воен.н.

доктор географических наук - д.г.н.;

кандидат географических наук - к.г.н.

доктор геолого-минералогических наук - д.г.-м.н.;

кандидат геолого-минералогических наук - к.г.-м.н.

доктор искусствоведения - д.иск.;

кандидат искусствоведения - к.иск.

доктор исторических наук - д.и.н.;

кандидат исторических наук - к.и.н.

доктор медицинских наук - д.м.н.;

кандидат медицинских наук - к.м.н.

доктор педагогических наук - д.п.н.;

кандидат педагогических наук - к.п.н.

доктор политологических наук - д.пол.н.;

кандидат политологических наук - к.пол.н.

доктор психологических наук - д.псх.н.;

кандидат психологических наук - к.псх.н.

доктор сельскохозяйственных наук - д.с.-х.н.;

кандидат сельскохозяйственных наук - к.с.-х.н.

доктор социологических наук - д.соц.н.;

кандидат социологических наук - к.соц.н.

доктор технических наук - д.т.н.;

кандидат технических наук - к.т.н.

доктор фармацевтических наук - д.фарм.н.;

кандидат фармацевтических наук - к.фарм.н.

доктор физико-математических наук - д.ф.-м.н.;

кандидат физико-математических наук - к.ф.-м.н.

доктор филологических наук - д.фил.н.;

кандидат филологических наук - к.фил.н.

доктор философских наук - д.ф.н.;

кандидат философских наук - к.ф.н.

доктор химических наук - д.х.н.;

кандидат химических наук - к.х.н.

доктор экономических наук - д.э.н.;

кандидат экономических наук - к.э.н.

доктор юридических наук - д.ю.н.;

кандидат юридических наук - к.ю.н.

На эти и другие вопросы вы найдете ответ в нашей статье.

Ученая степень или ученое звание? Предлагаем Вам разобраться в специфике этих терминов.

Ученая степень

Ученая степень – это уровень квалификации представителя научной сферы, присвоенный ему после прохождения обучения по специальным программам ( утвержденным ВАК . В нашей стране сейчас учреждено две ученых степени - кандидата наук и доктора наук.

Чтобы стать кандидатом наук необходимо сдать , опубликовать научные статьи в журналах, рецензируемых ВАК и защитить диссертацию.

Чтобы стать доктором наук необходимо иметь диплом кандидата наук, защитить научную работу (докторскую диссертацию). Основные научные результаты докторской диссертации должны быть также опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях из перечня ВАК. К опубликованным результатам приравниваются также патенты на изобретения.

С порядком присуждения ученых степеней вы можете ознакомиться в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» .

Ученое звание

Аттестат доцента 1952 года

Аттестат доцента 1955 года

Аттестат доцента 1990 года

Аттестат доцента 1993 года


Аттестат доцента 2013 года

Делая вывод, можно отметить, что главным отличием степени от звания является то, что степень присуждается в результате обучения и защиты диссертации, звание же присуждается в результате достижений в трудовой (педагогической и научной) деятельности в ВУЗе или научном учреждении.

А также можно отметить, что доцентом, как правило, становится кандидат наук, профессором – доктор наук.

Напомним вам, что существует возможность получить степень без обучения в аспирантуре (докторантуре): путем прикрепления к организации для сдачи экзаменов (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 марта 2014 г. N 247 г. Москва "Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня»). Таким образом, лицо, которое прикреплено к организации занимается непосредственно только своим диссертационным исследованием без участия в научной или педагогической деятельности учреждения и является соискателем ученой степени.

Что же такое соискание ученой степени кандидата (доктора) наук ?

Соискательство – это форма подготовки научных сотрудников, которая понимает под собой самостоятельную исследовательскую деятельность при написании диссертационной работы, после завершения написания которой, соискатель имеет полное право претендовать на кандидатскую степень.

Часто соискателями являются сотрудники ВУЗа (или научного учреждения). Сдавать вступительные экзамены для прикрепления к организации соискателям не нужно, но проходить ежегодную аттестацию на кафедре они обязаны (в этом отличий от аспирантов у соискателей нет).

Поэтому если вы выбрали путь ученого и хотите посвятить себя науке и просвещению молодых ученых, будучи профессором, начните свою деятельность с получения кандидатской степени. На сегодняшний день специальностей существует достаточно, чтобы любой желающий мог реализоваться как ученый в той или иной области (конечно, не без труда).

В настоящее время в России принято выделять 26 групп специальностей.

Физико-математические науки (01.00.00)

Химические науки (02.00.00)

Биологические науки (03.00.00)

Технические науки (05.00.00)

Сельскохозяйственные науки (06.00.00)

Исторические науки (07.00.00)

Экономические науки (08.00.00)

Философские науки (09.00.00)

Филологические науки (10.00.00)

Юридические науки (12.00.00)

Педагогические науки (13.00.00)

Медицинские науки (14.00.00)

Фармацевтические науки (15.00.00)

Ветеринарные науки (16.00.00)

Искусствоведение (17.00.00)

Архитектура (18.00.00)

Психологические науки (19.00.00)

Социологические науки (22.00.00)

Политические науки (23.00.00)

Культурология (24.00.00)

Науки о земле (25.00.00)

Теология (26.00.00)

Каждая группа подразделяется на более мелкие. Например, психологические науки делятся на:

* 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии;

* 19.00.04 - психофизиология;

* 19.00.05 - социальная психология;

* 19.00.07 - педагогическая психология;

* 19.00.10 - коррекционная психология;

* 19.00.13 - психология развития, акмеология.

Так же вы можете ознакомиться с паспортами научных специальностей .

Как правильно перевести «кандидат наук», «доктор наук» на английский язык?

Данный вопрос сопряжен с рядом разногласий. Давайте разберемся. В основном споры возникают из-за того, что в англоговорящих странах отсутствуют точные аналоги: кто-то приравнивает степень кандидата наук к степени магистра (Master), кто-то - доктора (PhD).

Министерство образования РФ предлагает следующий порядок соответствия российских ученых степеней зарубежным аналогам:

Doctoral Degrees

In countries with a two-tier system of doctoral degrees, the degree of Kandidat Nauk should be considered for recognition at the level of the first doctoral degree.

In countries with only one doctoral degree, the degree of Kandidat Nauk should be considered for recognition as equivalent to this degree.

In countries with a two-tier system of doctoral degrees, the degree of Doktor Nauk should be considered for recognition at the level of the second doctoral degree.

In countries in which only one doctoral degree exists, the degree of Doktor Nauk should be considered for recognition at the level of this degree.

Перевод научных степеней:

Кандидат наук Candidate of Sciences

Доктор наук Doctor of Sciences

Кандидат архитектуры (к. арх.) Candidate of Architecture

Кандидат биологических наук (к. б. н.) Candidate of Biological Sciences

Кандидат ветеринарных наук (к. в. н.) Candidate of Veterinary Sciences

Кандидат военных наук (к. воен. н.) Candidate of Military Sciences

Кандидат географических наук (к. г. н.) Candidate of Geographic Sciences

Кандидат геолого-минералогических наук (к. г.-м. н.) Candidate of Geologo-Mineralogical Sciences

Кандидат искусствоведения (к. иск.) Candidate of Art Criticism

Кандидат исторических наук (к. и. н.) Candidate of Historical Sciences

Кандидат культурологии Candidate of Culturology

Кандидат медицинских наук (к. м. н.) Candidate of Medical Sciences

Кандидат педагогических наук (к. п. н.) Candidate of Pedagogic Sciences

Кандидат политических наук (к. пол. н.) Candidate of Political Sciences

Кандидат психологических наук (к. псх. н.) Candidate of Psychological Sciences

Кандидат сельскохозяйственных наук (к. с.-х. н.) Candidate of Agricultural Sciences

Кандидат социологических наук (к. соц. н.) Candidate of Sociological Sciences

Кандидат технических наук (к. т. н.) Candidate of Engineering Sciences

Кандидат фармацевтических наук (к. фарм. н.) Candidate of Pharmaceutical Sciences

Кандидат физико-математических наук (к. ф.-м. н.) Candidate of Physico-Mathematical Sciences

Кандидат филологических наук (к. фил. н.) Candidate of Philological Sciences

Кандидат философских наук (к. филос. н.) Candidate of Philosophical Sciences

Кандидат химических наук (к. х. н.) Candidate of Chemical Sciences

Кандидат экономических наук (к. э. н.) Candidate of Economic Sciences

Кандидат юридических наук (к. ю. н.) Candidate of Juridical Sciences

При переводе степени доктора наук необходимо заменить слово Candidate на слово Doctor.

В менее официальных случаях, например, на визитках, допускается указать PhD или другой зарубежный эквивалент, понятный носителю языка.

Оформление и выдача дипломов кандидата и доктора наук

Если ваш путь к получению степени благополучно завершается, то согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 4 марта 2014 г. N 157 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук" вам обязаны выдать диплом кандидата (доктора) наук.

Основанием для выдачи диплома является приказ Минобрнауки России. Данный приказ в течение 10 дней с даты его регистрации размещается на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве.

Дипломы (их дубликаты) оформляются в двухмесячный срок со дня издания приказов Министерства.

Диплом кандидата наук подписывается не Министром, а руководителем организации, где проходила защита диссертации. Диплом доктора наук, как и прежде, заверяется главой ведомства или его замом.

Подробную информацию по приказам о выдаче дипломов, аттестатов и свидетельств вы можете найти на сайте ВАК.

Образец диплома кандидата медицинских наук 2009 года


Образец диплома кандидата технических наук 1990 года


Образец диплома кандидата педагогических наук 1956 года


Официальные сокращения учёных степеней (по материалам Минобрнауки РФ)

Учёная степень

Сокращение

без ученой степени

(не пишется ничего)

доктор архитектурных наук

д-р архитектуры

доктор биологических наук

д-р биол. наук

доктор ветеринарных наук

д-р ветеринар. наук

доктор военных наук

д-р воен. наук

доктор географических наук

д-р геогр. наук

доктор геолого-минералогических наук

д-р геол.-минерал. наук

доктор искусствоведения

д-р искусствоведения

доктор исторических наук

д-р истор. наук

доктор культурологии

д-р культурологии

доктор медицинских наук

д-р мед. наук

доктор педагогических наук

д-р пед. наук

доктор политологических наук

д-р полит. наук

доктор психологических наук

д-р психол. наук

доктор сельскохозяйственных наук

д-р с.-х. наук

доктор социологических наук

д-р социол. наук

доктор технических наук

д-р техн. наук

доктор фармацевтических наук

д-р фармацевт. наук

доктор физико-математических наук

д-р физ.-мат. наук

доктор филологических наук

д-р филол. наук

доктор философских наук

д-р филос. наук

доктор химических наук

д-р хим. наук

доктор экономических наук

д-р экон. наук

доктор юридических наук

д-р юрид. наук

кандидат архитектурных наук

канд. архитектуры

кандидат биологических наук

канд. биол. наук

кандидат ветеринарных наук

канд. ветеринар. наук

кандидат военных наук

канд. воен. наук

кандидат географических наук

канд. геогр. наук

кандидат геолого-минералогических наук

канд. геол.-минерал. наук

кандидат искусствоведения

канд. искусствоведения

кандидат исторических наук

канд. истор. наук

кандидат культурологии

канд. культурологии

кандидат медицинских наук

канд. мед. наук

кандидат педагогических наук

канд. пед. наук

кандидат политологических наук

канд. полит. наук

кандидат психологических наук

канд. психол. наук

кандидат сельскохозяйственных наук

канд. с.-х. наук

кандидат социологических наук

канд. социол. наук

кандидат технических наук

канд. техн. наук

кандидат фармацевтических наук

канд. фармацевт. наук

кандидат физико-математических наук

канд. физ.-мат. наук

кандидат филологических наук

канд. филол. наук

кандидат философских наук

канд. филос. наук

кандидат химических наук

канд. хим. наук

кандидат экономических наук

канд. экон. наук

кандидат юридических наук

канд. юрид. наук

Официальные сокращения учёных званий (по материалам Минобрнауки РФ)

Учёное звание

Сокращение

без ученого звания

(не пишется ничего)

профессор

член-корреспондент РАН

чл.-корр. РАН

член-корреспондент РАМН

чл.-корр. РАМН

член-корреспондент РАСХН

чл.-корр. РАСХН

член-корреспондент РАО

чл.-корр. РАО

академик РАН

акад. РАН

академик РАМН

акад. РАМН

академик РАСХН

акад. РАСХН

академик РАО

Обложка диплома кандидата наук (советского образца)

Профессиональный портрет кандидата наук [ | ]

Кандидаты наук - высококвалифицированные специалисты с профессиональным опытом, накопленным в течение хотя бы трёх-четырёх лет после окончания вуза (магистратуры или специалитета). Чаще всего ими становятся лица в возрасте чуть моложе тридцати, склонные к исследовательской работе и обязательно имеющие опубликованные научные труды . Большинство таких специалистов являются сотрудниками различных (академических, промышленных) или преподавателями вузов.

Обычно претендент на учёную степень нацелен на дальнейшую научно-педагогическую карьеру. Получение степени кандидата наук (или её иностранных эквивалентов) в значительной мере способствует должностному росту и в РФ, и за рубежом. В России обладание этой степенью облегчает занятие позиции доцента в вузе или старшего научного сотрудника в НИИ, а также принимается во внимание вне научно-образовательной сферы . Наличие степени абсолютно необходимо для получения учёного звания доцента . Носитель учёной степени кандидата наук в России, продолжающий активную исследовательскую деятельность, в будущем может стать доктором наук и профессором.

Учёные со статусом, эквивалентным кандидату наук, составляют основу кадрового состава многих научных организаций и университетов в мире. Согласно переписи 2010 года , в России насчитывалось 595 526 лиц , имевших степень кандидата наук :Т. 3. 550 . Наибольшее их количество проживало в Москве (197897 человек) :Т. 3. 571 .

История степени «кандидат» в России [ | ]

Непосредственно после Октябрьской революции 1917 года все степени, чины и звания были отменены. Степень кандидата наук - уже в современном понимании - учреждена вместе с другими учёными степенями и званиями Совнаркома СССР от 13 января 1934 года и унаследована РФ в постсоветский период.

Порядок присуждения степени кандидата наук в РФ [ | ]

Основные моменты [ | ]

В России учёная степень кандидата наук присуждается диссертационным советом , состоящим из докторов наук по данной специальности и действующим при университете или научно-исследовательском институте, по итогам публичной защиты кандидатской диссертации .

Важнейшим требованием предзащитной подготовки является наличие опубликованных в рецензируемых журналах из списка ВАК («ВАК» = Высшая аттестационная комиссия) научных статей, содержащих результаты изысканий диссертанта и отражающих научную новизну исследования.

Диссертационное исследование выполняется соискателем под руководством научного руководителя, имеющего учёную степень доктора или кандидата наук по данной специальности, обычно (но не обязательно) во время учёбы в аспирантуре (адъюнктуре).

Типичный объём текста кандидатской диссертации - около 150 страниц, но жёстких границ нет.

Диссертация и ее автореферат пишутся на русском языке, сама защита также проходит на русском языке (при необходимости защита может проходить на иностранном языке, но с обеспечением перевода на русский язык). В июне 2017 года иностранным гражданам было разрешено представлять диссертацию и ее автореферат одновременно на русском и иностранном языках .

Процедура защиты диссертации [ | ]

До защиты соискатель степени должен сдать ряд экзаменов (так называемый кандидатский минимум): по истории и философии науки, иностранному языку и специальности.

Соискателем публикуется автореферат диссертации (тиражом около 100 экз.), который за месяц до защиты рассылается по крупным научным библиотекам и вузам России, а также членам диссертационного совета и специалистам в данной отрасли науки. Кроме этого, тексты диссертации и автореферата размещаются на сайте организации, при которой создан диссертационный совет, принявший диссертацию к защите.

Сама диссертация - также за месяц - передаётся в свободный доступ в библиотеку учреждения, где будет происходить защита, и двум официальным оппонентам, которые предварительно пишут, а в день защиты оглашают свой отзыв. Оппоненты не могут быть связаны соавторством или местом работы с соискателем; один из них обязательно должен быть доктором наук.

Во время защиты диссертант делает сообщение по результатам диссертационной работы, отвечает на вопросы членов диссертационного совета по своему докладу, диссертации и автореферату. Далее зачитываются отзывы ведущей организации, а также отзывы, поступившие на автореферат. Соискатель отвечает на замечания, содержащиеся в этих отзывах. Вслед за этим выступают официальные оппоненты и следуют ответы на вопросы из отзывов оппонентов. Завершающая часть защиты - свободная дискуссия, выступить в ходе которой вправе любой присутствующий. Затем соискатель отвечает на вопросы и замечания, прозвучавшие в ходе этой дискуссии, вслед за чем переходят к тайному голосованию, в котором принимают участие только члены диссертационного совета.

Приблизительно такой же порядок присуждения степени существовал в СССР и продолжает существовать в некоторых странах СНГ.

Оформление документа о степени [ | ]

Диплом кандидата наук нового российского образца

В случае положительного итога голосования документы (т. наз. «аттестационное дело») направляются в ВАК , где принимается решение о выдаче диплома кандидата наук. Обычно рассмотрение дела в ВАК занимает несколько месяцев.

С 1 сентября 2016 года два российских вуза - МГУ и СПбГУ - были наделены полномочиями присуждать учёные степени без последующего взаимодействия с ВАК , а в перспективе список учреждений, автономных от ВАК, планировалось расширить . С 1 сентября 2017 года аналогичные полномочия получили ещё 19 вузов и 4 научные организации РФ согласно перечню . Юридической базой нововведения стал Федеральный закон ФЗ-148 , которым внесены соответствующие изменения в статью 4 ФЗ-127 «О науке и государственной научно-технической политике»; при этом оговорено, что учёные степени, полученные в упомянутых организациях, дают обладателям те же права, что и степени, утверждённые в ВАК .

Лишение степени [ | ]

Лица, которым учёные степени присуждены с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней ВАК, как правило, на основании ходатайств диссертационных советов, на заседании которых состоялась защита диссертаций .

Разновидности кандидатской степени по отраслям науки [ | ]

В зависимости от специальности, по которой происходит защита кандидатской диссертации, соискателю в России присуждается одна из следующих учёных степеней :

Существует, но в настоящее время не присуждается степень кандидата военно-морских наук (присуждалась с 1930-х до конца 1970-х). Некоторое время (в 1940-х годах) учёная степень кандидата искусствоведения называлась «кандидат искусствоведческих наук». Учёная степень кандидата политических наук существовала в 1940-х гг., затем была отменена, в 1990-х гг. вновь введена.

В педагогических науках до 1950 года к наименованию ученой степени обязательно добавлялось описание узкой специализации («… по методике истории», «… по физической культуре» и т.п.). Спорадически в названии научной специальности подобные уточнения присутствовали до конца 1960-х годов. Учёная степень по психологическим наукам начала присуждаться с 1968 года . До этого (с 1953 года) присуждалась ученая степень «кандидат педагогических наук (по психологии)».

25 сентября 2015 года Высшей аттестационной комиссией был утвержден паспорт новой научной специальности «Теология ». Теперь по этой специальности можно защищать диссертационные работы и получать учёные степени кандидата и доктора наук .

Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 02.00.04 (физическая химия) могут быть присуждены степени кандидата физико-математических, технических или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация - одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней, в зависимости от отрасли.

Украина [ | ]

Список степеней, присуждаемых украинским учёным , в основном повторяет российский, за следующими исключениями:

  • Геолого-минералогические науки в названиях степеней заменены на геологические науки;
  • Введены степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, кандидата наук по государственному управлению, кандидата наук по социальным коммуникациям. Выделяется также отрасль наук «Национальная безопасность», однако по ней присуждаются степени кандидатов военных, технических, юридических и других наук - степени кандидата наук по национальной безопасности нет.

Международные аспекты [ | ]

Аналоги степени кандидата наук за рубежом [ | ]

Наиболее распространённым аналогом [ ] советской и российской степени кандидата наук является степень доктора философии (Ph.D.). Такая степень существует в США, Канаде и других государствах.

В Германии аналогом российской кандидатской степени выступает степень доктора (нем. Doktor ), несмотря на её название.

Во многих европейских странах ранее присуждалась степень, наименование которой на местном языке содержало понятие «кандидат», упразднённая в ходе Болонского процесса . При этом упразднение означает не ликвидацию соответствующего уровня, а замену наименования на Ph.D. Так произошло в ряде стран СЭВ - Болгарии (болг. Кандидат на науките , упразднена в середине 1990-х), Чехословакии (чеш. Kandidát věd , словацк. Kandidát vied , упразднена в Чехии в 1998, в Словакии в 1996). В 2014 году , с принятием нового Закона Украины «О высшем образовании» , степень кандидата наук там тоже упразднена и приравнена к степени доктора философии . Подобная степень, предшествующая степени доктора наук и называемая по-латыни лат. candidatus/candidata с добавлением названия науки, существовала также в Дании, Норвегии, Исландии. В Югославии степени кандидата наук отвечала степень магистра наук (Magister Scientiæ, mr. sci, ныне упразднена), как это было в Российской империи в XIX веке.

Германия

Министерство образования и науки Российской Федерации (функционировавшее в 2004-2018 гг.), в компетенцию которого входили академические квалификации, приняло решение о признании германской академической квалификации «Habilitation » на уровне российской учёной степени «доктор наук», а германской академической степени «Doktor» на уровне российской учёной степени «кандидат наук». В Федеративной Республике Германия признание входит в компетенцию министерств земель, когда речь идёт о выдаче разрешения на использование учёных степеней в обществе, и в компетенцию высших учебных заведений, когда речь идёт об академическом поприще, включая научно-исследовательскую деятельность . Эти органы признают российскую учёную степень «доктор наук» на уровне германской академической квалификации «Habilitation», а российскую учёную степень «кандидат наук» на уровне германской академической степени «Doktor».

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Кандидат наук / М. Н. Волков // Италия - Кваркуш. - М. : Советская энциклопедия, 1973. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 11).
  2. Пересмотр Международной стандартной классификации образования (МСКО) (неопр.) . UNESCO (5 сентября 2011). Архивировано 15 июля 2013 года.
  3. Степень не заменит опыта (неопр.) . Российская Газета (6 марта 2012). - «[но]... большинство работодателей подтверждают, что наличие ученой степени является плюсом к резюме соискателя». Проверено 12 июня 2017.

кафедры педагогики ПГПУ



Изучение нравственных ценностей и

Познай себя

Методика "Самый-самый"

Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять), вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.

Обработка результатов: линия посередине или выше середины говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия – завышенная самооценка, слитком низкая – заниженная.

Анкета "Самооценка"

1. За что тебя хвалят воспитатели?

2. За что тебя любят родители?

3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?

4. Какие положительные качества присущи тебе?

5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?

6. На какие недостатки указывают воспитатели?

7. На какие недостатки обращают внимание родители?

8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?

Анкета "Кто ты?"

Инструкция:

Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.

1. Уважаешь ли ты дружбу?

2. Привлекает ли тебя что-то новое?

3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?

4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?

5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?

6. Коллекционируешь ли что-нибудь?

7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?

8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?

Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6.

Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8.

Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.



Свыше 6 очков:

Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.

От 3 до 6 очков:

Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.

Менее 3 очков:

Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.

Рисуночный тест "Какой я?"

Инструкция: Из этих фигур выберите ту, которая вам больше понравилась.


Интерпретация результатов:

· квадрат - трудолюбивый, упорный, педантичный;

· прямоугольник - любознательный, интересующийся всем новым;

· треугольник - целеустремленная сильная личность, лидер;

· круг - доброжелательный, сочувствующий другим людям;

· зигзаг - творческий.

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (основной период)

Мониторинг – карта

Заполни карту:

Корабль ______________________ дата 2002 год

1. Что случилось? (положительное). 2. Что не получилось? (негатив).

3. Предложение. 4. Настроение.

5. Выводы.

Выносим благодарность:

Условная оценка степени развития коллектива на сегодня по мониторингу: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел".

Мишень настроения


Заполняется членами отряда ежедневно после отрядных "Огоньков".

Методика "Эмоциональная цветопись"

Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в различных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модификацию методики цветописи (по А.Н. Лутошкину). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некоторые устойчивые аналогии между чувством, настроением и определенным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет - невербальное (неязыковое) выражение эмоционального состояния. Его использование опирается во многом на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состояния, поэтому цвет может стать наиболее доступной, посильной и во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.

При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как отряд, отрядные дела, режим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом, купание, посещение столовой, кружок и так далее. Вожатый может сам составить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фантазии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде "ромашки" (рис. 2).

Инструкция: вожатый предлагает детям игру-задание "Какое у меня настроение". Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки настроения. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например:

радостное - красный;

безразличное - белый;

спокойное - зеленый;

скучное - серый.

Схема кодировки настроения цветом также записывается. Далее детям предлагается вставить в прорези ромашки цветные полоски, причем для отражения богатства эмоциональных переживаний, возможно, вставлять в одну прорезь-зону две полоски разного цвета.

Обработка результатов. Для анализа эмоционального состояния ребенка достаточно записать цвета, выбранные им для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля отряда возможны два варианта обработки.

Количественный: каждой цветополоске присваивается один балл, подсчитывается, сколько баллов набрал отряд по каждому оттенку настроения в каждой зоне.


Качественный: каждая зона представлена в виде поля, на которое наклеиваются цветополоски, определенные отрядом для данной зоны. В итоге получается эмоциональный ковер - образ лагерной жизни. Очень важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о настроении ребенка, о том, что влияло на его самочувствие.

Предлагаем еще один вариант цветописи. У каждого ребенка есть личная карточка. В ней он перед сном фиксирует преобладающее сегодня настроение через цвет. Красный - восторженное, оранжевый - радостное, желтый - спокойное, зеленый - уравновешенное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное, черный - унылое. Но главное не цвет настроения, а что повлияло на него, насколько оно стабильно.

Что же может повлиять?


1. Состояние здоровья.

2. Очень личное.

3. Погода.

4. Жизнь дома.

5. Жизнь группы (семьи).

6. Мастерская.

7. Общеколлективное дело.

8. Отношения с детьми.

9. Отношения с взрослыми.

10. Успехи (неуспехи).


11. Не было ничего нового.

12. Не было свободы и раскованности.

13. Просто устал.

14. Скучаю по дому.

15. Недовольство собой.

16. Мне здесь интересно.

17. Чему-то научился, узнал новое.

18. Походы, спорт.

19. Хорошо (плохо) кормят.

20. Что еще?


Технология проста. День обозначается в цвете (некоторые дети модифицировали наш вариант и заполняли его в несколько цветов), на цвете ставится цифра (одна или несколько) - обозначение причин, повлиявших на настроение. Вожатый переносит данные в сводную карточку отряда, и утром на планерке уже имеет картину по всему отряду.

Следует обращать внимание как на детей, обозначающих день черным или фиолетовым цветом, так и на тех, у кого преобладает красный цвет.

Цветопись - это материал к размышлению, это своеобразная рефлексия дня.

Методика "Градусник"

С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).

Ребенку предъявляется данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:

1) самочувствие, 2) настроение, 3) отношения с товарищами, 4) отношения с вожатыми, 5) желание участвовать в отрядных делах.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любое состояние ребенка.

Рисунок - образ

Какой образ возникает у тебя, когда ты думаешь о своем коллективе.

Нарисуй (или опишисловами), что представляет собой ваш коллектив.

Рисунок - символ

"Когда я думаю о моем отряде, выражение моего лица становится ________ __________________________ таким ________________________________" (нарисовать).

Методика "Аналогия"

Для определения характеристики детского коллектива много может дать игра в аналогии. Группа сравнивает себя с каким-либо предметом (корабль, школьный звонок, дерево и т. д.)

Например: "Это красивый корабль, он идет верным курсом";

"Это ненадежный звонок. Он звонит то тихо, то громко и чаще всего не вовремя".

Организаторы игры заранее подбирают небольшое количество "подсказок" - составляют список предметов и их описание в распространенном "художественном", образном варианте.

Для успеха и результативности этой игры важно учитывать поведение, настрой, скорость реакции, творческое воображение организаторов и ведущего.

РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (заключительный период)

Форма индивидуального соревнования, где каждый не столько сравнивается с другими участниками, сколько работает на развитие собственной личности. Рейтинг определяется ежедневно на вечернем круге, где каждому члену группы выставляется не более трех и не менее одного знака - символа (кружок или квадрат) по итогам работы дня.

· желтый – лидерство;

· красный – активность;

· зеленый – творчество;

· оранжевый – инициатор идей;

· синий – трудолюбие, дисциплинированность;

· черный – нарушение законов жизни в лагере.

I ступень - "Искатель"

II ступень - "Исследователь"

III ступень - "Первооткрыватель"

Каждая ступень роста предполагает определенную степень поощрения участников группы.

Методика "Согласен – не согласен"

Задание: подчеркни те варианты ответов, которые совпадают с твоим мнением.

Мне понравилось в моем отряде, потому что:

· здесь мои друзья;

· мы организовывали различные полезные дела;

· у нас был хороший руководитель;

· в отряде каждого уважали и ценили;

· у нас была красивая форма и интересные значки;

· мы помогали младшим и старшим;

· в отряде никого не обижали;

· здесь я многое узнал(а), многому научился(ась).

Обработка: качественный анализ ответов поможет определить степень удовлетворенности каждого ребенка пребыванием в лагере в составе данного отряда.

Методика "Поляна цветов"

(разработана в ДОЛ "Дружба")

В отрядном уголке крепятся кружки с именами и фамилиями детей. За каждое участие в жизни лагеря или отряда ребенок награждается одним лепестком, который крепится к кружочку. Таким образом, к концу смены в уголке вырастает поляна цветов.

Ребенок, у которого в цветке окажется больше всего лепестков, выдвигается на торжественное награждение на лагерной линейке в конце смены.

Дети, имеющие меньшее количество заработанных лепестков, награждаются поощрительными грамотами и подарками внутри отряда.

Методика "Строим дом"

(разработана в ДОЛ "Дружба")

В течение 1 й смены за определенные дела (уборка корпуса и территории, дежурство отряда, помощь младшим отрядам, участие в оформлении лагерных мероприятий, оформление отряда и другие) отряд получает баллы. В конце первой смены на "Аукционе желаний" каждый отряд на заработанные баллы может выкупить какое-либо желание (дискотеку допоздна, купание в тихий час и так далее).

Во 2 ю смену отряды с помощью этих баллов "строят свои дома" (1 кирпич = 5 баллам). Нарисованные макеты домов вывешиваются в начале смены на видном месте, а затем постепенно закрашиваются каждый день на сумму заработанных баллов. Количество закрашенных "кирпичей" показывает активность участия детского коллектива в отрядных и лагерных мероприятиях. Отряду, первому "построившему" свой дом, вручается приз.

В 3 ю смену баллы переводятся в "деньги", которые используются в ходе экономической игры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Американская программа "Большие Братья / Большие Сестры" в России. Сборник документов и материалов / Под ред. Л.У. Звонаревой. – М.: "ACADEMIA" – "Рандеву-АМ", 1999. – 48 с.

2. Бедерханова В.П. Летний дом: Концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. – Краснодар, 1993. – 64 с.

  1. Волохов А.В., Ершова Л.В., Журавлев М.И. Фантазия + творчество = каникулы. – М.: Научно- практический центр СПО-ФДО, 1994.- 192 с.
  2. Диагностика развития психики школьников / Под ред. И.А. Чурикова. – Чебоксары - Й-Ола, 1998. – 69 с.
  3. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере: Метод. рекоменд. – Екатеринбург, 1996. – 42 с.
  4. Косолапова Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики. Программа и метод. рекомендации. – Пермь, 1996.- 112 с.
  5. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 "Физ. воспитание" / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
  6. Познай себя. / Под руководством М.И. Рожкова, А.В. Волохова. – М., 1993.
  7. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. – М.: НПЦ Совета СПО//ФДО, 1996. – 111 с.
  8. Сборник в помощь вожатому / Сост. М.В. Телеусова, А.А. Харин. – Ижевск: Госкомитет по делам молодежи, 1998. – 95 с.
  9. Сергеев В.М. Методики социально-психологической диагностики подростковой группы. – Н.Новгород: ППМЦ, 1994. – 27 с.
  10. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999. – 160 с.

Т.П. Гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ

Т.Я. Шихова, канд. пед. наук, доцент

кафедры педагогики ПГПУ

Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом.

Пребывание ребенка в детских летних объединениях, в частности в детском оздоровительном лагере, может и должно быть организовано как этап его жизнедеятельности, на котором будут созданы условия не только для физического оздоровления подростка, но и для раскрытия и реализации его духовного потенциала, его возможностей, становления самосознания, для осуществления его самоопределения и самоутверждения. Создать такие условия может только тот педагог, который владеет различными методиками изучения личности ребенка и коллектива, имеет постоянную текущую информацию о психическом состоянии и нравственных ценностях воспитанника, о динамике его личностного роста.

Представленные в пособии диагностические методики распределены по трем разделам. В первом разделе содержатся материалы, которые помогут педагогу собрать информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка, узнать его желания, познакомиться с его ожиданиями. Эту диагностику рекомендуется провести в течение первых трех-четырех дней пребывания ребенка в лагере, то есть в организационный период.

Во второй раздел включены методики для изучения текущего эмоционально-психического состояния воспитанников, их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В третьем разделе даны методики, позволяющие узнать, насколько ребенок удовлетворен пребыванием в лагере, насколько реализовались его ожидания.

При подборе диагностических методик мы соблюдали следующие условия:

¨ методики должны быть просты и процедурно доступны каждому педагогу-практику, независимо от его опыта работы;

¨ методики должны быть краткими по времени, не утомительны для детей;

¨ методики должны быть занимательны и интересны, по возможности с игровыми элементами.

В данный раздел включены лучшие (с позиции авторов-составителей) методики, разработанные современными учеными и методистами, а также модифицированы и авторские методики. Разнообразие представленных методик позволит педагогам выбирать их для диагностики личности детей и подростков, детских объединений в соответствии с конкретными условиями и учетом особенностей развития коллектива.