Нарушения в согласовании. Нарушения построения предложений Восемь человек вошло вошли в дом

Группа 3ф-1

Шифр С - 1546

Вариант – 6

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Русский язык»

студентки 3 курса

специальности:

«Финансы»

Самойличенко Людмилы Сергеевны


Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:

аристокра΄тия, агроно΄мия, аге΄нтство, ана΄лог, апарта΄менты, балова΄ть, бе΄нзопрово΄д, буржуази΄я, бла΄га, бомбардирова΄ть, бюрокра΄тия, валово΄й, взбодри΄ть, визави΄, восприня΄ть, введе΄нный, ве΄рование, веро­испове΄дание.

Задание 2. Вмести точек оставьте нужную гласную: Ё или Е, прочитайте слова:

Аф...ра, ман...вры, ос.длый, оп...ка, никч...мный, однонрем...нный, одноим...нный, пре...мник, старь...вщик, реш...тчатый, остри..., атл...т, отцв...тший, побл...кший, длиннош...рстный, недоум...нный, ос.тр, яр...м, гренад...р.

Афера, манёвры, оседлый, опека, никчёмный, одновременный, одноимённый, преемник, старьёвщик, решётчатый (и решетчатый), остриё, атлет, отцветший, поблёкший, длинношерстный, недоуменный, осётр, ярем, гренадер.

Задание 3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы ПРЕДСТАВИТЬ - ПРЕДОСТАВИТЬ:

1) Мне... общежитие (отдать в чье-то распоряжение).

2) ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность шить).

3) Нужно срочно... отчёт о летней практике (предъявить.).

4) Дедушку... к ордену (ходатайствовать о награде).

6) Фильм был... на фестивале (предъявлять к показу).

8) Эта квартира... собой литературный музей (является).

9) Прошу... мне очередной отпуск (дать).

1) Мне предоставить общежитие (отдать в чье-то распоряжение).

2) Предоставляю вам самим решать такие вопросы (даю возможность шить).

3) Нужно срочно представить отчёт о летней практике (предъявить.).

4) Дедушку представить к ордену (ходатайствовать о награде).

6) Фильм был представлен на фестивале (предъявлять к показу).

8) Эта квартира представляет собой литературный музей (является).

9) Прошу предоставить мне очередной отпуск (дать).

Задание 4. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:

басня, башня, вафля, ватрушка, вишня, кочерга, двойня.

Басня - басен, башня - башен, вафля - вафель, ватрушка - ватрушек, вишня - вишен, кочерга - кочерёг, двойня - двоен.

Задание 5. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных и обозначьте в них ударение:

апельсин, оладья, запястье, метр, кольцо, грамм, судья, дело, башкир, облако, чулок, блюдце, ущелье.

Апельсин - апельси΄нов, оладья - ола΄дий, запястье - запя΄стий, метр - ме΄тров, кольцо - коле΄ц, грамм - гра΄ммов, судья - суде΄й, дело - дел, башкир – башки΄р, облако - облако΄в, чулок - чуло΄к, блюдце - блю΄дец, ущелье - уще΄лий.


Задание 6. Выберите правильную глагольную форму и запишите следующие предложения:

1) На море полный штиль, и наша лодка едва... на волнах: а) колышется; б) колыхается.

2) Судьба сурова по отношению ко мне, но я никогда не...: а) ропщу; б) ропчу.

3)Сосед, живущий этажом выше, опять... мебель: а) движет; б) двигает.

4)Я не понимаю, что... вашими поступками: а) движет; б) двигает.

1) На море полный штиль, и наша лодка едва колышется на волнах.

2) Судьба сурова по отношению ко мне, но я никогда не ропщу.

3)Сосед, живущий этажом выше, опять двигает мебель.

4)Я не понимаю, что движет вашими поступками.

Задание 7. Ошибка допущена в словосочетании. Исправьте и запишите:

1) малосоленый иваси;

2) овощное рагу;

3) большая кенгуру;

4) полноводная Миссури;

5) черная лебедь.

1) малосоленая иваси;

2) овощное рагу;

3) большой кенгуру;

4) полноводная Миссури;

5) черный лебедь.


Задание 8. Содержит грамматическую ошибку предложение. Исправьте и запишите:

1) Международные договоры утверждаются парламентами.

2) Над болотом кружила пара цаплей.

3) Много лет прожив на кордоне, он знал толк в лесе.

4) Шторма и цунами каждое лето обрушивались на побережье.

5) После заморозок ягоды рябины становятся сладкими.

1) Международные договоры утверждаются парламентом.

2) Над болотом кружила пара цапель.

3) Много лет прожив за кордоном, он знал толк в лесе.

4) Шторма и цунами каждое лето обрушиваются на побережье.

5) После заморозков ягоды рябины становятся сладкими.

Задание 9. Речевая ошибка допущена в предложении. Исправьте и запишите:

1) Обладаю высокими навыками работы на компьютере.

2) В семье он был единственным ребенком и получился эгоистом.

3) Езда на велосипеде не только создаст вам отличное настроение, но и позаботится о вашем здоровье.

4) Наш магазин предлагает широкий ассортимент велосипедов по невысокой цене.

5) Велоспорт не только улучшает силу и выносливость мышц, но и повышает эффективность работы сердца и легких.

1) Обладаю навыками работы на компьютере.

2) В семье он был единственным ребенком и вырос эгоистом.

3) Езда на велосипеде не только создаст вам отличное настроение, но и укрепит ваше здоровье.

4) Наш магазин предлагает широкий выбор велосипедов по невысокой цене.

5) Велоспорт не только повышает силу и выносливость мышц, но и улучшает эффективность работы сердца и легких.

Задание 10. Ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, допущены в предложении. Исправьте и запишите:

1) Сквозь шум машины я услышал угрожающее рокотание и гул реки.

2) В его душе попеременно появлялся страх, досада, обида.

3) Сердечная мышца состоит из левого и правого желудочков.

5) Тридцать один подписчик журнала «Коммерсант» выиграли льготную подписку на следующий год.

1) Сквозь шум машины я услышал угрожающие рокотание и гул реки.

2) В его душе попеременно появлялись страх, досада, обида.

3) Сердечная мышца состоит из левого и правого желудочка.

4) Дикий гусь и утка прилетели первыми.

5) Тридцать один читатель журнала «Коммерсант» выиграл льготную подписку на следующий год.

Задание 11. Нормы употребления однородных членов нарушены в предложении. Исправьте и запишите :

1) Дирекция завода утвердила предложенный проект реконструкции, и какие меры нужно принять для его реализации.

2) И я люблю вас за все - за прошлое и настоящее, за вчерашнее и сегодняшнее.

3) Значительные изменения и реформы произошли в последнее время в жизни общества.

4) Дипломант конкурса награжден премией и высокой оценкой жюри.

5) Среди литературных героев ему нравились люди, ищущие свое место в жизни и которые преодолевают препятствия.

1) Дирекция завода утвердила предложенный проект реконструк­ции и меры для его реализации.

2) И я люблю вас за все - за прошлое и настоящее, вчерашнее и сегодняшнее.

3) Значительные изменения произошли в последнее время в жизни общества.

4) Дипломант конкурса награжден премией.

5) Среди литературных героев ему нравились люди, ищущие свое место в жизни и преодолевающие препятствия.

Задание 12. Речевые недочеты и ошибки допущены в предложении. Исправьте и запишите:

1) Когда его спросили, почему он не садится к столу, он сказал что я еще не проголодался.

2) Он говорил, что у Магды была колдовская власть над людьми.

4) С горы были видны дома и поля пшеницы, которые обрабатывали селяне.

5) Лес, погруженный в туман и который окружал нас со всех сторон, вызывал ужас.

1) Когда его спросили, почему он не садится к столу, он сказал, что еще не проголодался.

2) Он говорил, что Магда обладала колдовской властью над людьми.

3) Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше.

4) С горы были видны дома, а также поля пшеницы, которые обрабатывали селяне.

5) Лес, погруженный в туман и окружающий нас со всех сторон, вызывал ужас.

Задание 13. Найдите и исправьте ошибки в согласовании:

1) Восемь человек вошло в дом трактирщика.

2) Тридцать один ученик участвовали в походе.

4) На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.

5) Иванов был круглая сирота.

1) Восемь человек вошли в дом трактирщика.

2) Тридцать один ученик участвовал в походе.

3) Большая часть домов в этом районе каменные.

4) На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.

5) Иванов был круглый сирота.

Задание 14. Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов:

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления.

2) По приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

4) Об этом не раз уже было указано.

5) На собрании постановили о том, чтобы выдать премию.

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.

2) С приездом в Москву он чувствовал себя плохо.

3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4) На это не раз уже было указано.

5) На собрании постановили выдать премию.


Задание 15. Исправьте речевые ошибки:

1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.

2) Что можно комментировать о таком ударе?

3) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнений.

5) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

1) Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.

2) Как можно комментировать такой удар?

3) Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнениями.

5) Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.

Задание 16. Исправьте речевые ошибки:

1) У стены стоит черная рояль.

2) На ужин мы приготовили жареную картофель.

3) По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.

1) У стены стоит черный рояль.

2) На ужин мы приготовили жареный картофель.

3) По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.


Задание 17. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений:

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

3) Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

5) В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, на площадях, в скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.

3) Летом мы побывали в Пскове, посетили Михайловское и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, но и зимой.

5) В комнате возле жарко натопленной печи стояла девушка.

Задание 18. Исправьте речевые ошибки, связанные с употребле­нием причастных и деепричастных оборотов.

1) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

1) В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2) Из этой книги мы узнали об ужасах, пережитых нашим народом.

3) После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, автор призывает не забывать их.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

Задание 19. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4) Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5) Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

1) Спонсоры внесли значительную финансовую помощь в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать капитаном!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться ме­стом на балконе.

4) Помещики жестоко обращались со своими крепостными.

5) Во время перемены между уроками в класс вошел директор школы.

Задание 20. Определите, к какому стилю речи относится текст. Найдите языковые средства, характерные для этого стиля. Переписать текст и выписать языковые средства.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается уч­режденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учреди­тельными документами.

Официально-деловой стиль - это стиль документов: международ­ных договоров, государственных актов, юридических законов, поста­новлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт.

К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетель­ства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, номенклатурных наиме­нований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббре­виатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отымен­ных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того, что и др.), а также различных, устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если...; на том основании, что...; по той причине, что...; с тем условием, что...; таким обра­зом, что...; то обстоятельство, что...; тот факт, что... и т.п.);

5) повествовательный характер изложения, использование номи­нативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на Дону: «Феникс»,2002. – 544с.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995

3. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.,2000.



Упражнение 4. Найдите и исправьте ошибки в согласовании

Она настоящий сластена.

Восемь человек вошло в дом трактирщика.

Тридцать один ученик участвовали в походе.

Большая часть домов в этом районе каменные.

Много веков крестьянство боролись против помещиков.

Иванов был круглая сирота.

Он такая растяпа!

Это было в проливе Босфоре.

Это случилось в штате Мичигане.

К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.

Детвора благодарны шефам за подарок.

Автомобиль «Жигули» пришли первыми.

Три скамейки стояло у стены.

Большинство произведений поэта посвящено теме любви.

Не то снег, не то град выпадут завтра.

Музей-квартира закрыта на ремонт.

Плащ-палатка была уже сложена.

Космический корабль летит к планете Марсу.

Над горой Казбеком взлетел флаг.

Для этого потребуются несколько месяцев.

Вся в грязи «Жигули» остановилась.

Кто из подруг написала об этом?

При погрузке сэкономлены 35 часа.

Сейчас выступит русская ученая профессор Иванова.

Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».

Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.

Она опытная инженер.

Река Днепр этой весной вышел из берегов.

Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

Детвора с утра резвились во дворе.

В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Нарушения в управлении глаголов

Напишите эссе на тему «Что такое патриотизм?» Согласитесь с мнениями мыслителей прошлого или опровергните их.

Упражнение 20. Задание. «С пословицей не поспоришь». Продолжите пословицы и напишите эссе, взяв одну из них в качестве темы.



Живи не скупись, с друзьями

Волков бояться

Дерево смотрят в плодах, человека

Наше счастье в наших

Всяк своего счастья

Был бы друг, будет и

По одежке встречают, по уму

Только первый шаг

Не было бы счастья, да несчастье

Поспешишь

Слезами горю не

Взялся за гуж не говори

Хочешь есть калачи, не сиди

Под лежачий камень и вода

На ловца и зверь

Смелость города

Труд кормит, а лень

Большому кораблю

Ум хорошо, а два

Скорость нужна, а поспешность

Капля по капле и камень

Не узнавши броду, не суйся

Живи не вчерашним, а

Назвался груздем

Не сиди сложа руки

Береги платье снову

Знаешь дело

Аппетит приходит

Дорогу осилит

Упустишь минуту - потеряешь

Вчерашнего дня не

Ум да здоровье всего

Правда ни в огне не горит, ни в воде

Все хорошо, что

Счастье хорошо, а

Не ошибается тот, кто

Не место красит человека, а

Конец - делу

Не откладывай на завтра то, что можешь

Делу время, потехе

Один за всех и все

Кончил дело

И швец и жнец и на дуде

Без труда не выловишь и

Есть терпенье, будет и

Не даром говорится, что дело

Повторенье - мать

Кто любит науки, тот не знает

Не стыдно не знать, стыдно

Учиться никогда не

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота,

Ученье - свет, а неученье -

Ученому везде

Что написано пером, то

Золото из земли, а знания из

Съел ковригу - напитался один, прочитал книгу

Язык до Киева

Меньше говори - больше

В умной беседе ума наберешься, в глупой - и свой

Пословица - не в бровь, а

Упражнение 1. Подчеркните и исправьте словосочетания, в которых нарушены нормы сочетаемости.

Делать привилегии кому-либо, различный от других, поставить под угрозусрыва, глубокая бездна, памятный сувенир, иметь влияние на детей, глубокоесопротивление, давать намеки, нести потери, делать жертву, пьеса прошла сбольшим интересом, различать звук от буквы, нести военную службу,понятливый малыш, испытывать нужду, причинить укус, массовое количествобеженцев, обеспечивать гарантии, одержать первенство, подросткизанимаются преступлениями, осуществлять руководство, писатель русскойклассики, играть значение, находить применение, большой уровеньобразования, закоренелый семьянин, испытывать нужду, заядлый спорщик,превратно понять, сделать услугу.

Реанимация жизни, документальное досье, различать добро и зло,причинить вред, обосновать город, уклонятся от ответственности, получитьуважение окружающих, выбить почву из - под ног, бережливоеотношение, уделять внимание воспитанию ребенка, благодаря халатности,неминуемая гибель, оказать пользу, признать поражение, посягать на жизнь,скучать по дому, заядлый труженик, ввести в заблуждение,гарантированные государством права, поднять тост, тосковать по семье,одержать успехи, совершить нападение, принимать меры, игратьпервостепенное значение, оказывать знаки внимания, занять званиечемпиона, раскрыть тему сочинения, разочароваться в жизни, кануть в историю, испытывать нужду, нести убытки, оказать впечатление, дать отпор хулигану.

Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей. Не стоит придавать особого внимания этой информации. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Из-за засухи Казахстан терпит громадные потери в сельском хозяйстве. Его трудолюбие и работоспособность имели важную роль в его продвижении по службе. Когда наш самолет приземлился в Париже, шел огромный дождь и порывы ветра срывали шляпы с прохожих. Оконные рамы нашей фирмы обладают неукоснительным качеством. В этой ситуации не стоит бряцать оружием и махать мускулами - решение проблемы нужно искать за столом переговоров. Новый метод сварки получил использование в космических технологиях. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. Эта политика уже приносит положительные плоды.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы. Нельзя делать горе другим людям. Отойдя к окну, Наташа давала намоттуда различные намеки. В те годы белогвардейцы делали заговоры.

обрании постановили о том, чтобы выдать премию.

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.

2) С приездом в Москву он чувствовал себя плохо.

3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4) На это не раз уже было указано.

5) На собрании постановили выдать премию.

Задание 15. Исправьте речевые ошибки:

1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.

2) Что можно комментировать о таком ударе?

3) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнений.

5) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

1) Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.

2) Как можно комментировать такой удар?

3) Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнениями.

5) Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.

Задание 16. Исправьте речевые ошибки:

1) У стены стоит черная рояль.

2) На ужин мы приготовили жареную картофель.

3) По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.

1) У стены стоит черный рояль.

2) На ужин мы приготовили жареный картофель.

3) По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.

Задание 17. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений:

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

3) Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

5) В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, на площадях, в скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.

3) Летом мы побывали в Пскове, посетили Михайловское и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, но и зимой.

5) В комнате возле жарко натопленной печи стояла девушка.

Задание 18. Исправьте речевые ошибки, связанные с употребле нием причастных и деепричастных оборотов.

1) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

1) В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2) Из этой книги мы узнали об ужасах, пережитых нашим народом.

3) После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, автор призывает не забывать их.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

Задание 19. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4) Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5) Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

1) Спонсоры внесли значительную финансовую помощь в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать капитаном!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.

4) Помещики жестоко обращались со своими крепостными.

5) Во время перемены между уроками в класс вошел директор школы.

Задание 20. Определите, к какому стилю речи относится текст. Найдите языковые средства, характерные для этого стиля. Переписать текст и выписать языковые средства.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

Официально-деловой стиль - это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт.

К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того, что и др.), а также различных, устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если...; на том основании, что...; по той причине, что...; с тем условием, что...; таким образом, что...; то обстоятельство, что...; тот факт, что... и т.п.);

5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на Дону: «Феникс»,2002. 544с.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995
  3. Русский язык и культура речи: Учебник.\ Под ред. проф. В.И.Максимова. М.,2000.

Цель: Научить студентов говорить правильно, т.е. употреблять языковые единицы в соответствии с требованиями ортологии - науки о правильности речи; научить говорить выразительно, т.е. составлять текст в соответствии с требованиями риторики- науки о выразительности речи; научить студентов выбору языковых средств для научного и официально-делового стилей речи и основным правилам создания наиболее нужных студенту и будущему специалисту текстов, конспектов, рефератов, докладов, выступлений, деловых писем.

1. Понятие о культуре речи

2. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи. Языковые единицы, имеющие варианты.

3.Языковые единицы, имеющие варианты. Правила использования языковых единиц.

ЗАДАНИЕ 1.

Исправьте речевые ошибки.
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.
2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.
4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.
8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.
9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.
10. По получению ответа немедленно реагируйте.
12. Я с сестрой собрались на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.
14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.
15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.
20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятный.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.
27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
30. На обеих коленях были царапины.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животных.
2. Был сильный дождь. В университет шли два студента, один из них был в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования.
4. Значительная часть сезона характеризуется отсутствием снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красиво.
6. Я приобрела для сына настольную игру.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони.
8. Количество грамотных по переписи 1897 года определялось в 36,7 %.
9. Новый завод в Житомире обеспечит город молочными продуктами.
10. По получении ответа немедленно принимайте меры.
11. Написав ей, он стал ждать ответа.
12. Я с сестрой собралась на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушала манифест.
14. Никто не остановил выезжавших на Сечь казаков.
15. Когда они поднялись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелым человеком, не боявшимся трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедут в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы радуются своим успехам.
20. Охотник был не из трусливых, поэтому не испугался, когда увидел барса.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что тот не может его сбросить, вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и тот за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятен.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление своего внука.
25. Самый большой вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятисот народностей проживает на этом континенте.
27. Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, с которой посыпался серебряный дождь.
29. Высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
30. На обоих коленях были царапины.

ЗАДАНИЕ 2

Определите место ударения в словах.

1. Августовский, генезис, деспот, заговор, значимость, иконопись, импульс, исподволь, квашение, камбала, клала, кухонный, маркетинг, мельком, менеджмент, мытарь, наголо стричь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, перистые облака, плесневеть, поручни, похороны, почесть, ракурс, свекла, силос, случай, сметка, снадобье, согнутый, средство, средства, статуя, торты, тяжба, форум, хаос, холеный, центнер, черпать, экскурс

2. Агент, анатом, арест, безудержный, блокировать, боязнь, втридорога, гладильный, давнишний, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, жестоко, завидно, заем, звонит, закупорит, заржаветь, звонишь, исчерпать, квартал, кичиться, коклюш, крапива, красивее, кремень, корысть, ломота, ломоть, лубочный, маневры, мизерный, мытарство, наложенный (платеж), намерение, наотмашь, недвижимость, опека, оптовый, откупорить, осведомить, подбодрить, пуловер, приданое, принудить, прирост, простынь (род. пад. мн. ч.), процент, ракушка, рефлексия, сироты (мн. ч.), созыв, столяр, таможня, танцовщица, толика, умерший, факсимиле, феерия, феномен, филистер, ходатайствовать, хозяева, цемент, цепочка, швея, шофер, щавель, эксперт.

3. Алфавит, алкоголь, апостроф, баловать, бюрократия, гастрономия, демократия, департамент, деспотия, диалог, диспансер, договор, духовник, еретик, жалюзи, завсегдатай, избалованный, истерия, каталог, каучук, кладовая, кулинария, мастерски, монолог, некролог, обеспечение, обесценить, облегчить, ободрить, обострить, очистной, пиццерия, подростковый, поутру, предвосхитить, приговор, проведенный, простыня, простыней, сантиметр, сирота, соболезнование, спиртовой, тирания, углубить, украинский.

4. Апартеид, аристократия, асимметрия,буржуазия, ветеринария, изобретение, исповедание, маркировать, медикамент, новорожденный, нормировать, обетованный, пломбировать, премирование, премировать, приобретение, путепровод, санитария, сосредоточение, усугубить, формировать, христианин, языковые (проблемы).

5. Бомбардировать, вероисповедание, воспроизведенный, кинематография, многоотраслевой, присовокупить, расформировать.

6. Тефтели, творог, петля, гренки, казаки.

Определите, какой звук, [е] или [о], произносится в словах.
Желоб, жернов, жердочка, желчь, шерстка, акушер, гренадер, издевка, маневр, новорожденный, опека, афера, никчемный, острие.
Определите, звук [е] или [э] произносится в словах.
Темп, тенденция, шинель, френч, юриспруденция, термин, крем, академия, сессия, декан, деканат, пресса, брюнет, бутерброд, адекватный, бизнес, компьютер, детектив, кафе, кофе, свитер, резюме, декада, купейный.

ЗАДАНИЕ 1.

Найдите и исправьте ошибки в согласовании.
1.Восемь человек вошло в дом трактирщика.
2.Тридцать один ученик участвовали в походе.
3.Большая часть домов в этом районе каменные.
4.На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.
5.Иванов был круглая сирота.
6.Он такая растяпа!
7.Это было в проливе Босфоре.
8. Это случилось в штате Мичигане.
10. Детвора благодарны шефам за подарок.
11. Автомобиль «Жигули» пришли первыми.
12. Три скамейки стояло у стены.
13. Большинство произведений поэта посвящено теме любви.
14. Не то снег, не то град выпадут завтра.
15. Музей-квартира закрыта на ремонт.
16. Плащ-палатка была уже сложена.
17. Космический корабль летит к планете Марсу.
18. Над горой Казбеком взлетел флаг.
19. Для этого потребуются несколько месяцев.
21. Кто из подруг написала об этом?
22. При погрузке сэкономлены 32 часа.
23. Сейчас выступит русская ученая профессор Ахманова.
24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».
25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.
26. Она опытная инженер.
27. Река Днепр этой весной вышел из берегов.
28. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.
29. Детвора с утра резвились во дворе.
30. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Восемь человек вошли в дом трактирщика.
2. Тридцать один ученик участвовал в походе.
3. Большая часть домов в этом районе каменная.
4. На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.
5. Иванов был круглый сирота.
6. Он такой растяпа!
7. Это было в проливе Босфор.
8. Это случилось в штате Мичиган.
9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.
10. Детвора благодарна шефам за подарок.
11. Автомобиль «Жигули» пришёл первым.
12. Три скамейки стояли у стены.
13. Большинство произведений поэта посвящены теме любви.
14. Не то снег, не то град выпадет завтра.
15. Музей-квартира закрыт на ремонт.
16. Плащ-палатка был уже сложен.
17. Космический корабль летит к планете Марс.
18. Над горой Казбек взлетел флаг.
19. Для этого потребуется несколько месяцев.
20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.
21. Кто из подруг написал об этом?
22. При погрузке сэкономлено 32 часа.
23. Сейчас выступит русский ученый профессор Ахманова.
24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луна-10».
25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецы.
26. Она опытный инженер.
27. Река Днепр этой весной вышла из берегов.
28. Веселый котенок Мурка смешил нас каждый день.
29. Детвора с утра резвилась во дворе.
30. В конгрессе принимала участие тридцать одна страна

Итоговая работа предполагает знание основных, наиболее значимых норм современного русского языка, практическое владение ими, умение фиксировать их нарушения; умение различать стили речи; знание особенностей деловой документации и умение составлять определенные деловые документы, используемые в учебно-профессиональной сфере общения.

Успешное выполнение данной работы возможно после прохождения всех разделов курса по русскому языку и культуре речи.

Задачи:


    Выявлять и находить ошибки.

  1. Умение составлять определенную деловую документацию.

  2. Закрепить умения различать функциональные стили речи.

  3. Обобщить знания норм современного русского языка.

Для справок:

Речевые ошибки:


  1. Употребление слов в несвойственном им значении.

  2. Нарушение лексической сочетаемости.

  3. Употребление лишних слов (плеоназм).

  4. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология).

  5. Неоправданное повторение одного и того же слова.

  6. Стилевой «разнобой». Употребление слова или выражения иной стилевой окраски.

  7. Неудачное употребление личных или указательных местоимений.

  8. Нарушение видовременных форм глаголов.

  9. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

  10. Неудачный порядок слов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задания.

1.

Определите, какой звук, [е] или [о], произносится в словах.

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шерстка, акушер, гренадер, издевка, маневр, новорожденный, опека, афера, никчемный, острие.

2.

Камбала, менеджмент, христианин, истерия, жалюзи, завидно, свекла, валовой, втридорога, оптовый, диспансер, забеленный. забронировать, газопровод, обетованный, пуловер. сирота.

3.

Апельсины, амперы, бахилы, ботинки, валенки, копьё, погоны, граммы, комментарии, кочерга, конюшня, мандарины, носки, поместье, мокасины, капли, пустыня, свечи, запястье, соленье..

4.

1. Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления.

2. По приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

3. Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4. Об этом не раз уже было указано.

5. На собрании постановили о том, чтобы выдать премию.

6. Мы перевыполнили план за счет производительности труда.

7. Высказывается критика о том, что мы делаем.

8. Магазин ориентирован специально для школьников.

5.

1. Восемь человек вошло в дом трактирщика.

2. Тридцать один ученик участвовали в походе.

3. Большая часть домов в этом районе каменные.

4. На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.

5. Иванов был круглая сирота.

6. Он такая растяпа!

8. Это случилось в штате Мичигане.

10. Детвора благодарны шефам за подарок.

6.

Исправьте речевые ошибки.


  1. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.

  2. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.

  3. Наш интерес к медицине вполне понятный.

  4. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.

  5. Самый наибольший вред наносит человеку курение.

  6. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.

  7. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.

  8. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
7.

Найдите и исправьте ошибки в данной автобиографии.

Автобиография.

Я, Потёмкин Анатолий, родился 7 июня 1974 года. Я родился и живу в городе Магнитогорске. С 1981 года по 1990 учился в школе. В этом же году поступил в училище. Там я получил профессию монтажника. С 1994 до настоящего времени работаю в строительном управлении. Сейчас уже имею 4-й разряд.

Мой отец, Потемкин Сергей Иванович, работает на комбинате. Моя мать, Потемкина Светлана Юрьевна, работает учительницей в школе №7.

Потёмкин Анатолий

8.

Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте орфограммы графически. Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка.

Уже сейчас спец..перацию разб..рают «по косточкам» кол..еги рос..ийских силовиков во всем мире. В США натаскивают на тер ..ористов бригады гол..ивудских красавчиков из ЦРУ и ФБР которым у наших б..йцов не грех поучит..ся. Мы же научились поб..ждать. Мы же научились х..р..нить. Теперь нам надо научит..ся спасать человеческие жизни. Сегодня наступило время традицион..ых разборок на Рус..и когда наказывают нев..новных и награждают непр..частных. Сегодня убивают не тер..ористы а ц..низм и р..внодушие человеческая подлость хамство и..ск..рбление памяти людей потерявших в театральном центре р..дных и близких.

Образец выполнения контрольной работы

1.

Ж[о]лоб, ж[о]рнов, ж[о]рдочка, ж[о]лчь, ш[о]рстка, акуш[е]р, гренад[е]р, изд[о]вка, ман[о]вр, новорожд[о]нный, оп[е]ка, аф[е]ра, никч[о]мный, остри[о].

2.

КАмбала, мЕнеджмент, христианИн, истерИя, жалюзИ, завИдно, свЁкла, валовОй, втрИдорога, оптОвый, диспансЕр, забелЁнный. забронировАть (покрыть броней), газопровОд, обетовАнный, пулОвер. сиротА.

3.

Апельсинов, ампер, бахил, ботинок, валенок, копий, погон, граммов, комментариев, кочерег, конюшен, мандаринов, носков, поместий, мокасин, капель, пустынь, свечей, запястий, солений..

4.

1. Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.

2. По приезде в Москву он чувствовал себя плохо.

3. Из скромности она никогда не выступает.

4. Об этом не раз уже было сказано.

5. На собрании постановили выдать премию.

6. Мы перевыполнили план благодаря производительности труда.

7. Критикуется то, что мы делаем.

8. Магазин ориентирован специально на школьников.

5.

1. Восемь человек вошли в дом трактирщика.

2. Тридцать один ученик участвовал в походе.

3. Большая часть домов в этом районе каменная.

4. На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.

5. Иванов был круглый сирота.

6. Он такой растяпа!

7. Это было в проливе Босфор.

9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.

10. Детвора благодарна шефам за подарок.

6.

1. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что тот не может его сбросить, вмиг очутился на нем верхом.

2. Он дал щенку мяса, и тот за несколько секунд съел его.

3. Наш интерес к медицине вполне понятен.

4. Дедушка пришел на концерт послушать выступление своего внука.

5. Самый большой вред наносит человеку курение.

6. Свыше пятисот народностей проживает на этом континенте.

7. Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.

8. Какая-то птица села на ветку, с которой посыпался серебряный дождь.

7.

Автобиография.

Мой отец, Потемкин Сергей Иванович, 1952 года рождения, работает в ОАО ММК. Моя мать, Потемкина Светлана Юрьевна, 1953 года рождения, учитель в школе.

В 1994 году окончил ПТУ №13 по специальности монтажник.

Начал работать с 1994 года в СУ №2 монтажником 4-го разряда. Поощрений и наград не имею.


5 августа 2012г. Потёмкин

8.

Уже сейчас спецо перацию разби рают «по косточкам» колл еги росс ийских силовиков во всем мире. В США натаскивают на терр ористов бригады голл ивудских красавчиков из ЦРУ и ФБР, которым у наших бо йцов не грех поучить ся. Мы же научились побе ждать. Мы же научились хо ро нить. Теперь нам надо научить ся спасать человеческие жизни. Сегодня наступило время традиционн ых разборок на Рус и, когда наказывают неви новных и награждают непри частных. Сегодня убивают не терр ористы, а ци низм и ра внодушие, человеческая подлость, хамство и о ско рбление памяти людей, потерявших в театральном центре ро дных и близких.

1. Стиль – газетно-публицистический.

2. Лексические средства:

эмоционально-экспрессивные слова (красавчик, разборки, натаскивать, Русь), общественно-политические слова (террористы, ЦРУ, ФБР, человеческие жизни), клишированные фразы с оценочностью (спасать человеческие жизни, хамство и подлость) , экспрессивный фразеологический оборот «разбирать по косточкам».

3. Морфологические средства:

много существительных, прилагательных и глаголов, так как необходимо называть людей и явления (коллеги, бригады, цинизм, оскорбление), обозначать признаки (голливудские, традиционные) и действия (хоронить, побеждать) . Много местоимений, помогающих представить проблему как личную, так как идет обращение к читателю, воздействие на читателя.

4. Синтаксические средства:

разные по структуре предложения (простые, сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные).
Материалы для контрольной работы

Вариант 1


Задания.

1.

а) сочетание [чн]:

булавочный, горчичник, гречневый, двоечник, нарочно, скворечник, конечно, полуночник, тряпичник, прачечная, очечник

б) мягкий согласный перед [э]:

анемия, фанера, реквием, детектор, демон, кемпинг, сепсис, брюнет, шрапнель, сенбернар.

2.

Определите место ударения в словах:

Алфавит, алкоголь, апостроф, баловать, бюрократия, гастрономия, демократия, деспотия, диалог, диспансер, договор, еретик, жалюзи, избалованный, истерия, каталог, каучук, кладовая, кулинария, мастерски, монолог, некролог, обеспечение, обесценить, облегчить, пиццерия, подростковый, поутру, простыня, простыней, сантиметр, углубить, украинский, языковая (колбаса), гуся, под ноги, бледны, клала, сливовый, продана.

3.

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных.

Помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко, баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, ухо, сомнение, цапля, юноша, яблоня, будни, грабли, джинсы, сумерки.

4.

Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов.


  1. Читайте и подписывайтесь на журнал «Лиза»!

  2. Этот центр координирует и помогает в работе.

  3. Зрители удивлялись и восхищались мастерством артистов.

  4. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене.

  5. Данные факты говорят за невозможность использования всех ресурсов.

  6. Лектор оперировал с точными фактами.

  7. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

  8. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего.
5. Найдите и исправьте ошибки в согласовании.

1. Кто из подруг написала об этом?

2. При погрузке сэкономлены 32 часа.

3. Сейчас выступит русская ученая профессор Ахманова.

4. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».

5. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.

6. Она опытная инженер.

7. Река Днепр этой весной вышел из берегов.

8. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

9. Детвора с утра резвились во дворе.

10. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна

6.

Исправьте речевые ошибки.


  1. Написав ей, он стал ждать ответа.

  2. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.

  3. Он был смелый человек, не боясь трудностей.

  4. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.

  5. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.

  6. Кубанцы знают и радуются своим успехам.

  7. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.
7.

Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности. Отредактируйте текст.

Доверенность.

Я, Шевчук Л.А., доверяю моему мужу Шевчук И.С., получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

8.

Когда поз..ний вечер наконец растворился отцарствовал отшуршал а на смену (не) ум..лимо приблизилась (пол) ночь с прохладой и р..сой; когда птицы отшумели укладываясь на покой и теперь уже спали и только случайный стон какой (нибудь) из них напом ..нал что это вокруг все (же) живое царство; или внезапно последний обезумевший соловей нач..нал свои (не) умес..ные в июл.. трели но то (же) испуган..о см..лкал; когда даже волки сытые и (по) тому полные благородства отсиживались (не) известно где вот тогда в (не) возможной тишине в первозданном безмолви.. вдруг послышались далекие бубенцы которые все приближались приближались сл..ваясь в чудный хор меди и серебра и на (слабо) освещенной молодым месяц..м дороге показалась поч..товая тройка.

Б . Окуджава


  1. Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка

  2. Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассуждением)? Докажите.

Вариант 2


Задания.

1.

Выпишите слова, в которых произносится:

а) твёрдый согласный перед [э]:

антенна, брезент, детектив, патент, свитер, темп, шоссе, эффект, бизнес, кларнет;

б) ударный [о]:

афера, блеклый, желчь, гренадер, маневры, опека, оседлый, щелка, острие, забытье.

2.

Определите место ударения в словах:

Тефтели, творог, петля, казаки, безудержный, прожита, тесны гладильный, донельзя, досуг, дремота, завидно, закупорит, заржаветь, звонишь, исчерпать, квартал, красивее, кремень, ломота, гарантировать, из виду, маневры, намерение, наотмашь, опека, подбодрить, приданое, принудить, прирост, созыв, столяр, танцовщица, умерший, феерия, феномен, ходатайствовать, цемент, шофер, щавель, эксперт,

3.

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных.

Гренки, оладьи, башкиры, буряты, грузины, гусары, киргизы, цыгане, татары, чукчи, монголы, мордвины, осетины, румыны, туркмены, негры, узбеки, эскимосы, якуты, звено, шило, брелок, бюллетень, валет, антресоли, вафля, пекарня, зимовье, ясли.

4.

Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов.

1. По истечению некоторого времени можно будет вновь вернуться.

2. По прибытию в город он отправился в комендатуру.

3. Я рад за его успехи.

5. Мы и забыли за начальника!

6. Я до вашего Коли пришла.

7. Все это доказывает о пользе витаминов.

8. Средняя школа № 23 отличается среди других школ по своим успехам.

5.

Найдите и исправьте ошибки в согласовании.

1. Автомобиль «Жигули» пришли первыми.

2. Три скамейки стояло у стены.

3. Большинство произведений поэта посвящено теме любви.

4. Не то снег, не то град выпадут завтра.

5. Музей-квартира закрыта на ремонт.

6. Плащ-палатка была уже сложена.

7. Космический корабль летит к планете Марсу.

8. Над горой Казбеком взлетел флаг.

9. Для этого потребуются несколько месяцев.

10. Вся в грязи «Жигули» остановилась.

6.

Исправьте речевые ошибки.

1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.

2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.

3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.

4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.

5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.

6. Я приобрела для сына настольную игру.

7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук .

8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.

7.

Директору автобазы № 2

От Никифорова Л.Н.

Заявление.

Товарищ директор, к вам обращается шофёр автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.

Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике; справку могу представить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь.

8.

Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте орфограммы графически.

Язык – это продукт обществен(нн)ой деятельности это отл..чительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых для того чтобы люди могли обмен..ваться мыслями при всякого рода совмес..ной деятельности то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых язык нужен для того чтобы сохранять и закр..плять кол..ективный опыт человечества достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон то первое что он при этом сделал – сформулировал этот закон в словах выразил свою мысль так что она стала доступной для понимания и его современ..икам и нам далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе вы усваиваете достижения обществен..ого опыта по учебникам где необходимые сведения изложен..ы в языковой форме.

Наконец в-третьих язык нужен для того чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли чу..ства эмоции. Например в стихах человек передает самые сокровен..ые мысли чувства переживания. И все это бл..годаря языку.

Без языка не(было) бы самого человека потому что все то что есть в нем человеческого связано с языком выражается в языке и закрепляется в языке.


2014 -> Учебное пособие Бийск агао им. В. М. Шукшина 2014 ббк 85. 313 (2) в 48
2014 -> Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа (бакалавр)
2014 -> Амурского облпотребсоюза
2014 -> Мобильные друзья студентов
2014 -> Методические рекомендации для преподавателей по проведению учебной дисциплины огсэ. 03. Психология общения Разработчик