Инстинктивные действия. Инстинкт. Цепь инстинктивных действий. Целесообразность инстинктов Инстинктивная деятельность

Врожденное квантование поведения, как правило, наблюдается в случаях приспособления живых существ к относительно стабильным условиям существования, к жесткой специальной окружающей «обстановочной нише». Инстинктивная деятельность также проявляется на ранних стадиях онтогенетического развития высших животных, и главным условием ее проявления могут быть относительно постоянные условия существования для многих поколений того или иного вида животных.

Общие закономерности формирования
врожденных форм поведения

1). Каждый системный квант инстинктивной деятельности развертывается на основе внутренней потребности и действия специальных ключевых факторов внешней среды.

2). Генетически детерминированный системный квант поведения характеризуется жестким программированием этапных и конечного результатов поведения, удовлетворяющих доминирующую потребность организма.

3). Развертывание инстинктивной деятельности животных по удовлетворению их доминирующих потребностей в условиях жесткого программирования происходит при постоянной оценке параметров достигнутых результатов и сравнении их с генетически запрограммированными свойствами акцептора результатов действия. В случае отсутствия соответствующей информации (например, при невозможности осуществления этапного результата деятельности) продвижение животного к конечному результату останавливается до тех пор, пока не будет получена полноценная информации об успехе достигнутого этапного результата. Т.е. обязательным условием удовлетворения ведущей потребности животных в этом случае является достижение всех этапных результатов. Только получив информацию о конечном результате, удовлетворяющем доминирующую потребность, животные завершают инстинктивный системный квант поведения и переключаются на другие формы деятельности.

4). Для осуществления инстинктивной деятельности необходимы стабильные условия существования живых существ.

5). Инстинктивное квантование поведения практически не использует механизмы индивидуального обучения. Как правило, инстинктивное поведение более выражено у животных, не встречающихся со своими родителями.

Поведение в изменяющейся среде,
приобретенное поведение.

Поведение в изменяющейся среде существования связано с обучением животных. В меняющейся среде квантование поведенческой деятельности строится с помощью приобретенных механизмов.

Генетические механизмы приобретенного поведения составляют начальный этап системных квантов. Врожденными являются механизмы подкрепления и ориентировочно-исследовательской реакции, на основе которых происходит обучение.



Онтогенез обучения

Импринтинг . На первых стадиях онтогенеза обучение происходит по принципу запечатления, импринтинга. Импринтинг способствует обогащению аппарата акцептора результата действия. Каждый фактор внешней среды, особенно несущий жизненно важную информацию для организма в плане удовлетворения его ведущих потребностей, оставляет своеобразный, только ему присущий «след» на структуре возбужденных соответствующей потребностью нервных элементов. Этот «след» по опережающему типу «оживляется» всякий раз при очередном возникновении данной потребности и направляет животное к более успешному ее удовлетворению.

Обучение с помощью родителей. В обучении животных на ранних стадиях онтогенеза важная роль принадлежит родителям. Значение родителей тем необходимее, чем выше находится животное на иерархической лестнице эволюционного развития. Родители обучают потомков выделять из внешней среды специальные раздражители или целые события, способствующие или, наоборот, препятствующие удовлетворению их жизненно важных потребностей и, в конечном счете - сохранению их жизни по принципу: «Это можно, это - нельзя».

Индивидуальное обучение . Животные путем общения со средой обитания обогащают системные кванты поведенческой деятельности. Процесс обучения в первую очередь затрагивает механизмы предвидения результатов, удовлетворяющих ведущие потребности организма, а также совершенствование способов и средств достижения жизненно важных результатов.

Роль игры в обучении. Самостоятельному обучению в значительной степени способствуют игры. В играх формируются и совершенствуются двигательные навыки. Животные обучаются выделять сигналы (объекты), способствующие или препятствующие удовлетворению их ведущих потребностей. По отношению к этим сигнальным раздражителям строятся динамические программы поведения, включающие в себя реакции, опережающие действительные события.



Программирование приобретенного
поведения на основе условных рефлексов

В отличие от инстинктивных форм поведения программирование осуществляется с ориентацией во внешней среде только на определенные, жизненно важные в плане удовлетворения ведущих потребностей раздражители. Менее значимые раздражители, ранее сопровождавшие удовлетворение потребностей, могут при этом не учитываться. Значение условных раздражителей, кроме того, может меняться в зависимости от их связи с подкрепляющими раздражителями; они могут сохранять или утрачивать свою сигнальную роль.

Человек рождается с инстинктами. Это врожденные качества, которые помогают индивиду с самого детства бороться за свое выживание. Несомненно, без помощи взрослых ребенок не выживет, даже используя свои инстинкты. Однако при совместном тандеме человек выживает.

Инстинкты даются с рождения каждому. Базовыми являются инстинкты сосания, хватания, плача. В первые дни жизни человек нуждается только во сне, еде и опорожнении. Только потом он начинает постепенно развивать свои навыки, создавая свою жизнь более разнообразной.

Человек никогда не теряет своих инстинктов. Просто он перестает ими пользоваться по мере своего развития. Все больше на первый план выходят навыки, которые он развил и превратил в привычки. Однако в особо стрессовых ситуациях, когда индивид не контролирует своего поведения, инстинкты управляют его поведением. Давайте вспомним желание побежать, когда на вас нападает собака, или поиск еды, когда вас одолевает чувство голода.

К инстинктам можно отнести такие примеры, как:

  • Съесть что-нибудь сладкое, поскольку это успокаивает.
  • Выпить алкоголь, чтобы снизить умственную деятельность.
  • Обнять себя, укутаться или окружить себя приятными людьми, когда плохо.

Инстинкты могут менять форму своего проявления. Однако сами по себе они не исчезают. В каждой ситуации человек ищет способ себя успокоить, удовлетворить физиологические потребности и дать отдых. Без этого другими целями и стремлениями человек не будет заниматься.

Что такое инстинкт?

Инстинкты являются частью любого человека. В бессознательном состоянии или при отсутствии умственной деятельности человек полностью подчиняется инстинктам. Можно сказать, что даже взрослые люди порой совершают автоматические поступки, которые диктуются инстинктами..


Автоматическое действие, которое не требует контроля со стороны сознания человека, называется инстинктом. Он является врожденным качеством, направленным на удовлетворение базовых потребностей организма. Человек хочет кушать, отдыхать, размножаться и защищать себя – это базовые инстинкты, которые удовлетворяют желания организма.

На уровне инстинктов человек практически не отличается от животных. Высшие виды животного мира идут дальше. Они удовлетворяют не только свои физиологические потребности теми способами, которые заложены в них природой, но и развивают свои навыки. К примеру, хищники отрабатывают навыки охотничьей деятельности.

Человек же начинает контролировать свои действия по мере развития. Все больше становятся главными привычки, которые она вырабатывает и вытесняют инстинктивные действия. Порой человек осознанно действует, то есть контролирует свое поведение. Однако и инстинкты не дремлют. В ситуации стресса или неосознанности человек действует на автомате.

Автоматические действия следует отличать между собой, поскольку ими являются:

  1. Инстинкты – безусловные рефлексы.
  2. Привычки – условные рефлексы.

Инстинкты человека

У каждого человека есть инстинкты. Они являются базовыми и первыми движущими силами, которые способствуют выживанию. Однако со временем человек подавляет их путем научения социально приемлемому поведению, которое входит в привычку. Даже в такой ситуации инстинкты не пропадают и не забываются. Порой можно отметить, как люди неадекватно себя ведут в конкретных ситуациях. О чем это говорит?


Инстинкты никуда не исчезают, они просто подавляются условными рефлексами или сознательной, волевой деятельностью. Если же система блокировки в конкретной ситуации не срабатывает, тогда человек начинает себя инстинктивно вести. Он не становится сумасшедшим, а просто действует автоматически, где единственной целью является защита или выживание.

По мере развития инстинктивные проявления могут меняться. Однако они всегда остаются в человеке. Основными инстинктами являются:

  1. Самосохранение.
  2. Власть.
  3. Размножение.

Если человек подвержен своим инстинктам, то им легко управлять.

Особенностью инстинктов является то, что они могут подавлять друг друга. Возьмем пример сексуальных измен, когда мужчина идет на риск спать с женщиной, не будучи уверенным, что их не застанет ее муж. Инстинкт размножения подавляет инстинкт самосохранения, однако они потом могут переключиться, если появится муж (человек перестанет заниматься интимом и начнет себя защищать).

Также инстинкты являются основой для развития страхов. Если человек не совершает действия, поскольку это ему чем-то грозит, тогда он развивает в себе страхи.

Человеческое поведение под влиянием инстинктов может очень сильно отличаться от поступков, которые он совершает осознанно. Автоматические действия являются грубыми, примитивными, необдуманными, что может отрицательно восприниматься обществом.

Инстинкты являются важными биологическими рефлексами, которые заложены в человека. Они помогают в его выживании. Остальное уже приходится на то, как человек желает жить. Тогда он начинает развивать в себе определенные навыки и повадки. Инстинктам не нужно учиться, они уже есть в человеке. Однако прогрессирование общества сказалось на том, как дальше люди использовали свои врожденные действия.


Необходимость социализации заставляет людей отказываться от своего инстинктивного поведения и развивать другие навыки. В некоторой степени это сказывается на здоровье человека. Не используя свои естественные стимулы, человек перестает использовать свой физиологический потенциал. Это приводит к снижению зрения, слуха, появлению мышечной слабости, развитию различных болезней в виде атрофии отдельных клеток и пр.

С другой стороны, человек не может жить на уровне инстинктов, поскольку тогда он будет полностью отвергнутым обществом. Ему необходимо учиться ходить, говорить, читать и совершать прочие действия, чтобы быть адаптированным к тем условиям, которые придумало общество.

Виды инстинктов

Рассматриваются такие виды инстинктов:

  1. Репродуктивная: родительские и половые.
  2. Социальная: родственная, конформная, вертикальная и горизонтальная консолидации, клептомания, неродственная изоляция.
  3. Адаптация к окружающей среде: территориальные, поиск и собирательство, конструктивные, миграция, ограничение численности видов, вет- и агрокультурные, ландшафтные предпочтения, охота и рыболовство.
  4. Коммуникативная: жесты и мимика, невербальные, лингвистические.

Инстинкты вложены в каждого индивида. Они могут проявляться как самостоятельно, так и при взаимодействии с другими людьми. В свою очередь они направлены исключительно на удовлетворение физиологических потребностей. То есть инстинкты являются кратковременными по периоду своего проявления (как только человек удовлетворил свои желания, инстинкт совершения нужного действия пропадает).


В первую группу относят инстинкты размножения и проявления родительских качеств. Человек нуждается не просто в оплодотворении женщины, чтобы у нее появился ребенок, но и в поддержке, помощи ребенку на период его беспомощности (в противном случае он бы погиб). Отсутствие данных инстинктов уже погубило бы человечество, поскольку люди не размножались и не заботились бы о собственном потомстве.

Во вторую группу относят социальные инстинкты, которые побуждают каждого человека объединяться с другими людьми. Отсутствие данного стимула привело бы к гибели индивида, который не справился бы со всем грузом окружающей среды. Объединяясь в группы, человек инстинктивно соглашается на некоторое подавление самого себя, подчинение, соблюдение иерархии. В такой ситуации очень легко манипулировать теми, кто стремится к сохранению группы.

Человек в первую очередь стремится к сохранению своего генома. Он поэтому объединяется в семьи. При этом существует агрессия и конкуренция с теми, кто не является членом семьи. Человек борется за то, чтобы сохранить чистоту своего гена.

Помимо этого индивид всегда стремится к объединению с другим человеком. Сотрудничество – там, где никто никому не подчинен. Однако люди объединяются, потому что вместе выполнить какое-то задание или решить проблему намного легче, чем по отдельности.

Объединяясь, люди создают:

  • Вертикальные консолидации – когда индивид согласен подчиняться и ущемлять свою свободу, чтобы быть частью группы. Коллектив при этом имеет лидера и подчиняется четким правилам, которые невозможно разрушить.
  • Горизонтальные консолидации – когда люди объединяются по доброй воле на основе альтруизма. Человек будет делать что-то хорошее ради другого индивида, чтобы впоследствии получить от него тоже какое-то благо или помощь. О бескорыстном альтруизме здесь речи не идет.

При контакте со своими противниками человек проявляет клептоманию – обманывает, обкрадывает, ворует. Это считается вполне нормальным со стороны биологии, когда человек заботится о себе и своих близких, приносит им то, что мог забрать у других.


Инстинкты по приспособлению к окружающей среде на сегодняшний день неактуальны. Однако в былые времена человек всегда стремился найти такое место, где ему будет удобно выживать и удовлетворять свои потребности.

При объединении с людьми человек вынужден искать способы коммуникации с ними. Здесь используются вербальные и невербальные знаки. Если ранее они были примитивными, то со временем общество создало свой язык, который помогает людям понимать друг друга. Это делает их цивилизованными людьми, хотя с рождения человек не знает своего языка.

Примеры инстинктов

Самым часто проявляющимся инстинктом является стремление к самосохранению. Его яркие примеры проявляются практически повсюду:

  1. Человек занимается собственным оздоровлением, когда заболевает.
  2. Он избегает тех мест и ситуаций, где может угрожать ему смерть.
  3. Защищается физически и словесно, когда на него нападают.
  4. Человек тепло одевается, когда чувствует, что замерзает.
  5. Человек раздевается настолько, чтобы его температура тела была комфортной.
  6. Он начинает искать еду, чтобы утолить чувство голода, и пить, чтобы устранить жажду.

Проще говоря, инстинкт самосохранения направлен на то, чтобы сохранить в целостности и жизнедеятельности организм человека.

Инстинкт размножения направлен на то, чтобы сохранить род. Для природы необходимо, чтобы человек сохранял свой вид. Для семьи важно, чтобы появлялись новые поколения, которые продолжат их род. Здесь проявляется инстинкт не только зачать ребенка, но и защитить его, воспитать, сделать самостоятельной личностью. Порой родительская любовь переходит границы, когда взрослые чрезмерно опекают своих детей, даже когда они уже сами стали взрослыми и самостоятельными, либо безответственно относятся к их развитию.

Желая стать частью социума, где будут даваться привилегии, можно кем-то манипулировать и даже жить за чужой счет, заставляет человека заботиться о том, чтобы быть привлекательным внешне и владеть полезными коммуникативными навыками. Человек может жертвовать собой и даже подчиняться, когда это нужно, если в итоге это позволит ему получить определенные блага от окружающих.

Итог

Инстинкты являются врожденными рефлексами, которые человек не может исключить из своей жизни. Периодически каждый человек подчиняется своим инстинктам, что заставляет его поступать нелепо и примитивно. Однако инстинкты являются частью, которую лучше изучать и наблюдать за собой, нежели бессмысленно с ней бороться.

Глава 9. Инстинкт

Низшей частью нашего ума является то, что мы называем инстинктивным умом. Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Это - первое начало ума, оно является первым на пути эволюции. В низших фазах его едва заметное сознание и кажется, что оно состоит из простых ощущений, но на своих более высоких ступенях оно уже достигает разума или интеллекта. Инстинктивный ум совершает ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь в наших телах и несет на себе обязанность поддерживать внешнюю сторону нашего существования. Он заведует постоянной работой починки, переделки наших тел, обменом веществ, пищеварением и прочим.

Все человеческое тело являет собою огромную гамму, в которой каждая клетка является носителем широкого круга. Мозг является в человеческом организме парадной дверью, эта дверь открывается в Космос, а вот другие двери - внутренние, через них непрерывным потоком проходят память, ощущения, ясность, яркость и интенсивность которых зависят от состояния здоровья тела, от работоспособности этих дверей.

У каждой клетки свое собственное сознание и своя свободная воля, действующая в рамках определенных законов.

На первой стадии психической жизни природа создает инстинктивный ум. Инстинктивная деятельность человека и животных до сих пор остается до конца не выясненной. Причины этой невыясненности лежат в темноте самой инстинктивной деятельности. С инстинктами мы встречаемся на самых низших ступенях жизни, и что интересно, чисто инстинктивное поведение совершеннее у существ низшего развития. У человека, например, инстинкт не проявляется уже в своем чистом виде, а всегда выступает как элемент более сложного целого и действует как скрытая пружина всех видимых действий. Но обычно инстинктами называют все то, что мы не понимаем, - так проще исследователям. Нередко под инстинктом понимают рефлекс, только более сложный.

Инстинктивная деятельность коренится в смутных позывах тела к органическому удовлетворению и является как бы результатом самых интимных запросов организма к миру. Инстинкт есть реакция поведения всего организма, а рефлекс есть реакция отправления отдельных органов.

Психическая основа инстинктов - наше сознание, именно оно делает наши реакции сознательными, разумными, автоматическими, чтобы не затрачивать излишней энергии.

В низших формах сознательность едва заметна, путем постепенного развития сознательность поднимается вверх и в высших животных уже достигает высокой степени. Первый проблеск инстинктивного ума можно наблюдать уже в царстве минералов, особенно кристаллов. В растительном царстве она уже более заметна. У людей инстинкты ослабевают по мере развития разумного пятого начала. В современном человеке пятое начало, или интеллект, обладает сильно развитой деятельностью инстинктов и в различной степени либо подчиняется ей, либо подчиняет ее себе. Как физическое существо человек не смог бы существовать без инстинктов. Инстинкты могут стать ему полезными слугами, а могут при превалировании (господстве над разумом) завладеть человеком. Многие люди только ненамного выше животных, и ум их работает исключительно на инстинктивной основе.

Природа заключает нашу личность в рамки материальных инстинктов, награждая ими наше эфирное тело. Эти инстинкты - суть инстинкт самосохранения своей особы, инстинкт борьбы за существование, в который входят питание, продолжение рода и стадность. Инстинкт самосохранения вызывает в основном трусость, но при духовной работе превращается в геройство самозащиты во имя идеала. Инстинкт борьбы за существование - в самоутверждении себя как духовного работника, отдающего среде вместо получаемой материи духовные ценности. Из полового инстинкта сохранения рода создается одухотворенная любовь, побуждающая к творческим порождениям культурных ценностей. Инстинкт стадности преображается в социальное сотрудничество взаимообмена.

Инстинкт пола - это примитивнейшее и первоначальное преодоление эгоизма. Инстинкт пола заставляет отказаться от обособленного состояния, заставляет перенести свое сознание в другое, к которому его влечет. Половой инстинкт переносит сознание из грубого физического тела в более тонкий физический план. Половой инстинкт - самый одухотворенный из всех материальных инстинктов, и одухотворенность его подтверждается всей природой в растительном и животном царстве. Цветы растений и крылья брачного полета у насекомых - это натуральные символы его одухотворенности.

В человеке инстинкт пробуждает напряженную деятельность, в результате ускоряется эволюция. Половой инстинкт дает возможность вмещения духа в материю.

Вся жизнь нашего тела во многом еще зависит от работы инстинктивного ума. Непрерывное восстановление тканей, переработка их, пищеварение, усвоение, выведение ненужных частиц и т. п., - все это делается инстинктивно. Вся целесообразная и кажущаяся разумной работа всех органов тела находится под управлением инстинктов. Инстинктивный ум работает и в растениях, и в животных. Но с развитием интеллекта у человека последний все больше начинает вмешиваться в работу инстинктов и посылает противоречивые внушения, порой даже совсем неполезные телу.

Инстинктивный ум учит животных вести борьбу за существование, строить гнезда и норы перед наступлением холодов или для выведения потомства, переселяться в теплый климат, проводить зиму в спячке. И мы большую часть своей деятельности осуществляем автоматически, т. е. инстинктивно. Откуда берется такой психический автоматизм? Мы овладеваем какой-то деятельностью с помощью интеллекта, а потом передаем ее на память инстинктивному уму. Если человек, например, впервые делает работу, то можно сравнить ту ступень напряжения, затрату внимания с той легкостью, когда он после многократных упражнений производит ту же самую работу. Такая автоматизация наших движений и реакций является необходимым психологическим условием для возникновения более высоких типов нервной деятельности. Ведь только автоматизированные акты представляют собой совершеннейший тип реакции. Автоматизация позволяет разгрузить нервную систему от чрезмерного напряжения. Если бы ходьба не являла собой автоматическое движение, то она потребовала бы каждый раз от нас страшнейшего напряжения всех сил. Интеллект мог бы быстро утомиться, контролируя монотонную работу, обдумывая каждый ее этап, - инстинктивный ум позволяет делать это автоматически. Инстинктивный ум можно назвать умом привычек. В нем много полученного наследственным путем, много такого, что развилось в нем самом, и много того, что он получил от интеллекта. Это вместилище потребностей, страстей, инстинктов, желаний, ощущений, чувств, эмоций.

Многие из грубых инстинктов еще сохранились у нас, например, это чувство частной собственности. Учение Жизни учит нас контролировать и обуздывать эти низшие желания, подчинять их высшим духовным велениям. Поэтому надо спокойно учиться узнавать остатки животной жизни в себе и бороться с ними, заменяя на высшие потребности. Низшие инстинкты в свое время были даны нам эволюционным развитием, но теперь мы переросли их, и нам необходимо оставить их позади. Это ступени восхождения, шагая по которым, достигнем высшего положения.

Но это небольшая часть работы нашего инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных опытов. Все, что осталось в сознании от первобытных форм животной жизни, до привычек, унаследованных от наших родителей, - все находится в заведовании инстинктивного ума. Все стороны животных инстинктов оставили следы на нашем инстинктивном уме, и эти следы нередко напоминают о себе под влиянием различных внешних обстоятельств. В инстинктивном уме сохраняются все наши желания, страсти, ненависть, зависть, ревность - словом, все, что мы унаследовали от прошлого.

Инстинктивный ум является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, мысли, чувства, ощущения, эмоции. У животных и первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развитого человека инстинктивный ум уже в значительной степени подчинен высшим началам ума, появляются стремления, которые идут от высших частей ума. Инстинктивному уму принадлежат слепые чувства, а также все желания тела. Стремление к физическому обладанию, страсти также принадлежат этой области ума.

Инстинкт есть могущественнейший стимул к действию. В воспитательной работе надо не подавлять инстинкты, ведь в природе нет ничего лишнего, а умело и рационально использовать инстинкты. Инстинкт - это природная сила, он выражает природные потребности человека (организма), он родился из приспособления к среде. Так как он возник в древнейшие времена, то некоторые инстинкты в их крайних проявлениях (например, инстинкт самосохранения может превратиться в беспринципную трусость) могут показаться излишними, грубыми. Потому инстинкт должен приспосабливаться к среде.

Высшим по отношению к инстинктивному уму является интеллект - та часть ума, которая анализирует, рассуждает и пр. Это начало принадлежит только человеку. Но резкого перехода от инстинктивного ума к интеллекту не существует. Интеллект развивается, как и все, постепенно, совершенствуясь, он озаряет инстинктивное начало и сообщает инстинктивной деятельности начало действительной разумности. И пока ясно не проявится интеллект, человек может проявлять страсти, но не разум, эмоции, но не интеллект, желания, но не разумную волю.

У некоторых животных уже пробуждена низшая ступень рассудочности, а у некоторых людей интеллектуальное начало проявляется совсем слабо, так что человек представляет собой больше животных черт, чем многие из домашних животных. Первым признаком начала развития интеллекта является пробуждение сознания или самосознания.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 205032 (0,81 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности

М.: ПРОМЕДИА

Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности на основе совместной продуктивной деятельности <...> учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность . <...> Такую инновационная деятельность мы называем изобретательской деятельностью ^ если в результате нее субъектом <...> осуществ­ лено по следующей схеме деятельности : 1. <...> " и "инновационная деятельность " применительно к профессио­ нальной деятельности учителей физики.

Предпросмотр: Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности.pdf (0,0 Мб)

2

Сервисная деятельность учеб.-метод. комплекс для преподавателей и студентов специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

Предлагаемый учебно-методический комплекс включает программу лекционного курса «Сервисная деятельность», планы практических занятий с литературой по темам, контрольные задания для проверки остаточных знаний, тематику контрольных работ и методические указания по их выполнению, вопросы к экзамену, список литературы.

Цель дисциплины "Сервисная деятельность " получение студентами знаний об основах сервисной деятельности <...> Содержание сервисной деятельности ; 2. Функции сервисной деятельности ; 3. <...> Методы сервисной деятельности . 11. <...> Сервисная деятельность . 16. <...> Маркетинг и сервисная деятельность ; СП: Питер, 2003. 5. Коробкова С.П. Сервисная деятельность .

Предпросмотр: Сервисная деятельность.pdf (0,2 Мб)

3

"Социально-культурная деятельность: теория, история, историография" монохрестоматия

Челябинск

"Данное пособие представляет собой оригинальный сборник научных трудов одного автора - доктора педагогических наук, профессора кафедры социально-культурной деятельности, заслуженного работника высшей школы РФ, члена - корреспондента Международной академии информатизации. Челябинской государственной академии культуры и искусств Рябкова В. М., написанных и изданных в период его научно-педагогической деятельности в академии. Главы из его монографий и учебных пособий, его научные статьи и тексты его выступлений на конференциях представляют значительный инте- рес для преподавателей учебных заведений культуры и искусств, аспирантов специальности 130005 - «Теория, методика и организация социально- культурной деятельности» специальности «Социально-культурная деятельность», изучающих такие дисциплины, как «История социально-культурной деятельности». «Историография социально-культурной деятельности», «Теория социально-культурной деятельности»."

деятельности ». <...> «Историография социально-культурной деятельности », «Теория социально-культурной деятельности ». <...>деятельность ". <...> культурной деятельности . <...>деятельности .

Предпросмотр: Социально-культурная деятельность теория, история, историография.pdf (1,3 Мб)

4

В статье рассматриваются проблемы сохранения и развития профессиональной библиотечной терминологии, внедрения терминологии информатики, эволюции основных терминологических ГОСТов.

и предсказывала им либо их скорейшую гибель, либо растворение в информатике и научно-информационной деятельности <...> В то время библиотековедам удалось отстоять самостоятельность своего предмета и области деятельности . <...>Деятельность – не библиотечно-библиографическая, как считалось прежде, а информационнобиблиотечная! <...> Прежние ГОСТы назывались так: ГОСТ 7.0-84 "Библиографическая деятельность . <...> Ныне действующий ГОСТ 7.00-99 "Информационно-библиотечная деятельность . Библиография.

Предпросмотр: Библиотековедение в опасности.pdf (0,2 Мб)

5

Прикладная информатика (в менеджменте): Программа государственного итогового междисциплинарного (комплексного) экзамена и критерии оценки выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 080801 "Прикладная информатика (в менеджменте)"

Программа итогового государственного экзамена состоит из 2 разделов. В общем разделе представлены основные темы по дисциплинам общепрофессиональной подготовки, обязательные для всех студентов данной специальности. Специализированный раздел включает темы по дисциплинам, обеспечивающим профиль соответствующих специализаций.

инфраструктуры данной деятельности , управляющих возможностей данной деятельности . <...> Сетевой этикет и деятельность PR – менеджера в Интернет. <...> Безопасность предпринимательской деятельности . <...>деятельности в России. <...>деятельности организации информационного профиля.

Предпросмотр: Прикладная информатика (в менеджменте) Программа государственного итогового междисциплинарного (комплексного) экзамена и критерии оценки выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 080801 Прикладная информатика (в менеджменте).pdf (0,2 Мб)

6

Правовое положение коммерческих банков

Познание

В книге рассмотрены вопросы, касающиеся правового положе- ния коммерческих банков, в том числе создания, реорганизации, банк- ротства и ликвидации, а также юридической ответственности бан- ков за нарушения банковского законодательства. Раскрыты про- белы и противоречия в правовом обеспечении банковской деятель- ности, особое внимание уделено нерешенным теоретическим воп- росам, таким как правовой статус коммерческого банка, правовой статус Банка России.

понимается предпринимательская деятельность кредитных организаций, а также деятельность Банка России <...> <...> Эта деятельность косвенно связана с результатами основной банковской деятельности . <...> Эта деятельность косвенно связана с результатами основной банковской деятельности . <...> Эта деятельность косвенно связана с результатами основной банковской деятельности .

Предпросмотр: Правовое положение коммерческих банков.pdf (1,3 Мб)

7

В статье выполнен содержательно-морфологический анализ терминов Генерального соглашения по торговле услугами ВТО, применяемых в регулировании международной торговли в секторе страхования и страховых услуг. Выделены сущностные признаки понятий «товар» и «услуга». Указано место страхования в структуре соглашения. Отмечен производный и специфический характер терминов ГАТС. Проиллюстрирована степень соответствия российских законодательных норм по видам страхования положениям ГАТС

Вопросы деятельности субъектов и участников страхового дела в рамках ВТО на межстрановых страховых рынках <...> Статус и деятельность РФ в рамках ВТО регламентируется четырьмя основными документами: Соглашение об <...>Деятельность может производить живой человек (работник) или группа работников (организация), например <...> Отсюда следует, что товар, деятельность потребляются потребителем исключительно через услугу. <...> Поскольку торговая деятельность является частью, отраслью экономики, постольку в структуре экономических

8

ВНУТРИБРИГАДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ТРАКТОРНО-ПОЛЕВОДЧЕСКИХ БРИГАДАХ СОВХОЗОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

Цель - исследовать один из важнейших вопросов научной организации производства - формы кооперации и разделение труда в полеводстве совхозов Приморского края.

Асе это даѳт вполне обоснованное право утверждать,что производст­ венная деятельность тракторно-полѳводчѳских <...> лучшего управления,техниѵ чѳсяого обслуживания тракторннх агрегатов и упорядочения других"* сторон их деятельно <...> труда исходят из необходимости детального ис­ следования всех организационных сторон хозяйственной деятельности <...> Мая-зовского,Черниговского,Йвгеньевского иХорольского еовхоэов.В процессе1 анализа производственной деятельности <...> Рассматривая эту сторону деятельности тракторно-Подеводческих Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство

Предпросмотр: ВНУТРИБРИГАДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ТРАКТОРНО-ПОЛЕВОДЧЕСКИХ БРИГАДАХ СОВХОЗОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.pdf (0,0 Мб)

9

Удовлетворённость заинтересованных сторон как фактор повышения качества образовательной деятельности физкультурного вуза монография

В монографии рассматривается теоретический и практический опыт по определению удовлетворённости заинтересованных сторон вуза физкультурного профиля. Отражены требования и рекомендации международных стандартов качества серии ISO 9001:2008 по учёту удовлетворённости заинтересованных сторон. Приводятся результаты исследований мотивационных факторов, повлиявших на выбор вуза потенциальными абитуриентами и их родителями, степени удовлетворённости студентов обучением в ФГБОУ ВПО «ВГАФК», мнения студентов об уровне организации в вузе учебно-воспитательного процесса. Дана оценка мнению выпускников академии о качестве полученных ими образовательных услуг, а также степенью удовлетворенности работодателей профессиональной подготовленностью выпускников. Приведены результаты исследований по итогам анкетирования «Преподаватель глазами студентов».

Модель гуманизации учебно-познавательной деятельности Модель гуманизации учебно-познавательной деятельности <...> Преподаватель объект познания Студент учебная деятельность Студент объект познания Учебная деятельность <...> " познания "Квазистудент" учебная деятельность Студент "квазиучебная деятельность " "Квазистудент" объект <...> познания Студент "квазиобъект познания" "Квазиучебная деятельность " объект познания Учебная деятельность <...>Деятельность и свобода / А.Л.

Предпросмотр: Удовлетворённость заинтересованных сторон как фактор.pdf (0,4 Мб)

10

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК РАЙОНА АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Целью ее является комплексное системное исследование существующих организационных форм управления сельскохозяйственным производством в составе АПК района и разработка рекомендаций по их преобразованию в соответствии с требованиями современного уровня развития производства и совершенствования производственных отношений

Предполагает "переход на демократические начала образования управленческих структур, подчинение их деятельности <...> В связи с отим в практической деятельности сельскохозяйст­ венных предприятий и агропромышленных формирований <...> Таблица I Етаяние надбавок к закупочным ценам на результаты произ­ водственной деятельности колхозов <...> Они направлены, глав­ ным"образом, на регулирование внутрихозяйственной деятельности " колхозов и совхозов <...> лёния, работники которой, как показали наши исследования, во многом дублируют деятельность подчиненных

Предпросмотр: РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК РАЙОНА.pdf (0,0 Мб)

11

Режим насилия и порабощения

Брошюра о насилии и порабощении фашистской Германией Центральной и Западной Европы.

Под охраной немцев „развивают свою деятельность " фашистские агенты Дегрель и фашистская организация фламандских <...> К этим „правительствам" прикомандированы агенты гестапо, которые контролируют деятельность государственного

Предпросмотр: Режим насилия и порабощения.pdf (1,9 Мб)

12

Дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала на уроках истории

М.: ПРОМЕДИА

правах рукописи БОРЗОВА Лариса Петровна Дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности <...> Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего <...> Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С В. Арутюняном, О С. <...> Предмет исследования дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности при <...> Леонтьев, Й.Хейзинга, С.А.Шмаков, Д.Б.Эльконин); психологические теории деятельности (Л.С.

Предпросмотр: Дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала на уроках истории.pdf (0,2 Мб)

13

Методика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования

М.: ПРОМЕДИА

подготовка учащихся, лицеистов, гимназистов, неразрывно связанная с их будущей деятельностью . <...> Здесь же рассматриваются категории реализации деятельности труд, общение, поведение. <...> И первая, и вторая установки связаны с мотивационной сферой деятельности управленцев. <...> Отсюда корпоративная составляющая мотивации совершенствования управленческой деятельности . <...>Деятельность как объект педагогических исследований // Сб.

Предпросмотр: Методика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования.pdf (0,0 Мб)

14

Статья посвящена биографии и творчеству Гусарова Владимира Николаевича и его произведению "Мой папа убил Михоэлса", опубликованном в издательстве "Посев" в 1978 году.

„В третьем классе я неожиданно включился в активную антисоветскую деятельность " (с. 17) это по поводу

15

Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков

Выступая как особый вид человеческой деятельности , игра придаёт развитию личности экологически здоровый <...> В исследовании использовался 20-летний опыт творческой деятельности диссертанта в народном театре г.Соликамска <...> Длительное время игра изучалась как "ведущая деятельность " детей дошкольного возраста, значительно менее <...> Игровая деятельность подростка сложное, многоплановое, полифункциональное явление, которое требует учёта <...> Ретроспективный анализ собственной деятельности диссертанта и изучение практики использования народных

Предпросмотр: Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков.pdf (0,1 Мб)

16

УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ И НАКОПЛЕНИЕ ЭФИРНОГО МАСЛА РАСТЕНИЯМИ МЯТЫ И ПОРУЧЕЙНИКОМ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

М.: МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Минеральные удобрения дают возможность получать в условиях Московской области (Барыбино) высокие урожаи эфирного масла хорошего качества Прибавка урожая эфирного масла от внесения удобрений в условиях опыта автора колебалось от 18-до 60%.

количество.органов, накапливающих эфирное масло, у "данного вида (сорта) ч остается. постоянным, но деятельность

Предпросмотр: УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ И НАКОПЛЕНИЕ ЭФИРНОГО МАСЛА РАСТЕНИЯМИ МЯТЫ И ПОРУЧЕЙНИКОМ.pdf (0,0 Мб)

17

М.: ПРОМЕДИА

<...> <...> <...> <...>


18

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЫНОЧНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование тенденций развития инвестиционного процесса, разработка и обоснование комплекса мер по обеспечению эффективной инвестиционной деятельности в региональном АПК на основе государственного регулирования и рыночной саморегуляции. В соответствии с поставленной целью были определены и решены следующие задачи: - изучить теоретические и методологические основы и особенности осуществления инвестиционной деятельности, обобщить зарубежный опыт и отечественные разработки по вопросам инвестиционного обеспечения экономического развития АПК; - определить принципы государственного регулирования и рыночной саморегуляции инвестиционного обеспечения процесса воспроизводства; - исследовать состояние и тенденции формирования и развития инвестиционных процессов в АПК региона; - разработать направления и комплекс мер по обеспечению эффективной инвестиционной деятельности; - уточнить методику оценки инвестиционного рейтинга и инвестиционной привлекательности организаций АПК; - адаптировать методику проектного анализа и разработать предложения по совершенствованию оценки эффективности инвестиционных проектов, позволяющие учесть особенности производства в АПК; - обосновать использование эффективных форм реализации инвестиционной деятельности, в том числе лизинга.

Анализ опубликованных за последние годы работ в области инве­ стиционной деятельности показывает, что <...> Объект исследования инвестиционная деятельность в АПК Цен­ трального федерального округа, с детальной <...> организаций АПК; сформулированы предложения по обеспечению эффективной ин­ вестиционной деятельности <...> Уровень рентабельности по всей деятельности органи­ заций АПК в 2000 году составил 23,0%. <...> Повышение эффективности инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве региона.

Предпросмотр: ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЫНОЧНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ.pdf (0,0 Мб)

19

Екатерина Леонидовна Кудрина: биобиблиографический указатель

В указателе представлены отдельные издания, статьи из сборников, журналов и газет, научно-методические и учебно-методические работы Е.Л. Кудриной за период 1988-2004 гг.

Проблемы оценки деятельности культурно-досуговых учреждений: теоретический аспект [Текст] / Сост. <...> <...> Мониторинг библиотечных кадров в регионе как стратегия деятельности вуза [Текст] / Е. Л. <...> »: стратегия и тактика деятельности вузов культуры и искусств / Е. <...> Плодотворную административную деятельность Е.Л.

Предпросмотр: Екатерина Леонидовна Кудрина биобиблиографический указатель.pdf (0,2 Мб)

20

М.: ПРОМЕДИА

<...> <...> <...> <...>


21

Воспитание готовности студента средней профессиональной школы к коммерческо-предпринимательской деятельности

М.: ПРОМЕДИА

как виду деятельности , представляющему универсальные, по его мне­ нию, возможности для самореализации <...> в условиях этого вида деятельности . <...> включения в реальную деятельность на субъектном уровне. <...> ("Основы коммерческо-предпринимательской деятельности ", "Этика предпринимателя"). <...> Памятка для студента, включающегося в организацию коммерческо-предпринимательской деятельности .

Предпросмотр: Воспитание готовности студента средней профессиональной школы к коммерческо-предпринимательской деятельности.pdf (0,0 Мб)

22

МИКРОФЛОРА ПОЧВ РИСОВЫХ ПОЛЕЙ ПРИМОРЬЯ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

М.: ВСЕСОЮЗНАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА

Принимая этот факт во внимание и учитывая своеобразие условий существования микроорганизмов в затопляемых почвах, мы поставили себе задачу дать общую характеристику микрофлоры и осветить наиболее специфические черты микробиологии почв, занятых посевами риса на территории Приморья.

Биохимическая деятельность " этих " . ." микроорганизмов приводит^ редукции нитратов, сульфатов " и окйсного"железа

Предпросмотр: МИКРОФЛОРА ПОЧВ РИСОВЫХ ПОЛЕЙ ПРИМОРЬЯ.pdf (0,0 Мб)

23

СЕКРЕТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЫЧУГА И ОБМЕН ВЕЩЕСТВ У ОВЕЦ ПРИ ПОЕДАНИИ НЕКОТОРЫХ ПРЕПАРАТОВ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ СЕРЫ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

ОДЕССКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Выводы 1. Элементарная сера и ее препараты повышают секреторную деятельность сычужных желез у овец При этом, повышается синтез пепсина и соляной кислоты. 2. Переваримость и усвояемость питательных веществ - рациона у овец, получающих препараты неорганической серы, выше по сравнению с контрольными животными

ОДЕССКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ J-WM На правах рукописи К О Р Е Л О В Виктор Тимофеевич СЕКРЕТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ <...> На правах рукописи" КОРЕЛОВ Виктор Тимофеевич СЕКРЕТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЫЧУГА; И ОБМЕН ВЕЩЕСТВ У ОВЕЦ <...> I ", 1 Секреторная деятельность сычуга в течение 6 и 24 часов с учетом количества выделенного сока>за <...> Секреторная деятельность сычужных желез у овец %f w , ~ п̂ри скармливании некоторых препаратов * *". <...> Элементарная"сера и ее препараты повышают секре­ торную деятельность сычужных желез у* овец При этом,

Предпросмотр: СЕКРЕТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЫЧУГА И ОБМЕН ВЕЩЕСТВ У ОВЕЦ ПРИ ПОЕДАНИИ НЕКОТОРЫХ ПРЕПАРАТОВ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ СЕРЫ.pdf (0,0 Мб)

24

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСПЫ МАСЛИНЫ В УСЛОВИЯХ СУБТРОПИКОВ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И АБХАЗИИ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

М.: МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Целью настоящей работы являлось изучение биологических свойств возбудителя кольцевой пятнистости ("оспы") маслины и обосновании системы комплексных мер защиты от нее.

наиболее полно усваиваться человеческим организмом» .Оливковое масло благотворно влияет на секреторную деятельность <...> 49,1 54,3 40,6 22,0 0 Следовательно,распространению заболевания нередко способствует хозяйственная деятельность

Предпросмотр: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСПЫ МАСЛИНЫ В УСЛОВИЯХ СУБТРОПИКОВ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И АБХАЗИИ.pdf (0,1 Мб)

25

Педагогические условия формирования среды образования управленческих кадров малого города

М.: ПРОМЕДИА

В итоге предметом рефлексии оказываются собственные способ­ ности и устремления в деятельности . <...> На первом этапе деятельность была направлена на высво­ бождение внутренних потенций управленцев. <...> Его деятельность значительно повлияла на управленческую ситуацию в городе. <...>деятельность , политическая деятельность и т.д., что делает актуальной задачу их освоения и развития. <...> Новые формы деятельности местных органов самоуправ­ ления в малом городе // Судак. С. 55-60.

Предпросмотр: Педагогические условия формирования среды образования управленческих кадров малого города.pdf (0,0 Мб)

26

Самостоятельная работа студентов библиогр. указ.

В указателе представлены библиографические описания научно- педагогических и учебных изданий, посвященных вопросам проектирования и реализации самостоятельной работы студентов - докторские и кандидатские диссертации, монографии, учебные пособия, научно-методические пособия, учебно-практические пособия, методические указания, сборники научных трудов, статьи из периодических изданий и сборников, материалы конференций. Справочный аппарат издания включает именной указатель.

Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. <...> Учебно-исследовательская деятельность студентов / Г. Б. <...> Самостоятельная учебная деятельность студентов педвуза / Н. А. <...> Научно-исследовательская деятельность студентов / Н. <...> На основе этимологического анализа понятий "деятельность ", "учебная деятельность " и "учебная самостоятельная

Предпросмотр: Самостоятельная работа студентов.pdf (1,4 Мб)

27

Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Часть 1. Объекты исследования социологии физической культуры и спорта: Учебное пособие

М.: Российская академия образования, РГАФК

Цель данного учебного пособия – ввести читателя в мир социологии физической культуры и спорта, ознакомить с основными проблемами этой науки и учебной дисциплины, представить новые подходы и концепции, связанные с решением этих проблем. Пособие состоит из нескольких частей. Первая часть посвящена анализу объектов, изучаемых социологией физической культуры и спорта. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.

Спортивная деятельность 88 2.3. Физкультурная деятельность 101 2.3.1. <...>деятельности (конкурс танцоров, певцов, музыкантов и т.п.); военной деятельности (военные сражения) <...> как игровая деятельность . <...> Будем называть такую деятельность "модифицированной игровой деятельностью ". 2.2.2. <...> Спортивная деятельность Для отличения соревнований в игровой и модифицированной игровой деятельности

Предпросмотр: Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Часть 1. Объекты исследования социологии физической культуры и спорта Учебное пособие.pdf (1,0 Мб)

28

Материалы Третьего Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию

Издательство ГПНТБ СО РАН

В сборник включены тезисы и полные тексты докладов, представленные на семинаре, который проводился в рамках деятельности Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования при Государственной публичной научной технической библиотеке Сибир- ского отделения Российской академии наук под эгидой Российской биб- лиотечной ассоциации. Тематика материалов охватывает круг вопросов, связанных с деятельностью учреждений системы непрерывного библио- течного образования страны (вузов, библиотек, учреждений дополнитель- ного профессионального образования, системы в целом). Предлагаются различные концепции взаимодействия библиотек, вузов культуры и ис- кусств, органов управления культурой территорий для эффективного обеспечения работы этой системы.

Сотрудник должен быть введен в курс деятельности Библиотеки, работы ее отделов. <...> Приоритетными направлениями в деятельности Центра являются: научно-методическая деятельность , учебно-образовательная <...> Для ЦБС области – областные гранты по развитию инновационной деятельности библиотек. <...> стратегическое планирование, инновационная деятельность и другие. <...> Специальность: 052700 Библиотечно-информационная деятельность .

Предпросмотр: Материалы Третьего Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию.pdf (0,2 Мб)

29

Введение в языкознание. Текст лекций лекции

В данном учебном издании представлено краткое содержание основных положений курса лекций. Тексты лекций и глоссарий, включенный в состав издания, знакомят студентов с системой понятий и терминов, которыми пользуются любые языковедческие дисциплины. Цель издания состоит в том, чтобы обеспечить теоретическую подготовку студентов к изучению языков.

двуязычие и многоязычие; психология - отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности <...> «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 14 Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности <...> Согласно теории междометий язык возник в результате того, что первобытные люди превратили инстинктивные <...> (ни эмоций, ни мыслей), а являлись лишь средством оптимизации (ритмизации) и согласования трудовой деятельности <...> Как один из видов человеческой деятельности , язык составная часть культуры.

Предпросмотр: Введение в языкознание. Текст лекций.pdf (0,1 Мб)

30

СРАВНИТЕЛЬНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАТАЛЕПСИИ, НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПАТОГЕНЕЗА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ЛЕЧЕНИЯ НАРКОЛЕПСИИ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... ДОКТОРА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. А. ЖДАНОВА

В настоящей работе приводятся результаты исследований физиологических механизмов каталепсии, выполненных на полученной нами модели «фотогенной каталепсии». Работа содержит также результаты исследований особенностей замыкательной и тормозной функций больших полушарий у людей, страдающих приступами непроизвольного сна днем и приступами обездвиженности с резким ослаблением тонических рефлексов поддержания и сохранения позы, возникающими при положительных и отрицательных эмоциях (катаплексия).

ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Работа выполнена в лаборатории эволюции двигательной деятельно <...> Хорошо известно, Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» что мышечная деятельность <...> Стрельцова (1931) о влиянии симпатической нервной системы на деятельность межуточного мозга. <...> «Проблемы сравнительной физиологии и /патологии. нервной деятельности ». <...> «Исследо­ вания по эволюции нервной деятельности ». ИЭМ АМН СССР.

Предпросмотр: СРАВНИТЕЛЬНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАТАЛЕПСИИ, НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПАТОГЕНЕЗА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ЛЕЧЕНИЯ НАРКОЛЕПСИИ.pdf (0,0 Мб)

31

Статья посвящена экономическому анализу выступлений академика А. Г. Агабекяна - директора Сибирского института экономики, а впоследствии секретаря отделения экономики Академии наук СССР, экономического советника Горбачева. Автор пытается раскрыть противоречия академика Агабекяна, который взвалил на себя бремя теоретически-конструктивного обоснования перестройки.

По сути, это фиктивное использование, фикция: оборот колоссальный, деятельность кипучая, все заняты выше <...> заставляет общество быстрее пересматривать приоритеты в распределении занятости и общественно полезной деятельности <...> Яковлев, стремясь вписать "индивидуально-трудовую деятельность " в социализм, говорил: "Если индивидуально-трудовая <...>деятельность может принести пользу, то почему надо сооружать идеологи­ ческие и практические препятствия

32

Библиотечная жизнь Кузбасса.Вып. 1 (31): сборник

Вып. 1 сборника "Библиотечная жизнь Кузбасса" за 2001 год посвящен 80-летию Кемеровской ОНБ им.В.Д.Федорова. Рассмотрены вопросы государственной библиотечной политики России, обеспечения информационных потребностей крупной территории электронными ресурсами, истории книжного и библиотечного дела Кузбасса.

Но и потому еще, что деятельность библиотек выходит за рамки того, что принято называть культурной деятельностью <...> Однако в другом смысле, в каком деятельность библиотек выходит за рамки чисто культурной деятельности <...> Изучение деятельности муниципальных библиотек включено в программу научноисследовательской деятельности <...> Следующий этап деятельности ЕЦК координация деятельности библиотек области по созданию информационных <...> (от основных видов деятельности , от предпринимательской деятельности ), а также нетрадиционные внешние

Предпросмотр: Библиотечная жизнь Кузбасса.Вып. 1 (31) сборник.pdf (0,4 Мб)

33

Руководитель библиотеки: непрерывное образование в условиях перемен

Издательство ГПНТБ СО РАН

Тематика материалов охватывает широкий круг вопросов, связанных с состоянием кадровых ресурсов библиотек и системы непрерывного библиотечного образования в национальных и областных библиотечных центрах. Предлагаются различные концепции взаимодействия библиотек и институтов культуры для эффективного обеспечения деятельности системы непрерывного образования.

Федотова ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКЦИИ ИФЛА "РЕГИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ <...> , издательская деятельность . <...>Деятельность по реализации проекта тренинг-центра включает три этапа. <...> Программа включает стратегическое планирование всей деятельности библиотек. <...> Образовательные программы в деятельности секции ИФЛА "Региональная библиотечная деятельность : Азия/Океания

Предпросмотр: Руководитель библиотеки непрерывное образование в условиях перемен.pdf (0,2 Мб)

34

Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения

М.: ПРОМЕДИА

ПСИХОЛОГИИ На правах рукописи АБОЛИН Лев Михайлович УДК 159.9 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В НАПРЯЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <...> спорт­ сменов в лабораторных условиях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности . <...> б) возможна ли продуктивная напряженная деятельность без эмоций? <...> Оказалось, что в исследованиях неявно противопоставлялись эмоции и деятельность . <...> Далее изучались типы эмоциональной саморегуляции напряженной деятельности .

Предпросмотр: Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения.pdf (0,3 Мб)

35

Ежегодный доклад о деятельности библиотек Кемеровской области (год 1997)

В Ежегодном докладе приводится анализ, основанный на данных статистической отчетности, по всем направлениям деятельности библиотек и ЦБС Кемеровской области за 1997 год, в том числе работы детских и юношеских библиотек.

А.П.ГАЙДАРА ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГОД 1997) СОСТАВИТЕЛИ: Юрьева <...> Этот показатель библиотечной деятельности в области увеличивается также только по группе городских ЦБС <...> Активизация ее к юбилею области. Досуговая деятельность . Массовая работа с юношеством. <...> Массовая работа с юношеством один из важных компонентов в деятельности библиотек области. <...> “Презентация творческой деятельности Силинской сельской библиотеки (Кемеровский район); 7).

Предпросмотр: Ежегодный доклад о деятельности библиотек Кемеровской области (год 1997).pdf (0,1 Мб)

36

Научно-педагогические основы физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в новых социально-экономических условиях. автореф. дис. … д-ра пед. наук

Цель исследоваания - разработка научно-педагогических основ оздоровления населения по месту жительства средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях.

Результаты исследований расширяют научные представления о физкуль­ турно-оздоровительной деятельности <...> В приложение включены 11 актов внедрения результатов исследований в практиче­ скую деятельность . <...> Следовательно, физкультурная деятельность может рассматриваться не только как средство сознательного <...> СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ <...>деятельности , в которую включен человек.

Предпросмотр: Научно-педагогические основы физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в новых социально-экономических условиях..pdf (0,2 Мб)

37

Интенции политического дискурса: теория и практика. Ч. 1 учеб. пособие для обучающихся по образоват. программе высш. образования - программе подготовки науч.-пед. кадров в аспирантуре 45.06.01 Языкознание и литературоведение

Учебное пособие по дисциплине «Теория интенциональности речевого поведения» состоит из двух теоретических глав, знакомящих обучающихся с основными понятиями данной междисциплинарной теории на примере речевого поведения продуцентов политического дискурса Великобритании. Ключевые теоретические параграфы учебного пособия сопровождаются вопросами для контроля усвоенных знаний и практическими упражнениями, позволяющими более глубоко разобраться в интенциональных механизмах речи продуцентов.

данной потребности (о чем убедительно пишет Поршнев), то манипуляция как воздействие имеет древнюю инстинктивную <...> Подводя итог сказанному выше, отметим следующее: 1) учитывая возможный инстинктивный характер процесса <...> программы и реакции, образовавшиеся в результате действия инстинктивных программ; особенности физиологического <...> Хотя данная теория описывает интенцию в рамках деятельности человека вообще (а не только речевой деятельности <...> Речевая деятельность не исключение: в основе речевой деятельности лежат определенные мотивы и она неизменно

Предпросмотр: Интенции политического дискурса теория и практика.pdf (0,4 Мб)

38

Наряду с традиционными аспектами упомянутых проблем в последнее время начинают затрагиваться и новые вопросы. К их числу относится вопрос об интеграции, синтезе спорта и искусства как двух элементов культуры. О необходимости такой интеграции говорится и пишется довольно много. Но в научном плане этот вопрос практически не разработан. Отсутствует четкая постановка самой проблемы, характеристика ее роли и значения в настоящее время. Не проведен научный анализ широкого комплекса связанных с ней вопросов: какие факторы определяют необходимость интеграции спорта и искусства? Какой социально-культурный эффект можно ожидать от этой интеграции? Насколько она реальна, каковы основные направления и конкретные пути ее реализации? Не изучен, не обобщен и не систематизирован опыт практической деятельности по интеграции, объединению, синтезу спорта и искусства. Столяров В.И., Самусенкова В.И. Современный спорт как феномен культуры и пути его интеграции с искусством (теория, методологические подходы, программы) // Спорт и искусство: альтернатива – единство – синтез? (Духовность. Спорт. Культура. Вып. третий): Сб./Сост. и ред. В.И.Столяров. – М.: РАО, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996. – С. 49–178. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ

Спорт - соревновательная деятельность " (Визитей, 1986, с. 39); "спорт представляет собой деятельность <...> и научно-исследовательской деятельности (например, конкурсы ученых); художественной деятельности (конкурс <...> <...> Такую деятельность мы называем "модифицированной игровой деятельностью ". <...> - деятельность "по законам красоты" и т.д.


39

Преступления в сфере экономической деятельности метод. указания

Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности . <...> Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности Преступления в сфере экономической деятельности <...> как разновидности социальной и хозяйственной деятельности человека. <...> Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности 1. <...> Незаконная банковская деятельность 1.

Предпросмотр: Преступления в сфере экономической деятельности Методические указания.pdf (0,4 Мб)
.

планированию финансовой деятельности предприятия Владеть: техникой разработки плана финансовой деятельности <...> ; финансовая деятельность . <...> Планирование финансовых результатов деятельности предприятия Финансовые результаты деятельности предприятия <...> Инвестиционная деятельность Излишек (дефицит) денежных средств по инвестиционной деятельности – всего <...> Финансовая деятельность Излишек (дефицит) денежных средств по основной деятельности (из стр.8) 17 Увеличение

Предпросмотр: Курс лекций по дисциплине «Планирование на предприятии АПК» Учебно-методическое пособие.pdf (0,6 Мб)

42

Финансовая политика: текст лекций текст лекций

В работе рассматриваются основы финансовой и бюджетной политики в Российской Федерации. Раскрывается построение бюджетной системы и бюджетного процесса. Уделяется внимание социальным аспектам бюджетной реформы. Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020200 Политология (дисциплина «Финансовая политика», блок ГСЭ), очной формы обучения.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, Copyright <...> Стимулирование предпринимательской деятельности (накопление капитала). 7. <...> ; – национальная оборона; – правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; –

В современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения. Они связаны со стремлением не только провозгласить, но и практически реализовать идеи гуманизма. Идея гуманизации, "очеловечивания" системы общественных отношений, разных сфер деятельности людей лежит в основе большинства тех социальных программ обновления, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время. Столяров В.И., Ипатов Д.И. Проблема гуманизации современного спорта и пути ее решения // Ценности спорта и пути его гуманизации (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск второй): Сборник./Сост. и редактор В.И.Столяров. – М.: РАО, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996. – С. 49–180. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ

Спорт - соревновательная деятельность " [ 16, с. 39 ]; "спорт представляет собой деятельность , базовой <...> и научно-исследовательской

М.: ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ АГРАРНЫХ ПРОБЛЕМ И ИНФОРМАТИКИ

Цель и задачи исследования. Целью исследования являлась разработка теоретических и методологических основ развития рынка картофеля. : в Российской Федерации практических рекомендаций по его совершенствованию в условиях перехода аграрной сферы экономики на рыночные отношения.

. / / л е й; невмешательство государства в производственную деятельность хо-^ч,Ч. \"« зяйствующих субъектов <...> ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 26 сколько полно они смогут быть включены в сферу деятельности <...> Как"правило, некоммерческая деятельность ^ связанная с " "проведением научных 1 исследований, организацией <...> Уу -. : ределяющее значение в качестве основного регулятора деятельности пред"*; ; " jv приятии: приобрел <...> V" ганизация сбытовой деятельности и конъюнктура рынка. При этом спрос>-"V-."

Предпросмотр: РАЗВИТИЕ РЫНКА КАРТОФЕЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf (0,0 Мб)

47

Проблема культурной ценности спорта, а также других тесно связанных с ним явлений, их места в современной культуре служила и до сих пор является предметом острых споров и дискуссий среди ученых – философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и т.д. Данной проблеме посвящены многочисленные статьи, брошюры, книги, индивидуальные и коллективные монографии и т.д. Столяров В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый. Исторические и теоретико-методологические основания: Сб. ст. /Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. – С. 84–209. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.

компоненты деятельности . <...> " от самой этой деятельности . <...> Будем называть такую деятельность "модифицированной игровой деятельностью ". <...>деятельность ». <...> Игра и эстетическая деятельность : к вопросу о генетической общности игровой и эстетической деятельности


48

Библиотечная жизнь Кузбасса. Вып. 1 (27): сборник

В вып. 1 сборника "Библиотечная жизнь Кузбасса" за 2000 год рассматриваются вопросы деятельности методических служб библиотек Кузбасса, технологии формирования и эксплуатации библиографических баз данных. Приводятся Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря, Положение об отделе прогнозирования и развития библиотечного дела и должностные инструкции сотрудников, сценарии деловых игр.

По функциям методической деятельности выявлено 22 источника. <...>деятельность Библиотеки;  настоящим Положением и другой документацией, регламентирующей деятельность <...> Координация деятельности библиотек Кемеровской области регламентируется Положением о координации деятельности <...> Здесь открывается широкое поле деятельности для библиотек. <...> ,  информационная деятельность ,  досуговая деятельность ,  автоматизация библиотеки,  оказание дополнительных

Предпросмотр: Библиотечная жизнь Кузбасса. Вып. 1 (27) сборник.pdf (0,2 Мб)

49

Профессиональная этика учеб. пособие (практикум)

изд-во СКФУ

Практикум составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации «бакалавр». Предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, профили: «Международно-правовой», «Информационно-правовой», «Гражданско-правовой», «Уголовно-правовой», «Финансово-правовой», «Правозащитная деятельность», «Правовая жизнь и юридическая деятельность», «Экологическое и природоресурсное право».

и адвокатской деятельности Субъекты судебного представительства и адвокатской деятельности Институт <...>деятельностью , за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности . 7. <...> Особенности профессиональной деятельности судей. 4. <...> Анализ деятельности следователя позволяет выделить стороны этой деятельности , такие как поисковая, коммуникативная <...> Понятие и структура деятельности следователя. 4.

Предпросмотр: Профессиональная этика.pdf (0,3 Мб)

50

История общей и дошкольной педагогики

В учебном пособии представлены различные виды учебных заданий для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История общей и дошкольной педагогики»: тематика семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке, тестовые задания для самоконтроля, материал для самостоятельного изучения. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки – Педагогическое образование, профилю – Дошкольное образование.

Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци. <...> Педагогическая деятельность И.И.Бецкого. <...> Педагогическая деятельность Ф.И.Янковича. <...> Педагогическая деятельность И.И.Бецкого. 30. <...> Оно, по мнению С.Френе, является инстинктивным средством выражения и не менее ценным для познания окружающего

Предпросмотр: История общей и дошкольной педагогики.pdf (0,2 Мб)

ИНСТИНКТ (лат. instinctus побуждение) - целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и совершающаяся под влиянием основных биологических потребностей.

С эволюционной точки зрения И. представляет собой полезный для особи «информационный опыт» предыдущих поколений данного вида животных (или человека) по удовлетворению основных биол, потребностей, запечатленный в определенных структурах организма. Исторически главную роль в реализации наследственной информации, заложенной в генетическом аппарате клеток организма, приняла на себя нервная система, и в частности гипоталамическая область (у высших животных и человека), регулирующая все формы ритмической деятельности организма (метаболические процессы, рост, развитие и т. д.) и определяющая трансформацию внутренних биол, потребностей в поведение, направленное на их удовлетворение (см. Лимбическая система). Будучи выражением наследственных механизмов организма, И. определяет основы его поведения и индивидуального развития.

Понятие «инстинкт» впервые применил древнегреческий философ Хрисипп для характеристики поведения птиц и других животных. Франц. мыслитель и врач Ж. Ламетри положил начало научному анализу И., связав этот феномен с телесной организацией животных, со строением их нервной системы и подметив его автоматический характер. Франц. ученый Ж. Кювье подчеркнул такие особенности И., как врожденность и стереотипность. Ученые по-разному объясняли происхождение И. Кондильяк (Е. В. Condillac) характеризует И. как редукцию ума, X. Де Руа - как зародыш последнего, а Ж. Ламарк - как унаследование привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей. По Ч. Дарвину, существуют два источника формирования И.- унаследование свойств, приобретенных в результате разумной деятельности, а также благодаря естественному отбору случайно возникших, полезных для данного вида животных.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов выявили рефлекторные механизмы И. По И. П. Павлову, И.- это сложный, в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чиханье, кашель и т. д.), безусловный рефлекс, т. е. ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего. И. нередко просто отождествляется с безусловными рефлексами, между тем И.- это не только физиол., но и неосознанное психическое явление, физиол, механизмом которого являются безусловные рефлексы. Огромную роль в осуществлении инстинктивной деятельности играют железы внутренней секреции. Анатомо-физиол, субстрат инстинктивных реакций созревает в различные периоды эмбриональной и постэмбриональной жизни организма.

Для проявления И. необходимо наличие безусловных сигнальных стимулов, напр, половой И. птиц и млекопитающих пробуждается при появлении комплекса эколого-сексуальных факторов. Так, для птиц сигнальными раздражителями являются длина светового дня, гнездовой микроландшафт и др.; для млекопитающих (копытных) - резкий температурный скачок, появление зелени, а такжe особи противоположного пола и др.

Инстинктивные реакции имеют целесообразный характер лишь при постоянстве внешних условий. При резком изменении условий они становятся нецелесообразными (напр., при нарочитом разрушении человеком дна ячеек в сотах пчелы продолжают наполнять ячейки медом). Однако на фоне стереотипности и шаблонности инстинктивной деятельности имеет место пластичность, изменчивость и развитие. Предопределяя форму поведения, врожденные механизмы у значительной части животных не определяют объекта этого поведения: только что вылупившиеся птенцы одинаково клюют и зерна, и опилки. Выбор объекта дается индивидуальным опытом. При этом в чистом виде И. проявляется у высших животных сразу после рождения; так, у новорожденного организма включаются механизмы так наз. импринтинга (впечатывания, запечатления), с помощью которых организм вступает в первоначальное взаимодействие с окружающим миром. В дальнейшем инстинктивные реакции развиваются в онтогенезе в сочетании и взаимодействии с процессами обучения. И в реальном взаимодействии организма и окружающей среды участвуют психофизиол, механизмы как видового, так и индивидуально приобретенного опыта. При этом чем выше уровень развития ц. н. с., тем больший удельный вес в поведении занимают реакции, приобретенные в индивидуальной жизни.

Если у насекомых И. играют ведущую роль, а у млекопитающих по мере возрастания уровня организации ц. н. с. все больший удельный вес приобретает жизненный опыт, то у человека И. играют уже подчиненную роль, находясь под контролем разума и социальных норм нравственности.

Данные современной нейрофизиологии и попытки моделирования рефлекторной деятельности показали, что обычная схема безусловного рефлекса (т. е. стимул-реакция) недостаточна для объяснения И. Основу любого И. составляют внутренние биол, потребности, а они в свою очередь приводят в действие врожденные физиол, механизмы «основных влечений», или мотиваций,- голода, страха, полового возбуждения, заботы о потомстве, строительстве жилищ и т. п. (см. Мотивации).

С точки зрения теории функциональной системы П. К. Анохина, функциональная организация И. имеет общую с приобретенными формами поведения архитектонику (см. Функциональные системы). И. включает аппараты афферентного синтеза (см.), принятия решения, постановки цели к действию, действие, достижение результата, удовлетворяющего доминирующую потребность, и оценку достигнутого результата.

В отличие от приобретенных форм целенаправленной деятельности (см. Целенаправленные реакции), центральная архитектоника И. основывается гл. обр. на врожденных механизмах мотиваций, памяти, принятия решения, постановки цели к действию, поведения и оценки его результатов. Вместе с тем, по Тинбергену (N. Tinbergen), в реализации механизмов И. принимают участие и специальные внешние - так наз. ключевые или освобождающие, раздражители.

Любая инстинктивная деятельность, так же как и приобретенные формы поведения, строится по единой схеме: формирование соответствующей потребности - ее удовлетворение. В процессе деятельности организма, направленной на удовлетворение той или иной потребности, в ц. н. с. происходит оценка каждого этапного и конечного результата. Причем в инстинктивной деятельности на основе врожденных механизмов программируется вся цепь результатов - от промежуточных до конечного и вся сложная деятельность, обеспечивающая их достижение. При этом в отличие от приобретенных механизмов удовлетворения биол, потребностей И. характеризуется жестким программированием поэтапных результатов, ведущих к удовлетворению возникшей потребности. В случае отсутствия этапного результата (и соответственно обратной афферентации о нем) конечный результат не может быть достигнут и животное делает многочисленные попытки достичь этапного результата.

Инстинктивная деятельность, используемая из поколения в поколение для удовлетворения основных влечений организма, может быть очень сложной. Примером таких сложных И. может служить деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезда и выведению потомства, сезонные перелеты птиц и т. д. Тем не менее инстинктивная деятельность всегда развертывается по шаблонному типу; только длите ль-ные изменения условий существования могут вызвать в ней некоторые сдвиги.

Инстинктивное поведение высших животных строится на основе врожденных связей подкорковых лимбических структур с минимумом корковых центров (поясная орбитальная и височная кора). И хотя участие коры головного мозга в инстинктивной деятельности ограничено, оно является основой для образования в индивидуальной жизни различных навыков, определяя важное значение И. в формировании в. н. д. человека (см. Высшая нервная деятельность).

На основе различных И. происходит обучение в любой форме. Однако в процессе обучения И. постепенно отступает на второй план; ведущая роль переходит к внешним, преимущественно социальным, факторам. Воспитание человека в значительной степени строится именно в направлении выработки способности подавлять и направлять инстинктивную деятельность, приурочивать ее к определенному месту и времени.

В процессе индивидуального обучения организм накапливает собственный опыт, который строится на основе синтеза раздражений внутреннего и внешнего мира (афферентный синтез, по П. К. Анохину). В этой синтетической деятельности ведущее значение приобретает деятельность коры головного мозга, к-рая все в большей степени способна подавлять подкорковые механизмы И.

Однако И. может проявиться в яркой форме, в частности когда деятельность коры ослаблена и нарушается контроль над нижележащими подкорковыми структурами (напр., в состоянии сна, при употреблении наркотических веществ или алкоголя).

В клин, практике имеются многочисленные примеры того, как в результате ненормального возрастания активности подкорковых центров или понижения тормозных влияний на них со стороны коры больших полушарий резко усиливается инстинктивная деятельность. При этом могут наблюдаться такие явления, как гиперсексуализм, обжорство, агрессивность и т. д.

Не менее часты случаи, когда повышенная активность подкорковых структур, ответственных за реализацию И., но имея возможности проявиться в соответствующем поведении, «прорывается» в форме ненормально повышенного влияния на деятельность внутренних органов, приводя к повышению кровяного давления, спазму различных гладкомышечных сфинктеров жел.-киш. тракта и т. п.

Описаны также патол, формы снижения инстинктивной деятельности (афагия, адипсия, импотенция и др.).

Специфика И. как объективно целесообразного действия сделала его излюбленным предметом различного рода телеологических и богословских рассуждений в доказательство мудрости творца или различного рода виталистических и спиритуалистических доктрин, противопоставляющих И. разуму как якобы более действенную силу, связанную с глубинными истоками творческого жизненного порыва и потому будто бы превосходящую разум определенностью и достоверностью своих достижений. Некоторые представители иррационализма, гипертрофирующие роль инстинкта в поведении человека (см. Фрейдизм), считают, что разум постоянно находится в поисках; он исследует и очень часто, если не большей частью, впадает в противоречия и заблуждения. И. же никогда ничего не ищет, но всегда находит. Подобные рассуждения опровергаются достижениями современной науки.

Библиография: Крушинский Л. В. Формирование поведения животных в норме и патологии, М., 1960, библиогр.; С л о-н и м А. Д. Инстинкт, загадки врожденного поведения организмов, Л., 1967, библиогр.; он же, Среда и поведение, Л., 1976, библиогр.; Хайнд Р. Поведение животных, пер. с англ., М., 1975, библиогр.; Ш о в e н Р. Поведение животных, пер. с франц., М., 1972, библиогр.; Tinbergen N. The study of instinct, Oxford, 1955, bibliogr.

К. В. Судаков, А. Г. Спиркин.