Модель молекулы днк своими руками. ДНК-оригами: как из ДНК делают интересные штуки нанометрового размера. Двухмерные структуры из ДНК

02.01.2024 Ремонт

Содержимое:

Создание модели ДНК - отличный способ больше узнать о том, каким образом эта замечательная молекула образует наши гены. Используя обычные бытовые материалы, вы сможете сделать собственную модель, в которой будут сочетаться ваши знания в области науки и умение мастерить, а в итоге вы получите отличный проект.

Шаги

1 Создание модели из бусинок и трубоочистителей

  1. 1 Соберите материалы и инструменты. Вам понадобится минимум четыре 30-см трубоочистителя и различные бусинки по меньшей мере шести цветов.
    • Для этого проекта больше всего подходит крупный пластиковый бисер, однако вы можете использовать любые бусины, отверстие в которых достаточно большое, чтобы сквозь него прошел трубоочиститель.
    • Каждая пара трубоочистителей должна быть определенного цвета, что даст вам суммарно четыре трубоочистителя двух разных цветов.
  2. 2 Нарежьте трубоочистители. Возьмите два трубоочистителя одинакового цвета и разрежьте их на полоски длиной 5 см. Вы будете использовать их, чтобы нанизывать на них пары бусин Ц-Г и Т-А. Другие два трубоочистителя не разрезайте.
  3. 3 Нанизывайте бусины на трубоочиститель, который будет нитью двойной спирали. Выберите бусины двух цветов, представляющие фосфатную группу и сахар, и нанизывайте их попеременно на каждый трубоочиститель.
    • Удостоверьтесь, что две длинные нити, которые формируют двойную спираль, соответствуют заданному порядку расположения цветов.
    • Оставьте немного места между бусинами для того, чтобы прикрепить туда остальные куски трубоочистителя.
  4. 4 Нанизывайте азотистые основания. Возьмите бусинки оставшихся четырех цветов и разберите их на пары. Одна и та же пара цветов должна всегда быть вместе, чтобы соответствовать парам цитозин-гуанин и тимин-аденин.
    • Разместите по одной бусине из каждой пары на концах 5-сантиметрового куска трубоочистителя. Оставьте немного места на концах, чтобы обернуть их вокруг нитей двойной спирали.
    • Не важно, в каком порядке бузины размещены на трубоочистителях, главное - соблюдать правильные пары.
  5. 5 Соедините трубоочистители с нанизанными на них бусинами. Возьмите 5-сантиметровые куски трубоочистителя и оберните их концы вокруг нитей длинной двойной спирали.
    • Разделяйте короткие куски таким образом, чтобы они всегда прикреплялись над бусинами одного и того же цвета. Бусины другого цвета на нити двойной спирали следует пропускать.
    • Порядок коротких кусков не важен, лишь вам решать то, как вы хотите организовать их на нитях двойной спирали.
  6. 6 Изогните двойную спираль. Прикрепив все мелкие куски трубоочистителя с бусинами, изогните концы двойных спирали против часовой стрелки, чтобы получился вид настоящей нити ДНК. Ваша модель готова!

2 Создание модели из пенопластовых шариков

  1. 1 Соберите материалы. Для этой версии проекта вам понадобятся небольшие шарики пенопласта, иголка с ниткой, краска и зубочистки.
  2. 2 Покрасьте пенопластовые шарики. Выберите шесть разных цветов, которые будут представлять сахар, фосфатную группу и четыре азотистых основания. Это могут быть шесть любых цветов на ваш выбор.
    • Вам нужно будет покрасить 16 шариков сахара,14 фосфатных групп и подобрать 4 разных цвета для каждого азотистого основания (цитозин, гуанин, тимин и аденин).
    • Вы можете выбрать таким образом, чтобы один из цветов был белым, так вам не придется красить весь пенопласт. Это рациональнее всего применить к шарикам сахара, поскольку в этом случае общий объем вашей работы значительно уменьшится.
  3. 3 Разберите азотистые основания по парам. Как только краска высохнет, назначьте каждому азотистому основанию цвет. Цитозин всегда связан с гуанином, а тимин - с аденином.
    • Порядок расположения цветов не имеет значения, важна только правильность пары.
    • Воткните зубочистку в каждую пару шариков, оставив немного места у концов зубочистки.
  4. 4 Сделайте двойную спираль. Отрежьте кусок нити достаточной длины, чтобы пройти сквозь 15 пенопластовых шариков. Завяжите узел на одном конце веревки и проденьте иглу в другой.
    • Выстройте пенопластовые шарики сахара и фосфатов так, чтобы они чередовались в двух рядах по 15 шариков. Шариков сахара должно быть больше, чем фосфатных.
    • Убедитесь, что в обоих нитях сахар и фосфаты находились в одинаковом порядке, а если положить их рядом, то можно увидеть, что они совпадают.
    • Проденьте нитку сквозь центры каждой цепочки пенопластовых шариков сахара и фосфатов. Завяжите нитку на концах, чтобы предотвратить выпадение шариков.
  5. 5 Прикрепите азотистые основания к двойной спирали. Возьмите зубочистки с парами азотистых оснований и прикрепите их острыми концами к соответствующим шарикам сахара на обоих длинных нитях.
    • Прикрепляйте пары пенопластовых шариков только к тем шарикам, которые представляют сахар, поскольку именно такое строение имеет реальная ДНК.
    • Убедитесь, что зубочистка достаточно прочно прикреплена к нити, и что пары оснований не будут отпадать.
  6. 6 Изогните двойную спираль. Прикрепив все пары оснований на зубочистках, изогните двойную спираль в направлении против часовой стрелки, чтобы сымитировать внешний вид настоящей двойной спирали ДНК. Ваша модель готова!

3 Создание модели из конфет

  1. 1 Выберите сорт конфет. Чтобы сделать боковые нити из сахара и групп фосфатов, используйте полые полоски черной и красной лакрицы. В качестве азотистых оснований возьмите конфеты "мармеладные мишки" четырех разных цветов.
    • Какие конфеты бы вы ни использовали, они должны быть достаточно мягкими, чтобы их можно было проткнуть зубочисткой.
    • Если у вас под рукой есть цветной зефир, он будет прекрасной альтернативой мармеладным мишкам.
  2. 2 Приготовьте остальные материалы. Возьмите веревку и зубочистки, которые вы используете при создания модели. Веревку нужно будет нарезать на куски длиной около 30 сантиметров, но вы можете сделать их длиннее или короче - в зависимости от выбранной вами длины модели ДНК.
    • Чтобы создать двойную спираль, используйте два куска веревки одинаковой длины.
    • Убедитесь, что у вас есть хотя бы 10-12 зубочисток, хотя вам может понадобиться немного больше или меньше - опять же в зависимости от размера вашей модели.
  3. 3 Нарежьте лакрицу. Вы будете вешать лакрицу, поочередно меняя ее цвет, длина кусков должна составлять 2,5 сантиметра.
  4. 4 Разберите мармеладных мишек по парам. В нити ДНК в парах расположены цитозин и гуанин (Ц и Г), а также тимин и аденин (Т и А). Выберите мармеладных мишек четырех различных цветов - они будут представлять разные азотистые основания.
    • Не важно, в какой последовательности располагается пара Ц-Г или Г-Ц, главное другое - чтобы в паре были именно эти основания.
    • Не делайте пары с несоответствующими цветами. Например, нельзя объединять Т-Г или А-Ц.
    • Выбор цветов может быть абсолютно произвольным, он полностью зависит от личных предпочтений.
  5. 5 Повесьте лакрицу. Возьмите два куска веревки и завяжите каждую в нижней части, чтобы предотвратить соскальзывание лакрицы. Затем нанизывайте на веревку сквозь центральные пустоты кусочки лакрицы чередующихся цветов.
    • Два цвета лакрицы символизируют сахар и фосфат, которые образуют нити двойной спирали.
    • Выберите один цвет, который будет сахаром, ваши мармеладные мишки будут прикрепляться к лакрице именно этого цвета.
    • Убедитесь, что на обеих нитях кусочки лакрицы расположены в одинаковом порядке. Если вы положите их рядом, то цвета на обеих нитях должны совпасть.
    • Завяжите другой узел на обоих концах веревки сразу после того, как вы закончите нанизывать лакрицу.
  6. 6 Прикрепите мармеладных мишек с помощью зубочисток. Как только вы распределили по парам всех мишек, получив группы Ц-Г и Т-А, воспользуйтесь зубочисткой и прикрепите по одному мишке из каждой группы на оба кончика зубочисток.
    • Протолкните мармеладных мишек на зубочистку так, чтобы торчало хотя бы полсантиметра острой части зубочистки.
    • У вас может получиться больше одних пар, чем других. Количество пар в реальной ДНК определяет различия и изменения генов, которые они образуют.
  7. 7 Прикрепите мишек к лакрице. Разложите ваши лакричные нити на гладкой поверхности и прикрепите зубочистки с мармеладными мишками к лакрице, вставляя в нее острые концы зубочисток.
    • Вставлять зубочистки нужно только в молекулы"сахара". Это - все кусочки лакрицы одного цвета (например, все красные кусочки).
    • Используйте все зубочистки с мармеладными мишками, не старайтесь сэкономить.
  8. 8 Изогните двойную спираль. Прикрепив все зубочистки с мармеладными мишками к лакрице, изогните нити в направлении против часовой стрелки, чтобы придать модели вид двойной спирали. Наслаждайтесь видом выполненной вами модели ДНК!

Сегодня мы проведем урок не только лепки, но и химии, и слепим модели молекул из пластилина. Пластилиновые шарики можно представить, как атомы, а показать структурные связи помогут обычные спички или зубочистки. Таким методом могут пользоваться учителя при объяснении нового материала по химии, родители – при проверке и изучении домашнего задания и сами дети, интересующиеся предметом. Более легкого и доступного способа создать наглядный материал для мысленной визуализации микрообъектов, пожалуй, не найти.

Здесь представлены представители мира органической и неорганической химии в качестве примера. По аналогии с ними могут быть выполнены и другие структуры, главное – разбираться во всем этом многообразии.

Материалы для работы:

  • пластилин двух или более цветов;
  • структурные формулы молекул из учебника (при необходимости);
  • спички или зубочистки.

1. Подготовьте пластилин для лепки шарообразных атомов, из которых будут складываться молекулы, а также спички – для представления связей между ними. Естественно, лучше показывать атомы разного сорта другим цветом, чтобы было понятнее представить себе конкретный объект микромира.

2. Чтобы сделать шарики, отщипните необходимое количество порций пластилина, разомните в руках и скатайте фигурки в ладонях. Для лепки органических молекул углеводородов можно использовать красные шарики большего размера – это будет углерод, и синие меньшего – водород.

3. Чтобы слепить молекулу метана, вставьте в красный шарик четыре спички так, чтобы они были устремлены к вершинам тетраэдра.

4. Наденьте на свободные концы спичек синие шарики. Молекула природного газа готова.

5. Подготовьте две одинаковых молекулы, чтобы объяснить ребенку, как можно получить молекулу следующего представителя углеводородов – этана.

6. Соедините две модели, убрав одну спичку и два синих шарика. Этан готов.

7. Далее продолжите увлекательное занятие и объясните, как происходит образование кратной связи. Уберите два синих шарика, а связь между углеродами сделайте двойной. Подобным образом можно слепить все необходимые для занятия молекулы углеводородов.

8. Такой же способ подойдет и для лепки молекул неорганического мира. Осуществить задуманное помогут те же пластилиновые шарики.

9. Возьмите центральный атом углерода – красный шарик. Вставьте в него по две спички, задавая линейную форму молекулы, на свободные концы спичек прикрепите два синих шарика, которые в данном случае олицетворяют атомы кислорода. Таким образом, мы имеем молекулу углекислого газа линейного строения.

10. Вода – это полярная жидкость, а ее молекулы представляют собой угловые образования. Они состоят из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Угловое строение задает неподеленная пара электронов на центральном атоме. Ее тоже можно изобразить в виде двух зеленых точек.

Вот такие увлекательные творческие уроки обязательно нужно практиковать с детьми. Ученики любого возраста заинтересуются химией, будут лучше понимать предмет, если в процессе изучения им предоставить наглядное пособие, выполненное своими руками.

Вы хотите сделать свою собственную модель ДНК - основного структурного элемента жизни? Тогда выпустите на волю своего внутреннего творца и создайте модель ДНК из полимерной глины или проволоки с бусинками, чтобы у вас получилась модель, которая обязательно займет первое место на любой научной выставке.

Метод 1 из 2: Создание модели из глины

    Приобретите материалы и инструменты. Чтобы сделать модель ДНК из глины, для начала понадобится купить любую понравившуюся вам глину. Вы сможете сделать модель, если у вас будет полимерная глина минимум шести цветов, а также инструменты, которыми вы будете формовать глину (например, пластиковый нож или скалка).

    • Если вы планируете экспонировать вашу модель на выставке, подготовьте подставку, на которую вы сможете поставить ее. Это может быть небольшая деревянная доска со стержнем, выходящим из ее центра, к которому будет крепиться нить ДНК.
    • После того как вы закончите формовать полимерную глину, вам нужно будет запечь ее, поэтому убедитесь, что у вас есть также духовка в рабочем состоянии.
    • Чтобы обеспечить дополнительную поддержку для модели ДНК, вы можете использовать в ней гибкую проволоку.

  1. Создайте две длинные нити, которые будут представлять собой двойную спираль. Выберите полимерную глину одного из выбранных вами цветов и скатайте ее в два куска длиной 30 сантиметров и толщиной полтора сантиметра. Из них будут сформированы боковые нити ДНК, поэтому необходимо обеспечить их прочность, чтобы можно было надежно прикреплять к нитям другие детали.

    • Чтобы добавить дополнительную устойчивость модели, можно обернуть глину вокруг двух длинных кусков гибкой проволоки.
    • Вы можете свободно изменять размер нити вашей модели ДНК, чтобы она соответствовала всем вашим требованиям. Для того, чтобы создать более короткую модель, просто уменьшите размер нитей двойной спирали.

  2. Добавьте сахар и фосфатные группы. Нити двойных спиралей ДНК состоят из групп двух типов: сахара и фосфатов. Используйте одну из ваших цветных полимерных глин чтобы сформовать фосфатные группы на двойной спирали.

    • Раскатайте глину выбранного для фосфатных групп цвета до тех пор, пока она не станет плоской. Нарежьте полоски глины длиной и шириной по полтора сантиметра.
    • Начиная с нижней части длинных полосок двойной спирали, оборачивайте вокруг нити куски плоской фосфатной глины.
    • Убедитесь, что они хорошо вдавлены в нить спирали и не отпадут.
    • Пропускайте между кусками фосфатной глиной на нити по полтора сантиметра пустого места. Пустое пространство в нитях двойной спирали представляет собой группы сахаров.
    • Продолжайте чередовать глину сахаров и фосфатов на расстоянии полтора сантиметра друг от друга, пока вы не заполните обе нити двойной спирали.

  3. Это - четыре азотистых основания, которые составляют нить ДНК: цитозин, гуанин, аденин и тимин. Они образуют перекладины "лестницы" между двумя нитями двойной спирали. Выберите по одному цвету полимерной глины для каждого из четырех оснований.

    • Скатайте глину каждого цвета в куски по полтора сантиметра длиной и полсантиметра шириной. Используйте нож, чтобы отрезать края и придать поверхности гладкость.
    • Подсчитайте количество созданных вами групп сахаров на нити двойной спирали. Это - количество пар азотистых оснований, которое вам нужно будет сделать.
    • Распределите ваши цвета попарно на соответствующие группы. Цитозин и гуанин всегда должны находиться вместе (в любом порядке), так же как и тимин с аденином.
    • Если вы хотите дать вашим азотистым основаниям большую устойчивость, нарежьте кусочки гибкой проволоки длиной около двух с половиной сантиметров и используйте их как центральные части глиняных оснований.
    • Объединяйте пары цветов, защипывая края ваших полуторасантиметровых кусочков. Как только цветные кусочки будут соединены посередине, аккуратно скатайте их в один гладкий цельный кусок глины.

  4. Прикрепите азотистые основания к двойной спирали. Как только вы сделаете все 2,5-сантиметровые отрезки азотистых оснований, вы должны будете прикрепить их к двойной спирали.

    • Начинайте с первой группы на двойной спирали. Используйте маленькие кусочки глины размером с горошину того же цвета, что и группа сахара.
    • Прикрепите одно из азотистых оснований к сахару с использованием небольшого кусочка глины. Защипните кусочки глин и разгладьте края, скатав их пальцами.
    • Легче всего будет прикрепить все кусочки азотистых оснований на одной стороне только одной из нитей двойной спирали. Затем, когда из одной нити двойной спирали будут выходить все 2,5-сантиметровые основания, прикрепите вторую нить к противоположной стороне.
    • Убедитесь, что все детали прочно скреплены. Если вы вдели в ваши азотистые основания в проволоку, то вы можете воткнуть концы проволоки в нити двойной спирали, чтобы лучше закрепить их.

  5. Изогните двойную спираль. Чтобы придать вашей модели ДНК классическую спиральную форму, удерживайте вашу двойную спираль за оба конца и поверните их против часовой стрелки.


  6. Запеките вашу модель. Придерживайтесь инструкций, которые приведены на упаковке полимерной глины, а затем запеките вашу модель, чтобы отвердить ее.

    • Если у вас есть вощеная бумага, запекайте модель на ней, чтобы модель не прилипла к противню.
    • Всегда давайте модели остыть, перед тем как вытаскивать ее, иначе можно обжечься.

  7. Как только модель запечется и остынет, продемонстрируйте плоды своего труда! Повесьте ее на потолок с помощью лески, или прикрепите ее к деревянной подставке.

Метод 2 из 2: Создание модели из проволоки и бусин


  1. Соберите материалы. Для этого проекта вам понадобится несколько метров гибкой проволоки, кусачки и бусинки на ваш выбор.

    • Если вы хотите повысить уровень качества своей модели, ту для прочного присоединения деталей друг к другу вы можете использовать паяльник.
    • Вы можете использовать любые бусинки, однако стеклянные бусины придадут модели более красивый вид. Если хотите, вы можете добавить бисер в качестве разделителя между большими бусинами.
    • Чтобы соответствовать желаемому размеру модели, вам необходимы будут бусинки в достаточном количестве минимум шести цветов.
    • Если вы собираетесь выставить вашу модель на обозрение, то сделайте подставку из дерева, к которой можно будет прикрепить вашу модель.

  2. Сделайте двойную спираль. Она представляет собой две длинные боковые нити, которые удерживают всю молекулу ДНК и придают ей форму лесенки. Отрежьте два куска проволоки равной длины. Эти куски послужат остовом модели ДНК, поэтому их длину выбирайте в зависимости от длины всей модели.

    • Выберите бусины двух цветов и прикрепите по одной на каждый конец проволоки. Проденьте проволоку сквозь бусину второй раз, создав петлю на концевой части проволоки. Это предотвратит соскальзывание бусинок.
    • Попеременно прикрепляйте бусины двух цветов на проволоку. Два цвета представляют сахар и фосфатные групп, которые образуют длинную часть двойной спирали.
    • Вы можете вдевать одну или много бусин каждого цвета, однако проверьте, чтобы у на проволоке у вас было одинаковое количество бусин каждого цвета из двух.
    • Сделайте то же самое для второго куска проволоки для двойной спирали, внимательно следя за тем, чтобы цвета двух бусинок (сахар и фосфаты) на двух лежащих рядом проволочных нитях совпадали.
    • Оставьте сверху проволоки 2,5 см незаполненного пространства, чтобы вы смогли прикрепить "перекладины лестницы" в зазоры между бусинами.

  3. Добавьте "перекладины лестницы". Подсчитайте количество групп сахара, которые вы сделали на двойной спирали, а затем нарежьте кусочки проволоки длиной 2,5 сантиметра в том же количестве.

    • Оберните концы одного куска проволоки вокруг нити двойной спирали у бусины сахара. Сделайте это для всех кусков проволоки, чтобы у вас получилась полная нить двойной спирали с торчащими из нее кусками проволоки.
    • Если вы хотите сделать более декоративную и прочную модель ДНК, воспользуйтесь паяльником, чтобы припаять кусочки проволоки к нити двойной спирали.

  4. Сделайте азотистые основания. Выберите четыре других цвета и присвойте каждому из них азотистое основание. Гуанин и цитозин всегда располагаются в паре, так же как и тимин с аденином.

    • Чтобы заполнить каждый мелкий кусок проволоки, вам скорее всего понадобится много бусинок, поэтому прикрепляя бусинки к проволоке, выбирайте их равные количества, относящихся к каждому азотистому основанию.
    • Убедитесь, что вы соблюдаете группировку пар бусинок. Всегда нанизывайте цитозин и гуанин вместе, как и тимин с аденином. Однако вы можете размещать их в любом порядке и делать одних пар больше, чем других.

  5. Нанизайте ваши азотистые основания. Как только вы разделите все ваши бусины, разместите их на проволочных ответвлениях, которые выходят из нити двойной спирали. Обязательно оставьте 1,5 сантиметра на конце проволоки для прикрепления ее к другой нити двойной спирали.


  6. Прикрепите вторую нить двойной спирали. Добавив все бусины азотистых оснований, приготовьте и прикрепите вторую нить двойной спирали. Сориентируйте боковую сторону, чтобы она отражала первое азотистое основание, и прикрепите кусочки проволоки.

    • Вы можете обернуть кусочки проволоки вокруг двойной спирали с помощью тонкогубцев. Прикрепите эти мелкие кусочки проволоки в том же месте, где вы сделали это для противоположной нити двойной спирали.
    • Если можете, воспользуйтесь паяльником, чтобы спаять между собой последние кусочки проволоки, при этом модель получится более гладкой на вид.

  7. Запечатайте концы модели. Чтобы бусинки не выпадали из модели, закрутите проволоку на каждом конце нитей двойной спирали в петлю. Вы также можете запаять проволоку в форме узлов, чтобы предотвратить рассыпание бусин.


  8. Изогните двойную спираль. Чтобы создать классическую спиральную форму нити ДНК, возьмите ее за концы и аккуратно проверните против часовой стрелки.


  9. Выставьте вашу модель на обозрение. Как только вы добавите все последние штрихи, ваша модель завершена! Повесьте ее на подвесном приспособлении или на потолке, или прикрепите ее к деревянной подставке, использовав немного проволоки или клея. Покажите всем дело ваших рук!

  • Если для создания модели ДНК вы используете духовку или паяльник, то будьте осторожны, чтобы не обжечься.
  • Оба эти метода слишком сложны для детей, поэтому, если вы делаете модель для школьного проекта, убедитесь, что ваши помощники достигли достаточного возраста, чтобы не навредить себе при работе с материалами.

Выберите сорт конфет. Чтобы сделать боковые нити из сахара и групп фосфатов, используйте полые полоски черной и красной лакрицы. В качестве азотистых оснований возьмите конфеты "мармеладные мишки" четырех разных цветов.

  • Какие конфеты бы вы ни использовали, они должны быть достаточно мягкими, чтобы их можно было проткнуть зубочисткой.
  • Если у вас под рукой есть цветной зефир, он будет прекрасной альтернативой мармеладным мишкам.

Приготовьте остальные материалы. Возьмите веревку и зубочистки, которые вы используете при создания модели. Веревку нужно будет нарезать на куски длиной около 30 сантиметров, но вы можете сделать их длиннее или короче - в зависимости от выбранной вами длины модели ДНК.

  • Чтобы создать двойную спираль, используйте два куска веревки одинаковой длины.
  • Убедитесь, что у вас есть хотя бы 10-12 зубочисток, хотя вам может понадобиться немного больше или меньше - опять же в зависимости от размера вашей модели.
  • Нарежьте лакрицу. Вы будете вешать лакрицу, поочередно меняя ее цвет, длина кусков должна составлять 2,5 сантиметра.

  • Разберите мармеладных мишек по парам. В нити ДНК в парах расположены цитозин и гуанин (Ц и Г), а также тимин и аденин (Т и А). Выберите мармеладных мишек четырех различных цветов - они будут представлять разные азотистые основания.

    • Не важно, в какой последовательности располагается пара Ц-Г или Г-Ц, главное другое - чтобы в паре были именно эти основания.
    • Не делайте пары с несоответствующими цветами. Например, нельзя объединять Т-Г или А-Ц.
    • Выбор цветов может быть абсолютно произвольным, он полностью зависит от личных предпочтений.
  • Повесьте лакрицу. Возьмите два куска веревки и завяжите каждую в нижней части, чтобы предотвратить соскальзывание лакрицы. Затем нанизывайте на веревку сквозь центральные пустоты кусочки лакрицы чередующихся цветов.

    • Два цвета лакрицы символизируют сахар и фосфат, которые образуют нити двойной спирали.
    • Выберите один цвет, который будет сахаром, ваши мармеладные мишки будут прикрепляться к лакрице именно этого цвета.
    • Убедитесь, что на обеих нитях кусочки лакрицы расположены в одинаковом порядке. Если вы положите их рядом, то цвета на обеих нитях должны совпасть.
    • Завяжите другой узел на обоих концах веревки сразу после того, как вы закончите нанизывать лакрицу.
  • Прикрепите мармеладных мишек с помощью зубочисток. Как только вы распределили по парам всех мишек, получив группы Ц-Г и Т-А, воспользуйтесь зубочисткой и прикрепите по одному мишке из каждой группы на оба кончика зубочисток.

    • Протолкните мармеладных мишек на зубочистку так, чтобы торчало хотя бы полсантиметра острой части зубочистки.
    • У вас может получиться больше одних пар, чем других. Количество пар в реальной ДНК определяет различия и изменения генов, которые они образуют.
    • Обучающая: сформировать первоначальные знания о строении, химическом составе и функциях молекулы ДНК.
    • Развивающая: способствовать росту активной жизненной позиции, развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.
    • Воспитательная : воспитать чувство ответственности за свою жизнь, жизнь будущих детей; привить любовь к природе.

    Учебно-наглядные пособия:

    • индивидуальные карточки-задания для проверки пройденного материала в трех вариантах
    • аудиомагнитофон
    • карточки с терминами
    • демонстрационная модель ДНК
    • набор цветной проволоки для изготовления "своей" ДНК
    • набор цветных мелков

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    "Природа - самое главное, и все делается по её законам, а мы являемся частицей самой природы и живем тоже по её законам, и те же самые силы действуют внутри нас". Это слова из книги, автора знаменитой "Системы закалки - тренировки человека" - П.К.Иванова.

    Попробуем определить здесь ключевые слова:

    ПРИРОДА, ЗАКОНЫ "СИЛЫ" ВНУТРИ НАС.

    С этими понятиями мы знакомы по курсам физики, химии, биологии. А вот какие силы есть внутри нас, как они действуют - предстоит узнать в ходе урока.

    2. Разминка.

    Как вам уже известно, в составе клеток около 80 различных химических элементов.

    Они оказывают самые разные действия на свойства и процессы в живых организмах

    Итак, задание:

    I вариант - влияние элементов на организм:

    Ca, Fе, Мd, I, Zn.

    II вариант - назовите макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы (химические знаки, % содержания).

    III вариант - ответьте на вопросы:

    Какие вещества относят к неорганическим

    Какие вещества относят к органическим

    Что значит "неорганические"?

    Что значит "органические"?

    Все живые организмы состоят из... (включается спокойная музыка)

    3. Изучение нового материала.

    Известно, что сказка ложь, да в ней намек и получается необычный урок. Урок без темы.

    Проблемное задание:

    Определить в ходе объяснения название темы урока. Итак, я буду сказку сказывать, а вы "намёки" в тетради фиксировать.

    В некотором царстве, внутриклеточном государстве жило-было ядро. Такое округлое, симпатичное. А имя такое простое - Ядро (на доске по ходу рассказа составляется схема). (Рисунок 1)

    Жило не тужило. Государство хоть маленькое, но как положено границы были (оболочка) и ров с вязкой жидкостью (цитоплазма). Пираньи там жили (лизосомы). Когда купцы заморские, лукавые, через границу товар везли (обмен веществ), лизосомы строго следили за качеством, некачественные продукты сразу переваривали: вместе с купцами.

    Загордилось ядро, что оно такое важное. Купцы перед ним "шапку ломали" и звание ему свое, заморское присвоили. Стали с тех пор ядро мудрено звать - НУКЛЕУС (по ходу урока на доске крепятся карточки с заданиями).

    Шло время. Грустно Нуклеусу, поговорить не с кем, наследство передать думал он думал и решил создать из своего тела (нуклеотидов) дитя малое.

    Раскладывает нуклеотиды:

    Вот сюда адениловый (А), сюда цитидиловый (Ц), здесь тиминовый (Т), ну а тут гуаниловый (Г).

    Да не получается ничего. К счастью гости заявились. Пришел друг закадычный - фермент, и сестры двоюродные - водородная и ковалентная связь. Потом АТФ прибежала. Все хвасталась, какая она универсальная.

    Все дружно взялись за дело - нуклеотиды раскладывают.

    Ковалентная связь самая умная, крепкая, стала попарно нуклеотиды складывать, не как попало, а с чувством. А чувство это "комплиментарность " называется. (Рисунок 2)

    Тут вмешалась водородная связь: "Я хоть и слабельная, но тоже помогу; давайте-ка, я всё как следует закручу". И "закрутила". Красиво получилось. (Рисунок 3)

    Фермент сразу имя дал новорожденному - полинуклеотид , А тут АТФ как закричит (уж очень энергичная особа):

    "Это ведь девочка! Смотрите, у нее есть талия!" Делать нечего. Стали еще одно имя подбирать. Вспомнили. Была у ядра бабка, звали её - Дезоксирибоза . Вот и решили новорожденную назвать - дезоксирибонуклеиновая кислота, короче - ДНК. Тут и сказке конец, а кто слушал: тот назовет тему урока:

    "Рождение ДНК"

    4. Закрепление - "Построй свою ДНК".

    (Из цветной проволоки каждый изготавливает "свою" ДНК)

    получается двухцепочная суперспираль

    5. Выводы.

    А когда ДНК подросла, паспорт получила, вошла в состав хромосомы, на работу там устроилась: хранит и передает генетическую информацию.

    Наверное, это и есть "силы внутри нас".

    6. Домашнее задание.

    а) устное - мое сегодняшнее открытие

    Что изменилось в моем мировоззрении

    б) письменное - написать правила поведения по отношению ко всему живому от имени: волка, зайца, морковки.