ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем. Егэ по истории

Историко-культурный стандарт в средней школе с каждым годом предъявляет все больше требований и критериев к сдающим ЕГЭ по истории. Так, еще с 2016 года в КИМ ЕГЭ помимо традиционных заданий 18 и 19, которые предполагают визуальные знания основных памятников истории и культуры (или других иллюстративных материалов, несущих в себе определенную информацию о том или ином периоде истории), было окончательно внесено задание 17, предлагающее установить соответствие между памятником истории и культуры и информацией о нём.

К сожалению, в современной российской школе знакомство с необходимым иллюстративным материалом сегодня происходит весьма вяло и непродуманно. Времени в рамках школьной программы на освоение столь сложного комплекса иллюстративных материалов, безусловно, не хватает.

Мы не рекомендуем вам ждать у моря погоды и надеяться на школьного учителя, частного преподавателя-репетитора или на халяву на самом экзамене. Превратите освоение сложного материала в небольшое исследование и погружение в ту или иную историческую эпоху. Наверно, вряд ли можно до конца понять и осознать деятельность Петра I, Ивана Калиты или Иосифа Сталина, если вы не представляете, как они выглядели, в каких дворцах и городах жили. Иллюстративный материал сложный, однако без него вряд ли вам удастся почувствовать «вкус» эпохи.

Представляет вам несколько правил о том, как готовиться к заданиям 17, 18 и 19 с пользой и удовольствием.

Заведите на рабочем столе персональную библиотеку

Историю осваивают всегда с погружением. Вот и вы, познакомившись с эпохой древности, обязательно заведите папку и сохраните как можно больше визуальной информации по эпохе. В этом смысле сгодиться все: прошли период Древней Руси, обязательно сохраните изображения Ярослава Мудрого, план Киева и Новгорода. Непременно найдите памятник тысячелетия России, храм святой Софии и Золотые ворота в Киеве. Идеально будет (особенно, когда у вас на подготовку год и более) по каждому периоду иметь свою такую папку. И когда приходит время повторять материал перед решением , еще раз просмотрите материал.

Читайте учебники или сайты с комплексом иллюстраций

Не ждите быстрого запоминания. Как показывает практика, абитуриент начинает различать работы художников, архитекторов и скульпторов только после 5-6 просмотров изображения с интервалом в несколько дней. Приучите себя не только читать текст в учебники, но и запоминать в этом тексте визуальную атрибутику. Если вы готовы потренироваться, то попробовать можно .

Начинайте с цветных иллюстраций, позже привыкайте к чёрно-белым

На ЕГЭ по истории вам будет предложено черно-белое изображение, однако не стоит себя омрачать отсутствием цветового разнообразия. Ничего страшного, смотрите цветное, тренируйте задания, а позже опривычивайте чёрно-белый формат.

Ресурс изображений ограничен, где их всех найти?

Эксперты ФИПИ тоже находятся в определенных рамках КИМов. Поэтому сначала беритесь за школьные учебники. Особенно хорошими помощниками вам могут стать учебники с 6 по 9 классы А.А. Данилова и Л.В. Косулиной. Откройте, просмотрите и ищите в гугле или яндексе похожую иллюстрацию.

Кстати, другим хорошим помощником может стать исторический атлас. Один из самых лучших – это, конечно, Дрофа. Там вы найдете не только карты по всем историческим периодам, но и годный иллюстративный материал, которого, кстати, там немало.

Создавайте презентации, карточки, коллажи

Ваш мозг быстрее запоминаете, когда вы применяете навыки и знания на практике. Сделайте для себя любимого отличную презентацию, составьте годный набор карточек с подписями каждого храма. Здесь мы вам советуем отказаться от официального, нормативного русского языка, используйте сленг, шутки и т.д. Рутины быть не должно. Активность должна сочетаться с нестандартным изложением.

С другой стороны, не переборщите, вряд ли большой и вульгарный текст вам поможет. Оригинальность также должна быть в меру.

Практикуйтесь

Прежде чем вы станете разбираться в культуре России, многочисленном иллюстративном материале, вам предстоит нарешать минимум 100 заданий из КИМов ЕГЭ. А потому, как только проработали период, идите решать тесты. Через пару дней вернитесь и решите еще раз. Сверьте результаты и приступайте к новому периоду. Так вы неплохо набьете руку и станете увереннее себя чувствовать в работе с заданиями на самом экзамене. Тесты для вас мы приготовили .

Удачи!

ЕГЭ по истории не является обязательным выпускным испытанием. Тем не менее, его выбирают многие ученики. История пригодится тем, кто хочет связать свою профессию с историческими науками, археологией, архитектурой, культурологией, юриспруденцией и правом, международными отношениями, международным туризмом.

Типы заданий

В едином государственном экзамене по истории задания состоят из 2 частей. Вопросы первой части считаются базовыми, а вот испытания второй части имеют повышенный уровень сложности.

  • Первая часть – содержит 19 вопросов. Ответ на них - слова, выражения, последовательность цифр. Сложность их в том, что варианты ответов отсутствуют. Поэтому рассчитывать приходится только на собственные знания.
  • Вторая часть – задания № 20-25. Они предполагают развернутый ответ. Чем полнее и грамотнее раскрыта суть вопроса – тем лучше.

Сочинение должно соответствовать ряду требований:

  • в выбранном для написания историческом периоде должно быть представлено не меньше 2-х явлений /событий;
  • должны быть описаны 2 личности, сыгравшие ключевые роли;
  • обязательно присутствие исторической терминологии и минимум двух причинно-следственных связей;
  • ни в коем случае не допускается наличие ошибок в указанных фактах.

Секреты успешной подготовки

Поскольку история довольно сложный предмет – он содержит множество понятий, дат, ключевых имен, готовиться к его сдаче нужно основательно. Для того, чтобы подготовка была максимально продуктивной, она должна быть всесторонней. Необходимо повторить теорию за все годы обучения – повторить содержание учебников, изучить курс дополнительных лекций. Отличным помощником в подготовке станут онлайн и ЕГЭ по истории 2019, они содержат вопросы по тем же темам, которые ждут выпускников. К тому же, решение этих вариантов позволит ускорить процесс запоминания и выработать навык автоматизма. Если самостоятельной подготовки недостаточно – лучше обратиться за помощью к репетитору.

Перевод тестовых баллов в оценки

На заметку

  • на ЕГЭ по истории в 2019 году отводится 3 часа 55 минут времени;
  • максимальный первичный балл – 55 баллов (равен 100 тестовым баллам);
  • в 2019 году в задание № 21 добавлено дополнительное условие, согласно которому при оценивании не имеет значение переписывание объемного текста при задании найти в нем конкретную информацию.

В мы рассказали о том, как решать задания 18. В этой статье поговорим о задании 19 ЕГЭпо истории. Первое, что сразу скажу, это задание надо выполнять, основываясь на задании 18, так как они взаимосвязаны. Вообще, считаю, что абитуриентам повезло, так как в тесте ЕГЭ всего 2 задания на культуру.

Итак разберем конкретное задание 19 ЕГЭ по истории, чтобы дать конкретные рекомендации.

Эта иллюстрация относится к заданию 18. В задании следующие варианты ответа, из которых надо выбрать две штуки:

Верными ответами в задании будут 1,5 .

Теперь собственно задание 19 ЕГЭпо истории:

Задание 19 ЕГЭ по истории: какая из представленных ниже картин относится к тому же стилю (направлению) в живописи, что и предшествующая картина?

Получается, что надо сначала определить, в каком стиле работали художники «Товарищества передвижных выставок», или хотя бы в каком стиле написана картина в задании 18. Лично я рекомендую научиться определять художественные стили по самой картине. Если картина «похожа на реальность» — это реализм...

На первый взгляд кажется бредом, однако, если вы изучите мой видеокурс «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов» , то поймете, о чем я говорю. Стиль картины с Суворовым - реализм. Особо эрудированные ребята вспомнят, что автор картины В.И. Суриков. Вообще рекомендую изучить основные картины известных художников, прямо наглядно, как и творения архитекторов!

Теперь определим в данном задании 19 ЕГЭ по истории, какая картина написана в стиле реализма? Само собой первая — картина Иванова явление Христа народу. Картина «Тройка» написана в социально-бытовом жанре, который стал популярен в культуре во второй половине 19 века, картина под номером три — явно не относится к реализму: написана мазками, больше походит на импрессионизм.

В стиле реализма написана только одна из представленных картин: картина Иванова Явление Христа народу.

На основании сказанного можно сказать, что выполняя задание 19 ЕГЭпо истории надо знать основные художественные стили, к какой эпохе они относились и какие произведения им соответствуют. Планирую выпуск подобного рода справочных материалов в самом ближайшем будущем.!

В приведенном выше задании 19 по истории не обязательно знать авторов произведений, но ориентироваться в стилях надо уметь... Вообще, неплохое задание... Жаль, что абитуриенты как правило воспринимают такие задания как «обязаловку»... Ведь ориентироваться в произведениях культуры своей страны, думаю, важный компонент гражданственности любого гражданина. Вы не согласны? Пишите свои мнения в комментариях. Охотно подискутирую!

Сделаем ещё одно задание 18 ЕГЭ по истории:

Смотрим на картинку, узнаем Новгород Великий по обозначению храма Святой Софии, которое находится в левом нижнем углу, реке Волхов и прочему. Выбираем правильные ответы: 4,5

Если не ясно, почему ответы такие — пишите в комментах объясню 😉

Теперь, собственно задание 19 ЕГЭ по истории:

Толковым пацанам и девчонкам сразу ясно, что верный ответ находится по номером 1, так как это памятник тысячелетия Руси, который находится в Великом Новгороде.

Таким образом, видим, что в задании 19 ЕГЭ по истории проверяется не только знание картин, стилей, но также и памятников, архитектурных сооружений: ну должен же толковый гражданин знать, какие вещи находятся в его стране? Конечно было бы идеально организовать поездку для учеников, сдающих ЕГЭ по истории в этом году, чтобы они вживую увидели, как прекрасна Россия... Но пока это из области фантастики...

P.S. В связи с возникшим обсуждением задания с картинами, пояснение:

Реализм - стиль в искусстве «возникший» в 50-х годах 19 века. Его отличает реалистичное изображение жизни людей.

Если рассуждать формально, то да, картина «Тройка» — бесспорное творение в стиле реализма, автор которой В.Г. Перов был участником движения Товарищества передвижных выставок. На картине изображены дети, тянущие повозку — отражение реалий России того времени, когда детский труд был в порядке вещей.

Если же говорить о картине Иванова «Явление Христа народу», то художник во многом предвосхитил развитие реализма в России, написав эту картину. Герои картины также отражают эпоху художника, передают реальную жизнь людей в России.

Таким образом, сложность задания в том, что обе картины как бы относятся к реализму. Чтобы не допускать подобной ошибки требуется знать состав Товарищества передвижных выставок и их основные произведения. Вместе с этим, задание, на мой взгляд является не совсем корректным.

Однако, конечно, с точки зрения школьной программы, целесообразно выбрать ответ под цифрой «2», под которой изображена картина «Тройка». Благодарю участников обсуждения за внесение ясности в решение тестового задания!!

С уважением, автор сайта Андрей Пучков

Составила Молчанова О.А ., учитель истории и обществознания, МБОУ Гимназия, г. Урай, ХМАО-Югра

Задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век

1. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь.

«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского опол чения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля... После блистательных атак Скобелев выстроил перед Владимирский полк...

Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, - кончим и мы как следует.

Постараемся...

Смотрите же... Идти стройно... Турки почти уже разбиты... Благословясь, с Богом!

Солдаты сняли шапки, перекрестились. Оркестр заиграл марш, и под звуки его стройно двинулась атака... Шли смело, блестяще, отсталых не было...».

1)русско-турецкая война 1806-1812 гг. 2)русско-турецкая война 1828-1829 гг

3)Крымская война 1853-1856 гг. 4)русско-турецкая война 1877-1878 гг.

2.Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и ука жите, как назывались художники, о которых говорится в от рывке. «Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы... с предложением петер бургским художникам примкнуть к... Товариществу.

Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей - Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других - Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вел он в Петербурге все дела Товарищества.

В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Бого любов и др.».

1)импрессионисты 2)авангардисты

3)«мирискусники» 4)передвижники

3.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Министром финансов стал... железнодорожный деятель... При нем была проведена денежная реформа, введена винная монопо лия, велось грандиозное железнодорожное строительство. Он с успе хом продолжал модернизацию промышленности, начатую его пред шественниками. На посту министра он пробыл 11 лет до 1903 г.»

1)А.Х. Бенкендорф 2)А.Ф. Керенский

3)М.М. Сперанский 4)С.Ю. Витте

4.Прочтите отрывок из документа XIX в. и укажите, что вменялось в вину подсудимым, о которых идет речь в отрывке.

«По указу его императорского величества, правительствующий сенат, в особом присутствии для суждения дел о государственных преступлениях, выслушав дело и прения сторон, постановил подсу димых: крестьянина таврической губернии, Феодоссийского уезда, Петровской волости, деревни Николаевки, Андрея Иванова Желя бова, 30-ти лет; дворянку Софью Львовну Перовскую, 27-ми лет; сына священника Николая Иванова Рысакова, 19-ти лет; ...и крес тьянина Смоленской губернии, Сычевского уезда, Ивановской во лости, деревни Гаврилково, Тимофея Михайлова, 21-го года, на основании ст. улож. о нак. 9, 13, 18, 139, 152, 241, 242, 243, 279 и 1459-й, лишить всех прав состояния и подвергнуть смертной казни чрез повешение».

1)покушение на императора Павла I 2)выступление на Сенатской площади

3)убийство императора Александра II 4)покушение на императора Александра III

5.Прочтите отрывок из книги Н.И. Тургенева и укажите, как в первой половине XIX в. назывались крестьяне, о которых идет речь.

«В России есть два способа извлекать доход из поместья: либо заставляют работать на земле, либо взимают с них оп ределенную подать, называемую оброком... Более половины... кре стьян платит в России свою подать деньгами; лишь меньшая часть обязана вносить подати натурой или работать на барщине».

1)экономическими 2) государственными

3)приписными 4) крепостными

6.Прочтите отрывок из книги Н.И. Тургенева и укажите, как в XIX веке назывались представители сословия, о которых идет речь. « платят подушную подать, от которой освобождены дво ряне и купцы; следовательно, они, как и крестьяне, подлежат рек рутскому набору. Они обязаны постоянно проживать в городах, где могут заниматься ремеслами и вести мелкую розничную торговлю». 1)мещане 2)священники 3)бояре 4)казаки

7.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и ука жите даты реформ, о которых идет речь.

«Прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами во сторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу. .. .Ра довался я и гласному суду, и земским учреждениям, нарочно ездил даже за 35 верст в Пошехонье на пер вое земское собрание послушать и поглядеть на мужичков гласных, заседавших за одним столом рядом с купцами и дворянами. Под влиянием увлечения новыми порядками охотно переменил я долж ность волостного писаря на таковую же письмоводителя земской управы и в здании ее смотрел первое заседание уголовного отделе ния окружного суда».

1)1803-1810 гг. 2)1837-1841 гг. 3)1861-1864 гг. 4)1881-1883

8.Прочтите отрывок из доклада, составленного в XIX в., и укажите фамилию министра, составившего доклад.

«...Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к... иноземному, распространяя в юных душах радуж ное уважение к отечественному..., оценить... все противополож ные элементы нашего гражданского образования..., искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности - такова была цель, к которой Министерство народно го просвещения приближалось десять лет...».

1)С.С. Уваров 2)Г.А. Потемкин 3)Г.Р. Державин 4)С.Ю. Витте

9.Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и ука жите имя императора, о мероприятиях которого идет речь.

«Для того, чтобы существующий порядок действовал правиль но, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддержи вать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сво дом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту задачу прежде всего и взялся разрешить. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной кан целярии (II отделение) и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе... М.М. Сперанского».

1)Павел I 2)Николай I 3)Александр II 4)АлександрIII

10.Установите соответствие между событиями и фамилиями полководцев

11.Установите соответствие между событиями и фами лиями исторических личностей .

12. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их творчества.

13.Что было одной из причин экономического подъема в России в 1880-1890 гг.?

1)правительственные заказы, субсидии промышленникам

2)проведение П.А. Столыпиным аграрной реформы

4)введение труда приписных, посессионных крестьян

14.В XIX в. сохранение круговой поруки в крестьянской по земельной общине

1)препятствовало проведению рекрутских наборов

2)облегчало сбор податей

3)способствовало обнищанию и пролетаризации крестьянства

4)подрывало власть помещика над крепостными крестьянами

15. Введение института присяжных заседателей стало воз можным в результате проведения

1)Судебной реформы 1864 г. 2)Земской реформы 1864 г.

3)Крестьянской реформы 1861 г. 4)Военной реформы 1874 г.

16. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Вит те

1)основой денежной системы стал золотой рубль

2)основой денежной системы стал серебряный рубль

3)из обращения были изъяты бумажные деньги

4)было восстановлено обращение бумажных денег

17. Установите соответствие между фамилиями истори ческих личностей и их принадлежностью к течениям обще ственной мысли.

18.В 1861 г. в результате проведения Крестьянской рефор мы помещичьи крестьяне получили

1)право свободного выхода из общины с наделами земли

2)полное освобождение от барщины и оброка

3)землю бесплатно

4)свободу от крепостной зависимости

19. Что из названного было одной из причин зависимости крес тьян от помещиков после проведения реформ 1860-х - 1870-х гг. ?

2)малоземелье крестьян

3)разрушение крестьянской общины

4)сохранение права помещика переводить крестьян на месячину

20. В результате проведения военной реформы в 1874 г. в России

1)введен рекрутский набор в армию

2)создана регулярная армия вместо дворянского ополчения

3)увеличено число наемных войск

4)введена всесословная воинская повинность

21. Развитию капитализма в России во второй половине XIX в. способствовало

1)освобождение крестьян от крепостной зависимости 2)введение отработок

3)сохранение барщины, оброка 4)существование крестьянской общины

22. Проведение реформ 1860-1870 гг . в России

1)способствовало переходу от традиционного общества к инду стриальному

2)устранило все препятствия для перехода к индустриальному обществу

3)замедлило переход от традиционного общества к индустри альному

4)не изменило основы традиционного общества

23. Что было одной из непосредственных причин осуществ ления Николаем I жесткого внутриполитического курса в на чале его царствования?

1)дворцовый переворот, убийство Павла I 2)убийство народовольцами Александра II

3)выступление декабристов 4)поражение России в Крымской войне

24.Что было одной из причин поражения России в Крымс кой войне 1853-1856 гг.?

1)превосходство армий европейских держав в вооружении

2)отсутствие у России парусного флота

3)рост антивоенных выступлений в России

4)отсутствие у России крепостей на побережье Черного моря

25.В результате проведения реформы 1861 г. в России было(а)

1)отменено крепостное право 2)отменено временнообязанное положение крестьян

3)ликвидировано помещичье землевладение 4)разрушена крестьянская община

26. Расположите следующие события первой четверти XIX в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, ко торыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А)создание Южного общества декабристов

Б) Отечественная война

В)выступление декабристов на Сенатской площади

Г)Заграничный поход русской армии

27. Прочтите отрывок из сочинения современника и напи шите фамилию деятеля культуры, о котором идёт речь.

«Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи... Она обогатилась в отчёт ном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художни кам, и привлекла до 26 680 посетителей. Кроме того, в ней устро ился в том же году новый отдел - рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретённых в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию её владельца, посвятившего всю свою жизнь на создание действительно настоящего национального музея для русского искусства... который завещается им ».

Ответ:

28. Какие три из перечисленных органов государствен ной власти существовали в России в самом начале XX в. (до 1905 г.)? Обведите соответствующие- цифры и запишите их в таблицу.

1)Сенат 2)Государственный совет 3)Верховный тайный совет

4)Синод 5)Непременный совет 6)Государственная дума

29. Какие три из перечисленных событий относятся к исто рии тайных обществ декабристов? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1)написание Н.М. Муравьёвым «Конституции»

2)образование Северного общества

3)составление проекта М.Т. Лорис-Меликова

4)убийство Александра II

5)написание Н.Г. Чернышевским романа «Что делать?»

6)создание Союза Благоденствия

30. Установите соответствие между именами российских им ператоров и событиями начала их царствования

31 . Прочтите отрывок из письма современницы и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идёт речь.

«Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, го лубчик, ты представить себе не можешь, что Москва сделалась, уз нать ее нельзя и без слёз видеть невозможно этих руин. От камен ных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое чудо, что маменькин дом уцелел... а слободы как не было - вся выгорела...».

32. Какие три из перечисленных ниже событий относятся ко второй половине XIX в.?

1)открытие первого профессионального театра в Ярославле

2)основание Московского Художественного общедоступно го театра (МХТ)

3)основание Московского университета

4)учреждение Товарищества передвижных художественных выставок

5)открытие Высших женских курсов

6)основание Царскосельского лицея

33 . Установите соответствие между именами российских им ператоров XIX-XX вв. и событиями внешней политики.

34. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идёт речь.

«Составляющей... единения была... теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие Представители этого направлениях Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уро ки у университетских профессоров, курс «студентства» в раз ные годы прошли К. Аксаков, А. Кошелев, Ю. Самарин, Д. Валуев...».

35. Какие три из перечисленных явлений сохранились в России в 1890-е гг 1)самодержавие 2)месячина 3)военные поселения

4)барщина 5)помещичье землевладение 6)крестьянская поземельная община

36. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX в. войны, о которой идёт речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевскога отряда. Со дня на день ждали приказа - дви нуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову... На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказоч ного города...».

37. Расположите следующие события Отечественной войны 1812 г. в хронологической последовательности. Запишите бук вы, которыми обозначены события, в правильной последова тельности в таблицу.

А)Бородинское сражение

Б) преследование войск Наполеона

В)оставление Москвы русской армией

Г) Тарутинский марш-манёвр

38. Какие три из перечисленных положений связаны с ме роприятиями внутренней политики Александра I, получившей название «аракчеевщина»? 1)военные поселения

2)временщик

3)учреждение первых министерств

4)«вольные хлебопашцы»

5)ужесточение дисциплины в армии

6)учреждение Ш отделения Собственной Его Императорс кого Величества канцелярии

39. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены ука занные преобразования.

«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому по добных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных де тях», он стал позорной страницей в истории российской школы».

40. Какие три из перечисленных явлений свидетельствовали о сохранении пережитков традиционного общества в России в 1870-1880-у гг.? 1) самодержавная власть

2) разорение мелкопоместных дворян

3) увеличение числа наёмных работников

4) связь рабочих с деревней

5) неполноправие сословий

6) возникновение «рабочего вопроса»

41. Прочтите отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щед рина и напишите, как в XIX в. называлась повинность крепост ных крестьян, о которой идёт речь.

«Помещик всецело овладел в свою пользу и да ёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока томятся на палях помещика, мальчи ки и девочки работают дома лёгкую работу: сушат сено, вяжут сно пы... Почти нет той минуты в сутках, чтобы в полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи - вот всё, что остается крестьянину для отдыха».

42.Установите соответствие между реформами, преобразованиями в России XIX в. и датами начала их проведения.

43. Расположите следующие явления XIX - начала XX в. хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены явления, в правильной последовательности в таблицу.

А)начало промышленного переворота

Б) отмена выкупных платежей

В)учреждение военных поселений

Г) возникновение первых монополистических объединений

44. Установите соответствие между теориями и их отдельны ми положениями.

45. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, с правлением которого связано проведение указан ных мероприятий.

«За это время Сперанский, по поручению со ставил план общей политической реформы, которая охватила весь строй политических и гражданских отношений. Законода тельство, суд, администрация (от волости до высших учрежде ний), крепостное состояние - ничего не было забыто в этом плане. Император одобрил план и решил постепенно приводить его в исполнение. Реформа Государственного совета, реформа министерств, реформа Сената...».

46 . Какие три из перечисленных изменений, преобра зований были проведены в ходе Великих реформ 1860- 1870-х гг.?

1) отмена рекрутского набора в армию

2) ограничение барщины тремя днями в неделю

3) создание губернских и уездных земских учреждений

5) учреждение суда присяжных заседателей

6) освобождение дворян от военной службы

47. Прочтите свидетельство К.П. Победоносцева и назовите императора, проводившего описанное совещание.

«Когда обратились ко мне, я не мог уже сдержать волнения негодования. Объяснив всю фальшь "проекта Лорис-Меликова", я сказал, что стыд и позор покрывают лицо, когда подума ешь, в какие минуты мы об этом рассуждаем, когда лежит ещё не погребенным труп нашего Государя. А кто виновен в том? Что мы делали всё это время и в царствование Александра II? Мы говорили, говорили... и дарованная им свобода стала ложью. А в последние годы - в годы взрывов и мин, что мы делали, чтобы охранить его? Мы говорили - и только...

Абаза и Лорис-Меликов - едва сдерживали свою ярость на меня. Абаза ответил очень резко: "Из того, де, что сказал обер-про курор Синода, следует, что всё, что сделано в минувшее царствова ние, никуда не годится - и освобождение крестьян, и прочее"».

Ответы:

1. 4

2. 4

3 .4

4. 3

5. 4

6. 1

7. 3

8. 1

9. 2

10. А-2, Б-4,В-1, Г-3

11. А-4, Б-3, В-2, Г-1

12. А-4,Б-2,В-5,Г-3

13. 1

14. 2

15. 1

16. 1

17. А-5, Б-1,В-2, Г-3

18. 4

19. 2

20. 4

21. 1

22. 1

23. 3

24. 1

25. 1

26. Б,Г,А,В

27. Третьяков

28. 1,4,2

29. 1,2,6

30. А-5,Б-3,В-4,Г-2

31.Отечественная

32. 2,4,5

33. А-2,Б-1,В-4,Г-5

34.славянофилы

35.1,5,6

36.Русско-турецкая 1877-1878 гг.

37. А,В,Г,Б

38.1,2,5

39.Александр III

40.1,4,5

41.барщина

42.А-4, Б-5,В-2,Г-3

43.В,А,Б,Г

44.А-4,Б-3,В-1,Г-2

45.Александр I

46.1,3,5

47. Александр III


Крестово-купольные храмы Киевская Русь XI век Софийский собор в Киеве Построен на месте победы над печенегами. Время создания – 11 век (начало строительства 1037 г.) при князе Ярославе Мудром.

Софийский собор в Новгороде Время создания - 11 век (1045 -1050 гг.) при Ярославе Мудром

Владимиро-Суздальское княжество XII век Успенский собор во Владимире Время создания – 12 век (11581161 гг.) при Андрее Боголюбском Дмитровский собор во Владимире Время создания – 12 век (11941197 гг.) при Всеволоде Большое Гнездо

Золотые ворота во Владимире Церковь Покрова на Нерли Время создания – 12 век (1165 г.) при Андрее Боголюбском, была построена в память о погибшем сыне Изяславе Андреевиче. Время создания – 12 век (1164 г.) при Андрее Боголюбском.

1 2 Золотые ворота во Владимире (Владимиро-Суздальское княжество) Время создания – 12 век (1164 г.) при Андрее Боголюбском. Золотые ворота в Киеве Время создания – 11 век при Ярославе Мудром

Аполлинарий Михайлович Васнецов 1 2 «Московский Кремль при Иване III» 1921 г. 3 «Красная площадь во второй половине XVII века» 1925 г. 4 «Московский Кремль при Дмитрии Донском» 1922 г. «Деревянный Кремль при Иване Калите» 1921 г.

Московский Кремль XV- начало XVI веков Успенский собор Московского Кремля (1475 -1479 гг.) – главный собор Российского государства – архитектор итальянец Аристотель Фьорованти (образец Успенский собор г. Владимира) создан при Иване III Благовещенский собор Московского Кремля (1484 -1489 гг.) – домовая церковь Московских государей, построен псковскими мастерами

Архангельский собор Московского кремля (1505 -1508 гг.) – усыпальница князей династии Рюриковичей – архитектор Алоизо де Каркано (Алевиз Новый) создан при Василии III

Церковь Ризоположения Московского Кремля (1484 -1485 гг.) – домовой храм московских митрополитов (патриархов), построен псковскими мастерами при Иване III Грановитая палата (1487 -1491 гг.) Московского Кремля для приёма иностранных послов возведена по приказу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

В 1532 - 1543 гг. зодчим Петроком Малым с северной стороны пристроена Колокольня Ивана Великого (звонница с храмом Вознесения Господня), в 1600 г. при Борисе Годунове предположительно Фёдор Конь надстроил третий ярус. (самое высокое здание Москвы до 18 века – 81 м.) Церковь Иоанна Лествичника Московского Кремля (1505 -1508 гг.) построена в память об умершем Иване III итальянским архитектором Боном Фрязиным.

XVI век – Шатровый стиль Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), шатровый стиль, возведена в честь рождения Ивана IV при Василии III, итальянский архитектор Петро Анибал (Пётр Фрязин или Петрок Малый) Храм Покрова пресвятой Богородицы, что на Рву – Покровский собор - Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве (1555 -1560 гг.) – построен в честь взятия Казани при Иване IV зодчими Барма и Постник Яковлевым, шатровый стиль

XVII век – «Дивное/ русское/московское узорочье» Церковь Троицы в Никитниках в Москве, построена в середине 17 века по заказу ярославского купца Григория Никитникова Теремной дворец Московского Кремля (1635 -1636 гг.), архитекторы Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков Спасская башня Московского Кремля в 1624 -1625 гг. Б. Огурцов надстроил ещё один ярус, Х. Галовей украсил башню белокаменными узорами и часами

Конец XVII века – Московское/ Нарышкинское барокко Церковь Покрова в Филях (Москва), стиль Московское или Нарышкинское барокко, конец 17 века, основатель Л. К. Нарышкин (брат царицы Натальи Нарышкиной), (зодчий - крепостной Яков Бухвостов-?) Колокольня Новодевичьего монастыря В Москве

Конец XVII века Сухарева/Сухаревская башня в Москве построена в конце 17 века (1692 -1695 гг) на месте Сретенских ворот по приказу Петра I. Названа в честь Л. Сухарева, чей стрелецкий полк охранял Сретенские ворота и встал на защиту Петра, бежавшего в Сергиеву Лавру от сестры Софьи в 1689 г. Автор проекта М. И. Чоглоков. Снесена в 1934 г. , в принятии решения о сносе лично принимал участие И. В. Сталин.

1 четверть XVIII века – петровское барокко Меншикова башня (церковь архангела Гавриила) в Москве, построена в 1707 г. по заказу Александра Меншикова, автор проекта Иван Зарудный, возможно участие Доменико Трезини. Самое раннее здание в стиле петровского барокко.

1 четверть XVIII века – петровское барокко Санкт-Петербург Здание Кунсткамеры Собор Петра и Павла Здание Адмиралтейства (Петропавловский собор) 1730 -е годы архитектор 1712 -1733 гг, проект Иван Коробов, стиль русский классицизм / Доменико Трезини 1 половина 19 века перестроил архитектор Андреян Захаров

XVIII век –барокко Санкт-Петербург/ Екатерининская эпоха Зимний дворец Большой Екатерининский дворец в Царском селе Варфоломей Растрелли Смольный монастырь Большой дворец в Петергофе

XVIII век – классицизм Василий Баженов Дом Пашкова в Москве Иван Старов Таврический дворец в Санкт-Петербурге

1 половина XIX века – ампир/ высокий Классицизм. Санкт-Петербург Михайловский дворец – Русский музей. Архитектор - Карл Росси Здание Главного штаба с аркой/ дворцовая площадь. Архитектор - Карл Росси Казанский собор Архитектор – Андрей Воронихин

1 половина XIX века – ампир/ высокий Классицизм. Санкт-Петербург Исаакиевский собор Огюст Монферан Александровская триумфальная колонна/ Дворцовая площадь

1 половина XIX века – ампир/ высокий Классицизм. Москва Триумфальные ворота Здание Большого тетра Осип Бове Здание Манежа

1 половина XIX века. Москва Храм Христа Спасителя (1839 -1883 гг, разрушен в 1931 г, восстановлен в 1990 -е годы) Русско-Византийский стиль Большой Кремлёвский дворец Константин Тон

2 половина XIX века – неорусский/ псевдорусский стиль. Москва Здание Московской городской Думы, архитектор Д. Н. Чичагов Здание исторического музея Архитекторы - А. А. Семёнов, В. О. Шервуд Верхние торговые ряды в Москве, современный ГУМ, архитектор А. Н. Померанцев

2 половина XIX века – неорусский/ псевдорусский стиль. Санкт-Петербург Храм Спаса–на-Крови (1883 -1907 гг) Архитектор – Альфред Парланд. Возведён по указу Александра III на месте, где бал смертельно ранен Александр II. Храм сооружён как памятник царюмученику на средства, собранные по всей России.