Мертвые души почему такое название. Особенности жанра поэмы Н.В Гоголя «М1ртвые души». Смысл названия поэмы. Истинные «Мертвые души»

Пожалуй, главный вопрос поэмы, который неизбежно задаёт себе читатель: кого Гоголь имел в виду, называя так свое произведение уже на этапе замысла? Отвечали и сейчас отвечают на этот вопрос по-разному, в зависимости от подхода к проблематике поэмы. Наиболее традиционный и распространённый взгляд основывается на конфликте изжившей себя системы крепостного права, с одной стороны, и жизненной силы крестьянства, души русской нации — с другой. Отсюда следует, что мёртвыми душами Гоголь считал помещиков, живыми — крестьян. Однако, если сводить смысл поэмы лишь к этому, пусть и верному суждению, упрощается идейный пафос поэмы. Во-первых, помимо помещиков и крестьян в произведении показаны разные слои населения, социальные типы, индивидуальные характеры. Какой «душой» считать кучера Селифана или, например, прокурора? Если определять по социальному признаку, к какому разряду относить персонажей, то тогда основными критериями станут происхождение человека и его статус; если же по моральным качествам, то хороших людей мы будем именовать «живыми» душами, плохих — «мёртвыми».

Вспомним восклицание Гоголя в письме Жуковскому о замысле произведения: «Вся Русь явится в нём!» Оно означает, что проблематика поэмы коснётся каждого человека. Важно также, что название произведение получило с самого начала: Гоголь имел в виду вовсе не конкретных людей, а явление, состояние омертвелости, «мёртвости» души человека, близкое к духовному умиранию личности. Само сочетание «мёртвые души» парадоксально объединяет несовместимые сущности: смерть и вечную жизнь души — и представляет собой не обычный литературный оксюморон, а нравственно-философскую идею, предупреждение человеку не потерять свою бессмертную душу. Поэтому неверно указывать на того или иного персонажа, называя его «живой» или «мёртвой» душой. В поэме создаётся идеал одухотворённой, осмысленной, творческой жизни — его и следует считать ориентиром, давая различные оценки героям.

Цель своей поэмы Гоголь видел в пробуждении совести человека, каждый должен посмотреть на себя с пристрастием: «А кто из нас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединённых бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжёлый вопрос: „А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?"». Поэтому искать «омертвелость» души, настаивал Гоголь, нужно прежде всего в себе. Разумеется, это требование глубинное, общее и выходит за пределы данного литературного произведения. В поэме важнейшую роль играет фактор ответственности человека за свою жизнь и исполнение своего долга. В этом отношении, безусловно, сатирический пафос поэмы направлен на помещиков и чиновников.

О какой гражданской и человеческой ответственности может идти речь при виде безучастного ко всему , недоверчивой и ограниченной Коробочки, неразумного и бесшабашного Ноздрёва, циничного и алчного , вселенской прорвы, безудержного накопителя ? Такими же резкими характеристиками Гоголь наделяет городское чиновничество, но всё же внимание к чиновникам невозможно сопоставить с подробнейшим описанием характеров помещиков, их образа жизни, поместья и хозяйства. «Помещичьи» главы отличаются на общем фоне поэмы недосягаемым уровнем художественной выразительности, эти пять глав можно даже назвать пятью актами человеческой комедии.

Об образах крестьян мы судим положительно, потому что знаем: от их труда зависит жизнь помещика, чиновника, всего населения страны. Источник физического существования и духовной жизни нации зарождается в крестьянстве, распространяясь затем на другие слои общества. Мы не видим созидательного труда крестьян, не слышим фольклорных песен, творческая одарённость русского простого народа проявляется эпизодически, например в лирическом отступлении о русском слове или мастерстве каретника Михеева. Гоголь видит свою задачу в том, чтобы показать, как подавляется творческая воля и жизненная активность человека в условиях крепостного рабства. Вот почему на передний план выходят судьбы крепостных крестьян. Гоголь не скрывает их слабости, недостатки, дурные качества, то есть он не идеализирует крестьян, но и не относится к ним свысока, как к жертвам крепостного режима. Пафос гоголевского обличения выше и сложнее: описывая крестьянские судьбы, художник создаёт истории гибели людей, изначально лишённых права на свободную и достойную жизнь. Печальна судьба плотника Степана Пробки, жизнь которого сломала крепостная неволя: он не мог остановиться в страсти зарабатывания денег, брался за любую работу и в результате погиб. Гоголь говорит здесь о том, что можно заработать денег и выкупить себе волю, но нельзя купить чувство свободы, будучи рождённым в неволе.

Таким образом, призыв быть «не мёртвыми, а живыми душами» обращён Гоголем не только к помещику или крестьянину — герою произведения, но и к каждому из нас. Гоголь не осуждал человека, не преследовал его своей сатирой. В смехе Гоголя много скорби, но есть и надежда. В лирическом отступлении в начале седьмой главы писатель говорит о своём предназначении и судьбе: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!»

Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мёртвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом. Но на самом деле он хотел эти мертвые души продать и обогатиться.

Но не только в этом смысл названия данного произведения, автор хотел показать истинные души общества, что они давно очерствели и умерли. Это видно из того что каждый персонаж данного произведения ни имеет никакого духовного развития.

Чичиков для того чтобы купить больше крестьян для своего новой усадьбы путешествует по всей России. Но видит, что большинство богатых людей не видят вокруг себя почти ничего, кроме своих низменных желаний. Помещик Манилов, не занимается ни чем и не делает никаких полезных дел. Он все свое время проводит в беседах и разговорах, или предается мечтам.

Помещик Собакевич похож на животное, он все свое свободное время, что-то ест. И таких огромных размеров порции, что обычному человеку они не под силу.

Коробочка, у которой Чичиков покупал души мертвых крестьян. Ничего не любит в жизни кроме торговли, и разговаривать с ней можно только на эту тему или на тему еды. Так как она очень любит покушать и всех угощает всевозможными блюдами.

Плюшкин это вообще отдельный персонаж, который не только мертв душой, но и не вписывается ни в какие рамки нормального человека. Собирать столько добра и всяких вещей, но не пользоваться ими и не продать или отдать бедным людям.

Это вопиющая жадность, в произведении подробно написано, что у Плюшкина лежат горы плесневелого хлеба, неужели его нельзя было отдать другим людям.

Все помещики такие, как и Коробочка, Собакевич, Ноздрев не живут духовной жизнью, а занимаются набиванием своих карманов и живота, употребляя в пищу всевозможные блюда.

Чиновники тоже совсем не интересуются ни чем кроме своей работы, для получения наживы и взяток от всех приходящих к ним посетителей. Помещики объедаются и радуются новым блюдам. Плюшкин же даже блюдами новыми, и вкусными не интересуется, он занят накоплением своих невиданных богатств. Дошел в этом деле до ручки, все свои богатства собирает, а ест еду хуже, чем нищие. Это верхняя ступень скупости.

Изначально Гоголь хотел написать поэму «Мертвые души» в трех частях, поднятие душ всего общества, с самых низов, из ада потом в чистилище, а потом уже при излечении этих больных душ они попадают в рай.

Отсюда и смысл произведения общество в ужасном тупиковом развитии. Духовного развития нет. Но автор все же надеться, что люди опомнятся и их души попадут в рай. И в мире воцариться мир, высокая духовность и будут цениться высокие нравственные и моральные принципы.

Каков смысл названия?

В 1842 году был выпущен первый том одного из самых известных и нашумевших произведений Н.В. Гоголя – прозаическая поэма «Мёртвые души», в названии которой иллюстрируется главенствующая идея произведения. Как сказал Н. Бердяев о Гоголе: «Самая загадочная фигура в русской литературе». Так что же скрывает автор под таким мистическим именем своего детища?

Многосторонен и мультипланов основной мотив прозаической поэмы «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Идея сюжета была взята по дружескому совету Пушкина и на основе им же подсказанной фабулы. Всё это произведение – история болезни, осознание того ужаса и стыда, который испытывает человек, увидевший в зеркале своё настоящее лицо. Под завесой ложного автор показывает нам подлинную правду. Гоголь в своей поэме всё чаще отмечает чёрствость и малодушие своих героев.

Если мыслить прямолинейно, то мёртвая душа – это отсутствие у человека разумной идейности, пассивность его деятельности и примитивность занятий и устремлений. В таком случае уже не имеет значения, к какому социальному кругу персонаж принадлежит, ведь мёртвая душа – это и общество в целом. С одной стороны, это обозначение умершего крепостного, «ревизской души», которая по документам числится живой. Многих персонажей, начиная с Чичикова, уже определяет сам акт купли-продажи несуществующих людей. Образуются совершенно извращённые, перевёрнутые с ног на голову, отношения. Сперва создаётся видимость того, что городская жизнь бурлит, но на деле это обычная суета.

Мёртвая душа во внутреннем мире поэмы - обычное явление. Здесь для людей душа - это только то, что отличает мёртвого человека от живого. Вот что писал о поэме А.И. Герцен: «“Мертвые души” – это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас». Действительно же, за всем этим сокрыто ещё одно, абсолютно другое, более глубинное, значение: раскрыть весь замысел в трёх частях, подобно трёхчастной поэме Данте «Божественная комедия». Предполагается, что Гоголь намеревался создать три тома, соответствующие главам «Ад», «Чистилище» и «Рай», где в первой части он хотел раскрыть ужасающую российскую действительность, «ад» современного уклада жизни, а во второй и третьей части трёхтомника – духовный подъём России.

Из этого можно сделать заключение, что Н.В. Гоголь пытался раскрыть настоящую картину жизни поместного дворянства, безнадёжный тупик, упадок и духовное разложение на примере героев произведения. Автор в первой части «Мертвых душ» пытается передать отрицательные черты русской бытности, он намекает людям, что их души омертвели, и, указывая на пороки, возвращает их к жизни.

Несколько интересных сочинений

    Доброта спасет мир. Это выражение действительно является правдой. Сострадание и бескорыстная помощь людям всегда помогает в тяжелых жизненных ситуациях, делает людей терпимее друг к другу и поднимает настроение.

  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери Оли (описание)

    На картине я вижу маленькую девочку (она где-то мне ровесница). Эта родная дочь художника Сурикова. Девочка миленькая, крепенькая.

  • Характеристика героев произведения Три товарища Ремарка

    Ремарк в своем произведении «Три товарища» описал жизнь и судьбу простых солдат и ветеранов и жертв политических репрессии. Через образы героев автор хотел показать

  • Сочинение Дикой и Кабаниха сходство и различие

    А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.

  • Сочинение Нина Заречная в пьесе Чайка Чехова: характеристика героини

    Пьеса начинается не совсем оптимистично, история о тяжелой жизни молодой девушки, которая в собственном доме не чувствует себя комфортно. Это и есть она - наша главная героиня.

«Мертвые души» - поэма с метафоричным названием. Она написана Н.В. Гоголем в 1942 году. В этом названии заключается неоднозначный смысл: во-первых, оно отображает основной сюжет поэмы, а во-вторых, автор заставляет задуматься читателя над проблемой «мертвых душ».

Сюжет «Мертвых душ» построен на покупке у помещиков душ мертвых крестьян Павлом Ивановичем Чичиковым, главным героем поэмы.

«Перекрестясь по русскому обычаю, приступил … к исполнению» своего дела Чичиков и отправился на поиски душ уже давно мертвых крестьян. И, таким образом, исходя из содержания гоголевского произведения, незамысловато можно интерпретировать название «Мертвых душ», связанное с развитием основных событий в произведении.

Но смысл названия поэмы Н.В. Гоголя гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Путешествуя за главным героем из одного поместья в другое, следуя за ним по разным заведениям губернского города, читатель понимает, что истинно мертвы душой в этом произведении лишь жители города NN и помещики.

Н.В. Гоголь хотел выстроить сюжет «Мертвых душ» по примеру «Божественной комедии» Данте. Так, в первом томе писатель воссоздает «ад», во втором же и в третьем он планировал отразить «чистилище» и «рай» соответственно. И даже имя главного героя не случайно. Павел – это апостол, переживший душевный переворот. Так и Чичиков в дальнейшем должен был пойти по пути святого: наставлять души людей на путь истинный и возрождать их. Он не должен был стать «мертвой душой», так как у него есть стремление обзавестись семьей, детьми. Он и сам удивляется глупости и ограниченности интересов помещиков, постепенно деградирующих и превращающихся в «мертвые души».

Однако обратимся же к первому тому поэмы, в котором Н.В. Гоголь отразил весь «ад» современной ему действительности. Как уже было сказано, в поисках душ Чичиков посещает различных помещиков (Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина). И, ознакомившись с личностью и бытом каждого из них, становится ясно, что душа посещаемых главным героем помещиков давно мертва, она очерствела, словно камень. Так, Гоголь обращает внимание читателя на бесплодность каждой мечты Манилова, на «дубинноголовость» и ограниченность интересов Коробочки, о Ноздреве пишет напрямую: «в этом теле совсем не было души», но самым страшным персонажем становится Плюшкин, «прореха на человечестве», который завершает повествование о купле-продаже умерших крестьян. Это значит, что название поэмы напрямую связано с рассказом об этих помещиках. Более живыми оказываются умершие крестьяне, о чьих достоинствах говорит Собакевич, стараясь их более выгодно продать, нежели помещики, чья душа давно умерла.

Но и за пределами поместий главный герой не находит «живой души». Во время посещения Чичиковым различных заведений, инстанций и мероприятий, сатирически Н.В. Гоголь описывает обездушенное общество, окружающее главного героя. Так в эпизоде бала Чичиков замечает лишь головные уборы, фраки, муслины и прочие одеяния, а автор порой даже олицетворяет их. Во время же посещения Чичиковым канцелярии, Гоголь вновь не раз прибегает к приемам иронии и сарказма. Так, герой вместо людей видит «много бумаги», фраки и куртку, пишущую «какой-нибудь протокол». Ни одного живого, искреннего, естественного чувства нет в них. Используемые писателем приемы обличают пороки жителей губернского города. И, таким образом, представшие перед читателем души помещиков, чиновников и просто жителей города NN оказываются еще более мертвы, чем души крестьян, скупаемые Чичиковым.

Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», Н.В. Гоголь, по-моему, имел в виду не аферу, задуманную главным героем, а прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни.

(Вариант 1)

Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. Несомненно влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте – «Ад».

С «мертвыми душами» связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает умерших крестьян, которые в ревизских сказках значатся как «души», чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму.

С понятием «мертвая душа» связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался один не осязаемый чувствами звук». Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. «Никогда еще не случалось продавать... покойников. Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую», – говорит Коробочка. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Постепенно изменяется и содержание понятия «мертвая душа». Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мертвые души»: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются «мертвыми душами» в подлинном смысле этого слова.

Но «мертвые души» – не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Не случайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: “А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?”». Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

Этот мир безумен – он забыл о душе, он бездуховен. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. В этом мире не может быть Манилова, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души – бессмертные человеческие души. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает другой род литературы – лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр своего произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.

(Вариант 2)

В названии поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал умерших крестьян («души»).

Существует мнение, что Гоголь задумал создать «Мертвые души» по аналогии с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трех частей: «Ада», «Чистилища», «Рая». Им должны были соответствовать задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе Н. В. Гоголь хотел показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни, во втором и третьем томах – духовный подъем России.

В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, который, рисуя картину возрождения России, выводит ее из кризиса. При издании «Мертвых душ» Н. В.

Гоголь сам рисовал титульный лист. Он нарисовал коляску, которая символизирует движение России вперед, а вокруг – черепа, которые символизируют мертвые души живых людей. Для Гоголя было очень важно, чтобы книга вышла именно с этим титульным листом.

Мир «Мертвых душ» разделяется на две части: мир реальный, где главное действующее лицо – Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, в котором главный герой – сам Н. В. Гоголь.

Манилов, Собакевич, Ноздрев, прокурор – вот типичные представители реального мира. На протяжении всей поэмы характер их не меняется: например, «Ноздрев в тридцать пять лет был такой же, как в осьмнадцать и двадцать». Автор все время подчеркивает черствость и бездушие своих героев. У Собакевича «совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне, не произвело решительно никакого потрясения на поверхности». У всех чиновников в городе такие же застывшие души без малейшего развития. Н. В. Гоголь описывает чиновников со злой иронией.

Сначала мы видим, что жизнь в городе кипит, но на самом деле это просто бессмысленная суета. В реальном мире поэмы мертвая душа – это обычное явление. Для этих людей душа – это лишь то, что отличает живого человека от мертвого. После смерти прокурора все догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело».

Название поэмы является символом жизни уездного города N., а этот город, в свою очередь, символизирует всю Россию. Н. В. Гоголь хочет показать, что Россия находится в кризисе, что души людей окаменели, умерли.

В идеальном же мире существует живая душа повествователя, и поэтому именно Н. В. Гоголь может заметить всю низость жизни опустившегося города. В одном из лирических отступлений оживают души крестьян, когда Чичиков, читая список умерших, воскрешает их в своем воображении.

Эти живые души крестьян-богатырей из идеального мира Н. В. Гоголь противопоставляет реальным крестьянам, совершенно глупым и слабым, как, например, дядя Митяй и дядя Миняй.

В реальном мире «Мертвых душ» есть только два героя, у которых души ещё не умерли окончательно, это – Чичиков и Плюшкин. Только эти два персонажа имеют биографию, мы видим их в развитии, т. е. перед нами не просто люди с застывшими душами, а мы видим, как они дошли до такого состояния.

Идеальный мир «Мертвых душ», который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека.

Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Н. В. Гоголь изображает все отрицательные стороны русской действительности. Писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.

(Вариант 3)

Н. В. Гоголя всегда волновали проблемы духовности – и общества в целом, и отдельной личности. В своих произведениях писатель стремился показать обществу «всю глубину его настоящей мерзости». Иронизируя, смеясь над человеческими пороками, Гоголь стремился избежать мертвенности души.

Смысл названия поэмы «Мертвые души», во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мертвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать. Что же губит этих чиновников и помещиков? По мнению Гоголя, «приобретение – вина всего», поэтому именно тема копейки появляется всюду в произведении, где речь идет о мертвых душах.

Отец завещал Чичикову: «...больше всего береги и копи копейку...» Впоследствии, следуя этому совету, Чичиков из обыкновенного мальчика превратился в дельца и ловкача, у которого в душе не осталось почти ничего святого. Видимо, поэтому Д. С. Мережковский назвал Чичикова «странствующим рыцарем денег».

Аналогично тому, как школьник Павлуша зашивал в мешочки по пяти рублей, Коробочка набирала «понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Гоголь устами Чичикова называет Коробочку «дубинноголовой», имея в виду, по всей видимости, не только то, что она недалекая женщина, но и то, что она черства душой и сердцем. У Коробочки, как и у Чичикова, осталась только страсть к накоплению. Эта же черта, только в гипертрофированном виде, есть и у Плюшкина. Он каждый день ходил по своей деревне, подбирал все, что попадалось ему на пути, и складывал в кучу в углу комнаты. Именно об этом герое Гоголь написал: «И до такой ничтожности, гадости мог снизойти человек!» Если сравнивать кучу Плюшкина и дорожную шкатулку Чичикова, то можно прийти к выводу, что это аналогичные вещи, с той лишь разницей, что Чичиков располагает все предметы: мыльницу, бритвы, песочницы, чернильницы, перья, сургучи, билеты визитные, театральные и другие, бумаги, деньги – согласно плану. Нравственной жизни ни у кого из помещиков и чиновников нет, они мертвы духовно.

Некоторые исследователи считают, что та последовательность, согласно которой Чичиков попадал к помещикам, сходна с девятью кругами ада Данте, где тяжесть грехов увеличивается от первого круга к девятому, собственно от Манилова к Плюшкину. С этим утверждением можно не согласиться, однако вполне возможно предположить, что каждый помещик – это своего рода грех, о тяжести которого может судить только Господь.

В целом «Мертвые души» – произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы – оксюморон). В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в ХI главе «Мертвых душ». Писатель утверждал, что наряду с «мертвыми людьми» в России есть место богатырям, ибо каждое звание, каждая должность требует богатырства. Почему? Да потому, что они, места эти, опозорены взяточниками и бюрократами. У русского народа, «полного творящих способностей души», богатырская миссия. Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществим, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Однако Гоголь верит в то, что если открыть глаза народу на его упущение, на мертвые души, то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию.

В поэме есть и живые духовно, данные в развитии персонажи. Это умершие, но при жизни имевшие духовную жизнь крестьяне: Федотов, Петр Савельев Неуважай-Корыто, Степан Пробка – «тот богатырь, что в гвардию годился бы», Максим Телятников, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита и Андрей Волокита, Попов, Абакум Фыров и другие. А главное – это живая душа повествователя, и поэтому именно Н. В. Гоголь может заметить всю низость жизни опустившегося города.

«Мертвые души» можно считать исповедальным произведением, так как Н. В. Гоголь замечал недостатки не только в окружающих, но и в себе. Писатель говорил о том, что героев поэмы он наделил «сверх их собственной гадости моей собственной дрянью». Гоголь верил, что его произведение заставит читателей задуматься о своей душе: жива она или нет.

«Мертвые души» смело можно назвать самым главным и итоговым произведением Гоголя. Писатель работал над своим творением на протяжении многих лет, с 1835 по 1842 год. Первоначально писатель хотел построить свое произведение по примеру «Божественной комедии» Данте. В первом томе Гоголь хотел описать ад, во втором – чистилище, в третьем – рай для России и героев поэмы. Со временем менялся замысел «Мертвых душ», менялось и название поэмы. Но всегда в нем присутствовало сочетание «мертвые души» Я думаю, что в эти слова Гоголь вкладывал большой смысл, они очень важны для понимания произведения.

Итак, почему же «Мертвые души»? Первый ответ, который приходит в голову, – потому что это связано с сюжетом книги. Деловой человек и большой мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по России и покупает мертвые ревизские души. Он это делает, якобы, для того, чтобы вывезти крестьян в Херсонскую губернию, и начать там хозяйствовать. Но на самом деле Чичиков желает получить за души деньги, заложив их в опекунском совете, и зажить счастливо.

Со всей своей энергией герой берется за дело: «перекрестясь по русскому обычаю, приступил он к исполнению». В поисках мертвых крестьянских душ Чичиков поехал по деревням русских помещиков. Читая описание этих помещиков, мы постепенно понимаем, что эти люди и есть настоящие «мертвые души». Чего стоит любезнейший, очень воспитанный и либеральный Манилов! Все свое время этот помещик проводит за пустыми рассуждениями и мечтами. В реальной же жизни он оказывается совершенно беспомощным и никчемным. Манилов не интересуется действительной жизнью, дело ему заменяет слово. Это совершенно пустой человек, прозябающий в бесплодных мечтах.

Так же пуста и мертва помещица Коробочка, к которой по случайности заехал Чичиков. Любой человек для этой помещицы, прежде всего, потенциальный покупатель. Она и разговоры может вести только о купле-продаже, да еще о своем покойном муже. Внутренний мир Коробочки давно остановился и застыл. Об этом говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах, а также мухи, которые просто заполонили весь дом Коробочки.

Ноздрев, Собакевич, Плюшкин… Все эти помещики давно перестали жить духовной жизнью, их душа умерла или находится на пути к полному омертвению. Недаром помещики сравниваются автором с животными: Собакевич похож на медведя средней величины, Коробочка изображается в окружении птиц. А Плюшкин вообще ни на кого и на что не похож: он предстает перед Чичиковым бесполым существом, без возраста и социального положения.

Духовная жизнь заменяется у помещиков чревоугодием. Коробочка – хлебосольная хозяйка, сама любящая поесть. Она угощает Чичикова «грибками, пирожками, скородумками, шанишками, пряглами, блинами, лепешками…» Лихой Ноздрев больше любит выпить, чем закусить. Это, по-моему, вполне соответствует его широкой и разудалой натуре.

Самый большой чревоугодник в поэме – это, конечно, Собакевич. Его крепкая, «деревянная» натура требует ватрушек величиной с тарелку, бараньего бока с кашей, девятипудового осетра и так далее.

Плюшкин же дошел до такой степени омертвения, что ему уже и еды почти не нужно. Храня у себя огромные богатства, он питается объедками да и Чичикова угощает ими же.

Следя за передвижениями Павла Ивановича, мы обнаруживаем все больше и больше «мертвых душ». Чичиков появляется в домах видных чиновников города N, после покупки крестьян он начинает ходить по различным инстанциям, оформляя свои приобретения. И что же? Мы понимаем, что среди чиновников почти все являются «мертвыми душами». Их мертвенность особенно отчетливо видна в сцене бала. Здесь нет ни одного человеческого лица. Повсюду кружатся головные уборы, фраки, мундиры, ленты, муслины.

Действительно, чиновники еще более мертвы, чем помещики. Это «корпорация служебных воров и грабителей», берущая взятки, бездельничающая и наживающаяся на нуждах просителей. Никаких умственных интересов у чиновников не проявляется. Гоголь иронически замечает по поводу интересов этих людей: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал…»

Интересно, что, служа бездушным господам, и крепостные начинают терять себя, свою душу. Примером являются и черноногая девка Коробочки, и слуга Чичикова - кучер Селифан, и крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй.

Важно заметить, что главным в человеке Гоголь считал душу. Именно душа является божественным началом в каждом из нас. Душу можно потерять, можно продать, можно проиграть…Тогда человек становится мертвым, независимо от жизни его тела. Человек с «мертвой» душой не приносит никакой пользы ни окружающим его людям, ни своему отечеству. Больше того, он может вредить, губить, уничтожать, ведь он ничего не чувствует. Но, по мысли Гоголя, душа может возродиться.

Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», автор, по-моему, имел в виду прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни. Такие люди бесполезны и даже опасны. Душа – это божественная часть человеческой натуры. Поэтому, по мнению Гоголя, за нее нужно бороться.