Владыка матфей. Состоялось наречение архимандрита Матфея (Андреева) во епископа Скопинского и Шацкого

Епископ Скопинский и Шацкий Феодорит

Сан: епископ
День тезоименитства: 21 марта
Дата рождения: 21 ноября 1980 года
Дата хиротонии: 19 августа 2017 года

Биография:

Родился 21 ноября 1980 г. в пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области. С 11-ти лет стал прислуживать в алтаре, а также петь и читать на клиросе.

В 1998 г. по окончании школы поступил в Рязанское православное духовное училище, которое окончил в 2002 г.

В 2002-2005 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую духовную академию.

В ноябре 2006 г. направлен на обучение во Францию. Обучался в магистратуре Практической школы высших исследований (Ecole Pratique des Hautes Etudes) в Париже.

В 2009 г., получив степень магистра, вернулся в Московскую духовную академию, где обучение экстерном совмещал с преподавательской деятельностью. Преподавал латинский и французский языки с 2009 по 2016 г.

16 марта 2010 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Феодорит в честь священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского.

15 февраля 2012 г. ― в сан иеромонаха. Постриг и рукоположения совершил ректор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений.

В 2010 г. окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию.

В 2012-2016 гг. обучался в Московском православном институте святого Иоанна Богослова (факультет религиоведения).

В Московской духовной академии и Учебном комитете нес следующие послушания:

Преподаватель МДА (2009-2016);
- секретарь ректора МДА (2010-2016);
- помощник председателя Учебного комитета (2011-2016).


С этими должностями совмещал обязанности:

Ответственного секретаря общецерковной Комиссии по распределению выпускников центральных учебных заведений Русской Православной Церкви (2015-2016);
- ответственного за делопроизводство и переписку с Московской Патриархией, Синодальными структурами Русской Православной Церкви и Высшим Церковным Советом (2010-2016);
- члена инспекционных комиссий духовных семинарий;координатора в вопросах рукоположений по линии Учебного комитета студентов духовных учебных заведений, находящихся в Патриаршей области.

Помимо служения в Покровском академическом храме проходил пастырскую практику на Пятницком подворье Троице-Сергиевой лавры (2013-2016), а также в храме воинской части № 16685 св. блгв. князя Александра Невского (2014-2016).

В апреле 2016 г. подал прошение о направлении в Скопинскую епархию Рязанской митрополии.

В апреле 2016 г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери г. Ряжска Рязанской области. В августе того же года назначен настоятелем Свято-Духовского архиерейского подворья г. Скопина и главой монашеского братства при подворье.

В марте 2017 г., после преобразования Свято-Духовского подворья г. Скопина в Свято-Духов мужской монастырь, назначен настоятелем означенного монастыря с оставлением прежних послушаний.

В Скопинской епархии нес послушания:

Благочинный монастырей Скопинской епархии;
- секретарь епархиального совета;председатель комиссии по вопросам увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в Скопинской епархии;
- секретарь епархиального суда;
- секретарь межъепархиальной богослужебной комиссии Рязанской митрополии;секретарь ставленнической комиссии;
- заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин в Рязанской духовной семинарии;
- преподаватель Рязанской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 52) избран Преосвященным Скопинским и Шацким.

8 августа 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофиемвозведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 18 августа 2017 г. в храме Похвалы Пресвятой Богородицы Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

Хиротонисан 19 августа за Божественной на Соборной площади г. Выборга Ленинградской области. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.Официальный сайт Скопинской Епархии

(Андреев Геннадий Львович; род. 18 мая 1971 г., г. Тамбов), еп. Богородский, викарий патриарха Московского и всея Руси, управляющий приходами Московского Патриархата в Италии, настоятель ставропигиального храма св. вмц. Екатерины в Риме (Италия).

В 1978-1988 гг. обучался в средней школе № 8 г. Тамбова. В 1991 г. окончил Тамбовское ЕУ. В 1993 г. окончил фак-т иностранных языков Тамбовского гос. пед. ин-та. В 1993 - 2009 гг. работал преподавателем английского и французского языков в средней школе с. Бокино Тамбовского р-на Тамбовской обл. В 1991 г. проходил стажировку в Ун-те Нортумбрии (г. Ньюкасл, Великобритания). В 1997 г. прошел курс дистанционного обучения в Ун-те г. Манчестер.

В 1991-1998 гг. нес послушания алтарника и иподиакона в Покровском соборе г. Тамбова. 1 марта 1998 г. архиеп. Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом) рукоположен во диакона. 4 окт. 1998 г. - во иерея. Назначен настоятелем храма свт. Николая Мирликийского в с. Бокино Тамбовского р-на (1998-2005 гг.)Служил также в Казанском мон-ре г. Тамбова (2005-2008 гг.). Исполнял послушание ключаря Покровского собора г. Тамбова (2008-2009 гг.).

В 2000-2005 гг. в Московской ДС (заочно).

В 1998-2009 гг. являлся заведующим отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии. В 2005-2009 гг. исполнял послушание помощника проректора, а в 2008-2009 гг. - первого проректора Тамбовской ДС.

18 мая 2008 г. Феодосием (Васневым), еп. Тамбовским возведен в сан протоиерея. Решением Свящ. Синода от 27 июля 2009 г. направлен на пастырское служение в Сурожскую епархию. В 2009-2010 гг. являлся настоятелем прихода свт. Кентигерна г. Глазго, благочинным епархиальных округов Шотландии и Северной Англии. С 2010 г. нес послушания ключаря ставропигиального прихода Покрова Пресвятой Богородицы в г. Манчестер и благочинного епархиальных округов Северной Англии и Уэльса, начальника миссионерской службы Сурожской епархии. В 2008 г. поступил в Московскую ДА, откуда перевелся в 2011 г. в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Решением Свящ. Синода от 22 окт. 2015 г. избран епископом Скопинским и Шацким. 24 окт. 2015 г. в Донском мон-ре г. Москвы наместником обители игум. Парамоном (Голубкой) пострижен в монашество с именем Матфей в честь апостола и евангелиста Матфея. 27 окт. 2015 г. в Донском мон-ре Варсонофием (Судаковым) , митр. Санкт-Петербургским возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 5 нояб. 2015 г. в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке г. Москвы. Хиротонисан 15 нояб. за Божественной литургией в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Богослужения возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) .

Решением Свящ. Синода от 29 июля 2017 г. назначен управляющим приходами Московского Патриархата в Италии с титулом «Богородский» и настоятелем ставропигиального храма св. вмц. Екатерины в г. Риме, с освобождением от управления Скопинской епархией.

Лит.: Наречение и хиротония архим. Матфея (Андреева) во епископа Скопинского и Шацкого // ЖМП. 2016. № 10. С. 37-40.

Состоявшееся 29 июля в Петербурге заседание Синода РПЦ было осознанно приурочено к 90-летию декларации митрополита Сергия (фактически объявившего симфонию с советским государством).

Как говорят в окружении патриарха, глава РПЦ Кирилл четко продемонстрировал государству и клиру верность декларации митрополиту Сергию. Лояльность и встроенность в государственную идеологию - верность этим принципам ожидает руководство РПЦ от священников и прихожан.

При этом патриарх Кирилл сознательно обратил внимание, что сама декларация Сергия не уберегла народ, духовенство, епископат от «эпохи страшных гонений».

Но осмыслять этот феномен ни патриарх, ни Синод, как всегда, не решились.

Заседание Синода было весьма скучным и никаких ярких моментов не содержало. Ожидаемая, еще с зимы, отставка митрополита Варсонофия не состоялась. Он сохраняет и статус митрополита Петербургского, и должность управляющего делами; не обсуждался вопрос и об Исаакиевском соборе.

Но в череде скучных решений Синода, все-таки состоялись некоторые кадровые решения.

Епископ Богородский Антоний, руководитель Управления РПЦ по зарубежным учреждениям, был отстранен от должности управляющего Италийскими приходами РПЦ и настоятеля ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в г. Риме. Теперь Антоний - епископ Звенигородский.

Антоний - молодой епископ, ему сейчас 33 года. Это один из близких людей к патриарху: с 23 лет - Антоний референт митрополита Кирилла, а с 25 лет уже личный секретарь патриарха Кирилла. В этой должности он проработал 2 года (с 2009 по 2011 год), а затем по личному поручению патриарха уехал в Италию. С 2011 он секретарь приходов РПЦ в Риме и один из связующих звеньев Патриарха с Ватиканом.

Направление Антония в Рим фактически вывело Италию из подчинения епископа Корсунского. Процесс выделения итальянских приходов шел с трудом, но завершился в пользу патриаршего назначенца.

С 2015 года епископ Антоний пошел на повышение. Он возглавил Управление по зарубежным организациям ОВЦС и был одним из тех людей малого круга, которые готовили встречу с Папой Римским.

Неожиданным сменщиком Антония стал епископ Скопинский Матфей. В статусе епископа нескольких районов Рязанской области Матфей пребывает два года. Но до своего переезда в Рязань, он шесть лет прожил в Великобритании. Возглавлял миссионерскую работу в Сурожской епархии и руководил приходами в Северной Англии и Уэльсе.

Епископ Матфей является выдвиженцем епископа Тамбовского Феодосия. Матфей, он же Геннадий Андреев, родился в Тамбове, там закончил филфак Тамбовского пединститута, работал преподавателем английского и французского языков в школе села Бокино. В должности учителя проработал 16 лет, причем находясь уже в статусе настоятеля храма и проректора Тамбовской духовной семинарии.

В 2009 году из учителя сельской школы он переместился в настоятеля прихода свт. Кентигерна г. Глазго.

Епископ Феодосий (который продвигал Матфея) считается одним из влиятельных людей в РПЦ. До 1993 года работал в Отделе внешних связей РПЦ, с 1993 по 2002 возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме.

В Иерусалиме и в структуре ОВЦС работал и нынешний глава Сурожской епархии, архиепископ Елисей (Ганаба). Архиепископ с 2006 года руководит приходами во Франции, Швейцарии, Италии и Испании (Корсунская епархия). А с 2006 по 2010 год совмещал эту работу с руководством приходами в Великобритании и Ирландии. В 2010 году архиепископ Елисей передал руководство Корсунской епархией своему сотруднику, главе приходов во Франции епископу Нестору.

Сам епископ Нестор весь свой «французский период» жизни проработал с архиепископом (сейчас митрополитом Литовским) Иннокентием, бывшим заместителем Кирилла по ОВЦС. Архиепископ Елисей сменил архиепископа Иннокентия, сохранив многих сотрудников прежнего архиепископа при себе.

Архиепископ Елисей (Ганаба) из известной семьи священников Подольска. Считалось, что он близок к митрополиту Ювеналию. При этом, с конца 90х годов архиеписков выполнял личные поручения патриарха Алексия Второго.

Так он лично занимался регистрацией и управлением кафедральным собором в Таллине, а в 1999 году был личным представителем РПЦ в Эстонии - на родине патриарха.

Руководить Корсунской и Сурожской епархиями архиепископ Елисей был направлен патриархом Алексием Вторым. Считается, что архиепископ весьма самостоятелен в своих действиях и с его мнением приходится считаться и патриарху, и митрополиту Илариону.

Что же означает назначение епископа Матфея в Рим?

Во-первых, практически все европейские приходы оказываются под контролем людей архиепископа Елисея. Вне его контроля пока остаются Германия и Восточная Европа.

Во-вторых, взаимодействие с Римско-католической церковью патриарх по официальным каналам будет осуществлять через епископа Матфея, а, следовательно, через архиепископа Елисея. Понятно, что патриарх найдет возможность направить своих личных посланников, но официальный канал связи не под его контролем.

В-третьих, ходят разговоры, что архиепископ Елисей контактирует с епископом Тихоном (Шевкуновым). Именно через сотрудников Сурожской епархии епископ Тихон знакомился с Итоном, руководством англиканской церковью, представителями королевской семьи Великобритании.

Нельзя говорить, что патриарх Кирилл утратил контроль над своими зарубежными епархиями. Ни архиепископ Елисей, ни епископ Матфей, ни епископ Нестор - все они не являются оппозицией патриарху, демонстрируя свою «сыновью лояльность». Но теперь через их многочисленные каналы связи, контакты, скорее всего, будут активно расширять свое присутствие на зарубежных и эмигрантских площадках люди, не слишком лояльные патриарху.

С ноября 2015 года епископ Скопинский и Шацкий Матфей (Андреев) возглавляет одну из кафедр Рязанской митрополии. С ним встретилась редактор газеты «Благовест» Ирина Евсина.
- Владыка, была ли Вам прежде близка Рязанская земля? Что Вас с ней связывает?
- Я не разделяю Тамбовскую и Рязанскую землю, потому что исторически Тамбовский край - это окраина Рязанского княжества. Те святые, которые дороги для Рязанской земли, почитаются и в Тамбовском крае. Тесные духовные связи, которые были заложены много веков назад нашими предками, сохраняются до сей поры в Вышенской обители, которая сейчас является одной из жемчужин Рязанской митрополии и Скопинской епархии, а исторически находилась в пределах Тамбовской епархии.
Во времена управления владыки Симона (Новикова) и владыки Павла (Пономарева) мы часто посещали с паломническими целями как Вышу, так и саму Рязань. Иоанно-Богословский монастырь тоже был всегда пунктом притяжения для тамбовских паломников. Духовные скрепы между этими землями давние и неразрывные, поэтому для меня Рязанский край не является чем-то новым и незнакомым. К тому же моя мама родилась в Чаплыгинском районе - ныне это Липецкая область, но в то время, когда она родилась, это была окраина Рязанской области. А корни моего дедушки по материнской линии - в Данкове, который тоже был рязанским городом. Так что моё знакомство и связи с Рязанской землей давние и крепкие. Но всё-таки для меня стало радостной неожиданностью назначение для совершения архипастырского служения в этот край, который очень близок Тамбову и Липецку - местам моего детства.
- Действительно, всё начинается с детства. Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли к вере, как началась Ваша церковная жизнь. Какое влияние на Вас в этом плане оказала Ваша семья?
- К сожалению, я не могу сказать, что с раннего детства был воцерковленным человеком. Мои родители, а также бабушки и дедушки принадлежали к кругам советской интеллигенции. Если представители предыдущих поколений моих предков, безусловно, были верующими, ходили в храмы Тамбова, Мичуринска, Данкова, то более близкие поколения были далеки от церковной жизни.
Для меня открытие веры произошло в год празднования тысячелетия Крещения Руси. Тогда я как раз окончил школу, искал ориентиры в жизни и нашел их в Русской Православной Церкви. Впоследствии и вся моя семья вновь обрела веру. Так что моя церковная биография начинается с года тысячелетия Крещения Руси и с послушания чтеца и алтарника в Покровском кафедральном соборе Тамбова. Позднее мне удалось одновременно получить светское и духовное образование: окончить факультет иностранных языков в педагогическом университете и Тамбовское духовное училище. С 1993 года началась моя педагогическая карьера и более глубокое приобщение к церковному служению. Как выпускник училища я был призван владыкой Евгением (Жданом) к служению иподиакона, а затем также в Тамбове был рукоположен во диакона и во священника.
- Как произошло Ваше обращение к вере? Вам был послан какой-то знак?
- Нет, каких-то особых знаков не было, но в целом, конечно же, это было чудо. Имея абсолютно светскую биографию, так быстро, легко и глубоко войти в церковную жизнь можно только чудесным образом, с помощью свыше. Убеждения, которые у меня сформировались в юношестве, очень хорошо легли на воспринятый потом церковный образ жизни.
- Значит, Вас воспитывали в нравственной среде?
- Да, это так. Хотя моя семья не имела непосредственного отношения к Церкви, но сам стиль нашей жизни был близок к православному. Поэтому мне было легко сделать шаг к воцерковлению. Семья мне в этом не препятствовала и не осуждала меня, а, наоборот, интересовалась моей новой жизнью.
- Может быть, был какой-то святой, который Вам в период Вашего воцерковления был особенно близок?
- Безусловно, мне близок святитель Феофан Вышенский. Но в начале моего церковного пути, я думаю, мне особенно помог святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Этот святой был управляющим Тамбовской епархией в тяжелые военные и послевоенные годы. Придя в Тамбовский Покровский собор в конце 80-х годов, я застал тех священников и прихожан, которые были его учениками и духовными чадами. Я очень благодарен Богу, что познакомился со многими живыми свидетелями, которые видели святителя Луку, общались с ним, а после его перевода из Тамбова в Крым с ним переписывались. Покровский собор сохранял свой внешний и внутренний духовный облик в том виде, в каком его созидал святитель Лука, будучи в Тамбове епископом. Поскольку он был не только архиереем, но и врачом, о нем рассказывали и многие медицинские работники, которые потом стали прихожанами собора. Ореол его святости отражался на всем укладе постперестроечной тамбовской жизни. Поэтому святителя Луку нужно в первую очередь поблагодарить за то, что я и другие мои сверстники стали верующими людьми.
- Владыка, как в дальнейшем складывалась Ваша жизнь в Церкви? Почему Вам пришлось покинуть Тамбов?
- Поскольку я был выпускником факультета иностранных языков Тамбовского педагогического университета (отделение английского и французского языков), владыка Евгений (Ждан), управлявший в то время Тамбовской епархией, очень мудро подошел к вопросу о моем рукоположении и благословил меня совмещать служение в храме с преподаванием в школе. В течение семи лет после рукоположения я был и священником в храме, и преподавателем в школе, которая находилась на той же территории в с. Бокино Тамбовского района. Мое епархиальное послушание также было связано с образованием - в течение этих семи лет я возглавлял отдел религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии. Не миновали меня и международные связи Тамбовской епархии - было знакомство с православными приходами в Германии, поездки туда. Вскоре я был командирован в Великобританию, где мое служение курировал владыка Марк (Головков), который в то время был руководителем Секретариата по зарубежным учреждениям. Последние шесть лет моей жизни прошли в Сурожской епархии (Великобритании и Ирландии), которая была открыта благодаря трудам митрополита Антония Сурожского. Владыка Антоний был одним из немногих, кто мог проповедовать слово Божие в советское время, поэтому мне было очень интересно соприкоснуться с людьми, которые его знали и помнили. Многие наши мероприятия в Сурожской епархии были посвящены духовным проблемам или богословским взглядам в разрезе жизни митрополита Антония.
- Находясь в Великобритании, Вы тосковали по родной земле?
- Верующему человеку, я думаю, не приходится мыслить такими категориями. Везде на земле есть присутствие Божие. Британская земля богата своими святыми, своей церковной историей. Британия имеет глубокие православные корни, и узнавать о них, работать над их возрождением было тоже очень интересно. Во мне живет и любовь к России, и любовь к Британии.
- С чего началось Ваше знакомство со Скопинской епархией?
- Отчасти я уже был с ней знаком, ведь Скопинская епархия имеет две кафедры - Скопин и Шацк. В Шацк часто отправлялись наши тамбовские паломнические группы, касались Шацка и некоторые наши исследовательские проекты. Скопин был для меня менее знакомым, но тоже не совсем новым. Приятным открытием было обрести здесь много хороших помощников в лице духовенства. Скопин является той частью русской земли, которая сильно пострадала во времена безбожных гонений, и многие святыни до сих пор находятся в неприглядном состоянии. В связи с этим вместе с радостью о том, что многое уже сделано, есть и стимул трудиться дальше.
- Каковы Ваши планы работы в епархии? Что нужно сделать, по Вашему мнению, в первую очередь?
- Планы разнообразные и многосторонние. Первое, с чего хочется начать, это продолжать восстановление духовного центра Скопинской епархии - Вышенского монастыря. Имя святителя Феофана очень важно и значимо для богословия и для понимания духовной жизни. Вышенская обитель - это точка притяжения не только для русских православных людей, но и для христиан всего мира. Поэтому для нас это приоритетная задача. Под руководством митрополита Рязанского и Михайловского Марка недавно провели совещание в обители по дальнейшей реконструкции монастыря. Мы будем стараться продолжать и реконструкцию архитектурных шедевров, которые там сохранились, и возрождение монашеской жизни.
- В Вышенский монастырь несколько раз планировался приезд Патриарха, но каждый раз откладывался…
- Я думаю, причина в том, что не всё в монастыре пока готово к приезду Святейшего. Скорее всего, это связано со сложной экономической ситуацией в нашем государстве. Те проекты, которые легко реализовывались в минувшие годы, сейчас тормозятся из-за отсутствия финансов. Реконструкция очень масштабная, она охватывает и храмы, и жилые помещения, и территорию монастыря. На всё сил и средств пока не хватает.
- Владыка, как складываются отношения Вашей епархии с государственными структурами?
- Уже состоялись знакомства с главами администраций всех десяти муниципальных районов и муниципального образования - города Скопина. Со всеми главами администраций сложились хорошие, добрые отношения: есть взаимопонимание, есть совместные проекты, которые осуществляются во многом благодаря благочинным. Недавнее отчетное собрание Скопинского района и города Скопина показало, что администрация очень заинтересована в сотрудничестве с епархией.
- Владыка, Господь нас привел к Вам в день Ангела матушки Феодосии. Были ли Вы с ней знакомы?
- К сожалению, мое знакомство с ней состоялось уже после ее кончины, после моего прибытия в Скопин. Но я знаю людей, которые бывали у нее и получали от нее духовный совет и утешение. Мне было очень отрадно здесь, неподалеку от Скопина, найти такую подвижницу, которая при жизни была утешением для многих и после смерти собирает к себе людей, которые приезжают помолиться на ее могилке. Вчера я был у нее, служил заупокойную литию на могилке. Память о ней жива, и не только в Скопинской епархии, но и во многих местах России.
- Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям? Какие места в Скопинской епархии Вы хотели бы пригласить их посетить?
- Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить владыку митрополита Марка за то, что он сейчас много делает для интеграции усилий всех епархий Рязанской митрополии и за то, что газета «Благовест» является вестником не только города Рязани, но и распространяется на другие епархии. У нас много совместных планов, в том числе и мероприятия, которые будут посвящены 1000-летию русского монашеского присутствия на Афоне.
В нашей епархии много интересных мест помимо Вышенского монастыря, о котором мы говорили, и событий, в которых будет интересно поучаствовать. Это, например, молодежный фестиваль, который проводится у стен древнего Димитриевского монастыря, в историческом месте, где побывал князь Дмитрий Донской после битвы на Куликовом поле.
Со временем в нашей епархии появится отдельная паломническая служба, которая будет не только активизировать паломничество по уже существующим маршрутам (Выша, Димитриевский монастырь, Николо-Чернеевский монастырь, Шаморга), но и разрабатывать новые.