381 фз об основах регулирования торговой деятельности. Закон о торговле с последними изменениями. Основные положения закона о торговле

Экономика состоит из внутренней и внешней торговли, которую осуществляет государство. Именно поэтому торговля продукцией на внутренних рынках России должна развиваться и контролироваться органами. Так как эта область постоянно меняется, в регулирующий ее закон номер 381 постоянно вносятся новые изменения.

Основные положения закона о торговле

ФЗ 381 о регулировании торговой деятельности был принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года, а одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. Федеральный закон 381 содержит 5 глав и 22 статьи. Этот закон регламентирует процессы контроля и регулирования торговли на всей территории России. Также он определяет правоотношения, возникающие между участниками торговли.

Краткое содержание Федерального закона номер 381 о госрегулировании торговли на территории Российской Федерации:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера регулирования настоящего закона. Дан список понятий, терминов и их определений, используемых в законе. Перечислены другие акты, законы и нормативы, касающиеся некоторых положений описываемой области и регулирующие некоторые сферы торговли. Оформлены используемые органами методы для контроля над торговлей. Даны списки полномочий Правительства, федер. органов исполн. власти, органов местного самоуправления и субъектов РФ и т. д. Помощь и участие в процессах осуществления и исполнения указов гос. органов согласно гос. политики некоммерческими компаниями, организациями и хоз. субъектами;
  • Во второй главе оформлены и перечислены требования и условия для осуществления торговой деятельности. Дан список прав и обязанностей субъектов, занимающихся поставкой товаров, хоз. деятельностью и торговлей в этой области. Дан список прав и обязанностей хоз. субъектов, которые осуществляют торговлю и поставку товаров в связи с подписанным договором. Описаны нюансы и основные принципы размещения передвижных торговых площадок. Перечислены и описаны условия организации ярмарки, а также предоставлены требования участникам, торгующим на ярмарке. Оформлены нюансы и форма соглашений между различными хозяйственными субъектами и некоммерческими организациями, которые ведут деятельность в области торговли;
  • В главе три оформлена антимонопольная система, гос. и муницип. контроль в описываемой сфере. Перечислены и описаны правила антимонопольной системы для хозяйственных субъектов, торгующих и поставляющих продукты питания. Описаны ограничения и запреты аренды, купли-продажи в сфере осуществления торговли. Требования антимонопольной службы к различным категориям гос. органов. Способы и процессы, меры и деятельность по контролю за исполнением положений настоящего ФЗ;
  • В главе номер четыре оформлены меры развития и меры по контролю за торговой деятельностью. Описаны процессы организации мероприятий для развития описываемой области. Перечислены системы государственных и муниципальных программ по развитию эффективности торговли и улучшению конкурентоспособности. Оформлено обеспечение граждан информацией в настоящей области деятельности и торговыми площадками в различных регионах страны;
  • В пятой г. оформлены заключительные условия и дополнительные требования и положения настоящего Федерального закона.

ФЗ об адвокатуре в последней редакции

Согласно 1 статье закона, он преследует следующие цели:

  • При помощи оформления общих требований для всех торговых процессов объединение экономического рынка страны;
  • Установление границ между полномочиями разных сотрудников различных государственных органов;
  • Обеспечение соблюдения прав всех торгующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • Развитие отрасли торговли для удовлетворения потребности населения и гос. учреждений, а также для развития конкурентоспособности на рынке.

Вам будет интересно: ФЗ о референдуме в Российской Федерации 2018 г. Последние изменения

ФЗ о торговле с 1 января 2017 года претерпел определенные изменения. Если договор на поставку товара или работ был заключен до 15 июля 2016 года, до 1 января 2017 года информация в договоре должна быть изменена и в итоге должна соответствовать требованиям положений закона. В противном случае договор будет признан недействительным и аннулирован.

Скачать Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ можно

Последние изменения

Последние изменения в закон о торговле были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 273.

Согласно изменениям в первую статью была добавлена шестая часть. В этой части написано, что все требования и условия, расписанные в главе номер 3 об антимонопольной системе касаются не только хозяйствующих субъектов, но и других лиц, входящих с ними в одну группу. Это условие регулируется .

Во второй статье были изменены пункты 8 и 10 , определяющие понятия «торговая сеть» и «услуги по продвижению товаров». Торговая сеть - это несколько объектов торговли, принадлежащие одному хоз. субъекту, группе хоз. субъектов или продающиеся под одной коммерческой маркой. Услуги по продвижению товаров - это оказываемые хоз. субъектам услуги по продвижению их продовольственных товаров, при помощи рекламы, системы выкладки в торговых центрах и магазинах, отчетности и других действий рекламного характера.

Множество изменений произошло в статье номер 9:

  • В первой и второй части были исключены фразы о запросе и получении информации при сроке в 14 дней с момента получения запроса;
  • В другом виде изложена часть 4 девятой статьи. В этой части написано, что при осуществлении закупки продовольственных товаров у хоз. субъектов, клиент имеет право назначить поставщику денежное вознаграждение. Вознаграждение обсуждается сторонами и вписывается в договор. Также согласно закону любые дополнительные работы, как упаковка товара, выплата вознаграждения, подготовка товара, реклама и т. д. в совокупности не должны превышать 5% от общей суммы заказа. За дополнительную оплату вознаграждений не начисляется налог;
  • Согласно шестой части запрещены случаи, когда клиент выплачивает не оформленные в законе виды денежных средств, за несуществующие услуги или в качестве вознаграждения за то, чего поставщик не делал. В таких случаях обе стороны будут нести ответственность;
  • В седьмой части были изменены три пункта. В первом пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых не превышает десяти дней. Такие товары должны быть оплачены максимум через 8 рабочих дней после получения клиентом. Во втором пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых не превышает 30 дней. Такие товары должны быть оплачены максимум через 25 рабочих дней после получения клиентом. В третьем пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых превышает 30 дней и алкогольной продукцией. Эта продукция и товары должны быть оплачены через 40 дней после получения клиентом;
  • В восьмой части написано, что все сроки, оформленные в части 7 начинают исчисление с момента получения клиентом товара. С этого момента в течение трех рабочих дней должны быть переданы все бумаги на товар и подписана вся необходимая документация;
  • 9 часть 9 статьи утратила силу и была исключена из закона;
  • В 10 часть была добавлена фраза «Исполнение (реализация) указанного договора в соответствующей части не допускается»;
  • В 11 части информация об услугах рекламы и продвижения продовольственной продукции была изменена и дополнена сведениями об услугах продвижения, подготовки, упаковки и доставки продукции;
  • В части 12 оформлена информация о том, что хоз. субъекты, которые осуществляют деятельность по поставке продовольственной продукции или по торговле этой продукцией запрещено в договоре размещать информацию о дополнительных услугах, как упаковка, реклама, подготовка и т. д. Также запрещено принуждение к заключению договора с контрагентом о перечисленных дополнительных услугах;
  • В 13 части дан список запретов на определенные ситуации и деятельность для хозяйствующих субъектов. Запрещается брать или вносить оплату за торговлю или поставку продукции на объектах, оплачивать расходы услуг, не оговоренных в договоре, брать или вносить плату за изменение категорий и вида товаров;
  • Согласно 14 части настоящей статьи все описанные в ней изменения, требования и условия касаются групп лиц, среди которых хозяйствующие субъекты. Группы лиц регулируются по закону о защите конкуренции.

Также изменилась 1 часть 13 статьи. В этой части перечислены ограничения для хоз. субъектов, организовывающих торговые сети или поставляющие в них товары:

  • Дискриминировать граждан или другие лица, нарушая ФЗ о защите конкуренции;
  • Передавать товар или продукцию клиенту через третьи лица без оформления с третьим лицом договора о собственности. Принимается произвольный письменный документ с информацией о третьем лице;
  • Ограничивать в доступе или на выходе из объектов других хозяйствующих субъектов;
  • Запрещено навязывать контрагенту условия запретов оформления договоров с другими хоз. субъектами, условия возврата непроданной продукции или товаров обратно хозяйствующим субъектам, предложения о снижении ответственности за невыполнение условий договора, условия о неприемлемом понижении цен, не описанном в настоящем законе, условия со сведениями о передаче информации о договорах хоз. субъектам;
  • Запрещено нарушать систему ценообразованию, установленную согласно нормативам, принятым в РФ.

Во второй части 13 статьи сократилась информация о Федеральном законе «О защите конкуренции». Была исключена дополнительная информация о нем, как номер, дата принятия, дата внесения последних изменений. В 13 статье осталось лишь название этого закона.

В 16 статье, в части 2 была изменена информация о проведении государственного контроля федер. органами. Федер. органы исполн. власти имеют право оформлять и принимать нормативы и акты, а также вести надзор за соблюдением правил антимонопольной системы. Имеют право подключать в разбирательства другие территориальные органы. Обладают полномочиями, согласно антимонопольному законодательству России, выдавать предписания и советы по улучшению работы. В 3 части этой же статьи изменилась информация, согласно которой описанные выше органы могут принять меры, описанные в законодательстве РФ.

В 18 статью был добавлен 4 пункт в 4 часть. Согласно этому изменению одним из показателей развития эффективности описанных программ является увеличение спроса на определенную продукцию на российском рынке. В 19 статье, части 3 фраза о документах, описывающих реализацию развития субъектов РФ, была изменена на фразу «нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Отсрочка платежа по закону о торговле

Важнейшим критерием оценки рассрочки является дата поставки товара, получения его на руки и срок хранения товара. При помощи этого критерия правоотношения между поставщиком и клиентом становятся более легитимными и открытыми, что позволяет процессу торговли быть более эффективным.

Вся информация о рассрочке и о ее сроках оформлена в 9 статье, в пункте номер 7. Дан список самых поздних сроков оплаты продовольственных товаров:

  • Продукция с наименьшим сроком хранения оплачивается в первую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 10 суток должны быть оплачены в течение 8 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
  • Продукция со средней продолжительностью срока хранения оплачивается во вторую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 30 суток, но дальше 10, должны быть оплачены в течение 25 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
  • Продукция с длительной продолжительностью срока хранения оплачивается в последнюю очередь. Все товары, которые можно хранить дольше 30 суток, должны быть оплачены в течение 40 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом.

В прошлые года сроки рассрочки были более длительными, для улучшения качества продаваемого товара было принято решение о внесении изменений в закон. Согласно изменениям сроки были сокращены на 5-10 рабочих дней.

Особенности выездной торговли

Выездная торговля является одним из самых контролируемых аспектов ведения торговли, согласно описываемому закону. Важнейшим условием и требованием, при котором позволяется вести выездную торговлю является то, что транспорт, в котором располагается продукция, не должен нарушать ПДД, не должен мешать движению на дорогах, и самое главное, не должен представлять риск здоровью и жизни населения РФ.

В транспорте или на руках у продавца обязательным считается наличие документации, в которой описана лицензия или подписано разрешение на осуществление торговли на улицах города. Необходимые бумаги продавец имеет право получить у поставщика товаров или владельца транспортного средства.

В бумагах должны быть прописаны сведения о технических и санитарных характеристиках транспорта, также передвижное средство должно этим характеристикам и нормам соответствовать. Если при проверке будут выявлены нарушения, лицо, занимающееся продажей, будет привлечено к ответственности, согласно положениям настоящего и других законов России.

01 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон), внесший существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности.

Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до 01 февраля 2010 г., должны быть приведены в соответствие с его требованиями в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (Консультант).

Сфера применения Закона

Закон распространяет свое действие не только на правоотношения между поставщиками и розничными сетями, но и на все предприятия, осуществляющие перепродажу товаров.

Преимущественно регулируя торговлю продовольственными товарами, Закон также распространяется на торговлю непродовольственными товарами.

Положения Закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

  • l внешнеторговой деятельности;
  • l торговли на товарных биржах;
  • l деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
  • l купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Методы государственного регулирования торговой деятельности

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1. Установления требований к ее организации и осуществлению.

Требования устанавливаются Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления. Закон закрепляет за каждым из субъектов определенный объем полномочий. Так, например, к полномочиям Правительства РФ относится утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. К полномочиям соответствующего органа государственной власти субъекта РФ относится установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ и проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара на территории субъекта.

  • 1. Антимонопольного регулирования, связанного в том числе с введенными Законом особыми антимонопольными правилами для торговли продовольственными товарами и антимонопольными требованиями к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.
  • 2. Информационного обеспечения.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование торговых реестров субъектов РФ.

1. Государственного контроля (надзора), в рамках которого контролируется соблюдение Закона и Федерального закона "О защите конкуренции".

Договор поставки продовольственных товаров

Закон изменил правоотношения сторон по заключению договора поставки продовольственных товаров и условия этого договора:

1. Стороны обязаны предоставлять информацию об условиях отбора контрагента и существенных условиях договора поставки путем размещения информации на своем сайте в сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

При этом ответственность за нарушение сторонами вышеуказанной обязанности на данный момент не установлена.

2. Допускается включение в цену договора поставки вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговой деятельности, за приобретение им у поставщика определенного количества товаров (бонус за объем), но размер вознаграждения не может превышать 10 % от цены приобретенных товаров. Запрещается выплачивать вознаграждение при приобретении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.

Закон ввел жесткий запрет на иные виды вознаграждений и компенсаций розничным сетям (п. 6 ст.9).

  • 3. Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов питания сроком годности до 30 дней - до 30 календарных дней, для остальных продуктов питания, в том числе алкоголя, - до 45 календарных дней. Оплата осуществляется при условии обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам таких товаров, при их не предоставлении срок оплаты продлевается на период просрочки.
  • 4. Законом введен запрет на установление в договоре поставки продовольственных товаров некоторых условий:
    • - на перемену лиц в договоре поставки путем уступки требования, а также ответственность за несоблюдение этого запрета;
    • - условие о совершении субъектом торговой деятельности услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг по продвижению продовольственных товаров, а также заключение договора поставки путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.
  • 5. Сторонам договора поставки продовольственных товаров запрещено:
    • - создавать дискриминационные условия, в том числе:

a) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

b) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

Навязывать контрагенту условия, в частности:

a) о запрете на заключение договоров поставки с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

b) об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

c) о предоставлении контрагенту сведений об аналогичных договорах, заключаемых с другими контрагентами;

d) о внесении поставщиком, платы за право поставок таких товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты ("плата за вход"), платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

e) о снижении поставщиком цены до минимального уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену конкурентов;

f) о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на такие товары и возмещении затрат не связанных с исполнением договора поставки и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

g) о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Кроме того Закон запрещает осуществление оптовой торговли с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. По смыслу Закона поставщик и торговая сеть должны работать только на основании договора поставки, при этом не запрещается заключать отдельные договоры (в том числе на рекламу и продвижение товаров), если они не противоречат условиям Закона.

На данный момент ни Закон ни КоАП РФ не содержит норм об ответственности за включение вышеуказанных условий в договоры. По нашему мнению включение таких условий в договор поставки может быть рассмотрено, как злоупотребление доминирующим положением, и недобросовестные участники могут быть привлечены ФАС России к серьезной административной ответственности (в соответствии с действующей ст. 14.32. КоАП РФ "оборотный штраф", но не менее 100 тысяч рублей).

Ограничение приобретения и аренды дополнительных торговых площадей

Закон ограничивает доминирующее положение торговой сети 25 % рынка для продовольственных товаров.

Торговая сеть (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), доля которой превышает 25 % объема всех реализованных продовольственных товаров за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Нарушение данной нормы влечет ничтожность заключенного договора. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, включая ФАС России.

Вышеуказанные ограничения применяются в отношении муниципальных районов и городских округов с 1 июля 2010 г.

Социально значимые продовольственные товары

Законом вводится право Правительства РФ устанавливать на срок до 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в случае роста их цен в течение 30 календарных дней на 30 и больше процентов. Перечень таких товаров и порядок установления предельно допустимых цен должен быть установлен Правительством РФ. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (Консультант).

Поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства

Закон устанавливает, что субъекты малого или среднего предпринимательства должны использовать не менее 60 % нестационарных торговых объектов.

Меры по развитию торговой деятельности

Глава 4 Закона полностью посвящена мерам по развитию торговой деятельности, среди которых можно выделить ключевые:

  • 1. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут разрабатывать региональные и муниципальные программы развития торговли.
  • 2. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия, предусматривающие: (a) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство торговой инфраструктуры для сельскохозяйственной продукции; (b) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности; (с) стимулирование деловой активности в торговой деятельности путем организации и проведения выставок, ярмарок.
  • 3. Органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Кроме того статья 15 Закона устанавливает антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. В частности запрещается:

  • · возложение на участников торговли обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров; Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (Консультант).
  • · понуждение хозяйствующих субъектов к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, в дополнение к предусмотренным федеральными законами (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);
  • · понуждение хозяйствующих субъектов продавать товары по ценам, определенным органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • · принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих установление запретов на перемещение или ограничение продажи отдельных видов товаров на территории субъекта РФ, ограничение выбора контрагентов для хозяйствующих субъектов и др.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности
Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности
Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
Статья 7. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
Глава 2. Требования к организации и осуществлению торговой деятельности
Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
Статья 9. Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров
Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них
Статья 12. Соглашения между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
Глава 3. Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности
Статья 13. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров
Статья 14. Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов
Статья 15. Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
Статья 16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности
Глава 4. Меры по развитию торговой деятельности
Статья 17. Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности
Статья 18. Региональные и муниципальные программы развития торговли
Статья 19. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
Статья 20. Информационное обеспечение в области торговой деятельности
Глава 5. Заключительные положения
Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Статья 22. Заключительные положения

    КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    С.П. ГРИШАЕВ

    18 декабря 2009 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который вступит в силу с 1 февраля 2010 г. Принятию Закона предшествовали многолетние обсуждения и согласования его законопроекта как в самой Государственной Думе, так и в средствах массовой информации, а также длительная и острая борьба поставщиков продовольствия и сетевых торговцев за принятие нужного им варианта. Характеризуя Закон в целом, можно отметить, что он в большей степени защищает права производителей (поставщиков) продукции, чем торговых организаций.
    Следует отметить, что государственное регулирование торговой деятельности в России осуществлялось и ранее. Несмотря на то что договор купли-продажи является, по существу, одним из самых "рыночных", его государственное регулирование имеет давнюю историю. Давно прошли те времена, когда считалось, что государство не должно вмешиваться в гражданско-правовые отношения и что рынок сам все расставит на места.
    Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду многочисленных злоупотреблений в вопросах ценообразования и обеспечения качества и безопасности товаров, которые были отмечены в последнее время. Хотя главным регулятором торговли всегда были законы спроса и предложения, однако в целом ряде случаев государственное воздействие на процессы товарного обращения необходимо. Потребность в нем возникает хотя бы потому, что именно государство гарантирует защиту конкуренции в торговле, берет на себя защиту жизни и здоровья граждан, приобретающих товары, обеспечение иных законных интересов общества. Однако государственное регулирование торговой деятельности раньше в основном было связано с защитой прав покупателей как потребителей определенных товаров и как более слабой стороны договора купли-продажи.
    В качестве примера можно привести следующие правовые акты. Это прежде всего Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей". Данный Закон регулирует в числе прочих отношения по договору розничной купли-продажи, не урегулированные ГК РФ. Как следует из самого названия, его основная цель - защита прав потребителей, в число которых входят и покупатели по договору розничной купли-продажи.
    Можно также упомянуть Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который предусматривает осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции, ее хранения, перевозки, реализации и утилизации.
    Определенное внимание при государственном регулировании торговой деятельности уделялось и розничным рынкам. Так, отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
    Однако впервые в Законе об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации сделана попытка урегулировать отношения между производителями (поставщиками) товаров и торговыми организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими торговую деятельность. По существу речь идет о таких разновидностях договора купли-продажи, как договор поставки и договор контрактации.
    Помимо этого, Закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности (п. 3 ст. 1 Закона N 381-ФЗ).
    Государственное регулирование, предусмотренное указанным Законом, распространяется не на все виды торговой деятельности. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 его положения не применяются к:
    1) внешнеторговой деятельности;
    2) торговле на товарных биржах;
    3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
    4) купле-продаже ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
    Наличие подобного правила обусловлено тем, что для каждого вышеуказанного вида торговой деятельности предусмотрено специальное правовое регулирование, в котором содержатся элементы государственного регулирования.
    Кроме того, согласно п. 5 ст. 1 он не применяется к отношениям, возникающим между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, поскольку порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", который согласно преамбуле регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.
    Сформулированные в ст. 1 цели принятия Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации весьма неконкретны и могут распространяться на любой другой правовой акт в сфере торговой деятельности. Так, согласно указанной статье эти цели сводятся к следующему:
    1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
    2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
    3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
    4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
    Анализ Закона показывает, что он прежде всего направлен на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных торговых сетей, а также содержит довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования торговой деятельности. Помимо этого, одной из важнейших целей Закона является решение проблемы обеспечения баланса интересов торговых сетей и предприятий-поставщиков, развитие конкуренции и недопущение злоупотреблений в сфере розничной торговли.
    В ст. 2 Закона даются базовые понятия, которые применяются в нем. На некоторые из них следует обратить особое внимание. Так, впервые дается легальное определение оптовой торговли как вида торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Хотя оптовая торговля упоминалась ранее в ряде подзаконных актов, однако по непонятной причине ее легальное определение на уровне закона отсутствовало.
    В указанной статье также дается определение торговой сети как совокупности двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупности двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Важность этого определения состоит в том, что это самым непосредственным образом касается вопроса об определении порога доминирования. С 1 февраля 2010 г. розничные торговые сети, чья рыночная доля в субъектах Федерации превышает 25%, не смогут открывать новые магазины в этих субъектах, а с 1 июля 2010 года это условие распространится также и на муниципальные районы и городские округа. Исходя из приведенного выше определения торговые сети (ритейлеры) теряют возможность обходить этот запрет при помощи заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга).
    Суть этого договора состоит в том, что одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК).
    Договор коммерческой концессии широко применяется в торговой деятельности. Для правообладателя данный вид отношений является очень удобным способом расширения своего бизнеса, в том числе и в международном масштабе, так как он избавляется от необходимости открывать огромное количество филиалов и создавать предприятия на удаленных от него территориях. Вместе с тем предприятия, созданные пользователями, вливаются в интегрированную систему правообладателя, который осуществляет над ними необходимый контроль.
    Ранее торговые сети открывали новые магазины, которые формально были самостоятельными юридическими лицами и, следовательно, не нарушали антимонопольное законодательство. Однако, получив исключительные права на товарный знак или коммерческое обозначение торговой сети по договору коммерческой концессии, вновь открытые магазины были по существу ее структурными подразделениями.
    В Законе сформулирован исчерпывающий перечень методов государственного регулирования торговой деятельности. Согласно п. 1 ст. 4 Закона государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
    1) установления требований к ее организации и осуществлению;
    2) антимонопольного регулирования в этой области;
    3) информационного обеспечения в этой области;
    4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
    Другие методы регулирования могут применяться только в случае принятия специального федерального закона. При этом непосредственно в Законе определяется содержание всех указанных методов.
    В Законе распределяются компетенции Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
    В частности, в компетенцию Правительства входит решение самых общих вопросов (таких как обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности, утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и др.)
    Особая роль принадлежит федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, который в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона осуществляет следующие полномочия:
    1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;
    2) утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации, порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;
    3) участие совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров).
    Возможно, под таким федеральным органом исполнительной власти имеется в виду Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, однако нельзя не обратить внимание на то, что в действующем Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, указанные выше функции не предусмотрены. В связи с этим необходимо либо создавать новый орган, либо расширять функции указанного министерства.
    Кроме федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти к формированию и реализации государственной политики в области торговой деятельности будут привлекаться объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), которые согласно п. 1 ст. 121 ГК являются некоммерческими организациями. Это могут быть как некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, так и некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (ст. 7). Их участие может быть только добровольным и включает следующие формы:
    1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
    2) участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
    3) распространение российского и иностранного опыта в области торговой деятельности;
    4) предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
    5) подготовка для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений о совершенствовании торговой деятельности.
    Применительно как к поставщикам, так и к торговым сетям используется термин "хозяйствующий субъект". Под этим термином в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход".
    Одной из важнейших новелл Закона является возможность введения государственного регулирования цен при осуществлении торговой деятельности. По общему правилу исполнение договора купли-продажи оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Фактически это означает, что стороны договора купли-продажи могут установить любую цену договора, главное, чтобы она устраивала и продавца, и покупателя, т.е. в общем случае применяются свободные цены и тарифы, складывающиеся на рынке товаров под влиянием спроса и предложения. Вместе с тем абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Как известно, государственное регулирование цен может осуществляться путем установления:
    - твердой (фиксированной) цены;
    - предельного уровня цены;
    - коэффициентов к цене.
    В данном случае применяется установление предельного уровня цен. Так, согласно п. 5 ст. 8 Закона в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.
    Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время такие перечни устанавливаются только на уровне субъектов Федерации, и необходимо принять специальное постановление Правительства РФ.
    Обычно государственное регулирование цен осуществляется в сфере естественных монополий. Торговая деятельность не может рассматриваться как естественная монополия. Принятие этого положения обусловлено участившимися случаями ценового сговора между крупнейшими торговыми сетями. Очевидно, антимонопольное законодательство не смогло решить проблему, и в данном случае необходимо вмешательство государства.
    Однако следует отметить, что такое вмешательство весьма ограничено и выражается в установлении предельного уровня цен на не очень продолжительный период времени.
    Закон существенно ограничил правомочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Так, согласно ст. 15 Закона запрещается органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местной власти устанавливать на товарном рынке внутренние, отличающиеся от федеральных, правила торговли. Также местная власть не сможет принуждать ритейлеров и поставщиков к повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными поставщиками, и, наоборот, запрещается ограничивать свободное перемещение товаров между локальными рынками. Наконец, введен запрет на какое-либо регулирование цен, понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления.
    Следует отметить, что на практике такое вмешательство происходило довольно часто. Отмечались даже случаи установления запретов на вывоз определенных товаров, производимых в том или ином регионе, за его пределы.
    Весьма важным является п. 12 ст. 9 Закона. Согласно указанному пункту включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускается.
    Практика свидетельствует о том, что заготовитель, приобретающий сельскохозяйственную продукцию для перепродажи (в роли такового выступает, как правило, сетевая организация торговли), устанавливает дополнительные возмездные услуги для производителя, приобретение которых обусловливает заключение самого договора поставки (допуск в сеть). В частности, за введение в оборот нового товара, изменение ассортимента товаров, расширение числа магазинов, в которых продается товар, поставщик должен был уплатить вознаграждение торговой сети. Обязательной оплате поставщиком подлежали мерчендайзинговые (мерчандайзинг (англ. merchandising) - подготовка к продаже товаров в розничной торговой сети: оформление торговых прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале, представление сведений о товаре) и логистические (организация и регулирование процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения) услуги и т.п. услуги, составляющие сущность деятельности торговой организации. Идея Закона состоит в том, что договоры о поставке товаров в соответствии с указанным пунктом должны быть отделены от сопутствующих договоров.
    Согласно п. 1 ст. 14 Закона хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
    Таким образом, Закон, по существу, запретил торговым сетям с 25-процентным участием доли рынка открывать новые магазины в регионе. Другими словами, введен порог доминирования на рынке. Предполагается, что ограничение порога доминирования станет серьезным инструментом сдерживания цен. Однако только практика покажет, действительно ли это произойдет.
    Следует отметить, что 25-процентный порог не соответствует антимонопольному законодательству. Так, согласно п. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
    1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
    2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
    С целью стимулирования формирования рыночной системы реализации продовольственных товаров на товарном рынке Российской Федерации в Законе предусмотрены правила заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров, которые, по существу, отступают от принципа свободы договора. Так, согласно п. 7 ст. 9 Закона в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:
    1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
    2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
    3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок пять календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
    Для упорядочения размещения нестационарных торговых объектов (палатки, ларьки и т.д.) на государственных и муниципальных землях, в стационарных зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Закон ввел особые правила. Их размещают в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (п. 1 ст. 10 Закона).
    Если речь идет о торговых объектах, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, то порядок включения в схему размещения устанавливается Правительством Российской Федерации. Для этого должно быть принято специальное постановление Правительства РФ. А если речь идет о муниципальной собственности, то согласно п. 3 ст. 10 Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
    При этом независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки, здания, строения, сооружения, схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (п. 4 ст. 10 Закона).

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Коммерческое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней - до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, - до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.