Как жить по православному в современном мире. Что значит быть христианином в XXI веке

Всякий труд, который человек совершает – это настоящая красота. Когда человек трудится, один, второй, сотый человек – это красота, то, для чего Господь его создал. Человек участвует в Божьем творении. Он создан для труда, а не для лени, он должен развивать материальный мир, одухотворять его.

Отдых – это часть ритма духовного. После труда Господь почил в седьмой день. Что же такое отдых для человека? – Восстановление сил в Боге, в молитве, в радости. Как христианин отдыхает? – В молитве, в благодарности Богу, в богоугодных мыслях. Если вы чтите воскресный день в молитве, молитва продолжается и остальные дни. Если вы седьмой день с Господом провели, вы находитесь в настоящем духовном ритме, и когда вы совершаете труд шести дней, вы совершаете его тоже в молитве, духовно. Как трудно работать, когда ты уныл и тосклив, и как приятно, когда есть радость и единство с Богом!

Таким образом, лень – это тьма, а активность – это свет. Лень – это даже кромешная тьма. Почему? – Потому что в лени правитель – диавол. Ленивый человек открыл себя диаволу, открыл свою десятку, чтобы диавол попадал в нее своими стрелам. Все, что ни придет в голову – все работает, всему верится, диавол нас убедит во всем. Когда же человек работает – диавол тоже стреляет в него, но не может попасть, поразить. Диавол следит за нами и не пропустит жертвы. Что такое зло? Если оно не совратит человека ко злу, оно не успокоится. Он работает над каждым умом, над каждым сердцем. Как? – Сразу обращает наше внимание на ближнего.

Если бы нам удалось разоблачать диавола, работающего в нашем сердце! А как это делать, если лень охватывает? Если есть у нас какой-то недостаток, разве диавол им не воспользуется? Он только этого ждет, и работает над вашей слабостью, чтобы вы никогда по-настоящему с ней не боролись. Успокаивает, притупляет ваше внимание.

Для человека, который успешно трудится и обращается к Богу, очень непросто понять, в чем проблема, пока он не увидит пример духовной жизни. Пример духовной жизни – это первое дело нашей жизни. Пока он не видит этого примера, он считает, что в его жизни все нормально, все в балансе, в большие грехи он не впадает и держится на плаву. Но он не может ориентировать себя на чисто духовную жизнь, более высокую, по причине тьмы, которая в сердце человека глубоко сидит и не дает ему увидеть свет Христов. Он, конечно, знает, что есть Бог, есть жизнь в Нем, как-то это совершает, но пока не увидит яркости этого света, продолжает пребывать в полумраке. В этом полумраке большинство людей находится.

Сегодня в нашем мире это особенно актуально. Человек трудится, не впадает в большие грехи, что-то перебарывает, раз в году на Пасху приходит в Церковь, иногда зайдет свечку поставить. Таких большинство. Мрак, который не изгнан из сердца, помогает человеку видеть лишь баланс, как у фарисея, между его жизнью и совестью. Его жизнь и совесть более-менее согласованы. Но эта согласованность настолько слабенькая и хрупкая, что этому человеку приходится все больше сдаваться перед этим миром. Совесть говорит: нельзя это говорить, нельзя это делать, а мир этот лукавый говорит: а как же быть? Как непросто жить, не подстроившись под этот лукавый мир.

Человек, живя в этом мире, все-таки поступается своей совестью. Иначе, считает, нельзя выжить. Но для христианина это невозможно. Большинство верующих людей все больше отступают перед этим миром. Проблема не в том, что есть грех, а в том, боремся ли мы с ним, как мы к нему относимся. Например, если мы говорим неправду – значит, служим отцу лжи. Если мы отступаем перед светским миром, он входит в нас. Если мы говорим неправду и делаем это обычным явлением, диавол хозяйничает в нашей душе, нажимает и на другие рычаги – страсти, удовлетворение себя, а их много!

Когда мы поступаемся в каком-то зле, через это зло диавол действует на другие наши чувства, желания, выискивает, как бы нам подсунуть чего-то сладенького. Одному одно, другому другое. Человек, который работает, а духовность поставил на второй план, не очень обеспокоен духовным ростом, обязательно погружается все больше в жизнь, отдаляющуюся от Бога. Если человек как норму принимает ложь, ему очень трудно справиться с другими страстями. И диавол быстро нажимает на эти рычаги, и человеку уже всего хочется, растут желания – чревоугодие, сребролюбие, прелюбодеяние, гордость, тщеславие…

Человек, который вышел из духовного ритма или не вошел в него, подпадает под очень трудную жизнь во мраке и практически все больше скатывается к страстям и грехам, которых он не допускал раньше. Диавол не будет спокойно смотреть, как он работает, заходит в церковь, а дальше начинает, скажем, вынужденно лгать, или что-то иное. Человек, который не имеет духовного ритма, очень слаб.

Почему наше общество становится все более развращенным? – Потому что человек вне христианской традиции не имеет силы противостоять своим желаниям, которые увеличиваются. Когда человек жил в христианской традиции, было ясно: это можно, это нельзя. Например, блуд. В христианском обществе такой человек не может прижиться, он идет против традиции, которой живет общество, делает вызов ему. Сейчас же нет никакой традиции, «свобода», точнее возможность духовного и даже внешнего произвола, хотя государство еще не санкционировало сожительство как нормальную форму жизни.

Мы должны помнить, что в любом случае, если человек далек от духовности, он не будет, хочет он этого, или не хочет, диссонировать с этим обществом, не сможет устоять. Например, грех блуда. Сказать светскому человеку, что внебрачные отношения запрещены, будет первый вопрос: а как жениться, не увидев, не попробовав? Все перевернуто вверх ногами: для христианина это невозможно, а для светского мира – единственно правильное: ты же должен знать, на ком ты женишься! Если человек не живет духовной жизнью, он не может жить другой жизнью в обществе, которое не живет по Евангелию, он будет жить теми же нормами, которыми живет общество.

Поэтому общество, удаляясь от Евангелия, станет антихристианским. Блуд разъедает верующих, верующие впадают в это, молодежь искушается. Мы не можем уже, живя в современном обществе, не защищаться от него.

Другой пример: в светском мире ложь – нормальное явление. И мы в нашей среде то же самое делаем, т.к. светское общество формирует сознание. Мы должны быть сильнее общества. Если мы останемся на уровне принятия общества как нормы, оно нас разрушит. Если же мы перейдем на другую позицию, скажем, что мы церковь, имеем противоположные правила, мы себя сохраним. Но пока четкого разграничения между жизнью Церкви и общества не существует в жизни большинства современных людей, то есть светских.

Вот как важен этот вопрос. Даже в отношении блуда. Это настолько актуально, настолько вопрос срочный, что, действительно, караул надо кричать. Потому что общество учит верующих, что это норма жизни. Молодежь живет в обществе, которое этим дышит, имеет это в глубине своей, и не может сохранить себя от тлетворного влияния этого общества. Воспитание молодежи должно быть в церкви, в духовной среде.

Мы не можем идентифицировать себя с этим обществом, ни с какой стороны. Потому что иначе верующий примет ложь нормой, блуд - нормой, все грехи – нормой. Материализм, сребролюбие, чревоугодие… Не говоря о славолюбиях, властолюбиях, изощренной гордости и прочем. Грехи множатся роем.

Христианская идентичность должна быть всегда в центре нашего внимания. Если мы живем в обществе, которое не следует Евангелию, мы должны, храня свою христианскую идентичность, быть другими. Не другими внешне, внешне мы не отличаемся, потому что внешность не играет никакой роли. Конечно, если общество дойдет до какой-то извращенности внешней, мы не будем в этом участвовать. Пока в обществе есть в этом какой-то баланс. Апостолы ничем не отличались от язычников по своей одежде. Они даже языческой одежде дали символы христианские, она стала увековеченной в христианстве. А вот сердце должно быть другим. Сердце христианина в этом мире должно быть другим.

Христианин в любом мире и в любых обстоятельствах – христианин. Любовь, терпение, смирение, сострадание – смысл его жизни. И наоборот, человеку этого мира неинтересно в христианском мире, потому что нельзя себя удовлетворить в грехах, нельзя показать свою гордость и надмение. Нельзя даже пожелать чего-то, все закрыто! Что за жизнь? Хоть умри! Почему? – Потому что ад в душе, эгоизм. Хочет как хочет, и не хочет, как надо. А что такое христианин? – Он все делает, как надо. Эгоист даже не подозревает, что его интерес настолько низкий и противоестественный, что есть в этой тишине жизни в послушании Богу интенсивность позитивная куда больше, чем его интенсивность греха. В эгоистическом мире действует отрицательная интенсивность, а в Божьем мире – положительная, и куда большая, несравнимая ни с чем, неизреченная.

Диавол во аде не может понять, что он живет отрицательной жизнью. Он имеет цель свою и ею живет. Диавол и темные духи, утвердившись в отрицательном направлении, имеют своей целью противостать Богу, положительной жизни, и не могут по существу принять другое. Но человек, слава Богу, не таков, даже самый страшный, пока он живет, он может покаяться.

Сама жизнь эгоиста и любящего человека противоположны друг другу. Эгоист имеет существо отрицательное, и это существо составляет цель жизни. Он не может не поддаваться этому существу и действует так, как это существо его ведет и подталкивает. Почему эгоисту очень трудно в жизни праведной? Потому что его существо настроено действовать отрицательно, и человек, который живет эгоизмом, не подозревает, что можно любить и этим насыщать свои души. Он насыщает свою душу интересом греха. Ему кажется, что если нет интереса греха, то жизнь становится бесцельной, бездейственной, замершей. Это диавол ему подсказывает. Диавол утвержден в этом, а эгоисту подсказывает: ты живешь, пока обманываешь, пока желаешь того, чего тебе хочется. Эгоист думает: у меня есть страсть, но если я от нее откажусь – будет пустота. Диавол подсказывает: не будет этой страсти, не будет смысла жизни.

Эгоисту трудно согласиться, что без греха у него будет смысл жизни. Но пока человек жив, он может покаяться и перебороть в себе в эгоизм. Как? – Только видя другой пример жизни.

Например, видит эгоист, что есть рядом христианин, который живет совершенно другой жизнью. И что оказывается? Оказывается, этот эгоист присматривается к христианину, не таков ли он, как он сам, эгоист. И если он находит что-нибудь у верующего такое же, как у него, он успокаивается: все ложь! Поэтому верующий должен быть на этом фоне тьмы эгоиста настоящим светом. Он должен показать эгоисту, что есть другая жизнь, что грех, который ему подсказывает бессмысленность жизни духовной – это ложь. Верующий человек, живущий в эгоистическом мире, понимает, что эгоистический мир не знает ничего, кроме тьмы греха.

Верующий человек должен стремиться жить и светить светом Христовым в эгоистическом обществе, следуя Евангелию своим сердцем. Он должен носить Евангелие в сердце своем. Это значит, что он должен видеть и должен понимать, как живет мир, как он его искушает, и перебарывать в себе это искушение. Это уже будет свет Христов. Когда мы стараемся в нашей жизни соответствовать Евангелию, она становится действительно неземной. Но следование Евангелию должно быть в глубине нашего сердца, искреннее и прямое. Мы действительно должны быть открыты своей любовью к ближнему, и никогда не закрываться.

Вы не думайте, что если мы начнем что-то искусственно делать, у нас что-то получится. Мы все разрушим, п.ч. эту искусственность увидит эгоист. Его может поразить только Евангелие. Только человек, подставляющий другую щеку. Ничего другое ему ничего не будет говорить, потому что он во мраке, ничего другое не видно, потому что оно не является светом. Светом является Евангелие, его прямое исполнение: сказано не суди – значит все. Сказано любить врагов – что бы мне враг ни делал, мы должны его любить. Сказано быть нищим духом, сказано искать Царствия Небесного и правды его прежде всего, а остальное приложится – делать так. Сказано блаженни плачущии – есть вопрос? Сказано блаженни алчущии и жаждущие правды, сказано блаженни милостивии, сказано блаженни миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся?…

Самое главное для свидетельства – это добродетельная жизнь ваша, если вы не разозлитесь, все перетерпите. Наша цель – любовь, мы от нее никуда не денемся, мы должны идти к ней, обретать ее, утверждаться в ней. Благость нашего сердца – яркий свет. Мы идем к этому. Даже неинтересно жить, если мы не посветим эгоисту, который кричит: что за жизнь? Нам деваться некуда, мы должны светить, но не тьмой своих страстей, а усилием перебороть себя.

Как стать в глазах эгоиста любящим? Очень просто. Двадцать четыре часа в сутки прилагать усилия бороться со своим эгоизмом. Это, прежде всего, Господь видит, и эгоист видит. И верующий помнит, что его ждет. Мы сегодня рассуждали и читали о Страшном Суде. Кто такой христианин? Всю свою жизнь стоит на Страшном Суде. Ближнему служу. А все остальное Святой Дух дает. Радость, цель жизни, удовлетворение жизнью. Когда мы прилагаем усилия – Дух Святой действует. А если не прилагаем – некому их приложить. Лень матушка. Лень – это гниение, разлагающееся тело. Конец, ты никому не нужен. А мы должны благоухать добродетелями, любовью, усердием. Давайте будем стараться приблизиться к этому идеалу.

Что такое духовный ритм? – Любовь в центре духовного ритма. Когда мы мысленно стоим на Страшном Суде – попробуй, разленись! Сразу входим в покаяние, слезы, молитву, и не успокоимся, пока не избавимся от греха, пока не удовлетворим совесть и Божью волю.

Наше усердие в духовной жизни – это самый эффективный путь борьбы с грехом. Если мы не усердны – царствует грех. А если мы усердны, прилагаем усилия, стараемся, грех все меньше и меньше овладевает нашим сердцем. Мы должны беречь духовный ритм нашей жизни. Наша жизнь должна быть обустроена духовно во всех отношениях. Мы не должны приспосабливаться в этом мире. Иначе мы будем терять свою христианскую идентичность. Христианин не может приспосабливаться там, где грех в открытую становится нормой жизни. Какое у нас может быть перемирие с врагом? А мы как бы садимся с ним за стол переговоров и подписываем договор о сотрудничестве. Мы уже не соль земли, а обуявшая соль, которая никому не нужна, и которую выбрасывают. Договориться с грехом – потерять соль, не быть светом. Омрачить свет, ничего не видеть. Так же как стекло фар забрызгается грязью – ничего не видно: светит там, или не светит.

Это – образ нашей договоренности с грешным миром. Если мы сообразуемся с миром сим, мы уже не христиане. Христиане - не от мира сего. Христианин, устраивающийся на этой земле – это абсурд. Он должен устраивать на этой земле Царствие Небесное, а он сам устраивается, и хочет устроить своих детей в этом грешном мире, и получает от них духовную дулю, потому что дети, воспитанные по-мирски, сами начинают потом «устраивать» своих родителей. Христианин должен жить по-евангельски в этом эгоистическом мире, а не устраиваться в нем. Если вы хотите своих детей во тьме устроить – они будут во тьме. А если вы хотите их сделать светлыми, ангельскими – они будут светить.

Многие из нас сегодня живут привычной жизнью: в суете и заботах. Однако рано или поздно наступает момент, когда человек прозревает, приходит к осознанию того, что все земное богатство – будь то молодость, красота, деньги, слава – временно. А вечна лишь наша бессмертная душа и о ней мы должны позаботиться в первую очередь.

Сегодня со священником Владимиром Авсеенко, благочинным Мучкапского церковного округа, мы поговорим на тему: НАЧАЛО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.

— Отец Владимир, что такое духовная жизнь? Для чего она нужна?

Духовная жизнь является определяющим фактором для человека и человечества в целом. Тело - это только одна наша часть, оно является хранительницей души – главной составляющей человека. Как для поддержания тела ежедневно требуется пища, так и для души необходимо питание, но питание иное — духовное. Оно складывается из участия в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, прежде всего, Таинствах Исповеди и Причащения, в доброделании, в домашней молитве, чтении Евангелия и духовной литературы.

Духовная жизнь — это жизнь с Богом. От Бога нас отделяют лишь наши грехи, они создают преграду между нами и Господом. Чтобы разрушить эту преграду, мы должны вести постоянную борьбу с грехом в себе, избавляясь от пагубных пристрастий.

Желание жить духовно заложено в каждом из нас, независимо от веры и национальности. Господь определил для человека высшую степень понимания добра и зла - совесть, которая определяет нашу нравственную жизнь. И вот по совести в каждом человеке определяется так называемая жажда духовной жизни. Однако, сегодня человек, получив неправильный ориентир в жизни, начинает искать истину в другом. Он ищет справедливости в жизни. Но ее как таковой в мире не найти. Сколько у нас населения сейчас? Около семи миллиардов человек; и у каждого своя правда, и каждый ищет ее. А где же на самом деле истина? А Истина одна - Христос, Который говорит, что «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6).

Как начать совершенствоваться обычному человеку, который никогда не жил духовной жизнью?

— Очень важно, чтобы основы духовной жизни закладывались в семье, в процессе воспитания. При этом воспитание начинается не тогда, когда ребенок подрастает, становится сознательным, а сразу же после зачатия. Духовная жизнь будущей мамы в этом случае является правильным основанием для формирования личности ее ребенка.

Семья – это главное в начале духовного пути. Однако, если человек вырос в неверующей семье и никогда не жил духовной жизнью, то первым шагом на пути к Богу станет его четкое осознание, что жизнь на земле обязательно закончится и за чертой смерти ему предстоит дать неизбежный ответ за прожитые годы. Исключений нет – это участь и верующих, и атеистов. После такого осознания человеку нужно понять, что главной помощницей в деле спасения его души станет Церковь.

Каждое растение питается от корней своих. Так же и человек– если он оторвется от корней – от веры, православных традиций, тогда потеряет свое назначение. А это очень опасно, потому как это приводит к деградации личности, к бедствиям, революциям…

— Правила прохождения духовного пути индивидуальны для каждого человека или они подчинены какому-то общему принципу?

— Конечно, у каждого человека в жизни своя дорога, свой путь ко спасению. Но главная задача каждого из нас - подготовить себя к жизни вечной. Жизнь, которую мы проживаем на земле, до обидного мала. Мы же читаем Псалтирь, знаем, как Господь говорит нам через царя Давида, что «жизнь наша семьдесят, аще в силах — восемьдесят лет и многие из них — труд и болезнь» (Пс.89,10).

Из Священного Писания нам известно, что первые люди жили девятьсот с лишним лет, а сегодня мы пребываем на земле очень недолго, и в этот короткий срок нужно успеть сделать как можно больше доброго, а главное – жить по совести.

Как жить духовной жизнью в современном мире? Мы не должны бежать от мира в его прямом понимании, потому что мы в нем живем, мы - его часть. Однако мы обязаны бежать от пороков и страстей, которые сопутствуют миру. Как? Жизнью воздержанной. Церковь, как любящая мать, помогает нам в этом, устанавливая четырежды в год многодневные посты. Церковь постоянно напоминает: «Человек, опомнись, для чего ты живешь? Воздержись!». При этом главным является воздержание духовное. Так, в Священном Писании мы читаем: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Кто хочет иметь счастье и благоденствие, тот должен связать руки от дурных дел, а уста свои закрыть от дурных слов.

Нужно только начать идти к Богу. Сам Господь говорит нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28).

— Какой совет Вы дадите тем, кто впервые в жизни решил начать молиться и поститься? Как определить свою меру?

Для начала нужно приложить какое-то усилие воли, поставить себе цель — жить по совести. По свободной воле человек может многое делать: молиться - не молиться, поститься – не поститься… Помните, когда по обе стороны от Христа были распяты два разбойника, поносящие Христа, один из них вдруг опомнился и сказал: «Достойное по делам нашим приемлем, помяни мя Господи во Царствии Твоем» (Лк.23,41–42), и услышал ответ от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43). А что же второй? Тот продолжал поносить Христа. Господь мог бы сказать и второму: «Опомнись!». Но нет, Он уважает свободную волю человека.

Дар, который вручил нам Господь - свободную волю — это удивительный дар. Свобода - это когда есть право выбора. Главное — сделать правильный выбор в жизни, чтобы добро, а не разрушающее зло, стало ее главной составляющей.

Что касается меры молитвы и поста для новоначальных, то нужно помнить, что младенец нуждается в грудном молоке, по мере возрастания ребенок принимает более твердую пищу и так далее. Так и в духовной жизни: человек, только встающий на путь духовного совершенствования, начинает с самого малого. Лучше, если он придет в храм и вместе со священником определит для себя молитвенную меру, степень постного воздержания, которые сможет понести. Нужно только сделать первый шаг и призвать на помощь Бога: «Господи, помоги мне», а остальное Господь устроит. Разумеется, при участии нашей воли.

Молиться нужно утром и вечером, а также перед вкушением пищи и после трапезы нужно вспоминать о Боге. Перекрестившись, кратко просить у Него благословение на всякое дело. А Господь на хорошее дело всегда укрепит, от дурного — оградит.

— Назовите наиболее характерные ошибки в самом начале духовного пути.

По неопытности человек может очень много на себя взять, чрезмерно обременив себя. Особенно это касается поста: воздержанность в пище, питие или непосильный молитвенный подвиг. Человек духовно надрывается и ослабевает, от чего впоследствии могут быть и разочарование, и болезни. Чтобы не допустить этого, нужно руководствоваться советами священника.

— С какими препятствиями может столкнуться начинающий духовную жизнь?

Препятствие - это, прежде всего, я сам. Сам с собой человек борется всегда. Ведь в нас помимо духовного начала есть и вторая сторона – печать первородного греха, склонность ко всему порочному. Чтобы искоренить в себе это, необходимо помнить свое предназначение на земле. Нужно идти спасительным путем исполнения евангельских заповедей, ожидая и веруя, что после смерти мы перешагнем порог Отчего дома и наследуем Царство Небесное.

— Когда начало духовной жизни положено, как удержаться, не сойти с правильного, спасительного пути?

Нужно приходить в храм не от случая к случаю. Нужно быть частью Церкви. В Церкви — Таинства, которыми мы живем.

Ничего само по себе не происходит в нашей жизни. Господь все так премудро устроил, установил все законы нашего бытия. И только от нашего неверия, потребительского отношения к жизни Господь попускает в различных территориях засухи, наводнения, землетрясения — это же глас трубы вразумляющий: «Одумайся, человек!». А нам все кажется, что это не с нами происходит.

Вспомните библейскую историю, когда упала башня и убила восемнадцать человек. Господь сказал: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13,4-5). Понимаете? Погибнете! Это значит — не будете иметь жизни будущего века. Это очень опасно. Поэтому, пока есть время - будем исправлять свой жизненный путь через покаяние и отвращение греховных привычек. Надо только начать, а Господь поможет…

- Благодарим Вас, батюшка, за интересную и познавательную беседу.

Преподаватель Московской Духовной академии. Мы будем благодарны читателям за вопросы и предложения к предстоящей конференции!

Мы часто слышим, говорим и пишем о духовной , о церковной жизни . Но – как, собственно, жить? Как жить так, чтобы «увлечение религией» не обернулось бедой для самого мирянина и его близких? В чем должно проявляться наше христианство? И как наша церковная и духовная жизнь может сочетаться с его «остальной» жизнью?

Ответ, который готов сорваться с языка, – православный христианин должен прежде всего ходить в храм. Точно, должен. Спору нет. Только вот хотелось бы понять – кому должен и зачем туда ходить? Попытаемся разобраться.

Для начала будет хорошо, если мы осознаем, что мы никому ничего не должны. Человек – таким его создал Господь. И он сам выбирает свой жизненный путь. Но, разумеется, любой выбор предполагает ответственность, а также логику дальнейших поступков. И если мой выбор – христианство, а лучше сказать – , то я буду прислушиваться к тому, что говорит мне Спаситель. А говорит он, среди прочего, вот что: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19–20). Это означает, что помимо домашней, индивидуальной , крайне важна молитва христианской общины – тогда с нами молится сам Христос.

И вот еще что говорит Спаситель: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6:53–57). Это – вторая причина, по которой мы собираемся в храме: мы приносим Богу Отцу бескровную жертву, которую однажды совершил и по сей день ежедневно совершает Сын Божий, и причащаемся, приобщаемся к этой жертве – к Телу и Крови Господним, к самому Господу.

Именно для этого мы ходим в храм. Не для того, чтобы ставить свечки, не для того, чтобы писать записки (хоть это всё тоже хорошо и правильно), но для того, чтобы молиться вместе с братьями и сестрами во Христе и всем вместе, во главе с епископом или пресвитером, совершать евхаристию и приобщаться к святым Тайнам.

Итак, ходить в храм действительно нужно. Но, повторюсь, не потому, что мы кому-то что-то должны, а потому, что Христос отдал нам Себя целиком, и с нашей стороны было бы просто черной неблагодарностью и свинством пренебрегать Его бесценным даром.

Как часто ходить в храм?

Напомню, мы говорим о мирянах, т. е. о людях, которые большую часть недели работают или учатся. Ясно, что мало у кого есть возможность ходить в храм ежедневно. Но со времен древней Церкви было принято собираться в храме в воскресный день – день Господень. Сюда же логично прибавить Пасху, двунадесятые и великие праздники (хотя многие из них попадают на будни, что делает участие в богослужении затруднительным). Конечно, есть множество святых, которых мы любим, есть иконы , которые тоже хочется почтить молитвой к Царице Небесной – но для этого вовсе не обязательно, забросив все дела и семью, бежать на полдня в храм. Вполне можно помолиться дома, почитать акафист, а лучше – канон из Минеи.

Как часто нужно причащаться? Я бы ответил так: .

Если вдуматься, то это нонсенс: прийти на литургию – и не причаститься. Распятый за нас Господь предлагает нам Свою Плоть, отдает нам Себя самого, а мы говорим: «Нет, Господи, я не достоин. Я вчера ел сосиску, я не вычитал правило, да и вообще я не далее как в прошлое воскресенье причащался. Не достоин. А вот в следующий раз, а лучше через пару недель, я уж попощусь, помолюсь – и буду достоин». Это то, что называется смирением паче гордости.

Впрочем, это отдельная тема, по которой уже много написано и сказано по меньшей мере со времен . Здесь нет возможности воспроизводить все аргументы за и против. Но я глубоко убежден, что для мирянина хорошо и правильно причащаться ежевоскресно.

Если мы будем исходить из причастия каждое воскресенье как нормы, нам придется задуматься над таким болезненным вопросом, как подготовка к причастию. Об этом тоже много говорилось.

Что касается поста, то церковные каноны знают лишь три вида поста: среду и пятницу, и евхаристический пост. Последнее представляет собой полное воздержание от пищи и питья с вечера накануне причастия (сейчас обычно говорят о полуночи) и до самого момента причащения. Требование поститься неделю или три дня перед причастием относится к той эпохе, когда многие причащались один раз в год или один раз в пост. При еженедельном причащении подобное требование абсурдно, вредно, да и попросту невыполнимо.

Думается, вполне достаточно, если человек постится в среду и пятницу, держит Великий пост (а по возможности – и другие многодневные посты). Требовать от мирянина постоянного поста в субботу или в четверг никто не вправе.

Другая составляющая традиционной – три канона и последование к причащению. Казалось бы, не так уж трудно выкроить полтора-два часа и вычитать все положенное. Однако в реальности оказывается, что это весьма нелегко. Постоянно приходится слышать: батюшка, простите, не успел прочесть. Да и сам батюшка, что уж греха таить, далеко не всегда «вычитывает» необходимое правило в полном объеме.

Но зададимся вот каким вопросом: почему именно таково молитвенное правило перед причастием? Мы читаем каноны, но ведь канон – это прежде всего составляющая часть утрени. И на воскресном всенощном бдении как раз и читается обычно три канона, только не покаянного, а прославительного характера. Что касается последования к причащению, то оно очевидным образом соотносится с евхаристическими молитвами.

Получается, следовательно, вот что: каноны воскресной утрени, которые трудно воспринимать на слух, проходят мимо сознания мирян; евхаристические молитвы миряне и вовсе не слышат. Вместо этого, «выстояв» в храме всенощную и готовясь «отстоять» литургию, мы читаем дома известные каноны и последование, заменяя, таким образом, сознательное участие в общественном богослужении келейной молитвой. Это еще одно свидетельство того, что причащение до сих пор воспринимается каким-то экстраординарным событием в жизни христианина, требующим дублирования уставного богослужения и уставных постов.

Как же быть с канонами и с последованием? Думается, вполне допустим такой подход: можно купить Октоих (стоит он не запредельно дорого) и в субботу вечером (а лучше, если есть такая возможность, – заранее, перед всенощной) прочесть три канона текущего гласа из воскресной службы. Или можно прочесть воскресный канон и канон богородичный, добавив к этому канон святому, память которого совпадает с воскресным днем. Правда, для этого нужна уже Минея, что вовсе не дешево. Однако все богослужебные тексты есть в Интернете, так что добыть их – не проблема, было бы желание.

Последование к причащению – вещь полезная. Но не менее, а гораздо более важно для любого христианина, будь то мирянин или священник, полноценное участие в евхаристии. К сожалению, с давних пор, как уже говорилось, евхаристические молитвы не читаются вслух. Впрочем, в некоторых храмах их всё же читают во всеуслышание. Вслух, как многие могли убедиться, читает их и . И это правильно, так как молитвы литургии – не эзотерические заклинания, но благодарение Небесного Отца от имени всей общины, а не одного лишь священника. Поэтому выход может быть таким: купить служебник или отдельную книжку с текстом литургии – и самому (разумеется, про себя) читать на службе литургийные молитвы. В этом нет никакого кощунства, ибо если молится только священник, то литургия перестает быть литургией – общим делом.

«Что значит быть христианином в XXI веке?». Вопрос не риторический, но крайне важный для нас, в XXI веке живущих. Так же, как и другой вопрос: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). Бог, как свидетельствует Писание, неизменен, Он Тот же сегодня, каким был и сотни, и тысячи лет тому назад, и тогда, когда времени еще не было, и останется Тем же, когда времени уже не будет (см.: Евр. 13, 8). Но меняется мир, меняемся мы, люди, и оттого христианину, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), так необходимо понимать дух времени, в которое ему пришлось жить. Не для того, чтобы следовать ему, а для того, чтобы от него уклониться, сохранить себя от его лукавства, от того, что в нем противно Христу и христианству. Вот и мы, предлагая вопрос о христианстве в XXI веке в качестве темы номера, хотим поговорить не об отличиях христианства современного от христианства времен апостольских. Скорее - о наших собственных уклонениях от подлинного христианства и о том, как этих уклонений избежать. Хотя, конечно, по большому счету, разговор этот - длиной не в журнальную публикацию, а в целую жизнь…

Александр Гезалов, один из лидеров благотворительного движения в России, руководитель Карельской региональной общественно-молодежной организации «Равновесие» (сайт sirotinka.ru), автор книги «Соленое детство», Петрозаводск - Москва:

Мне кажется, вопрос веры обретает новый смысл, новое звучание именно сегодня, когда многие увидели и узнали, что земные блага, к которым люди прилепляются,- не самое главное в жизни. Грянул кризис, и уверенность в том, что миром правит закон «исполнения желаний», согласно которому можно жить в кредит, покупать дорогие авто, летать на зарубежные курорты,- в один миг треснула, как плохое стекло. И в этом быстро меняющемся мире, предлагающем новые бренды выживания, а именно - «будь как все», вера многим помогает выстоять, разглядеть под налетом гламура то, что уводит от духовной жизни. Ведь человек, жаждущий сугубо мирских благ, не только становится заложником «рюшек на комоде», но и меняется для других, не замечает детей, родителей, нуждающихся.

Христианин же спокойно смотрит на имеющееся у него и у другого человека. Без зависти и желания «стать таким же» и «брать от жизни все». Главные его устремления - забота о душе. Поэтому настоящий христианин спокоен, сосредоточен, миролюбив и не стяжателен, он ищет Бога.

Татьяна Поликарпова, флорист-дизайнер, Саратов:

Быть истинным христианином в современном мире - это неимоверно трудно. Я думаю, что нашим детям будет еще труднее, чем нам. Жизнь не станет легче в этом смысле, нет, она станет еще тяжелее. Почему я так считаю? Потому что в нашем обществе очень неблагополучная обстановка. Я не материальную обстановку имею в виду, а духовную.

Конечно, дети будут иметь какое-то преимущество перед нами. Наши родители не могли воспитать нас верующими. А мы все же стараемся дать своим детям то, что можем дать, защищаем их от всех этих воздействий, от того, что они могут увидеть в любой момент - на экране, в Интернете, на улице… Защищаем и учим различать. Но им уже сегодня тяжело. Моя старшая дочь - студентка. Она не такая, как большинство ее сверстниц, и она все время это чувствует. То, что для них нормально, для нее - ненормально. И это совсем не так для нее просто. Но я ей говорю: раз ты оказалась в этой ситуации - значит, ты должна найти в себе силы в ней жить и всему дурному противостоять. Ведь оставаться христианином - это значит оставаться собой. А в наше время это означает - быть белой вороной.

Но вообще, главное для христианина в современном мире - это то же, что всегда. Уметь терпеть и смиряться. Раз нам досталось именно такое время, именно такое общество - значит, мы должны это принять. Говорить: «Я не могу, я не в силах» - значит отказываться нести свой крест. Когда я начинала работать в цветочном магазине, делать эти страшно дорогие юбилейные букеты для больших людей - мне было трудно, и я хотела уйти. Но мой духовник сказал мне: «Нет, раз уж Господь тебя туда поставил - надо терпеть и смиряться». Большинству людей именно этого не хватает - терпения.

Евгений Козин, помощник настоятеля Свято-Троицкого собора, Саратов:

Чтобы быть христианином, нужно сначала к этому прийти. Мой путь был долгим и непростым. Но трудности оказались во благо. Хорошо помню, как, будучи уже постоянным прихожанином, сразу после литургии разговаривал со священником (с отцом Александром Пестряковым) и услышал от него: «Евгений Федорович, какая благодать!». И очень удивился: «Почему же я не чувствую благодати?.. Хожу ведь на службы, вникаю, понимаю… Но благодати не чувствую». Почувствовал только через два года.

Та часть моей жизни, которая проходит в Церкви,- самая светлая и добрая. Все, что я делаю здесь, я делаю от чистого сердца и со спокойной совестью. Я бывал во многих паломнических поездках, восемь дней прожил в монастыре святой великомученицы Екатерины на Синае. Господь привел потрудиться и помолиться на Афоне… Общение с монахами стало для меня огромной радостью. И я понял, что до конца своей жизни буду считать себя учеником. Быть христианином - это означает быть учеником, учиться у всех, у кого можно научиться вере и жизни во Христе. Учиться и быть терпеливым. Чтобы дождаться благодати, дождаться помощи.

У меня был удивительный случай в жизни. Я шел пешком по Афону - один, без провожатых, по незнакомой дороге. Уже темнело. А у меня с собой не было посоха. Там все ходят с посохами, потому что трава очень густая, и в ней прячутся змеи. И вдруг я увидел посох, он стоял, прислоненный к какой-то изгороди, будто ждал меня. Господь пошлет помощь тому, кто следует по Его дороге.

Трудно ли быть православным христианином в наше время? Конечно, трудно, как и в любое другое время, но нам нельзя отчаиваться от тех трудностей и бедствий, с которыми мы сталкиваемся и еще столкнемся в наступившем веке.

Нина Талахадзе, юрист, заместитель начальника отдела в управлении Приволжской железной дороги, Саратов:

Вопрос состоит не в том, чтобы быть «настоящим» или «ненастоящим» христианином. Вопрос сейчас стоит так: сохранится ли наша вера. XXI век, действительно, отличается от всех минувших веков. Грех был всегда. Но сегодня мы подошли к черте, за которой человек превращается в потребительскую единицу. Можно сказать, что это уже некий «пост-человек». Человек, выросший в духовно опустошенное время.

А быть настоящим христианином - значит отличаться от мира сего. Соответствовать этому воистину небесному званию, в которое Господь призвал нас. Знать Закон Божий, свою веру, не допускать никаких отступлений от чистоты вероучения, усердно исполнять свои обязанности перед Богом и ближним. Прилагать все свои силы к тому, чтобы пройти тот путь, которым шел Христос Спаситель. Этот путь во все времена был полон трудностей, лишений, испытаний, огорчений и соблазнов, и время никому не дает на нем передышки. Путь этот труден, но необходим, ибо только через него познается смысл бытия и достигается спасение.

Общество сегодня нуждается в примерах веры и христианской жизни. Таким примером должен стать каждый из нас. Это и есть наша главная задача сегодня. Я вспоминаю свою маму - это была простая женщина с очень нелегкой судьбой, выросшая в бедности и затем в бедности жившая. И глубоко верующая. Она умела благодарить Бога за все. И была для нас всех примером в этом. К сожалению, сегодня многие, называющие себя православными… не являются верующими на самом деле. Для них вера - только ритуал, к которому они прибегают по воскресеньям для успокоения совести, возможно. А вера должна быть всей нашей жизнью. Особенно сейчас.

Священник Максим Куров, клирик Свято-Троицкого собора, Саратов:

Ответ на вопрос, что значит быть христианином сегодня, дан две тысячи лет назад. Апостол Павел в послании ко Евреям говорит: Иисус вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Значит, и требования к нам те же, что в апостольские времена и в последующие века. Так же как и во все времена, мы, по слову апостола Петра, должны быть готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр. 3, 15). И помнить при этом слова из Евангелия от Иоанна: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Ин. 15, 20).

Иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Или ты православный в любое время каждого дня, в любой жизненной ситуации, или же ты на самом деле вовсе не православный. Наше Православие открывается не только в наших строго религиозных взглядах, но во всем, что мы делаем и говорим. Большинство из нас почти не осознает христианской ответственности за мирскую сторону нашей жизни. Человек же с подлинно православным мировоззрением любую часть своей жизни живет как православный…». А старец Паисий Святогорец, подвизавшийся на Афоне в конце XX века, предупреждал: «Православно думать легко, но для того, чтобы православно жить, необходим труд». В современном мире, к сожалению, мы видим, что прилагать даже какой-то незначительный труд к духовной жизни практически никто не желает. Наша действительность показывает: мы привыкли к потребительскому отношению, и усилия у нас не приветствуются вовсе. Пришел, увидел, купил - нам хочется, чтоб и в духовной жизни было так, чтобы мы получали просимое как можно быстрее и проще. Поэтому главное в жизни современного христианина - преодолеть облегченное, потребительское отношение к вере, вернуть понятие о духовном труде.

Дмитрий Соколов-Митрич, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», Москва:

Быть христианином в современном мире, на мой взгляд, это быть самим собой. Потому что быть самим собой без Бога сегодня уже практически невозможно. Стоит только от Него отвернуться, и тебя давит такая суета, что оказывается парализованной не только духовная жизнь, но и вообще способность понимать какие-то простейшие вещи: что я делал вчера, чем я буду заниматься завтра, для чего мне эти деньги, которые я зарабатываю, зачем я воспитываю своего ребенка и каким хочу его видеть… Сознание современного человека похоже на вечно проезжающую мимо электричку, и если ты хотя бы не пытаешься жить по-христиански, то рано или поздно у тебя закружится голова, и ты упадешь под колеса.

Валентина Волкова, врач-терапевт Центральной районной больницы села Балтай Саратовской области:

Это очень сложный вопрос, пришлось подумать над ним несколько дней, но я не уверена, что итог моих размышлений - окончательный.

Каждый христианин, наверное, всю свою жизнь учится жить истинно по-христиански. И не важно, в какое время он живет: в XXI веке или два тысячелетия назад. Конечно, когда у первых христиан еще была жива память о Боге Живом, сошедшем на землю ради спасения людей, было легче - сама мысль о Христе окрыляла. Сегодня же нам осталось только верить, а для начала - эту веру обрести и укрепить. И по большому счету, на этом пути и современные христиане, и верующие прошедших столетий сталкивались и сталкиваются с одними и теми же проблемами. Главная проблема христианина - он сам, его глубинное нежелание себя менять в соответствии с евангельскими заповедями.

Лично для меня трудности заключаются еще и в повседневном исповедании веры: когда в пост мои коллеги едят скоромное, что мне делать? Отказаться - обидеть их, не отказаться - согрешить, «обидеть» Бога. Но все это можно решить - обладая чувством благорасположенности к людям, рядом с которыми ты живешь, которое, может быть, когда-нибудь перерастет в ту самую любовь, которая есть жизнь. Главное - не обманывать никого. Ни себя, ни людей. Жить не по лжи, не говорить неправды - это самая трудная заповедь для современного христианина.

Иван Привалов, системный администратор, фотограф, Саратов:

Быть христианином в наше время одновременно и просто, и сложно. Просто - потому, что ты всегда уверен, что Господь тебя не оставит и Своей волей выведет тебя из любой ситуации. Сложно - потому, что ты не можешь уже поступать просто так, любой свой поступок ты должен взвесить и решить, достоин ли он христианина.

Вместе с тем, современный мир изменил и христиан. С одной стороны, мы видим, как в храме молодежь уступает место бабушкам, на праздники все поздравляют друг друга, делясь своей радостью, все стараются помочь детям и пропустить вперед себя родителей с младенцами. Но современный христианин уже не подставит правую щеку, когда его ударили по левой. Быть добрым и отзывчивым, но не давать себя в обиду - вот основная примета современного христианина.

Игумен Никон (Поляков), наместник Свято-Никольского мужского монастыря, Саратов:

Быть христианином сегодня - то же, что во всех минувших веках. Другое дело, что современный человек слаб. Хотя бы уже потому, что менее воцерковлен, оторван от живой традиции Церкви. То, что из века в век само собой разумелось и наследовалось, нашему современнику приходится выбирать и узнавать заново. Вот почему среди нынешних наших прихожан так много людей внешних. Они удовлетворяются наружной стороной церковной жизни, но не заглядывают внутрь себя, не ведут диалога с Богом в своем сердце. По сути, это попытка лукавить с Богом. А мы должны быть настоящими христианами, чтобы иметь в себе силы жить вопреки. Не по законам современного мира, а по евангельским заповедям. Идти против течения, называть грех грехом. В сегодняшнем мире то, что во все времена и во всех традиционных религиях считалось грехом, превращено в норму, и никто уже этому не удивляется. Но если мы будем жить иначе, наш пример будет воздействовать на окружающих. Они увидят: есть другая жизнь, есть люди, живущие этой жизнью. Часто приходится слышать, что верующий человек, человек, живущий по заповедям,- это белая ворона. Но, во-первых, человек, у которого действительно есть вера, не чувствует себя одиноким никогда - он с Богом. Во-вторых, люди, которые этого человека отторгают,- они к нему же и придут за утешением и советом, когда у них что-то случится, когда им будет плохо. И это тоже наш долг - суметь такому человеку помочь.

Владимир Сухих, воспитанник Саратовской Православной Духовной семинарии:

Христианин - это человек, сердце которого однажды и навсегда пронзила мысль: «Господи, как хорошо, что Ты есть в моей жизни! Спасибо Тебе за это!». Евхаристия, благодарение - это то, что совершается не только в храме: Евхаристией должна быть, по сути, вся наша жизнь, потому что жизнь - это единственное, что могут смертные существа принести в дар Богу. Но нельзя любить Бога и не любить при этом ближнего. Нельзя не помнить: Заповедь новую даю вам - да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13, 25).

Самое тяжелое, что мы переживаем сегодня, в XXI веке,- это оскудение любви. Не любим мы, не любят нас. Люди становятся все более отчужденными и безразличными по отношению друг к другу. Они чувствуют себя бесконечно одинокими и несчастными. Поэтому нам, христианам, нужно прежде всего выбираться из этой бездны - бездны нелюбви. Увидеть Бога не только в своем собственном сердце, но и в глазах другого. Именно этого нам не хватает сегодня. С чего начать? С того, может быть, чтоб хотя бы своих учиться любить, то есть своих по вере - как это было в апостольские времена. Люди, с которыми мы вместе молимся в храме,- они должны стать чем-то очень важным для нас. Отчуждение и холодность должны быть преодолены, и прежде всего именно здесь - в стенах храма. После этого можно двигаться дальше, можно изменять этот мир к лучшему. Именно это означает - быть христианином. Не называться, не казаться, а именно быть.

Иеромонах Никита (Сергеев), настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских села Елшанка Воскресенского района Саратовской области:

Что значит быть христианином в XXI веке? Я бы спросил по-другому: как нам оставаться христианами? Эпоха тут совершенно ни при чем. Господь вчера и днесь - Тот же. А вот мы, христиане, меняемся, утрачиваем дух христианства. Поначалу, когда мы обретаем веру, то «зажигаемся», читаем глубокие, серьезные книги, жития святых и пытаемся слепо подражать, следовать их примеру. Но без внутренней работы над собой наша неразумная ревность подчас приводит к падению, к охлаждению веры и даже к отступлению.

Все больше искушений, и люди сегодня очень слабые, чтобы противостоять им. Некоторые, придя в Церковь, совершенно не стремятся изменить себя, а хотят изменить саму Церковь, подстроить все под себя. Этот бунтарский дух не дает покоя, подтачивает изнутри, а все потому, что у современного человека нет смирения. Тогда как путь ко Христу - в каком бы веке ни жил человек - один: это путь смирения. А нашему поколению, воспитанному в духе ложной свободы, смиряться не пристало, поэтому люди и не желают ничего слушать. И этот багаж тащат с собой в Церковь.

Когда священник говорит о послушании, он не требует рабского послушания себе, как духовнику. Всякий священник, если он не страдает младостарчеством, всегда спросит пришедшего к нему человека: «А как ты сам думаешь? А как ты хочешь поступить?» - и никогда не будет настаивать на своем видении решения проблемы, не отнимет у человека право выбора. Речь идет о послушании Церкви, ее канонам. А современные люди зачастую говорят, что эти каноны устарели, и не хотят их знать и им следовать. Вот тогда Господь и попускает нам скорби и болезни, но мы, вместо того, чтобы принять их со смирением, начинаем молиться о скорейшем избавлении от них. Молимся не о Божией воле, а о своей! Это еще одна особенность современных христиан - сугубая практичность. Есть проблема? Надо ее решить, получить мгновенный результат. Но, даже получив помощь Божию - на нашем источнике1 случаются чудесные исцеления - вряд ли и один из десяти придет в храм, чтобы поблагодарить Бога. Нет чувства благодарности у современного человека. Еще постоянства нет - отошли от аналоя и тут же все забыли: в чем каялись, о чем просили…

Мы перестали видеть смысл в доброделании, в совершении духовных подвигов. Если и совершаем молитвенное правило, то тут же начинаем мнить о себе, а если пытаемся поститься - то у нас уже и нимб над головой светится! Это одно из знамений нашего времени - мы ни в чем не хотим себя ограничить, утеснить, ничем не хотим жертвовать, и если Господь нас чего-то лишает - тут же ропщем. Верующие ли мы после этого?

Духовную жизнь нельзя вести с комфортом. И если мы - христиане - хотим следовать за Христом, мы должны знать, что Господь сказал: «Возьми крест свой и иди за Мной». Он не сказал: «Садись в мерседес с кондиционером и езжай себе спокойно». Мы же хотим в узкие врата на мерседесе въехать, возложив свой крест не на спину, а в багажник. Тогда как должны потрудиться, принести покаяние. И, может, тогда Господь перед многочисленными нашими нулями поставит маленькую единичку.

Сергей Мухин, предприниматель, Саратов:

Я не стал бы вот так разделять: в XXI веке, в любом другом веке… Православный христианин должен следовать тому, чему учили апостолы и святые отцы. Это не подлежит никакому пересмотру. Господь неизменен - что в апостольские времена, что сейчас. Другой вопрос - что жизнь сегодня другая. Сегодняшний человек настолько привязан к материальным благам, настолько зависим от них, что ему очень трудно принять призыв Спасителя не заботиться о пище и одежде (см.: Лк. 12, 32). Мы заботимся об этом постоянно. Можно сказать, что наша жизнь - это непрерывная борьба за материальные ценности. И это подавляет в человеке духовную жизнь.

Вера дается человеку свыше, но от самого человека зависит, каким путем пойти, что выбрать. Я принадлежу к поколению, которое училось в советской школе, нам с детства внушали, что Бога нет, однако же это не помешало многим людям прийти к вере и Церкви. В начале двадцатого века многим казалось, что эпоха подлинных христиан, эпоха мучеников прошла. Но последующие страшные события показали, что это не так, и сегодня мы молимся новомученикам и исповедникам Российским. Нам говорят, что сегодня нет святых. Но ведь Господь не всех святых являет при жизни, и мы не знаем, кто будет прославлен через сто лет. Спаситель не обещал нам такого: что все поголовно будут христианами, что все последуют за Ним. Но Он говорил: Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Нам не надо бояться быть христианами сегодня.

В прошедшие века, например в России XIX в., православное мировоззрение было частью православной жизни и поддерживалось окружающей действительностью. Даже не было нужды и говорить о нем, как о чем-то отдельном, – все жили по-православному, в согласии с окружающим православным обществом. Во многих странах само правительство исповедовало Православие; оно было центром общественной деятельности, и сам Царь или правитель исторически был первым православным мирянином, обязанностью которого было подавать своим поданным пример христианской жизни. В каждом городе были православные церкви, и во многих из них службы совершались ежедневно, утром и вечером. Монастыри были во всех больших городах, во многих меньших городах, за их пределами, в деревнях, в удаленных и пустынных местах. В России было более тысячи официально зарегистрированных монастырей, не считая других общин. Монашество было общепризнанной частью жизни. Действительно, в большинстве семей кто-нибудь – сестра или брат, дядя, дедушка, родственник – был монахом или монахиней, не говоря уже о других примерах православной жизни, странниках и Христа ради юродивых. Весь образ жизни был пронизан Православием, центром которого, конечно, было монашество. Православные обычаи были частью повседневной жизни. Большинство повсеместно читаемых книг были православными. Сама повседневная жизнь для большинства людей была трудной: им приходилось много работать, чтобы прожить, надежды на жизнь были невысоки, не была редкостью – все это подкрепляло учение Христа о реальности и близости другого мира. В таких обстоятельствах жить по-православному означало то же, что и иметь православное мировоззрение, и мало было необходимости говорить об этом.

Сейчас все изменилось. Наше Православие – это островок среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от него. Многие люди подвергаются искушению разделить свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, и Православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время. Но если взглянуть пристальнее, мировоззрение такого человека часто представляет собой странную комбинацию христианских и мирских ценностей, которые на самом деле не смешиваются. Цель этого доклада – показать, как живущие сегодня могут начать делать свое мировоззрение более ценным, делать его всецело православным.

Православие – это жизнь. Если мы не живем по-православному, мы просто не православные, вне зависимости от того, к какой вере мы формально принадлежим.

Жизнь в нашем современном мире стала очень искусственной, очень неопределенной, очень путанной. Православие, действительно, имеет свою жизнь, но оно также не столь уж далеко от жизни окружающего мира, и поэтому жизнь православного христианина, даже когда он действительно православный, не может не отражать ее так или иначе. Какая-то неопределенность и путаница проникли теперь даже и в православную жизнь. Давайте попытаемся взглянуть на нашу современную жизнь, чтобы посмотреть, как лучше могли бы мы выполнить наши христианские обязанности, вести жизнь не от мира сего даже в эти ужасные времена и иметь православный взгляд на свою сегодняшнюю жизнь, который позволит нам в эти времена выжить и сохранить в целости нашу веру.

Жизнь сегодня стала ненормальной

В то же время наше отношение к людям должно быть отношением любви и прощения. Сейчас в православную жизнь вкралась некоторая жестокость: «Это еретик, не общайся с ним», «Этот, возможно, православный, но с уверенностью утверждать нельзя», «А вот тот явно шпион». Никто не станет отрицать, что сейчас окружена врагами и что есть некоторые, кто не прочь воспользоваться нашим доверием. Но так было с апостольских времен, и в этом практическом отношении христианская жизнь всегда была чем-то рискованным. Но даже если иногда нами и пользуются, и мы должны проявлять осторожность, все же мы не можем отказаться от нашей основной позиции любви и доверия, без нее мы потеряем основу основ нашей христианской жизни. Мир без Христа недоверчив и холоден, но христиане, напротив, должны быть любящими и открытыми, а иначе мы потеряем соль Христову в себе и станем подобными миру, годными для того, чтобы нас выбросили и попирали ногами.

Немного смирения при взгляде на себя помогло бы нам быть более великодушными и прощающими ошибки других. Мы любим осуждать других за странность их поведения; мы называем их «cuckoos» или «тронутыми новообращенными». Действительно, мы должны беречься по-настоящему неуравновешенных людей, которые могут принести большой вред Церкви. Но какой православный серьезный христианин сегодня немного не «тронутый»? Мы не соответствуем обычаям мира сего, а если и соответствуем им в сегодняшнем мире, то мы уже не являемся подлинными христианами. Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в миру и не может не казаться себе и другим немного «тронутым». Во многих странах достаточно придерживаться идеала христианства не от мира сего или креститься взрослым, чтобы попасть в сумасшедший дом, а эти страны торят дорогу всему миру.

Поэтому не будем бояться, что в миру к нам станут относиться как к несколько «тронутым», и будем продолжать хранить христианскую любовь и прощение, которые мир никогда не сможет понять, но в которых, в глубине сердца, он нуждается и которых даже жаждет. Наконец, наша христианская позиция должна быть – назову по недостатку лучшего слова – невинной. Ныне мир придает большое значение сложности, житейскому опыту, «профессионализму». Православие не придает этим качествам никакой цены, они убивают христианскую душу. И все же эти свойства непрестанно проникают в и в нашу жизнь. Как часто приходится слышать, особенно от восторженных новообращенных, о желании поехать в большие центры Православия, в соборы и монастыри, где собираются тысячи верующих и разговор повсюду идет на церковные темы, и можно почувствовать, как все же важно Православие. Это Православие есть лишь маленькая капля в ведре, если взглянуть на все общество в целом, но в этих больших соборах и монастырях столько народа, что кажется, что Православие действительно преобладает. И как часто видишь этих людей в жалком состоянии после того, как они удовлетворили свое желание и возвратились из «великих центров Православия» угрюмые и разочарованные, наслушавшиеся мирских церковных сплетен, полные осуждения и озабоченные лишь тем, чтобы быть «православными», «соответствующими» и по-мирски опытными в вопросах церковной политики. Одним словом, они потеряли свою невинность, свою неотмирность, были сбиты с толку из-за своей завороженности мирской стороной церковной жизни.

В разных формах это искушение встает перед нами всеми, и мы должны бороться с ним, не позволяя себе переоценивать в Церкви внешнее, но всегда возвращаясь к «единому на потребу» Христу и спасению наших душ от этого рода лукавого. Мы не должны закрывать глаза на происходящее в мире и в Церкви – нам нужно знать это ради самих себя, но наше знание должно быть трезвым, простым и прямодушным, а не усложненным и мирским.