Какую характеристику дает онегину автор. Цитаты из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Основные темы и проблемы

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – одно из самых значимых произведений в творчестве Пушкина и в русской литературе. Во многом его крутится вокруг взаимоотношений Онегина и Татьяны Лариной. Но не только. Автор выводит в произведении множество других, основных и неосновных персонажей.

Ниже кратко рассказывается о главных героях романа «Евгений Онегин», дается небольшая характеристика. А вот деления на положительных и отрицательных героев нет, они все у Пушкина неоднозначны, как неоднозначны многие их мысли, желания и поступки. У каждого есть свои достоинства и свои недостатки.

Евгений Онегин – представитель светского общества. Молодой человек, не нашедший смысла в жизни. Получил домашнее образование « чему-нибудь и как-нибудь». Свое время занимал тем, что таскался по балам, театрам, волочился за дамами и скучал. Приехал в деревню с грандиозными планами:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.

А на большее его не хватило. С соседями не сходился. Видно, что читал какие-то книги в имении, но это чтение было не столько ради самообразования, сколько ради того, чтобы убить время. Онегин не был жестокосердным человеком. Накануне дуэли он казнился, мучился, пытался найти выход из положения. Понимал, что эта дуэль, обиды – глупость. С другой стороны он побаивался «мнений света». Он не хотел убивать , стрелял, не целясь. Но его величество случай распорядилось по-своему. Подробнее об образе Евгения Онегина .

Владимир Ленский – очаровательный молодой человек, получивший университетское образование в Германии. Страстный и пылкий юноша, совершенно не ведавший обмана и не знавший жизни. Поэт, свои стихи посвящал любимой . Ревнив. и был убит им на дуэли.

Ольга Ларина – совсем еще девочка, живая, добрая

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные…

Веселая и непосредственная, но ее поведение на (а именно — танцы с Евгением) невольно послужило причиной ссоры Онегина с Ленским.

Татьяна Ларина – старшая сестра Ольги, но полная противоположность своей сестры, как внешне, так и по характеру. Смуглолицая темноволосая девочка была нелюдимой. Она не интересовалась ничем из того, чем обычно интересуются девочки ее возраста: модами, куклами, рукоделием. Она не помогала по дому. Только молча сидела у окна, да читала книжки. Еще она верила преданьям простонародной старины. Татьяна искренна, не умеет лгать и притворяться. Не потерпит фальши и по отношению к самой себе. Несмотря на ранний возраст, в ней сильно развита интуиция. Только этим, неведомым науке чувством можно объяснить тот причудливый сон, который приснился накануне ее именин. , «милый идеал». Подробнее об образе Татьяны .

Мать Татьяны и Ольги . Хозяйственная и заботливая помещица. Добрая женщина и мать. Когда-то ее головка тоже была забита романтической мишурой. Выходя замуж, она мечтала о высокой романтической любви. Но потом появились одна за другой дочки, романтизм из головы выветрился, она приспособилась к мужу, который, кстати, по-своему любил ее, и даже научилась им манипулировать. Управлять, как говорит Пушкин.

Зарецкий – сосед Ленского и его секундант в дуэли. Когда-то он был заядлым картежником и пьяницей.

Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,

Но человеком он был злым на язык. Мог примирить дуэлянтов и тут же обвинить одного или обоих в трусости. Но молодость пролетела, он стал обычным помещиком:

Живет, как истинный мудрец,
Капусту садит, как Гораций,
Разводит уток и гусей.
И учит азбуке детей.

Зарецкий был не глупым человеком, и Онегин уважал его острый ум, способность к рассуждениям.

Князь N – муж Татьяны, важный генерал. Этот человек посвятил свою жизнь службе Отечеству, участвовал в Отечественной войне. Несмотря на раны, продолжал служить своему царю. К нему благосклонно относились при дворе. Он любил жену и гордился ею. За ее честь и достоинство не пожалел бы своей жизни.

И хотя, Татьяна не любила своего мужа, надо отдать ей должное она уважала его и берегла честь его имени. Она нашла в себе силы отказаться от своей любви ради того, с кем была повенчана перед Богом.

Центральный персонаж «Евгения Онегина», романа в стихах, именем которого произведение и названо, уроженец Петербурга, молодой дворянин, избалованный светскими вечерами и приёмами. Он холост и способен составить достойную партию любой из «элитных» невест. Манеры Евгения не просто хороши, они «вылощены» до блеска. И ему ничего не стоит вскружить голову даже самой избирательной даме.

Онегин хорош собой, обходителен, образован, одет по последней моде и внимательно следит за внешним видом. Несмотря на то, что герой прожил на свете чуть больше четверти века и постоянно находится в кругу шумных друзей, его существование отравлено депрессивным состоянием. Эта «благородная» хандра связана с неопределённостью, в которой живёт Евгений. Он тяготеет к вольной, ничем необремененной жизни, но среди праздной толпы чувствует себя одиноким. Чему хотел бы посвятить свою жизнь, пушкинский герой ещё не знает. Непостоянство в отношениях, званые вечера, светские беседы, где герою нет равных, ему порядком надоели. Но для того, чтобы посвятить себя упорному труду, Онегин слишком ленив. Возможно, так к молодому барину подкрался «кризис 30-ти лет».

Находясь на перепутье, он приезжает в глубокую провинцию, чтобы вступить в наследство, оставленное ему умирающим дядюшкой. Евгений останавливается в новом имении. И от неспешного деревенского быта начинает ещё больше хандрить. Чтобы как-то развеяться, он заводит дружбу с соседом, местным романтиком и поэтом Владимиром Ленским, который знакомит его с семьёй Лариных. Ленский сватается к их младшей дочери Ольге. Онегин же сразу отмечает, что её старшая сестра намного интереснее. Татьяна влюбляется в городского гостя буквально с первых минут знакомства. Воспитанная на французских романах, девушка пишет избраннику своего сердца письмо на французском языке, где признаётся ему в любви. Но пылкость девушки Евгений отвергает, так как понимает, что такая партия, как Татьяна Ларина, создана исключительно для отношений в браке. Жениться герой пока не готов.

Спустя некоторое время, Ленский привозит Онегина на званый вечер в доме Лариных. Справляются именины Татьяны. Евгению становится скучно, он злится на юного друга и ради «юмористической» мести танцует и флиртует с его невестой. Ленский из ревности вызывает городского пижона на дуэль. Шутка обращается трагедией — молодой поэт умирает во время поединка. Онегин покидает деревню и отправляется в длительное путешествие.

Вернувшись в Петербург через два года, герой встречается на балу с Татьяной, теперь уже замужней дамой. Продолжая любить его, девушка дала согласие на брак с богатым человеком, князем N. Теперь она холодна и неприступна для Онегина. Увидев её другой, Евгений понимает, что влюблён. Он пишет и передаёт Татьяне письма, но не получает ответов. Добившись личной встречи, Онегин пылко признаётся в любви. Но «новая» Татьяна твёрдо ему отказывает, объяснив, что он опоздал, и она никогда не нарушит клятвы верности супругу. Герой остаётся один и слышит, как приближаются шаги князя N.

Цитаты Онегина

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть...

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей...

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей...

Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова...

Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян...

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!...

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!...

Слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела...

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...

Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай...

Любви все возрасты покорны...

Я думал: вольность и покой
Замена счастью.
Боже мой! Как я ошибся…

Евгений Онегин

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).

Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.

Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.

Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.

Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.

В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.

С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.

Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».

Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».

Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.

Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Лит.: Белинский ВТ. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI; Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338; Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990; Семенко И.М. Эволюция Онегина (К спорам о пушкинском романе) // Русская литература. 1960, №2; Непомнящий В. Начало большого стихотворения // Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983; Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину» (Онегин и Ставрогин) // Московский пушкинист. М., 1995.

Первое появление Е.О. на театральной сцене произошло 24 апреля 1846 г., когда в Александрийском театре было показано «драматическое представление», сочиненное Г.В. Кугушевым для В.А.Каратыгина, игравшего главную роль. В инсценировке пушкинские строки были «дополнены» претенциозными стихами и сюжетными изобретениями. Получив письмо Татьяны, Е.О. читал и недвусмысленно комментировал его Ленскому. Ольга была переименована в Надежду; Зарец-кий оказывался давним другом семьи Лариных. Возник новый персонаж - князь Дольский, будущий муж Татьяны,- их брак был обусловлен «разочарованием в своих юных мечтах» (из рапорта цензора). Драма начиналась сценой письма Татьяны, за которым следовали свидание с Е.О., затем - дуэль, петербургский бал, встреча Е.О. с Татьяной и ее отповедь.

В дальнейшем театральная жизнь пушкинского героя была связана главным образом с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879), ставшей самым популярным произведением русской музыкальной драматургии. Концепция оперы побудила П.И.Чайковского смягчить, а местами - снять в характере Е.О. пушкинские иронические краски и, по выражению критиков, «подновить» героя на тургеневский лад, упразднив в речах и манере признаки породившей его эпохи. Музыка обнаруживает внутренний мир Е.О.: резонерствуя, он искренне доброжелателен, сетуя на равнодушие, правдив. Онегинские «мелодии-позы» исполнены сдержанного, приветливого достоинства. Когда же в душе его «разрешается зима», именно музыка возвещает о переломе в развитии образа - рождении любви: Чайковский вводит в музыкальную характеристику Е.О. ранее принадлежавшую Татьяне тему любовных надежд.

Евгений Онегин изображается Пушкиным как «молодой повеса». Мальчиком Евгений растет беззаботным и беспечным, ведь его учитель, по происхождению француз, учит его всему «шутя», дабы «не измучилось дитя». Поэтому Евгений не получил должного образования. Став юношей, он быстро делается завсегдатаем светских мероприятий, ведь в круги высшего света он смог с легкостью вписаться, благодаря владению французским и умению танцевать.

В общении с милыми дамами Онегин быстро осваивает «науку страсти нежной», ловко покоряя сердца красавиц:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным.

Онегин, благодаря своему умению очаровывать женщин, постоянно получал приглашения на различные приемы в свете, принимая ежедневно по несколько записок, в которых его зовут посетить какое-либо светское мероприятие.

Онегин — ухоженный и модный молодой человек, тщательно следящий за своим внешним видом и за своей одеждой, он много времени проводил у зеркала, в арсенале его косметических средств были:

Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.

Собираясь на очередное увеселительное мероприятие, он очень долго прихорашивался перед зеркалом и » из уборной выходил подобный ветреной Венере…»

Онегин был избалован женским вниманием, он привык к свободному и вольному образу жизни, когда ему легко доставалась всё самое лучшее. Он не привык к ответственности, к обязательствам, все его связи с женщинами носили мимолетный и несерьезный характер. Постоянная беспечность, повторяющаяся ежедневно, в итоге опостылела Онегину, перестала приносить ему удовлетворение:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.

Именно в таком состоянии, когда он устал от развлечений, от измен и интриг, Онегин отправился в деревню, где и состоялось его знакомство с Татьяной. И хотя Онегин был «повесой» и «франтом», самовлюбленным и избалованным женским вниманием мужчиной, умеющим превосходно «играть» на струнах женской души, мог искусно притворяться и лицемерить, к Татьяне он смог отнестись с уважением и пониманием. После её признания в любви к нему, Онегин не посмеялся над нею, не стал распространять слухи, он постарался откровенно поговорить с ней, желая ей полюбить более достойного мужчину.

Свой добрый и понимающий характер Онегин проявляет и по отношению к своему другу, Владимиру. Он снисходительно и терпеливо выслушивает его романтические рассуждения, не вставляя свое «охладительное слово», предполагая, что с возрастом «блаженство» Ленского всё равно пройдет:

И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

Перед тем, как состоялась дуэль с Ленским, Онегин испытывает чувство вины, его мучает совесть, что не смог остудить пыл поэта. Он осознает, что его друг слишком молод, слишком горяч. Онегин отдает себе отчет в том, что напрасно сыграл столь злую шутку со свои другом, посмеявшись над его » нежной и робкой любовью». Но всё же он слишком самолюбив, чтобы попросить прощения у Ленского и предотвратить дуэль, к тому же он не хочет слышать «хохотни глупцов», ведь отказ от дуэли может быть принят обществом за трусость.

Онегин, всё-таки, очень неоднозначная личность. Сама Татьяна в размышлениях о нем говорит:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?

Такие рассуждения возникли у Татьяны после изучения книг, найденных ею в доме Онегина, это были произведения, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно…»
Татьяна листала страницы и видела на многих из них отметки Онегина, где его душа «себя невольно выражает».

Всё это говорит о том, что Евгений Онегин был всё-таки думающим человеком, с живой и умеющей чувствовать душой, не до конца развращенной светским обществом.