Карта китая 3 век н э. Древний китай - история великой империи. Философия и путь познания

После объединения в единое государство правитель государства Цинь принимает новое имя — Цинь Шихуанди (246 — 210 гг. до н.э.), что означает «первый властитель Цинь». Территорию своего государства он разделил на 36 областей, поставив во главе каждой своих наместников.

Цинь Шихуанди, будучи жестоким человеком, безжалостно расправлялся со своими противниками. Но в период его царствования Китай достиг наивысшего расцвета: развивались земледелие, ремёсла и торговля.

Ещё при жизни Цинь Шихуанди приказал построить себе гробницу. По своему богатству она может сравниться с пирамидами Египта. Её строили 37 лет 720 тысяч человек. Дно гробницы занимает несколько квадратных километров. Вместе с Цинь Шихуанди было захоронено более 6 тысяч керамических фигур воинов, установленных в гробнице для «охраны» императора.

Великая китайская стена

При Цинь Шихуанди в Китае началось сооружение Великой стены для защиты от нападения на страну кочевников-гуннов.

Высота стены составляла 12 метров, ширина — 5, а длина — около 4 тысяч километров. В древности она служила серьёзным препятствием для вражеских войск, так как конница не могла преодолеть её, а брать крепости штурмом кочевники ещё не умели.

Царь и чиновники заставляли сотни тысяч крестьян бесплатно работать на строительстве стены. Её возводили с помощью лопаты, кирки и тачки. В то время рождение мальчика в крестьянской семье воспринималось как горе: подрастёт — и пошлют его на строительство Великой стены, а оттуда мало кто возвращался.

Тысячи рабов и пленных погибли от непосильного труда на строительстве стены. Их зарывали тут же прямо в земляной насыпи.

Народные восстания в Китае

В 206 г. до н.э. вспыхнуло восстание крестьян против династии Цинь. Возглавил его Лю Бан. Восставшие захватили столицу На развалинах империи Цинь было создано новое государство во главе с династией Хань. Наивысшего могущества оно достигло при императоре У-Ди (140 — 87 гг до н.э.) и просуществовало до 220 г. н.э.

Как и в других государствах Востока, земля в Китае считалась собственностью правителя, и население платило натуральный налог и несло трудовые повинности. Урожай, выращенный с большим трудом, часто крестьянину не принадлежал. После сбора урожая приходили чиновники и стражники. Многие крестьяне не могли вовремя уплатить налоги и вернуть долги.

Как протест против тяжёлого положения возникали стихийные бунты, перераставшие в крестьянские восстания. Одно из них получило название «восстания краснобровых», так как восставшие выкрасили брови в красный цвет, чтобы отличать своих.

Самым крупным восстанием II в. н.э. было восстание «людей в жёлтых повязках». Оно было тщательно подготовлено: среди восставших были знатоки военного искусства. Восстание охватило всю страну Только вооружённому и хорошо обученному войску правителя удалось подавить его. С усилением наступления гуннов государство Хань ещё больше ослабевало, и в III в. н.э. оно распалось на три царства.

Культура древнего Китая

В древнем Китае существовала иероглифическая письменность. Иероглифы обозначали не букву, а целое слово.

Китайцы писали на бамбуке. Они раскалывали его на длинные дощечки и деревянной заостренной палочкой наносили иероглифы специальными чернилами из древесного сока. На узких и длинных дощечках можно было писать только столбиком, поэтому в дальнейшем сохранилась форма письма сверху вниз. В верхней части бамбуковых планок просверливали отверстия и связывали их вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древнейшей китайской книгой.

Вместо бамбука две с половиной тысячи лет тому назад стали использовать шёлк. На нём уже писали не палочкой, а кисточкой. Теперь книга представляла собой длинный кусок шёлка, который наворачивали на стержень в виде свитка. В I в. до н.э. была изобретена бумага.

Одним из самых замечательных изобретений китайцев был компас. Он напоминал большую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. Это устройство ставили на отполированную доску с делениями, и его ручка всегда показывала на юг

В Китае также был изобретён сейсмограф, предсказывающий землетрясения. Китайскими учёными были написаны многочисленные труды по истории, астрономии и медицине.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

В начале 8в. участились столкновения чжоусцев с племенами жунов. Решающие столкновения с ними происходят в правление Ю-вана (781-771гг. до н.э.)

В 770г. его сын Пин-ван переносит столицу на восток, из-за чего период 8-3вв. называют Восточным Чжоу. Однако и здесь государство подвергается нападениям – уже со стороны племен ди. В 636г. до н.э. Сян-ван намеревался спровоцировать нападение ди на царство Чжэн, отказавшееся повиноваться ему, однако ди заняли сторону Чжэн и нанесли поражение войску вана, который был вынужден временно покинуть столицу.

В 8-7вв. до н.э. возникает представление о существовании определенной культурно-генетической общности всех “варваров” (в отличие от иньского и раннечжоуского времени, когда народы делились на подчиненные и неподчинившиеся). Древние китайцы начали противопоставлять себя “варварам”, обозначая свою общность термином хуася (или чжуся). Согласно представлениям древних китайцев, в основе такого деления лежали отношения родства (все жители царств, расположенных в среднем течении Хуанхэ, родственники, даже отказываясь повиноваться вану, они остаются таковыми).

После перенесения столицы на восток власть вана ослабевает: он практически не вмешивается во взаимоотношения чжухоу (землевладельцы), которые становятся все более самостоятельными. Сокращается территория, оскудевает казна, дань начинает поступать нерегулярно. Наступает момент, когда после смерти Хуань-вана у его наследника не оказывается средств на его похороны и они откладываются на 7 лет.

В 7в. до н.э. один из чжухоу добивается главенствующего положения и становится “гегемоном”. С этого периода между царствами начинается борьба за гегемонию. Первым царством, добившимся гегемонии, было Ци. Его правитель Хуань-гун был официально провозглашен гегемоном в 650г. на съезде чжухоу. После его смерти царство лишается гегемонии, его место занимает другое царство – Цзинь. Правление его вана Сянь-гуна отмечено расширением территории. После его смерти к власти приходит его сын Вэнь-гун (636-628), правление которого считается наивысшим расцветом царства. В конце 7в. происходит раскол среди кочевников ди, что послужило предлогом для царства Цзинь для вмешательства и весной 594г. главные силы ди были разгромлены (часть была включена в цзиньскую армию, часть обращена в рабов).

Основная линия политической истории 7-6вв. до н.э. – соперничество царств Цзинь и Чу. В конце 7в. правитель Чу Чжуан-ван (613-591) принял титул вана и стал первым гегемоном, не признающим верховное главенство Чжоу. Решающее значение в отношениях Чу и Цзинь сыграла битва при Би (597), где Цзинь было разбито и добивается реванша вновь только через много лет, победив в сражении в 575г.

В начале 5в. обостряется борьба за гегемонию между царствами У и Юэ (жители татуировали тело и коротко обрезали волосы, чем резко отличались от древних китайцев). В 493г. правитель У нанес поражение Юэ, затем разгромил царства Ци, Лу и Сун, и в 482г. добился гегемонии. Примерно через 10 лет это положение занимает Юэ. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю; с разделением царства Цзинь на три самостоятельных государства Чжао, Вэй и Хань начинается период Чжаньго (“Воинствующих царств”).

В этот период получает распространение железо. Животные, служащие для жертвоприношений, становятся тягловой силой, возрастает производительность земледелия, становится возможным обработка не только земли в поймах рек. По мере расширения посевных площадей каналы начинают применяться для искусственного орошения (раньше они использовались для предотвращения наводнений). Изменения в земледельческом хозяйстве повлекло за собой кризис системы землевладения и землепользования. В середине 1 тыс. до н.э. оформляется новая система. Происходит переход к совершенно новой форме отчуждения произведенного продукта – к поземельному налогу, который исчислялся в зависимости от площади обрабатываемой земли. Впервые он был введен в царстве Лу, затем в Чу и Чжэн.

Качественные изменения претерпевает ремесло и торговля. Если раньше ремесленники относились к простолюдинам, то теперь некоторые из них начинают обогащаться, становясь более состоятельными, чем некоторые представители знати. Тем самым нарушалось основное правило традиционной социальной системы: “Кто знатен, тот богат; кто незнатен, тот беден”.

Не случайно с этим периодом связан взлет философской мысли в Китае, когда изменения в социальном строе требовали осмысления принципов, которые лежали в основе взаимоотношения людей в обществе. В 6-5вв. до н.э. наибольшие расхождения в этом вопросе были в учениях двух философских школ – конфуцианцев и моистов.

Возникновение конфуцианского учения сыграло роль не только в идеологии Древнего Китая, но и многих соседних стран. Центральное место в доктрине Конфуция (Кун Цю, 551-479гг.) занимает учение о “благородном человеке”. Конфуцианские понятия гуманности, верности, уважения к старшим представляют собой положительные человеческие ценности, выраженные через категории исторически обреченного социального строя. Конфуций высказывает мысли, являющиеся призывом к реставрации отошедшего в прошлое уклада жизни.

С иных позиций подходил к противоречиям общества Мо-цзы (Мо Ди, рубеж 5-4вв. до н.э.). По его мнению, все социальные беды происходят из-за обособленности общества. Он проповедует “всеобщую любовь”. Выступая против семейно-родственной обособленности, он резко критиковал обычай передачи привилегий и должностей по наследству, говоря о том, что нужно почитать мудрых.

В противовес конфуцианству, придававшему большое значение культуре, Мо-цзы утверждал, что она нужна только для того, чтобы обеспечивать человека жильем, одеждой и пищей. Все, что выходит за рамки удовлетворения элементарных потребностей человека, необязательно и даже вредно.

Рад положений моизма был заимствован философами 4-3вв. до н.э., создавшими “легистскую” школу. Легисты считали средством умиротворения Поднебесной закон, который способен обеспечить порядок через награды и наказания. Конечную цель применения закона легисты видели в обеспечении абсолютной власти правителя. Особую позицию занимали представители даоской школы, основоположником которой считается Лао-цзы. Сторонники этой школы считали, что все в мире определяет существование некоего “пути” (дао), действующего помимо воли человека. Поэтому лучшим способом не совершить ошибки в управлении государством является “недеяние” правителя, его отказ от активного вмешательства в заранее предопределенный ход истории.

В 4в. до н.э. во многих древнекитайских царствах были проведены реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Инициаторами этих реформ были представители легистской школы. Об одном из них – Шан Яне, который добился проведения реформ в царстве Цинь, сохранилось много сведений. Государство Цинь было слаборазвитым экономически и не имело сильной армии. Правитель Сяо-гун принял предложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению царства. Первые указы относятся к 359г. до н.э. Они предусматривали:

    Введение нового территориального деления населения на “пятки” и “десятки” семей, связанных между собой круговой порукой.

    Наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями.

    Поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести.

    Поощрение занятий земледелием и ткачеством.

    Ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.

Вторая серия реформ (350г.) ввела административное деление на уезды, легализировала куплю-продаже земли, была унифицирована система мер и весов. Была также введена новая система рангов, которые присваивались на основе военных заслуг, а не на наследственном праве. Позднее было разрешено приобретение ранга за деньги. Благодаря реформам древнекитайское государство Цинь не только усиливается, но и выдвигается на ведущие позиции, они также послужили толчком к развитию товарно-денежных отношений, стимулировали развитие рабовладения.

Здравствуйте, уважаемые читатели!Сегодня вы ознакомитесь с историей развития государства, которое существует дольше всех других стран в мире. История Китая подразделяется на четыре основных периода. Она повлияла и на восточно-азиатские регионы, и на юг Азии, и на более дальние места.

Название страны

Название страны было сначала связано с киданями, жившими в её северной части, и пришло в русский язык из языков среднеазиатских народов. Потом оно распространилось на всё китайское государство. На Ближнем Востоке и в Западной Европе основой названия служило слово «чин», которым персы и таджики именовали царство Цинь (в искажённом произношении также Шин, Чжина, Хина).

Интересно, что слово «China» связано также с фарфором, впервые привезённым оттуда Марко Поло. А у самих китайцев есть множество названий для своей страны:

  • Хань,
  • Чжун Го,
  • Цинь,
  • Чжун Хуа и др.

Они связаны с названиями династий, местоположением и другими моментами.

Наидревнейший Китай

Первые островки цивилизации появляются в стране в глубокой древности, в её восточной части, наиболее пригодной для проживания и ведения сельского хозяйства, с её равнинами и низменностями. Так как самые большие реки берут начало в западной части страны и текут на восток, то и население, в основном, сосредоточивалось в бассейнах Хуанхэ, Янзцы и Сицзяна. Древний Китай был богат лесами и полезными ископаемыми. Растительность радовала богатством и огромным разнообразием, а среди представителей фауны отмечались:

  • медведи,
  • тигры,
  • дикие кошки,
  • кабаны,
  • лисы,
  • олени,
  • еноты.

Китайская гравюра

Этнические китайцы жили в среднем течении Хуанхэ. Но состав населения был крайне разнообразен. Племена, его составляющие, принадлежали к таким языковым группам:

  • сино-тибетской,
  • монгольской,
  • тунгусо-манчжурской,
  • тюркской.

И сейчас в Китае уживаются пятьдесят шесть национальностей, но одна из них – хань составляет 92%, а остальные – 8%.


Народность Китая — ханьцы

Первобытные люди появились здесь примерно пятьдесят тысяч лет до нашей эры. Они жили кланами, которые образовывались от матери. В быту пользовались изделиями из костей, камня, раковин и дерева. Летние и зимние пещеры находились у них в разных местах. Первобытные китайцы умели выдалбливать из дерева лодки и делать «посуду» для переноса пищи.

За десять тысяч лет до нашей эры закончился последний ледниковый период, и началось развитие цивилизации. Китайцы, поселившиеся у Хуанхэ, начали строить жилища, приручать животных, обрабатывать зерновые. Этот период получил название неолита. Он положил начало развитию ткачества, изготовления изделий из керамики, прядения.

Культура Яншао

Культура Яншао знаменита расписными глиняными изделиями с примитивными узорами, сложнейшим из которых является изображение рыб и маски. В это время люди жили в землянках с очагом и, позже, в наземных жилищах. Для скота строили загоны, припасы держали в амбарах.

Известно, что уже во времена Яншао китайцы разводили собак для разных целей: одних – для помощи в хозяйстве, других – для получения мяса.

Появляются первые мастерские, где изготавливают орудия труда, украшения, оружие, глиняную посуду. Материалом для их изготовления всё так же служат камень, раковины, дерево, кости животных. Культура Яншао существовала до конца третьего тысячелетия до нашей эры.


Керамика культуры Яншао

Культура Луньшань

Затем появляется чёрно-серая керамика без росписи.Этот временной отрезок носит название культуры Луншань. Глиняные изделия изготавливаются уже при помощи гончарного круга, появляются и металлические предметы. Поселения из круглой формы мазанок, внутри которых есть печь, обносятся валами, которые укрепляются частоколом.


Китайская керамика культуры Луншань

Животноводство и земледелие становятся приоритетными занятиями, отдаётся предпочтение разведению лошадей, свиней, быков, коз, овец. Скапулимантия – гадание на костях, является отличительной чертой в духовной культуре.

Эпоха Шань-Инь

С середины второго тысячелетия начинается бронзовый век – эпоха Шань-Инь. Он знаменуется разложением первобытнообщинного строя и укреплением рабовладельческих отношений. Рабами, в основном, становятся пленники, захваченные во время междоусобиц.

Имущественное неравенство приобретает яркую выраженность. В этот период страна испытывает влияния извне, благодаря чему стремительно развивается во всех сферах жизни:

  • достигает высокого уровня бронзолитейное дело,
  • появляется иероглифическая письменность,
  • возводятся дворцы,
  • совершенствуется умение резьбы по камню,
  • усовершенствуется оружие.


Эпоха Шань-Инь. Бронзовый слон

Древний Китай

В это же время возникает первое китайское протогосударство – Шан. Во внешней его политике курс был на мирное сосуществование с окрестными племенами и бескровное присоединение новых территорий. Государство подразделялось на зоны, в главной из которых жил правитель – ван.

Шанцы были земледельцами, ремесленниками, разводили шелкопряда, владели искусством ирригации, умели строить, трамбуя землю в опалубке. У них были боевые колесницы, многочисленные хорошо подготовленные воины и оружие:

  • луки с бамбуковыми стрелами,
  • пращи,
  • боевые топоры,
  • копья,
  • кинжалы.

Но даже это не спасло Шан от завоевания его племенем чжоу. И в конце второго тысячелетия наступила эпоха Чжоу, которая продлилась целых восемьсот лет. Только триста из них правители обладали подлинной властью. С XII по VIII век существовало Западное Чжоу, а затем, до III века до нашей эры – Восточное Чжоу.

В эту эпоху укрепляется государственность, формируется бюрократическая система, совершенствуется система управления. Появились чины и поселения по территориальному признаку – и. Чжоусцам не позволительно было пить вино. Уличённые в этом казнились лично правителем.


Эпоха Чжоу, Китай

Знатные люди могли получить один из пяти титулов. Им могли пожаловать одно из четырёх видов внешних владений или внутреннее.Владельцы внешних владений были преданы вану, но проводили достаточно самостоятельную политику, а внутренних – являлись высшими чиновниками дафу. Владение возвращалось, когда чиновник оставлял место службы.

Многочисленной в эту эпоху была прослойка рабов. Кроме плена, в неё можно было попасть в результате наказания и по наследству, так как рабам можно было иметь семью.

В верованиях приоритетным было почитание усопших предков правителей и культ Неба. Среди низов популярными были анимизм, колдовство и целительство. Гадать теперь стали, используя стебли тысячелистника.

Знание ритуалов, церемоний и правил этикета было обязательным для знати. Но и представителю низов доступно было занять какую-нибудь должность, если он владел вышеперечисленными умениями. Эпоха Чжоу оставила после себя и развитый уголовный кодекс. За какое-нибудь из трёх тысяч преступлений можно было получить одно из таких наказаний:

  • клеймо, нанесённое на лицо тушью,
  • отсечение носа, ног или головы,
  • кастрирование или, если преступница женщина, превращение её в рабыню.


Китайская гравюра

С XVIII века в Чжоу начали назревать разного рода проблемы. Возникла необходимость в проведении реформы в идеологии. Правитель Чжоу-гун выдвинул доктрину Небесного Мандата, которая обосновала смену династий и несколько тысячелетий являлась доминирующей в китайских политических принципах.

Вера шанцев в духов предков – Шан-ди и чжоусцев в Небо трансформировалась в то, что Шан-ди и стал Небом, а верховный правитель на Земле стал Сыном Неба, и так и именовался с тех пор. А для остальных людей была представлена концепция «дэ»: Небом в каждого из них заложена благодать, и её следует развивать, но можно и потерять, если не поклоняться Шан-ди.

Небесный мандат определял, что должен делать правитель, и содержал основания для его отстранения от власти в рамках справедливости. Он являлся основой китайской государственности вплоть до XX века. Китайцы называли страну Тянься – Поднебесная, а Сына Неба, своего правителя, – Тянь Цзы.

Но вернемся в древние времена. Когда Западное Чжоу было разграблено кочевниками, престолонаследник переехал и основал Восточное Чжоу. Началось время кровопролитных войн и острой политической борьбы между царствами и внутри их структурных единиц. Так как эпоха Чжоу совпала с железным веком, появилось новое оружие: мечи, арбалеты и алебарды.

Больше всего от неспокойного времени страдали крестьяне, поэтому нередки были их восстания и бунты. Бунтовали и рабы. Этот важный период назывался Чуньцю (Весна и Осень), по названию китайской хроники, охватывавшей несколько веков, которую отредактировал Конфуций. , а также легизм, моизм и сыграли важную роль в решении накопившихся проблем.


Государство Чжоу

В VI веке представители примерно десяти царств собрались на съезд, чтобы решить вопрос междоусобиц. После его окончания распри стали постепенно утихать, возникла тенденция к объединению, и Китай стал превращаться в империю.

С V столетия эпоха Борющихся царств – Чжаньго ознаменовалась соперничеством семи сильнейших царств:

  • Чжао,
  • и Хань.

Среди них наиболее могущественным было первое. Оно многократно превосходило остальные царства по площади, обладало запасами леса, золота, олова, меди и железа. Ремёсла получили здесь достаточное развитие. Чжаньго было временем расцвета Чу и всего Южного Китая.

Примерно в 900 году до н.э. возникает государство Цинь. Оно имело плодородные земли, естественную защищённость территории в виде горных хребтов и русла реки. По территории проходили важные торговые пути, и государство осуществляло посреднические функции в торговле между китайскими и азиатскими царствами.

Царство прославилось реформами Шан Яна, оно захватило территории чжоусцев, и эпоха Чжоу канула в лету. В 221 году до н. э. весь Китай подчиняется этому царству, и его правитель Ин Чжэнобразовывает новую династию Цинь и объявляет себя её первым императором – Ши Хуанди. Укрепляя северные границы, циньцы построили Великую китайскую стену, которая в то время была порядка пяти тысяч километров.


Цинь Ши Хуанди (258 г. до н.э. — 210 г. до н.э.) — китайский император царства Цинь. Положил конец эпохе Воюющих Царств.

После смерти Ши Хуанди через некоторое время пала и его династия. А в 202 году Лю Бан возглавил новую династию Хань. Она была прервана междуцарствием, и поэтому Хань до него называется Ранней или Западной, а после него – Поздней, или Восточной.

В это время начинает действовать Великий шёлковый путь, и по нему из Индии в Китай попадает . После смерти наиболее известного императора У-Ди, начался период стагнации царства, и на трон в результате дворцового переворота взошёл Ван Ман. Он пытался провести реформы, направленные на укрепление государства и ослабление знати, но был убит повстанцами.

Его начинания продолжил император Лю Сю, он же — Гуан У-Ди. Принятые ими меры — он раздал простым людям землю и снизил налоги — вывели страну из кризиса и способствовали её процветанию. Но всё же династия в 220 году пала, во многом благодаря движению «жёлтых повязок» — народным выступлениям.


Гуан У-Ди (13.01.5 г. до н.э. — 29.03.57 г. н.э.). Китайский император империи Хань

Заключение

На этом друзья, мы прервём свой рассказ, но он будет продолжен. Вы узнаете о двух последних насыщенных периодах в развитии Поднебесной.

КИТАЙ В III ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ — II ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Объединение Китая.

С середины первого тысячелетия до н. э. выделяется царство Цинь на северо-западе Китая. К III в. до н. э. оно становится наиболее могущественным из китайских государств. Царство Цинь занимало удобное положение. Ему менее, чем другим китайским государствам, угрожали набеги кочевников. В III в. до н. э. в царстве Цинь уже широко применялось железо. Плуг с железным лемехом, железный серп и лопата облегчили работу земледельца и повысили урожайность. Через циньские земли проходили важные торговые пути. Торговля также обогащала государство.
В царстве Цинь имелась армия, оснащенная железным оружием.

Тяжелые, неповоротливые боевые колесницы заменила подвижная конница. В упорной борьбе с другими царствами в IV—III вв. до н. э. Цинь присоединяет их земли и объединяет весь Китай.

Циньский царь Цинь Шихуанди объявил себя властителем всего Китая.
Цинь Шихуанди разделил всю страну на 36 областей, во главе каждой области поставил специальных чиновников. За ними следили люди, подчинявшиеся только императору. Стремясь прекратить междоусобную борьбу и обезоружить своих противников, Цинь Шихуанди приказал отобрать все оружие в стране и переселить 120 тысяч семей знати в столицу, где за ними был установлен надзор. Во всей стране вводились единые меры веса, длины, единое начертание иероглифов.
Это способствовало развитию торговых связей. Люди, призывавшие к возврату прежних родовых порядков, подвергались преследованиям. Однажды царь приказал казнить 460 своих противников и сжечь все книги с записями древних сказаний и обычаев.
Цинь Шихуанди заботился о строительстве оборонительных сооружений. Для защиты страны от участившихся набегов кочевников — гуннов — он приказал соединить в одно целое все укрепления, начатые еще в IV в. до н. э. Создается Великая Китайская стена. Позднее ее длина достигла четырех тысяч километров.
На постройку Китайской стены, царских дворцов, дорог десятками тысяч сгонялись земледельцы и ремесленники. Спасаясь от повинностей и налогов,
многие крестьяне бежали в горы и степи, поднимали восстания. К свободным присоединялись рабы. Некоторые отряды повстанцев возглавлялись знатными людьми, стремившимися использовать движение народа в своих целях. Во время восстания преемник Цинь Шихуанди был свергнут. В 206 г. до н. э. установилась власть царей Хань.

Государство Хань.

Для упрочения своей власти цари Хань проводят ряд реформ. Ограничиваются права знати, расширяется строительство оросительных сооружений. Были сделаны также некоторые уступки земледельцам, при поддержке которых была свергнута старая династия Цинь. Земельный налог снижается до одной пятнадцатой части урожая, власть в деревнях передается выборным старейшинам, утверждаемым чиновниками.
При царях Хань устанавливается торговля Китая со многими народами. В страны, находившиеся западнее Китая, вывозились шелк, изделия из лака, ковры, железо. Путь, связывавший Китай со странами Запада, получил название Великий шелковый путь. По нему в Китай пригоняли табуны коней, гнали рабов.
Торговля приносила купцам большие доходы. Многие из купцов, ища приложения своим богатствам, покупали землю и становились крупными землевладельцами. Кроме того, они давали деньги в рост под большие проценты.
Во II в. до н. э. ханьские войска, после упорных сражений, отвоевали земли у гуннов, оттеснив последних на север.

Бесконечные войны требовали огромных расходов. Непрерывно росли налоги и повинности. Чтобы расплатиться с долгами, земледельцы вынуждены были продавать свои поля, дома и детей. Крестьянские земли стали переходить в руки ростовщиков и крупных землевладельцев. Развивается долговое рабство. Одновременно увеличивается количество рабов-чужеземцев. Их толпами пригоняли на специальные рынки и продавали в загонах для скота. Труд рабов использовался в сельском хозяйстве, ремесле и торговле.

Восстание «желтых повязок» и его значение.

Борьба рабов и свободных бедняков против жестокой эксплуатации достигает в Китае огромной остроты. Она выливается в вооруженные восстания, народные войны угнетенных против угнетателей.
Такой народной войной было восстание, начавшееся в 184 г. и длившееся более двадцати лет. Оно получило название восстание «желтых повязок», потому что повстанцы носили на голове повязки желтого цвета. Во главе восстания стояли братья Чжан. Старший из них проповедовал учение, которое называлось «Путь к великому освобождению». Он призывал своих сторонников уничтожить существующий порядок и создать новый, справедливый и мирный. Повстанцы открывали тюрьмы, освобождали рабов, убивали чиновников, захватывали имущество богачей.
Царские войска были бессильны перед этим народным движением. Крупные рабовладельцы перестали считаться с царем. Они сами создавали вооруженные отряды для борьбы с восставшими. Знать старалась не допустить объединения повстанцев и разбивала их отряды поодиночке. Почти четверть века шла борьба восставшего народа против рабовладельцев.
Победители жестоко расправились с повстанцами. Из ста тысяч голов была сложена огромная пирамида, явившаяся беспримерным памятником кровавой победы эксплуататоров над побежденным народом.
Восстания свободной бедноты и рабов терпели поражения, потому что были недостаточно организованными. Отряды повстанцев были мало связаны друг с другом. Бедняки и рабы не знали, как организовать государственную власть после победы, и верили, что счастливую жизнь может дать добрый император.
Народные восстания ослабили рабовладельческий строй и рабовладельческое государство в Китае. В 220 г. империя Хань пала. Китай был расчленен на три царства.

Культура древнего Китая

В глубокой древности в Китае возникла письменность в виде иероглифов. Иероглифов было несколько тысяч. Чтобы их свободно читать, нужно было долго учиться. Грамота была доступна только богатым.
Создание письменности сделало возможным запись замечательных произведений устного народного творчества. Народные песни, правдиво отражающие чувства и переживания простых людей, составили сборник «Книгу песен».
Сохранились стихи китайского поэта — Цюй Юаня (III в. до н. э.), разоблачавшего продажность и корыстолюбие чиновников, призывавшего к защите родины, к борьбе за справедливость.
Во втором тысячелетии до н. э. китайцы создали календарь. Во II в. до н. э. они изобрели прибор, отмечавший землетрясения. Китайские математики производили вычисления, необходимые для строительства плотин и других оросительных сооружений.
Китайцам был известен компас, помогавший караванам находить путь среди пустынь и степей.
Из многовекового опыта трудолюбивых китайских земледельцев выросла сельскохозяйственная наука. Из диких чайных кустов китайцы вывели сорта культурного чая. Заимствованная ими с юга культура риса получила широкое распространение. Китайцы использовали опыт народов Средней Азии по выращиванию винограда.
В Китае был получен шелк, нашедший впоследствии широкое применение.
Китайцы научились изготовлять бумагу из размельченной древесной коры, бамбука и тряпок. Бумага вытеснила неудобные для записей бамбуковые дощечки и дорогой шелк, на котором писали прежде.

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь . Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь . Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань

На смену ей пришла новая династия - Хань , которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди , но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду .

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

Улица китайского города эпохи Восточного Чжоу

Возникновение цивилизации древнего Китая

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена. Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада жители царства Цинь получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до древней Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах древнего Китая.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы , способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная реформа , нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться. В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей. Второй реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым - из железа. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось в указе. Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци. Колесница, возничий и кони выполнены с необычайной точностью, передающей все детали прообразов. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди , что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.

Шелководство. Шелк в древнем Китае

Источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества. Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь, ставший родоначальником первой династии Китая. Божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и плетёт шёлковую нить.

Деньги в древнем Китае

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и , в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму : в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму лопат, в Цинь были крупные деньги с квадратными отверстиями посередине.

Письменность

Для письма до изобретения бумаги в Китае использовались бамбуковые или деревянные пластинки и шёлк. Бамбуковые пластинки сшивались в своеобразные «тетради». Шёлковые «книги» хранились в рулонах.

Совершенствовалась технология письменности древнего Китая. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Политика древнего Китая

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы , который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине . Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния» , согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии , оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

Ремесло

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы. Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки (см. ниже), которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели. Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями древнего Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцев покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг. В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значителвное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известый торговец лошадями Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.