Можно ли употреблять алкоголь на поминках. Поминки. кто для поминок усопших водку употребляет, тот больше нестерпимых мук для них уготовляет. Приметы во время поминальной трапезы

05.07.2020 Ремонт

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.


Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?


Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

К сожалению, в настоящее время просто нельзя представить поминальной трапезы без употребления алкоголя. Наличие водки на столе является необходимостью и признаком хорошего тона. Но мало кто задумывается о том, что поминовение алкоголем недопустимо в христианской традиции поминовений.

После того, как человек отходит в вечность, оставшиеся на земле живые обязаны чтить память об усопшем родственнике или знакомом. Считается, что человек жив именно тогда, когда его помнят. В достойном приготовлении похорон и заупокойных обедов проявляется наша любовь к тем, кто перешел в иную форму бытия.
Каждый, кто называет себя христианином, в 9-й, 40-й день и годовщины готовит поминальную трапезу.

В настоящее время существует практика поминовений умерших алкоголем. Традиция наиболее распространенная и необходимая. Именно так считают многие. Водка или иной алкоголь на столе символизирует правильность поминок, а если такого не предоставляется, то на родственников могут даже обидеться. На самом деле поминать алкоголем категорически запрещено. Это является грехом и осквернением памяти усопшего. Необходимо осознавать, что смысл поминок не просто еда и питье, но память и молитва о умершем, равно как и творение добрых дел.

Получается, что многие идут на поводу у толпы, поминая алкоголем. Этой ужасной традиции не было в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Не принято пить за упокой, но только за здравие и в меру.

Христианин не должен идти на компромисс со своей совестью. И если человек — православный по своей сути, то главные вещи необходимо не только знать, но и жить, сообразуясь с христианской традицией.

Хлеб и водка перед фото умершего

Народная традиция приписывает ставить хлеб и водку перед фотографией новопреставленного. Это весьма распространенное явление, которое не просто бесполезно, но и вредит человеку. Считается, что душа человека первые 3 дня после смерти находится на земле, посещает любимые места. Хлеб и воду оставляют душе умершего, чтобы она могла есть и пить. Этот обычай не имеет ничего общего с христианским вероучением, так как душа нематериальна и ей совершенно не нужна земная пища. Такая традиция вредит и живым в том плане, что люди забывают о главном в поминовении — молитве к Богу за умершего родственника.

Корни этого мифа восходят ко временам после 1917 года, когда в России к власти пришли люди, ненавидящие православие. Настоящие христианские традиции подменяются ненужными сказками. Хлеб и водка — одни из таковых. Так как духовенство было в послереволюционные времена в гонениях, народу просто некому стало объяснять суть поминовений. Поэтому и получается, что такой обычай плотно вошел в нашу жизнь.

Проблема в том, что человек часто даже и не знает, зачем он это делает, но исполняет в меру необходимости. Но это заблуждение. Так делать не нужно. Необходимо помнить, что главным является не какие-то обряды, а молитва, милостыня и творение добрых дел в память об усопшем. Ставить умершему хлеб и воду — это обычай, который во времена православного имперского государства даже не имел места.

Поминки, как и все ритуальные обряды, имеют свои традиции, правила и приметы. Традиционно поминают усопшего в день похорон, на девятый, сороковой день и спустя год после смерти. Поминки сопровождаются строгим соблюдением церковных канонов, но существует и ряд народных «законов», которые называют поминальными приметами. Их стараются придерживаться едва ли не строже самих обрядов. И это не только дань уважения покойному человеку. В них - память умершему, и спокойствие живым.

Неукоснительные приметы, предшествующие поминальной трапезе

Поминальные обряды и трапезы устраивают несколько раз:

  1. Непосредственно после захоронения усопшего, когда его душа прощается с телом.
  2. На девятый день после смерти, когда душа видела и райскую обитель и преисподнюю.
  3. На сороковой день, когда душа прощается с миром живых и улетает в царство рая или ада.
  4. На годовщину смерти, когда душа покойного переходит в новую вечную жизнь.

Перед поминками, организованными сразу после похорон, соблюдают ряд обязательных примет, необходимых для подготовки к поминальной трапезе:

  • В некоторых регионах после захоронения принято поминать покойного прямо на кладбище, выпивая за упокой и оставляя в рюмке водку на свежей могиле. Однако специалисты, исследующие традиции поминок, утверждают, что согласно некоторым обрядам после погребения принято крошить на могиле кусочек хлеба. Родственники усопшего делают это, ссылаясь на древнее славянское поверье, утверждающее, что покинувшая тело душа может переселиться в птицу, поэтому правильнее будет, если хлебное крошки съедят птицы.
  • По возвращению домой после похорон чашку, миску, ложку и вилку, которыми любил пользоваться покойный, отдают нищим. Считается, что благодарность нуждающихся людей обеспечит душе легкий переход из мира живых в мир мертвых.

  • На поминальном столе зажигают несколько свечей. Одну возле портрета усопшего, и еще несколько в центре стола. Это тоже связанно с давними верованиями, которые гласят, что стихия Огня способна нейтрализовать тяжелую энергетику смерти и негатив, принесенный с кладбища. Есть и иная точка зрения. На столе должна быть лишь одна свечка. В таком случае, чтобы обезвредить энергию смерти, возле входа в помещение, где будет происходить поминальная трапеза, ставят церковную свечу. Люди, пришедшие с кладбища, должны прогреть руки над пламенем.
  • Существует традиция в день похорон перед поминками ставить на подоконник (или на место, где много времени проводил умерший) стакан воды. Соблюдение этой приметы необходимо, чтобы душа, перешедшая в мир иной, испила чашу земной жизни до дна и не маялась недожитым и недоделанным. Если воды в стакане до сорокового дня будет меньше половины, ее нужно долить.

  • Прежде чем начать поминальную трапезу на стол обязательно ставят угощение покойному. У разных регионов блюда могут отличаться, но часто кроме рюмки водки и кусочка хлеба возле фотографии ставят поминальный блин и стакан компота либо киселя. Это должен быть первый отрезанный от буханки хлеба кусочек, первые сто грамм водки из новой бутылки, первый испеченный блин и первый половник киселя. Придерживаясь этой приметы, близкие и родственники выражают уважение дорогому человеку и обозначают важность повода, ради которого они здесь собрались.

Приметы во время поминальной трапезы

Поминальный обряд также наполнен приметами, которые призваны почтить память, соблюсти обычаи и обеспечить покой живым:

  • На поминальном обеде нельзя чокаться. Эта примета связана с традициями славян. Звон рюмок приравнивается к звону колоколов, а он, как известно, прогоняет духи. В связи с этим и появилась традиция не чокаться, поминая умершего, чтобы не прогнать с поминок его душу.
  • Плохая примета говорить на поминках длинные тосты. Особенно это касается первой выпитой рюмки, которая поднимается с кратким текстом о том, за кого пьется. Выпивают все без чоканья и молча. Это делают в знак глубоко траура и в память о навсегда ушедшем человеке.

  • Нельзя одалживать на поминки столы, стулья и посуду. Считается, что забирая их назад, можно принести в свой дом дух смерти.
  • Недопустимо на поминках хохотать и затягивать песни. Тот, кто нарушит эту примету, вскорости будет выть от горя. Запрещено и много плакать за умершим. Его душа может утонуть в слезах.
  • Не приветствуется во время поминального обеда использование вилок. В меню, как правило, входят блюда, которые едят ложками или руками. Вилка символизирует трезубец дьявола.
  • На поминки по прошествии сорока дней принято выпекать «лесенки». Люди, верящие в приметы, говорят, что они помогают душе вознестись на небо.

Приготовление самогона и спирта для личного использования
абсолютно легально!

После прекращения существования СССР новое правительство остановило борьбу с самогоноварением. Уголовная ответственность и штрафы были отменены, а из УК РФ изъята статья о запрете производства спиртосодержащей продукции в домашних условиях. По сей день не существует ни одного закона, запрещающего нам с Вами заниматься любимым хобби – приготовлением алкоголя в домашних условиях. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 8.07.1999 № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3476).

Выдержка из Федерального закона РФ:

«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт».

Самогоноварение в других странах:

В Казахстане в соответствии с Кодексом РК Об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155 предусмотрена следующая ответственность. Так, согласно статье 335 «Изготовление и сбыт алкогольных напитков домашней выработки» незаконное изготовление в целях сбыта самогона, чачи, тутовой водки, браги и других алкогольных напитков, а равно сбыт указанных алкогольных напитков влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей с конфискацией алкогольных напитков, аппаратов, сырья и оборудования для их изготовления, а также полученных от их реализации денег и иных ценностей. Однако законом не запрещается приготовление алкоголя в личных целях.

В Украине и Белоруссии дела обстоят иначе. Статьями №176 и №177 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрены наложения штрафов в размере от трех до десяти не облагаемых налогом МРОТ за изготовление и хранение самогона без цели сбыта, за хранение без цели сбыта аппаратов* для его выработки.

Практически слово в слово повторяет эту информацию статья 12.43. «Изготовление или приобретение крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), хранение аппаратов для их изготовления» в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Пункт №1 сообщает: «Изготовление физическими лицами крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), а равно хранение аппаратов*, используемых для их изготовления, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин с конфискацией указанных напитков, полуфабрикатов и аппаратов».

*Приобретать самогонные аппараты для домашнего использования все же можно, так как второе их назначение – дистилляция воды и получение компонентов для натуральных косметических средств и парфюмерии.

Недавно узнала, что нельзя поминать усопших спиртными напитками, нельзя сказать "Царство Небесное" и выпить алкоголь, нельзя накрывать усопшему стакан с водкой кусочком хлеба, нельзя пить спиртное, даже в малых количествах, на кладбище, нельзя поливать могилу спиртным. Пожалуйста, объясните, насколько это точно и насколько серьёзно. Как именно это влияет на души усопших? Но самое главное, пожалуйста, посоветуйте, как объяснить это другим людям, особенно тем которые не так сильны в своей вере?


23.09.2005, Наталья, Бонн, Германия


Уважаемая Наталия!

Предлагаем Вам статью «Поминальная трапеза» из книги «Во блаженном успении вечный покой» (М., 2005 г.).

«Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен исстари. Однако зачастую поминки делаются похожими на шумное собрание родственников, пришедших обсудить новости и вкусно поесть. Еще хуже, если «пьяные поминки» превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. Православные христиане за поминальным столом должны молиться об упокоении души усопшего. Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, которую может прочесть и мирянин. Если нет такой возможности, то следует прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш».

Первым блюдом, которое обычно вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы, риса) с медом (можно добавлять изюм). Зерна служат символом воскресения, а мед - символом сладости, которой причастны праведники в Царствии Божием. По Уставу кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если же нет такой возможности, следует окропить ее святой водой. В средней полосе России, по обычаю, принято подавать на поминках блины и кисель.

Недопустимо ставить на стол и под иконы яства и напитки как бы для умерших - это языческий обычай.

Понятно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но необходимо соблюдать посты, установленные Церковью: по средам, пятницам и в продолжение длительных постов запрещено вкушать скоромное (мясные и молочные продукты, яйца). Если поминальные девятый или сороковой дни выпадают на среду или пятницу, лучше перенести поминки на предыдущий день. Если память усопшего случится в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшие субботу или воскресенье.

Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных трапезах. Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Из рассказов некоторых старцев, основанных на явлениях из иного мира, явствует, что если усопшего поминают вином, его страдания усугубляются. За столом нужно вести благочестивые беседы, вспоминать усопшего, его добрые качества и дела, отсюда и название - поминки. В конце трапезы можно пропеть «Вечную память».