И.А.Крылов. Сравнительный анализ с басней К. Хетагурова «Редька и мед». Басня «Квартет». Скрытый смысл и мораль В какой форме написана басня квартет

Цели: Обучающие:

    продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.

    учить понимать глубину содержания произведения;

    формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

    находить мораль в произведении;

7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие:

    содействовать развитию мыслительных операций:

    сравнение, анализ, синтез, систематизация;

    развивать творческое воображение, познавательную активность,

    работать над развитием разговорной речи.

Воспитательные:

    воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,

    формировать положительные качества,

    вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.

    пробуждать добрые чувства,

    воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

    осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

    находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

    принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

    выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,

    планируют свои действия для решения учебной задачи,

Коммуникативные:

    строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

    участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока

    Организационный момент.

Урок литературного чтения. Сегодня на уроке будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

    Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучать творчество Ивана Андреевича Крылова и познакомимся еще с одной из его басен «Квартет».

Что такое квартет? (Ответы детей)

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

Учитель. -А сейчас мы послушаем басню. (включается аудиозапись)

О чем эта басня? - Какая история описывается? (ответы детей)

Прочитайте теперь басню про себя и подчеркните незнакомые вам слова

Словарная работа после чтения; объяснение слов :

«квартет» – ансамбль из четырех музыкантов;

«бас» – музыкальный инструмент или голос с низким звучанием;

«альт» – музыкальный инструмент, немного больше скрипки;

«прима» – инструмент, исполняющий первую, т.е. ведущую партию;

«втора» – второй голос в музыкальной партии;

«свет» – высшее общество.

Учитель .Случайно ли автор выбрал таких героев?

Дети. – Автор выбрал таких героев не случайно: они не имеют никакого отношения к музыке.

    Они взялись не за свое дело, поэтому у них ничего не получилось.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, как автор изображает это событие и героев.

    Чтение басни с анализом.

(Басня читается по частям)

1я часть. (От начала и заканчивая словами:

«Пленят своим искусством свет»)

Учитель. Можно ли здесь определить отношение автора к событию и к своим героям?

Дети. – Нет, здесь простое сообщение.

    И все у них есть для хорошей музыки: и ноты, и инструменты.

Учитель. А как вы поняли выражение:

«Пленять своим искусством свет»?

Дети. – Это значит очаровывать, увлекать. Это слова синонимы.

    Показать настоящее искусство.

Учитель. Прочитаем следующий отрывок.

2я часть (От слов: «Ударили в смычки…» и заканчивая словами: «У нас запляшут лес и горы»).

Учитель. Какой вам представилась мартышка?

Дети. – Она вертлявая, крикливая; («кричит»)

    Легкомысленная, – она делает выводы. Не вникая в суть дела.

    Самоуверенная: «У нас запляшут лес и горы»

    Не умеет играть на инструменте, а взяла на себя роль примы, т.е. ведущей партии.

    Давайте прочитаем слова мартышки выразительно.

Учитель. А как автор изображает Осла? Прочитайте в следующем отрывке.

(Дети читают следующую часть)

3я часть (От слов: «Расселись, начали Квартет» и заканчивая словами: «А все-таки квартет нейдет на лад»)

Дети. – Осел глупый.

    И тупой: уже после первой попытки сесть по-другому он должен был понять, что дело не в рассадке. Но до него это не дошло.

Учитель. А другие герои, Мишка и Козел, какие они?

Дети. – Они молчат…

    Но все равно, мне кажется, что они глупые и тупые: слушают советы и слепо им доверяются, не хотят вдуматься, напрячь мозги.

    Они ленивые тугодумы, – не хотят сами найти умный вывод из создавшейся ситуации, полагаются на других.

Учитель. Прочитайте басню до конца. 4я часть (От слов: «Вот пуще прежнего…» и до конца.)

Учитель. А теперь поговорим о заключительной части. Почему И. А. Крылов в судьи выбрал именно Соловья, а не другого героя?

Дети. – Потому что Соловей красиво поет.Он музыкален, знаток этого искусства. Мастер искусного пения.

Учитель. И как же он рассудил наших горе-музыкантов? Что необходимо для того, чтобы Квартет получился?

Дети. – Надо иметь музыкальный слух: «И уши ваших понежней».

    Этому искусству надо учиться: «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение». «А вы друзья, как не садитесь, Все в музыканты не годитесь».

Учитель. Как же называются такие поучительные слова, в которых скрывается главный смысл басни? (мораль)

Учитель. В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова? (соловей)

Учитель. А эти поучительные слова относятся только к музыкантам?

Дети. – Нет, они относятся ко всем людям.

    Эти слова о том, что, прежде чем взяться за новое дело, надо ему научиться.

    И иметь к нему призвание, способность.

Учитель. В этой басне много диалогов, поэтому ее можно прочитать по ролям. Давайте попробуем передать в чтении иронию, насмешку автора над бестолковой игрой “музыкантов”.

Каким тоном надо читать всю басню? (серьезным тоном, неторопливо, так как все звери очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и уменье).

Сколько героев в басне? (5 осел, козел, мартышка, мишка и соловей) У скольких есть слова?(у троих)

Чтение по ролям. у доски 4 человека читают. Несколько групп. Мартышка- Осел- Соловей- Автор-

Итог урока.Учитель. Давайте теперь сделаем вывод в нашей беседе по данной басне.

Чему учит нас данная басня И.А.Крылова?

Какие пороки людей высмеивал автор в этой басне?

Какие выражения вам запомнились из этой басни?

Что для вас было интересным на уроке?

Что поучительного для себя вы узнали на этом уроке?

Домашнее задание.

КВАРТЕТ

Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.


Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!
Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»


Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,
Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдет на лад.


Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет?-
Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-


_____________

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

Анализ / мораль басни «Квартет» Крылова

Иван Андреевич Крылов разместил «Квартет» на страницах своих «Новых басен».

Басня написана в 1811 году. Ее автору в эту пору исполнилось 42 года, он продолжает работать в Императорской публичной библиотеке. Его известность как баснописца к тому времени была уже непререкаемой. Размер — разностопный ямб с затейливой рифмовкой, с преобладанием смежной. Ее можно назвать политической сатирой, хотя мораль сей басни – вечная и не связана с сиюминутным контекстом. Считается, что поводом к созданию произведения послужило реформирование Государственного совета, повлекшее за собой разделение на четыре департамента. Члены Совета не сразу освоили новый принцип работы, только в результате споров построили иерархию, удовлетворившую, наконец, всех. Еще одна версия, куда более близкая к занятиям самого И. Крылова – открытие общества «Беседа любителей русского слова», заседавшего обычно в доме Г. Державина. В его рядах также случались обиды по поводу распределения мест. Героев пятеро, самые колоритные из них, пожалуй, Мартышка (проказница) и Осел. Собственно, остальным участникам квартета слова так и не дали. Соловей же здесь – персонаж назидающий, выразитель авторской позиции. Название относится к ансамблю из 4 музыкантов. «Косолапый Мишка»: фольклорный эпитет и вполне себе антропоним (календарное, человеческое имя у животного). «Затеяли сыграть»: порыв был спонтанный. Играть было решено на вдохновении. В перечислительной градации обнаруживают себя известные музыкальные инструменты: бас, альт, скрипка. Концерт подразумевался без входных билетов, впоследствии был возможен и гастрольный тур. Итак, «дерут», а толку нет. Оказывается одного желания и старания недостаточно. Необходимо еще и правильно сесть. Первой об этом догадалась, естественно, Мартышка. Обращение «братцы» — еще один штрих к очеловечиванию героев. Рефрен «стой». Себя она скромно именует «примой» (главной), пересаживает «Мишеньку» и саму себя. «Запляшут лес и горы!»: оптимизм обезьянки перерастает не просто в олицетворение, а в беззастенчивую гиперболу. «На лад нейдет»: нет гармоничного звучания (здесь еще и устаревшая форма глагола). Затем осенило Осла. Он высаживает всех в ряд. Вновь рефрен «нейдет». Началась словесная перепалка. На шум явился Соловей. Звери просят его стать судьей в споре. Соловей милостиво соглашается. И вот его вердикт: надобно уменье и уши ваших понежней. То есть, он не просто отказал им в навыках, опыте, а именно в способностях. Значит, ансамбль изначально был обречен. Выходит, рассаживание не сделает из них музыкантов. В финале еще и предостережение не браться не за свое дело, трезво оценивать свои таланты.

В «Квартете» И. Крылова современники писателя видели сатиру на злобу дня.

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет, —

Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры, кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

Скажи лишь, как нам сесть!» —

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей. —

Все в музыканты не годитесь».

Мораль басни «Квартет»

Неспособность власти вести государственные дела, принимать важные решения, слышать глас народа.

И сколько бы политики не меняли законы, должности и пр., все это не дает народу того, в чём он нуждается.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней…»

Анализ басни «Квартет»

В басне «Квартет» Крылов высмеял государственный Совет и руководящий состав четырех департаментов, во главе которых находились высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка), пустопорожние болтуны и неучи, неспособные решать конкретные политические задачи. Они не могли договориться и поделить обязанности, поэтому решили поменяться местами.

Персонажи басни не способны заниматься музыкой, играть на инструментах, однако они решают «пленять искусством свет», сыграть квартет. Им это не удается.

Они считают себя мастерами и все для этого у них имеется, и ноты, и инструменты, но необходимо иметь знания, умения и опыт.

И только мудрый соловей, в лице которого Крылов подразумевает народ, понимает, что главным условием слаженной игры является профессионализм:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней»,

Им отвечает Соловей.

«А вы, друзья, как ни садитесь.

Все в музыканты не годитесь».

Басня «Квартет» — крылатые выражения

Мораль басни Квартет

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни

Если браться за дело не умючи его делать, толку не будет, как не садись. Надо учиться.

Как говорят: От перемены слагаемых сумма не меняется

Анализ басни Квартет

Естественно, басня имеет скрытый смысл и она вовсе не про животных – музыкантов, которые не имеют слуха.

Есть версия, что таким образом Крылов высмеивал царскую власть, в которой также было много болтунов.

Также она обращена и к обычным людям, которые на словах могут многое, а на деле – ничего. Самоуверенные люди считают, что любое дело, за которое они возьмутся им по зубам. Но это не так. Если нет таланта или навыком в чем – либо, то каким бы самоуверенным ни был человек – это не даст ему право владеть наравне с профессионалами какой – то деятельностью.


Считают, что он высмеивал царскую власть, потому – что среди политиков также много болтунов. Они говорят много всего и устраивают дебаты, в свою очередь они не способны отвечать за слова и доказать эти слова поступками. Крылов дает понять, что для правления не достаточно просто занимать какой – то высший чин. Для этого нужно хотя бы что – то понимать в том деле, которым занимаешься.

Яркий пример можно увидеть в басне «Осел и соловей». Там также осел не разбирался в пении и считал, что петух поет лучше соловья.

Такие басни хорошо подходят детям, так как в детском возрасте они любят хвастаться. Прочитав басню, они поймут, что прежде чем говорить что – то нужно подумать, а сможешь ли ты это сделать на самом деле.

В басне «Квартет» мартышка, осел, козел и медведь решают сыграть на музыкальных инструментах. Как только они начинают играть, то понимают, что у них совсем не получается. Тогда они начинают искать причину, то они не так сидят, то нужно сесть поближе и много других нелепых причин. Конечно, причина вся в том, что ни один из них не умеет играть на музыкальных инструментах. Они взяли занятие не по себе, ведь чтобы хорошо играть нужно умение.

Герои басни (персонажи)

  • Козел
  • Мартышка
  • Мишка косолапый

Герои басни, которые не умеют играть на инструментах, но не вдомек им, что музыка плоха не от того, как они сидят.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Квартет

  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Слушать Басню Крылова Квартет

Мультфильм по басне И.А.Крылова «Квартет»

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Осел, Петух и Лев
  • Басня Эзопа Бык и Жаба
  • Басня Эзопа Сосна и Терновник
  • Басня Эзопа Стена и Клин
  • Басня Эзопа Гусыня, несущая золотые яйца

Басня «Квартет» Крылова была написана между 1 января 1810 и 8 марта 1811 г. и в том же году впервые опубликована в сборнике «Новые басни» (№ 6).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Квартет» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Квартет» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Квартет» заключается в том, что в любом деле важны способности, знания и опыт человека. Без умения и музыкального слуха Медведь (а также Осел, Козел и Мартышка) не сможет стать хорошим музыкантом, даже если запасется нотами и инструментами. То же самое можно сказать и о любой другой профессии.

Смысл басни «Квартет» лаконично отражен в русской народной пословице: «Дело мастера боится».


Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

««Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней»,

Им отвечает Соловей:

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».»

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни «Квартет» заключается в следующем:

«Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья («Квартет»)…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Прототипы героев басни «Квартет»

Однажды Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка решили сыграть квартетом. Достали музыкальные инструменты, ноты и стали играть. Но музыки у них не выходило. Они решили, что этого из-за того, что они не так сидят, пересели – опять ничего не выходит! Так они пересаживались несколько раз, спорили, но тут прилетел соловей. Звери попросили его совета – как им правильно сесть, чтобы была красивая музыка. Соловей сказал, что для этого надо уменье и слух. «А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Читать басню Квартет онлайн

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»


Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Кватет

Автор высмеивает в этой басне всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся - у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде. Однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.