Новые Патриаршие палаты в Московском Кремле? Патриаршие палаты с церковью собора двенадцати апостолов Патриарший дворец музея кремля

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Описание:

История

Храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле сооружен на месте церкви прп. Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1566-68 гг. Церковь имела придел ап. Филиппа и находилась на территории митрополичьего (с 1589 г. — Патриаршего) двора.

В 1652 г. на Патриарший престол был возведен митрополит Новгородский Никон, и в Московском Кремле начинается обустройство нового Патриаршего двора, территория которого значительно увеличилась. Старые постройки двора, в том числе церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, разбирают и на их месте по заказу русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым возводятся новые трехэтажные каменные палаты и домовая церковь, которую в 1656 г. освятили в честь ап. Филиппа. На месте разобранной церкви были построены паперть нового храма и сени, ведущие в Патриаршие палаты. Проезд на передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.

Новый храм представлял собой четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов. В оформление барабанов пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами и служат обрамлениями оконных проемов. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировании которого были применены изразцы. С северной стороны храм соединялся галереей с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. В Крестовой палате Патриаршего двора со второй половины XVIII в. находилась мироварня. Зал Крестовой палаты (переименованной впоследствии в Мироваренную) был перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что в то время было выдающимся техническим новшеством.

Впоследствии храм ап. Филиппа и Патриаршие палаты неоднократно перестраивались.

В России Православная церковь всегда сотрудничала со светской властью и подчинилась ей. Но был в истории страны Церкви один патриарх, который соперничал с царём во власти. Он хотел подчеркнуть, что власть Патриарха от Бога и что она выше царской власти. Звали его Никон.

Для того чтобы показать своё величие и утвердить первенство на власть, он приказал построить в Кремле роскошную Патриаршую резиденцию. В наше время она называется Патриаршие палаты. Патриарший дворец и Церковь Двенадцати апостолов ― памятник культуры мирового значения.

Патриаршие палаты - уникальный объект культурного наследия

Патриаршие палаты и Церковь Двенадцать апостолов - это комплекс зданий, расположенных на территории Московского Кремля. Комплекс размещается к северу от колокольни Ивана Великого и Успенского собора. Его предназначение - служить резиденцией Московских патриархов.

Весь комплекс зданий признан памятником архитектуры второй половины xvii века. Главное его здание - Патриарший Дворец. Это официальная резиденция иерархов Русской православной церкви. Кроме того, в его состав входит домовой храм патриархов - и церковь Двенадцати апостолов. Архитектурный комплекс с северной стороны завершает Соборную площадь.

Комплекс Патриарших палат наряду с тремя главными кремлёвскими соборами - Успенским, Архангельским и Благовещенским, составляет единый историко-архитектурный ансамбль.

ЮНЕСКО признало церковь 12 апостолов памятником всемирного наследия

Через арки церкви Двенадцати апостолов посетители обычно проходят на Соборную площадь Московского Кремля. В его составе палаты и собор признаны памятником всемирного культурного наследия. Этот статус им присвоен ЮНЕСКО.

Палаты Патриарха расположены на Соборной площади

Патриарший дворец находится в Москве, на территории Московского Кремля. Это территория Соборной площади. На неё выходит парадный фасад архитектурного комплекса. Северный фасад выходит на бывший двор палат. По своему оформлению он более скромный, чем парадный.


Для проезда на Соборную площадь под храмом Двенадцати апостолов выполнено две проездных арки. Каждая проездная арка раньше закрывалась массивными воротами. Арки позволяют пройти с Соборной площади на внутренний двор Патриарха.

Аспиды церкви выходят на восточную сторону. Внешнее убранство дворцового комплекса в архитектурных деталях повторяет убранство соседних зданий. Среди них можно назвать Грановитую палату, Архангельский и Успенский соборы, Колокольню Ивана Великого и другие.

Патриаршие палаты были построены в 17 веке русскими зодчими

По заказу Патриарха Никона был построен храм 12 Апостолов и Патриаршие палаты

Храм 12 апостолов и Патриаршие палаты построили русские зодчие Антип Константинов и Бажен Огурцов в 1653 - 1656 годах по заказу Патриарха Никона. Патриарх в то время соперничал с царём, пытаясь утвердить патриаршую власть выше царской.

Именно с этой целью взамен старой Патриаршей резиденции он повелел построить новую, на месте части двора Бориса Годунова и старого домового храма. Рядом со своей Резиденцией Никон повелел выстроить пятиглавый собор Двенадцати Апостолов.

Позже роскошнейшее здание Патриаршего дома строил зодчий Дывыд Охлебинин. Его авторству также принадлежит знаменитая Крестовая палата. Она получила такое название, потому, что помещения в ней выстроены в форме креста.

Крестовая палата получила такое название потому, что она была построена в форме креста.


О зодчих, руководивших постройкой Палат и Собора, сохранилось мало сведений. О Бажене Огурцове их вовсе нет, а жизнь Антипа Константинова описана в общих чертах. Он родился в 1610-х годах в Москве, а умер в конце 1650 года в Нижнем Новгороде.

Его отец - потомственный каменщик Константин. Он рано умер, и Антипа усыновил подмастерье каменщика Лаврентием Семёновичем Возулиным. Возможно, что он был другом Константина. Именно поэтому он известен ещё и под фамилией Возулин. Как признанный мастер каменного шатрового зодчества Константинов участвовал в строительство многих известный в России зданий.

Патриархи издавна жили на территории Резиденции

Территория, расположенная к северу от Успенского собора, издавна принадлежала Московским митрополитам, а позже патриархам. Первым здесь поселился в начале XIV века Митрополит Пётр. Резиденция неоднократно перестраивалась и отстраивалась вновь.


Первую каменную палату на месте будущей Патриаршей Резиденции заложили в 1450 году по указу митрополита Ионы. Здесь же в это же время воздвигнута церковь Ризоположения, которая стала домовым храмом московских митрополитов.

В 1589 году был учреждён Московский патриархат и поэтому двор стал Патриаршим. Его разорили в Смутное время, кроме того, двор сгорел во время московского пожара, который случился в 1626 году.

Митрополичий двор стал Патриаршим в 1589 году.

В этом же году Патриарх Филарет его восстановил. Во времена патриарха Иосифа выполнили капитальный ремонт палат. За ним наблюдал Антип Константинов, который ранее построил Тюремный дворец. Непосредственно же строительство осуществлял Давыд Охлебинин и Тарас Тимофеев.

В нынешнем виде Патриаршие Палаты построены по повелению Патриарха Никона. По его указу старые постройки снесли. На их месте возвели новые палаты в три этажа. Кроме того, на территории Резиденции была построена домовая церковь. В 1656 году при Патриархе Никоне она была освящена во имя апостола Филиппа и митрополита Филиппа.

В Крестовой палате Патриарх Никон принимал гостей, в том числе, царя и его слуг.

Кресты пяти глав Храма были позолоченными и сохранялись вплоть до XIX века. Кроме того, в это же время возвели величественную Крестовую палату. В Крестовой палате Патриарх Никон принимал гостей, в том числе, царя и его слуг. Во время суда над ним их роскошь стала ещё одним доказательством его вины.

После смерти Никона Палаты неоднократно перестраивались. Так при Патриархе Иоакиме церковь Апостола Филиппа перестроили. После этого она стала называться Церковь 12 апостолов. Здесь обычно Московские патриархи совершали службы в будние дни.

После упразднения патриаршества в Патриарших палатах размещалась Московская синодальная контора

После того как патриаршество в России было упразднено, в Патриарших палатах разместили Московскую Синодальную контору. Произошло это в 1721 году. Кроме того, собор Двенадцати Апостолов в Кремле архитектор Иван Зарудный разделил на два этажа.

На втором этаже обустроили патриаршую библиотеку. Сделали это по указу Петра Великого, который решил приспособить бесхозные и ветшающие здания Патриарших палат под хранение старинных книг и манускриптов.


В конце семнадцатого века комплекс Патриарших палат неоднократно перестраивался. Так реконструировали окна Крестовой палаты, которые утратили византийский стиль, но стали широкими. Сделали для того, чтобы они могли пропускать больше света.

В 1748 году палаты осмотрел архитектор Дмитрий Ухтомский. Он обнаружил трещины, идущие по стенам и своду. По его указанию их пробрали и потом заделали щебнем и залили алебастром. В этом же время сложили новую печь необычного вида.


Когда разрушилась церковь Трёх святителей Крестовая палата стала выполнять новую функцию. Дело в том, что на паперти храма с древности совершался чин мироварения. Отсюда миро, используемое во время богослужений, рассылалось по всей Российской империи.

Именно поэтому печь для приготовления этого благовония перенесли в палату. Она получила имя Мироваренная и здесь церемония совершалась вплоть до Октябрьской революции.

Архитектор Ивая Яковлев восстановил старый свод над Мироваренно палатой

В дальнейшем различные повреждения палат и собора исправлял архитектор Иван Яковлев. Под его руководством был разобран и снова собран старый свод над Мироваренной палатой. Кроме того, реконструкции подверглись наружные стены и лестницы.

Во время Русской революции Патриаршие палаты и Собор сильно пострадали

Во время Октябрьской революции в московском Кремле собор московского Кремля имени Двенадцати апостолов, а также одна из стен Трапезной палаты подверглись сильному разрушению. Дело в том, что в зданиях скрывались сторонники белого движения, и поэтому их обстреляла артиллерия большевиков.


Советская власть палаты национализировала. Произошло это в 1918 году. После этого их передали музею. Патриаршие палаты во времена СССР ремонтировались и реконструировались.

В 1929 году в них перенесли из разрушенного собора Вознесенского монастыря иконостас XVII века. При этом во время реставрации власти приняли решение открыть расположенные под церковью два проезда.

Патриаршие палаты были национализированы Советской властью в 1918 году.

Кроме того, в 1922 году восстановили старинную галерею, которая соединяла храм с жилыми покоями Патриарха. Открыли и сами покои. Пол собора покрыли глазурованными плитками. При этом от верхнего храма апостола Филиппа, бывшим домовой церковью патриархов, остался только алтарь. В наше время доступ к нему перекрыт.

Современная архитектура Патриарших палат повторяет первоначальную

Несмотря на то что Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов неоднократно перестраивались, современная их архитектура практически повторяет первоначальную. В наше время этот архитектурный комплекс состоит из двух-трёхэтажного здания.

Кроме того, в одном месте сохранилась Петровская палатка - остаток четвёртого этажа. В ней, по легенде, царь Пётр прятался со своей матерью и братом от взбунтовавшихся стрельцов.

В состав здания включена пятиглава церковь Двенадцати апостолов. Под нею выполнены две проездные арки. С севера к фасаду здания пристроена галерея..


Во времена Никона и до отмены патриаршества на Руси первый этаж здания занимали патриаршие приказы и хозяйственные службы. Здесь Московский патриарх принимал подчинённых и решал текущие дела.

На втором этаже располагались Столовая Крестовые палаты, приказные и парадные сени, трапезная. В парадных сенях Патриарх встречал царя и представителей царской фамилии, когда они посещали его. Кроме того, на втором этаже размещалась церковь Двенадцати апостолов. Третий этаж занимали личные покои Патриарха.

В наше время Патриарших палатах размещается музей

Патриаршие палаты длительное время использовались для размещения различных служб Кремля. В качестве музея их стали использовать, начиная с 1961 года. Современная экспозиция в музее действует с 1987 года. Музей называется «Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Современная экспозиция музея в Патриарших палатах действует с 1987 года.

При этом внутри палат и соборе сохранились остатки их первоначального интерьера. Это помещённая в барабанах настенная роспись. При этом в Крестовой палате на прежнем месте стоит мраморная печь для мира.

Кроме того, здесь также помещена серебряная кадь под него. Изготовить её приказала императрица Екатерина II. Она же оплатила заказ. Весит кадь двести килограмм.

В музее собраны различные вещи того времени - культовые и бытовые предметы. В основном это личные вещи Московских патриархов, царей и членов царской фамилии. Представлены также художественные изделия, книги, шитьё, иконы, часы, посуда и ювелирные изделия.

Все предметы выполнены как отечественными, так и зарубежными мастерами.

Наиболее значимые экспонаты сгруппированы в музее по тематике

Кроме печи для варения мира, кади для неё же и иконостаса собора разрушенного Вознесенского монастыря, музей собрал много интересных экспонатов. Среди них можно назвать вклад царя Фёдора Алексеевича - золотое кадило, алавастр, подвесную пелену с вышитым изображением митрополита Ионы.

Также здесь можно увидеть портрет царя Алексея Михайловича на коне, часы, принадлежавшие патриарху Филарету и другие артефакты.

Все экспонаты в музее размещены согласно тематике. Одежда Московских патриархов, посольские дары, чарки, блюда, стопы и т.д. выставлены в Крестовой палате. В Трапезной можно рассмотреть художественной шитьё.

Экспозиция икон, по понятным причинам, размещена в Соборе Двенадцати Апостолов. Интерьер богатых русских жилых домов XVII века можно обозреть в Приказных палатах. Это мебель и изразцовая печь.

Во второй комнате выполнена реконструкция рабочего кабинета московских патриархов. Личные вещи патриарха Никона хранятся в Парадных сенях.

В Парадных сенях Патриарших палат хранятся личные вещи патриарха Никона и его парадное облачение.

Все желающие могут посещать музейный комплекс ежедневно. Исключение только четверг. Работает он с 10.00 до 17.00. Так как он находится на территории московского Кремля, могут быть установлены временные ограничения на посещение его залов, поэтому запись на экскурсию необходимо производить заранее.

(рус. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов; англ. The Patriarch’s Palace and the Church of the Twelve Apostles)

Режим работы: каждый день с 10.00 - 17.00. Выходной – четверг.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов – постройки на территории Московского Кремля , расположеные к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого . Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова . В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам церкви, так как укрепляла ее экономические, политические и идеологические позиции.

В 1646 году, при дворе, объявился некий Никита Минин, родом из-под Нижнего Новгорода, в прошлом монах, а затем игумен из далекого монастыря под Архангельском. Он так рьяно обличал мирские пороки, начинавшее входить в моду легкомысленное вольнодумство, что государь посоветовал Патриарху поставить его настоятелем в московский Новоспасский монастырь, чтобы улучшить тамошние нравы. В 1649 году, он получает сан Митрополита Новгородского и Великолуцкого, став вторым лицом в Русской православной церкви после Патриарха Московского.

Еще при жизни Михаила Федоровича, в 1635 году, одновременно с Теремным дворцом Патриарх Иосиф начал строить в кремле палаты. Работы велись ни шатко ни валко, а со смертью Царя Михаила и вовсе остановились.

После смерти Патриарха Иосифа, патриархом Всея Руси становится Никита Минин (Патриарх Никон). На патриаршество Никон согласился не сразу, прежде взяв с царя обет не вмешиваться в церковные дела.

Став Патриархом, Никон сразу же приступил к разборке старых палат. При патриархе Никоне, в 1656 году, было построено новое, сохранившееся до нас, здание Патриаршего дворца с церковью «Двенадцать апостолов», занявшее часть двора Бориса Годунова. До 1658 года продолжалась отделка помещений. К 1673 году была заложена одна проездная арка под церковью Двенадцати апостолов.


В отличие от предыдущих дворцовых построек, палаты Никона состояли из нескольких зданий, построенных единым архитектурным блоком. В декоративной обработке фасадов имеются элементы Владимиро-Суздальского зодчества. Палаты включают двухэтажное здание самих палат, второй этаж которого заняла громадная Крестовая палата, трехэтажное здание для жилья и приказов, а также поднятую, над проездной аркой, домовую церковь Двенадцати апостолов. Главным парадным помещением всегда служила Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры, в честь царя и иноземных гостей.


Крестовая (Мироваренная) палата дворца представляет особый интерес. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектурной практики того времени. В этой палате патриарх Никон праздновал свое новоселье, на котором побывал архиепископ Павел Алеппский и оставил ее восторженное описание.


Парадные сени – это своеобразная прихожая патриаршего дома. Во время всех торжественных приемов и выходов, в Парадных сенях находились служащие у патриарха дьяки и дворяне.

Никону не пришлось долго пожить в этом дворце. В 1666 - 1667 годах, церковный собор, на котором не присутствовал Царь Алексей Михайлович, лишил Никона сана. После ссылки Никона палаты опустели. В конце XVII века был надстроен четвертый этаж, от которого до наших дней дошла Петровская палата.

Собор «Двенадцать апостолов», сооруженный на месте старого храма Соловецких чудотворцев и части двора Бориса Годунова, первоначально назывался церковью Апостола Филиппа. В этом соборе патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников.

Экспозиция собора дает возможность проследить за развитием иконописи XVII века, которое делится на два этапа. Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства, путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства «грозненской школы»), и повышенной его эстетизацией (линия искусства «строгановской школы»). Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.

При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода . Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 года . После революции проводилась научная реставрация Патриарших палат.

В 1929 году в храм был перенесен замечательный иконостас XVII века, из разрушенного собора Вознесенского монастыря . В 1967 году на втором этаже была открыта первая постоянная музейная экспозиция.

В 1980-1985 годах проходила еще одна реставрация, в ходе которой зданию был возвращен облик XVII века, а музейная экспозиция приняла свой ныне существующий вид. Здесь можно увидеть изделия прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых, Старицких.

Интерьер богатых жилых покоев XVII века воссоздан на основе документов, с использованием подлинных вещей в двух комнатах, назначение которых не прослеживается, но известно, что они сохранили изначальные архитектурные формы XVII века.