3 функции религии и примеры. Основные функции (роли) религии. Религия древней греции

01.08.2020 Электрика

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ. СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ.

Рели́гия -

Структура религии

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),

религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

религиозные отношения (культовые, внекультовые),

религиозные организации.

Элементы Религии - сост. части религии. В развитых религиях можно выделить следующие элементы: 1) религ. сознание, 2) религ. деятельность, 3) религ. отношения, 4) религ. институты и орг-ции. В ранних формах религии они еще не развиты. В совр. развитых религиях религ. сознание существует на 2 уровнях идеологии и обществ, психологии. Религ. деятельность выступает в виде внекультовой и культовой. Соответственно складываются культовые и внекультовые религ. отношения. Религ. орг-ция включает первичные ячейки - общины, территор. и нац. звенья управления, центр объединения и пр.


ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ.

Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

Основные функции (роли) религии

Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная , или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РЕЛИГИЙ.

Магия

Тотемизм

Анимизм

Фетишизм

Аниматизм

Шаманизм

Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.


4.РАННИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТОВ.

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях эволюции общества.

Исторически первыми формами религии явились фетишизм, тотемизм и магия.

Магия - понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах. Тотемизм - представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз с тем или иным природным объектом - тотемом.

Анимизм - В основе находится вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм - Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Аниматизм - Вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений.

Шаманизм - Взаимодействие с миром духов (связь), которое осуществляет шаман.

Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.


5. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Древнеегипетская религия - религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства.

В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая.

Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к осёдлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед.

Культ животных. Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств.

Древнеегипетская религия, со всем присущим ей разнообразием богов, являлась результатом слияния независимых племенных культов.

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун.

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта - Гелиополис, Гермополис и Мемфис - выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады.

Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города.

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе. Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати - это пирамиды и гробницы, для простого человека - пески Саккары.


6.РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ИРАНА. ЗОРООСТРИЗМ.

Зороастризм - религия древних иранцев, предками которых были протоиндоиранские племена. «Природные» боги- бог огня Митра и бог воды Варуна, приобретающие антропоморфный облик- получают титул «ахура», что обозначает «Бог, господин». Постепенно в пантеоне богов выделяется главный бог Ахура-Мазда, «Бог мудрости». Именно культ этого бога стал центральным в зороастризме. Зороастризм получил вое название по имени религиозного реформатора Заратуштры, жившего около 1200 г. до н.э, а его религия господствовала с V в. до н.э. поVII в. н.э. Он создал новое религиозное учение, основой которого стал религиозный дуализм- противостояние Добра и Зла, олицетворением которых стали добрый бог Ахура-Мазда (Ормузд) и злой бог Анхра-Майнью (Ариман).Каждый правит по три тысячи лет в истории человечества, которую зороастризм ограничивает двенадцатью тысячами лет. В последнем периоде, периоде господства Анхра-Манью, появится спаситель из рода Заратуштры, добро одержит победу над злом и возникнет царство справедливости, в котором вечно будет править Ахура-Мазда (его антропоморфное изображение: человек с крыльями в солнечном диске).

Одним из основных элементов обрядовой практики зороастризма являлось поклонение священному огню, перед которым читали тексты священной книги Авесты (написана в первой половине I тысячелетия до н.э.).

Три главные книги Авесты- Ясна, Яшта и Ведидад. Пять раз в день возносились молитвы.

Митраизм . Древний культ персидского бога Митры(«договор», «согласие»), который почитался как бог Солнца и вечного огня, как ближайший помощник Ахура-Мазды, получает особое распространение с I в. н.э. Первоначально культу Митры был распространен в Средней Азии и Индии, затем он пронкает в Рим, а со II в. распространяется по всей территории Римской империи. Праздники митраизма связаны с Солнцем. Самый главный праздновался 25 декабря, в день зимнего солнцеворота. Этот день отмечался и как день рождения Митры. Митраизм не допускал женщин в свои храмы-митреумы, это была религия мужчин.


ИНДУИЗМ.

Индуи́зм - одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите - сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. У индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, мокша и йога.

Дхарма - морально-нравственный долг, этические обязательства.

Сансара - круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.

Карма - буквально переводится как «действие», «деятельность» или «работа» и может быть описана как «закон действия и воздаяния», вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.

Мокша - освобождение из круговорота рождения и смерти сансары.

Конечная цель духовной практики обозначается такими терминами как «мокша», «нирвана» или «самадхи», и различными направлениями индуизма понимается по разному: Осознание своего единства с Богом;Осознание своих вечных взаимоотношений с Богом и возвращение в Его обитель; Достижения чистой любви к Богу; Осознание единства всего бытия; Осознание своего истинного «Я»; Достижение совершенного умиротворения; Полная свобода от материальных желаний.

Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями.

В классической философии индуизма описываются основные жизненные дхармы (жизненных долга) человека:Дхарма - правильная деятельность, выполнение своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний; Артха - материальное благосостояние и успех; Кама - чувственные наслаждения; Мокша - освобождение из сансары.

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и Агамы.


РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Политеистическая религия, господствовавшая в Древней Греции начиная с микенского периода.

Греческая религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств. Они, по мнению греков, не были всемогущи, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности или географическим областям.

Греки верили в существование загробного мира. Местам поклонения богам служили алтари, на которых стояли идолы. Им жертвовались еда, напитки и вещи. Распространены были жертвоприношения животных. Греки любили религиозные церемонии. К крупнейшим фестивалям относились Панафинеи и Олимпийские игры. Хотя строгой догматики в эллинской религии не было, некоторые тексты были окружены ореолом почитания: «Теогония» Гесиода, произведения Гомера и Пиндара.


РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА.

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий.

Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма. Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.

Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. д.

Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу "do, ut des" - «я даю, чтобы ты дал мне».

Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда- развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, дифференцирование и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела.


10. ИУДАИЗМ Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине.

В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.

Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.

Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье, и т.д.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения: вященных книгах, сверхъестественных существах, Машиахе (Мессии), пророках, душе, загробной жизни, пищевых запретах, субботе.

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - “Закон”).

Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе - “В начале”). Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”). Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая: Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим (“И вот слова”).

Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть - Невиим (“Пророки”) - входит семь книг, в третью - Хтувим (“Писания”) - входит двенадцать книг.

Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов.


11. ДАОСИЗМ

В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога" (второе его значение - "метод" и "высший принцип"). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало - ясность мысли, активность и возвышенность - считается присущим силам ян, тогда как женское начало - все слабое, темное и пассивное в жизни - приписывается действию сил инь.

Помимо праздников в честь бесчисленных святых, бессмертных и героев, даосская религия обращает большое внимание на отправление основных обрядов жизненного цикла (рождение детей, и в первую очередь сыновей, свадьбы, похороны), а также соблюдение постов: «тутаньчжай» (пост грязи и угля), «хуанлучжай» (пост желтого талисмана). Важная роль отводится празднованию Нового года (по лунному календарю).

Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков организованной субстанции ци, которая аналогична крови или «жизненной силе». Потоки энергии ци в теле соотносятся с потоками энергией ци в окружающей среде и подвержены изменениям.


КОНФУЦИАНСТВО.

этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551-479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда - как религия.

В Китае это учение известно под названием «школа ученых», «школа учёных книжников» или «школа образованных людей»); «конфуцианство» - это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке.

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) - время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанным.

В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики. Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Лишь в конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая.

Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.

Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии.

Конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников, которые позволяют реконструировать собственно учение, а также выявить способы функционирования традиции в различных формах жизни китайской цивилизации.

Конфуцианский канон складывался постепенно и распадается на два набора текстов: «Пятикнижие» и «Четверокнижие». Второй набор окончательно стал каноническим уже в рамках неоконфуцианства в XII веке. Иногда эти тексты рассматриваются в комплексе. С конца XII века стало публиковаться и «Тринадцатикнижие».

Если же обратиться к собственно конфуцианскому канону, то выяснится, что основных категорий мы можем выделить 22: человеколюбие, долг/справедливость, почитание родителей, мудрость, Пять постоянств (в космогонии: земля, дерево, металл, огонь, вода) и др.


СИНТОИЗМ.

Синтоизм - комплекс верований, культов японцев, который часто называют исконной японской религией. Термин «синто» появился в средневековье (6-7 вв.) и обозначает «путь богов».

Становление синто как национальной и государственной религии японцев относят к периоду VII-VIII веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения синто была канонизирована система мифологии, в которой на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии, а местные и клановые боги заняли подчинённое положение.

Несмотря на то, что буддизм оставался государственной религией Японии вплоть до 1868 года, синтоизм не только не исчез, но и всё это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей японское общество. Несмотря на уважение, оказываемое буддийским храмам и монахам, большинство населения Японии продолжало исповедовать синто. Миф о прямом божественном происхождении императорской династии от ками продолжал культивироваться. После восстановления императорской власти в 1868 году император был немедленно официально провозглашён живым богом на Земле, а синто получило статус обязательной государственной религии. Первосвященником был также император.

В центре синтоистского религиозного поклонения - культ предков с родословной до солнечной богини Аматэрасу. Поскольку мир человека не отделяется от мира ками, человек в нек-ром смысле тоже ками, и для него отсутствует задача поиска спасения в потустороннем мире. Спасение в вознесении благодарности ками и своим предкам и жизни в гармонии с природой, в постоянной духовной связи с божеством.

В основе синтоистского культа лежит почитание божества, к-рому посвящается храм, отправление ритуалов, имеющих своей целью развлечение ками, доставление ему удовольствия. Считается, что это позволяет надеяться на его милость и защиту.

Система культовой обрядности разработана довольно скрупулёзно. Она включает обряд единичной молитвы прихожанина, его участие в коллективных храмовых действах - очищения (хараи), жертвоприношения (синсэн), молитвы (норито), возлияния (наораи), а также сложные ритуалы храмовых праздников мацури.


БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ. ЛАМАИЗМ.

Тибетский буддизм - это особое течение в буддизме, которое возникло в 7-м столетии в Тибете, а затем распространилось по всему гималайскому региону.

В тибетском буддизме практикуют в основном тантрические практики. "Тантра" - это санскритское слово, которое означает "непрерывность". Тантра указывает главным образом на неменяющуюся природу ума, осознавание, которое находится за пределами любых ограничений, которое не рождается и не умирает, которое непрерывно от безначальных времен до окончательного просветления.

Писания, в которых содержатся учения о неизменной, ваджрной природе ума, называются тантрами, а свод знаний и методов, прямо раскрывающих природу ума, считается третьей "колесницей" буддизма (наряду с Тхеравадой и Махаяной), которая известа как Тантраяна, или Ваджраяна.

В буддизме санскритское слово "ваджра" (букв. "алмаз") означает нерушимость, подобную алмазу, и просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Поэтому слово "Ваджраяна" может быть буквально переведено как "Алмазная колесница", или "Громовая колесница".

Ваджраяну иногда рассматривают как высшую ступень Махаяны - "Великой колесницы" буддизма. Путь Ваджраяны позволяет достичь освобождения в течение одной человеческой жизни.

В настоящее время Ваджраяна распространена в Тибете, Монголии, Бутане, Непале, Бурятии, Туве, Калмыкии. Практикуют Ваджраяну в некоторых школах японского буддизма (Сингон), а в последние десятилетия в Индии и странах Запада.

Все четыре существующие сегодня школы тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг и Сакья) относятся к Ваджраяне.

Ваджраяна - путь трансформации нашего обычного ума, основанный на мотивации и философии Великой колесницы Махаяны, но с особым взглядом, поведением и методами практики.

Основными методами в Ваджраяне являются визуализация образов божеств, или йидамов, и в частности, визуализацией себя в образе божества для трансформации своих "нечистых" страстей, или эмоций, в "чистые", чтения мантр, выполнения особых жестов руками - мудр, почитание учителя. Конечной целью практики является воссоединение с природой нашего ума.

Для практики в Ваджраяне необходимо получение наставлений от достигшего реализации учителя. Необходимыми качествами практикующего являются мотивация сострадания ко всем существам, понимание пустотности воспринимаемых явлений, и чистое видение.


ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ИСЛАМА.

Ислам подразделяется на три основных направления: Суннизм Шиизм хариджизм.

Сунни́ты (люди сунны) - последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов; признание четырех суннитских мазхабов фикха; признание суннитских мазхабов акыды; признание законности правления первых четырех («праведных») халифов.

Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммада на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. В исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (алимы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Таким образом, должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

Шии́ты - направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Шиитское вероучение базируется на пяти основных столпах:Вера в Единого Бога (Таухид); Вера в Справедливость Бога (Адль)

Вера в Пророков и Пророчества (Набувват); Вера в Имамат (вера в духовное и политическое руководство 12 имамов); Загробный мир (Маад). Другие авторы выделяют отдельным принципом религии (столпом веры) атрибут Аллаха - Божественная справедливость (Адл).

Хариджиты - первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман (суннитов). Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период смуты между мусульманами. Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов. Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы. Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шуры). Проповедовали идею множественности халифов.

Функции религии для обществознания - это, в первую очередь, социальные функции религии . Разные социологи и религиоведы приводили множество функций, которые выполняет религия . Мы же рассмотрим основные функции религии .

  1. Удовлетворение мистической потребности. Эта функция, основанная на вере в сверхъестественное, присутствует только у религии, в отличие от остальных .
  2. Регулятивная функция. Создание и объяснение духовных норм в общественном поведении и деятельности. Может затрагивать даже те сферы деятельности человека, которых не касается ни право, ни даже мораль (например, правила питания или поведение в сексуальной сфере).
  3. Компенсаторская функция . Утешительная, по своей сути, функция, цель которой дать облегчение в страданиях и силы в трудных ситуациях.
  4. Коммуникативная функция. Создает «группы по интересам», то есть объединяет верующих одной конфессии в рамках общих точек мировоззрения.
  5. Воспитательная функция. Основная цель - формирование ценностей, короче говоря, - это функция социализации человека.
  6. Мировоззренческая функция. Дает человеку картину мира, мировоззрения , понимание мироустройства (естественно, с точки зрения конкретной религии). Эту функцию также называют функцией значения или функцией смыслополагания .
  7. Функция социально-религиозной идентификации. Дает возможность человеку самоидентифицироваться в обществе, то есть найти свое место и роль.
  8. Функция морального совершенствования. Одна из самых основных функций религии, иногда ее объединяют с воспитательной функцией. В любой религии человек постоянно должен стремиться к какому-то образцу (высшему идеалу, Богу), что способствует его духовному развитию.

Кроме этих восьми, исследователи выделяют еще несколько функций религии как общественного института, связанного со светской деятельностью человека:

  1. Сакрализация социальных норм и ценностей. Эта функция благоприятствует стабильности в общественных отношениях.
  2. Социально-критическая функция. Религия может критиковать существующую общественную ситуацию и, таким способом, оказывать на нее влияние, давление, способствовать разрешению конфликтов и других социальных проблем.
  3. Политическая функция. С развитием индустриальной цивилизации (XIX век), церковь стала полностью отделена от государства. Или почти полностью. Определенная связь все-таки осталась. Некоторые религиозные ценности взаимосвязаны. С некоторыми правовыми нормами и, соответственно, имеют аналоги в узаконенных нормативно-правовых актах. Кроме того, некоторые виды религии охраняются государством, и это отражено целыми сводами законов. Таким образом, религия оказывает воздействие га политическую сферу общества.

Какие выводы можно сделать, изучив функции религии? Во-первых, религия - один из трех регуляторов поведения человека в обществе наравне с моралью и правом. Во-вторых, религия - немаловажный вид общественного сознания и мировоззрения, активно воздействующий на социальную, культурную и политическую деятельность человека.

И сообществ и сегодня религия является мировоззрением . Это значит, что она определяет цели и смысл нашего существования на земле и во Все-ленной. Это значит, что есть оправдание каждому явлению, каждой существующей вещи, даже если общий замысел творца нам непо-нятен. Безусловно, в подобном ракурсе собственная жизнь кажется более масштабной и значимой. Вечный вопрос о поиске смысла для верующего человека не остается неразрешимым: служение Богу — основное предназначение человека.

Фрейд отмечает психологическое значение религиозной веры как для индивида , так и для общества в целом. В религии получают свое разрешение не преодоленные конфликты детского возрас-та, но также порождаются общие смыслы, укрепляющие осно-вы общежития, способствующие самосохранению человечества в борьбе против подавляющей мощи природы. Религия, уста-навливая ограничения и запреты, постулирует нравственные нормы; смягчает страх перед жизненными опасностями, уте-шает в несчастье и вселяет уверенность. Кроме того, религия способна соперничать с наукой, так как она «дает ответы на загадочные для человеческой любознательности вопросы, на-пример, о возникновении мира и об отношении между телом и душой». Фрейд убежден, что в будущем наука позволит преодолеть религию и ее вредное воздействие на умы, заставляющее восприни-мать окружающую действительность в искажающем свете иллюзии. Материал с сайта

К. Г. Юнг

В аналитической психологии К. Г. Юнга религия не ставится в прямую зависимость от невротических состоянии. Религиозные идеи и смыслы, по Юнгу, возникают не как компенсация вытесненных сексуально-агрессивных влечений. Они появляются в результате проникновения в сознание предсуществующих, универсальных, про-являющихся спонтанно всюду и везде, регулярно повторяющихся архетипических образов, происходящих из самых глубинных слоев психики — коллективного бессознательного . К. Г. Юнг согласен с трактовкой З. Фрейдом религиозных символов бога и богини, яв-ляющихся проекцией образов реальных родителей, с поклонения которым начинается любая архаическая культура. Однако Юнг ка-тегорически не признает «эдиповых» корней переноса. Бог — не осуществленная в фантазии мечта о всевластии и всемогуществе. Данный персонаж символизирует защиту и опеку, но также нака-зание за прегрешения. Поскольку взрослый человек нуждается в помощи так же, как и ребенок, но не может при этом апеллировать к физическим родителям (что равносильно инфантилизму), то он создает в воображении вымышленный образ, прототипом которого является реальный человек. Соответственно, богиня-мать воплощает гиперболизированные качества реальной матери: она — подательни-ца жизни, блага, тепла, обеспечивает младенца всем необходимым, но она же может предстать в виде грозной, гневной богини, наказывающей за провинности.

Словом, по Юнгу, первоначальное осознание норм и правил поведения в социуме (семье и группе) контролируется религиозно-ритуальным поведением. Кроме того, идея бога — защитника дает надежду на будущее и психологическое успокоение в травмирую-щей ситуации. Эти же функции религии отмечал З. Фрейд. В от-личие от предшественника К. Г. Юнг не уподобляет возникновение религиозных представлений образованию комплексов, не считает их обусловленными невротической деятельностью. Он видит в рели-гиозных феноменах инстинктивные основания. «Религия — является свойственной только человеку инстинктивной позицией, проявления которой можно наблюдать на всем протяжении истории человечества. Ее очевидной целью является сохранение психического равновесия, поскольку естественный человек обладает не менее естественным «знанием» того факта, что функции его сознания могут в любое вре-мя спасовать перед неконтролируемыми событиями, происходящими как внутри, так и снаружи его. По этой причине он всегда заботит-ся о том, чтобы соответствующими мерами религиозного характера обезопасить любое трудное решение, которое, скорее всего, будет иметь определенные последствия для него самого и других людей». Между прочим, исследователь был убежден, что до появления науки психологии вопросами души

11.2.3. Функции религии

Религия как социальный институт существует тысячи лет. Она играет важную роль в обществе и на деле доказала свою необходимость или функциональность. Социологи выделяют следующие функции религии:

Интегративная функция. Эта функция позволяет сплачивать людей в единое общество, стабилизировать его и поддерживать определенный социальный порядок. По словам П. Бергера, религия - это «священная завеса», посредством которой освящаются ценности и нормы человеческой жизни, гарантируются социальный порядок и устойчивость мира.

Регулятивная функция заключается в том, что она укрепляет и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный (через церковные организации), так и неформальный (через самих верующих как носителей моральных норм). Эта функция осуществляется также через механизмы и средства социализации.

Психотерапевтическая функция. Религиозные действия, богослужения, обряды, ритуалы оказывают успокоительное, утешительное влияние на верующих, придают им моральную стойкость, уверенность, предохраняют от стрессов и самоубийств. Религия помогает людям, страдающим от чувства одиночества, неприкаянности, ненужности, ощутить причастность к общему социальному действию во время отправления религиозных обрядов. Кроме того, церковь привлекает таких людей к благотворительной деятельности, помогая им вновь «войти в общество», обрести душевный покой.

Коммуникативная функция. Общение для верующих развертывается в двух планах: во-первых, связь с богом, небожителями (высший вид общения), во-вторых, общение друг с другом (второстепенное общение). В результате общения возникает сложный комплекс религиозных чувств: радости, умиления, восторга, восхищения, подчинения, послушания, надежды на позитивное решение проблем и т. д., который создает положительную установку, формирует мотивацию к дальнейшему религиозному общению и посещению церкви.

Культуротранслирующая функция позволяет сохранять и передавать культурные ценности и нормы, культурные и научные представления о мире и человеке, исторические традиции, памятные даты, имеющие как социетальный, так и общечеловеческий характер.

Таким образом, религия в современном обществе продолжает оставаться вполне функциональным социальным институтом и играет важную интегрирующую, регулятивную, коммуникативную, психотерапевтическую, культуротранслирующую роль.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

Функции философии Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего – это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим,

Из книги Система вещей автора Бодрийар Жан

ВЕЩЬ, АБСТРАГИРОВАННАЯ ОТ ФУНКЦИИ Если я пользуюсь холодильником для охлаждения продуктов, то он служит практическим опосредованием – это не вещь, а холодильник. Именно поэтому я им не обладаю. Обладать можно не орудием, отсылающим нас к миру, но лишь вещью,

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

ФУНКЦИИ УМА Главными актами и функциями ума признаются: верное понятие, ложное понятие, фантазия, сон и воспоминание; они могут быть болезненны или неболезненны.Верные понятия производятся тремя праманами (источниками знания), хорошо известными из разных систем

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

3. Функции идеологии Как мы видели, общественное предназначение идеологии в том, чтобы способствовать осознанию общественными группами своих интересов, определяемых условиями их жизни, формулировать ценности и идеалы, помогающие находить пути реализации этих

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

1.11. Функции философии Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

1.1.2. Функции социологии Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей

Из книги Алгоритмы разума автора Амосов Николай Михайлович

11.2. Религиозные организации, религиозное поведение и функции религии 11.2.1. Типы религиозных организаций По мнению большинства современных социологов, существует четыре основных типа религиозных организаций, которые различаются по источнику членства и вовлеченности

Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

11.2.3. Функции религии Религия как социальный институт существует тысячи лет. Она играет важную роль в обществе и на деле доказала свою необходимость или функциональность. Социологи выделяют следующие функции религии:Интегративная функция. Эта функция позволяет

Из книги Подумайте об этом автора Джидду Кришнамурти

Функции подсознания Значение подсознания в АИ должно быть весьма велико. Прежде всего в подсознании хранятся активные модели, уже побывавшие в сознании и представляющие значение для интеллекта, для его дальнейшей деятельности. Эти модели нужно запомнить, в последующем

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

ФУНКЦИИ СВЕРХГОСУДАРСТВА Коммунизм есть всеобщая организация населения страны в систему отношений начальствования и подчинения. Здесь власть есть орудие внутренней организации масс людей, а не нечто внешнее им и стоящее над ними, есть форма и средство самоорганизации.

Из книги Метаполитика автора Ефимов Игорь Маркович

1. Функции образования Интересно, задаем ли мы когда-нибудь себе вопрос: что значит образование? Зачем мы учимся в школе? Зачем изучаем различные учебные предметы? Зачем даем экзамены и соревнуемся друг с другом, добиваясь более высоких степеней? Что такое это так

Из книги Введение в логику и научный метод автора Коэн Моррис

Социальные функции и роль религии Человек в своей деятельности ставит перед собой какие-то определенные цели, придающие ей определенный смысл. На каком-то этапе своего исторического развития человек осознает конечность своего бытия и встает перед вопросом не о смысле

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Функции культуры Будучи сверхсложной системой, культура - и это вполне естественно обладает многофункциональностью, выполняет ряд важных, жизненно необходимых для общества социальных функций. Об одной из этих функций приспособительной у нас уже был повод высказаться.

Из книги автора

1. Важнейшие функции жизнедеятельности Мы В 1851 году произошло два события, беспрецедентных для мировой истории. Об одном из них - первой Всемирной выставке в Лондоне - писали газеты всех цивилизованных государств. Другое прошло почти незамеченным и запечатлелось лишь

Из книги автора

§ 1. Причины и функции исследования Во второй книге своего восхитительного труда «История» Геродот подробно описывает виды, встретившиеся ему при путешествии в Египет. Река Нил привлекла к себе его внимание:19. Когда Нил выходит из берегов, то не только заливает дельту, но

Из книги автора

Основные функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира,

Основные разделы науки религиоведение

7. Сравнительное религиоведение

Суть: сравнивание религий разных народов и выявление общих и различных черт.

У истоков – немецкий ученый Фридрих Макс Мюллер. Суть религии проявляется только в сравнении.

8. Социология религии.

Религия рассматривает социальный феномен с точки зрения ее устройства и функций. Обосновал Макс Вебер. Религия – вариант социального действия (по Веберу).

9. Психология религии

Возникновение связано с Зигмундом Фрейдом, Карлом Юнгом.

Юнг показывает связь с психическими архетипами.

Архетип – первообраз понятий и явлений, который формируется в человеческой психике коллективно-бессознательно.

Архетип божества изначально заложен в человеческой психике.

10. История религии. Изучение истории возникновения религии.

11. Семиотика религии

Семиотика – наука о знаках и символах. Исследует религиозные символы и знаки.

12. (условно) Феноменология религии. Стремится прояснить сущность религиозности. Более близка к теологии. Не все считают и относят ее к религии.

Структура религии

Основные элементы религии:

1. Вера. Она исходит от сердца, а не разума. Принципиальное разделение веры и знания.

2. Учение религий – собрание принципов, идей и понятий. Формулируется обычно теологами и религиозными философами.

3. Культ. Происходит от лат. cultus – возделывание, уход, почитание. Подразумевает все совокупности поступков, которые верующие реализуют с целью поклонения Богу, богам или сверхъестественным силам. В культ входят обряды, богослужения, проповеди, молитвы и религиозные праздники.

4. Церковь или конфессия

Конфессия – церковная организация.

Структура религиозного сознания . Понятие «минимума религии»

Чем религиозное сознание отличается от нерелигиозного?

Минимум религии – то важнейшее условие, при соблюдении которого мы можем назвать сознание человека или общества религиозным. Термин введен в конце 19 века английским ученым Эдвардом Тейлором. В своей работе «Первобытный культ» он пытался найти общий корень религиозного сознания. Для него корень в анимизме – вере в духов. Концепция Тейлора принимается не всеми. Очень часто понятие «минимум религии» связывают с понятием вера. Верующий – синоним слова «религиозный».

Вера – не только религия.

По мнению Анри Юбера, двоемирие – «матрица религии». Двоемирие (противопоставление мира сакрального (священных божеств) и профанного (человеческого)) .

Предрелигия – миф.

Для религиозного сознания характерно переживание своей связи с сакральным миром. Это лежит в основе религиозного чувства.

Важная особенность религиозного сознания – некритическое принятие авторитетов (пророков, апостолов).

В науке религиозное сознание делится на 2 уровня:

1. Обыденный, естественный

Обыденная религия: стереотипы, традиции, образы и представления.

2. Теоретический, концептуальный

Концептуальная религия: теологические концепции, религиозные, философские, церковные догматы

Важная особенность религиозного сознания – особый язык. Религиозный язык – темный, усложненный, отличается от разговорной речи. Для верующего человека он – связь с сакральным миром. Разговорная речь слишком обыденна для молитв, поэтому необходим старославянский. Язык религии включает в себя особую терминологию, касающуюся культа, и систему языковых стереотипов.

Теократия – религиозное государство (главенствующая роль у церкви).

Секуляризация – отчуждение церковных земель в пользу государства.

Десекуляризация – обратный процесс секуляризации.

Меняются языковые стереотипы (слово «черт» не вызывает реакции).

Структура религиозного культа

Культ – особая форма почитания кого-либо или чего-либо и связанные с этим ритуальные действия.

Элементы культа:

1. Система обрядов и ритуалов

Обряд и ритуалы часто понимают как минонимы. Но это не совсем верно. Обряд предшествует ритуалу, он более символичен. Ритуал – формальное действие.

Обряды развиваются по линии одухотворения. Они становятся более абстрактными.

2. Культовая фигура (шаман, жрец, священник)

2 типа молитв:

1) «договор» с Богом (человек просит Бога, а взамен обещает сделать что-то хорошее)

2) «непосредственное общение» - делится своими сомнениями, мыслями.

Религиозные организации: 3 типа:

1. Церковь – наиболее развитая и мощная организация, имеющая длинную историю и влияние. Есть четкая иерархия и внутренняя структура.

2. Секта. Возникает как результат выделения из церкви. Группа верующих, которая не согласна с догматами церкви. Если у секты много приверженцев – она становится религией (протестантизм) . Секты многочисленнее церкви. У них более короткая история и меньшее влияние в мире.

3. Культ – тип организации, который ориентирован на определенную личность. Строится вокруг одной личности. Обычно малочисленнее секты. Судьба культа зависит от одного конкретного человека. Человек умирает – культ распадается. Секта редко развивается до секты, крайне мала вероятность стать церковью.

Основные функции религии

Единого перечня функций нет. Можно выделить:

1. Мировоззренческая

Религиозное мировоззрение задает определенные критерии, с точки зрения которых осмысляется мир и общество. Религия формирует мировоззрение.

2. Коммуникативная

Религия создает некоторые пространства общения с удиной системой ценностей, с едиными коммуникативными принципами

3. Регулятивная

На основе религии строится мораль и даже законы человеческого общества

4. Культуропорождающая

Религия – мощный генератор культуры. Дает сюжеты для живописи, литературы

5. Легитимирующая (узаконивающая)

Суть: многие стороны человеческой жизни признаются официальными после признания их церковью. (Брак действителен после венчания)