Алтарь Мира – история открытия древнего артефакта. Алтарь Мира: все о древнем артефакте Алтарь в риме

Алтарь мира – это жертвенник, окружённый прекрасно украшенной каменной стеной, орнаменты которой имеют глубокий смысл. Алтарь Мира также можно назвать «алтарём богини Пакс», поскольку Пакс в римской мифологии была богиней мира в обоих смыслах этого слова.

В «Деяниях божественного Августа » написано следующее: «По моему возвращению в Рим из и Галлии, после успешного восстановления закона и порядка в этих провинциях, Сенат постановил во время консульства Тиберия Августа и Публия Квинтилия (13 г. до н.э.) в честь моего возвращения поставить алтарь Мира Августа на Марсовом поле, на котором политики, жрецы и весталки должны ежегодно приносить жертву». Строительство было завершено в 9 году до н.э. . Как и в случае многих других древнеримских зданий, имена архитекторов и скульпторов, строивших алтарь, не были нигде записаны и были забыты.

Здание музея, в котором теперь стоит алтарь

Алтарь Мира Августа был построен на улице Фламиния , по которой Октавиан Август въезжал в Рим после похода. Богиня мира Пакс Августа имела такой же титул, как и император, т.е. augustus – «священный» или «великий», таким образом, её полное имя можно перевести как «великая богиня Мира ». Идентичные титулы также символизировали близость Пакс и Октавиана Августа, и его способность восстановить мир в стране.

Алтарь Мира в разрезе

Архитектура

Алтарь Мира состоит из жертвенника, со всех сторон окружённого стеной, то есть выглядит как античное святилище с теменосом размером 11 х 10 метров. Здесь, однако, в отличие от более древних греческих храмов, был не один вход, а два – в восточном и западном фасадах. Они слегка сужаются в верхней части и обрамлены наличниками с наружной стороны. Судя по дошедшим до нас монетам с изображением этих ворот, у них были двойные двери. Материалом для большей части здания служил каррарский мрамор , который был обнаружен незадолго до начала строительства.

Основание алтаря с лесбийским киматием (сверху) и плетением (снизу)

Основание и фундамент на короткой стороне ниже рельефа с Марсом

Главный вход в алтарь Мира находился на стороне Марсова поля, с которого внутрь вела лестница из девяти ступеней (половина сохранилась). Второй вход был со стороны улицы Фламиния. Отсюда внутрь алтаря можно было пройти напрямую, поскольку он стоял на склоне и поэтому уровень улицы был выше уровня поля. Из-за этого же фундамент алтаря имеет мраморную отделку только с трёх сторон. На фундаменте лежат плиты пола, в которых сделаны отверстия для того, чтобы отводить кровь жертвенных животных и дождевую воду, поскольку алтарь Мира не имеет крыши , что было крайне необычно для своего времени.

Меандр на короткой стороне

Оригинальная часть основания стен с лесбийскм киматием (сразу под плитами с завитками)

Оригинальный водосток в фундаменте

На плитах пола находится основание стен в аттическо-ионическом стиле, украшенное рисунком в виде плетения и лесбийским киматием. Орнаментальный пояс в центре стены делит её на две зоны. С внешней стороны он украшен меандровой лентой , символизирующей течение жизни, а с внутренней – пальмовыми листами, чередующимися с бутонами лотоса (лучше всего пояс сохранился справа от входа и в центре правой длинной стены). В нижней части внешней стороны алтаря сделан очень сложный рисунок с завитками, тогда как с внутренней стороны он декорирован лишь вертикальными «планками». Вероятно, античный мастер

Монета, на которой алтарь изображён с акротериями

хотел создать имитацию деревянного забора , окружавшего святилище во времена его основания. В верхней части с внутренней стороны сделаны каменные гирлянды, висящие между черепами быков, а с внешней стороны сделан очень интересный орнамент с изображением людей в натуральный рост: четыре не связанные между собой сцены на коротких фасадах и процессия на длинных.

Карниз стен святилища не был обнаружен. Кроме того, были найдены только фрагменты капителей коринфских пилястр (на стороне рельефа с Италией и на внутренней капители справа от главного входа). Все накладные сегменты, такие, как фриз с тремя поясами, гладкий фриз и профиль карниза не являются оригинальными. Верхние профили определённо выдавались вперёд для создания баланса с пьедесталом. На углах должны были стоять акротерии (скульптурные украшения). Гладкий фриз был разукрашен.

Левый угол и его украшение

Правый угол возле рельефа с Марсом

Дверной проём

Алтарь

Алтарь для жертвоприношений стоит на пьедестале из туфа с четырьмя высокими мраморными ступенями по всему периметру. Неизвестно, какой высоты было всё строение, но современная реконструкция должна быть довольно точной. Внутри алтаря, со стороны главного входа, находится ещё одна лестница из четырёх ступеней , ведущая непосредственно к месту жертвоприношения. Во время реконструкции фриз, установленный на пьедестале, был оставлен неотшлифованным, чтобы показать, что когда-то здесь был рельеф. От этого рельефа сохранились лишь незначительные детали (вероятно, персонификации провинций и варваров), которые не были использованы во время реставрации. Для демонстрации последовательности расположения орнаментов были восстановлены лишь выступающие профили, окаймлявшие фриз сверху и снизу: переплетение, витой орнамент и лесбийский киматий снизу, астрагал, ионики с остриями и узкие гребни сверху.

Главный вход

Лестница. Отчётливо видны оригинальные и восстановленные ступени

Детали рельефа пьедестала

Неотшлифованный пьедестал

Пьедестал справа

Сам алтарь находится на протезисе – «подставке», на которой стояли те, кто совершал жертвоприношение. Его ширина ограничена двумя орнаментальными плитами (правая собрана из осколков, а левая сохранилась полностью). Узкий фриз на целой плите сохранился целиком только с внешней стороны и наполовину с внутренней. Справа и слева от фризов вырезаны грифоны с крестовидными крыльями, приоткрытыми пастями и козлиными рогами (сохранился только один рог у дальнего грифона слева). Для того чтобы этот рельеф выглядел завершённым с обеих сторон, у грифонов сделано по два хвоста (распространённый приём в восточном искусстве). Под грифонами можно различить листья аканта, которые дают возможность полагать, что алтарь был украшен завитками, как и наружные стены. Над грифонами и малыми фризами на обеих плитах сделаны орнаменты в форме лежащей латинской буквы S также с листьями аканта и завитками. В отличие от наружных стен святилища, где рельеф служит только украшением, эти горельефы более глубокие, и являются частью скульптурной композиции наряду с грифонами.

Правая плита, собранная из осколков

Грифон

Грифон

Малая процессия на алтаре

На плитах и по верхнему краю алтаря по всему его периметру находится узкий архитектурный пояс (левая сторона сохранилась хорошо, а правая только частично). На внутренней стороне можно увидеть фигуры шести весталок со склонёнными головами. С каждой стороны их сопровождает по ликтору, несущему посох (аппариторы). Некоторые весталки несут предметы для совершения жертвоприношения; две из них подростки. Головы у многих фигур были повреждены ещё в античности и впоследствии заменены на копии. На внешней поверхности боковых плит алтаря изображена процессия , которую возглавляет молодой служитель при жертвоприношении (камиллус), жрец в тоге и два ликтора. Здесь представлена хорошо изученная церемониальная тема – процессия из жертвенных животных. Первой идёт овца , которая, вероятно, должна была быть принесённой в жертву Янусу, тесно связанному с Пакс (алтарь Мира был освящён в конце его месяца). Следующими в процессии идут две коровы уже для самой богини Пакс. За животными присматривает несколько юношей в коротких туниках. Двое из них несут плоские жертвенные дощечки, а ещё один – веточку лавра для разбрызгивания святой воды. Самый последний юноша смотрит назад, туда, где должна была быть процессия, не сохранившаяся до наших дней.

Малая процессия

Весталки

Здесь, в отличие от внешних стен святилища, изображён ежегодный ритуал , а не однократное событие.

Рельефы на внешних фасадах

В нижней части

Вся нижняя часть стены святилища покрыта рисунком с завитками . Оригинальный рельеф лучше всего сохранился под плитами с Энеем и Италией и на левой длинной стене. Рельеф создан по единой схеме: ровно посередине длинных и коротких стен находятся чашечки из крупных листьев аканта (медвежьей лапы). Из-за них тянутся все остальные растения, образуя великолепный рисунок, несравнимый ни с одним аналогичным фризом античности. Среди завитков можно увидеть двух ящериц , прячущихся под листьями, и птиц, сидящих на стеблях. Из центра чашечек вверх вытянуты тонкие «пестики». На вершине каждого незавивающегося отростка стоит по лебедю с расправленными крыльями. Птицы выглядят невесомыми, как цветы, и их изогнутые шеи, повёрнутые друг к другу, напоминают завитки стеблей. В искусстве животные и растения крайне редко изображаются настолько похожими. В отличие от созданий, прячущихся в глубине зарослей, лебеди, как и завитки, создают ощущение динамического роста, и подчёркивают его направленность к свету. Они также являются священными птицами бога Аполона , которого пророчица Сивилла называла будущим царём золотого века. Аполлона связывали с родом Августа, во время правления которого эта эпоха процветания должна была наступить.

Сохранившиеся части панелей длинных стен

Рельеф ниже плиты с Италией

Растительный рельеф ниже плиты с Марсом

Ящерица (вероятно, восстановленная)

Два боковых отростка, идущие из чашечки аканта на каждом рельефе, фактически, заполняют собой всё свободное пространство фриза. На длинных сторонах через каждые два завитка они дают по отводку вверх, а на коротких завершаются через пару изгибов.

Нижняя часть левой стены

Горельеф на левой (северной) стене

Скульптор, создавший этот выдающийся узор, черпал вдохновение в архитектуре Пергамского царства . Тем не менее, его рисунок наиболее приближен к природе – нигде в эллинистическом искусстве нельзя найти соседство завитков аканта, листьев плюща, виноградной лозы и лавра. Это сочетание по праву может считаться творением эпохи Августа. Творческая сила его времени представлена в этом рельефе в чистой форме.

Практически полностью восстановленный горельеф на правой стене

Растительный горельеф на правой стене

Фриз с завитками можно интерпретировать как символ богатства золотого века (лат. aurea aetas), главным признаком которого является изобилие зелени и произрастание культурных растений из диких без человеческого посредничества.

Северная стена

Деталь горельефа ниже плиты с Италией

Красивый горельеф на короткой стороне ниже плиты с Италией

Деталь растительного горельефа на левой длинной стене

Хорошо видно место соединения двух плит

В верхней части

На длинных сторонах

На длинных сторонах изображены две процессии , как бы следующие с улицы Фламиния к главному входу в алтарь. Идея параллельно идущих процессий была позаимствована во фризе Парфенона. Фигуры сделаны в двух плоскостях : наиболее важные люди изображены ближе к зрителю и вырезаны в виде горельефов, тогда как фигуры второго плана вырезаны рельефно. В некоторых местах процессии, например, поблизости от Августа и Ливии, есть также фигуры третьего плана.

Правая длинная стена

Правый фриз

Первая треть процессии сильно повреждена, поэтому человек, возглавляющий её, остаётся неизвестным. В тех местах, где рельеф сохранился хотя бы частично, можно опознать ликторов в лавровых венках . Они одеты в туники и тоги и их лица повёрнуты налево. На первом плане идущим практически в самом начале процессии, изображён пожилой мужчина с морщинистой шеей, которого невозможно идентифицировать. Фигуры ликторов являются своеобразным кордоном. В центре первой панели не случайно один из них стоит спиной к зрителям – это так называемый «ближайший ликтор » (лат. lictor proximus), который не имел права поворачиваться спиной к своему императору. На правом срезе третьей панели можно с уверенностью опознать самого Октавиана Августа в венке и тоге. Смысл его жеста (правая рука поднята по диагонали) неизвестен – вероятно, это часть неизвестной нам церемонии. В начале процессии было, скорее всего, 12 ликторов – число, которое в 19 году до н.э. сам император утвердил «всегда и везде». Возможно, что два молодых, одетых в тоги мужчины справа и слева от Августа являлись консулами 13 года до н.э ., однако тогда один из них должен был быть Тиберием – пасынком Августа. Тем не менее, ни одна из этих фигур не обладает свойственными ему холодными аристократическими чертами, поэтому идентичность этих людей остаётся открытым вопросом.

Правая стена

За императором следуют три фламина (лат. Flamines maiores) – жрецы главных римских божеств (Юпитера, Марса и Квирина). Их легко отличить по тому, что на них надеты кожаные шапочки с остроконечным верхом (галерусы),а поверх тог они носят мантии (лаэны). У жреца, ближайшего к Августу, приподнята правая рука, что можно истолковать либо как молитву к богине Мира, либо как приветствие императора. На левой руке он носит такое же кольцо, как следующая фигура, которая смотрит за его спину. Третий фламин из первого ряда фигур в правой руке держит маленький прутик, который жрецы носили с собой, идя на жертвоприношение, чтобы отгонять толпу. Все три фламина необычайно молоды, возможно потому, что их недавно назначил сам Август. Четвёртый фламин , пожилой мужчина, находится на втором уровне рельефа. Вероятно, что это был жрец обожествлённого Юлия Цезаря, которому император позволил идти вместе с главными фламинами в знак уважения к своему отцу. Это, скорее всего, Секст Аппулей, внук сводной сестры Августа.

Оригинально процессия была раскрашена

За фламинами следует молодой мужчина с покрытой головой, который несёт церемониальный топор (сакена). Недавно он был идентифицирован как фламин ликтор , сопровождающий фламина диалис. Однако фламином ликтором мог быть и следующий за ним высокий измождённый мужчина, голова которого также покрыта. Его черты похожи на черты Агриппы , который не дожил до завершения строительства алтаря. Возможно, именно поэтому лицо мужчины на втором плане повёрнуто к нему и выражает скорбь и страдание.

За тогу Агриппы держится маленький мальчик , которого ободрительно трогает за голову женщина на заднем плане. Мальчик с пухлыми щеками и спутанными локонами это варварский принц. И мать и ребёнок на голове носят диадемы-ленты – знак восточных и эллинистических суверенов. Известно, что в Риме со своими матерями жило много детей иностранных правителей, которые не были пленниками, но по доброй воле гарантировали хорошее отношение своего народа с Римом.

Повреждённое начало процессии

У женщины, стоящей за мальчиком в полной достоинства позе, очень гармоничные черты лица. Кроме самого Августа, она единственная носит лавровый венок на покрытой голове. Её с довольно большой вероятностью идентифицировали как Ливию . Она, вероятно, была жрицей, королевой священного ритуала (лат. regina sacrorum). Ливия должна была быть тесно связана с обрядом, проводившимся в алтаре Мира, поскольку его освящение было назначено на день её рождения (30 ). Её сопровождает молодой человек, возможно, Тиберий . Необычно, что ни он, ни другие мужчины из второй половины процессии, не носят патрицианскую обувь (кальцеи), хотя происходят из наиболее благородных семейств Рима. Возможно, это означает, что конец процессии, в котором много женщин и детей, носил менее официальный характер.

Средняя часть процессии

Пара за Тиберием это Друз Старший , второй сын Ливии, и его жена Антония Младшая , племянница Августа, которая идёт впереди. Маленький мальчик с буллой (амулетом) на шее, одетый в тогу, которого она ведёт за правую руку, это их двухлетний сын Германик . Её лицо повёрнуто к мужу, с которым она пытается встретиться глазами. Это единственная сцена во всей процессии, где эмоции пробиваются сквозь сдержанность.

На заднем плане между парой видна голова молодой женщины, прикладывающей палец к губам . На противоположной, левой длинной стене, на этом же месте изображена пожилая женщина, также призывающая к молчанию. В этом месте внутри начинается святилище алтаря. Женщины напоминают смотрящим о церемониальной тишине, которую следует соблюдать. В различных культах есть роль «хранителя тишины» (силентарии), которую обычно исполняли женщины.

Конец процессии на правой стене

За палудаментум (воинский плащ) Друза Старшего держится маленький мальчик, который, как и Германик, носит буллу (его голова была восстановлена). Ему на плечо положила руку женщина с покрытой головой, которую можно идентифицировать как Антонию Старшую , сестру жены Друза. Она была замужем за Луцием Домицием Агенобарбом , который может быть молодым мужчиной в тоге позади неё. Девочка перед ним и упомянутый мальчик – это их дети, Домиция и Домиций (его сын в будущем станет императором Нероном). Человек, идущий перед Антонией, не был идентифицирован. Также неизвестно, кем был мужчина между ней и её мужем. Возможно, что это был поэт Гораций , написавший две оды возвращению Августа домой.

В конце процессия завершалась узкой рельефной панелью, которая была утеряна. Самой последней фигурой была благородная римлянка, перед которой находилась женщина с короткими волосами (вероятно, служанка)

Левая длинная стена

Левый фриз

Левая часть фриза алтаря Мира сильно пострадала в результате неудачной реставрации . Ни одна из горельефных голов людей на переднем плане не является аутентичной. Некоторые барельефные головы участников процессии второго плана также пострадали, из-за чего оригинальная композиция утратила свой баланс и компактность. Это особенно касается первой панели, которая до 1954 года хранилась в Ватикане.

Процессия на левой стене

Цветная версия рельефа на левой стене

Во главе процессии идут два ликтора . За ними на переднем плане стоят трое мужчин, более важным из которых является средний, чья голова покрыта. Между ним и впередистоящим находится молодой человек, одетый в тогу, который держит квадратную коробку с благовониями. Человек с покрытой головой должен был быть одним из главных жрецов, хотя трудно сказать, кем именно. Между первой панелью и следующей, на которой головы были восстановлены другим современным скульптором, во время реставрации был сделан промежуток , несмотря на то, что обе плиты идеально соединяются.

Левый угол алтаря Мира

Начало процессии

Между второй и третьей плитой сделан небольшой зазор из-за отсутствующей части. Вырезанный человек в тоге должен был быть выдающейся личностью , поскольку перед ним сделаны рельефы на трёх уровнях, включая молодого человека с кувшином, коробкой для благовоний и одеждой с бахромой. Его позиция более-менее соответствует позиции Агриппы на противоположном фризе. Перед ним на второй панели идёт пятеро аристократов в тогах (центральный с покрытой головой). Часть из них носит тоги на римский манер, а часть – на афинский.

Вторая панель

Третья панель

Конец процессии

На третьей панели стоят двое мужчин в тогах, которые, видимо, разговариваю. Позади них промежуток в процессии. Трое мужчин за ними повернули головы в сторону женщины, которая сильно закрыта (она находится на стыке третьей и четвёртой панелей). Один из трёх ведёт перед ней маленького варварского принца –мальчика с длинными вьющимися волосами, одетого в короткое платье, который напоминает мальчика возле Агриппы с противоположного фриза. На женщине тонкая прозрачная накидка, сквозь которую видны складки её наряда, из-за чего она напоминает греческие статуи второго века до н.э. Хотя её лицо не сохранилось, можно предположить, что это была Юлия , дочь императора Августа, и мать двух сыновей, которые в будущем станут Цезарями. Мальчик позади неё это, вероятно, один из них. Четвёртая панель была полностью реконструирована, поскольку оригинал хранится в парижском Лувре. И Юлия, и женщина, следующая за ней, носят бахромчатые платки, бывшие частью одежды вдов . Эта женщина, самая красивая на всём левом фризе, была, по всей видимости, Октавией Младшей , сестрой Октавиана Августа. Мужчина в тоге, сопровождающий её с маленькой девочкой, это её пасынок Юл Антоний с одной из младших дочерей Юлии. Девочка смотрит назад, на женщину в платке позади Юла, которая могла быть его женой, Марцеллой , дочерью Октавии. Мальчик в тоге, последняя из сохранившихся фигур, не был идентифицирован.

На коротких сторонах

В отличие от длинных, на коротких фасадах по обеим сторонам от дверей сделаны композиции, слабо связанные друг с другом.

Эней приносит жертву Пентатам

Цветная реставрация рельефа с Энеем

Этот горельеф, который относительно хорошо сохранился, располагается справа от главного входа (западный, с лестницей). В центре сюжета находится алтарь под изогнутым дубом. К нему приближается бородатый мужчина – Эней, за которым следует его молодой сын Юл-Асканий , от которого вела свой род семья Юлиев. Как видно по сохранившейся руке этой фигуры, Асканий был одет в троянскую накидку с рукавами. Он держит узловатый посох для своего деда, Анхиса, который был пастухом. Таким образом, этот сюжет связан с рельефом на противоположной стороне прохода, в котором пастух стоит возле сыновей Марса. Некоторые данные свидетельствуют о том, что в левой руке Асканий держал копьё, которое было символом высшей власти. В соответствии с римскими традициями жертвоприношений, его голова покрыта. Эней одет в одну тогу без туники, что подчёркивает его связь с древним Римом (первые римские правители носили только тоги). Два мальчика , помогающие Энею во время жертвоприношения, выглядят как обычные римляне, изображённые на длинных стенах. Они одеты в турники и на головах носят лавровые венки. Часть принесённых мальчиками на блюде фруктов уже лежит на алтаре (сохранилось только яблоко). Как изображено на многих других римских рельефах, Эней здесь, по-видимому, совершал возлияние из патеры – это была традиционная бескровная предварительная жертва перед забиванием животного (здесь, свиньи). Один из мальчиков наклонился к животному, но взгляды обоих устремлены на Энея. Мальчики-помощники изображены по-разному: тот, который держит фрукт, выглядит благородным, а тот, который придерживает животное, выглядит выносливым.

Рельеф с Энеем

Здесь изображена сцена, описанная древнегреческим историком Дионисием Галикарнасским . Животное – это белая дикая свинья Лавиниума, которую Эней увидел по прибытии в Лаций. Согласно историку, Эней принёс её в жертву богам своих предков, то есть, Пенатам, за то, что они спасли его из горящей Трои и направили в Лациум. Также он упоминает, что на самой высокой точку Лавиниума Эней простроил для Пенатов святилище , которое символически изображено на панели слева вверху. Этот маленький храм украшен лавровой гирляндой, как и сам алтарь Мира. Внутри видны две сидящие мужские фигуры – те, кому предназначается жертва.

Марс с Ромулом и Ремом

Цветная версия рельефа

Этот рельеф был сильно повреждён, но основные действующие лица на нём хорошо видны. Слева стоит бог Марс – повелитель Марсова поля, на котором стоял алтарь Мира Августа. Он изображён в виде бородатого воина, одетого, поверх туники, в кольчугу с изображением крылатой Горгоны. Хорошо сохранилась только его голова в шлеме, на котором виден прыгающий грифон. Марс на алтаре мира изображён потому, что, в представлении древних римлян, сохранением мира также занимался и бог войны. Также Марс здесь бог-отец Рима. Он стоит рядом с искривлённым фиговым деревом, в кроне которого когда-то была птица (сейчас от неё остались только две лапы). Справа стоит могучий мужчина, опирающийся на трость (от него сохранилась только часть руки). Он одет или в короткую накидку, или, более вероятно, в тунику. На земле между мужчинами была изображена волчица и близнецы Ромул и Рем, которые пили её молоко. Мужчина справа был, возможно, пастух Фаустул , который нашёл детей, а птица – дятел Марса , помогавший волчице кормить близнецов. В отличие от других античных изображений этой сцены, здесь Фаустул не отходит назад, удивляясь чуду, а вдумчиво наблюдает за волчицей, опираясь на посох. Марс разговаривает с пастухом и передоверяет ему своих сыновей. Можно провести параллель между Марсом-отцом и Энеем-отцом с противоположной панели – прародитель римлян рядом с прародителем рода Юлиев.

Рельеф

Италия

Цветная отреставрированная версия

Эта панель – самая известная часть алтаря Мира. В центре – статная молодая женщина с двумя маленькими сыновьями сидит на большом камне в окружении дикой природы. На коленях у неё лежат яблоки и виноград, а в обеих руках она держит по обнажённому младенцу – один находится возле груди, а другой предлагает ей фрукт. Она сидит как королева в разломе камня, а венок из фруктов на голове, похожий на диадему, дополняет образ. По сторонам от женщины находятся обращённые к ней лицами две нимфы – та, что слева, опирается на крупного лебедя, а та, что справа – на водное чудовище. Нимфы, очевидно, принадлежат к другому миру, поскольку накидка на голове и плечах центральной женщины спокойно свисает, а одежда девушек по сторонам развивается, как паруса от ветра. Они держатся за края своих накидок, и те образуют над их головами и телами ореолы.

Рельеф

Снизу хорошо виден объём этого горельефа

Центральную фигуру окружают цветы и животные . Два путти («херувима») относятся к той же группе, что и цветы на её коленях, животные у её ног и букет из маков и початков кукурузы, растущий из её горного трона. Всё это было привнесено в этот мир ей, живёт ей и питается ей. Она мать не только человеческих детей, но также цветов и животных, сверхчеловек.

Рельеф с Италией и растительный рельеф под ним

После обнаружения этой рельефной панели в XVI веке стали считать, что на ней изображены три элемента – земля, вода и воздух. После того, как её связали с алтарём Мира, центральную женщину стали идентифицировать как богиню-землю (Теллус) , а девушек – как Аврор, богинь бодрящего утреннего ветра (левая – ветер с пресных рек, правая – с солёных морей). Если сравнивать этот рельеф с аналогичными древнегреческими, то можно прийти к заключению, что это не столько богиня земли, но и персонифицированный образ страны, Италии. Рельеф прекрасно отражает её сущность – плодородная, мягкая, гористая, окружённая морем и пронизанная реками.

Рома

Цветная реставрация

Этот рельеф сохранился хуже остальных. Интерпретировать и частично восстановить его стало возможным благодаря повторяемости сюжетов в античном искусстве. Здесь изображена богиня Рома в одежде амазонки, сидящая на куче оружия. Слева от неё, вероятно, находился кудрявый молодой мужчина, держащий рог изобилия. Если провести аналогию с рельефами, найденными во дворе Канчеллерия, и хранящимися сейчас в Ватиканских музеях, а также с другими подобными сюжетами, то можно прийти к заключению, что этот человек был олицетворением бога-покровителя римлян (лат. Genius populi Romani). Кроме того на этой же панели должен был быть изображён и бог-покровитель Сената (лат. Genius Senatus). Последний по праву занимал бы место на алтаре Мира Августа, поскольку решение о его постройке принималось римским Сенатом. Бородатый Гений Сентата должен был олицетворять достоинство древнего города, тогда как его молодой компаньон – энергию.

Оригинальный рельеф практически не сохранился

Таким образом, на восточном фасаде, смотрящем на город, сидели лицом друг к другу богиня Рома в образе Амазонки и мать-Италия, обе благословлённые миром, который заключил Август.

Все четыре рельефа так или иначе связаны с миром: Эней-Август приносит жертву богам после возвращения из похода, бог войны (Август-победитель) охраняет мир, Италия процветает, Рим победил врагов.

Положение рельефа

Рельефы Италии и Ромы на восточном фасаде дополняют друг друга и в живописной форме отображают представления обычных римлян о мире. Рельефы на противоположном, западном, фасаде, выходящем на Марсово поле, напоминают о важных исторических событиях. Таким образом, прошлое находится на стороне заходящего солнца, а настоящее – эпоха Августа – встречает рассвет. Между этими двумя точками движется великая процессия с членами рода Юлиев, который происходит от Энея, и чьи дела и бессменное правление гарантируют мир на земле.

Рельефы на внутренних фасадах

В верхней части

Верхняя половина внутренней поверхности стен алтаря украшена двенадцатью фруктовыми гирляндами – по две на коротких сторонах и по четыре на длинных. Они прикреплены к рогам букраний (орнаменту в виде голов быка) извивающимися лентами. В тех местах, где букрании примыкают к капителям пилястр, они сделаны только наполовину. Над каждой гирляндой находится жертвенное блюдо (патера) с характерным «пупком» в центре (омфалом) на котором, как считалось, эти блюда висели. В алтаре чередуются два типа патер – один со вставками, похожими на капли, и резными листьями на омфале, а второй – в виде цветка с «пупком», напоминающим пригоршню ягод. Поскольку многие гирлянды это гипсовые копии, особое внимание нужно обратить на одну хорошо сохранившуюся оригинальную – ту, которая находится за панелью с Энеем.

Патера с круглым омфалм

Патера с омфалом, напоминающим маленькие ягоды

Гирлянды на алтаре Мира собраны из летних и осенних фруктов , как диких, так и садовых. Здесь можно опознать виноград, колосья ячменя, яблоки, груши, гранаты, фиги, плоды земляничного дерева (Арбутуса), орехи, оливки, жёлуди, плющ, сосновые шишки и лавровые листья. Фрукты скомпонованы так, чтобы цвета не повторялись. Все гирлянды разные, но при этом все они следуют одной художественной схеме. Концы каждой из них спрятаны под листьями и плодами винограда. Гирлянды созданы таким образом, что создают ощущение лёгкости, но, при этом, наполненности.

Гирлянда за панелью с Энеем

Полностью восстановленная гирлянда

Прототипы этих гирлянд можно найти на зданиях Пергамского царства . Однако, они отличаются тем, что в гирляндах Августа каждый фрукт и листок выглядит как отдельный предмет, тогда как эллинистические гирлянды создают впечатление целостности.

Гирлянды на длинных стенах

Два фриза (архитектурных пояса) внутри были раскрашены. Детали и реконструкция на стенде

Гирлянды – это каменные аналоги натуральных украшений алтарей, в которых могли висеть настоящие черепа коров , фрукты и патеры. Белые коровы были жертвенными животными богини Мира, поэтому их черепа как нельзя лучше подходили для украшения алтаря. Перед жертвоприношением лбы коров сбрызгивали вином – об этом обычае напоминают жертвенные блюда . Август вернулся домой летом, во время созревания фруктов, поэтому они и были использованы в гирляндах. Праздничные ленты , которые, вероятно, когда-то были пурпурными, являются символом божественного царства.

Гирлянда да третьей короткой стороне. Отчётливо видна оригинальная часть

На этой панели оригинальная только патера

Изначально все рельефы алтаря Мира были раскрашены , но никаких следов пигментов обнаружено не было, поскольку камни слишком долго пролежали вблизи подземных вод.

Фруктовые гирлянды на длинной стороне. Видно, что внутри немного места

На алтаре Мира нет ни одного изображения самой богини Пакс , однако она присутствует в виде обезличенной силы, угадываемой только в жестах и формах. Обезличенные боги относились к наиболее примитивным представлениям римлян о высших силах, и алтарь Мира является наилучшим примером их влияние на римское искусство.

Хорошо видны также букарнии и ленты

В Риме проводилось два праздника, связанных с алтарём Мира – первый проходил 4 в честь начала строительства, а второй – 30 января в честь его освящения.


История обнаружения алтаря Мира

Алтарь Мира стоял на восточном углу Марсова поля на улице Фламиния (сейчас это via del Corso) за тогдашними границами Рима. Основание из туфа до сих пор находится на своём месте – в шести метрах под дворцом Оттобони Фиано Альмаджа (Русполи), ранее известном как «дворец Перетти». До 1536 года Агостино Венециано зарисовал одну из панелей фриза с завитками, которая впоследствии была утеряна. В это время некоторые части стены святилища были видны с улицы. В 1568 году, во время работ во дворце, были обнаружены ещё несколько частей стены и проданы семье Медичи. Рельефы с Италией, с правой длинной процессией и вторая плита левой длинной стены были перевезены во Флоренцию, первая плита левой процессии попала в Ватикан, четыре гирлянды и две пилястры фасада с завитками до сих пор встроены в наружную стену виллы Медичи, выходящую в сад (в алтаре они заменены копиями). В 1859 году во время укрепления фундамента дворца Оттобони были обнаружены ещё несколько фрагментов, например, часть рельефа с Энеем и голова Марса с противоположной панели. Они были перевезены в Вену.

Восточный фасад со вторым входом в алтарь. Здесь нет лестницы

Бюсты членов семьи императора Августа

Экспозиция на -1 этаже музея

Первым предположение о том, что все эти фрагменты относятся к алтарю Мира Августа, высказал в 1879 году немецкий археолог Фридрих фон Дун . В 1903 году были проведены раскопки и составлен план здания на нулевой отметке. Кроме того, все обнаруженные детали были собраны в Национальном музее Рима (музее Терм), где алтарь был частично восстановлен. С 1937 по 1938 годы были проведены дополнительные археологические изыскания с использованием новейшего оборудования для заморозки грунтовых вод, во время которых было найдено множество недостающих фрагментов.

Стенд с объяснением того, какие цветы и растения послужили прототипами для растительного орнамента

С 1938 года алтарь стоит в отдельном здании между и рекой Тибр. По сравнению с оригинальным положением, он был повёрнут на 90 градусов (раньше вход был с востока, а теперь с юга). Вдоль правой (если смотреть от входа) стены музея установлены плиты с вырезанными на них «Деяниями » («Res Gestae») Августа. Оригинал когда-то стоял перед входом в его мавзолей.

Здание музея

Res gestae divi Augusti

Достопримечательности поблизости: , церковь Сан-Рокко (1832), фонтан Боттичелла (1774), часовня Сан-Джироламо-вей-Кроати (1587), фонтан Порто-ди-Рипетта (1704), церколвь Карло-аль-Корсо (1610), церковь Сан-Джакомо-ин-Аугуста (1592)

Полезная информация об алтаре Мира в Риме

Где находится:
На берегу Тибра; недалеко от замка Святого Ангела

Как добраться:
Ближайшая станция метро – Спанья (Spagna; линия А) находится, примерно, в 500 метрах к востоку от алтаря.

Автобусы 301 или 913 до остановки Augusto Imperatore.
Автобусы 628, С3 или N25 до остановки Augusto Imperatore- Ara Pacis.

Ближайшая остановка туристического автобуса — Piazza di Spagna / Via Veneto

(лат. Ara Pacis Augustae) - уникальный исторический памятник, установленный в 13 году до нашей эры в качестве мемориального алтаря (торжественные жертвоприношения совершались 30 января и 30 марта). Достопримечательность воздвигли в честь богини мира Пакс и военных побед императора Августа, положивших конец гражданской войне, в которую была втянута вся Римская империя после убийства Юлия Цезаря.

Содержание
содержание:

Отметим, что в древнейшие времена римляне не знали богиню мира Пакс, её почитание было инициировано лично Августом в рамках его политики, направленной на нормализацию жизни гражданского общества в послевоенный период. Новую богиню изображали молодой женщиной с оливковой ветвью и рогом изобилия.

Мемориальный алтарь являлся типичным сооружением для подобных церемоний своего времени. Главный художественный интерес представляют мраморные стены, украшенные скульптурными барельефами, сюжеты которых подчинены идее всеобщего поклонения и признания величия римской цивилизации.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Архитектурное описание

Северная и южная сторона Алтаря Мира изображают жертвенную процессию, во главе которой выступает император Август (в качестве Великого понтифика). За ним следуют жрецы, семья Августа, сенаторы, патриции и важные граждане Рима. Даже спустя две тысячи лет, наблюдая барельефы в современном состоянии, можно говорить о высоком мастерстве скульпторов, которые добились портретного сходства всех присутствующих. Особенно хорошо изображены радостные дети, улыбающиеся и переговаривающиеся друг с другом.


Западная сторона представляет двух богинь, которые покровительствовали Риму. Первой из них является богиня земли Теллус, покровительница плодородия и изобилия. Теллус увековечена с двумя младенцами на руках, одного из них она кормит грудью, а другой сидит у неё на коленях. Цветы, богатый урожай и фигуры девушек, олицетворявших земные стихии, дополняют композицию. Символизируя благополучие города, эти барельефы служили напоминанием неустанной заботы императора о своём народе. Изображение второй богини на западной стороне, которой выступала богиня Рома , почти не сохранилось, но судя по всему, она восседала на троне из копий и мечей поверженных врагов, держа в руках образ богини победы Виктории, символизируя мир, достигнутый оружием.

Восточная сторона демонстрирует исторические сюжеты становления Римского государства - историю Ромула и Рема, а также Энея, приносящего жертвы Пенатам.

Таким образом, Алтарь Мира, являясь важным памятником античности, даёт возможность каждому туристу получить некоторое представление об устройстве, культуре и традициях римского общества.

В VI веке, после падения Рима (476 год), река Тибр вышла из берегов и полностью затопила Алтарь Мира. Только в XVI веке, когда вода отступила, были обнаружены отдельные сохранившиеся скульптурные элементы и рельефы сооружения.

К планомерным раскопкам и реконструкции приступили в XIX веке. В 1938 году архитектор Витторио Морпурго создал специальное охранное здание для античного памятника. Спустя 50 лет, строение пришло в негодность, стало разрушаться и угрожало сохранности Алтаря Мира. Поэтому в 2006 для достопримечательности построили новый современный музейный комплекс, приурочив его открытие к празднованию дня основания Рима. Здание архитектора Ричарда Майера, из стекла и белого травертина, включает в себя не только помещение с алтарём, но и аудитории, и выставочные залы.

Алтарь мира – уникальное в своём роде строение, созданное в 13 году до нашей эры. Располагался он у реки Тибр на Марсовом поле. Изначальное его предназначение – мемориальный алтарь. С помощью него 30 января и 30 марта весталками и жрецами совершались торжественные жертвоприношения. Его построили в честь побед императора Августа, которые ознаменовали окончание гражданской войны. Но это строение было создано не только чтобы почтить Августа, но и в честь богини мира Пакс.

До Августа римляне не поклонялись такой богине. Он сам ввёл её почитание, богиня Пакс стала как бы символом его политики, направленной на налаживание мира в стране. Её изображали в облике прекрасной женщины с веткой оливы и рогом изобилия в руках.

Алтарь мира выполнен в типичном стиле для того времени. Главными его элементами с художественной точки зрения являются мраморные стены с барельефами. Их основной сюжет – почитание и возвеличивание римской цивилизации.

Как выглядит Алтарь?

Алтарь мира представляет собой четырёхугольное здание. Входы находятся на востоке и западе. Внутри расположен непосредственно сам алтарь. Он окружён со всех сторон ступенями и украшен фризом. Фриз состоит из трёх ярусов. Верхний выполнен в растительном стиле, ниже – с тематикой моря. Фриз с внешней стороны двухчастный и разделён геометрическим орнаментом, нижняя часть, как и внутри, украшена пышными элементами растений.

Стороны алтаря

Алтарь мира на каждой из своих сторон имеет удивительно красивый барельеф с изображениями, которые до сих пор обсуждают философы и историки.

На северной и южной стороне Алтаря изображены жертвенные процессии. Во главе стоит император Август. Дальше за ним идут жрецы, его семья, сенаторы и аристократия Рима. И даже сейчас, спустя тысячи лет, можно сполна прочувствовать мастерство скульпторов тех времён: на барельефах видно очень точное сходство.

На западной стороне находятся две богини, покровительствовавшие Риму. Первая – богиня земли Теллус, она считалась покровительницей плодородия и изобилия. На руках она держит двух младенцев. Одного кормит грудью, а второй сидит у неё на коленях. Композицию дополняют многочисленные цветы и обильный урожай, символизирующие плодородие города. Ещё это означало и заботу императора о благополучии своего народа. Изображение второй богини, которая считалась богиней Рома, почти не сохранилось до наших дней. Только по очертаниям можно догадываться, что она сидела на троне, сделанном из копий и мечей. В руках у неё был образ богини Виктории. По всей видимости, это означало мир, достигнутый путём войны.

Восточную сторону отвели под историю становления Рима. В сюжете барельефа показаны истории Ромула, Рема и Энея, совершающего жертвы Пенатам.

Все картины выполнены в стиле классицизма и подражают произведениям искусства классической Древней Греции.

Многогранность изображений памятника даёт туристам хорошую возможность поближе ознакомиться с устройством, политикой и настроениями Древнего Рима. Люди, жившие в то время, видели в Августе спасителя и надеялись на установление им гармонии и мира.

Повреждения и реконструкция Алтаря мира

В VI веке река Тибр вышла из берегов и залила ближнее пространство, полностью скрыв Алтарь мира. Воды отступили только в XVI веке, сильно испортив памятник. Впервые останки обнаружили рядом с Палаццо Фиано во второй половине XVI века. К сожалению, некоторые элементы уцелели лишь частично. Восстановление Алтаря было начато по приказу Бенито Муссолини.

Раскопки и реставрацию начали только в XIX веке . Позже исследования показали, что Алтарь плохо защищён. Охранное здание для Алтаря мира в Риме сделал архитектор Витторио Морпурго в 1938 году. Но потом, спустя полвека, оно пришло в негодность и начало угрожать целостности исторического памятника. В связи с этим в 2006 году был построен современный музейный комплекс, открытие которого приурочили ко дню основания города. Кроме Алтаря мира комплекс включает в себя аудитории и выставочные залы.

Музей Алтарь мира – строение прямоугольной формы из стекла и бетона. Один из самых ценных памятников времени правления Августа сейчас хорошо защищён от выхлопных газов, пыли, изменений температуры и влажности. При проектировке комплекса использовали передовые технологии, которые направлены на сохранение памятника от разрушения. Его проектировала американская студия Ричарда Мейера.

Время работы

Алтарь мира работает каждый день с 9:00 до 19:00, кроме понедельника. Билет для взрослого стоит 10,50 евро, льготный и для римских граждан – 8,50. Аудиогид обойдётся вам в 4 евро.

Как доехать?

Музей Алтарь мира расположен на улице Lungotevere in Augusta. Доехать до него можно на метро: вам нужно будет сесть на линии A и сойти на станциях Lepanto или Spagna.

Вам также может понравиться:

Алтарь Мира(ит. Museo dell"Ara Pacis) был построен во времена древнеримского императора Августа. Так великий правитель запечатлел в алтаре свое триумфальное возвращение из Испании и Галлии(современная Франция) в 13 г.н.э. Жертвенник воздвигли по приказу Сената в честь богини победы, он символизировал начало мирного периода в развитии империи и увековечивал боевые подвиги Августа.

"Когда я вернулся в Рим из Галлии и Испании, в консульство Тиберия Нерона и Публия Квинтилия(Quintilius), в честь успешного завершения дела в этих провинциях Сенат постановил, что должен быть освящен алтарь Августа мира и приказал построить его на Марсовом поле. В нем судьи, священники и весталки-девственницы должны праздновать каждый год и приносить жертву", - такими словами Август приветствовал открытие грандиозного архитектурного панно в свою честь.

Алтарь Мира Августа строился целых четыре года, для сооружения отвели огромное плато на Марсовом поле, рядом с дорогой Via Flaminia, возле русла реки Тибр. 30 января, в 9 г. до н.э. в нем состоялась инаугурация Августа.

Сегодня Алтарь мира считается одним из лучших представителей древнеримской архитектуры и скульптуры. Геометрическая форма мраморного жертвенника выглядит довольно просто - такой огромный, на первый взгляд, очень аскетичный белый куб... Но украшения четырех беломраморных стен великолепны: резные фризы, скульптуры императора и его семьи, символы благочестия, мира и процветания империи, которая наконец нашла умиротворение.

Изначально алтарь находился на некотором расстоянии от того места, где его можно увидеть сегодня. Но надо сказать, что археологи совершили титанические усилия, собрав остатки древнеримского архитектурного чуда и бережно восстановив его в начале 20-го века из разбросанных фрагментов. История восстановления Ара Pacis началась в шестнадцатом веке, однако не была закончена. Случайные раскопки затянулись на четыре столетия. Только четыре столетия спустя памятник наконец был восстановлен - в 1903 году грандиозные раскопки были продолжены, а 1938 году закончилось восстановление и об этом событии появилось первое известие в газетах всего мира. 23 сентября, в день рождения Октавиана Августа итальянский диктатор Муссолини открыл памятник.

Новая реставрация и сооружение защитной капсулы были произведены в начале 2000 г.г. В современных условиях Алтарь мира расположили в гипер-современной(но многим - ненавистной) капсуле из стекла и бетона, проект которой разработал архитектор Ричард Мейер(США). Обновленный музей вновь поприветствовал посетителей в 2006 году...

Итак, спустя целых две тысячи лет у вас снова есть возможность увидеть настоящий престол императора Октавиана Августа(он занимает почти все внутренне пространство алтаря), в жилах которого бурлила кровь великого Цезаря...

Адрес Museo dell"Ara Pacis : Lungotevere in Augusta (angolo via Tomacelli), 00186 Рим, тел. 00 39 06 0608.

Как добраться : на автобусе до Lungotevere Marzio(набережная аллея вдоль реки Тибр) или Via Tomacelli; на метро (линия В), остановка Flaminio.

Время работы : вторник-воскресенье 9.30-19.30. 24 декабря - 9.30-14.00. Закрыто 1 января, 25 декабря, 1 мая.

Цена билета : для взрослых - €10.50; для детей и юношей 6-25 лет - €8,50; дети до 6 лет - бесплатно.


Контакты

Адрес: Lungotevere in Augusta, 00186 Roma, Италия

Телефон: +39 06 0608

Часы работы: Вт — Вс с 09:00 до 19:00, Пн — выходной

Стоимость: 10.50€, льготный — 8.5€

Официальный сайт: www.arapacis.it

Как добраться

Метро: станция Spagna (линия А)

Автобусы: остановка Augusto Imperatore/Ara Pacis (№№ 81, 628, N25)

Италия — страна, которая сегодня ассоциируется с сытной пастой, пиццей, загорелыми барышнями и настоящими мачо. А когда-то на ее просторах располагалась часть огромной Римской империи и все дороги вели в город, который является современной столицей.

Рим переполнен достопримечательностями, значительная часть которых, появилась около двух тысячелетий тому назад. Римский форум, и , наверное, знают все, но это далеко не все, что можно посмотреть в итальянской столице.

Любителям старины и просто туристам, жаждущим увидеть что-нибудь необычное, придутся по душе развалины , первые христианские храмы и языческие жертвенники. В этой статье речь пойдет об Алтаре Мира, памятнике архитектуры эпохи Октавиана Августа.

Алтарь Мира в Риме — немного истории

Решение о строительстве Алтаря мира (Ara Pacis) было принято римским сенатом 4 июля 13 г. до н.э. В то время консулом Рима был Ти

Берий Нерон. Монумент возвели в честь возвращения императора Августа после победоносных боев в Испании и Галлии. Его открытие произошло 30 января 9 г. до н.э. Магистраты, жрецы и весталки должны были совершать на алтаре ежегодные жертвоприношения.

Жертвенник находился на Марсовом поле , на севере от построек Агриппы. В старину там проходили маневры пехоты и кавалерии. Сегодня это место, где расположен Палаццо Фиано-Перетти-Альмаджа (угол Корсо и виа ин Лучина), западная сторона виа Фламиниа.

В XVI веке Ara Pacis Augustae находилась в пойме реки Тибр, где она была погребена под четырьмя метрами ила. Первые останки алтаря были обнаружены рядом с Палаццо Фиано в 1568 г. Следующие фрагменты были найдены в 1859 г. Со второй половины 1800-х гг. раскопки начали проводить регулярно. С 1903 г. целенаправленно начали искать остатки Алтаря Мира.

В 1938 г. Бенито Муссолини построил защитные здание для алтаря возле Мавзолея Августа.

Исследования, сделанные в 90-х гг. XX века показали, что алтарь плохо защищен. Городская администрация решила провести серьезную реконструкцию и заменить здание, которое появилось в 1938 г. Современный комплекс строили в 1996 – 2006 гг. С 21 апреля 2006 года музей Алтарь Мира открыт для посетителей.

Алтарь Мира в Риме — описание

Когда мы впервые слышим о Ara Pacis, то сразу не можем понять, что это старинный монумент или выставочный зал. Благодаря стараниям современных архитекторов удалось сделать невероятное. Кроме того, что в комплексе хранится алтарь эпохи императора Августа, там проходят лучшие выставки Рима.

Музей Алтарь Мира — корпус прямоугольной формы, выполненный из стекла и бетона. Наиболее ценный памятник эпохи Августа сейчас надежно защищен от пыли, выхлопных газов, вибрации, изменений температуры и влажности. При строительстве музейного комплекса использовались инновационные технологии, которые позволяют уберечь Алтарь Мира от разрушения. Помещение было спроектировано архитектурной студией американца Ричарда Мейера.

Чтобы добраться до центрального павильона, посетители проходят через затемненную зону. Естественный свет, который освещает Ara Pacis, фильтруется через 500 квадратных метров кристаллических панелей. Это дает возможность ощутить единство пространства музея с внешним миром, а также помогает создать тишину, необходимую, для того, чтобы насладиться памятником в полном объеме.

Алтарь — общепризнанный шедевр, самый известный из сохранившихся примеров скульптуры, существовавшей в Древнем Риме. От греческих образцов его отличает наличие неидеализированных фигур , вып

Олненных в натуральную величину, и узнаваемых портретов людей . Он должен был показать военное превосходство Римской империи и визуально напоминать о славной династии Юлиев-Клавдиев.

Основная часть Алтаря Мира – это стол, на котором происходили жертвоприношения . К нему ведут ступени. Вокруг алтаря есть специальные проходы. Они, вероятно, использовались для стока крови и воды, которой мыли жертвенник. Центральная часть древнеримского алтаря окружена стенами.

Материал, из которого построен Алтарь Мира – отточенный белый мрамор – в старину делал его более заметным среди других построек Рима. На нем изображены эпизоды жертвоприношения богам. Среди фигур на стенах можно увидеть мужчин, женщин, детей, священнослужителей, обслуживающий персонал, гостей города или рабов.

Узнаются образы императора Августа в лавровом венке (символ мира), его зятя Марка Випсания Агриппы, жену Ливию, пасынка Тиберия, дочери Юлии, Гая Юлия Цезаря Випсаниана, Луция Домиция Агенобарбы, Секста Аппулея, Домиция, Германика, Гнея Домиция Агенобу, Антония Младшего, Антония Старшего и др. Средняя часть стен монумента занята изображениями фигур, которые упоминаются в мифах Древнего Рима, ниже – скульптуры природы (растительные орнаменты).

На восточной стене Алтаря Мира находится плохо сохранившийся рельеф с женщиной-воином . Искусствоведы думают, что это Рома. Она сидит на куче оружия, отнятого у противника. Изображение восстановлено, поэтому многие ученые считают его неверным. Трудности связаны еще и с тем, что Алтарь есть на монетах Нерона и Домициана, но о его изображениях нет никаких упоминаний в документальных источниках.

Другие панели уцелели больше. На них — богиня плодородия и процветания с близнецами на коленях, момент, когда пастух Фаустул нашел Ромула и Рема, приношение свиньи в жертву. Северная стена имеет около 46 сохранившихся или частично сохранившихся фигур. Там – священники, члены императорской семьи со спутниками.

Ученые склонны к тому, что первоначальное месторасположение Алтаря Мира позволяло, чтобы в день рождения Августа, на сооружение падала тень от солнечных часов, находящихся поблизости.

Где находится музей Алтарь Мира и как до него добраться

Алтарь Мира расположен на берегу , на углу Lungotevere in Augusta и via Tomacelli. Это район Кампо-Марцио.

Как доехать до Алтаря:

  • Чтобы добраться до памятника архитектуры можно доехать на до станции Flaminio и пройти около 500 метров.
  • Если вы хотите сократить время, на пьяцца Flaminio сядьте на автобусы №№ 628-926 и выходите на остановке «Augusto Imperatore/Ara Pacis». От метро Spagna можно дойти по via Condotti и via Tomacelli. Двигаться надо в сторону главной реки Рима. К достопримечательности можно также добраться автобусами №№ 224, 590.

На набережной Тибра есть автомобильная стоянка.

Часы работы музея:

  • вторник-воскресенье с 9.00 до 19.00 .
  • 24 и 31 декабря в Алтаре Мира можно побывать с 9.00 до 14.00 .

Стоимость билетов:

  • взрослый — 10,50 € ,
  • льготный — 8,50 € .
  • Для римских граждан — 8,50 € и 6,50 € соответственно.
  • В зависимости от временных выставок, которые проходят в музее, цена меняется. Так с 12 марта 2015 года вход в музей и на выставки «Эспозиционе Универсале Рим. Уна читта нуова даль Фашизмо альи анни ’60» и «Беверли Пеппер алль’Ара Пачис» будет стоить 14,00 € (12,00 €) и 12,00 € (10,00 €) для римлян.
  • Аудиогид обойдется в 4,00 € .
  • Бесплатный вход предоставляется всем детям до 6 лет, жителям Рима до 18 лет, старше 65 лет, с доходом меньше 15 000 €, гидам, переводчикам и т.д.

Есть возможность приобрести билеты онлайн. В таком случает достаточно распечатать электронный чек и предъявить его у турникета. Ara Pacis также включен в туристическую карту .

Алтарь Мира на карте Рима: