Боковой свет. Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения Узкий свет в фотографии

Поговорим о главном в фотографии - о свете. Именно посредством света фотограф «рисует» свои изображения. Недаром слово «фотография» означает «писать светом». Как у любого инструмента, у света есть свои технические характеристики, из которых для фотографа важны интенсивность, направленность/рассеянность и спектральный состав (цветовая температура). Умелому их использованию и посвящена основная часть нашего урока фотографии.

Прежде чем перейти к практической работе, отметим несколько очень важных моментов, связанных с тем, что человек воспринимает свет иначе, чем фотоаппарат:

· Зрение процесс психофизиологический. Глаз не просто воспринимает световой поток, он обрабатывает его интеллектуально. Сознание зачастую «достраивает» то, что на самом деле человек не видит или корректирует воспринимаемую световую картину. По принципу: «Я вижу то, что есть, и так, как должно быть».
Фотоаппарат, каким бы «интеллектуальным» он ни был, на это не способен, он фиксирует лишь то, что «видит» объектив. Слабо освещенный лист белой бумаги для человека будет белым, а на фотографии получится серым, и наоборот, ярко освещенный объект серого тона на фотографии станет белым.
Например, вы снимаете портрет в рассеянных кроной дерева лучах, и в кадр попадает ярко освещенный зеленый лист на фоне притененной белой стены. Для человеческого глаза в кадре будет зеленый лист на белом фоне, а на фотографии, скорее всего, получится белый лист на серой стене.
Любое контрастное для человеческого глаза освещение для камеры будет суперконтрастным.

· Глаз работает в режиме «интеллектуальной видеокамеры» с быстро обновляемой «картинкой», благодаря этому даже слабо освещенный движущийся объект «не смазывается». В фотоаппарате снимок формируется накоплением светового потока в одном фиксированном кадре, поэтому при больших выдержках движущаяся «картинка» получается смазанной. К стати, совершенно неважно движется изображение в кадре или «шевелится» сама фотокамера, «смазанность» будет тем больше, чем выше скорость перемещения изображения или продолжительнее выдержка. Первый навык, который нужно довести до автоматизма: нажимая на кнопку спуска, не шевелить камеру. Потренируйтесь без пленки, контролируя движение пальца и неподвижность рук.

· Глаз имеет намного больший динамический диапазон, чем фотоаппарат**.
Мы видим огромное количество оттенков серого и в светлой и в темной областях одновременно. Фотоаппарат же, в зависимости от выбранной экспозиции, может хорошо передать градации полутонов в светлой части и тень как сплошное черное пятно или, наоборот, проработает тени, забелив светлую часть. Можно сосредоточиться на средней части, тогда будет «завал на полюсах» в светах и тенях.
Многое, конечно, зависит от чувствительности фотоматериала. Очень немногие фотопленки способны зафиксировать изображение в светодинамическом диапазоне порядка 124 оттенков - примерно столько различает человеческий глаз. (Подробно о фотопленках мы писали в майском номере журнала.) Еще хуже ситуация с динамическим диапазоном у цифровой фототехники. Зрение имеет высокую адаптивность к цвету светового потока. Спектральный состав света может быть очень разным, это хорошо понятно на примере раскаленного металла - от густо-оранжевого до белого в синеву. Говоря о цвете светового потока, используют понятие «цветовая температура» (см. журнал «Фотодело» № 6, 2003 г.).
* Светом принято называть электромагнитное излучение с длиной волны от 440 до 700 нанометров. Только в этом диапазоне глаз может воспринимать электромагнитные волны. Волны за пределами этого диапазона называются инфракрасными и ультрафиолетовыми.
** Динамический диапазон - это разница между самой светлой и самой темной точками изображения. Иначе, способность воспроизводить определенное число полутонов между абсолютно черным и абсолютно белым.

Об этом можно много говорить, но нам важно только то, что светочувствительные материалы объективно передают цветовой состав света, а человек видит с большой корректировкой. В человеческом сознании вырабатывается и закрепляется устойчивое представление об определенном цвете как устойчивом признаке привычных объектов, поэтому белый лист остается таковым и под светом ясного неба и при свете свечи. На пленке же он получится соответственно синеватым и желтоватым. Для правильной передачи цвета нужно пользоваться пленкой для дневного света или искусственного (с пометкой Т). Здесь есть преимущество у цифровых фотоаппаратов, способных подстраиваться под изменение света, меняя «баланс белого».

Цветовая температура, длина волны и цвет светового потока

Температуре 10000-6000 К приблизительно соответствуют излучения с длинами волн от 380 до 470 нм, имеющие фиолетовый и синий цвета; 4000-6000 К - от 480 до 500 нм - сине-зеленый; 3000-4000 К - от 510 до 560 нм - зеленый; 2000-3000 К - от 570 до 590 нм - желто-оранжевый; 1200-2000 К - от 600 до 760 нм - красный. (Промежуточные значения соответствуют различным оттенкам цвета). Естественный свет - усредненный свет солнца и неба - имеет доминирующий спектральный состав с цветовой температурой 5500 К в диапазоне 4500-18000 К, обычные искусственные источники света излучают от 1200 до 3500 К.

Характеристики света
Первая и самая главная характеристика света - это направление. Категория эта привязана к расположению объекта съемки относительно источника света. Свет может падать на объект сверху, снизу, горизонтально или занимать любые промежуточные положения - это высота источника. Может светить фронтально (спереди), по диагонали, сбоку, сзади - это ориентация в горизонтальной плоскости. Самый проигрышный свет, он же наиболее часто используемый - фронтальный горизонтальный. Он освещает все участки объекта съемки равномерно, делая изображение плоским. Такой свет несет минимум информации. В естественных условиях такое освещение встречается редко, а в искусственных - регулярно. Самый простой пример - съемка со встроенной вспышкой*.
*Как это не парадоксально, но со вспышкой полезно снимать при большом количестве света. Вспышка выступит как дополнительный источник света, который смягчит тени, проработает рисунок в тенях.
Плох и контровый свет, который направлен фотографу в лицо. При таком освещении будет виден только контур объекта. Для качественного снимка нужно, чтобы свет падал на объект съемки под каким-то углом. Это создаст рельеф и объем. Правило: чем больше угол падения, тем ярче выражен рельеф.

Вторая характеристика света - его интенсивность . Мы отчасти поговорили о ней во введении. Надо помнить, что свет для фотоаппарата ослабевает гораздо быстрее, чем для человеческого глаза. Простой пример. Берем настольную лампу, светим на стену с расстояния полтора метра. Стена освещена. Отнесем лампу еще на полтора метра. Стена стала освещена хуже. Визуально совсем чуть-чуть, для фотоаппарата - значительно.
Здесь действует так называемое правило квадратов: при увеличении расстояния от объекта съемки вдвое - интенсивность освещенности уменьшается в четыре раза.
Оговоримся, правило действует иначе для направленного светового потока, например, лазерного луча или софита с хорошим фокусирующим отражателем.
Третья характеристика - мягкость/жесткость света - тесно связана с первой, но для нас имеет самостоятельное значение. Жесткий световой поток исходит от одного источника - в идеале от точечного. Безупречно жесткий солнечный свет, например на Луне, из-за отсутствия атмосферы он практически не рассеивается. На лунной фотографии не может быть никаких полутонов. Там все - либо абсолютно белое, либо абсолютно черное.
На Земле все иначе. Здесь есть атмосфера, которая рассеивает свет, есть объекты, которые отражают свет и меняют его направление. Направленность и, соответственно, жесткость света может меняться в широком диапазоне. Жесткий свет будет при околополуденном солнце и безоблачном небе. На снимке получатся сильно освещенные участки и резкие тени. Мягкий свет - рассеянный, более равномерный можно наблюдать в облачную погоду. Начинает светиться вся небесная сфера. Фактически освещенное солнцем облачное небо - это огромный природный софтбокс. В условиях, когда используется искусственный источник направленного света, получается жесткий светотеневой рисунок. Частичное отражение светового потока от темных стен, пола и потолка не оказывает заметного влияния. Совсем другая «световая картина» будет в светлом помещении - многократные отражения добавят много мягкого рассеяного света. Рассеивать направленный жесткий свет может также молочное стекло, любая занавеска.
Теперь разберем все это на практике. Для того чтобы показать, как свет создает объем изображения или отнимает его за счет игры светотени, мы прошлись со световым источником вокруг нашей модели.

СЕРИЯ 1. Жесткий верхний свет.

Для начала мы поместили источник направленного света сверху, приблизительно под углом 45 градусов к горизонту напротив модели, над фотографом.
Фотография 1. Фронтальное освещение. Видно, что на лице практически нет теней, оно лишено рельефа и объема. Еще более наглядно это будет видно, когда мы опустим свет параллельно оси съемки.
Фотография 2. Сместились левее. Получили передний безымянный свет. Появился некоторый светотеневой рисунок: образовалась тень от носа, от ресниц. Создается некий рельеф. Однако левая часть лица по-прежнему весьма плоская. От этого лицо кажется непропорциональным.
Фотография 3. Перемещаем источник дальше по часовой стрелке до угла падения 45 градусов - диагональный свет. Тени стало еще больше, справа усилилось ощущение рельефности. Лицо перестало восприниматься асимметричным. Из всей серии этот вариант, пожалуй, наиболее интересный.
Фотография 4. Передний скользящий. Появился рисунок на левой части лица: носогубная впадина, отчетливая линия подбородка. Но правая половина лица ушла в тень.

Фотография 5. Боковой свет. Подбородок пропал. Пол-лица освещено, второй половины практически нет.
Фотография 6. Задний скользящий. Высвечена лишь часть щеки, торчащий нос. Глаза полностью пропали.
Фотография 7. Задний диагональный. Лицо практически не освещается. Чуть-чуть лоб и часть щеки. Но появляется новое качество - свет начинает обрисовывать волосы и фигуру.
Фотография 8. Задний безымянный. Лицо не освещено совсем. Световой поток освещает волосы и фигуру и «отрывает» модель от фона.
Фотография 9. Контровый. Свет находится строго сзади и сверху модели. Чаще всего такой свет используется, чтобы отделить модель от фона.
Освещение на снимках с 10 по 16 в основном расположено симметрично, с той лишь разницей, что у модели немного вправо развернуты плечи и шея. Разницу можете оценить самостоятельно.

СЕРИЯ 2. Жесткий горизонтальный свет.
Теперь мы опускаем источник света до уровня головы модели, свет идет параллельно линии съемки. Пойдем снова вокруг модели по часовой стрелке.
Фотография 1. Фронтальное освещение. Ни теней, ни рельефа. Абсолютно плоское лицо, на котором нарисованы нос, рот и глаза.
Фотография 2. Передний безымянный свет. Появилась небольшая тень на щеке, отчетливо обозначился рельеф носа и губ справа внизу. Все остальное плоское.
Фотография 3. Диагональный свет. В отличие от такого же направления при верхнем освещении правая половина лица сильно затенена. При смягчении света или дополнительной подсветке может получиться интересный образ.
Фотография 4. Передний скользящий. Пол-лица практически в тени.
Фотография 5. Боковой свет. На освещенной части появляется рельеф. Начинает прорабатываться подбородок, носогубная складка, глаз.

Фотография 6. Задний скользящий. Яркий блик на щеке, на носу, но глаза практически в тени. Начинают светиться волосы, плечи.
Фотография 7. Задний диагональный. Свет практически не захватывает лицо, только край носа, край губы, очерчивает скулу.
Фотография 8. Задний безымянный. Практически на лицо не светит. Появляется неприятный блик на щеке, изменяется геометрия лица. Единственное достоинство - подсвеченные волосы. Снимок 9. Контровый свет - контражур. Находится строго за спиной. В отличие от верхнего контрового, горизонтальный полностью обрисовывает силуэт. Верхний заливал крупными световыми мазками волосы и плечи.

СЕРИЯ 3. Нижний жесткий фронтальный.

Источник света располагается ниже плоскости съемки. Прямо скажем, весьма экзотический способ освещения фотомодели, прежде всего в силу противоестественности. В природе такой свет практически не встречается, но именно благодаря этому с таким светом можно иногда получать очень выразительные, эмоциональные фотопортреты.
Фотография 1. Фронтальное освещение. В отличие от аналогичного снимка, в первых двух сериях ровно освещен и практически теряется подбородок. Появляется легкая тень на верхних веках и неприятная затененность на носу.
Фотография 2. Передний безымянный свет. Тень от носа буквально «втыкается» в глаз и сильно искажает лицо. Затемняется верхняя губа, и появляется тень от щеки под глазом.
Фотография 3. Диагональный свет. Очень грубая тень от губы и носа накрывает половину лица. Возле губ образовалось неприятное световое пятно. При этом обозначилась линия подбородка в затененной части.
Фотография 4. Передний скользящий. Пол-лица ушло в тень. Легкая проработка подбородка. Появляется грубая тень над освещенным глазом, и лоб становится выпуклым.
Фотография 5. Боковой свет. Жесткие линии, четкий рельеф щеки, подбородка и носа.
Интересно ложится тень от ресниц, которая может стать любопытной художественной деталью.
Фотография 6. Задний скользящий. Свет уходит, выхватывает только некоторые детали. Причем в отличие от двух предыдущих серий этот свет не создает абрис фигуры.
Фотография 7. Задний диагональный. Видна только часть щеки. Начинают едва-едва светиться волосы.
Фотография 8. Задний безымянный. Слегка подсвечены волосы, остальная фигура смотрится сплошным черным силуэтом.
Фотография 9. Контровый. Из-за низкого расположения световой поток прорабатывает только кончики волос.
На снимках с 10 по 16 мы несколько увеличили расстояние от светового источника до модели. Световая картина стала несколько мягче, но существенных изменений это не дало.

СЕРИЯ 4. Мягкий свет в трех уровнях.

В этой серии при аналогичном перемещении источника света вокруг модели мы использовали софтбокс. Видно, что принципиально светотеневой рисунок по сравнению с предыдущими тремя сериями не меняется. Однако, за счет большой, излучающей световой поток площади, границы теней сильно смягчены.

Мы благодарим фотомодель Наталью Гиссек за терпение и доброжелательность.

СЕРИЯ 5. Схема выставления света
Задача фотографа при использовании искусственного света, как ни странно - имитировать естественное освещение. Как правило, для этого используется сразу несколько источников света.
Основной свет - рисующий. Это световой поток, направленный на сюжетно важную часть. Он создает собственно рельеф изображения. Традиционно таким светом является свет, направленный сверху и сбоку. Еще до появления фотографии художники использовали в качестве основного источника свет, падающий из окна.
Это довольно жесткий свет. Он прорисовал черты лица за счет контрастных теней. При этом объем у всего снимка отсутствует.

Второй по важности - моделирующий свет. Используется для подсветки и смягчения теней. Это может быть и светильник, и любой отражатель: лист белой бумаги, зеркало, светлая стена, натянутая простыня. Он ставится, как правило, со стороны, противоположной источнику рисующего света, ближе к фотографу. Такой свет может быть и направленным, и рассеянным, в зависимости от задачи фотографа. К примеру, если не нужно трогать ничего в пластике лица, а необходимо убрать лишь тень под подбородком, можно пустить туда направленный световой луч. В любом случае, моделирующий свет всегда должен быть на несколько ступеней слабее рисующего, чтобы не создавать теней.

Третий тип света - заполняющий. Это общее равномерное освещение. По интенсивности такой свет должен быть слабее, чем рисующий, как правило, на две-три ступени. Правило: чем ярче заполняющий свет, тем слабее рисунок, тем меньше световой контраст, тем более плоское изображение. Устанавливать источник заполняющего света желательно сверху, за спиной фотографа. Лучше всего, если световой поток будет рассеянным. Задача фотографа - найти такой баланс между рисующим и заполняющим светом, чтобы показать объект наиболее объемно. Стоит добавить, что роль заполняющего частично может сыграть и моделирующий рассеянный свет.
Контровой (или контурный). Таким светом выявляется форма всего объекта или какой-либо его части. Источник контрового света располагается позади объекта на близком расстоянии от него. Такое освещение дает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта.
Фоновый свет. Освещает фон, на котором изображается объект. Он решает две задачи - создает дополнительную пространственную глубину и освещает фон, подчеркивает его цвет, фактуру. Его интенсивность меньше, чем освещенность, даваемая общим и рисующим светом. Может быть равномерным и неравномерным. Фоновый свет лучше выставлять так, чтобы светлые участки объекта рисовались на темном фоне, а темные - на светлом.
Рисующий свет + моделирующий - самая простая и эффективная схема расстановки света. Фотографу остается только правильно сориентировать модель в рисующем свете, чтобы найти наиболее удачный рельеф, и правильно поместить отражатель, чтобы этот рельеф наиболее удачным образом смягчить.
Мы воспользовались небольшим отражателем. Рисунок смягчился по сравнению с одним рисующим источником, но недостаточно. Внизу по-прежнему глубокие тени.
Мы пока рассматривали фото только с теми источниками света, которые расположены перед моделью. Чтобы выявить форму модели или какой-либо ее части, используется контровой (или контурный) задний скользящий свет. Для этого нужно установить источник, который будет светить на модель сзади. Можно направить на модель сразу два световых потока. Один чуть интенсивней, другой слабее. Объект съемки оторвется от фона, и у него появится дополнительный объем.

Фотография 5. Рисующий + заполняющий + моделирующий. Моделирующий свет вывел из тени подбородок, сделал весь рисунок лица мягким. Изображение стало пластичным, у лица появился объем. Но ощущение, что вся фигура приклеена к фону.

Фотография 6. Рисующий + заполняющий + моделирующий + контровый. Модель отделилась от фона, волосы засветились. У фигуры появилось больше объема.

Фотография 7. Рисующий + заполняющий + моделирующий + контровый + фоновый. Фоновый свет чуть усилил контровый и незначительно дополнил заполняющий. Кроме того, мы осветили фон таким образом, чтобы более светлая сторона модели оказалась на притененном, а темная - на светлом участках фона. Это подчеркнуло объемность модели и усилило ощущение многоплановости. Темный фон придал глубину снимку, а светлый - легкость и воздушность.

Мы благодарим фотомодель Надежду Горбунову за терпение и доброжелательность.

_______________________


А здесь?

Все достаточно очевидно, в первом варианте свет льется сзади, такой свет называют задним или контровым, а во втором свет боковой, окно справа. Посмотрите, как меняется фотография в зависимости от расположения источника.

Все схемы света показаны на этом рисунке:


(c) схема отсюда

Здесь эллипс - источник света, который может располагаться в точках
- 1-2, 3-4 (по некоей статистике утверждается, что такая схема используется в 80%), это задне-боковой свет
- в точке 12, это контровый свет (в 10%)
- в точках 3 и 9 - боковой свет (тоже в 10%)
- и точки 4, 6 и 8, располагать в них источник света не рекомендуется вообще

С одним источником света обязательно использование отражателей . Отражатель по сути тоже является источником света (отраженного), а потому смягчает резкие тени и подсвечивает затемненные участки, лишенные света из основного источника. В фуд-фотографии самые важные отражатели - белого цвета! Можно работать с серебряными и золотыми, но осторожно. Белые отражатели легко изготавливаются, ватманом можно обклеить картон и прицепить прищепку для устойчивости, можно использовать куски пенопласта. Серебряные и золотые отражатели делаются из фольги, как правило.

Ниже - схемы, показывающие расположение объекта съемки, источник света и отражатель.

Источник света сзади , отражатели по бокам:

(c) схема отсюда

Я для этой схемы часто использую отражатель спереди, который просто держу в руке:


(c) схема отсюда

Задне-боковой свет:

(c) схема отсюда

Источник света сбоку:

(c) схема отсюда

А теперь посмотрим, какие получаются фотографии с разными схемами!

Свет из окна - справа , очень резкий, хотя в это замечательное окно никогда не шпарит солнце во всю дурь. Однако, свет слишком жесткий, справа переэкспонирован фон, на ягодах цвет выбит, слишком большие блики. Я не использовала отражатель, поэтому тень слева - резкая.

Для смягчения света я применяю рассеиватель ! У меня он профессиональный, но раньше я использовала белый пергамент, который скотчем прикрепляла на окно. Можно использовать прозрачную белую тюль. Без рассеивателя я практически не снимаю. Ниже - фотография, сделанная с рассеивателем.

И наконец - с отражателем слева от баночки. Тень заметно смягчилась.

А это контровый свет , очень интересная подсветка, но фон сзади сильно переэкспонирован даже(!) с использованием рассеивателя.

Поэтому я просто уменьшила экспозицию на своей камере:

Ну и пример схем, которые не рекомендуется использовать. Свет падает на баночку с джемом спереди, я стою спиной к окну, фотографирую немного сбоку. Темновато, плоско, неинтересно, свет "в лоб" бьет по ягодам, создавая некрасивые блики.

Поставила сзади белый отражатель, но фото это не спасло.

Приведенные фотографии не обработаны; конечно, надо чуть-чуть подретушировать, главное, что в обрабатываемой фотографии изначально не будет пересветов, грубых бликов и жестких теней.

Пример обработки:

Есть одна тема, о которой чрезвычайно обожают разговаривать проф папарацци. Наиболее того, они считают, что это тема одна из самых означаемых в фото. И эта тема — свет. Пейзажисты разговаривают о критериях освещения и о специфичных типах света. Портретисты нередко разговаривают о свете как о приборе, влияющем на итог. Фотожурналисты и странники разговаривают о том, чтоб «поймать момент» при определенном освещении. Все проф папарацци разговаривают о свете, и критериях освещения.
Ежели свет так главен для проф фотографов, то и обычным фотографам идет знать и осмысливать, что такое свет и какой он посещает. Потому задачка данной статьи — осмотреть, какой посещает свет и как он влияет на вашу фотографию.

Тройная природа света.

Мастера произнесут вам, что для хоть какого фотографа свет имеет тройную природу: цвет либо окраска, направление и тип. Эти три сочиняющие влияют на то, как в итоге будет смотреться фото. Понимание и правильное внедрение этих сочиняющих дозволяет творить самые лучшие фото.
Цветовая сочиняющая света
В 1665 году, Сэр Исаак Ньютон, провел опыт, показавший, что видимый свет состоит из 7 цветов(красноватый, оранжевый, желтоватый, зеленоватый, голубой, голубий и фиолетовый).
На данный момент мы знаем, что на самом деле в свете еще больше цветов, из которых складывается диапазон. А человечий глаз вообщем распознаёт лишь часть диапазона, и разные инфра красноватые и ультра фиолетовые цвета остаются за границами нашего зрения.
Незапятнанный, белоснежный свет, на самом деле есть ни что другое, как сочетание разных цветов. Потому свет не постоянно посещает «чистым». Нередко цветовой баланс «чистого» света может быть сдвинут в сторону какого то 1-го определенного цвета. И когда такое приключается — свет изменяется. Природный свет вообщем не посещает неизменным, он изменяется непрерывно, на протяжении всего дня. И что самое основное для , конкретно изменение света может придать абсолютно различное настроение одной и той же фото. Поточнее даже не само изменение света, меняет настроение , а изменение цветовой сочиняющей света, направления света, дозволяет фотографу передать конкретно то настроение, которое ему охото. Не просто показать созерцателю объект, а передать определенную атмосферу вокруг объекта, сделать зрительный контакт со созерцателем. Превосходные папарацци постоянно избирают свет, который дозволит им не просто сфотографировать объект, а передать некоторое эмоциональное послание, настрой, который сам фотограф вносит в свою работу. Неискушенные папарацци, которые не знают о природе света и как им править, часто не могут достигнуть того чего же желают, и остаются ворчливы своими снимками, поэтому что смогли передать изображение, но это изображение вышло кислое и мертвое, не вызывающее никаких чувств у созерцателей.

Нейтральный свет

Фото 1. Нейтральный свет

Нейтральный свет, не имеющий очевидно выраженной цветовой окраски, идеален в случае, когда охото получить «натуральный» цвет объекта съемки. На фото 1 показана фото, изготовленная в нейтральных критериях освещения. Эти условия предполагают, что свет не прибавляет никакого «чуждого» цветового оттенка к изображению. Это чрезвычайно главно для данной фото морской волны, поэтому что белоснежный цвет пены критичен для этого снимка и мы обязаны снимать волну в свете, не имеющем «цветовой примеси». Потому для данной фото — нейтральный свет как разов то что надобно.

Нейтральный свет мы можем отыскать в течении всего дня, когда солнце теснее конечно встало, но еще не начало садится. Практически самый нейтральный свет мы имеем тогда, когда солнце стоит в зените, прямо над головой.
Те папарацци, которые желают применять нейтральный свет, обязаны держать в голове о неких правилах.
Мощная облачность сдвигает окраску нейтрального света в сторону голубоватого. Тневые области так же имеют немножко синий оттенок. Свет, который чем то отфильтрован либо отражен, так же может оказаться не «чисто белоснежным», нейтральным. То есть фотограф снимающий в лесу, может найти, что нейтральный свет стал немножко зеленым, пройдя через листья. А фотограф работающий где то в каньоне, со светом отраженным от стенок, может увидеть, что отраженный свет тоже получил маленькую окраску, опосля того как соприкоснулся со горой.

Теплый свет

Теплый свет хорош для того, чтоб создать мечтательное, «зовущее» изображение. Людям свойственно сравнивать теплый свет с ощущением удобства, дружественности и романтичности. К примеру, пара влюбленных, сидячих на берегу около костра, кидающего на их теплый свет. Супруг и супруга, отмечают собственный юбилей, сидя за столом освещенным теплым, дрожащим огнем свеч.

Фото 2. Теплый свет

На фото 2 показано, какие условия творят теплый свет. Фото изготовлена в то время, когда солнце теснее клонилось к горизонту и свет стал чрезвычайно теплым. Теплые тона необыкновенно заметны на горе. Эти тона придают фото чрезвычайно нежное, привлекающее настроение. Тяжело не увидеть, как главна тут цветовая сочиняющая освещения.
На фото запечатлен один из более «снимаемых» водопадов в Калифорнии. Я видел несколько фото этого водопада, изготовленных проф фотографами и все эти снимки были изготовлены в теплом свете. Иными словами, для неких фото, сходственных данной, верный свет это обязательное условие, которое нельзя упускать из вида. Ежели упустите — то превосходной фото вы не получите.
Проще всего теплый свет застигнуть сходу опосля восхода солнца либо конкретно перед закатом. Из за низкого положения солнца, его лучи преломляются в воздухе и смещаются в сторону красноватого диапазона. Но сходу опосля заката и конкретно перед рассветом, солнце стоит так низко, что преломление его лучей в атмосфере приводит к смещению в голубий диапазон, что убивает теплый свет и дает прохладный.
Самые теплые тона посещают где то в течении получаса опосля восхода и получаса до заката. Опосля восхода, теплота уходит равномерно, на протяжении пары часов опосля рассвета. По опыту можнож увидеть так же, что на закате свет наиболее теплый, чем на восходе. Папарацци, использующие теплый свет, так же обязаны не забывать о тенях и облаках, приобретающих синий оттенок.

Прохладный свет

Прохладный свет хорош для творения атмосферы спокойствия, тишины и замороженности. Людям свойственно принимать голубой и голубий цвет как несущий прохладу и спокойствие. Как показательный пример — лед, ранешным зимним днем, когда он имеет интенсивный голубой оттенок.

Фото 3. Теплый и прохладный свет

На фото 3 показан пример прохладного света. Поточнее на этом фото есть и прохладный и теплый свет. Облака над горизонтом имеют чрезвычайно теплый оттенок, за счет заключительных лучей заходящего солнца, а океан теснее поглотили сумерки. Океан освещен прохладным светом, отраженным от неба и это придает ему атмосферу спокойствия и прохлады.
Контраст меж прохладными и теплыми тонами увеличивает общее воспоминание от фото. Эта фото превосходно передает атмосферу пришествия ночи. Когда теплое солнце теснее практически скрылось за горизонтом и на смену ему прибывает прохлада ночного океана.
Почаще всего прохладный свет можнож застигнуть в кратких интервалах меж первыми лучами солнца и самим восходом, а так же опосля заката, но до пришествия полной темноты. В это краткое время земля освещена мягеньким, безмятежным, голубоватым светом. Время от времени можнож застигнуть и смешанное освещение, такое как на фото 3. Ну и окончательно, прохладные голубые тона нередко можнож получить в тени либо при великий облачности.
К происхождению прохладного света так же приводит преломление солнечных лучей в атмосфере. Лишь сейчас это преломление ведет к смещению в голубий диапазон. Фактически свет непрерывно преломляется в атмосфере. Конкретно из за преломления света в атмосфере громадная прозрачная масса воздуха видится нам как голубое небо. И цвет этого неба непрерывно изменяется в течении дня, в зависимости от того, как в данный момент преломляются лучи.
Перед восходом и опосля заката, земля освещена не прямыми лучами солнца, а светом, отраженным от голубого неба, что и дает синий оттенок. То же самое происходит и с тенями при ясном солнце. Тени получают синий отлив из за того, что освещение, которое есть в тени — предпочтительно отраженное.

Цвет и Насыщенность

Насыщенность это иной нюанс, очень главный для хоть какого фотографа. С фотографической точки зрения, насыщенность связана с интенсивностью цветовой сочиняющей. Чем яснее цвет, тем посильнее насыщенность. Блеклые цвета напротив имеют слабенькую насыщенность. С технической точки зрения, насыщенность связана с тем, как много белоснежного света окрашивается иным цветом. Насыщенные цвета имеют чрезвычайно малюсенькую сочиняющую белоснежного света, потому они и кажутся ясными. И чем посильнее цвет «разбавлен» белоснежным, тем он наименее насыщен.

Фото 4. Насыщенные цвета

Фото 4 имеет насыщенные цвета. Ясные краски на фото приятны для глаза. Листья имеют ясный и точный красноватый, оранжевый и желтоватый цвет. Объект на фото смотрится даже лучше чем в жизни — это отличительно для насыщенных цветов.

Фото 5. Слабо насыщенные цвета

На фото 5 пример слабо насыщенных цветов. Травка и листья деревьев имеют блеклый, тусклый зеленоватый цвет. Это итог того что фото была изготовлена при неблагоприятном освещении.
Так как цвет придает настроение и увеличивает воспоминание от фото, то и насыщенность чрезвычайно главна. Нередко папарацци желают богатых, ясных красок. Закат — самый отличительный пример для этого варианта. Чем наиболее насыщенные краски у заката — тем он наиболее впечатляющий.
Папарацци обязаны знать какие причины влияют на насыщенность. Одним из самых означаемых причин является время дня, когда была изготовлена фото. Традиционно, ранешным днем и вечерком цвета наиболее насыщенные чем в середине дня. Ежели вы пристальнее поглядите на благовидные пейзажные фото, то обратите внимание, что в главном все они были изготовлены либо в первой либо во 2-ой половине дня, а не в середине. Одна из обстоятельств этого — в насыщенности цветов.

Рациональные условия для поляризатора

Иным методом водящим к увеличению насыщености, является внедрение поляризационного фильтра. Поляризованный свет понижает насыщенность красок. Не будем вдаваться в физику поляризованного света, заметим лишь, что поляризаторы как разов и необходимы для того, чтоб «отфильтровать» поляризованный свет и тем самым прирастить насыщенность. Но идет знать, что поляризационный фильтр при различных критериях не постоянно дает один и тот же итог. Величайший эффект от поляризатора выходит тогда, когда камера размещена под правильным углом к направлению солнечных лучей. В идеале это перпендикулярно лучам света. На рисунке 6 показано наилучшее положение камеры условно объекта и направления солнечного света при использовании поляризатора. То есть меж объектом, камерой и источником света обязан быть прямой угол. Как лишь мы начнем удаляться от перпендикулярного положения, эффект от поляризатора начнет понижаться. Потому, ежели солнце будет прямо перед вами либо у вас за спиной, никакого эффекта от поляризатора вы не получите.
Так же поляризатор проблематично применять для широкоугольных снимков и панорам. Широкоугольные объективы захватывают очень великое изображение, что приводит к тому, что углы меж камерой, солнцем и различными точками изображения будут сильно различаться друг от друга. То есть поляризатор будет предоставлять различный эффект для различных областей широкоугольной фото. Обычный пример — пейзаж снятый с широкоугольным(панорамным)объективом. Насыщенность красок неба будет сильно различаться по краям фото и в ее середине.
Не считая поляризатора и медли дня на насыщенность влияет и экспозиция. При различной экспозиции вы получите различную насыщенность цветов. Для образца, папарацци использующие слайдовую пленку, нередко умышленно недоэкспонируют изображение где то на пол ступени, чтоб прирастить насыщенность красок. Но то как экспозиция влияет на насыщенность, зависит от пленки либо цифровой матрицы фотоаппарата, цветов изображения и почти всех иных причин. Потому тяжело заблаговременно предсказать как воздействует изменение экспозиции на насыщенность. Лучший совет в данной ситуации — применять автоматический брейкетинг(ежели ваш фотоаппарат довольно продвинутый и имеет такую функцию), а потом просто из 3 изготовленных фото выбрать ту, которая приглянулась больше.

Цвет и его восприятие человеком.

Когда имеешь дело с цветовой сочиняющей света, надобно держать в голове о нескольких вещах. 1-ая из их — человечий мозг. Мозг не просто пассивно получает и передает информацию. Перед тем как мы понимаем информацию, наш мозг теснее успевает обработать ее. Так как мозг каждого жителя нашей планеты работает по собственному, то и информацию он обрабатывает по собственному. Приведем пару образцов для иллюстрации. Один доктор психологии поведал о занимательном опыте. На жителя нашей планеты надевали особые очки, которые демонстрировали все вверх ногами. Но людей не мог длинно принимать информацию в таком виде. Через какое то время мозг жителя нашей планеты адаптировался и начинал обрабатывать входящую информацию по иному, перекладывая изображение обратно!Иными словами человечий глаз получал перевернутое изображение, а потом мозг перекладывал изображение обратно и людей принимал изображение опять как обычное. 2-ой пример — обыкновенные горнолыжные очки. Ежели вы оденете очки с желтоватыми защитными стеклами, то какое то время все вокруг, и снег и небо, будет иметь ясно выраженную желтизну. А позже ваш мозг приспосабливается к этому, начнет отфильтровывать желтизну и вы опять станете принимать окружающий мир в обычных цветах
Как видно из заключительного образца, человечий мозг может изменять те цвета которые мы видим на самом деле. Просто великую часть медли мы не понимаем этого. К примеру когда вы выходите из темного помещения на ясный свет, 1-ые секунды вы не убеждены в том что все цвета вокруг — правильные. Для фотографов это восоздает делему — они не могут быть убеждены в том, что созерцатель примет цвета фото так же как и они сами. То есть мы не постоянно видим цвета такие какие они есть на самом деле. Касательно теплых и прохладных тонов это выражается в последующем. Цвет объектов по собственной природе неизменен, но может изменяться в зависимости от освещения объекта и от цветовой сочиняющей освещения. Человечий мозг имеет тенденцию отчасти отфильтровывать «лишние» цветовые сочиняющие(вспомните пример с желтоватыми очками). То есть те цвета которые на самом деле чрезвычайно теплые либо чрезвычайно прохладные, мы видим наименее теплыми и наименее прохладными чем они есть на самом деле, и какими их видит камера и какими они записаны на пленку либо цифровую матрицу. Потому неопытный фотограф, незнающий о том что вечерком объекты получают теплые тона, может быть удивлен, когда увидит, что на отпечатке, шкура его любимой супруги заполучила желтый оттенок, желая «живьем» его глаз никакой желтизны не нашел.
Так что же делать ежели мы не можем доверять своим очам?Есть пару советов.

Совет 1-ый — вглядывайтесь.

Ежели вы желаете узреть как теплые либо прохладные тона получатся на фото освещенного объекта, то всмотритесь в ближайшую тень, до тех пор пока ваши глаза не приспосабливаются. Потом живо переведите взор на освещенный объект. В течении краткого медли вы будете принимать теплые тона наиболее приближенными к их реальному виду. И напротив, чтоб узреть как получится тень, сначала приглядитесь к освещенному объекту(но не глядите прямо на свет!) а когда адаптируетесь, переведите взор на тень.

2-ой совет надобно просто выучить. Фотограф должен:

Осмысливать что такое цветовая сочиняющая света и какие условия приводят предоставляют свет определенного типа.
Осмысливать как принимает свет камера и человечий мозг
Наработать определенный опыт чтоб осмысливать в каком виде, то что мы видим очами, будет зафиксировано камерой
С сиим пониманием и опытом фотограф сумеет предугадать как его события отразятся на цветовой тональности фото.

«Правильные» цвета

Чтоб получить на пленке либо матрице фотокамеры те цвета которые вы желаете, малюсенько просто навести камеру на объект и надавить на спуск затвора. В случае пленки нельзя забывать о том, что большая часть пленок, необыкновенно проф, предусмотрены для определенных критерий. Есть пленки умышленно для дневной съемки, есть для вечерней и ночной. И ежели условия, для которых сотворена пленка, не будут соблюдены, то итог будет приметно различаться от ожидаемого
Цифровые камеры немножко наиболее эластичные в этом плане. Они могут подстраиваться под определенные условия освещения. Это происходит поэтому что цифровая камера не просто фиксирует цвет а непрерывно вычисляет цветовую температуру. Вероятно вам наиболее обыкновенно слово — баланс белоснежного. Чем наиболее «продвинутая» камера тем больше у нее способностей по управлению цветовой температурой. Но на данный момент мы не будем углубляться в тонкости цветовой температуры в цифровых фотокамерах, ибо это отдельная великая тема.

Тип света

Тип света нередко определяется понятиями твердый либо мягенький свет. Но эти понятия довольно неясны. Ежели вы скажете человеку дальнему от фото что вы сделали снимок при мягеньком свете, то быстрее всего он просто не усвоит о чем вы разговариваете. Но есть наиболее практичное изъяснение тому что есть мягенький и твердый свет. Мягкость либо твердость света определяется сочетанием контраста, деталей в тенях и динамическим спектром. Не считая того мягенький либо твердый свет может быть характеризован его зрительным восприятием и той эмоциональной нагруженностью, которую он передает созерцателю.

Твердый свет

Фото 7. Твердый свет

Твердый свет прямой, резкий, и нередко указывает объект в несколько некрасивом, «суровом», виде.
На фото 7 отличительный пример твердого света. Фото была изготовлена в пустыне, когда солнце было прямо в зените. В итоге фото вышла как бы чрезвычайно «грубой», земля просто залита солнцем, а тени так темные, что в их не различить деталей. На большая часть жителей нашей планеты сходственная фото будет создавать немножко «давящее», неуютное воспоминание. Желая без сомнения определенный художественные смысл есть и в данной фото, твердый свет как бы выпячивает, подчеркивает, как ветхий и разрушенный кузов у кара.
Твердый свет имеет чрезвычайно высочайший контраст. Это превосходно видно на фото 7. Земля в солнечных лучах так ясная, что еще чуток чуток и глядеть на нее станет просто досадно. А в тени напротив — фактически полная темнота. Линия меж делящая тень и освещенные участки чрезвычайно точная, острая как лезвие ножика.
На фото нет ни 1-го места где свет плавненько переходил бы в тень. Все переходы резкие и внезапные.
Твердый свет имеет тенденцию истреблять детали в тенях. Как видно на образце с машинкой, в тени фактически невероятно рассмотреть ни одной детали, лишь непрерывное темное пятнышко. Окончательно ежели несколько прирастить экспозицию, это выявит некие детали в тенях, но при этом земля на освещенных участках станет еще наиболее выбеленной. Утрата деталей в тенях следствие широкого динамического спектра твердого света.
Динамический спектр описывает спектр тональных значений который может зафиксировать некоторое устройство(в нашем случае фотокамера). Иными словами, это спектр тонов от самой черной точки которую может зафиксировать камера, до самой ясной точки. В фото динамический спектр измеряется в стопах. Когда освещенность возрастает на 1 стоп, то количество света попадающее в камеру удваивается. Изменение экспозиции на одну ступень и есть изменение на один стоп, на 2 ступени — 2 стопа и так дальше. Цветные пленки и лучшие цифровые камеры имют динамический спектр где то в 5 стопов. Это означает что самая ясная точка, которая будет зафиксирована, где то в 32 раза яснее чем самая черная(каждый стоп удваивает количество света, так что выходит что 5 стопов — это 2 * 2 * 2 * 2 * 2 = 32). Слайдовая фотопленка имеет динамический спектр в 3 стопа. К раскаянию, объект освещенный твердым светом имеет динамический спектр в 10 и наиболее стопов. Иными словами так как динамический спектр ваша камеры еще меньше, то камера просто не в состоянии зафиксировать все детали(самые ясные и самые черные точки). Лишь черно белоснежная фотопленка может иметь динамический спектр приблизительно одинаковый 10 стопам. В цвете же, при твердом освещении, детали в ясных и черных областях будут теряться.
В главном, бывалые папарацци предпочитают утратить детали в черных а не в ясных областях, то есть в случае твердого света — это детали в тенях.
Твердый свет восоздает чувство грубости, резкости и окостенелости. В большинстве случаев это досадное для жителя нашей планеты чувство. Но фотограф полностью может применять это чувство ежели того просит художественный умысел. К образцу, великолепный цветок снятый в твердом свете будет смотреться малопривлекательно.
Отчасти это соединено с тем очень высочайшим контрастом, и темными областями уходящими в полный сумрак. Иная причина в том, что твердый свет имеет тенденцию снижать насыщенность. В итоге цветок получится чрезвычайно блеклым.

Фото 8. Твердый свет

Но все это не разговаривает о том, что твердый свет нельзя применять. Для него есть свое место. Он может быть применен для подчеркивания грубости и окостенелости. К образцу фото пустыни изготовленная в твердом свете, подчеркнет атмосферу безжизненности песочных просторов. На фото 8 умышленно выбран твердый свет, чтоб выделить атмосферу запустения могилы, расположенной где то далековато в пустыне.
Твердый свет возникает тогда, когда мы имеем один маленький, но чрезвычайно ясный источник света. Полуденное солнце — обычный пример довольно твердого света. Невзирая на то что солнце само по себе окончательно совершенно не малюсенькое, практически, в зените оно находится на самом великом расстоянии от нас и кажется совершенно маленьким. К тому же в этом положении солнца, его свет фактически ничем не фильтруется и не преломляется что так же приводит к твердому свету. Таковым образом, фото изготовленные в тот момент, когда солнце в зените, а небо светлое и воздух незапятнанный — будут изготовлены при очень твердом освещении.

Мягенький свет

Фото 9. Мягенький свет

Противоположностью твердому свету, полностью разумно является мягенький свет. Он может быть трудный по собственной структуре и объекты в мягеньком свете часто смотрятся чрезвычайно привлекательно.
На фото 9 обычный пример фото в мягеньком свете. Для творения атмосферы, которую фотограф желал придать данной фото, мягенький свет является обязательным условием. На данной фото свет и тень трудно перемешаны, и нет явных резких переходов. К тому же мягенький свет увеличивает насыщенность красок.
Мягенький свет малоконтрастный. Ясные и затемненные области имеют тенденцию смешиваться совместно. Переход меж светом и тенью плавный, градиентный, в отличии от резкого перехода при твердом свете.
Как видно на фото 9, мягенький свет не истребляет детали в тенях. Это разговаривает о том что мягенький свет имеет еще наименее широкий динамический спектр чем твердый свет. При мягеньком свете у фотографа еще больше шансов, что динамический спектр самой сцены будет наиболее наименее совпадать с динамическим спектром камеры, и детали в черных и ясных областях не будут потеряны.
Мягенький свет восоздает чувство удобства. В пейзажных фото, мягенький свет почаще всего употребляется как разов для того чтоб усилить чувство красы места, которое снимает фотограф. И вновь же не запамятовывайте о том что при мягеньком свете, краски наиболее насыщенные чем при твердом.
Мягенький свет восоздает великий источник света, либо ежели свет от источника, каким или образом фильтруется. Свет, отраженный от какой или поверхности, нередко становится мягеньким. Когда свет фильтруется в атмосфере, то он тоже становится мягеньким. Это одна из обстоятельств, почему пасмурные либо даже дождливые дни лучше подходят для съемки цветов. Так же по данной причине большая часть превосходных пейзажей делается в первой либо 2-ой половине дня. Свет смягчается проходя через массы воздуха на его пути.

Направление.

Заключительней чертой света является его направление. Поточнее направление света по отношению к фотокамере и объекту съемки. Есть три главных направления — прямой, боковой и тыловой. Каждое направление имеет свои свойства и восоздает свою атмосферу на фото.

Прямой свет

Фото 10. Прямой свет

Прямой свет озаряет объект «в лоб», когда источник света находится за фотографом, либо над фотографом либо в конкретной близости от фотографа. Прямой свет нередко можнож узреть на нехороших пейзажах и еще реже на превосходных.
Пример такового света на фото 10. Традиционно объект, освещенный прямым светом смотрится достаточно неинтересно. На образце видно, что тени фактически отсутствуют а само изображение выходит «плоским», лишенным размера, поэтому что такое направление света имеет тенденцию минимизировать текстуры изображения.
Почаще всего объекты освещены прямым светом в середине дня, когда солнце находится над головой фотографа и освещает конкретно на объект.

Боковой свет

Фото 11. Боковой свет

Боковой свет подсвечивает объект со стороны, под маленьким углом. Это направление света придать абсолютно иную атмосферу всей сцене.
На фото 11 показана сила бокового света. Ежели бы на данной фото был прямой свет, то вы фактически не узрели бы данной песочной «ряби». Заместо нее была бы просто одинаковая масса песка. А боковой свет, указывает нам истинные пустынные дюны.
Боковой свет хорош тогда когда фотографу надобно выделить текстуру объекта. Это превосходно видно на образце 11. Иными словами, боковой свет подчеркивает форму объекта, его рельеф. Просто увидеть что боковой свет влияет на тени. Тени стают наиболее длинноватыми, что часто приметно увеличивает эмоциональное воспоминание от объекта. С иной стороны, длинноватые выраженные тени сами по себе стают занимательны.
Боковой свет возникает когда солнце стоит низко над горизонтом. То есть папарацци могут застигнуть боковой свет рано днем либо напротив, поближе к вечеру.

Тыловой свет

Тыловой свет подсвечивает объект сзаду. То есть свет ориентирован прямо в линза. Так же как и боковой свет, тыловой может придавать абсолютно иную атмосферу.

Фото 12. Тыловой свет

На фото 12 заснят закат — это один из образцов тылового света. В этом случае большая часть объектов(к примеру деревья и горы на переднем плане)будут смотреться как силуэты. Показ объектов в виде силуэтов, одно из обычных применений тылового света. Силуэт возникает из за того, что динамический спектр изображения намного больше динамического спектра фотокамеры, к тому же выходит, что «лицевая» сторона всех объектов находится в тени.

Фото 13. Тыловой свет

Фото 13 показывает иной пример тылового света. В этом случае источник света просвечивает объект съемки.
Часть света просачивается через лист. При этом возникает воспоминание, что светится сам лист, источника света как такового не видно вообщем. Сходственное тыловое освещение верно выделяет прожилки на листе и подчеркивает цвета.
Тыловой свет хорош для творения фото с предопределенной атмосферой. К примеру силуэты, поточнее сама форма силуэта, нередко становится более означаемой во всем изображении. А «сквозное» применение тылового света имеет тенденцию подчеркивать детали объекта. Иными словами тыловой свет больше всего подходит не для того чтоб показать сам объект, а чтоб произвести на созерцателя то либо другое воспоминание.
Так же как и боковой свет, мы можем нередко словить тыловое освещение, когда солнце стоит низко над горизонтом, разница лишь в том, что в этом случае свет обязан быть ориентирован прямо на фотокамеру. Это восоздает ряд заморочек для фотографов. Во первых, ежели на объективе установлен какой то фильтр, то свет может отразиться от поверхности объектива, попасть на фильтр, опять отразиться и попасть на линза и так дальше… Сами разумеете что ничего превосходного в этом случае вы не снимите. Но эту делему можнож решить просто сняв фильтр.
Во вторых, цифровые фотоаппараты плохо реагируют на ясные источники света, направленные прямо в линза. Вокруг источника, на снимке, может показаться гадкая окантовка. В этом плане фотопленка ведет себя еще лучше. Так же не стоит забывать, что при тыловом освещении фотограф может утратить множество деталей изображения, которые он желал бы показать созерцателю. В этом случае можнож пробовать применять разные приемы, такие как внедрение вспышки, в противовес тыловому свету, либо сведение воедино 2 цифровых изображений, изготовленных с различной экспозицией и т.д.

Подведем итоги

Мы осмотрели главные свойства освещения и то, как разный свет влияет на само изображение и восприятие изображения созерцателем. Ежели вы желаете получать по истинному занимательные фото, то вы не обязаны забывать о свете. Пытайтесь непрерывно держать в голове всю информацию о свете, представлять как будет смотреться загаданная фото в том либо ином освещении. По началу окончательно будет трудно, но опыт непременно придет. Основное помните о свете и экспериментируйте

Боковой свет разбивает лицо на две равные части, одна из которых освещена, а другая находится в тени. Он часто используется для создания драматических портретов, таких как портрет музыканта или художника. Такой свет больше подходит для мужских портретов и, как правило, для женских применяется редко. Однако, имейте ввиду, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому я предлагаю вам использовать полученную информацию в качестве отправной точки или ориентира. Пока вы не уверены в своих знаниях, лучше действовать так, как предлагают классические руководства.

Для достижения эффекта бокового света нужно просто поставить источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, иногда даже чуть позади головы. Размещение и положение источника света будет зависеть от лица человека. Смотрите, как свет ложится на лицо, и передвигайте источник. При правильной постановке бокового света в глазу на теневой стороне лица должен быть блик. Если при этом не удается избавиться от попадания света на щеку, вполне возможно, что данный тип лица не подходит для бокового света.

Примечание: любая световая схема может использоваться при любом повороте головы (анфас, когда видны оба уха, лицо в ¾, или даже профиль). Просто имейте ввиду, что положение источника света должно изменяться в соответствии с поворотом головы, для поддержания нужного светотеневого рисунка.

Что же такое "блик"?

Обратите внимание, что на фотографии выше в глазах ребенка есть отражения источника света. Они имеют вид небольших белых пятнышек, но если посмотреть ближе, мы можем увидеть форму источника, который я использовал при съемке этого портрета.

Посмотрите, ведь на самом деле это яркое пятно представляет собой шестиугольник с темным центром? Это небольшой шестиугольный софтбокс на моей вспышке Canon, который я использовал для съемки.

Это и есть "блик". Без бликов глаза кажутся темными и безжизненными. Вы должны убедиться, что блик есть хотя бы в одном глазу модели, чтобы снимок оживился. Обратите внимание, что блик также осветляет радужку и в целом делает глаза ярче. Это усиливает ощущение жизни и придает им блеск.

Этим материалом я продолжаю цикл по студийному освещению, начатый статьей «Фотостудия для начинающих. Основы работы со студийным импульсным светом» . Следующая статья будет посвящена основным ошибкам в студийном фотопортрете, затем мы рассмотрим другие световые схемы - «высокий ключ» High Key, «низкий ключ» Low Key и нестандартные схемы постановки света в фотостудии, включая световую схему и способ обработки в стиле Андржея Драгана, пример которой можно часто увидеть на обложках журнала Esquire. Полетели!

Задачи студийного освещения - имитировать естественный свет, создать и подчеркнуть объем, передать настроение снимка, показать преимущества портретируемого и скрыть недостатки. Рассмотрим классическую световую схему. Часто ее называют рембрандтовской (в такой манере великий художник писал свои портреты), иногда встречается название «45 градусов» (сорокопятка). Расположение приборов на схеме приводится в качестве примера. Повторять расстановку схемы в студии один в один не стоит!

Рисующий источник света (Key Light).

Рисующий источник света формирует светотональный или светотеневой рисунок.

Какие светоформирующие насадки необходимо использовать для рисующего источника света?

Для передачи настроения снимка необходимо выбрать световое решение. Напомню, что по характеру света (мягкий, жесткий) выделяют два типа световых решений: светотеневое и светотональное. Светотеневое освещение - это жесткий свет , который получается при использовании рефлекторов небольшого размера. Обычно используют портретные тарелки и рефлекторы. Серебристая поверхность и небольшие размеры рефлекторов дают жесткий свет.

Плюсы светотеневого освещения: ярко выраженный объем и фактура. Минусы: сильно выраженная фактура кожи, которая допустима для мужских портретов, но является нежелательной для женских. К минусам можно отнести и необходимость тщательного продумывания расстановки света и положения модели. Смещение модели на пару сантиметров или небольшой поворот могут привести к появлению некрасивых теней и нежелательному изменению линий и форм. Для получения светотонального характера портрета мы будем использовать для рисующего источника источники мягкого рассеянного света с большой светоизлучающей поверхностью: софт-боксы, стрип-боксы и фотозонты.

Где и на какой высоте устанавливать рисующий источник света?

Варианты установки света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый

Рисующий источник располагается обычно переднедиагонально. Под углом приблизительно 45 градусов относительно оптической линии камера-модель. Причем модель повернута к рисующему источнику таким образом, чтобы рисующий источник был чуть «контровее» плоскости носа. (Представим дугу камера-фон и проведем от носа модели плоскость, которая пересечет эту дугу. Прибор должен быть за этой точкой пересечения, чуть ближе к фону.)

Теперь о высоте рисующего источника. Если опустить источник слишком низко, мы получим жутковатого «графа Дракулу» (помните в пионерлагерях пугали друзей фонариком у подбородка). Также лицо будет казаться шире, чем есть на самом деле. Если поднять прибор слишком высоко, то мы получим драматический верхний свет как в театре, тени под глазами (как у панды). Вывод: будем ставить чуть выше головы модели. Также рекомендую при постановке света по высоте следить за бликами в глазах модели. Блики придают взгляду большую выразительность.

Какова мощность рисующего света относительно других приборов?

Рисующий источник обычно ярче на 1–1,5 ступени (F-Stop), чем остальные источники световой схемы. Мощность других источников всегда согласуется с рисующим и в классической схеме освещения всегда меньше него.

Заполняющий свет (Fill Light)

Для заполняющего света используют либо софт-бокс, либо светоотражающую панель (лайт-панель, лайт-диск). Задача заполняющего света - смягчить светотеневой рисунок. То есть сделать тени менее глубокими. Примеры, когда заполняющий свет просто не нужен: светотеневой мужской портрет, драматический женский портрет (встречается реже) и светотональный портрет, при котором и так все мягко и хорошо.

Заполняющий свет обычно располагают либо фронтально, либо рядом с камерой (чуть левее-правее), переднедиагонально. В литературе я встречал заявление, что источник заполняющего света должен быть исключительно фронтально, чтобы не допустить появления двойных теней. С этим заявлением я категорически не согласен. Достаточно использовать большой софт-бокс или лайт-диск (лайт-панель), расположенный близко к модели, который не приведет к появлению дополнительных теней.

Фоновый свет (Back Light)

Единственная задача фонового света - отделить модель от фона, придать глубину и объем фотографии. Для фонового света обычно используют источники жесткого света, формирующие световое пятно определенной формы и размера, или равномерно освещают фон. Светоформирующие насадки для фонового света: ковш, стандартные рефлекторы, тубус (Snoot), шторки (Barn Doors). Применяют также цветные фильтры для получения необходимой окраски фона или специальные приборы с линзой Френеля и возможностью установки масок Габо (металлические пластинки-трафареты с вырубленным рисунком) - например, для имитации эффекта жалюзи или рисунка, имитирующего свет из окна с тенью от рамы.