Благоустройство территории вокруг школы. Проект озеленения и благоустройства школьной территории «Цветущий двор. Ожидаемые результаты реализации проекта

20.09.2023 Дизайн
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа»

Проект озеленения и благоустройства школьной территории

Чупахина Юлия 11 кл.

Юдин Антон –10 кл.

Руководитель:

Медведева Юлия Викторовна

Курасовка 2013
Содержание

Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога.

К. Д. Ушинский

Введение

Школа для нас – не только место, где мы приобретаем знания, но и место, где мы учимся общаться, переживаем горести и радости самого прекрасного периода в жизни человека – детства. Лучшие друзья, первая любовь, первые успехи и победы познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах.

Школьный двор - это лицо учебного заведения и огромное пространство для создания творческих проектов. Насколько ухоженной и красивой будет территория школьного двора – зависит от нас. Если в школе множеством зеленых насаждений, цветущих растений, то это способствует экологическому воспитанию.

Правильно подобранные деревья, кустарники, цветы, которые размещены с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроения людей, придают двору своеобразный колорит. При этом это способ просто и доступно создать свою неповторимую обстановку.

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит не таким каким бы мы хотели его видеть: зарос кустарниками, нет стилевого единства в оформлении клумб. Анкетирование обучающихся, работников школы показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создать уголок с новыми красивыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, фонтаном.

Решение этой проблемы стало возможным при осуществлении социального проекта “Цветущий двор” .

Цель:

Изменение «ландшафтного дизайна» на территории школы и улучшение экологической обстановки путем озеленения данного участка.

Для достижения цели мы поставили следующие

задачи:

1. Сформировать чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

2. Ознакомить учащихся с основными навыками и понятиями о ландшафтном дизайне.

3. Освоить навыки коммуникативной культуры, работы в коллективе.

4. Способствовать развитию самостоятельной практической деятельности.

5. Объединить усилия учащихся, педагогов, родителей, общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы

6. Воспитывать у учащихся бережное отношение к богатствам родного края, развивать у них навыки рационального природопользования
Ожидаемые результаты:

Благоустройство и озеленение пришкольной территории;

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке;

Повышение экологической культуры обучающихся;

Улучшение психического и физического здоровья учащихся;

Сокращение количества детей групп риска.

- сотрудничество учащихся, учителей родителей, направленное на благоустройство и озеленение территории школы

План работы по реализации проекта


Этапы реализации проекта

Содержание деятельности

Промежуточный результат деятельности

1 этап

Подготовительный весна 2011года
Цель: провести организационную работу, выявить заинтерисованность всех участников проекта в его реализации.


1.Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме.

2.Написать объявление о проекте

3.Проииформировать учеников и родителей через классные часы и родительские собрания

4.Разработка проекта «Цветущий двор ».


-Нормативные документы и специальная литература, методические разработки;

Озеленение участков классами, выделенных инициативной группой.

Подведение первых итогов.


2 этап

Практический

Весна 2011 – 2012 года

Озеленение школы и благоустройство территории школы.


содержание деятельности

сроки

исполнитель

1.Анкетирование

апрель

Инициативная группа, классные руководители, зам. директора по ВР

2. Озеленение закрепленных участков территории

Март - апрель

Классные руководители

3.Анализ экологического состояния школьной территории

Апрель - май

Учитель биологии

4.Конкурс рисунков «Клумба моей мечты»

Май

Учитель ИЗО, родители, учащиеся

5. Классный час «Я хозяин школьного двора».

Май

Классные руководители

6. Организация работы по перекапыванию цветника

Май

Учитель технологии, зам. директора по хозяйственной части

7. Разбивка новых клумб, дорожек.

Май

Учителя технологии и биологии, зам. директора по хозяйственной части

8.Посадка деревьев и кустарников

Май, июнь

Зам. директора по хозяйственной части, классные руководители

Создание альпийской горки и фонтана.

Май, июнь

Учителя технологии и биологии родители, учащиеся, классные руководители

9.Приобретение семян и выращивание рассады

Май, июнь

Зам. директора по хозяйственной части, учитель биологии, администрация Курасовского сельского поселения

10. Трудовой десант «Сам я всё могу - школьный двор уберу и сберегу» по благоустройству территории школы

Июнь

Зам. директора по хозяйственной части, классные руководители, родители

Описание проекта

Проект предполагает создание на пришкольной территории следующих зон:

1.Цветочно-декоративная зона «Радужная фантазия»
2. Альпинарий:

Альпийская горка

Рокарий
3. Зона древесно-кустарниковых посадок
4. Игровая зона
5. Хозяйственная
Цветочно-декоративная зона «Радужная фантазия»

Появилась потребность иметь на нашем участке всё новые и новые растения, родились идеи по оформлению новых клумб. Многообразие цветников служит прекрасным украшением пришкольного участка.
Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование.

С ранней весны до глубокой осени мы любуемся цветением тюльпанов, нарциссов, крокусов, примул, люпин, ирисов, роз, петуний, герани, бархатцев, цинний, астр и др. Поражают своей декоративностью кохия, хоста, клещевина, разновидности подсолнечника, кларкия и многие другие растения.


Клумбы разбивались следующих типов:

Регулярная клумба - её отличительная черта, строгий геометрический узор из растений, который легко различим при использовании простых, симметричных форм, но гораздо менее очевиден в хитросплетении абстрактных фигур. Два отличительных признака:
а) Все растения должны цвести одновременно.
б) Наличие чётких границ между посадками, подчёркивающих отсутствие всяких следов «естественности» в регулярной клумбе.

Нерегулярная клумба – растения сажают небольшими группами, как морозостойкие многолетники в травянистом бордюре. Клумба выглядит более естественно, часто зоны посадок разных растений перекрываются. Оформление клумбы делается так, что цветение одной группы следовало за другим. Это позволяет добиться более продолжительного цветения.

Приподнятая клумба – наилучшим образом подходит для посадки, т.к. является частью участка в полном смысле слова и может быть достаточно большой для создания впечатляющей композиции из клумбовых растений.

Ковровая клумба – это способ высаживания карликовых растений с цветной листвой, в результате которого образуются сложные узоры, напоминающие орнамент восточного ковра. Моноклумбы – вся клумба или бордюр засаживается растениями одного вида.

Вертикальная клумба - это трёхмерная клумба, часто применяется в озеленении, в качестве эксклюзивного элемента. Иногда декоративные клумбы оформляются в виде какой либо фигуры.

В клумбе-панно разнообразные низкорослые растения используют для создания не орнамента, а какого-либо конкретного изображения, наряду с декоративными растениями используют и цветущие клумбовые растения. Что же такое клумбовое растение? Клумбовым называют такое декоративное растение, которое в облиственном состоянии высаживают на постоянное, оформленное в виде клумбы место в открытый грунт или в контейнер, где его содержат в течение ограниченного времени.
Альпинарий

Альпинарий разместили так, чтобы он органически вписывался в окружающую его среду. Для него выбрали солнечное место с достаточно аэрированной почвой на таком участке, который хорошо виден с небольшого расстояния. Старались создать условия, наиболее свойственные условиям обитания большинства горных растений

Строительство альпинария началось с планировки и разбивки участка. Затем его расчистили, сняли дерн и пропололи, чтобы удалить все сорняки. Закончив расчистку, нанесли слой из строительных отходов, шлака или гравия. Получилось водопропускающая прослойка, которая не позволяет воде задерживаться - ведь большинство горных растений не переносят постоянного присутствия влаги. Если почва на участке илистая, плотная, и на ней вода застаивается, то дренажный слой должен быть толще, минимум полметра. Этот слой создают засыпкой землей без удобрений, лучше всего компостом из дерна с добавкой песка, торфа и перегноя. Переобогащение земли приводит к прямо противоположным результатам: растения вырастают слишком высокими, образуют рыхлые заросли или вообще не появляются. Большинство альпийских растений - аскеты, такими их создала Природа.
Приступив к устройству альпинария, заранее разметитили тропинки, ступеньки, переходы. Рельеф должен быть смоделирован по образцу естественного ландшафта, а это значит, что нужно провести разметку “долин”, “плато”, “вершин” и “обрывов”, создать разные по освещенности зоны: зону полного освещения, зону с уклоном в сторону от солнца, теневую. Такие условия диктуют требования растений, их экология.

В этой же зоне был создан фонтан.

Сначала с помощью шнура, поливочного шланга или просто струйки песка на поверхность земли был нанесён контур водоема, очертания которого выбрали по своему вкусу. После этого выкопали котлован и сформировали место, где позднее разместилась водная растительность. С поверхности котлована необходимо было удалить все острые предметы – камни, остатки корней, чтобы предохранить пленку от возможных повреждений. Затем на дно котлована высыпали слой песка толщиной в 5 см. Для дополнительной безопасности песок покрыли мешковиной. Затем уложили пленку, плотно прижимая ее ко всем изгибам котлована, и залили водой до уровня заболоченной зоны. При этом можно расправить оставшиеся на пленке морщины. Поскольку под тяжестью воды эластичное покрытие еще будет какое – то время проседать, оформление берегов отложили на два дня.

Основное правило при озеленении маленького водоема – тщательный подбор растений. От быстрорастущих видов, как, например, камыш, рогоз, лютик длиннолистый, придется оказаться, иначе в течение пары лет они буквально заполнят весь водоем.

Ассортимент слабо разрастающихся растений для различной глубины достаточно широк: частуха подорожниковая, гравилат речной, мята водная, незабудка болотная. На глубине 10 – 40 см хорошо себя чувствуют аир обыкновенный. Самые глубокие места в водоеме принадлежат кувшинкам. Среди них также следует выбрать лишь карликовые, медленнорастущие виды и сорта, например кувшинку душистую или кувшинку снежную, которые сажают на глубину до 50 см.

Для того, чтобы создать необычный цветник (рокарий), нужно запастись камнями или плитняком красивой формы, окраски, размеры могут быть различными – от небольших камешков до солидных глыб или валунов. Камни и плитки располагают на участке, стараясь создать красивую композицию, включающую вымощенные этими камнями дорожки, чтобы не тревожить растения, когда нужно пройти по рокарию.

В каменистых садиках высаживают главным образом многолетние растения, низкорослые и средние по высоте и лишь изредка, как солитеры, высокорослые. На южных склонах или террасах предпочтительны светолюбивые и засухоустойчивые растения, на северном и северо – западном – теневыносливые и относительно влаголюбивые
Зона древесно-кустарниковых посадок

Древесно-кустарниковые посадки расположены по периметру пришкольного участка. Небольшие деревья и высокие кустарники (рябина, сирень, липа) высажены вокруг здания, но не ближе, чем 5 метров от окон; высокие деревья (белая акация, береза, дубы, клены и др.) – 10 метров (во избежание затемнения учебных помещений). А у входа в начальные классы красуются голубые ели.

Вокруг пришкольной территории мы начали создавать плотную многорядную живую изгородь из кустарников (акация желтая, чёрная рябина). Здесь же посадили такие деревья, как каштаны, сосны. Эти зеленые насаждения хорошо защитят школьное здание от пыли и ветра, приглушат уличный шум. Если есть возможность, деревья лучше выносить за ограду, это увеличит площадь посадок.

Наиболее пригодными для оформления пришкольных территорий являются березы, липы, рябины, клены, ели. Кустарники желательно подбирать с таким расчетом, чтобы основная масса их цвела в апреле-июне и выглядела привлекательно в осенний период при изменении окраски листьев. Желтые листья растений красиво смотрятся на зеленых газонах.
Игровая зона

Игровая зона предназначены для отдыха и развлечения. Эта территория должна нести положительный эмоциональный заряд, быть яркой, красочной и интересной, чтобы дети с удовольствием общались и отдыхали здесь. Деревянные скульптуры («Берёзовый колодец»), декоративные малые скульптурные формы («Фея цветов» , Весёлые гномы») необычные клумбы («Голубой ручей», «Ароматная поляна») радуют младших ребят нашей школы.

Хозяйственная зона

Школьный учебно-опытный участок является материальной базой обучения биологии, технологии. Он дает возможность устанавливать связь теории с практикой и предназначен для проведения теоретических и практических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся.

Учебно-опытный участок школы представляет собой участок открытого грунта, разделенный на сектора. Каждый сектор соответствует определенному отделу: полевой, коллекционный, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, овощной. Работа на нём начинается уже с ранней весны: подсыпается плодородный грунт и вносятся органические удобрения. Силами старшеклассников и педагогических работников высаживаются огурцы, томаты, капуста, морковь, перец.

Участок окружён живой изгородью из деревьев и кустарников, за которыми учащиеся нашей школы систематически ведут уход: обрезка деревьев, выкорчёвывание погибших деревьев и кустарников, побелка стволов деревьев.

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

В ходе реализации проекта «Цветущий двор» были выполнены следующие работы:

1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей села по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения);
2. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев;

3. Посажены новые деревья и кустарники
4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора

5. Разбиты новые клумбы, дорожки

6. Созданы альпийская горка и фонтан

7. Приобретены семена, выращивается рассада
Заключение.

Наш проект - результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности детей предлагать идеи и варианты решения важных экологических вопросов. Пришкольная территория стала эффективным продолжением и дополнением учебно-воспитательного процесса.

На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования.

В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения нашего села. В летний период на школьной территории учащиеся проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями).

Зеленые насаждения улучшают микроклимат, улавливают пыль, газы, благотворно влияют на психическое состояние человека. Растения, в том числе и цветы, имеют большое эстетическое и декоративное значение.

Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании - пригодится ему в жизни.

Литература


  1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.

  3. Акимушкин И. /Причуды природы.М. 1992.

  4. Анисенковой / Экологическое образование школьников, И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.

  5. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991.

  6. Декоративное озеленение школьной территории: Методические рекомендации. Белгород, 2003 г. - 20 с.

  7. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.

  8. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М. : Просвещение, 1982.

  9. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. М. : Просвещение, 1996.

  10. Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.

Правильное озеленение общеобразовательного школьного участка - это фактор эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей и подростков.

Подбирая растения, учитывают не только художественные, но и практические цели. Так, аллейные (рядовые) посадки иногда служат защитой от шума, ветра, пыли, снега, что, несомненно, отразится на подборе форм растений.

Установлено, что при создании зеленой защитной зоны по ограде школьного учреждения, скорость ветра снижается более чем наполовину, а температура воздуха в зеленой зоне устанавливается ниже городской на 8-10°.

Специалисты утверждают, что фитонциды (летучие защитные вещества), выделяемые растениями, способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух (до 70%) от пыли.

Разнообразие деревьев и кустарников, красота форм, плотности и окраски кроны позволяют создавать выразительные композиции озеленения. Посадки: групповые, аллейные, одиночные, эркерные, рядные, шахматные, ограждающие, лабиринтные и др. - оживляют участок, позволяют лучше использовать выразительные качества стволов, кроны, листвы.

Но посадки деревьев и кустарников не должны мешать инсоляции помещения (солнечным лучам), и в зависимости от характера кроны и степени опадания листвы они высаживаются на расстоянии 5-10 м от здания. Прежде чем составлять посадочный чертеж (дендроплан), необходимо также узнать, где проходят электро - и телефонный кабели, трубы отопления и другие коммуникации. Так, высаживать деревья ближе 1,5 м от водопровода и канализации и 2 м от остальных сетей не разрешается. Кустарники сажают не ближе 2 м от газопровода, 1 м от теплосети и 0,5 м от электрокабеля.

Широкое распространение в озеленении участков школьных учреждений получили такие деревья и кустарники, как клен, береза, липа, ель, сосна, тополь, ясень, вяз, черемуха, лиственница, ольха, каштан, рябина, сирень, жасмин, спирея, кизильник и др. В местах, где дети играют продолжительное время, рекомендуется высаживать деревья с плотной кроной - липу, клен, вяз и др.

Ранней весной и поздней осенью необходимо производить очистку озеленения. Хорошо переносят обрезание клен, липа, тополь, вяз, боярышник, граб, яблоня, ива, ясень, плохо - каштан, береза, орех.

При проектировании древесных и кустарниковых насаждений мною соблюдались нормы посадок между деревьями и от деревьями до стен зданий сооружений и т.д. Нормативы приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Расстояние от объектов до осей растений

Минимальное расстояние до оси растения, м
дерева кустарника
Наружные стены зданий и сооружений 5 1,5
Бровка тротуаров и садовых дорожек 0,7 0,5
Край проезжей части улиц, кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав 2 1
Мачты опор осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакад 4 1
Ограды высотой до 2 м 2 1
Ограды высотой более 2 м 4 1
Подошвы откосов, террас и др. 1 0,5
Подошвы или внутренние грани подпорных стенок 3 1
Подземные коммуникации: газопроводы, канализация 1,5 1
Теплосети (от стенок канала) 2 1
Водопроводы, дренажи 2 -
Силовые кабели и кабели связи (от наружной стены трубы) 2 0,7
От сетей подземных коммуникаций, защищенных трубами (от стены) 1 0,3

На участке разбивают так же небольшие цветники, но так, чтобы цветение растений не совпадало. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, в начале лета - пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем - флоксы, гладиолусы, георгины и до поздней осени - хризантемы, многолетние астры, и др. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков. Цветы на газоне школьного участка также подбираются с учетом их непрерывного цветения.

Сначала высевают газонные травы, затем высаживают цветущие растения. Многолетники требуют срезки.

Цветовое оформление просто необходимо при озеленении школьных учреждений, но и здесь надо подойти к подбору со всей осторожностью.

Большую роль в озеленении участка имеют газонные покрытия групповых и физкультурных площадок, засеянные устойчивыми травосмесями в сочетании с однолетними и многолетними растениями в общем цветнике, на клумбах и рабатках групповых площадок.

Эстетический вид газона поддерживают, периодически скашивая траву, но хорошо оставлять и островки высокотравного озеленения с полевой растительностью. Широко используются самые разнообразные виды газонного озеленения, сочетающиеся с цветочными клумбами, рабатками, оазисами с водой, песком, галькой и др.

Цветочное и древесное оформление школьного участка полностью соответствует выбранному мною стилю.

Посадку растений осуществляют утром. Совком выкапывают ямки нужного размера, чтобы корни растений при посадке не загибались, а саженцы высаживались чуть глубже корневой шейки. Расстояние между растениями зависит от их размеров. Цветники поливают вечером после 17 ч или утром. Цветники из ковровых растений поливают чаще-до 40-50 раз за сезон. В сухую и жаркую погоду вечером между поливами производят освежающий полив или опрыскивание. Для создания розария применяется роза двух видов. По бокам калифорнийская, потому что она почти не имеет шипов, цветки не большие, розового цвета. В середине дальневосточная, она более колючая с красными большими цветками.

Тюльпан - для украшения садов и парков особенно хороши сорта из группы Дарвиновских гибридов. Они нарядно выглядят на фоне газона или кустарников, на клумбах,.

Для посадки лучше брать луковицы первого и второго разборов, цветущие на следующий год.

Наиболее привлекательны небольшие группы одного сорта. Поскольку сорта цветут неодновременно, высота растений и окраска цветов их разные, смешивать их нецелесообразно.

В цветниках тюльпаны выращивают на одном месте 2 - 3 года. Чтобы участок не потерял декоративный вид после цветения, в междурядья высаживают однолетние и многолетние растения, выращенные в горшках.

Виола (фиалка, анютины глазки) - представитель семейства фиалковых. Растение высотой 20 - 25 см с крупными цветками разных форм и окрасок. Сорта крупноцветной садовой виолы являются сложными гибридами.

Так, фиалка трехцветная (виола триколер) появилась в результате многолетней селекционной работы специалистов и любителей-цветоводов.

Считают, что простые анютины глазки пришли в сад из Англии. Их прародители - дикие фиалки (виола триколер и лютея). Хотя цветоводы с давних пор хорошо знали эти полевые цветы, первые серьезные попытки окультурить их были сделаны лишь в начале

Уход за растениями в цветочном оформлении заключается в регулярном поливе, прополке и рыхлении почвы. Чтобы не развивались плоды, все отцветшие цветки удаляют, иначе цветение приостановится.

Для виолы отводят солнечные места. В полутени она цветет дольше, но цветки мельче и бледнее. Летом после цветения ее заменяют другими однолетними растениями. В нашей стране чаще всего выращивают такие сорта: Форботе (цветы белые и синие), Цюрих Зее (голубые), Бергвахт (темно-фиолетовые), Химмельс Кениге (светло-голубые), Гольд Краун, Абендглют (красновато-коричневые). Эти сорта зацветают весной довольно рано.

Социальный проект по благоустройству школьной территории

«Удивительное рядом»

учитель технологии.

Название учреждения: МОУ Бельская средняя общеобразовательная школа

Район/город: Бельский район / город Белый

Название проекта: Социальный проект по благоустройству школьной

территории «Удивительное рядом».

Предмет технология, участие в благоустройстве территории всех классов.

Актуальность проекта:

В жизни каждого ученика школа – это второй дом. Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.

В рамках этого проекта будет продолжен аукцион идей «Чудо-клумбы» среди учащихся школы, педагогов и родителей, конкурс на лучшую декоративную поделку для украшения территории и оформления цветника.

Цели:

    Создание единой духовной среды дальнейшего сообщества на основе совместной деятельности ученик – родитель – учитель.

    Способствовать бережному отношению к природе.

    Озеленение и благоустройство пришкольного участка.

Задачи:

Освоение знаний в области овощеводства и цветоводства.

Овладение умениями ухода за растениями.

Решение проблемы благоустройства территории школы.

Вовлечение учащихся в практическую деятельность по благоустройству и озеленению территории, выращиванию овощных культур.

Воспитание ценностного отношения к природе, стремление создать прекрасное и полезное.

Для реализации проекта:

    Были сформированы группы параллелей.

    Обозначены зоны действий для этих групп.

    Разработаны варианты дизайна территории школы.

    Изысканы материальные средства для выполнения проекта.

Предмет исследования: возможностисоздания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей.

Место исследования:

пришкольная территория МОУ «Бельская СОШ».

Описание проекта.

Если театр начинается с вешалки, то школа - со школьного двора. Вероятно, каждый из нас не раз задумывался, как обустроить его с наибольшей пользой для здоровья детей и взрослых. Школа – наш общий дом. Мы хотим внести свой вклад в изменение ландшафта небольшого уголка нашей малой родины – школьного двора. Приложить знания, максимум фантазии и частицу своей души – и территория около школы станет ещё прекраснее. Необходимо продолжать разбивать клумбы, создавать оригинальные композиции, очищать территорию от опавшей листвы, дооборудовать скамейками.

Тема нашего проекта – «Удивительное рядом» выбрана не случайно. Важно, чтобы это место было красивым и уютным, чтобы воспоминания о нем радовали нас долгие годы после окончания школы.

Требования, предъявляемые к ландшафтному дизайну школьного двора.

    Растения не должны быть ядовитыми, колючими, с сильным запахом (чтобы не вызывать аллергию), не должны иметь ни каких плодов и ягод, чтобы дети не ели их зелёными.

    Не должно быть много деревьев и кустарников, чтобы не затенять территорию.

    Высаживая цветы на клумбы, следует помнить, что цвет по-разному действует на учащихся: зелёный, жёлтый, синий – успокаивает, красный – возбуждает. Цветы лучше использовать яркие, жизнерадостные, привлекательные. Желательно преобладание низкорослых сортов цветов.

Работа по оформлению школьного двора МОУ «Бельская СОШ» ведется поэтапно в течение нескольких лет. Вначале большое внимание уделяли посадке деревьев. Озеленение школы кустарниками и деревьями началось с того момента, когда была открыто новое здание. Каждый год подсаживаем новые зеленые насаждения.

Осенью учащиеся убирают территорию школьного двора от опавших листьев.

В 2012-2013 учебном году стартовала акция на лучшую клумбу «Чудо - клумбы». За каждым классом закреплен участок. Вот где можно проявить свою фантазию. В конце сентября 2013-2014 учебного года были подведены итоги на самую лучшую клумбу.

Учащиеся совместно с классными руководителями и родителями выращивали рассаду цветов. В течение периода весна - осень за ними ухаживали.

Цветники - это украшение двора, это искусство. С помощью цветочного оформления можно передать настроение человека. Цветы, в жизни, играют важную роль. Ими можно передать то, что нельзя сказать словами.

Цветники могут быть выполнены как из однолетних растений, так и из многолетних. Они обязательно должны дополняться однолетниками и луковичными для того, чтобы период цветения был непрерывен. Однолетние цветы яркими пятнами в миксбордерах, клумбах, вазонах радуют глаз в течение всего лета. Многолетние растения вносят краски в течение всего вегетационного периода. При этом одни виды цветов сменяют другие.

Учащиеся 6-в класса создали разноуровневую клумбу, которая очень живописно смотрится. Кисти цветущей сальвии придают праздничный вид. Бархатцы – эти чудесные бархатные шапочки украшают клумбы с мая до первых заморозков.

Силами учащихся 9-а класса созданы оригинальные клумбы. Они проявили выдумку, трудолюбие в оформлении своих клумб.

Неплохая задумка у учащихся 6-а класса, которые хотели создать круговое разноцветие по ярусам. Но весенняя погода не дала возможности реализовать задуманное полностью, но зато удалась ромашка.


Желтые, красные, белые, оранжевые цветы они всегда радуют нас, как бы приветливо улыбаясь. А учащиеся 4-х классов бережно ухаживали за ними.

В период летней практики учащимися под руководством учителей были созданы эти шедевры. Альпийскую горку окутала змея.


На клумбе поселилась лягушка.Учащиеся 10 класса с удовольствием ухаживают за своей клумбой, вьющаяся настурция придает оригинальный вид.

А ещё на пришкольном участке живут лебеди.И прилетела божья коровка.


Весь учебный период учащиеся работают в школьной теплице. Они выращивают зелень, овощи, рассаду овощных культур и цветов. Весной учащиеся готовят почву к посеву семян овощных культур и высадке рассады. В летний период они ухаживают за растениями.


Осенью учащиеся убирают урожай овощей, сортируют, перебирают, укладывают на хранение.

Большая часть выращенного урожая поступает в школьную столовую для удешевления питания учащихся.

Ожидаемые результаты проекта:

В процессе выполнения проекта будут достигнуты следующие результаты:

    Формирование экологических знаний учащихся

    Озеленение и благоустройство школьного двора

    Реализация творческих находок способствует личностному росту каждого ученика;

    Проявление фантазии, инициативы и трудолюбия у учащихся, учителей и родителей.

    Создание интересных композиционных ансамблей.

Практическая значимость проекта:

Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными.

В рамках социального проекта «Удивительное рядом» прошел конкурс рисунков

«Каким я вижу школьный двор».

Просмотрев Интернет-ресурсы по созданию и оформлению клумб, мы отобрали удачные композиции альпийских горок; цветочных клумб из покрышек, пластиковых бутылок, камня, наиболее подходящие для озеленения пришкольной территории.

Проектная деятельность в школе

«Благоустройство школьной территории: «Поляна туристов»»

Описание проекта

Краткое знакомство с основными приемами ландшафтного дизайна, составление эскиза будущего проекта, приобретение необходимых материалов, изготовление мебели для места отдыха и оформление участка декоративными элементами, покраска декоративных элементов, подготовка земли для цветов и растений, посев семян однолетних растений в декоративные клумбы.
Целевая аудитория: Учащиеся 5-7 классов
Время реализации проекта:Май-июнь

Цель : эстетическое оформление пришкольного участка.
Задачи:
Разработать и осуществить план благоустройства территории школьного двора;
воспитать у учащихся любовь к природе, к родному краю, к Родине;
эстетическое оформление пришкольного участка;
выработать практические навыки созидательного и творческого труда;
привить чувство активной позиции по преображению и творческому созиданию окружающей действительности;
теоретическая и практическая подготовка учащихся по дизайну и декоративному оформлению ландшафта.

Ожидаемые результаты

1. Сплочение коллектива детей в общем деле;

Обоснование актуальности проекта

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Краткая аннотация: Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства
Практическая значимость:
Привлечение общественности к значимости проекта;
Улучшение окружающего ландшафта школьного двора;
Эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование Фотоаппарат.
Материалы на печатной основе Справочники, энциклопедии, публикации в журналах
Другие принадлежности Лопаты, носилки, ведра, топор, пила, дрель, болгарка
Интернет-ресурсы Википедия интернет-энциклопедия wikipedia.org
Наименование затрат Краски, кисточки, семена цветов
Социальные партнёры МКОУ Глуховская СОШ, Глуховский информационный центр, Глуховская сельская администрация, Воскресенское районное лесничество.
Предполагаемая стоимость проекта 1160 руб.

Актуальность проблемы
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
Вокруг нас всё меньше живой природы. Всё больше становится в городах мертвого асфальта, дымящих машин, люди уезжают далеко от города, чтобы прислушаться к живой природе, увидеть, как распускаются цветы. Вряд ли мы задумываемся при этом, что находимся в границах определённой природной системы. А ведь сохранить уголок живой природы в наших руках. В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию подрастающего поколения, а оно невозможно без активной деятельности в природе. Поэтому в нашей школе был создан проект по благоустройству территории школьного двора, и обучение навыкам ландшафтного дизайна. В последнее время всё актуальнее становится ландшафтный дизайн участка или ландшафтное проектирование и озеленение территории. Что означает словосочетание "ландшафтный дизайн"? Если пользоваться научной терминологией, то ландшафтный дизайн - такой вид деятельности, который направлен на формирование искусственной среды на участке путём умелого применения природных компонентов. Ланшафный дизайн формирует приятную и гармоничную среду обитания человека.

Этапы реализации проекта
1. Подготовительный; цель: Мотивация, целеполагание проекта; ответственный/срок: Д.С.Шемуранова, Май.
2. Проектировочный; цель: Построение ориентировочной схемы деятельности; ответственный/срок:Д.С. Шемуранова, Май
3. Практический; цель: Реализация проекта; ответственный/срок:Д.С. Шемуранова, Н.Е. Жичин,Май-июнь;
4. Заключительный; цель:Сопоставление действительных и желаемых результатов работы; ответственный/срок:Июнь-сентябрь

Бюджет, ресурсы

1 Семена цветов (Лобелия ампельная, Сапфир) 55 руб.
2 Краска фасадная 480 руб.
3 Колер для краски 360 руб.
4 Кисточки 65 руб.
5 Перчатки х/б 120 руб.
Итого 1160 руб.

Ожидаемые результаты
1. Сплочение коллектива детей в общем деле;
2. Овладение информацией о ландшафтном дизайне;
3. Эстетическое оформление пришкольного участка.

Методы реализации проекта.

Осуществление проекта «Поляна туристов» началось в преддверии летних каникул. В конце мая был проведен классный час на тему летних занятий во время трудовой практики, на котором выяснилось желание учащихся изменить территорию перед крыльцом школы. Тут же наметили примерный план работ и определились с необходимым материалом и распределили обязанности. Кроме материалов, приобретенных в магазине, потребовались вещи, бывшие в употреблении или приготовленные для утилизации. В последнюю неделю весны ребята подготовили эскиз начатого проекта, подготовили место (собрали сухую траву, бытовой мусор, камни), собрали материалы для декоративных элементов проекта (остов лодки, бачок для мусора, резиновые сапоги, покрышки от автомобиля ГАЗ-66). В кратчайшие сроки автомобильные покрышки превратились в фигуры лебедей.
Наступило лето, и ребята из летного трудового лагеря принялись за основной этап работы: выкопали яму для «погружения» остова лодки, сделали вокруг нее цветочную клумбу. Затем ребята сделали «костер», на котором варилась цветочный горшок в виде походного котелка. Рядом расположился шалаш из засохших веток садовых деревьев. Нахватало «места отдыха для туристов». Для реализации этого этапа проекта потребовалась помощь работников Воскресенского районного лесничества, которые выпили из ствола сосны стол и 3 стула.
Закончив установку всех элементов, ребята принялись к покраске. Осталось посеять семена цветов, которые выполнят функцию водоема, пищи в котелке, и яркого огня. Осталось регулярно поливать декоративные клумбы и дождаться появления цветов для полного завершения проекта.

Итог : работа над проектом принесла много положительных эмоций, ребята получили ценные практические навыки в освоение новой профессии и потратили свое свободное время на интересное занятие. Проект оказался эстетичным и прекрасно вписался в ландшафт территории школы.

ПРОЕКТ

озеленения и благоустройства школьной территории

Моя малая родина

За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица.

Одним из таких проектов является благоустройство школьной территории «Моя малая родина», созданный в нашей школе самими учениками и их учителями. Творческий подход к идее - наиболее важный аспект в таком проекте, поэтому при его создании учащиеся и учителя проявили всю свою выдумку, фантазию и оригинальность мышления. Работа по такому проекту коснулась не только самого школьного здания, но и прилегающей к нему территории (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб). В процессе работы над проектом мы поняли, что благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения.

Основная цель проекта благоустройства нашей школьной территории – это разделение участка на определенные зоны и создание определенных границ. Визуально это стало заметно, потому что мы придали им очертания с помощью дизайнерских решений. Например, школьную пристройку и учебно-опытный участок мы разделили с помощью дорожки из поребрика и гранотсева.

Теперь на школьном дворе много лавочек, его территорию украшают красивые клумбы. А на одной из зон расположилась экологическая тропа с множеством видов лекарственных растений.

Спортивная площадка – это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени. Поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол, шведских стенок) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. В планах реализации данного проекта нам предстоит благоустроить спортивную площадку, создать на территории школы игровые зоны, являющиеся местом отдыха и развлечения. На таких участках планируется установить беседки, горки, лабиринты.

Профессионально выполненная работа по реализации данного проекта приведёт к тому, что школа станет современным и привлекательным учебным заведением. Уход за школьной территорией требует постоянного внимания и аккуратности, поэтому коллектив школы приложит все усилия к тому, чтобы сохранить всю красоту, которую создавали сами.

Выбор и обоснование темы проекта

Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, здесь расположены здание школьной газовой котельной, склад, колонка. К школе примыкает пришкольный участок. В детском саду «Тюльпан» с торца находится школьная столовая. Поэтому зонирование территории и разграничение зон, благоустройство этих зон становится особенно актуальным. Фасадная часть школы выходит на площадку.

Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа. В ней участвуют ученики 1-9 классов.

Первый этап – февраль-март:

*учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории,

озеленения и рационального использования пришкольного участка;

*проводится защита ученических проектов.

Второй этап – апрель –май:

*подготовка посадочного материала – семян овощей и цветов;

*выращивание рассады;

*подготовка инвентаря;

*весенняя обработка почвы;

*работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади,

ремонт изгороди; обрезка кустарников;

*весенние посадки (реализация проектов);

*закладывание опытов.

Третий этап – июнь –август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

*опытническая работа;

*систематическая уборка урожая и его реализация.

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

*уборка урожая и его реализация; сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*осенняя посадка луковичных;

*подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов;

*Праздник урожая, выставка даров природы, цветов, поделок из природного мате-

риала; награждение победителей.

Цели и задачи проекта:

    создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;

    наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы;

    улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов;

    воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

    развитие исследовательской деятельности школьников;

    развитие творческих способностей учащихся;

    формирование навыков здорового образа жизни.

Каждый год школу подготавливают к новому учебному году. Летом 2010 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы, построили беседку, частично игровую площадку.

В 2010 – 11 уч. году планируется выделить несколько зон:

1-я зона – игровая

* эстетическое оформление школьного двора.
* игровая площадка для школьников для игры в волейбол, баскетбол.

2-я зона – цветочный уголок (двор школы);

3-я зона – зеленая зона (торец школы у детсада «Тюльпан»);

4-я зона – учебно-опытный (пришкольный участок).

Эскиз №1 Игровая «Озеленение и благоустройство зоны»

Эта площадка расположена с центрального входа в школу. По периметру площадки выбракованы и спилены старые деревья и кустарники.

В 2010 году, здесь планируется:

1.Обустройство игровой зоны: спортивной площадки и игровой площадки.

(Установка баскетбольных щитов, футбольных ворот, стоек для волейбольной сетки, покраска забора, разграничивающую игровую зону от учебно-опытного участка.)

2.Строительство малых форм: беседки, альпийской горки. 3.Посадка кустарников и деревьев по периметру школы вдоль забора (взамен выбракованных).

Ожидаемые результаты:

1.Улучшение экологической ситуации в школе и на прилегающих к ней территориях.

2.Появится возможность проведения уроков физкультуры на собственной спортивной площадке.

3.Будут созданы условия учащимся для проведения игр и отдыха.

Для осуществления данной части проекта потребуется посадочный материал:

деревья: клены (ясени, липы) – 10 штук;

декоративные кустарники: спирея японская или каменолистная, чубушник, снежноягодник (шиповник) – 50 шт.



Дизайнерское решение по оформлению беседки
.
Беседка – романтическое место для отдыха на участке. Царящая в ней атмосфера может удивительным образом преображаться. В кругу друзей здесь весело и шумно. В уединении, с книгой, - тихо и спокойно. Беседка – одно из самых популярных строений на участке. В ней приятно укрываться от солнца в знойный день, прятаться от дождя, наслаждаться особым, лирическим настроением природы. Беседка – место для игр детей. А на нашем школьном участке есть место, где можно установить беседку. Так было предложено несколько решений, а мы выбрали самый оптимальный, не дорогостоящий проект. «Зеленая» беседка, сплетенная из стволов ивы. Из беседки откроется красивая панорама, и сама она будет смотреться выигрышно, будет притягивать внимание.



Беседка становится основным декоративным и наиболее функциональным элементом на участке.


Покраска забора.

Эскиз №2 Цветочный уголок «Благоустройство зоны »

Дворовая часть школьной территории имеет площадь более 100 кв.м. Для создания уюта, улучшения экологической обстановки в школе здесь по периметру задней части здания будут устроены зоны с однолетними и многолетними яркими цветами.

Ожидаемые результаты:

1.Улучшится санитарно-гигиеническая обстановка в школе и на прилегающей территории. Улучшится эстетический вид школьного двора.

2.Появится возможность проведения занятий по изучению фауны и флоры на уроках биологии.

Для выполнения этой части проекта потребуется посадочный и посевной материал:

анютины глазки (виола)- 4 пакета;

хоста- 1 пакет;

астра (низкорослые сорта «Малышка», «Карликовая Королевская») – 5 пакетов;

бархатцы (низкорослые махровые и немахровые сорта) – 5 пакетов;

гвоздика китайская, гвоздика турецкая – 2 пакета;

календула (низкорослые сорта) – 4 пакета;

настурция – 5 пакетов;

первоцвет (примула) – 2 пакета.


Эскиз №3 «Озеленение и благоустройство – зеленой зоны»

Зеленая зона у торца школы - место отдыха и игр ребят не только нашей школы, но и близлежащих улиц. Тополя у школы со стороны дет-сада «Тюлпан» посажены много лет назад, потеряли свой эстетический вид, утратили привлекательность, они затеняют окна школы, в результате чего нарушается световой режим в классах. Поэтому часть их мы вырубили, а на их месте весной и осенью 2010-11 годх планируем посадить декоративные кустарники. Откроется вид на здание школы, улучшится санитарно-гигиеническая обстановка в классных комнатах.

Ожидаемые результаты выполнения проекта:

1.Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для обучения, игр и отдыха детей.

2.Улучшение эстетического вида территории школы.

3.Использование кустарников и деревьев зеленой зоны в качестве наглядного материала для изучения флоры родного края.

4.Устранение очага повышенной опасности для жизни и здоровья учащихся.

Для реализации проекта необходимы:

деревья декоративные:

липы, клены – 15 штук;

хвойные(сосна, лиственница) –5 штук;

кустарники декоративные:

снежноягодник- 20 штук;

спирея – 20 штук;

шиповник – 10 штук;

чубушник – 5 штук.

Эскиз №4 «Озеленение и благоустройство зоны – пришкольного участка»

Школьный учебно-опытный участок является материальной базой обучения биологии. Он дает возможность устанавливать связь теории с практикой и предназначен для проведения теоретических и практиических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся.

Учебно-опытный участок школы площадью 19 соток представляет собой учасьток открытого грунта, разделенный на восемь секторов. Каждый сектор соответствует определенному отделу: полевой, коллекционный, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, овощной, систематический, дендрарий и отдел начальной школы.

Планируем посадить дополнительные плодовые деревья и кустарники, разбить новые цветники и клумбы.

В 2010-11 году планируется:

1. Ремонт изгороди.

2.Освоение заброшенных и не используемых ранее земель.

3.Перепланировка участка.

4.Создание небольшого производственного отдела по выращиванию овощей для школьной столовой.

5.Посадка дополнительно деревьев и кустарников в дендрологическом отделе, плодовых деревьев и ягодных кустарников.

6.Разбивка цветников, цветника-аптеки.

Ожидаемые результаты:

1.Появится возможность использовать большие площади для организации отделов пришкольного участка.

2.Наиболее рациональное использование площадей участка.

3.Улучшится экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

4.Появится возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и внеучебной деятельности.

5.Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени будут радовать глаз.

6.Охрана здоровья и жизни учащихся.

Для выполнения этой части проекта потребуется:

    для цветника-аптеки: шиповник – 10 шт.

бадан –1 пак.

девясил –1 пак.

молодило – 5 розеток

иссоп -2 пак.

тысячелистник-1 пак.

    для суперцветника, миксбордеров:

айва японская – 5 шт.

флокс метельчатый- 2 пак.

рудбекия – 2 пак.

аквилегия –2 пак.

астильба- 1 пак.

золотарник канадский – 1 пак.

купена – 2 пак.

ромашка садовая – 2 пак.

молодило – 5 розеток

настурция – 2 пак.

календула – 7 пак.

бальзамин – 2 пак.

душистый табак – 2 пак.

маттиола – 5 пак.

алиссум – 3 пак.

маргаритки – 3 пак.

ипомея - 4 пак.

подсолнух декоративный – 2 пак.

    дендрологический отдел:

лиственница – 5 шт.