Курсовая. Паспорт кабинета технологии(учебная мастерская) План схема учебной школьной мастерской с оборудованием

Учебные мастерские оснащаются основным оборудованием индиви­дуального и общего пользования. К основному оборудованию индиви­дуального пользования относятся: в токарной мастерской - токарные станки, в слесарной мастерской - верстаки с тисками. К основному учебно-производственному оборудованию общего пользования относят­ся станки для заточки инструментов, разметочные плиты и т.п.

Среднее количество оборудования общего пользования устанавливается в размере 10 % от всего оборудования личного пользования. Расстановка оборудования в учебной мастерской может быть фронтальной и линей­ной. Схемы расположения рабочих мест учащихся выбираются в зави­симости от формы помещения учебной мастерской.

Для учебных целей наиболее удобна линейная расстановка оборудо­вания, когда верстаки или станки располагаются в три-четыре ряда фронтом к рабочему месту мастера.

Учебные мастерские должны быть связаны между собой по техноло­гическому процессу. Токарные - рядом с фрезерной. Мастерские, где работа сопряжена с большим шумом, выделением пыли, газа, должны быть изолированы. Норма площади на одного учащегося следующая: для токарей 8-11 м 2 , фрезеровщиков 9-12 м 2 , слесарей-сборщиков 4,3 м 2 . Ширина проходов между станками или верстаками должна быть не ме­нее 0,8м, а проходы между рядами станков или верстаков не менее 1,2 м. Ширина проездов 2 м. Учебные мастерские должны соответствовать ПТБ, оборудование должно быть исправное, иметь ограждение, защит­ные устройства, заземление, безопасные средства работы.

Рабочее место учащегося

Под рабочим местом учащегося следует понимать определенную часть площади мастерской, находящуюся в ведении одного учащегося, с расположенным на нем оборудованием, инструментами, приспособле­ниями, материалами. Оборудование должно обеспечивать высокую производительность и давать возможность осуществлять учебный процесс в соответствии с требованиями ПО, технической эстетики и НОТ. На рабочем месте находится только то, что нужно для текущей работы. Инструменты и детали располагаются в таком порядке, чтобы ими мож­но было пользоваться удобно. Что берут правой рукой - кладут справа, что левой рукой - слева. Всякая вещь должна иметь свое место. Такое расположение инструментов, заготовок, материалов обеспечивает мини­мум утомительных движений при работе.

Рабочее место мастера ПО

Рабочее место располагается так, чтобы мастер мог видеть все рабо­чие места учащихся и наблюдать за их работой. В свою очередь и уча­щиеся должны видеть и слышать все, что рассказывает и показывает мастер со своего рабочего места. Рабочее место возвышается над полом на 250-300 мм. К рабочему месту предъявляются требования: удобство, скорость и качество функций по обучению учащихся; образцовое оснаще­ние, эстетическое оформление учебно-производственными работами, обо­рудованием, технической документацией, ТСО. Все должно находиться на своих местах, «под рукой», не требовать много времени на поиск. Пло­щадь подиума 12 м 2 . На подиуме размешается методический шкаф, стол, демонстрационный верстак, станок. В методическом шкафу размещаются ТСО, инструменты, документация, чертежи, карты. Рабочее место мастер должен содержать в образцовом состоянии, чтобы оно было примером.

6. Аттестация рабочих мест учащихся, мастера ПО, учёной мастерской

Аттестация производится для того, чтобы определить обеспечение комплексного технологического и методического оснащения процесса ПО в учебных мастерских и проводится в соответствии с «Положением об аттестации...», утвержденном 27.10.86 г. При аттестации обращают внимание на: технико-педагогический уровень рабочих мест мастера, учащихся; соответствие количества рабочих мест учащихся их контин­генту; наличие всего оборудования, оснастки, инструментов, приспособ­лений, необходимых для выпуска продукции, предусмотренной учебной программой; оснащенность технологической документацией согласно требованиям ГОСТ, ЕСКД, ЕСТПП на изготовляемую продукцию.

Глава 4.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.

Другая составная часть средств производственного обучения - учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т. п.

4.1. Материально-техническое обеспечение производственного обучения


Как отмечалось в гл. 1, специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.

Учебные мастерские


Учебная мастерская - специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской в общем учебном процессе определяются спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных задач (подготовка токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т. п.), учащиеся обучаются в учебных мастерских, как правило, до 60% времени, отводимого на производственное обучение. При подготовке рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием, ремонтом, наладкой сложного производственного оборудования, для которых нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские, учащиеся в учебных мастерских общего профиля, осваивают, как правило, только общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные и т. п., на что отводится 15-20% времени 1 .
Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов.

Комплекс учебных мастерских учебного заведения обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1-2-го этажей. Комплекс учебных мастерских сооружают также как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях; пыли, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности.

Помещения для учебных мастерских должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжелое оборудование, где работа связана со значительной вибрацией, станочные, кузнечные, сварочные, машиносборочные, ремонтные и т. п. располагаются на первом этаже; слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т. п. мастерские - на втором-третьем этажах.

Большое значение для создания комфортной среды производственного обучения имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности.

Основой комплекса учебных мастерских учебного заведения являются специализированные мастерские для производственного обучения по определенной профессии (определенному виду работ). Как правило, учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т. е. на 25-30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.

Кроме специализированных учебных мастерских в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к учебным мастерским, выпускающим сложную продукцию, они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую, складское помещение и др. Специализированные учебные мастерские и производственно-вспомогательные службы размещаются по принципу прямоточности технологических процессов изготовления многодетальной типичной продукции (заказов). В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства.

Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные умения и навыки. В свое время, когда некоторые учебные заведения имели богатых «базовиков» - базовые предприятия, между ними шло негласное соревнование по оснащению учебных мастерских самым новейшим современным оборудованием. Более того, в ряде случаев руководство органов профтехобразования и их инспекции оценивали учебные заведения не столько по учебным показателям, столько по уровню оснащенности производственного обучения современным оборудованием. Сам по себе этот факт в целом положительный, однако в современных условиях необходимо учитывать и возможности, и целесообразность такого оснащения. Во-первых, с ликвидацией «института базовых предприятий» учебные заведения лишились возможности бесплатно пополнять и совершенствовать свое учебно-производственное оснащение, приобретать же новейшее оборудование самим очень дорого. Во-вторых, любое оборудование, тем более современное, высокопроизводительное, должно себя окупать, а при нынешних сложностях с получением заказов и сбытом продукции это весьма сложно. Поэтому более целесообразным представляется оснащение учебных мастерских небольшим количеством современного оборудования, рассчитанного на реализацию новых технологий, и организация обучения на нем по графику учащихся старших курсов. Остальное же учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному стандартом профессионального образования.
Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения.

Большое значение для решения учебных и воспитательных задач имеет оформление учебных мастерских. Оно зависит от возможностей учебного заведения, инициативы и опыта мастера, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера учебной мастерской необходимо исходить из целесообразности и соблюдать чувство меры.
____________________________
1 В связи с изменением характера взаимоотношений учебных заведений с предприятиями (бывшими базовыми) в условиях перехода страны к рыночной экономике и организацией в учебных заведениях собственного производства такие соотношения могут меняться в широких пределах: руководство по обучению профессии (сборник инструкционных карт); альбом рабочих чертежей; альбом технологических карт и др.

Все мы когда-то учились в школе и с большим удовольствием занимались в мастерских и кабинетах трудового обучения: мальчики снимали стружку с деревянных заготовок, девочки шили фартуки и пекли блины. Время не стоит на месте, и теперь уроки труда называются «технологией».

В кабинетах технологии ученики и ученицы, как и прежде, шьют, готовят еду, пилят и строгают. Получить необходимые для жизни практические навыки им, как когда-то и старшему поколению, помогают: учитель, специальное оборудование и демонстрационные наглядные пособия. На этом сходство и заканчивается.

Современная школьная программа разработана с учетом новых требований федерального госстандарта, и включает в себя три направления технологического обучения школьников, а именно: технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Эффективность обучения предмету напрямую зависит от укомплектованности мастерских необходимым оборудованием.

Оснащение кабинета труда в школе ФГОС регламентировано «Рекомендациями МД-1552/03 от 24.11.2011» Министерства образования и науки РФ и «Перечнем учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки РФ № 03 -417 от 01.04.2005)». Предлагаемое в этих документах школьное оборудование является типовым и достаточным для приобретения практических навыков и полного освоения учебного материала по предмету «технология».

Каждая школа может принять рекомендованный перечень технических, учебно-практических, лабораторных и иных средств обучения в качестве основы. Однако этот список не является исчерпывающим, и образовательные учреждения могут расширять его за счет привлечения дополнительного финансирования. Отметим, что активное наполнение школьных мастерских в ходе оснащения кабинета труда в школе по ФГОС современными инструментами для обработки материалов предполагает частичную замену устаревших механических приспособлений электрическими.

Некоторые объекты учебного оборудования являются потенциально травмоопасными. Поэтому, наряду со специальной мебелью, станками, приборами и инструментами, школы в обязательном порядке приобретают стенды и таблицы с общими правилами безопасности на уроках технологии. Кабинеты технологии для девочек обеспечиваются наглядными материалами о безопасной работе со швейной машиной, утюгом и кухонной техникой, мастерские для мальчиков комплектуются демонстрационными материалами по обработке древесины и металла.

Все приобретаемое оборудование должно соответствовать следующим критериям:

· актуальность;

· безопасность;

· компактность;

· соответствие физическому и психологическому развитию ученика;

· простота в эксплуатации и уходе.

Таблица оснащения кабинета труда в школе в соответствии с требованиями ФГОС

Общее учебно-практическое и наглядное оборудование

Оснащение кабинета

для девочек

Оснащение мастерской

для мальчиков

Рабочий халат или фартук

Очки защитные

Комплект технологических таблиц по темам урока.

1. Швейное дело:

Стол рабочий

Машина швейная

Оверлок трехниточный

Станок ткацкий

Манекен на несколько размеров

Измерительные инструменты для работы с тканями

Инструменты для ручного шитья

Шаблоны для раскроя швейных изделий

· для вязания спицами;

· для вязания крючком;

· для вышивания.

Инструменты для увлажнения и тепловой обработки тканей

2. Кулинария:

Комплект кухонного оборудования:

· рабочий стол;

· электроплита;

· сушилка для посуды;

· холодильник;

· печь СВЧ.

Кухонное оборудование для тепловой обработки пищевых продуктов

Комплект кухонной посуды:

· эмалированные миски;

· столовая посуда;

· комплект столовых приборов.

· столовый сервиз;

· чайный сервиз.

Приспособления для разделки:

· овощей.

Предметы для сервировки стола

1. Столярное дело:

Верстак столярный

Столярные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструменты для резьбы по дереву

Свёрла по дереву

Прибор для выжигания

Набор для выпиливания лобзиком

Ножовка по дереву

Деревянная колода

2. Слесарное дело:

Верстак слесарный

Слесарные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструмент для нарезки резьбы

Свёрла по металлу

Напильники

Муфельная печь

Наковальня

Ножовка по металлу

Ножницы для резки металла

Электрооборудование и электроинструменты для:

· сверления отверстий;

· заточки инструментов;

· фрезерования заготовок;

· шлифования поверхностей;

· роспуска заготовок;

· фугования.

3. Технология ведения дома:

Набор инструментов для сантехработ

Санитарно-технические изделия

Инструменты и дополнительное оборудование для ремонтных и отделочных работ

Бытовые приборы и оборудование для ухода:

· за домом;

· за одеждой;

· за обувью.

Кроме перечисленных разделов, отдельное внимание уделяется обучению школьников работам сельскохозяйственного назначения. Спектр приобретаемого для школ оборудования широк; он зависит как от финансовых возможностей образовательного учреждения, так и от специфики отраслей местного сельского хозяйства.

Теоретические занятия на уроках технологии проводятся с применением инструментов, приборов и оборудования, перечисленного в Рекомендациях. Что же касается практики, то далеко не всегда оправдано приобретение для школы тракторов и другой сельхозтехники.

Оснащение кабинета труда в школе по ФГОС не ограничивается одной лишь материально-технической базой. Кроме станков и инструментов, на уроках технологии в обязательном порядке используют компьютерное и мультимедийное оборудование, электронные средства обучения. Все рабочие места школьников и учителя автоматизированы. Создаются технические условия для применения информационных и коммуникативных средств обучения.

Слесарная мастерская (отделение). В слесарной мастерской учащиеся вручную и на станках обрабатывают металлы; здесь же они выполняют и электротехнические работы. В соответствии с этим слесарное отделение оснащается слесарными верстаками, металлорежущими станками и некоторым вспомогательным оборудованием.

На сегодняшний день весьма актуален вопрос о создании обо­рудования, которое регулировалось бы по высоте. Ведь на одном и том же рабочем месте приходится работать учащимся V-Х классов, которые значительно отличаются по своему росту. Между тем известно, например, что работающий может сохранить пра­вильную позу в процессе слесарной работы, если тиски располага­ются на такой высоте, что, поставив на них локоть, можно коснуть­ся подбородка выпрямленными пальцами поднятой вверх руки.

В связи с этим сделан ряд предложений, позволяющих изменять по высоте рабочее место либо положение работающего относитель­но рабочего места.

При работе на станках это достигается за счет подставок, ко­торые кладутся под ноги. Что же касается слесарных верстаков, то разработан ряд конструкций, позволяющих изменять их по вы­соте. Приведем пример одной из них.

Верстак состоит из каркаса, изготовленного из сварных труб и угольника. Крышка верстака представляет собой металлическую раму, в которой закреплены доски из древесины твердых пород толщиной 30 мм. Сверху крышку покрывают листовым металлом толщиной 1...2 мм. Под крышкой верстака размещают два выдвижных ящика, предназначенных для хранения инструментов и приспособлений. Снизу к крышке крепят упор. Фиксаторы закреп­ляют направляющие трубы крышки в трубах ножек каркаса. Крышка поднимается с помощью винта. На крышке с правой сто­роны размещают готовальню для разметочного и измерительного инструмента. На левой стороне крышки крепят пюпитр, на котором размещают инструкционные и операционные карты. Готовальню и пюпитр можно регулировать по высоте. При необходимости (при рубке металлов) к верстаку может крепиться защитная сетка. Верстак предназначен для выполнения учащимися слесарных и электротехнических работ. Для правки и разметки заготовки к крышке крепится с помощью винтов стальная плита.

Перед выполнением электротехнических работ тиски с верстака снимают и убирают в левый ящик. Верстак можно использовать и как стол при конспектировании пояснений учителя и выполнении графических работ (для этого тиски смещаются влево от середины крышки верстака). Кроме одноместных, в практике работы школ встречаются двух- и четырехместные верстаки.

Перечнем типового учебного оборудования школьных мастер­ских предусматриваются следующие металлорежущие станки: то­карный типа ТВ-7 - 3 шт.; сверлильный типа 2М112 - 1 шт.; горизонтально-фрезерный типа НГФ-100 - 1 шт.; электроточило - 2 шт.

Конечно, не всегда представляется возможным приобрести именно указанные модели станков, поэтому следует руководство­ваться тем, что наиболее удобными в работе с учащимися являют­ся токарные станки с высотой центров 150...160 мм и расстоянием между центрами 600...800 мм; сверлильные станки желательно иметь с наибольшим диаметром сверления 12 мм.

В слесарном отделении устанавливают также вспомогательное оборудование: 1-2 разметочные плиты, плиту для правки загото­вок, муфельную печь, испытательный стенд для электротехнических работ. Кроме этого, слесарное отделение дооборудуют для выполнения работ по термической обработке стали.

Оборудование в мастерских размещают с учетом определенных правил и нормативов. Задача при этом сводится к тому, чтобы обеспечить хорошее наблюдение учителя за работой учащихся, достаточную освещенность рабочих мест, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Так, рекомендуется металлорежущие станки устанавливать ближе к рабочему месту учителя, чтобы в случае опасности он всегда мог оказаться рядом. Раз­меточные плиты следует распола­гать ближе к окну, чтобы их освещенность была достаточна, так как выполняемая на них работа требует значительного напряже­ния зрения.

Все рабочие места располага­ются так, чтобы свет падал на них спереди либо слева. Между ряда­ми слесарных верстаков, а также между металлорежущими стан­ками необходимо выдерживать расстояние около 900 мм.

Занимаясь в мастерских, уча­щиеся пользуются различными инструментами и инвентарем, ко­торые можно разделить на две группы: индивидуального и обще­го пользования.

Инструментом и инвентарем индивидуального пользования обе­спечивается каждое рабочее ме­сто. На рабочем месте для выпол­нения слесарных работ должны быть штангенциркуль с точностью 0,1 мм, длина 150 мм; слесарная линейка длиной 500 мм; слесар­ный угольник; чертилка; кернер; слесарный циркуль; зубило с ши­риной лезвия 10 мм; зубило с ши­риной лезвия 20 мм; слесарная ножовка; ножницы по металлу ручные; слесарный молоток массой 250 г; слесарная отвертка; кусачки; киянка для работы по жести; напильник плоский драчёвый; напильник плоский личной.

Рабочее место для выполнения станочных работ оснащается следующим: набор режущих инструментов - резцы проходные, под­резные, отрезные, расточные, фрезы цилиндрические, дисковые, отрезные; набор измерительного инструмента - линейка масштаб­ная, штангенциркуль, микрометр; набор принадлежностей для то­карного станка-патрон трехкулачковый и поводковый, ключ к патрону, центры, хомутики, переходные втулки, патрон сверлиль­ный, подкладки для резца. Инструмент и инвентарь общего поль­зования желательно иметь в 2-3 экземплярах. Способы хранения инструмента могут быть различные.

Особое внимание необходимо обращать на оборудование рабо­чего места учителя, которое должно служить образцом для уча­щихся. Верстак и стол учителя размещают на помосте размерами приблизительно 2500х1500х300 мм. На стене крепят классную доску, а под ней располагают чертежный инструмент. Шкаф предназначен для хранения таблиц и учебной технической документа­ции. В некоторых школах верстак учителя делают поворотным, чтобы учащиеся могли рассматривать с разных сторон, как выпол­нять трудовые приемы.

На рабочем месте учителя необходимо иметь демонстрационный стол с подведенным к нему одно- и трехфазным током и устройст­вом для регулирования напряжения. Электропитание к рабочим местам учащихся и демонстрационному столу целесообразно пода­вать через электрический щит, который лучше разместить в нише за демонстрационным столом. Этот щит должен иметь общий вы­ключатель, с помощью которого можно снимать напряжение на всех рабочих местах учащихся.

Типовыми проектами школьных учебных мастерских не предус­мотрено отдельных помещений для проведения электромонтажных работ. С этой целью чаще всего дооборудуют и специальным обра­зом оснащают слесарное отделение. Для этого на стенах укрепля­ют деревянные щиты для выполнения электротехнических работ, а вблизи них - штепсельные розетки. Необходимо иметь 10-15 таких щитов; иногда для выполнения работ их размещают на верстаках. Устанавливаются также стенды и столы с оборудованием, необходимым для изучения электрических машин. Испытывать соб­ранные электрические цени, подключенные к источнику тока, уча­щиеся могут только под руководством учителя на специально обо­рудованном для этого испытательном стенде.

Для выполнения электротехнических работ на каждом рабочем месте необходимо иметь специальные комплекты, включающие в себя плоскогубцы, круглогубцы, кусачки боковые, 5-10 отверток, ножи монтерские.

Необходимый для каждой практической работы комплект элек­троарматуры и материалов лучше всего хранить в отдельных коробках размером 200х120х600 мм. Такой комплект должен быть заготовлен из расчета на каждое рабочее место. На коробке можно написать номер рабочего места и название практической работы. Для проверки электрических цепей необходимо иметь ом­метр (удобно типа М-57) или авометр (один из таких приборов должен быть в комплекте оборудования рабочего места учителя), контрольную лампу и индикатор напряжения. При подборе инстру­мента для электромонтажных работ необходимо иметь в виду сле­дующее; отвертки, как правило, должны быть с пластмассовыми изолирующими ручками, а на рукоятки пассатижей, плоскогубцев, круглогубцев, кусачек, ножей должны быть надеты чехлы из изо­лирующих материалов. Молотки, дрели, шлямбуры и натяжные шнуры используются в работах реже, поэтому их можно считать инструментами общего пользования и иметь по 2-3 экземпляра, выдавая учащимся в случае надобности. Опыт показывает, что удобными для учащихся являются молотки массой 200 г и ручные дрели с набором сверл диаметром 2, 3, 5, 7 мм.

Для повышения эффективности обучения приемам выполнения электромонтажных работ необходимо применять средства нагляд­ности. Ими могут быть таблицы типографского или ручного из­готовления, щиты и стенды с образцами электротехнических материалов и арматуры, изображением схем, устройства электро­арматуры и электроприборов. Приведем примерный перечень обору­дования стендов: образцы проводов и шнуров; образцы изолирую­щих материалов; плакаты, отражающие технологию соединения, ответвления, оконцовывания проводов, зарядки штепсельной вилки, штепсельной розетки, патрона и выключателя; образцы предохра­нителей и плакаты с изображением их зарядки; электрический зво­нок и электромагнит.

Для демонстраций на занятиях, посвященных электротехниче­ским работам, учитель использует некоторые приборы из каби­нета физики или электротехники: набор по трехфазному току, действующие модели и разрезы машин постоянного и переменного тока, магнитный пускатель, тепловые реле, амперметры и вольт­метры.

На уроках по техническому труду в V-Х классах широко применяются различные приспособления, предназначенные в пер­вую очередь для улучшения качества изделий, повышения уровня культуры труда, формирования правильного представления об ос­новах современного производства.

Опыт работы школ показывает, что учителя трудового обучения уделяют большое внимание оснащению учебного процесса различ­ными приспособлениями для гибки, резания, клепки, штамповки металлов, заточки инструмента и др. Журналы «Тэхналагічная адукацыя» и «Школа и производство» систематически помещают на своих страницах лучшие приспособления.

Применение приспособлений с точки зрения учебно-воспитатель­ных задач становится особенно эффективным, если к проектирова­нию и изготовлению их привлекаются учащиеся.

В соответствии с перечнем типовых учебно-наглядных пособий слесарная мастерская должна быть обеспечена учебными таблица­ми («Техника безопасности», «Типовые детали, узлы и соединения», «Таблицы по техническому труду для V-Х классов», «Элект­ротехнические работы», «Техническое конструирование», «Металлорежушие станки», «Электротехника на уроках труда») и диафильмами («Что нужно знать школьнику о металлах и сплавах», «Техника безопасности при обработке металлов в школьных мастерских», «Механизмы передачи и преобразования движения», «Обработка металлов резанием», «Что надо знать школьнику об использовании электричества в быту», «Монтаж электропроводки».

Столярная мастерская (отделение). При оборудовании столярной мастерской решаются в основном те же вопросы, что и при оборудовании слесарной мастерской. Здесь также приходится обеспечивать возможность регулирования верстаков по высоте. Высота верстака должна быть такой, чтобы ладонь учащегося, стоящего прямо, прижималась к поверхности крышки. Как видно, высота верстака находится в прямой зависимости от роста учащегося.

В столярной мастерской устанавливают токарные станки по дереву с высотой центров 150...200 мм и расстоянием между центрами 500 мм (3 шт.), комбинированный настольный станок (фуговальный и дисковая пила) с диском диаметром 200 мм и длиной ножей 1500 мм, а также точило с механическим приводом.

Перечнем типовых учебно-наглядных пособий предусматривается следующий инструмент и инвентарь индивидуального пользо­вания: слесарная линейка длиной 500 мм; столярный угольник; столярный рейсмус; рубанки простые одинарные с механической подачей ножа, ширина ножей 40 и 45 мм; шерхебель с механической подачей ножа; полуфуганок с механической подачей ножа, ширина ножа 40 мм; ножовка мелкозубая для смешанного пиле­ния, длина полотна 200...250 мм; ножовка для продольного пиления, длина полотна 300 мм; стамеска плоская 10 мм и 20 мм; долото 6 мм и 10 мм; рашпиль полукруглого сечения длиной 250…300 мм; напильник плоский драчевый 250...300 мм; лобзик с регулируемым натягом пилки; молоток столярный массой 250 г; киянка; клещи 150 мм; отвертки 5 и 10 мм; шило.

Этим же перечнем определен инструмент и инвентарь общего пользования: электроклееварка 127/220 В вместимостью 1...2 л; буравы 5...20 мм (комплект); долота столярные 4, 8, 12, 16 мм (комплект); ерунок; зензубель; коловорот; малка; метр складной; пила лучковая; пила выкружная; разводка для пил универсальная; рубанок с двойным ножом; сверла перовые 12...30 мм; стамески плоские 4, 6, 8, 12, 15 мм; фальцгобель; цикля; цинубель.

В столярной мастерской необходимо иметь вспомогательное оборудование - кисти для клея, кисти для окраски разные, стеклорез.

В процессе обработки древесины могут быть широко использованы приспособления. На практике положительно зарекомендовали себя приспособления для разметки, строгания, пиления, разметки шипов и др. Многие из них являются универсальными, т. е. после переналадки могут быть использованы для обработки деталей различных размеров и конфигураций. Столярная мастерская оснащается диафильмами: «Что нужно знать школьнику о древесине», «Техника безопасности при обработке древесины в школьных мастерских», «Технология изготовления изделий в школьных мастерских».

Одна из предпосылок правильной организации учебного процесса в школьных мастерских - планирование потребности в материалах, оборудовании, инструментах. Лишь зная наперед, какие именно объекты придется изготавливать, можно распределить их по классам и по времени. Учителю труда нельзя допускать случаев, когда заказы на изготовление тех или иных изделий поступают неожиданно и не остается времени для согласования содержания трудовой деятельности учащихся с учебной программой. Чтобы этого не произошло, учитель труда составляет заранее план рабо­ты по ремонту оборудования и оснащению мастерских приспособ­лениями, собирает заявки от заведующих учебными кабинетами и заведующего хозяйственной частью школы, заказы предприятий, а затем вместе с директором или завучем школы составляет план работы школьных мастерских.

На основании плана работы мастерских составляют календарно-тематические планы работы с учащимися отдельных классов, т. е. для каждого класса выбирают такие объекты работы, которые отвечают учебной программе.

Всю работу, которая проводится в мастерских, необходимо учитывать. Необходимо также учитывать и все материальные цен­ности. Для этого заводят две книги. В одной ведут учет оборудо­вания, инструмента, приспособлений, материала и др., в другой - готовой продукции. Книги нужны для финансовой проверки. В свя­зи с этим в них указывают, когда поступили материалы, инстру­менты, в каком количестве и кому переданы. Если инструмент выходит из строя, об этом записывают в книгу и периодически (обычно раз в четверть) составляют вместе с бухгалтерией акты на списание. В книге учета готовой продукции отмечают, кому и сколько передано изделий.

Учебные мастерские должны систематически пополняться всем-необходимым. В настоящее время нет официально утвержденных нормативов на сроки службы инструментов и станков в школьных мастерских. Поэтому приходится исходить из фактического состоя­ния оборудования: заменять его в том случае, когда оно перестает обеспечивать свойственную ему точность обработки.

Пополнять мастерские всем необходимым можно по нескольким каналам: через органы народного образования, магазины и с помощью базовых предприятий.

В магазинах учителя имеют возможность приобрести режущий и измерительный инструмент за счет средств, которые ежегодно выделяются школам.

Существенным источником снабжения школьных мастерских являются базовые предприятия. Постановлениями правительства предприятиям разрешено безвозмездно передавать школам обору­дование, инструмент и материалы. Можно было бы привести много примеров, когда, выполняя эти постановления, промышленные и сельскохозяйственные предприятия оказывают школам значитель­ную помощь. Такая помощь нужна особенно потому, что школы в централизованном порядке не снабжаются материалами (металла­ми, древесиной). А материалов нужно много. Так, по некоторым подсчетам, для двухкомплектной восьмилетней школы необходимо, например, примерно 7 м 3 пиломатериалов и 400 кг металлических материалов в год. Школы, в свою очередь, по договоренности с предприятиями организуют выпуск силами учащихся общественно полезной продукции.

Санитарно-гигиенические требования и режим работы в школьных мастерских

Данные физиологии и гигиены труда свидетельствуют о том, что физический труд, который по своему характеру отвечает возрастным возможностям организма и выполняется в оптимальных гигиенических условиях, содействует развитию как отдельных органов ребенка и подростка, так и всего организма.

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают двига­тельные навыки и умения; у них создаются новые условно рефлекторные связи. Под влиянием физического труда совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развивается мышечная система, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усиливается обмен веществ.

Специальные исследования показали, что у лиц, которые занимаются физическим трудом, обмен веществ происходит интенсивнее, чем у тех, кто занимается преимущественно умственным трудом. Установлено также, что для нормального функционирования организма затраты энергии на мышечную работу должны составлять в сутки не менее чем 5,04...5,46 МДж у взрослых и 3,36...4,2 МДж у учащихся. Меньшие затраты на мышечную работу отрицательно сказываются на росте и развитии детей и подростков.

Трудовое обучение имеет большое значение как средство пере­ключения учащихся с одного вида деятельности на другой, что в соответствии с учением И. М. Сеченова наиболее содействует под­держанию трудоспособности. Это положение убедительно иллюст­рируется исследованиями. В обычные учебные дни у большинства учащихся трудоспособность по сравнению с исходными показате­лями (до начала занятий) повышается к концу первого урока, потом она несколько колеблется на этом уровне на протяжении второго урока и затем заметно снижается: для четвероклассников - после третьего урока, для более старших ребят (V-Х классы) -после четвертого урока. Дальнейшие учебные занятия проходят при прогрессивном снижении производительности умственного труда учащихся.

Переключение учащихся с изучения общеобразовательных пред­метов на трудовое обучение содействует поддержанию их трудоспо­собности на высоком уровне. Например, в VI классе наименьшее снижение трудоспособности наблюдается в тех случаях, когда уро­ки труда проводятся на третьем часу занятий, а наибольшее - на первом. В дни, когда учащиеся работают, например, в столярных мастерских, в конце учебной смены у них трудоспособность замет­но выше, чем в другие дни.

Однако влияние трудового обучения на физическое развитие учащихся оказывается положительным лишь в том случае, если соблюдаются гигиенические нормы. Следовательно, режим работы должен быть таким, чтобы трудовое обучение содействовало все­стороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению, когда функциональные сдвиги раз­личных систем организма выходят за пределы физиологических возможностей.

В связи с этим возникает вопрос о продолжительности трудовых операций и перерывов на отдых. Хронометражные наблюдения по­казали, что при выполнении однообразной работы, особенно тогда, когда она связана со значительной физической нагрузкой, возрас­тают простои учащихся. Так, если в среднем на уроках труда про­стои занимают 17% рабочего времени, то тогда, когда преобладают опиливание и зачистка деталей, они составляют 25...30%, особенно возрастая к концу второго часа занятия.

Вообще характерно, что при выполнении однообразных опера­ций по обработке материалов, связанных со значительными затра­тами энергии, полезное время работы закономерно снижается от начала к концу рабочего дня, а количество произвольных переры­вов увеличивается. Если же работа характеризуется сменой опера­ций, то полезное время работы не уменьшается на протяжении всего периода работы. Наибольший эффект как с точки зрения производительности, так и с точки зрения физиолого-гигиенической обес­печивается соединением либо чередованием двух-трех операций, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин; после чего делают перерыв на 3-5 мин для инструктажа, самоконтроля и др.

Возможности создания оптимальных гигиенических условий для работы учащихся зависят в значительной мере от внешней среды, в которой происходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.).

Температура воздуха в слесарной мастерской должна быть 16...18°С, в столярной мастерской - 15...17°С.

Учебные мастерские необходимо систематически проветривать, так как выполнение ряда трудовых процессов (термическая обработка металлов, приготовление клея, окраска изделий и др.) сопровождается выделением вредных газов. Проветривание в зави­симости от размеров мастерских может быть естественным (если на каждого учащегося приходится более 40 м 3) и искусственным (если на одного учащегося приходится менее 40 м 3).

Большое значение для работы имеет нормальное освещение. Лучше всего работать при естественном освещении; однако в осенний и зимний периоды приходится применять и искусственное осве­щение. При этом исходят из нормативов, разработанных врачами-гигиенистами: освещенность рабочего места должна быть в преде­лах 100...200 лк. Однако и при нормальном освещении необходим индивидуальный подход к учащимся: по консультации с врачом учитель должен ставить на лучше освещенные места учащихся, имеющих плохое зрение.

На трудоспособность учащихся влияет производственный шум, которым сопровождается работа в мастерских. Данные исследова­ний показывают, что выполнение ряда операций (рубка металлов на плите, распиливание досок дисковой пилой и др.) сопровожда­ется шумом, который выходит за пределы допустимого. Поэтому нужно устранять все лишние шумы, в частности те, которые связа­ны с неправильным закреплением заготовки либо с неправильным выполнением трудовых процессов.

Говоря о факторах внешней среды, влияющих на работоспособ­ность учащихся, нельзя не вспомнить о цветовом оформлении школьных мастерских. Многими исследованиями установлено, что правильным подбором цветов для оформления помещений и обору­дования можно содействовать созданию бодрого настроения. В хо­рошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской склады­ваются благоприятные условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания подростков.

Лекция 1.

Рабочее место учителя.

его

Стол демонстрационный

Первая группа

вторая группа - мебель для сидения.

Третья группа - Четвертая группа - прочая мебель.

специальное оборудование

Основное оборудование

Верстак столярный.

Такой верстак должен быть рассчитан на работу одного ученика. Зажимные устройства должны быть прочными и надежно закреплять деревянные заготовки и детали для пиления и строгания во всех необходимых положениях. На верстаках (при отсутствии кабинета) должны предусматриваться приспособления для выполнения записей и графических работ, хранения технологических документов, размещения инструментов, приспособлений, крючок для ранца, сумки или портфеля.

Верстаки могут иметь металлические и деревянные детали, однако все рабочие поверхности должны быть деревянными во избежание порчи инструмента при выполнении работ. Желательно, чтобы верстак был разборным, что ускоряет его монтаж и демонтаж при необходимой перепланировке мастерской. Металлические основания верстаков окрашиваются масляными или нитрокрасками, деревянные основания покрываются бесцветным лаком или олифой в 4 - 5 слоев.

Верстак слесарный

Данный верстак предназначен для обработки металлов и пластмасс. При отсутствии кабинета для проведения теоретических занятий и лабораторно-практических и учебно-практических работ на слесарном верстаке могут выполняться электромонтажные работы, а также разбираться и собираться моде-ми, узлы механизмов и машин.

По конструкции верстаки слесарные могут быть одноместными, двухмерными и многоместными. Основание верстака делается сварное из труб или стального профиля, возможно изготовление основания и из деревянного бру­са. Крышка верстака - деревянная, она покрывается не колющимся пластиком шли линолеумом и окантовывается стальным уголком.

Как показывает практика, в целях экономии места в мастерской возможно уменьшение размеров крышки верстака по длине до 800 мм при номинальной ширине 500 мм. Для работы учащихся площади такой рабочей поверхности вполне достаточно, если на верстак установить тиски средних размеров. При этом достаточно свободно на ней размещается инструмент, заготовки и техно­логическая документация.

Если программой обучения предусматривается рубка металла, то на вер­стак за рабочей зоной учащегося устанавливается экран с вертикальной пре­дохранительной сеткой, имеющей мелкие ячейки (не более чем 3x3 мм). Ее высота для стандартного верстака должна составлять 1000 мм, для верстака уменьшенной конструкции безопасная работа обеспечивается сеткой высотой SOO мм (высота тисков при этом должна быть не более 150 мм). Длина сетки равна длине верстака. Экран с сеткой должен быть съемным и ус­танавливаться только для выполнения работ по рубке металлов.

В практике работы учителей вместо большого экрана с сеткой использу­ются небольшие экраны, которые устанавливаются непосредственно рядом с тисками. Такой экран изготовляется из фанеры, и его внутренняя сторона по­крывается поролоном или губчатой резиной. Он хорошо предохраняет от разлетающихся осколков при выполнении рубки металла.

Основание верстака должно позволять делать регулировку высоты крыш­ки относительно пола. Устройство регулировки должно быть таковым, чтобы ту работу могли выполнять сами учащиеся. В основании отводится место для лотка с инструментами и портфеля учащегося. Практика показала нецелесообразность монтажа в верстаке выдвижных инструментальных ящиков. Ими неудобно пользоваться во время работы, и в них скапливается мусор, который:но удалять при уборке рабочего места.

На крышку слесарного верстака крепятся слесарные тиски. Для условий общеобразовательного учреждения удобны стальные параллельные тиски с шириной губок 90 -100 мм. Тиски и предохранительную сетку желательно окрасить в желтый цвет, основание - в салатовый. Если линолеум или пластик на крышке имеют неудачный с педагогических позиций цвет, то поверхность можно окрасить зеленой краской.

Регулировка уровня верстаков в соответствии с физическими параметрами учащихся может осуществляться с помощью специального механизма. Его можно сделать самостоятельно, и учитель может сам разработать свою оригинальную конструкцию. Однако проще сделать верстаки на максимально необ­ходимую высоту, а для учащихся при необходимости устанавливать подиумы. Возможен и другой вариант, при котором регулировку высоты осуществляют с помощью подставок под ножки верстака.

Клиноременная передача

На валу электродвигателя жестко закреплен двухступенчатый шкив, кото­рый при помощи клинового ремня передает вращение двухступенчатому шки­ву, закрепленному на шпинделе станка.

Клиноременная передача закрыта металлическим ограждением откры­вающаяся крышка которого сблокирована через конечный выключатель с элек­тродвигателем так, что при ее открывании происходит отключение электродви­гателя, станок останавливается. Крышка ограждения запирается при помощи винта.

Ограждение зоны резания станка

Ограждение зоны резания станка служит для защиты работающего от отле­тающей стружки и снижения концентрации образующейся пыли в зоне дыха­ния работающего до установленных санитарных норм. Оно состоит из метал­лического кожуха и защитных экранов, которые подвижно крепятся к верхней части ограждения и могут быть откинуты по мере необходимости. Мягкий эк­ран через эластичные петли натягивается на крючки кожуха.

В кожухе имеется щель для подсоединения станка к пылеотсасывающей установке.

Приспособления для крепления деталей

Корпус с центром - вилкой навинчивается на шпиндель. Служит для закрепле­ния заготовки совместно с задней бабкой.

Патрон навинчивается на шпиндель. Служит для закрепления коротких заготовок при обработке их с торца. Заготовка забивается в патрон деревянным молотком.

Планшайба представляет собой диск, в центре которого выступает бобыш­ка, имеющая внутреннюю резьбу для навертывания на шпиндель. На плоскости диска на некотором расстоянии от центра просверлено восемь отверстий. Через них в заготовку ввертывают шурупы, крепящие ее к планшайбе. Планшайбу применяют, когда нужно обточить деталь большого диаметра без зажима ее центр от задней бабки. F ежущие инструменты

Рейер полукруглый (желобчатый) резец по форме похожий на обыкновен­ную полукруглую столярную стамеску. Он имеет полукруглую заточку с внеш­ней стороны с фаской под углом 25-30°. К станку прилагаются два рейера: для первоначальной грубой обточки заготовки шириной 25 мм и для более мелкой.

Электрооборудование

К электрооборудованию станка относятся: трехфазный асинхронный электродвигатель мощностью 1,1 кВт, переключатель кулачковый универ­сальный, светильник местного освещения и электрощит, на котором смонти­рованы магнитные пускатели, пакетные выключатели сети и местного осве­щения, трансформатор местного освещения и предохранители. Щит с электро­аппаратурой установлен в задней тумбе станка. Электродвигатель расположен в передней тумбе, а переключатель кулачковый универсальный крепится на станине с обратной стороны станка.

Защитные устройства

Зона обработки ограждена защитным экраном, установленным на суппор­те станка.

Принцип действия. При включении машины терочный диск начинает вращаться.- Поступающие сверху клубни по- I падают на поверхность вращающегося терочного/диска и | также начинают вращаться. При этом клубни трутся об аб­разивную поверхность терочного диска и стенок камеры. Под действием силы трения кожура с клубней снимается, а по­ступающая из г разбрызгивателя вода смывает мезгу на дно 12 камеры, откуда она через резиновый сливной патрубок 4 попадает в камеру отходов. Вода через перфорированное дно сборника мезги сливается в канализацию через патрубок 1, а мезга остается в сборнике. В дальнейшем мезгу использу­ют для переработки на крахмал или на корм.свиней.

Для выгрузки очищенных, овощей, не выключая двига­теля, открывают дверцу разгрузочного.лотка л под действием центробежной силы клубни выпадают в подставленную тару. Производительность машины - 125 кг/Ч;

Лекция 1.

Технический труд является составной частью содержания образовательной области «Технология предпринимательства» в школе. Его основные задачи связаны с формированием и развитием у учащихся основ технологической культуры, творческого подхода к труду, экономического и экологического мышления. Эти задачи решаются в процессе изучения элементов техники, методов и средств обработки распространенных конструкционных материалов.

На занятиях «технологии предпринимательства» учащихся учатся творчески мыслить, искать нестандартные решения, выбирать оптимальные средства при выполнении различных работ. Без этих качеств невозможна трудовая деятельность по современным быстро развивающимся условиям.

Для решения актуальных способов управления учебным процессом «технологии предпринимательства» нужна соответствующая материальная база; инструменты, оборудование, учебные пособия и т.д.

Учащихся знакомятся со свойствами и назначением материалов.

При изучении свойств металлов учащихся получают сведения о свойствах их сплавов, назначении и области применения этих сплавов, знакомятся с технологиями резания, сварки, пайки, плавления, термической обработки.

Школьники получают представления о назначении и свойствах пластических масс, их видах, методах обработки и соединения при изготовлении деталей и изделий.

Технические средства при осуществлении технологических процессов обработки конструкционных материалов являются второй составляющей содержания обучения на занятиях по технологии предпринимательства. Учащихся знакомятся с конструкцией станков, механизмов, электрических установок и т.д. они учатся управлять ими.

Оборудование учебных мастерских.

Оборудование кабинетов, лабораторий и мастерских осуществляется на основе рекомендованных Министерством образования РФ примерных перечней средств обучения. Комплектация может проводиться по функциональным признакам, отражающим предназначение различных видов оборудования. Основное оборудование и инвентарь индивидуального пользовании: рабочее место учащегося, необходимая оснастка, инструментарий, средства обеспечения безопасности выполнения работ. Конкретные типы оборудования и их количество подбираются в соответствии с современным уровнем оснащения предприятий, материальными возможностями общеобразовательного учреждения, наличием спонсорской поддержки или шефской помощи. Желательно, чтобы весь комплект оборудования представлял собой определенную систему, элементы которой содержательно и методически были согласованы.

Все оборудование должно удовлетворять педагогическим, санитарно-гигиеническим и психофизиологическим требованиям, гарантировать безопасность выполнения учащимися учебно-практических работ.

См. портал Ucheba.com: -www.posobie.ru,

Www.uroki.ru, www.metodiki.ru/

Рабочее место учителя.

Оно располагается в самом доступном для обозрения учащихся месте. Желательно рабочее место учителя расположить на подиуме высотой 250-300 мм. Здесь устанавливается рабочий стол или верстак, демонстрационный стол и размещается оборудование с соответствующим набором инструментов и приспособлений. Рабочее место учителя должно быть специально выделено и иметь оборудование для объяснения технологических и технических сведений, демонстрации учебно-наглядных пособий, приемов работы с ручными инструментами. Количество и перечень учебного оборудования рабочего места учителя зависят от назначения мастерской и от площади помещения.

Однако обязательно на каждом рабочем месте учителя в мастерской должны быть установлены: верстак для демонстрации приемов работы с ручными инструментами, классная доска, демонстрационный стол с пультом управления: электроснабжением.

Верстак на рабочем месте учителя должен по конструкции полностью соответствовать верстакам учащихся. Это позволяет учащимся в начальный период обучения более точно подражать учителю в выполнении приемов работы и быстрее овладевать умениями.

Желательно устанавливать верстак учителя на поворотной платформе, позволяющей разворачивать его на любой угол. Тем самым учитель сможет в нужном ракурсе демонстрировать учащимся рабочие позы и приемы труда.

В мастерской целесообразна установка доски планшетного, альбомного или раздвижного типа, которая позволяет открывать нужное изображение, неиспользуемое, а также иметь части с чистыми полями для передачи текущей зрительной информации.

На доске или над доской должны быть установлены специальные зажимы для крепления таблиц и плакатов. Под доской может быть смонтирован пенал для хранения чертежных инструментов.

Демонстрационный стол необходим для хранения инструментов, наглядных пособий, литературы, технической и технологической документации, демонстрационных заготовок и полуфабрикатов, необходимых для проведения текущих занятий.

Желательно использовать стол специальной конструкции. На нем должен быть смонтирован пульт управления системой электроснабжения мастерской, включая рабочие места учащихся, установлена убирающаяся аудиовизуальная аппаратура. Стол должен быть оснащен подъемными пюпитрами для демонстрации объектов труда, макетов и моделей.

Учебные таблицы обычно хранятся во вспомогательном помещении. При его отсутствии под классной доской можно установить специальную планшетную тумбу. В зависимости от вида таблиц и плакатов в ней могут быть касеты для рулонов или планшетные ячейки. Размеры тумбы определяются количеством средств наглядности и возможностями помещения.

Доска классная. Состоит из двух частей размером 1500 х 1100 мм каждая. Над доской установлены светильники с галогенными лампами или лампами дневного света.

Экран. В пространстве за классной доской устанавливается экран. Он имеет те же размеры, что и фрагменты классной доски, 1500 х 1100 мм.

Стол демонстрационный изготавливается из древесностружечной или древесноволокнистой плиты, облицованной пластиком. В качестве напольной основы используется плинтус высотой 80 мм. Левая часть стола имеет размеры 1000 х 800 х 900 мм. Крышка левой части откидная, окантована дюралюминиевым уголком с полками размером 25 х 25 мм. В вертикальном положениикрышка удерживается замками. В этом положении она может служить стойкой для демонстрации таблиц, плакатов и рисунков на бумаге. Для этой цели на ней установлены металлические держатели.

Учебные таблицы для текущей работы хранятся под откидной крышкой.

В тумбе левой части стола смонтирована поворотная турель, разделенная на несколько секций. В ней размещаются натуральные образцы, необходимые для текущей демонстрации.

Средняя часть стола предназначена для ведения учителем текущих записей в своей рабочей документации. Размеры рабочей поверхности крышки 700 х 800 мм, высота от пола 750 мм. На крышке монтируется пульт дистанционного управления и, при необходимости, микрофон. На лицевой стороне в средней части стола устанавливаются динамики.

Правая часть стола по высоте также ниже левой и совпадает по уровню со средней частью. Ее размеры 500 х 800 х 750 мм. На ней устанавливаются аудиовизуальные технические средства подачи информации, усилитель и монтируется выдвижная кассетница. Характер размещаемых в столе учителя аудиовизуальных средств определяется материальными возможностями образовательного учреждения.

Мебель является неотъемлемой частью оборудования школьной мастерской. Она, как и все оборудование, должна быть приспособлена к условиям преподавания и учебно-практической деятельности учащихся. Конструкция мебели, ее качество и дизайн должны отвечать современным техническим и эстетическим требованиям.

Всю мебель условно можно разделить на четыре группы. Первая группа - мебель с рабочими поверхностями,

вторая группа - мебель для сидения.

Третья группа - мебель для хранения средств обучения. Четвертая группа - прочая мебель.

Большую часть третьей группы мебели в мастерских представляют шкафыдляхранения инструментов и учебных пособий. Они могут быть соединены в единый блок с классной доской или устанавливаться отдельно в виде секции. лучше всего для мастерских использовать изготовленные по индивидуальному проекту шкафы с раздвижными дверцами. При такой конструкции экономится рабочее пространство мастерской, поскольку нет необходимости отводитъ зону для открывающихся створок.

Практика показывает, что лучше всего делать шкафы из панелей, облицованных пластиком. Шкафы разбиваются на секции и делятся полками по регулируемым уровням. Высота полок определяется размерами хранимого оборудования.

В шкафах хранятся заготовки, полуфабрикаты (незавершенные изделия учащихся), инструменты и другое учебное оборудование.

Инструменты в шкафах следует размещать на специальных укладках. Комплектование укладок инструментами осуществляется в соответствии с содержанием учебно-практических и лабораторно-практических работ учащихся или применительно к какой-то технологии.

В мастерской могут устанавливаться выставочные стеллажи. Они служат идя хранения законченных изделий учащихся. Изделия, представленные на стеллажах, могут служить для учащихся натуральным наглядным пособием.

В демонстрационных целях могут использоваться настенные витрины и экспозиционные щиты. В витринах, как правило, монтируются комплекты натуральных наглядных пособий (образцы материалов, узлов соединений деталей, технологические последовательности сборочных или монтажных работ и др.). Экспозиционные щиты служат для демонстрации литературы, фотографий, плоскостных образцов изделий и т. п. Они могут быть сплошными, решетчатыми, перфорированными с проволочными держателями. Щиты позволяют оперативно обновлять экспозицию.

Для малогабаритной учебной техники мастерская должна иметь подставки под оборудование. Как известно, ряд учебных станков, механизмов и приспособлений для технологии выпускается в настольном варианте (сверлильный, фрезерный станки, токарный станок по дереву, заточные станки, универсальный агрегат для обработки древесины и др.). Естественно, что для их установки нецелесообразно использовать канцелярские столы и необходимы соответствующие подставки в виде тумбочек. Их конструкция должна быть простой, прочной и обеспечивать удобство эксплуатации.

Подставка может быть деревянной или металлической. Поверхность крышки покрывают пластиком и окантовывают металлическим уголком. В подставке монтируют полки для хранения укладок с инструментами и подсобного оборудования. Окрашивать подставки лучше всего в светло-зеленые тона. Для мастерской желательно разработать типовую конструкцию подставок, но изготавливают их разных размеров с учетом габаритов и массы устанавливаемого оборудования.

Для проведения лабораторно-практических работ требуется специальное оборудование . Это различные измерительные приборы, наборы деталей типа «конструктор», образцы материалов, измерительный инструмент и др.

Основное оборудование для проведения лабораторно-практических работ приобретается через торговую сеть в заводском варианте изготовления. Часть необходимого инструментария и оснастки может быть изготовлена в учебных мастерских. Для этой работы учитель привлекает учащихся, ставя перед ними соответствующие проектные задания.