Экзистенциальная философия ж п сартра. Зарубежная литература XX века (Под редакцией В.М. Толмачёва) XIII. Французский экзистенциализм (Ж. Кафедра гуманитарных основ государственной службы

Значительным событием в развитии философии экзистенциализма становится появление работы Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм» (1991г.) Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991.. В этой работе автор относит себя к экзистенциалистам-атеистам и «важнейшую задачу своей философии: видит в критике атеизма непоследовательно который нападая на религию сам оказывается во внутренней зависимости от нее». Главной формой этого непоследовательного атеизма Ж.-П. Сартр считает веру в разумность самого бытия. Отрицая личного бога христианства трансцендентного и потустороннего непоследовательные атеисты «одновременно утверждают бога в качестве структуры и смысла этого посюстороннего мира представляют последний в качестве богоустроенного насквозь проникнутого благим (на человека рассчитанным) промыслом». Иначе говоря «ничего на меняется если бога нет». Протестуя против идеи «разумности действительного» Ж.-П. Сартр определяет мир как «универсальное не то» как полное отсутствие чего-либо соответствующего человеческим ожиданиям образам понятиям. Быть реальным по словам Ж.-П. Сартра - это значит оказываться чуждым сознанию совершенно «случайным» (противоположным предполагаемой упорядоченности мира) и в пределе - абсурдным. Только такое понимание мира соответствует как утверждает Ж.-П. Сартр подлинному атеизму последовательному убеждению в том что бога не существует.

В его работе «Экзистенциализм - это гуманизм» Ж.-П. Сартр объясняет принципы экзистенциализма с позиции последовательного атеиста. Такого рода атеизм учит что «если даже бога нет то есть по крайней мере одно бытие у которого существование предшествует сущности бытие которое существует прежде чем его можно определить каким-нибудь понятием и этим бытием является человек или по Хайдеггеру человеческая реальность». Он согласен с убеждением объединяющим всех экзистенциалистов что существование предшествует сущности т. е. нужно исходить из субъекта. Это означает «что человек сначала существует встречается появляется в мире и только потом он определяется».

Согласно этому высказыванию первоначально человек ничего собой не представляет а становится таковым лишь впоследствии причем таким человеком каким он сделает себя сам. Но по словам Ж.-П.Сартра человек не только такой каким себя представляет но такой каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того как начинает существовать и проявляет волю уже после того как начинает существовать и после этого порыва к существованию то он есть лишь то что сам из себя сделал». Человек по словам философа - это существо которое устремлено к будущему он прежде всего проект который переживается субъективно. Это есть согласно Ж.-П.Сартру первый принцип экзистенциализма Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991..

Далее речь идет об ответственности. Человек у Ж.-П.Сартра ответственен за то что он есть: «экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование». Автор имеет в виду не только ответственность за индивидуальное бытие отдельного человека но и ответственность за всех людей. Ответственность помогает понять что скрывается у Ж.-П.Сартра за словами «тревога» «заброшенность «отчаяние». Тревога всегда сопровождает человека в его решениях и поступках поскольку человек никогда не может избежать чувства полной и глубокой ответственности за свои действия не только перед собой но и перед всем человечеством. Такое чувство тревоги (в отличие от той тревоги которая ведет к квиетизму бездействию) составляет по мнению Ж.-П.Сартра условие действия является частью самого действия так как предполагает что рассматривается множество различных возможностей из которых надо выбрать одну.

Говоря о «заброшенности» Сартр имеет в виду одиночество человека в мире где бога нет и ничто им не определяется. И если мир ни в чем не похож на бога и даже позволяет уповать полагаться на него то логическим следствием у Ж.-П. Сартра является отрицание за миром всякой способности воздействовать на человека побуждать его определять его поступки. Поэтому нет никаких моральных ценностей или предписаний которые бы оправдывали поступки людей кроме самих людей. Человек у Сартра абсолютно свободен в своем поведении (он осужден быть свободным так как не сам себя создал) и в то же время вынужден отвечать за все что делает даже за свои страсти.

Осуществляя свой индивидуальный выбор «мы сами выбираем наше бытие». По мнению Ж.-П. Сартра трус является трусом не вследствие своей физиологической организации а потому что сам себя сделал трусом своими поступками: «...трус делает себя трусом и герой делает себя героем. Для труса всегда есть возможность больше не быть трусом а для героя - перестать быть героем» Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991.. Таким образом человек представляет собой не что иное как совокупность своих поступков как собственную жизнь. Поэтому человеку необходимо действовать и по мнению философа человек существует лишь настолько насколько себя осуществляет. Из этого следует что экзистенциализм определяет человека по делам что судьба человека полагается в нем самом что надежда лишь в его действиях что действие является единственным что позволяет человеку жить.

Что касается отчаяния то оно означает что следует принимать во внимание лишь то что зависит от воли человека или ту сумму вероятностей которые делают возможным его действие. Этим самым Ж.-П. Сартр предлагал человеку жить и делать то что в его силах делать не питая иллюзий. Говоря о невозможности найти универсальную сущность которая была бы человеческой природой Ж.-П. Сартр говорит о существовании некой общности условий человеческого существования под которым понимают совокупность априорных пределов очерчивающих фундаментальную ситуацию в универсуме. Ее отличие от исторической ситуации которая может испытывать изменения (например человек может родиться рабом в языческом обществе феодальным сеньором или пролетарием) Ж.-П. Сартр видит в том что для человека «не изменяется лишь необходимость для него быть в мире быть в нем за работой быть в нем среди других и быть в нем смертным».

Одной из основных проблем работы философа является проблема выбора. Человек у Ж.-П. Сартра всегда сталкивается с проблемой выбора который возможен лишь в одном направлении но невозможно не выбирать. Даже в том случае если человек ничего не выбирает он тем самым все-таки выбирает. Одиночество человека в мире и отсутствие априорных ценностей ставят его перед необходимостью изобретения своего собственного закона т. е. мы не можем решать a priori что надо делать. Человек у Ж.-П. Сартра всегда находится лицом к лицу с меняющейся ситуацией и выбор всегда остается выбором в ситуации. Другие не вправе судить о произвольности выбора. Поскольку человек не сотворен изначально то он создает себя сам выбирая мораль; а давление обстоятельств таково что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали. Поэтому определить человека можно лишь в связи с его решением занять позицию.

Но как утверждает философ если о произвольности выбора судить нельзя то о самом выборе можно. Так можно судить какой выбор основан на заблуждении а какой - на истине. Однако добавляет он выбирать можно все что угодно если речь идет о свободе решать. Ликвидировав бога-отца Ж.-П. Сартр этим самым лишил жизнь априорного смысла. Поэтому не кто иной как сам человек должен изобретать ценности и принимать вещи такими какими они есть. «Пока вы не живете своей жизнью - пишет философ - она ничего собой не представляет вы сами должны придать ей смысл а ценность есть не что иное как этот выбираемый вами смысл».

Называя свою работу «Экзистенциализм - это гуманизм» Ж.-П. Сартр в понимание гуманизма вкладывает несколько иное значение: теория гуманизма рассматривающая человека как цель и высшую ценность для философа абсурдна так как это может привести к культу человечества (чаще - одного человека или общества) то есть к замкнутому гуманизму а в конечном итоге - к фашизму. Такой гуманизм Ж.-П. Сартру не нужен. Сам он никогда не рассматривал человека как цель потому что человек всегда незавершен. Человек и не может быть завершенным так как находится постоянно вне самого себя проектируя себя и теряя себя вовне существуя лишь в преследовании трансцендентных целей. Нет никакого другого мира заявляет Ж.-П. Сартр помимо человеческого мира мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (в смысле выхода за свои пределы) и субъективности - в том смысле что человек не замкнут в себе а всегда присутствует в человеческом мире - и есть то что Ж.-П. Сартр называет экзистенциальным гуманизмом. Такой гуманизм напоминает человеку что «нет другого законодателя кроме него самого в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя но в поиске цели вовне которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление».

Заключение

Заканчивая рассмотрение вопроса сущности экзистенциальной сферы в философском аспекте необходимо отметить что экзистенциализм учит что существование предшествует сущности. Что это означает? Что человек сначала появляется в мире сначала существует и только потом определяется его сущность. Человек первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии причем таким человеком каким он сделает себя сам. Человек не только такой каким себя представляет но и такой каким он хочет стать. Он есть лишь то что сам из себя сделает. Таков первый принцип экзистенциализма. Каждый должен решать сам каким ему быть. Но выбирая себя мы выбираем всех людей. Действительно нет ни одного нашего действия которое создавая из нас человека каким мы хотели бы стать не создавало бы в то же время образ человека каким он должен быть. Каждый решает сам как ему поступить. Если я сочту данный поступок благим то именно я а не кто-то другой решаю что этот поступок благой а не злой. Но каждый должен сказать себе: действительно ли я имею право действовать так чтобы человечество брало пример с моих поступков?

Человек есть не что иное как проект самого себя. Человек существует лишь настолько насколько себя осуществляет. Он представляет собой следовательно не что иное как совокупность своих поступков и не что иное как собственную жизнь. «Отсюда понятно - говорит Ж.П. Сартр - почему наше учение внушает ужас некоторым людям. Ведь у них зачастую нет иного способа переносить собственную несостоятельность как с помощью рассуждения: «Обстоятельства были против меня я стою гораздо большего»... Но надо чтобы люди поняли что в счет идет только реальность» Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991.. Экзистенциализм определяет человека по его делам. Он включает мораль действия и решимости. Человек творит себя выбирая мораль; а давление обстоятельств таково что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали. Мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию. Эти и другие положения философии экзистенциализма лежат в основе экзистенциальной педагогики.

Министерство образования Российской Федерации

Донской государственный технический университет


по курсу "Литература"

на тему: "Эволюция французского экзистенциализма: А. Камю, Ж.-П. Сартр"


Выполнил: ст. гр. ГРМ-31

Ушкалов И.В.

Проверил: Гнатовская А.В.


г. Ростов-на-Дону 2008


Заключение

Введение


Французский экзистенциализм, включающий творчество Ж.-П. Сартра, Симоны де Бовуар, А. Камю, как направление сформировался позже, чем экзистенциализм немецкий. Идеи К. Ясперса и особенно М. Хайдеггера, их интерпретация и критическое переосмысление - один из непосредственных идейных источников французского экзистенциализма. Однако экзистенциальные идеи в широком смысле этого слова во Франции получили распространение примерно в то же время, когда они вошли в моду в Германии - в 20-40-х годах. Поэтому для понимания контекста, в котором развивался французский экзистенциализм, необходимо принять в расчет по крайней мере три философских движения XX в. в самой Франции. Это: французское неогегельянство, в трактовке Гегеля выдвинувшее на первый план именно экзистенциальные мотивы; феноменологическая философия, которая во Франции также выражала - еще до французского экзистенциализма, а потом и во взаимодействии с ним - экзистенциальные идеи и умонастроения; религиозный экзистенциализм, во Франции ярко и талантливо представленный Габриелем Марселем.

Экзистенциализм стал иррациональной реакцией на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. Подлинная философия с точки зрения экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в "экзистенции", то есть некой иррациональной реальности.

Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Экзистенция индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека. Чтобы осознать себя как экзистенцию, человек должен оказаться в "пограничной ситуации", например перед лицом смерти. В результате мир становится для человека "интимно близким".

Экзистенциализм рассматривает мир неизменяемым, лишённым закономерностей, хаотичным, абсурдным, а человеческое существование в нём - абсолютно бессмысленным, разум человека - бессильным, деятельность его - бесцельной. Бытие человека в экзистенциализме рассматривается как бытие в повседневном мире. Человек рассматривается не как существо рациональное, а как существо способное страдать. Он всегда одинок, охвачен страхом, испытывает постоянно чувство тревоги, тоски. Важное значение придаётся индивидуальному сознанию, которое ничем не детерминировано, не определяет поведение субъекта в мире, где нет никаких ориентиров, законов, прогресса. Одним из ведущих положений экзистенциализма является "свобода выбора", которая весьма привлекает анархиствующую интеллигенцию с её жаждой "абсолютной свободы". Человек несет ответственность, которую ему нести не хочется, отсюда следует трагичность человеческого бытия.

камю сартр экзистенциализм французский

Глава 1. Экзистенциалистская философия в творчестве А. Камю


Мысли об абсурде, о всевластии смерти, ощущение одиночества и отчуждения от "омерзительного" внешнего мира - постоянны и неизменны в прозе и драматургии Камю. Однако этот трафаретный для экзистенциализма ряд переживаний корректировался жизненным опытом Камю. Он родился в Алжире в очень бедной семье. От мощного стимула первоначальных, алжирских впечатлений происходил "романтический экзистенциализм" Альбера Камю. Он сообщал о намерении написать о своём современнике, "излечившемся от терзаний долгим созерцанием природы". У раннего Камю господствует языческое переживание красоты мира, радость от соприкосновения с ним, с морем и солнцем Алжира, от "телесного" бытия. Всё острее ощущающий экзистенциалистское отчуждение, Камю не оставляет потребности в постоянном "контакте", в "благосклонности", в любви - "абсурд царит - спасает любовь".

"Романтиком - экзистенциалистом" стал герой романа "Посторонний". На двойной - метафизический и социальный - смысл романа указывал Камю, пояснявший странное поведение Мерсо прежде всего нежеланием подчиняться жизни "по модным каталогам". Столкновение "просто человека" с обществом, которое принудительно "каталогизирует" каждого, помещает в рамки "правил", установленных норм, общепринятых взглядов, становится открытым и непримиримым во второй части романа. Мерсо вышел за эти рамки - его судят и осуждают. Не столько за то, что он убил человека, сколько потому, что ведёт себя "не по правилам", с удовольствием выпил кофе во время похорон матери и т.п. Необычным для общества, в котором живёт Мерсо, явилось не то, что он равнодушен к смерти матери, а только то, что он не смог соблюсти внешней благопристойности, не продемонстрировал своего огорчения, которого и не испытывал. Общество увидело опасность не в равнодушии этого человека ко всему на свете, а только в нежелании прикрыть это равнодушие. И когда Мерсо убивает человека, его судят не столько за это преступление, сколько за отклонение от норм общепринятой лицемерной морали.

Мерсо принадлежит иному миру - миру природы. В момент убийства он ощутил себя частью космического пейзажа, его движения направляло солнце. Но и до этого мгновения Мерсо предстаёт естественным человеком, который может подолгу и без всякой причины смотреть на небо.

Но Мерсо "романтик-экзистенциалист". Слепящее солнце Алжира освещает поступки героя, которые невозможно свести к социальным мотивировкам поведения, к бунту против формальной нравственности. Мерсо в одном ряду с Раскольниковым. Различие между ними в том, что Мерсо уже не спрашивает о границах возможного, - само собой разумеется, что для него возможно всё. Он свободен абсолютно.

Мерсо абсолютно свободен потому, что "абсурд царит", а он себя осознаёт героем абсурдного мира, в котором нет Бога, нет смысла, есть одна истина - истина смерти. Роман Камю со смерти начинается, смерть - центральная точка повествования и его финал. Финал, в ракурсе которого всё и оценивается - и всё не имеет никакой цены, не имеет значения. Мерсо приговорён к смерти - как и все смертные, а потому он не подлежит суду, отсутствие смысла освобождает его от вины, от греха.

Мерсо не живёт - он существует, без "плана", без идеи, от случая к случаю, от одного мгновения к другому. Вся его жизнь соткана из совершенно заурядных дел и событий, связанных со службой в конторе, бытом и развлечениями холостяка.

Эта повесть поражает своей трагичностью, тем, что в ней автор изображает мир наподобие выжженной солнцем пустыни, бесприютной и жестокой, уничтожающей в человеке всё человеческое.

В том же 1942 году был опубликован "Миф о Сизифе", где Камю, собрав свои размышления о смерти, отчуждённости даже от самого себя, о невозможности определить, расшифровать существование, об абсурде как источнике свободы, на роль героя абсурдного мира избирает легендарного Сизифа. Труд Сизифа абсурден, бесцелен; он знает, что камень, который по велению богов тащит на гору, покатится вниз и всё начнётся сначала. Но он знает - а значит, поднимается над богами, над своей судьбой, значит, камень становится его делом. Знания достаточно, оно гарантирует свободу. Произведение искусства тоже принадлежит миру абсурдному, но сам акт творчества даёт возможность удержать, сохранить сознание в мире хаоса. Описание - бесконечное умножение существования.

Роман "Чума" написан в жанре хроники. Следовательно, реальность внешняя стала поучительной, в ней появилось нечто такое, о чём должно рассказать языком летописи. Появилась история - история чумы. Абсурд перестаёт быть неуловимым, он обрёл образ, который может и должен быть точно воссоздан, изучен учёным, историком. Чума - образ аллегорический, но самое очевидное его значение расшифровывается без всякого труда: "коричневая чума", фашизм, война, оккупация. Точность доминирует, она являет собой обязательный атрибут рассказчика - врача и новое качество метода Камю, овладевающего историзмом, конкретно-историческим знанием.

Бернар Риэ в отличие от Мерсо, предпочитает говорить "мы", а не "я", предпочитает говорить о "нас". Риэ не "посторонний", он "местный", к тому же он "местный врач" - невозможно представить себе врача, который устраняется от людей. В этом "мы" содержится новое качество, указанно на возникновение общности людей, "коллективной истории", потребности в других людях.

Поведение человека определяется теперь не всесильным абсурдом, обесценившим действие, но выбором относительно определённой задачи, имеющей значение и оценивающей каждого. В "Постороннем" всё пространство было закрыто единственным вариантом выбора, который совершал единственный герой романа. В "Чуме" много действующих лиц, много вариантов выбора.

Здесь есть и "посторонний", журналист Рамбер, который не из "этих мест", пытается устраниться. Есть здесь "имморалист", выродившийся в мелкого жулика. Есть обитатель "башни слоновой кости", одержимый флоберовскими "муками слова". Есть и священник, однако вера не возвращается на землю, заражённую чумой.

Позитивное утверждается в "Чуме" не как истина, не в качестве идеала, а как выполнение элементарного долга, как работа, необходимость которой диктуется смертельной угрозой. Не убий - такова нравственная основа деятельности "врачей", "лечащих врачей". Профессия врача даёт возможность герою романа обходиться без идей, просто делать привычное дело, не ломая голову над сложными вопросами, не забивая её идеологией.

Чума - не только аллегорический образ фашизма. Камю сохраняет, наряду с социальным, метафизический смысл метафоры. Герои романа - практики, "врачи" ещё и потому, что болезнь неизлечима, болезнь поразила само существование, которое неизлечимо абсурдно. Врачи не справились с болезнью, она ушла сама - чтобы вернуться. Вот почему в облике Риэ нетрудно рассмотреть черты Сизифа. Как и Сизифа, Риэ не ожидает победа, ему дано только знание беды и возможность утвердить своё достоинство, свою человечность в безнадёжном сражении со смертью.

Чума появляется в то же самое время в пьесе Камю "Осадное положение". В "Осадном пожени" тоже царит абсурд, правит бал смерть. Есть, однако, существенное различие - кошмарное, абсурдное существование организованно, это некий "новый порядок", учреждённый диктатором по имени Чума. Описание этого порядка вызывает прямые ассоциации с гитлеризмом и францизмом; эволюция Камю, политизация его сознания и социологизация творческого метода, выявляет себя в становлении его как сатирика.

Четвёртая пьеса Камю "Праведные" не оставляет никаких сомнений в том, что к этому времени весь комплекс идей Камю политизировался. Камю обратился к подлинному историческому событию, убийству русскими великого князя Сергея Александровича в 1905 г. Убийство не только мотивируется, но именно мотивы обсуждаются в долгих дискуссиях, обсуждается коренной вопрос о нравственной ответственности за каждый поступок. Обсуждается право на убийство во имя возвышенной цели - и цена этого права: можно ли убивать во имя светлого будущего или же средства, употребляемые для достижения цели, сказываются на самой цели?

В 50-е годы Камю совершает эволюцию вправо. Из его произведений исчезает сизифовская сила непокорности бездушному миру, внутреннего сопротивления злу. В повести "Падение", своего рода исповеди обывателя, отражена психология циничного обывателя на новом этапе его развития. Он копается в своих грехах не с целью исправления, а только с единственным желанием - показать порочность человека вообще. В сборнике новелл "Изгнание и царство" пессимизм Камю проявляется в показе отчуждённости, разобщённости людей, в показе человечества раздробленного и разъединённого, находящегося в "изгнании", в плену повседневности, в плену социальных и национальных предрассудков. В этой книге А. Камю остаётся верен своему представлению, что единственная возможность преодолеть "изгнание" заложена в царстве "абсолютной свободы". В состоянии смятения и невнятности закономерным было возрождение камюсовского романтизма. К красоте неба и моря возвращаются герои новелл этого сборника. Все здесь несчастны, все "изгнанники". Жаннин плохо с нелюбимым мужем и одиноко в пустыне. Ив стареет, работа трудная, а заработки мизерные, забастовка провалилась. В пустыне учитель Дарю чувствует себя песчинкой, пленником. Но Жаннин созерцает ночное небо, видит звёзды, видит спасительную бесконечность природы, море раскрывается Иву как начало новой жизни, только небо делит одиночество с Дарю.


Глава 2. Философия экзистенциализма в творчестве Ж.-П. Сартра


Художественное творчество писателя не прикладывалось к философскому, не иллюстрировало идеи. "Сартризм" вызревал во всех формах разносторонней деятельности, в которых, однако, выделялось искусство, адекватно реализовавшее самую сущность экзистенциализма и убеждение Сартра в том, что реально только индивидуальное.

Философский смысл приобретает существование Антуана Рокантена, героя романа "Тошнота", обыкновенное существование обыкновенного первого встречного человека. Состояние тошноты обозначает появление такого смысла, знаменует начало превращения "простого человека" в экзистенциалистского героя. Для этого не нужны идеи и чрезвычайные происшествия - нужно, например, не отрываясь смотреть на пивную кружку. Рокантен избегает рассматривать кружку, ибо испытывает непонятное беспокойство, испытывает страх, испытывает тошноту. Рокантен "подавился" вещами, очевидность их существования наваливается на него невыносимой тяжестью. Существовать - значит сознавать, сознавать наличие вещей и присутствие собственного сознания. Роман написан в форме дневника, пространство книги - пространство данного сознания, ибо всё "в перспективе сознания", всё возникает в процессе сознания.

Тошнота возникает от того, что вещи "есть" и что они не есть "я". И одновременно оттого, что "я" не есть вещь, оно "ничто". Существование предшествует сущности, сознание "нигилирует" вещи, их преодолевает, без чего оно и не может быть собой. Рокантен улавливает и "бытие" и "ничто", улавливает отсутствие смысла, т.е. абсурдность существования. Отсутствие смысла влечёт за собой неоправданность, всё начинает Рокантену казаться "излишним"; обычные вещи преобразуются, становятся неузнаваемыми, пугающими.

Осознание абсурдности создаёт условия для противопоставления сознания миру вещей, так как сознание - это "ничто", постоянный свободный выбор. Сознание - это и есть свобода, тот тяжкий крест, который взваливает на себя герой абсурдного мира. Свобода и одиночество: Рокантен рвёт все связи, расстаётся с любимой женщиной, оставляет занятия историей, покидает мир обывателей, которые не живут, а "ломают комедию".

Новеллы в сборнике "Стена" рисуют различные ограничения этой абсолютной, экзистенциальной свободы. В новелле "Стена" - это смерть, смертный приговор, который лишает героев права на выбор, на свободное действие, а значит, лишает их статуса человека, превращаемого в плоть, в мёртвую "вещь".

Момент превращения "бытия-в-себе" в "бытие-для-себя", т.е. "вещи" в свободное сознание зафиксирован в драме "Мухи". Герой знаменитого мифа Орест вначале принадлежит обществу, в котором все поступки человека определялись волей божьей. Орест человеком себя не чувствует, всё ему дано, он сводим к сумме знаний, к "фактичности", он "бытие-в-себе".

Но вот внезапно Ореста осеняет сознание своей свободы. Он вдруг понял, что "всё пусто". Теперь Орест - "бытие-для-себя", свободное сознание, свободный выбор. Он совершает поступок - мстит убийцам, - вся тяжесть которого ложится только на него. Орест совершает свой подвиг "во имя других", во имя народа своей родины - но он вслед за этим уходит "к самому себе", уходит "один", как истинно экзистенциалистский герой влача на себе тяжкий крест своей свободы.

В "Отсрочке" разваливается та стена, которая отделяла героев Сартра от большого мира, от Истории. На смену не определённому во времени настоящему, на смену запертым комнатам пришла современность, точно датированная, дни и даже часы, в которых протекает всех вовлекающий поток все определяющих событий.

Отсрочка - это восприятие Мюнхенского соглашения между Великобританией, Францией и Германией, Италией, соглашения, которое многим показалось отсрочкой войны. В прошлом остались иллюзии независимости от обстоятельств. Приближающаяся война касается всех без исключения.

Используя приём одновременного показа того, что происходит в данный момент в разных местах, Сартр создаёт впечатление всемогущей силы исторических обстоятельств, действующих неумолимо, помимо воли каждого данного индивидуума.

В романе "Смерть в душе" - картины разгрома французской армии. Матье не может отделить себя от других людей, он говорит не о себе, а о "нас", о всех жертвах национальной катастрофы. Его сознание, пройдя через испытания войной, стало сознанием существа общественного. Невыносимая тяжесть других знаменует бремя ответственности, меру приобщения к общей судьбе. Матье начинает ощущать исторический смысл каждого поступка. Матье берёт винтовку. Он совершает акт свободного выбора - перед лицом исторической необходимости. Он предстаёт новым героем, "ангажированным", т.е. осознающим свою ответственность перед другими, ввязывающимся в сражения, делами, отвечающими на требования времени. Ангажированный экзистенциализм Сартра - воссоединение индивидуальной свободы и общественной необходимости стал олицетворением эпохи.

"Глобальные обстоятельства" вынуждают ставить мучительные вопросы, которые не решаются в пределах данной ситуации, решаются "универсально", придавая драмам жанровые признаки притчи.

Среди многих - вопрос о свободе и необходимости, о действии необходимом, практически целесообразным и в мере дозволенного, об ответственности за содеянное, о нравственной цене "практики".

В пьесе "Грязные руки" авторское предпочтение отдано Хёдереру, одному из руководителей пролетарской партии в одной из европейских стран накануне окончания войны с фашизмом. Хёдерер - это ум и воля, это воплощённая практика. Человек действия, он безразличен к идеям и идеалам, угрызений совести он не ведает. Для него всё оправдывается целью, любое средство её достижения. Политика - дело грязное, это для Хёдерера аксиома, и он спокойно говорит, что у него "грязные руки".

Этот новый для Сартра герой отличается от героя, если и решающегося на действие, то на "немотивированное". Таков Гуго, убивающий Хёдерера по решению партии, которой показалось, что в данный момент он предаёт её интересы. Аргументы для убийства нашлись. ю однако Гуго признаётся, что "убивал один", "не зная почему". Показательно, что партийная кличка Гуго - "Раскольников", и для него убийство - вполне подходящий способ самоутверждения, преодоления комплекса экзистенциалистской "неоправданности" и одиночества.

Гуго напоминает Ореста из пьесы "Мухи". Хёдерер - свидетельство ухода из абсурдного мира, которому принадлежат и Орест, и Гуго. Хёдерер - это мир необходимого, полезного действия, действия во имя человека, ценность которого для Хёдерера значительно выше, нежели ценность идеи, оторвавшейся от человеческой практики. Однако практика эта допускает даже убийство - как и идея абсурдного мира. И там, и здесь "нет неба", нет Бога.

Условием необходимым, поскольку Сартр был убеждён: мораль над практикой - это Бог над человеком, т.е. рабство, а не свобода, которую он ценил превыше всего. Предпочесть морали практику - значит Богу предпочесть человека. Такова идея пьесы "Дьявол и Господь Бог". Агрессивная атеистичность этого произведения определяется именно сартровской ставкой на человека, на его действие, на его борьбу.

Спор Хёдерера - Гуго, т.е. спор "реалиста" и "идеалиста", продолжается в совершенно иной ситуации Германии ХVI в., эпохи войн и народных восстаний. Эта ситуация подкрепляет позицию "реалиста", народного вождя Насти, для которого нет никаких сомнений в том, что "небеса пусты", что всё на земле, а на земле нищета, рабство и необходимость добывать свободу в кровавой борьбе. "Идеалист" - полководец Гёц фон Берлихинген, занятый обычными для героя абсурдного мира экспериментами, предстаёт то абсолютным злом, то абсолютным добром, не считаясь с людьми, уподобляясь Богу, собой заполняя пустоту. Убедившись наконец в том, что "нет ничего, кроме людей", начав служить людям, Гёц совершает убийство - во имя "практической морали", во имя "царства человека на земле".

Само собой разумеется, "практическая мораль" не содержит призыва к убийству. Оно теоретически допускается как самая крайняя форма практически целесообразного действия. Действие же это - акт свободного выбора, осуществляемого под строгим контролем личной ответственности за каждый поступок.

"Что ты сделал со своей жизнью?" - таков вопрос, адресованный всем и каждому в последней пьесе Сартра "Затворники Альтоны". В этой пьесе убийца - тот, кто не был свободен, кто был лишён возможности отвечать за свои поступки. Франц был превращён в "вещь" сначала в семье немецкого промышленника, где царил дух беспрекословного повиновения и обожествления собственности, а затем в фашистской армии. Война - "удел Франца", предельное выражение его несвободы и одновременно изуверской "вседозволенности", которой руководствуется фашист в оккупированной России. Мораль заменена преступной практикой гитлеризма, и за его виной Франц пытается скрыть свою вину, свою личную ответственность растворить в ответственности кровавого века.

Завершающим творческий путь Сартра стало огромное трёхтомное произведение "Гадкий утёнок. Гюстав Флобер с 1821 по 1857 г.". "Сюжет книги: что можно знать о человеке сегодня". Исходный пункт рассуждений Сартра - "человек никогда не является индивидуумом, лучше называть его универсальной единичностью. типичной для своей эпохи". Для выполнения такой задачи Сартр мобилизует все возможности современного знания о человеке, в котором он особенно выделял обновлённый экзистенциализм, марксизм и фрейдизм.

Всё начинается в детстве - "гадким утёнком", "третьим лишним" Гюстав стал в семье. Он, младший сын, никаких прав не имел, к тому же никак не мог овладеть грамотой, почти не говорил. Комплекс "лишнего", "неоправданного", ощущение ирреальности своего существования под осуждающим взглядом "других", в данном случае собственных родителей, именующих сына "идиотом", - всё это и стимулирует его литературное творчество, которое позволяет ему увековечить свою ирреальность, овладеть миром с помощью воображения.

Флобер не копирует реальность, но его творчество "укоренено" в "пережитом", это некое "обезьянничанье", тогда как плоды воображения являют собой идеальную модель, которой природа подражает в силу "посредственности" реальности, в силу отсутствия Бога. Всевышнего замещает художник - по характеристике Сартра, Флобер предстаёт первым в этом ряду, открывая современную эпоху, эпоху превращения искусства в самоцель.

Индивидуальные свойства Флобера объективизируются, типизируются Сартром, осуществляющим тщательное исследование ХIХ века, особенно Второй империи, начала постромантической эпохи. Трансформированный принцип интенциональности реализуется в описании феномена "Флобер - Вторая империя" с взаимопроникновением, зеркальным отражением составных частей этого единства. Сартр даёт описание социального поведения Флобера и всех симптомов его болезни в сложнейшей системе "объективизированного невроза", в системе больного общества, которое легализует и оправдывает художника, с детства лишённого оправдания, с детства "лишнего", "гадкого утёнка".

Заключение


А. Камю и Ж.-П. Сартр, являясь яркими представителями французского экзистенциализма в литературе, воплощали в своих произведениях основные идеи и категории этой философии: абсурдный мир, свобода выбора, абсолютная свобода, её цена, индивидуальное сознание и т.д. Но в произведениях каждого писателя эти положения экзистенциализма отраженны по-разному, основные экзистенциалистские проблемы находят разное решение. В процессе развития творчества каждый автор концентрируется на той или иной идее в большей степени, чем на других. Тем самым в произведениях каждого писателя появляется доминирующая проблема, решению которой они и посвящены.

А. Камю начинает свой творческий путь с так называемого "романтического экзистенциализма", который во многом основан на его алжирских воспоминаниях. Наиболее яркий пример раннего творчества Камю - "Посторонний". Мерсо является героем-романтиком, т.к. он - часть природы, солнце движет им во время убийства. Чисто экзистенциалистский аспект произведения - абсолютная свобода, которую ощущает герой, живя в абсурдном мире, в котором нет ни смысла, ни Бога, а отсутствие этих составляющих делает героя свободным от вины, суда.

А уже в романе "Чума" абсурд перестаёт быть некой абстракцией он получает образ - чумы. Здесь Камю уходит от героя-индивидуалиста Мерсо, противостоящего окружающему миру, он обращается уже к общности, коллективу людей, ведь чума коснулась всех, и герои постепенно осознают это. Поведение человека здесь диктуется уже выбором, вариантом действия относительно конкретной задачи, в данном случае борьбы с чумой, а не вездесущим абсурдом, обессмысливающим любой поступок.

В дальнейшем творчество писателя политизируется. В своих произведениях он обращается к конкретным историческим событиям, как, например, в пьесе "Праведные" (убийство русского князя). В этом периоде он уже ставит вопрос о цене поступков, свободы человека.

Но затем, рисуя в сборнике новелл "Изгнание и царство" людей разобщённых, находящихся под гнётом всяческих предрассудков, серости жизни, Камю находит выход всё-таки в "царстве свободы". И здесь же он вновь обращается к романтическому началу: к красоте моря и неба.

В своём раннем творчестве Ж. - П. Сартр, осознавая абсурдность мира, приходит к противопоставлению миру вещей сознания, в котором воплощена свобода. Эта свобода заставляет героя покинуть мир обывателей. Это находит отражение в романе "Тошнота". Здесь писатель только приходит к осознанию наличия свободного выбора у человека. А уже в драме "Мухи" герой, познавший свою свободу, идёт на убийство, хотя он совершает его во имя народа, вся его тяжесть ложится исключительно на него одного. В сборнике "Стена" Сартр показывает, что ограничить такую абсолютную свободу может лишь смерть, она отнимает у человека право на выбор и соответственно делает его мёртвым, существом из мира вещей, которые созерцал Рокантен.

Затем в художественный мир Сартра вторгается современность, история, обстоятельства, которые касаются всех без исключения. Матье, герой романа "Смерть в душе" в процессе войны начинает осознавать общественное значение своих действий, чувствовать свою ответственность перед другими. Личная свобода человека сочетается с необходимостью определённых действий перед обществом. Это получило название ангажированный экзистенциализм Сартра.

Затем на фоне исторических событий писатель пытается решить ключевую проблему в его творчестве: нравственная цена действий, "практики" человека, который живёт без каких-либо идей и идеалов. Таков Хёдерер из пьесы "Грязные руки", для которого деятельность - способ уйти из абсурдного мира. Но стремление покинуть его, действия направленные на это допускают убийство, одновременно убийство допускают и герои абсурдного мира. Разорвать этот замкнутый круг может, по мнению Сартра, только появление Бога в жизни человека. Эту же проблему автор разрешает в пьесе "Дьявол и Господь Бог".

На завершающем этапе творчества Камю экзистенциализм в его произведениях перестаёт существовать как чистая философия, экзистенциалистские проблемы теперь уже не в центре повествования автора. Об этом свидетельствует его завершающий роман о Гюставе Флобере.

Таким образом, на протяжении всего творчества А. Камю анализирует характер абсурдного мира и поведение человека в нём. А Ж. - П. Сартр конкретизирует свою задачу - он концентрирует своё внимание на категории абсолютной свободы и её цене. Общим в эволюции творчества обоих писателей является проникновение в их произведения истории, конкретики, точности под воздействием Второй мировой войны. Но служит это раскрытию изначально заявленных ими проблем, вопросов.

Список использованных источников


1.Андреев Л.Г., Карельский А.В. Зарубежная литература ХХ века. - М.: Высшая школа, 1996.

2.Зарубежная литература ХХ века. 1917-1945. Хрестоматия. / Под ред. Б.И. Пуришева, Н.П. Михальской. - М., 1986. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Экзистенциализм (от позднелат. existentia – существование) – литературное течение XX столетия, выявляемое с достаточной отчетливостью, главным образом, во Франции накануне, во время и сразу после Второй мировой войны. Экзистенциализм был представлен здесь писателями, выступавшими одновременно и как философы-экзистенциалисты. Это Г. Марсель, Ж. П.Сартр, А. Камю.

В литературе экзистенциализма человек, попавший в трагическую, «пограничную» ситуацию должен «выбрать» самого себя. Сюжет обычно иллюстрирует философские идеи экзистенциализма. А выбор героя демонстрирует «правду» бытия, растолкованную прямо на страницах книги. Таким образом, произведение представляет собой почти «урок». Прямо или косвенно, но речь неизменно идет о земной участи человека (о том страдании, которое он неизбежно переживает, о немощи и смерти и т. п.) Любой решительный поступок человека подается так, будто им закладывается краеугольный камень целой мировоззренчески-целостной постройки, – неотъемлемые структурные признаки подчеркнуто философско-интеллектуальной литературы экзистенциализма. …Подчеркнутый нажим, сдвиг жизненной достоверности отнюдь не тождественны здесь реалистическому заострению, а оборачиваются зашифровкой того, что не понято, зато пережито самой личностью…

Экзистенциализм в прозе приобрел совершенство во Франции до и после второй мировой войны в произведениях Ж.-П. Сартра и А. Камю. Кроме них экзистенциализм дал литературе А. Мальро и С. де Бовуар, Г. Марселя и Ж. Ануя, а также испанца М. де Унамуно, американца Дж. Болдуина, англичанина У. Голдинга и др. Чтобы делать жизнь, утверждают экзистенциалисты, надо прежде всего ее видеть. Видеть, что в мире нет и не может быть никакой надежды. Человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, никакого будущего у него нет. Если оно и будет, то уже не у него, а у тех, кто придет вслед за ним, но для них это будущее станет лишь настоящим. Поэтому надо жить в настоящем, жить настоящим, действовать в настоящем. Все разговоры о «прекрасном будущем» - это химера.

Экзистенциализм необычайно широко распространился благодаря французским писателям, переводившим философские понятия на доступный всем язык художественной литературы.

Во Франции философия по традиции предпочитала оформляться эстетически, говорить языком искусства. «Хотите философствовать - пишите романы», - рекомендовал соотечественникам Альбер Камю. Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, поскольку предметом философствования делал индивидуальное и конкретное, личность и ее выбор. Французский «литературный экзистенциализм» особенно подтверждал, что вообще экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где «все дозволено», и выбор соответствующего поведения.


Альбер Камю (7 ноября 1913 - 4 января 1960) - французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).

В отличие от религиозных экзистенциалистов, вроде Ясперса, и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества - фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.

Произведения: «Чума», «1й человек»(неоконч.), «Падение», «Изгнание и царство», «Калигула»(пьеса), «Недоразумение»(пьеса), «Осадное положение» (пьеса)

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж - 15 апреля 1980, там же) - французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952-1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).

Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.

Произведения : «Тошнота», «Грязными руками», «За закрытыми дверями», «Слова», «Муха».

Пьеса "Мухи" представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор, на "бытие для себя". Орест отказывается покаяться перед Зевсом за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа - убийц своего отца Агамемнона. В результате "свободного выбора", ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса Сартра является по сути страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку.

Пьеса "За запертой дверью" представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, "экзистенциальный" момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: "Ад - это другие люди".

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

студентки группы 2 курса 2204 группы

Задорожной Валерии Алексеевны

«Экзистенциализм Жан-Поля Сартра»

Научный руководитель

кандидат философских наук, доцент

Ивашковская Татьяна Васильевна

Санкт - Петербург


1.Введение 3

2.Жан-Поль Сартр 5

3.Деятельность Жан-Поля Сартра: 7

· субъективизм и ответственность человека 7

· «человек – это тревога» 8

· свобода 9

· мораль и ответственность человека 9

· отчаяние и надежда 10

· природа человека 10

· индивид и общество 11

4.Экзистенциализм и современность 13

5.Заключение 16

6.Список используемой литературы 17

1.ВВЕДЕНИЕ

Экзистенциализм (от лат. exsistentia - существование), или философия существования, зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность. Экзистенциализм сформировался в Западной Евро­пе в период между двумя мировыми войнами, характеризуется в отечественной литературе как философское выражение глубоких потря­сений, постигших западноевропейскую цивилизацию в со­временную эпоху. У поколения западной интеллигенции, пережившей первую мировую воину, обманчивую стабилизацию 20 -30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциализму даже был приклеен ярлык «философии кризиса».

Экзистенциализм, действительно отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план они выдвинули проблему человека.

Экзистенциализм в противовес рационалистической философии взглянул на че­ловека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество - ве­дущие темы экзистенциализма. В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. "...Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего...". Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живёт в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живёт человек? В чём смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создаёт как бы своё особое учение.

“Экзистенциализм - это гуманизм”. Название этой книги французского философа, писателя и драматурга Жана-Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма, как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии. Слово “гуманизм”, говорит Сартр, имеет два совершенно различных смысла. Первый состоит в том, что человек есть цель и высшая ценность. Такой гуманизм Сартр отбрасывает, называя его абсурдным. Ибо нельзя признать, что бы о человеке мог судить человек. Экзистенциалист, - говорит Сартр – никогда не рассматривает человека как цель, так как человек всегда незавершен. Человек может существовать только преследуя трансцендентные цели. Проектируя себя во вне, он существует как человек. Он выходит за пределы. И то, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, - и есть то, что называется экзистенциалистским гуманизмом.


2.ЖАН-ПОЛЬ САРТР

Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 г. в Париже. Образование получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу в Париже по отделению философии, в 1934 году стажировался во Французском институте в Берлине. Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе.

В 1933 - 1934 гг., находясь на стажировке в Берлине, он знакомится с феноменологией Эдмунда Гуссерля и получает представление об экзистенциализме Мартина Хайдеггера. Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя как одно из современных ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение его метода к "живому сознанию", к субъективно-деятельной стороне того сознания, с каким конкретный индивид, заброшенный в мир конкретных ситуаций, предпринимает какое-либо действие, вступает в отношение с другими людьми и вещами, стремится к чему-либо, принимает житейские решения, участвует в общественной жизни и т. д. Все акты деятельности рассматриваются Сартром как элементы определенной феноменологичной структуры и расцениваются фактически в зависимости от задач личностного самоосуществления индивида.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Характерной чертой фи­лософских воззрений Сартра является то, что по большей части они воплощались в образы художественных произведений, хотя у него были и собственно философские труды. Основные проблемы его фи­лософских размышлений - суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого су­ществования как «принципиальной неполноты» и самосознатель­ности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и событийности истории и мира. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире.

Сартр был, кроме прочего, общественным деятелем, участником революции во Франции 1968 г. (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы - многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».

Жан-Поль Сартр умер в 1980 г., и в последний путь его провожали 50000 человек.


3.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА

Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота». Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

В романе «Тошнота» (1938) уже присутствуют отдельные тезисы экзистенциализма Сартра. Сартр показывает, что мир не имеет смысла, "Я" не имеет цели. Через акт сознания и выбора "Я" придаёт миру значение и ценность. Его герой Антуан Рокантен рассказывает, как ему открылась действительность. На берегу он брал плоские камушки и бросал их по поверхности воды. Сверху камешки были сухие, тёплые, гладкие, а снизу - мокрые, клейкие, грязные. Антуана внезапно охватила тошнота. Это было не просто субъективное чувство. Ему открылась через это чувство действительность как тёмная и отвратительная. Мир для человека враждебен, жесток и абсурден.

Автобиографическая повесть "Слова" (1964) принесла ему высшее официальное признание - Нобелевскую премию. Но Сартр отказался принять эту премию, потому что это имеет политический смысл и вполне
определённый - включение в буржуазную элиту человека.
Независимая жизненная позиция, бунтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его философское мировоззрение, которое внесло значительный вклад в развитие экзистенциализма. При этом идеи Сартра достаточно точно вписываются в рамки базовой теории экзистенциализма.

Субъективизм и ответственность человека

Согласно экзистенциализму, в мире есть, по крайней мере, одно не­что, у которого существование предшествует сущности и этим нечто является именно человек. Более конкретно это означает, что нет иного творца человека, кроме самого чело­века. Он сам создает свою сущность, а следовательно, тво­рит самого себя. Причем это осуществляется не раз навсег­да, а каждодневно. Человек есть существо, устремленное в будущее. Если, - говорит Ж.-П. Сартр, - человек сам творит свое бытие, значит он, и ответствен за него. Он отвечает за свой выбор. Но выбирая себя, человек выбирает и других людей. Это может показаться странным, но это именно так, ибо человек живет в мире людей. Если, приво­дит пример французский философ, я хочу жениться и иметь детей, я не только вовлекаю в это свое предприятие несколько человек, но и всех людей, создавая определен­ный образ человека, выбравшего путь моногамии.

Экзистенциализм - и мировоззренческая ориентация, и философское направление, которое часто называют "философией отчаяния", "философией свободы", "философией творчества", "философией индивидуализма". Такое неоднозначное отношение, очевидно, связано с тем, что в классической рациональности проблема человека живет в концептуальном и вербальном облачении философских доктрин Гегеля, эпохи Просвещения. В экзистенциализме же проблема человеческого бытия - в его временной жизни, в реальной судьбе обычного, простого, "маленького" человека, лишенной каких-либо философских "подпорок".

Основоположниками экзистенциализма обычно называют С.Кьеркегора, Ф.Достоевского. Иногда в качестве предтеч называются имена Гераклита, Августина Блаженного, Ф.Ницше. В XX веке наиболее яркими его представителями являются М.Хайдеггер (его концепция много шире традиционного круга экзистенциальных проблем), А.Камю, Ж.П.Сартр, Н. Аббаньяно. В этом же ряду стоят религиозно мыслящие русские философы Л.Шестов, Н.Бердяев, а также Ж.Маритэн, Г.Марсель, М.Бубер.

Смысл экзистенциализма : человек стоит перед альтернативой выбора подлинного бытия, в котором он находит, обретает себя, и - не подлинного существования, когда утрачивается "я" и он сам растворяется в массе, толпе. Вовлеченный в конфликт индивид вынужден спросить себя: "кто я?" Ситуация заставляет искать разрешения ее в личностном плане. Из такой кризисной ситуации возникает экзистенциальное учение о человеке: человек стоит перед лицом возможностей; он должен действовать; решение необходимо. Но решение является итогом индивидуального самосознания. Хотя решение обусловлено ситуацией, но не ориентировано ею в каком-то определенном направлении. В ситуации кризиса нет указания на ее исход. Что выберет человек, какое направление - это все зависит от самого человека. Но кто он сам? Это уже вопрос об определенности собственного "я". Ибо хотя оно уже есть как понимание собственной выделенности в мире, но оно еще ничто по отношению к самому себе. Ему еще предстоит определиться в акте выбора. Человек стоит на распутье и решает проблему самого себя, собственного индивидуального существования.

Экзистенциальные проблемы человека, смысла его существования обсуждаются французскими философами Альбером Камю (1913-1960), Жаном Полем Сартром (1905-1980).

Мир, по словам Камю, "безрассудно молчалив". То есть в истории нечего искать ответа на вопрос о предназначении человека, смысле его жизни, поступков: в ней нет ни задания, ни вопроса. А это значит, что она сама по себе абсурдна. И только человек своими действиями, поступками вносит в эту разрозненную реальность нечто упорядочивающее, гармонизующе-структурирующее. Человек вносит смысл в то, что он делает, в свою жизнь, во временную последовательность событий. Однако это надо понять. Ведь обычно человек живет некогда выбранными ценностями и живет так, как будто все знает наперед. Но спокойный ход его жизненного пути вдруг нарушается, он оказывается в кризисной, "пограничной ситуации", когда старое обессмысливается, а новое едва-едва брезжит. Размышляя над этим, А.Камю как-то сказал, что единственной человеческой проблемой является проблема самоубийства. Многими это было воспринято как эпатаж. Однако в этом высказывании сконцентрирована сама суть философии человека XX века - человека как перманентного кризиса. С этой точки зрения, кризис, "пограничная ситуация" - остановившееся мгновение в жизни человека, когда в нем умирают старые схемы и рождаются новые смыслы. Это ситуация, когда обессмысливаются старые, "готовые", ответы на вопросы: "что я могу знать, во что я могу верить, что мне делать?" Ибо они, эти ответы, имеют смысл, когда мы верим, что у жизни есть логика, нам есть на что надеяться и есть что знать. Но как только мы соскочили с колеса жизни или нас выбросило с него, вдруг узнаем, что в этом мире многое, а может быть, все идет своим ходом, разрешается без нашего участия, что в мире, оказывается, нет места, которое мы считали предназначенным для нас, что мир заполнен чужими действиями и мыслями. Это и есть "пограничная ситуация" как ситуация кризиса: в процессе ломки старых ценностей человек пересматривает свои прошлые отношения с миром, и в нем рождается новое качество. Поэтому, как повторяют и Камю, и Сартр, человек не есть совокупность того, что в нем еще есть, но - совокупность того, чего в нем еще нет и чем он может стать. Последнее и является результатом пограничной ситуации, свидетельством саморазвивающегося нового качества его самосознания. Пограничная ситуация, кризис как раз и свидетельствует о незавершенности, незамкнутости, несамодостаточности человека. Если идти в этом направлении дальше, с точки зрения современной философии человека получается, что так называемые "глобальные проблемы современности" - не проблемы экологии, экономики, политики и т.п., но проблемы человеческого бытия, которые каждый решает сам. Ибо человек, осмысленно проживающий жизнь, не принимает как должное ни того, что ему досталось по наследству из обломков разломанного мира, ни то, что ему транслируют средства массовой коммуникации, но выбирает мир в себе и себя в мире и решает сам, какому миру в перспективе, как собственному замыслу, следовать.

"Пограничная ситуация", кризис - поворотный пункт в жизни человека - отнюдь не одномоментен, не происходит раз и навсегда. Скорее это пунктиры, вехи и одновременно болевые точки, в которых человек экзистирует, переживает собственную жизнь в ее диалектике сущности и существования.

У Сартра "безрассудному молчанию мира" и "бунту человека" против него соответствует "бытие-в-себе" и "бытие-для-себя". "Бытие-в-себе" - это нищета историцистских увещеваний о "разумности всего действительного" (Гегель). История, говорит Сартр, есть реальность, несоизмеримая с нашей напряженной, осмысленной жизнью. Не надо в истории искать гуманистических санкций своего существования. Напротив, сам факт человеческого существования санкционирует смысл истории. Сама история - это цепь событий, которые ни к чему не стремятся, не испытывают собственной ущербности, мучений, напряжения, мобилизующего человека на соучастие, действие. Все зависит от личных установок сознания, почерпнутых из нравственных оснований. Поэтому бессмысленно говорить об объективности, например, политических, экономических проблем. Качество событий и самого мира определяется субъектом свободного выбора, занимающим по отношению к реальности определенную позицию: утверждения себя вопреки обстоятельствам.

Только для человека, впавшего в отчаяние, мир становится бесстрастным, бескачественним, ничего не выражающим. По Сартру, человек, впавший в апатию, отчаяние, убивает, деонтологизирует мир. Только если человек отважится на бунт, восстание против обстоятельств - мир оживает в акте самоутверждения человека. История, события и факты реальности сами по себе не могут принудить человека, вовлечь помимо его же собственной воли. Поэтому человек ответствен за мир и за самого себя как определенный способ бытия; вся тяжесть мира лежит на плечах человека. От личной нравственной ответственности не могут спасти ссылки на внешние обстоятельства, на психологическое принуждение. Индивид противостоит своей "естественной психологической конституции" точно так же, как она противостоит внешним обстоятельствам и рациональным ссылкам на обстоятельства.

У Сартра индивид не имеет никакой готовой конструкции, он должен сам конструировать себя. Возможности, которые несет в себе человек, есть само предназначение человека. Он строит из себя. И в этом уже состоит неизбежность личного выбора. Если человек выбрал свои витальные побуждения, значит, он выбрал свой страх боли и смерти, заполнил ту пустоту, которая предназначалась для большего. В этой подмене - его экзистенциальная вина. Рациональной осмотрительности, с одной стороны, и витальной трусости - с другой, у Камю, Сартра противостоит ответственность перед собой, берущая начало в непосредственности и категоричности аффективного восприятия. Поясним. Сцена насилия рождает в нас часто чувство ненависти к насильнику. Она опережает все наши размышления. Она выше нас самих. Здесь не действуют никакие доводы, аргументы. Инстинкт самосохранения не в состоянии поколебать сознания, обязательности действий, основанных на этом чувстве. Этим чувством человек пронизан весь, до конца и потому поступка просто не может не быть. В этом заключается "подлинность человеческого действия", опережающего всякое объяснение, которое ему дают. Такое действие требует лишь нравственности, которая полностью совпадает с сознанием индивида и не нуждается уже в социальном одобрении, исторических санкциях. Поэтому экзистенциализм как мироощущение - судьба-призвание, которому человек безропотно подчиняется. " Быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя" - основная идея экзистенциализма А.Камю и Ж.П.Сартра.