Ручная настройка выдержки и диафрагмы

«Умные» цифровые фотоаппараты способны сами решать, с какими настройками снять тот или иной кадр, фотолюбителю без претензий нет необходимости задумываться о технической стороне дела. Но если рамки автоматического режима стали для вас тесны, появилось желание приобщиться к миру фотоискусства, настала пора изучить основы теории фотографии. Одним из базовых понятий является экспозиция кадра.

Наиболее просто объяснено: апертура определяет, сколько света будет пропущено в камере и, соответственно, на фото или датчик изображения. Чем шире это, тем больше света он пропускает. Они определяют, сколько диафрагмы откроется и сколько света войдет. Это зависит от того, насколько темным или ярким будет ваше изображение.

При слабом освещении вам понадобится объектив с достаточно широкой диафрагмой, чтобы вставить больше света в объектив. Диафрагма также контролирует фокус, поэтому, если вы снимаете группы людей в пабе, вы должны быть осторожны, насколько широка апертура, а не быть половиной людей вне фокуса. Это подходящее время для использования вспышки, но мой совет заключается в том, чтобы инвестировать в подходящую внешнюю вспышку, это сделает мир на фотографиях совершенно другим.

Экспозиция в фотографии - количество актиничного излучения (видимый человеком спектр + ультрафиолетовое и инфракрасное), формирующего изображение на светочувствительном элементе. Раньше это была плёнка, теперь цифровая матрица. Если экспозиция недостаточна (недодержка), кадр получится слишком светлым, чрезмерно (передержка) - тёмным и даже постобработка не исправит огрехов. И только при оптимально подобранной экспозиции снимок будет иметь нормальную насыщенность и лучшую проработку деталей как на свету, так и в тени.

Выдержка затвора - это второй шаг, который необходимо учитывать во время экспозиции, поскольку он влияет на количество света, входящего в камеру, - чем выше скорость затвора, тем меньше света он попадет на фотопленку или датчик. Если вы находитесь на открытом воздухе и стремитесь при слабом освещении, и у вас нет штатива, будьте осторожны, чтобы не выбирать слишком медленную скорость или размытые изображения.

Наш совет - использовать минимально возможную чувствительность. Таким образом, ваши снимки будут иметь лучшее качество и меньше электронного шума. Это не рекомендуется, потому что это повредит вашим фотографиям. При съемке группы людей с низким освещением лучше всего использовать вспышку.

Определяют экспозицию три фактора: светочувствительность приёмника излучения, значения диафрагмы и выдержки. Все цифровые фотоаппараты способны автоматически устанавливать эти параметры, не всегда, кстати, безошибочно. Недорогие камеры работают только «на автомате», а зеркальные и системные фотоаппараты («беззеркалки» со сменной оптикой), продвинутые компакты дают возможность фотографу устанавливать эти настройки по своему усмотрению. Расскажем, как правильно выставлять диафрагму и выдержку в ручных режимах и для чего это может понадобиться.

Если у вас есть только встроенная всплывающая вспышка на вашей камере, это, вероятно, не так уж и хорошо, но вы можете применить некоторые методы для улучшения изображений. Если вы это сделаете, вы начнете терять фон в темноте. Если вы используете внешнюю вспышку, лучше всего свет вытекать из стены или потолка или использовать рассеиватель, чтобы облегчить свет. Часто, когда вспышка используется правильно, кто-то без большого количества знаний в области фотографии не может даже сказать, что используется вспышка: именно тот вариант, который вы ищете?


Светочувствительность - степень восприятия фотоплёнкой, а ныне матрицей светового излучения. Измеряется в единицах ISO и чем она выше, тем меньшего количества света достаточно для создания правильно экспонированного изображения. Однако с увеличением чувствительности растёт и число шумов, ухудшающих качество изображения. Поэтому при ярком освещении рекомендуется снимать при минимальном значении, не дающем искажений. На цифровых камерах это ISO 100 (реже ISO 50). При снижении освещённости приходится увеличивать выдержку, а если этого недостаточно - повышать светочувствительность, мера эта вынужденная. Продвинутые камеры позволяют снимать сигнал даже при ISO 200 000 и выше, о чём не могли даже мечтать «плёночные» фотографы. Это почти полная темнота, но за такие возможности приходится расплачиваться большим количеством помех. Их плотность зависит от типа и качества матрицы, но при значениях выше ISO 600 шумы становятся заметны даже на дорогой технике.

Вот несколько советов, которые следует учитывать при использовании камеры в условиях низкой освещенности. Если вы находитесь в темной комнате и хотите, чтобы ваша фотография захватила окружающую среду, фотография должна быть немного недоэкспонирована. Чтобы получить хорошие снимки при плохом освещении, вы должны следить за цифровым шумом. Держите локти прикрепленными к телу и не наклоняйтесь вперед. Это поможет сохранить стабильную трубку в течение более длительного времени, что позволит вам замедлить скорость затвора.

Следующие несколько строк влияют на фотографов с фотографами с ретро-камерой. Честно говоря, это было не так давно, когда это была только ленточная пленка, и не у всех из них были современные фотоаппараты, наполненные электроникой. Обращаясь также к электронике, это не происходит в тот момент, когда у вас заканчиваются батареи. Некоторые камеры полагались на электронику и батарею только для своего светового индикатора, и когда она перестала работать, камера больше не могла продолжать снимать. Как ориентироваться в таком случае, когда световой метр вдруг решил отправиться в отпуск?!


После того, как автоматически либо вручную установлена светочувствительность, необходимо определить экспопару: оптимальную комбинацию диафрагменного значения и величины выдержки. Для нормальной экспозиции достаточно, чтобы соотношение выдержки и диафрагмы обеспечило попадание на матрицу количества света, достаточного для создания изображения нормальной плотности. С этой задачей прекрасно справится автоматический режим. Но в продвинутых камерах есть ручные режимы, позволяющие устанавливать приоритет одного из значений экспопары. Какие возможности они дают фотографу?

Если вы не профессионально снимаете журнал, свадьбу или студийную сессию, думаете ли вы, что можете носить с собой счетчик света? Световой измеритель помогает вам измерять скорость и диафрагму, чтобы сделать правильно открытую рамку. Правило, старое, как уверенное в фотографии, но все же чрезвычайно полезно.

Что такое правило 16? Легко на первый взгляд, точно так же, как правило скорости, при съемке с рукой, которая соответствует объективу, который у вас есть. Вкратце, это несколько простых принципов, которые помогут вам оценить точное воздействие в зависимости от условий освещения и времени без встроенного светорассеяния.


Упомянем, что в приличных камерах есть экспопокоррекция, дающая возможность вводить поправки, увеличивающие либо уменьшающие экспозицию. Зачем это нужно и как пользоваться функцией - тема отдельного разговора.

Диафрагма - устройство в объективе, ограничивающее проникновение света в камеру. При открытой диафрагме глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП) минимальна, при закрытом - максимальна. Режим приоритета диафрагмы позволяет гибко управлять глубиной резкости. Портреты, как правило, снимают таким образом, чтобы задний план получился размытым. Для этого диафрагменное отверстие должно быть открыто, а его численное значение f минимально.

Самое основное правило заключается в простой формуле. Фокусная ширина цветного или черно-белого негатива может иметь значение. Какова ситуация с другими значениями диафрагмы? Изменяя один из показателей, вы должны рассмотреть это и изменить другие значения. Сделав эти изменения, имейте в виду, что соотношение между скоростью и диафрагмой обратно пропорционально.

Вот пример, чтобы выразить это. На быстром столе, где эти вещи считаются более легкими. Что произойдет, если это не прекрасный солнечный день? Время - это другая переменная, которая влияет на изображение. Поскольку свет отличается в отдельных ситуациях, и это влияет на настройки, которые необходимо установить на камеру.


Если важен не только персонаж, но и его окружение, диафрагму следует прикрыть до f/5,6 и более, глубина резкости увеличится.

Нажмите для просмотра ↓


Здесь мы снова показываем вам короткую таблицу, это наиболее распространенные ситуации, которые отнюдь не являются исчерпывающими. Что полезно знать правило 16, а также другие правила? Прежде всего, даже их базовые знания позволяют вам проявлять гибкость при оценке того, использовать ли их, или если вы решите их разбить, в каком направлении и каков будет результат.

Во-вторых, это простой способ определить, насколько правильно отображается ваша камера. Есть камеры, которые немного недооцениваются, что не является большой драмой, поскольку тени с большей вероятностью получат информацию, чем переэкспонированная фотография.

В предметной съёмке также зачастую выводят передний и задний планы из зоны резкости, концентрируя внимание зрителя на главной части сюжета.


В пейзажной фотографии, наоборот, стремятся сделать резкими все детали, независимо от их удаления от камеры. Для этого диафрагменное отверстие закрывают от f/8 и более.

Кроме того, в отличие от встроенной измерительной системы камеры, правила диафрагмы основаны на падающем свете вместо отраженного, что означает, что яркость света имеет первостепенное значение, а не то, как он попадает в объектив и отражает. Но тема отраженного света и того, как с ним иметь дело, действительно длинна.

Итак, на данный момент мы остановимся здесь с этими немногими помощниками. Апертура линзы - «диафрагма» или «радужная оболочка» - это гениальное изобретение машиностроения, обеспечивающее апертуру переменного размера, которая может использоваться для контроля количества света, проходящего через объектив. Диафрагма и скорость затвора являются двумя основными элементами для контроля экспозиции: для скорости затвора нижняя подсветка требует большей диафрагмы, чтобы позволить большему свету достигнуть плоскости датчика изображения, в то время как более яркий свет требует меньшая диафрагма для достижения оптимальной экспозиции.

Упомянем, что, чем короче фокусное расстояние объектива, тем меньшее влияние оказывает значение диафрагмы на глубину резкости.

Выдержка - отрезок времени, в течение которого свет попадает на матрицу, измеряется в долях секунды, причём при величине менее одной секунды числитель не указывают. Соответственно, выдержка 100 означает, что излучение воздействует на матрицу в течение 1/100 секунды. При съёмке статичных сюжетов в хороших условиях освещения величина выдержки не играет особой роли. А вот фотография динамичных сцен может получиться весьма эффектной, если поставить выдержку подлиннее. Например, для фото «с проводкой» рекомендуется выбрать выдержку от 1/60 и дольше (по численному значению без числителя меньше, например, 30 = 1/30).

В качестве альтернативы вы можете сохранить одну и ту же настройку диафрагмы и изменить выдержку затвора для достижения аналогичных результатов. Но размер диафрагмы, обеспечиваемой апертурой, также определяет, насколько объектив, проходящий через линзу, «коллимируется», и это непосредственно влияет на глубину резкости, поэтому вам нужно контролировать как диафрагму, так и выдержку для создания изображений которые выглядят так, как вы хотите.

Это в конечном итоге приведет к использованию огромного, неудобного и очень дорогого объектива, и поэтому трудно найти очень длинные телеобъективы с очень большими максимальными отверстиями. Фотограф действительно не должен знать, каков фактический диаметр апертуры, но понимание этого принципа может помочь ему. Эти значения числовой апертуры представляют собой целые остановки, но вы также можете видеть дробные остановки, которые соответствуют половине или одной трети от общего числа остановок. Увеличение размера диафрагмы на один полный стоп увеличивает вдвое больше света, проходящего через объектив.


Салют тоже снимают на очень длинных выдержках в несколько десятков секунд.


А снимки застывшего движения, наоборот, делают на коротких выдержках.

Уменьшение размера диафрагмы на одну полную остановку уменьшает количество света, которое достигает датчика наполовину. Для более коротких фокусных расстояний требуются только умеренные эффективные диафрагмы для достаточной яркости. Фотографирование концертов по вечерам или в помещении является особенно сложной фотографической дисциплиной в технических терминах. Причина - низкие уровни освещенности, быстрая смена цветных огней, высокая контрастность и движение актеров на сцене. Это дьявольская смесь, но и задача фотографа.

В этом случае это не так. Параметры камеры и объектива являются критическим фактором. Певцы, музыканты и танцоры двигаются, поэтому вам нужно выбрать более высокую скорость затвора. При этом времени экспозиции, низких и нерегулярно освещенных сценах эффективным решением является минимизация апертуры объектива. Очень часто даже низкая диафрагма не даст вам правильной экспозиции. Если вам требуется большая глубина резкости, то есть большая степень наклонности, недоэкспонирование будет еще более выраженным.


Чтобы снять вылетающую из бутылки шампанского пробку, выдержка должна быть ультракороткой.