Древние названия дней недели и месяцев у русов. Древние название дней недели и месяцев у русов Как называли неделю древние славяне

До внедрения европейских календарей, на Руси использовали свою систему летоисчисления. Лето или год состояло из 9 календарных месяцев, состоящих из, в среднем по 40 дней (нечётные месяцы или полные имели по 41 дню, а чётные или неполные по 40 дней), а каждая неделя насчитывала не по 7 дней как сейчас, а по 9 и назывались они так: Понедельникъ, Вторникъ, Третейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица и Неделя.Как ни странно, но всем нам все дни, кроме разве что, Третейника и Седмицы прекрасно знакомы и мы до сих пор их употребляем, называя этими словами дни недели.

Что же означают эти названия?

Снова все просто и ничего мутного как пишут другие:

Понедельникъ - после Недели (день после недели),
Вторникъ - второй день,
Третейникъ - третий день,
Четверикъ - четвертый день,
Пятница - пятый день,
Шестица - шестой день,
Седьмица - седьмой день,
Осьмица - восьмой день (в польском языке 8 - осемь, а у нас восемь),
Неделя - не делать (день, когда ничего не делают).

Церковники, завоевав Русь, переделали календарь и выбросили два дня из недели. Третий день стал СРЕДНИМ - СРЕДА, а НЕДЕЛЯ стала ВОСКРЕСЕНЬЕМ - ни к седьмому дню - СЕДМИЦА, ни к НЕДЕЛЕ оно никакого отношения не имеет, а шестой день ШЕСТИЦА был заменен еврейским словом ШАББАТ - СУББОТА, что у них означает последний день недели или седьмой день творения!

Цитируя Библию, находим следующий смысл слова СУББОТА - Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:2-3).
Для евреев суббота действительно святой день. В этот день они не трудятся и им запрещено прикасаться к деньгам. В субботу они отдыхают.

Мы же отдыхаем в НЕДЕЛЮ - день, когда ничего не делают (в украинском языке осталось это слово до сих пор, а русскому языку навязали слово ВОСКРЕСЕНИЕ, которое имеет явный церковный характер).

Но крестители Руси нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия:
Березень - время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также «Сухий», по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень - месяц цветения.
Травень - месяц роста трав.
Червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июне, отличаются особенною красноватостью (червленый, червлёный, красный). В южных местностях время покраснения вишни.
Липень - месяц цветения липы.
Серпень - от слова «серп». Время жатвы.
Вересень - по другому назывался Велесень - месяц бога Велеса.
Листопад - время пожелтения и начала опадания листвы.
Грудень - от слова "груда" — мерзлая колея на дороге.
Студень - студёный (стужа). Говорит само за себя.
Сечень - от слова "сечь" - рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также "Просинец", по появлению синего неба после долгой облачности.
Лютый - месяц метелей и морозов.

В славянском календаре 9 месяцев, 40 дней в каждом, а в неделе 9 дней. Остановимся сегодня только на днях недели. Итак, дни недели у славян.

Исследователей славянской культуры ныне все больше и больше. На самом деле по числу дней в неделе у славян мнения разные. Кто-то говорит, что дней было все-таки семь. А то пять, мол суббота и воскресенье появились после Крещения Руси. Но тех, кто доказывает, что их было девять, большинство. Поэтому рассмотрим именно 9-ти дневную неделю у славян.

Дни недели у славян носили незатейливые названия, связанные с их порядковым номером. Исключение составлял последний, девятый день. Славяне называли его «неделя», в смысле ничего не делать, выходной. Тут видим, что не смотря на смену веков и приход религии ничего не изменилось, воскресенье — нечего не делаем (или пытаемся во всяком случае). Хотя у нас последний день является седьмым. Ё маё — два дня украли!

Такие простые правила имеют чисто языческие корни. И просто, и очень точно подмечено в тоже время.

Дни недели у славян

№ п/п Дни недели Примечание Бог покровитель Этимология
1. Понедельник (или Трудень) Начало, день труда Земля Хорса (Меркурий) ПОсле Недели
2. Вторник День труда Земля Орея (Марс) ВТОРой
3. Третейник Отдых, пост Земля Перуна (Юпитер) ТРЕТий
4. Четверг День труда Земля Варуны (Уран) ЧЕТВЕРтый
5. Пятница День труда Земля Индры (Хирон) ПЯТый
6. Шестица День труда Земля Стрибога (Сатурн) ШЕСТой
7. Седьмица Отдых, пост Земля Деи (пояс астероидов, за орбитой Марса) СЕДЬмой
8. Осьмица (Ось мира) День труда Земля Зари-Мерцаны (Венера) ОСЬ МИра
9. Неделя Отдых, день гостей, посиделок, песен Ярило-Солнце НЕт ДЕЛ

Кто-то даже пытается в доказательство данной версии о 9-ти днях вспомнить сказку Ершова «конек-горбунок»:

Ну, Гаврило, в ту седьмицу
Отведем-ка их в столицу;
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим.

К сожалению тут нет ничего про Осьмицу, что дает оппонентам версии говорит про отсутствие доказательств. Лично меня также очень сильно заинтересовала именно Осьмица. Начал искать описания.

Не смотря на то, что изначально отталкивались от девяти дней, обнаружил, что описания значений различных дней недели у славян дано на шесть-семь дней.

Осьмица нигде не описывается!

Ряд серьезных славянских сайтов, к которым лично я отношусь с уважением, дают информацию о 9-ти дневной недели в славянском календаре. Но вот эта осьмица ввергла меня в сомнения! Есть раскрытие сведений по всем дням, кроме осьмицы. Везде описано какого Бога особенно почитали в этот день, почему. Но осьмица — исключение, ничего нет фактически.

Достаточно ли этих наблюдений для того, чтобы утверждать, что не было у славян девяти дневной недели? Нет, не достаточно! В нашей истории многое давно и надежно уничтожено и стерто из памяти поколений. Может так получилось, что осьмице досталось особенно. Её удалили очень качественно. Не знаю.

Календарные системы славян или способы подсчёта дней, месяцев и лет до сих пор вызывают жаркие дискуссии, но всё же кое-каких результатов исследователи смогли здесь добиться, изучив массу исторических документов, свидетельств и артефактов. Дело здесь обстоит не так плохо, как может показаться, и возможно, что в скором времени мы получим точные данные о календаре наших предков.

Учёные используют для исследования календарности в древней Руси различные средневековые письменные источники. Кроме того, изучаются исторические письмена и документы других стран, например Болгарии, мировоззрение и образ жизни в которых были очень схожи с образом жизни русских славян. Помогают и многочисленные находки древних культур.

Как же выглядел календарь наших предков?

Одно из летописных произведений говорит «овии по луне чтяху», то есть славяне вели счёт не по дням, а по ночам. Количество ночей объединялось в месяц. Заметьте, что название «месяц» происходит именно от ночного светила. Дней в месяце было ровно столько же, сколько и в наше время — 30 и 31 день, потому что количество дней в месяце определяется по убывающей и прибывающей луне и зависит только от движения небесного ночного светила, которое и в то время и в наше меняло свою форму одинаково. Было схожим и количество месяцев, потому что это также периодичность лунного и солнечного циклов. Подробнее о названиях древнеславянских месяцев вы можете читать в статье .

Существуют версии, согласно которым дней в году у славян было меньше или наоборот больше, но на счёт этого есть большие сомнения, ведь большее или меньшее число дней уже через несколько лет дало бы ощутимый сбой в летоисчислении. Мало того — сбились бы со своих мест и праздники, что совершенно немыслимо в отношении солнечных праздников, которые отмечаются точно в солнечные солнцестояния и равноденствия. К тому же, научно доказано, что у древних народов и славян существовали солнечные «обсерватории», которые хоть и были довольно примитивными, но всё же с большой точностью определяли положение солнца и вследствие этого — даты и времени. Однако некоторые исследователи находят такие упоминания о календарях, которые рушат все приведённые доводы. Судя по этим упоминаниям, в древности существовал уникальный способ летоисчисления, когда дней в году было действительно меньшее количество, но для того, чтобы их постоянное уменьшение не нарастало бесконечно, один раз в високосный год к существующим 12 месяцам добавляли ещё один — тринадцатый, который и компенсировал недостаток дней.

Большие разногласия у исследователей вызывает количество дней в неделе . Есть предположение, что количество дней равнялось пяти (не было субботы и воскресенья), по другой же версии — количество дней было семь, как в наше время. Откуда пошло мнение, что было пять дней? Дело в том, что названия пяти «рабочих дней» имеют русские названия, то есть понедельник (после недели первый), вторник (второй), среда (срединный), четверг (четвёртый) и пятница (пятый). Названия субботы и воскресенья имеют иностранное происхождение и могли быть занесены вместе с культурой христианства. Если же следовать другой версии, то дней в неделе было семь, только суббота и воскресенье имели другие названия. К примеру, известно, что воскресенье называли — Неделя (выходной, ничего не делать), и только затем его переименовали в честь воскресения Христа. Также, в защиту последней версии выступает название первого дня недели, который называется — Понедельник (после недели или следующий после седьмого дня — Недели). В пользу последней версии, которая утверждает, что дней в неделе было семь, указывает и старинное название субботы, которое в древности звучало как «шесток» или «шосток», то есть шестой день недели, тогда как название «суббота» произошло от еврейского слова «саббат» (шаббат, шабаш) — отдых, покой. В связи с этим, весы безусловно склоняются в пользу семидневной недели у славян-язычников. Если придерживаться последней точки зрения, то можно сделать вывод, что календарная система ничем не отличалась от той, что мы пользуемся сегодня. Понедельник (понеделок), вторник (второк), среда (середа, третейник), четверг (четверк, четвер), пятница (пятник, пятак), суббота (шесток, шосток, шестица, шестерик), воскресенье (неделя).

Ещё одной спорной деталью древнеславянской недели можно назвать среду или середину недели. Почему среду назвали серединой, если в семидневной неделе она идёт третьей? Было бы логично назвать серединой четверг… Всё встаёт на свои места, если предположить, что начало недели славянами принималось не с понедельника, а с воскресенья (недели), который был выходным днём.

Славяне, как глубоко верующий народ, каждому дню недели отводили свою участь и считали, что каждому дню покровительствует своё Божество. Как и во многих других странах Европы, где проживали славяне, почитаемыми считались четверг и пятница. Четверг посвящался громовержцу Перуну, пятница посвящалась Макоши. Неделя или Воскресенье почитались очень высоко и считались днями праздничными. Понедельник, по мнению многих исследователей, считался днём Луны. В некоторых странах прекрасно сохранилась этимология слова «понедельник» — Mandag (дат., шв.), Maanantai (фин.) от древнегерманского Manadagr - день Луны. Также вам наверняка будет интересно почитать гороскоп по дате рождения на «Astro Vision».

Возникают споры и насчёт сезонов , которые существовали у древних славян. Здесь нет однозначного ответа, но всё же стоит рассказать о тех версиях, что выдвигаются учёными-историками. Год у славян делился на четыре центральные точки года — дни солнцестояния и дни равноденствия, соответственно — Масленица, Купала, Радогощь и Коляда. Исходя из того, что лето и зима в языках различных славянских народов практически идентичны с минимальными отличиями, а названия весны и осени отличаются очень сильно, учёные делают предположение, что весна и осень были введены в славянскую культуру довольно поздно, а изначально существовали только два сезона — лето и зима. По другой версии, год делился на три сезона — весна, осень и зима, а название «лето» относилось ко всему году полностью. По этой версии, весна начиналась примерно с конца марта или начала апреля и длилась вплоть до праздника Купалы, затем шла осень, которая продолжалась до октября-ноября, после чего наступала зима.

Начнем с начала. Сколько дней было в неделе у славян? Вопрос и сложный, и простой одновременно. Разные исследователи славянской культуры считают по-разному. Кто-то говорит, что дней было семь. Но есть мнение, что их было пять, а суббота и воскресенье появились лишь после Крещения Руси . Третьи вообще говорят о девяти днях. Поэтому, сколько дней в неделе было у славян на самом деле, мы не знаем. Мы можем лишь предположить, что оно было непостоянным и менялось с течением времени.

Дни недели у славян носили названия, обозначающие их порядковый номер. А вот воскресенье называли «неделя». Это значит, что никаких дел в этот день быть не должно, нужно отдыхать. Такое правило имеет чисто языческие корни. Понедельник же был назван так с тем смыслом, что идет как бы после недели. Нетрудно догадаться о значении названия «среда», то есть – середина недели.

Дни недели у древних славян были тесно связаны с тем или иным языческим богом. Например, четверг считался Перуновым днем, а пятница – днем Макоши. То есть день находился под чутким покровительством и защитой божественных сил. Скорее всего, такую традицию славяне переняли у европейцев.

Пятница и неделя были священными днями недели.

Названия дней недели у славян были похожи на те, которые есть сейчас, но все же отличаются. Как назывались дни недели у древних славян? Тут необходимо рассмотреть различные варианты. Если верить в девятидневную неделю (которая, скорее всего, имела место быть далеко до прихода христианства), то ее дни звучали так:

  • Понедельник.
  • Вторник.
  • Тритейник.
  • Четверг.
  • Пятница.
  • Шестица.
  • Седмица.
  • Осьмица.
  • Неделя.

Если брать в расчет, что неделя состояла из семи дней, то названия ее дней были аналогичны современным. Единственным отличием, как уже было сказано, являлось воскресенье – «неделя». Соответственно, если неделя была пятидневной, то из нее были исключены два последних дня – суббота и неделя.

Казалось бы, даже такая простая вещь как календарная неделя имеет свой смысл. Мало кто из нас задумывался, откуда вообще появились эти названия. А обязаны этим мы древним славянам и их мудрости.

Славенский Искон- Ответы на Вопросы. Подробно о устройстве Славянской недели.

Происхождение дней недели. Восстанавливаем утраченные знания.Сегодня утром в голове крутилось одно чудное слово - ПОНЕДЕЛЬНИК. Пытался понять, что же оно означает и почему мне в голове нет покоя, но миг и слово разложилось само собой, с чем с вами и делюсь. И кроме этого, всеми ТОЛКОВЫМИ, а не бредовыми происхождениями названий дней недели! В интернете сложно найти правдивые толкования, все перевернуто с ног на голову - церковники постарались, а истина как и всегда - перед глазами!!!

Итак, мало кто знает, а почти никто, если не читали Славяно-Арийские ВЕДЫ, что раньше у наших предков было 9 месяцев в году и 9 дней в неделе. А назывались они так:

Понедельникъ, Вторникъ, Третейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица и Неделя.

Как ни странно, но всем нам все дни кроме Третейника и Седмицы прекрасно знакомы и мы до сих пор их употребляем, называя этими словами дни недели.

Что же означают эти названия?

Снова все просто и ничего мутного как пишут другие:

Понедельникъ - после Недели (день после недели),
Вторникъ - второй день,
Третейникъ - третий день,
Четверикъ - четвертый день,
Пятница - пятый день,
Шестица - шестой день,
Седьмица - седьмой день,
Осьмица - восьмой день (в польском яз. 8 - осемь, у нас восемь),
Неделя - не делать (день когда ничего не делают).

Церковники, завоевав Русь, переделали календарь и выбросили пару дней из недели. Третий день стал СРЕДНИМ - СРЕДА, а НЕДЕЛЯ стала ВОСКРЕСЕНЬЕМ - ни к седьмому дню - СЕДМИЦА, ни к НЕДЕЛЕ оно никакого отношения не имеет, а шестой день ШЕСТИЦА был заменен еврейским словом ШАББАТ - СУББОТА, что у них означает последний день недели или седьмой день творения!

Цитируя Библию, находим следующий смысл слова СУББОТА - Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек:

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
(Быт.2:2-3)

Для евреев суббота действительно святой день. В этот день они не трудятся и им запрещено прикасаться к деньгам. В субботу они отдыхают.

Мы же отдыхаем в НЕДЕЛЮ (в укр. осталось это слово до сих пор, а в рус. прижилось слово ВОСКРЕСЕНИЕ, явно церковного характера).

Забавный вспомнился факт, к примеру, в Англии неделя начинается с воскресенья и заканчивается седьмым днем т.е. субботой! Очевидно, влияние евреев на Англию проявилось не только в господстве капитала, но и в тесном влиянии на культурные традиции.

Теперь каждому здравомыслящему человеку станет ясно откуда у нас такие названия дней недели. Кстати, им даже не десятки, а сотни тысяч лет!!!