Конспект экскурсии в библиотеку.
ЗАДАЧИ:
1) формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей;
2) вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря;
3) воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.
Конспект экскурсии в библиотеку
(для детей старшей группы ДОУ)
ЗАДАЧИ:
1) формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей;
2) вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря;
3) воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение с детьми сказки А. Лопатиной «Живые книги»
Назначить время экскурсии.
ХОД ЭКСКУРСИИ:
Педагог
: спрашивает детей: – какую книгу мы с вами почитаем?
Дети
: давайте, почитаем сказку « Приключения Буратино»
(Педагог пытается найти сказку, но не находит, и предлагает детям сходить в библиотеку и взять там эту книгу.)
Педагог:
дети, а вы знаете, что такое библиотека?
Дети
: да, это место, где хранится много книг.
Педагог
: верно, в библиотеке находится огромное количество книг, и там мы можем найти книгу, которая нам нужна.
(Педагог и дети приходят в библиотеку, там их встречает библиотекарь.)
Педагог
: здравствуйте! Мы хотели почитать книгу, которая называется
« Приключения Буратино», но к сожалению, у нас не оказалось такой книги, и мы пришли к Вам за этой сказкой.
Библиотекарь:
здравствуйте ребята, меня зовут Елена Николаевна, я работаю библиотекарем.
Библиотекарь:
А хотите, я вам расскажу, чем я здесь занимаюсь?
Дети:
очень хотим.
Библиотекарь:
проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.
Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ). Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.
У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках – каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ).
Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ?
Дети:
Библиотекарь должен любить книги, должна быть хорошая память.
Библиотекарь:
Правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находиться та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.
Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?
Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?
Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?
В чём заключается работа библиотекаря?
А сейчас, я хочу вам предложить немного поиграть в игру
« Угадай книгу».
(Поделить детей на группы. Раздать каждой группе карточки с названиями разных известных детских книг, например: «Живая шляпа», «Три Толстяка» и т.д. Каждая группа рассказывает о своей книге, не называя эту книгу, её автора или героев. По рассказам друг друга дети отгадывают, о каких книгах идёт речь.)
Библиотекарь:
Вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать сказку « Приключения Буратино»?
Дети
: Да.
Библиотекарь
: тогда пойдёмте со мной.
(ИЩУТ КНИГУ)
Педагог и дети благодарят Елену Николаевну за книгу и прощаются.
Педагог:
спасибо Елена Николаевну за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!!!
Библиотекарь: приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята,
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа:
Предварительная работа:
-Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами идем на экскурсию в библиотеку. Библиотека – это дом, здание, где живут книги. Это слово не русское, оно состоит из двух слов – «библио» , что означает «книга» , и «тека» , что означает «хранилище» . Т. е. библиотека – это хранилище книг. Книг в библиотеке очень – очень много, гораздо больше, чем у вас дома. И если вам захотелось почитать какую-то книгу, а у вас дома ее нет, то вы можете пойти в библиотеку и взять эту книгу там, что бы прочитать ее дома. Когда прочитаете книгу, вы вернете ее обратно в библиотеку и возьмете любую другую. В библиотеке работает библиотекарь. С его работой мы тоже сегодня познакомимся. Наша библиотека находится на улице Советская.
Ход экскурсии:
Дети вышли из детского сада парами. Подойдя к проезжей части дороги, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?
-Дети:
Потому, что здесь есть знак, пешеходный переход.
Дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение, где он устанавливается и для чего.
Также воспитатель поясняет, что все должны убедиться перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя, подойдя к пешеходному переходу, начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.
-Воспитатель:
Как я вам уже говорила, библиотека находится на улице Советской. Перед вами одноэтажное здание с большими окнами. Перед тем, как зайти в это здание, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.
-Дети:
-Воспитатель:
Молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.
-Воспитатель:
В библиотеке, даже в холле, очень много цветов и есть ковровые дорожки на полу. Все это создает уют. Кроме того, дорожки нужны, чтобы неслышно было шагов, чтобы была тишина, ведь в библиотеке шуметь нельзя. В холле есть еще два стеклянных шкафа, похожих на витрину, где за стеклом размещены экспозиции.
Первая экспозиция называется «Из истории книги» . Здесь можно увидеть старые, старые книги.
За этим же витражом расположена экспозиция «300 лет Российскому печатному слову» . Здесь мы видим чернильницы, перья, первые ручки (которыми писались рукописи, наброски, статьи, которые потом и печатались) и первые газеты, старые книги.
Третья экспозиция называется «Великая Отечественная война» . На этой экспозиции мы видим не только книги об этой страшной войне, но и газеты военных лет, в которых напечатаны статьи о битвах и сражениях, о великих подвигах, напечатаны и фотографии людей, совершивших эти подвиги. Здесь мы видим даже медали и ордена, которыми награждали людей за героические подвиги.
На стенде «В мире поэзии» выставлены книги, в которых напечатаны самые красивые и душевные стихи, в том числе и о Родине.
Затем детей встречает библиотекарь.
-Библиотекарь:
Здравствуйте ребята, меня зовут Нина Петровна.
-Дети:
Чем вы занимаетесь?
-Библиотекарь:
Я работаю в библиотеке, моя профессия – библиотекарь. А хотите, я вам расскажу, в чём заключается моя работа?
-Дети:
очень хотим.
-Библиотекарь:
Проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.
Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ) . Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.
У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ) .
Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в нашей библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов.
Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых книг на встречу с читателями.
Давайте мы с вами пройдем сначала в читальный зал, где собраны редкие книги, которые домой брать нельзя, которые можно читать только здесь, удобно устроившись за столом. В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий. Здесь же хранятся старые газеты и журналы, выпущенные в разные годы. Они нужны тем читателям, которые хотят вспомнить какую-то информацию из истории нашего поселка, края, страны. В читальном зале можно в тишине, не отвлекаясь на посторонние шумы, прочитать редкие книги, которые не выдаются для чтения домой.
Дети проходят в читальный зал. Библиотекарь обращает внимание детей на то, что здесь много столов и стульев, за которые можно сесть, чтобы что-то прочитать, а при необходимости и записать что-то. Что здесь тоже красиво и уютно. А почти напротив двери стоит пианино. Пианино не для того, чтобы петь песни, как на музыкальных занятиях в детском саду, а для того, чтобы читать стихи, отрывки из каких-то произведений и слушать глубокую, серьезную классическую музыку, которая помогает их прочувствовать и понять. Для этого работники библиотеки устраивают литературные вечера. Когда дети (дошкольники) будут ходить в школу, они обязательно побывают на таких вечерах и будут принимать в них участие.
После этого библиотекарь предлагает пройти в другой, самый большой зал, где и находятся книги, которые можно брать домой и читать уже дома. В этом зале библиотекарь обращает внимание детей, что при входе на стене на стенде висят «Правила поведения в библиотеке» . Библиотекарь объясняет их детям и подчеркивает необходимость соблюдать их.
Во время рассказа подчеркивается, что книги надо читать быстро, возвращать их вовремя, в хорошем состоянии. С книгами надо обращаться очень бережно. Иначе книга придет в такое состояние, станет такой рваной, грязной, ветхой, что ее уже никто читать не сможет. А если случиться так, что книга все-таки нечаянно порвалась, то ее необходимо починить, отремонтировать.
-Библиотекарь:
РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ?
Дети: Библиотекарь должен любить книги, иметь хорошую память, говорить правильно.
-Библиотекарь:
Молодцы! Самое главное в работе библиотекаря – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга, быть общительным, знать литературные произведения, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.
-Вопросы к детям:
(Ответы детей)
-Библиотекарь:
А сейчас я вам предлагаю игру – викторину.
Викторина: «Угадай сказку» .
(На компьютере детям показывается половина картинки из сказки, дети должны угадать сказку) .
Можно представить такие сказки, как:
- «Кошкин дом» , С. Маршак
Самостоятельный осмотр библиотеки детьми.
Дети рассматривают книги, журналы, читают знакомые стихи.
Стоит на полке и молчит
Возьми, открой, заговорит
Расскажет все на свете
Дружите с нею дети!
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЫ
« Экскурсия в библиотеку »
Чугуй Инна Николаевна
с. Елизаветовка
1) формировать у детей реалистические представления о труде
взрослых людей;
2) вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с
профессией библиотекаря;
3) воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение с детьми сказки А.Лопатиной «Живые книги»
Назначить время экскурсии.
ХОД ЭКСКУРСИИ:
Педагог : спрашивает детей: – какую книгу мы с вами почитаем?
Дети: давайте, почитаем «Сказку о потерянном времени»
(Педагог пытается найти сказку, но не находит, и предлагает детям сходить в библиотеку и взять там эту книгу. )
Педагог: дети, а вы знаете, что такое библиотека?
Дети: да, это место, где хранится много книг.
Педагог: верно, в библиотеке находится огромное количество книг, и там мы можем найти книгу, которая нам нужна.
(Педагог и дети приходят в библиотеку, а там их встречает библиотекарь. )
Педагог: здравствуйте! Мы хотели почитать книгу, которая называется
« Сказка о потерянном времени», но к сожалению, у нас не оказалось такой книги, и мы пришли к Вам за этой сказкой.
Библиотекарь: здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Алексеевна, я работаю библиотекарем.
Библиотекарь: А хотите, я вам расскажу, чем я здесь занимаюсь?
Дети: очень хотим.
Библиотекарь: проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.
Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ). Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.
У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках – каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ).
Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ?
Дети: библиотекарь должен любить книги, должна быть хорошая память.
Библиотекарь: правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находиться та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.
Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?
Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?
В чём заключается работа библиотекаря?
А сейчас, я хочу вам предложить немного поиграть в игру « Угадай книгу».
(Поделить детей на группы. Раздать каждой группе карточки с названиями разных известных детских книг, например: «Приключения Буратино», «Три Толстяка» и т.д. Каждая группа рассказывает о своей книге, не называя эту книгу, её автора или героев. По рассказам друг друга дети отгадывают, о каких книгах идёт речь.)
Библиотекарь: вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать «Сказку о потерянном времени» которую написал Евгений Шварц?
Дети: Да.
Библиотекарь: тогда пойдёмте со мной.
(ИЩУТ КНИГУ)
Педагог и дети благодарят Ольгу Алексеевну за книгу и прощаются.
Педагог: спасибо Ольга Алексеевна за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!!!
Библиотекарь: приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята,
ЗАДАЧИ:
1) формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей;
2) вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря;
3) воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение с детьми сказки А.Лопатиной «Живые книги»
Назначить время экскурсии.
ХОД ЭКСКУРСИИ:
Педагог
: спрашивает детей: – какую книгу мы с вами почитаем?
Дети
: давайте, почитаем сказку « Приключения Буратино»
(Педагог пытается найти сказку, но не находит, и предлагает детям сходить в библиотеку и взять там эту книгу.)
Педагог:
дети, а вы знаете, что такое библиотека?
Дети
: да, это место, где хранится много книг.
Педагог
: верно, в библиотеке находится огромное количество книг, и там мы можем найти книгу, которая нам нужна.
(Педагог и дети приходят в библиотеку, а там их встречает библиотекарь.)
Педагог
: здравствуйте! Мы хотели почитать книгу, которая называется
« Приключения Буратино», но к сожалению, у нас не оказалось такой книги, и мы пришли к Вам за этой сказкой.
Библиотекарь:
здравствуйте ребята, меня зовут Елена Кабировна, я работаю библиотекарем.
Библиотекарь:
А хотите, я вам расскажу, чем я здесь занимаюсь?
Дети:
очень хотим.
Библиотекарь:
проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.
Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ). Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.
У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках – каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ).
Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ?
Дети:
Библиотекарь должен любить книги, должна быть хорошая память.
Библиотекарь:
Правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находиться та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.
Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?
Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?
Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?
В чём заключается работа библиотекаря?
А сейчас, я хочу вам предложить немного поиграть в игру « Угадай книгу».
(Поделить детей на группы. Раздать каждой группе карточки с названиями разных известных детских книг, например: «Живая шляпа», «Три Толстяка» и т.д. Каждая группа рассказывает о своей книге, не называя эту книгу, её автора или героев. По рассказам друг друга дети отгадывают, о каких книгах идёт речь.)
Библиотекарь:
Вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать сказку « Приключения Буратино»?
Дети
: Да.
Библиотекарь
: тогда пойдёмте со мной.
(ИЩУТ КНИГУ)
Педагог и дети благодарят Елену Кабировну за книгу и прощаются.
Педагог:
спасибо Елена Кабировна за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!!!
Библиотекарь: приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята,
Татьяна Денисенко
«Экскурсия в библиотеку »
(старший дошкольный возраст)
Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно – исследовательской деятельности детей «Экскурсия в библиотеку »
Задачи :
Создать условия для знакомства детей с особенностями работы людей в библиотеке .
Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирая стиль общения;
Создать условия для развития умения задавать вопросы;
Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней; уважение к труду работников библиотеки .
Пополнять активный словарь детей : библиотека , библиотекарь , формуляр, переплет, страницы, обложка, иллюстрации, читатель, картотека.
Воспитатель сообщает детям о том, что ему очень нужна книга Виктора Драгунского «Друг детства» . К сожалению, в магазине такой книги нет. Как вы думаете, где мы можем найти нужную книгу? (Предположения детей) . Правильно, но есть еще специальные дома для книг. Отгадайте загадку.
Что за чудо – книжный дом,
У каждой книжки место в нем.
(Библиотека )
Воспитатель. Это библиотека . Кто-нибудь из вас был в библиотеке ? (Ответы детей)
Воспитатель. Я предлагаю вам отправиться за нужной книгой в библиотеку .
Экскурсия в библиотеку .
Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.
Повторение ПДД (правила дорожного движения) . Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?
Воспитатель : вот мы и пришли к библиотеке , давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке .
Дети :
Надо внимательно слушать
Разговаривать можно только шепотом
Если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку
Взял посмотреть, положи на место
В библиотеке детей встречает работник библиотеки , которая интересуется, зачем дети пришли. Воспитатель вместе с детьми объясняют цель визита, и библиотекарь с удовольствием соглашается помочь.
Библиотекарь : Я очень рада видеть вас, ребята!
Библиотекарь : Проходите, пожалуйста! Это наш читальный зал. Что вы здесь видите?
Зачем нужны столы и стулья? (Ответы детей)
Садитесь за столы, пожалуйста! (Дети садятся)
Библиотекарь : Знаете ли вы, что означает слово «Библиотека
Библиотека – слово не русское . Оно состоит из двух слов – библио и тека . Библио означает книга , а тека – хранилище. Если это слово перевести на русский язык, получится книжное хранилище, или хранилище книг. В нашем городе две библиотеки : детская и взрослая. Книг в библиотеке очень много . Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно. С их помощью можно ответить на любой вопрос :
Кто такие динозавры?
И откуда льется дождь?
Почему на карте мира
Чудо остров не найдешь?
Л. Осипова
Это, конечно, шутка, но в детской библиотеке найдутся любые книги : и сказки, и стихи, и загадки, и приключения.
Воспитатель обращает внимание детей на множество книг, и просит библиотекаря сначала немного рассказать о своей работе.
Библиотекарь . Библиотекарь - очень нужная профессия. Библиотекари помогают выбрать интересующую книгу, знакомят с новинками, советуют, выдают специальный документ - читательский билет, по которому можно получать книги.
Для того чтобы стать хорошим библиотекарем , нужно много читать, иначе ты не сможешь посоветовать другим, какую книгу выбрать. Но помимо этого, человек, который собирается стать библиотекарем , должен быть очень аккуратным и обладать хорошей памятью : ведь ему нужно чётко знать, где в хранилище лежат книги на ту или иную тему.
Немного из истории библиотек .
Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется : они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.
Эти письма люди старались сохранить : и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки . Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги?
Библиотекарь может дать только тому книгу, кто запишется в библиотеку . Чтобы записать читателя в библиотеку , он берет вот такую маленькую книжечку.
В нее записывает сведения о читателе. Такая книжечка или карточка, куда записываются какие-нибудь сведения, называется формуляр.
Воспитатель. Повторите это новое для вас слово. Как вы думаете, что нужно записать библиотекарю в формуляр читателя ? (Ответы детей) Да, он записывает фамилию, имя читателя. В формуляр обязательно записывается адрес читателя и его телефон. Как вы думаете зачем? (Ответы детей) . После того как записали читателя, он может выбрать книгу.
Библиотекарь . Итак вам нужна книга «Друг детства» . Кто написал эту книгу? (В. Драгунский) .
Но в библиотеке очень много книг . Как же узнать, есть ли такая книга в нашей библиотеке ? (Ответы детей)
Чтобы легче было найти нужную тему книги, на полках есть разделители с темами (показывает) . Вы можете прочитать или посмотреть рисунок и поймете, что здесь подобраны книги о природе и технике. Так как книг в библиотеке много , нужно уметь выбрать самую необходимую. Это умение придет, если вы узнаете секрет «золотого ключика» . В каждой библиотеке есть такой ключик к книгам – картотека.
Рассматривание картотеки
Да, в этих карточках написаны фамилии писателей, названия их книг и где можно найти книгу.
Итак, нам надо найти книгу Виктор Драгунский «Друг детства» Какой первый звук в слове Драгунский? (Д) Теперь посмотрим в ящичке, на котором написана буква Д, есть ли книга Драгунского в библиотеке . Да, эта книга есть в библиотеке . Теперь нам надо найти книгу на полках. Обратите внимание на полки, что в них необычного? (Ответы детей) Эти полки длинные и у них нет задних стенок.
Такие длинные полки называются стеллажами. Как же нам на стеллажах найти книгу Драгунского? Что нам поможет? (Ответы детей)
Вы видите, как много книг в библиотеке . Одну и ту же книгу читают много детей и каждому приятно взять в руки вот такую чистую, аккуратную книгу. Библиотекарь : Книги – как люди : рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.
Чтение стихотворения С. Я. Маршак «Книжка про книжки» . Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой :
Правила обращения с книгой
При чтении книг пользуйся закладкой.
Не загибай книжные страницы.
Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
Библиотекарь . Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке .
«Правила пользования библиотекой »
В библиотеке надо вести себя тихо, т. к. шум мешает другим читателям.
Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу .
С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
Библиотечные книги нельзя терять , иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли
Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)
Библиотекарь быстро находит книгу, заводит карточку на воспитателя, записывает данные о воспитателе, о книге и вручает её педагогу.
Воспитатель : Спасибо вам за книгу. Теперь мы ее сегодня обязательно прочитаем.
Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .
Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке , в читальном зале?
Дети : Тихо, не шуметь!
Воспитатель : Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь ? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)
Библиотекарь . Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу . Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родителями.
Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную , познавательную экскурсию и книгу Дарят песню «Грибочки» и открытку (которую выполнили вместе с воспитателем) .
3. Заключительный этап. Во вторую половину дня чтение рассказа Виктор Драгунский «Друг детства» и «Книжкина больничка» (ремонт книжек в группе)