Охарактеризуйте типы социальных движений. «Типы и стадии социальных движений. «Типы и стадии социальных движений»

Часто можно наблюдать, как в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в организации и не объединенных в социальные группы. Эти коллективные действия представляют собой особую разновидность социальных процессов, называемых социальными движениями.

Природа социальных движений

Выдающиеся социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное движение как "совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе" (215, с. 99).

Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.

Следует помнить, что социальные движения - это не социальные институты. Социальные институты относительно устойчивые и стабильные общественные образования, в то время как социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Институты поддерживают общественный порядок, и потому каждый член общества считает их необходимым и ценным аспектом культурной жизни. У большинства людей в обществе существует убеждение, что именно институты поддерживают действующую систему статусов и ролей и систему социальных отношений. Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

Социальные движения не следует смешивать и с организациями. В большинстве случаев организация является формальным социальным образованием с ярко выраженным официальным членством и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленными статусами и ролями. Социальное движение может включать в себя организации, но основой его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого социального движения и сочувствующих им. Наблюдения за ходом развития многих социальных движений показывают, что значительная их часть практически полностью лишена признаков организованности. Кроме того, организации обычно основаны на традиционных нормативных образцах, поддерживают устойчивое и предсказуемое поведение индивидов, тогда как социальные движения неразрывно связаны с теми или иными изменениями в формах поведения, и неустойчивость культурных образцов можно считать обязательным атрибутом их существования. В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая формальными правилами поведения, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ролей, В этом случае движение прекращает свое существование, превращаясь в организацию или распадаясь на несколько организаций.

Социальные движения иногда действуют как группы давления (например, движение в поддержку депутатской группы, президента, правительства), имея своей целью воздействовать на институты управления в обществе. Однако анализ политической борьбы показывает, что большая часть групп давления - это не политическое движение. Они стремятся выполнять общепринятые нормы и достичь ценностей, необходимых обществу с точки зрения наибольшей полезности, но с самого начала и сознательно направлены на поддержание изменений в этих нормах и ценностях или на сопротивление им. Случайно, и только так, социальные движения могут выполнять функции групп давления.

Социологи, политологи и ученые в других областях общественных наук проявляют большой интерес к изучению социальных движений, и в частности предпосылок их возникновения. Существует несколько следующих наиболее распространенных способов их изучения: 1) локальное изучение, когда основное внимание уделяется внутреннему содержанию движения без учета факторов внешней среды (147); 2) историческое, или лонгитюдное, изучение, которое охватывает проблемы зарождения и развития социального движения, предполагает рассмотрение его внутреннего содержания и в ходе которого результаты опросов общественного мнения комбинируются с изучением документов, газет, архивов и других источников с фиксированной информацией (182); 3) сравнительное изучение членства в движении, при котором анализируется поведение как простых, рядовых членов движений, так и их лидеров, либо статистически, в соответствии с их возрастом, полом, политическим и экономическим статусом, профессией, образованием и другими характеристиками, для понимания того, что связывает воедино членов движений и по какой причине (207), либо с помощью интервью и биографического метода для определения их общих чувств и мотивов поведения (186); 4) изучение движений с помощью контент-анализа их отчетов, речей и пропагандистских заявлений лидеров (164).

Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смещаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д. Поэтому при анализе мы применяем классификацию наиболее общих признаков движений и выделение их "идеальных типов".

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения, Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.

Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и магов, создавали мистические учения, для того чтобы практически полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общества. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы - это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества. Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь. Подобного рода движения отвергают, игнорируют несправедливую действительность и обращают свой взор к славному прошлому и подвигам предков. Это движение ветеранов войны, монархические движения, возрождающие ушедшие ритуалы, символику и находящие эмоциональное удовлетворение в ношении старой военной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализировать прошлое, противопоставлять "героические" времена настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.

Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую "Утопию", слова "утопия" и "утопический" означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Эти совершенные общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его "Республики" и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. До тех пор пока "строители" совершенных обществ не были способны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.

Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последователей утопических идей. Вся идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление ими именно этих качеств. Забвение лидерами утопических движений таких естественных стремлений человека, как желание личного благополучия, стремление реализовать свои способности и получить вознаграждение, неизбежно ведет такие движения к угасанию и распаду. Коммуны Р. Оуэна, фаланги последователей Ш. Фурье и многие другие организации, явившиеся следствием утопических движений, просуществовали весьма короткое время, распавшись из-за внутренних противоречий и конфликтов с внешним окружением. Такая же участь ожидает многие современные коммуны, построенные по принципу "альтернативных обществ", т.е. тех, где все отношения и культура отличаются от официальных и общепринятых.

Конечно, утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэтому они могут забываться после распада движения и спустя некоторое время вновь возрождаться в других движениях. Очевидно, это происходит потому, что люди никогда не перестанут представлять себе наиболее совершенное общество.

Современные утопические движения постоянно встречают сопротивление со стороны законопослушных членов общества, которых страшат новые культурные образцы и смена ролей и приоритетов в новом "наилучшем" жизненном укладе. Поэтому члены утопических движений, как рядовые, так и высокоинтеллектуальные личности, должны обладить высоким уровнем внутренней энергии и активности.

Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединялись для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т.д.), не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти. Опыт нашего государства показывает, что в настоящее время мы еще только начинаем привыкать к существованию подобных движений и, не опасаясь, участвовать в них.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин "революция" применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как "промышленная революция", "сексуальная революция". Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Исторический опыт показывает, что демократия в полном смысле этого слова не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию, С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на правительство и на другие авторитарные институты общества. При этом многие из несостоявшихся реформаторов становятся революционерами. Таким образом, революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Не случайно коммунистические движения не развиты в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где в той или иной мере проводится репрессивная политика или правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американские исследователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выделить наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений: 1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет; 2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их; 3) появление побуждения к активным действиям, к восстанию и социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение; 4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; 5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе; 6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию; 7) период режима террора; 8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни (182, с. 150-155). По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции.

Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто реформистское или чисто революционное, так как и в том, и в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до крайне радикальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слитком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления - это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

Жизненные циклы социальных движений. Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации.

Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства, Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые мы называем социальным беспокойством. Если люди попадают в ситуации, которые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начинают испытывать крайнее неудобство, неуверенность, которые переходят в устойчивое чувство социального беспокойства. Например, после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов в России миллионы людей оказались в незнакомой для них ситуации, когда одни стали безработными, другие возвысились за счет новых возможностей обогащения, были преданы забвению прежние ценности и привычные нормы поведения. Все это привело к возникновению сильного социального беспокойства у значительной части населения России и создало предпосылки для возникновения различных социальных движений.

Стадия возбуждения. Социальное беспокойство видится исследователям как неопределенное, несфокусированное и общее чувство, охватывающее определенные части общества. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов. Иногда красноречивый и популярный агитатор, затрагивающий насущные потребности многих людей, может сформировать основы движения буквально за один день. Превращение массы недовольных в эффективное социальное движение зависит также от мастерства организаторов, направляющих усилия недовольных членов общества в определенное русло.

Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям о их неудовлетворенности, определять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия. Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения - в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадии эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символикой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией. Не случайно говорят, что приобретение разработанных правил, специальных зданий и униформы является доказательством того, что институционализация движения закончилась. В принципе стадия институционализации может продолжаться сколь угодно долго.

Стадия распада движения. Большинство ученых-социологов полагают, что социальное движение заканчивается стадией институционализации. Но в действительности для многих социальных движений это еще не окончательный этап. Следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг и другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения – игнорируют несправедливую действительность либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Они как бы уходят в эмоциональную экспрессию, находят эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой. Хиппи, рокеры, люберы и т. д. – есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества, если не в силах его изменить.

2. Утопические движения – это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения – призывают к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, ее структуры и функций основных социальных институтов, внедрению нового образа жизни.

4. Движения сопротивления – выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро и радикально. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы – оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин), требуют изменения в законодательстве, борются за права животных, права сексуальных меньшинств, освобождение женщин.

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – их идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот, выступают за чистоту религиозного учения.

8. Регрессивные движения – выступают за возвращение к старым порядкам, возрождение старых традиций, эмигрантские движения, часть религиозных движений.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

– по отношению к существующему строю – консервативные, реформаторские, революционные;

– по идеологической основе – либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

– по демографическому признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, за культурно-национальную автономию;

– по масштабам – региональные, республиканские, государственные, международные;

– по методам и способам действия – легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения бывают: политические, революционные, национальные, освободительные, экологические, религиозные, эмигрантские, феминистские, молодежные.

Иногда социальные движения сопровождаются возникновением контрдвижений, члены которых придерживаются противоположной точки зрения. Противоречия между противоборствующими движениями вносят заметный вклад в практику социальных движений.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

– они концентрируют интересы, настроения широких слоев населения;

– выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы их достижения;

– создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

– они часто стоят во главе массовых выступлений, организуют в основном ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

– на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

В современной России важное место в социальной сфере занимает молодежное движение. Согласно официальному документу (Концепции молодежной политики в Российской Федерации), молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.

Основной чертой нынешнего этапа эволюции молодежного общественного движения является его демонополизация и стабилизация . Общественное движение молодежи на современном этапе не только демонополизировано , но и вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, благотворительная), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Численность объединений колеблется от нескольких сот до нескольких десятков тысяч человек.

К наиболее крупным молодежным общественным объединениям в современной России можно отнести следующие:

1. Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи» (РСМ), создана в 1991 г. Ее уставная цель – создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации его потенциала, защиты интересов и прав членов РСМ.

2. Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), создана в 1995 г. Основные цели ее деятельности: выявление и поддержка социальных инициатив детских и молодежных общественных объединений; создание условий для реализации социально – значимых проектов и программ в интересах детско-молодежной социально-демографической группы населения.

3. Общероссийская общественная организация «Союз молодежных жилых комплексов России» (Союз МЖК России), образована в 1993 г. Основной целью деятельности Союза является всемирное содействие созданию и развитию молодежных жилых комплексов путем обеспечения правовых, экономических, социальных предпосылок и гарантий их самостоятельности.

4. Общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации» («МСЮ РФ») была создана в 1995 г. д ля содействия становлению нового поколения российских юристов, соответствующего запросам демократического правового государства.

5. Общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига», созданная в 1995 г. и определившая направления своей деятельности: экономическое, духовное и нравственное возрождение России, развитие молодежного движения, оказание всесторонней помощи, защиту прав и интересов подростков и молодежи.

6. Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи «Идущие вместе» (создана в 2001 г.) Основная цель ее деятельности – содействие воспитанию молодежи духовно, нравственно и физически, способной обеспечить реальное возрождение России, содействовать построению демократического общества.

7. Международный союз детских общественных объединений, «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО – ФДО), создан в 1990 г. Основными целями его деятельности являются: оказание помощи ребенку в познании и улучшении окружающего мира, развитии своих способностей; оказание помощи и поддержки членов СПО - ФДО в развитии детского движения гуманистической направленности в интересах детей и общества; укрепление межнациональных и международных связей.

8. Общероссийский союз общественных объединений, Союз детских организация России «Юная Россия» (дата создания 1992 г.) реализует свои проекты и программы для достижения целей развития детского движения в Российской Федерации в интересах детей и общества в целом, защиты прав и интересов детей и подростков, а также взрослых, работающих с детьми.

Активизирует возродившееся на рубеже 90-х годов XX в. скаутское движение, которое в Российской Федерации представлено:

– общероссийской общественной организацией «Национальная организация скаутского движения России» (НСОД), созданной в 1993 г.;

– общероссийской общественной организацией «Организация российских юных разведчиков» (ОРЮР), основанной в 1998 г.;

– межрегиональной общественной организацией «Русский Союз скаутов» (создана в 1999 г.);

– детской межрегиональной общественной организацией «Ассоциация девочек скаутов» (АДС), созданной в 1999 г.

Министерство образования и науки РФ

Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова

Инженерно-технический институт

Реферат по социологии на тему:

«Типы и стадии социальных движений»

Выполнил: студент группы

ПЗ-11 Спиридонова М.Н.

Проверил: Осипов Д.И.

Якутск 2012

Введение………………………………………………………………………...………3

I.Социальные движения, их природа…………………………………..………..…….4

II. Возникновение социальных движений…………………………………………….6

III. Типы социальных движений:…...…………………………………………………7

3.1. Общие социальные движения……………………..…………8

3.2. Экспрессивные социальные движения………………..……..9

3.3. Движения сопротивления…………………...……...………..10

3.4 . Революционные движения.……… ………………………...11

IV. Стадии социальных движений:...……………………………………………...…12

4.1.Стадия беспокойства……………………………….....………13

4.2. Стадия возбуждения…………………………..……..………14

4.3. Стадия формализации…………...…………………..……….15

4.4. Стадия институционализации……………………...………..16

4.5. Стадия распада движения…………………...……………….17

V.Заключение………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы………………………………………………...19

Введение.

Современное гражданское общество является сферой, не относящейся к политической и правовой организации государственной власти. Оно является сферой, исторически происходящей из социальных движений.

Социальные движения – это более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений. Социальные движения обычно предполагают проявление массовых коллективных действий по реализации специфических интересов и целей: рабочих, крестьян, представителей различных национальностей, экологов, молодежи и других групп. Любое социальное движение в той или иной форме предполагает коллективную попытку осуществить общие интересы посредством совместного действия в обход сферы официальных институтов.

  1. Социальные движения, их природа.

Часто можно наблюдать, как в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в организации и объединенных в социальные группы. Эти коллективные действия, будут ли они пассивными или экстремистскими, неосознанными или рациональными, представляют собой особую разновидность социальных процессов, называемых социальными движениями. Что же представляют собой социальные движения? Почему они возникают? Какие условия для них благоприятны, а какие неблагоприятны?

Важным источником социальных перемен являются социальные движения. Социальные движения - совокупность коллективных действий большого количества людей, направленных на поддержку определенных социальных процессов и изменений или на противодействие им. Социальные движения возникают с целью изменить что-то в существующем обществе или предотвратить изменения.

Вызывают их недовольство людей жизнью в целом или определенными его аспектами. Способствуют этому активизация структурных изменений в обществе, социальная дезорганизация, культурные течения. Распространяются они на волне осознания людьми полезности своего объединения для достижения целей, возможности выполнять новые социальные роли, повышать свой социальный статус.

Тем не менее, с одной стороны социальные движения могут нагнетать напряженность и конфликты в обществе, с другой быть средством и инструментом их преодоления. Они всегда высоко динамичные, но не устойчивы. Появляются в связи с определенными причинами и прекращают свое существование после их исчезновения. В них задействовано ограниченное количество людей. Отношение большинства людей к таким движениям безразлично, иногда и неприязненное. Ведь в них заинтересованы, как правило, только их непосредственные участники.

Социальные движения не имеют своей организации, официального членства с фиксированными правами и нормами поведения, санкциями, закрепленными статусными ролями. Если социальное движение достигает стадии формальной организации, где действуют установленные правила и нормы поведения, он превращается в организацию. Характерная черта социальных организаций - их официальное закрепление, наличие правил, членства в них. Движение в процессе своего развития может стать организацией: в этом случае оно также перестает существовать в прежнем виде. Для социальных движений характерна спонтанность, неустойчивость культурных образцов и норм, отсутствие жестко закрепляемых за отдельными людьми социальных статусов и ролей.

Существует множество разновидностей социальных движений: религиозные, молодежные, политические и другие. Эти движения непрерывно развиваются и изменяются. Обычно они состоят из небольшого числа участников, однако в процессе осуществления своей деятельности могут привлекать сторонников. Если движение получит широкое распространение среди населения, то оно превращается в социальный институт. Социальные институты являются стабильными, они направлены на сохранение порядка. На этом завершается жизненный цикл социального движения.

Социальная стратификация, существующего в обществе является фактором различных социальных процессов, например, социальной мобильности. Одним из последствий социального расслоения общества является возникновение и деятельность общественных движений. Каждая социальный слой, занимающий положение в обществе стремится во-первых, сохранить свое место, во-вторых, улучшить свое социальное размещение. В таком случае подобные цели т а интересы описываемой нами социальной страты могут сталкиваться с интересами другой социальной слои. Иными словами, каждый социальный слой строит свое собственное социальную жизнь, опираясь на возможные ости собственной казни. Понятно, что каждая казнь стремится улучшить собственную социальную позицию (что касается высших слоев, то они стремятся сохранить свое господствующее положение). В этом случае ее деятельность может попасть в"поле"действия других социальных групп и слоев. Такие действия первой социального слоя могут вызвать или согласие других или их сопротивление, проявляющееся в активизации деятельности определенных социальных в ерств. Так формируется социальное движение. Проще говоря, проявления активности общественной жизни, определенные социальные процессы устраивают одни социальные слои и группы, и не подходят для других. Поэтому последние. Рагно изменить существующее общественное, а первые - сохранить его в таком случае возникает сразу два противоположных по своей сути социальных движение суті соціальних рухи.

Таким образом, социальное движение - это активизация деятельности больших групп людей, стремящихся или изменить определенные социальные процессы в обществе или их сохранить

Можно определить характеристики любых социальных движений, независимо от общественной сферы, где протекает их деятельность. Целей или задач движения. К таким характеристикам движения следует отнести:

Наличие объективных социальных обстоятельств, побуждающих возникновения движения;

Стихийность движения, отсутствие фиксированного членства, уставов и программ, норм деятельности, часто и руководства;

Массовость - движение включает большое количество людей, объединяемых единым интересом

Высокая социальная активность - любое движение существует до тех пор, пока он чувствует в себе возможности влиять своей активной деятельностью на те социальные изменения к которым стремится движение

Русский социолог. О. Кравченко среди причин включения индивидов в социальное движение называет социальную изоляцию, личную неустроенность, стремление изменить свой социальный статус, маргинальность (т.е. бы то потеря определенного места в социальной системе на фоне не включения в другую) и ин.

Поскольку причин возникновения социальных движений много, каждое движение строит свою деятельность по-своему, различной оказывается и активность граждан, входящих в того или иного движения, естественно, что существует вели ика количество разнообразных движений. Однако, независимо от того, о каком движении идет речь, они проходят примерно одни и те же стадии своего развития, к которым можно отнести:

1. Создание предпосылок движения - возникновение в общественной жизни таких условиях, которые не воспринимаются значительной частью людей, что обусловливает появление общественного движения. Вместо этого очень часто бывает, что возникает и противоположным ный движение, стремящееся сохранить устоявшийся общественный порядок. Типичным примером может служить деятельность двух противоположных молодежных движений, действовавших во время"оранжевой"революции в Украине - движения"Пора", ко трий выступал за изменение существующего политического строя и движения"Довольно", стремившегося сохранить егоо прагнув його зберегти.

2. Стадия объединения - осознание стремлений отдельных индивидов стимулирует активизацию их деятельности, найдя своих поклонников, они еще больше усиливают свою активность, четко определяют собственные цели и интересы. Таким образом образуется ядро??движения, формируется общая цель и производятся пути деятельности движениеху.

3. Стадия агитации - привлечение сторонников. На этом этапе движение начинает резко активизировать свою деятельность и различными способами (через. СМИ, митинги, демонстрации, акции протеста) пытается расширить круг о своих учасникиів.

4 точки максимального подъема. На этой стадии движение достигает апогея своей деятельности. Решается судьба движения - он либо достигает или не достигает поставленных целей и задач часто осуществляется давление на в власть, которая может по требованию движения внести определенные социальные изменения, лежащие в ее компетенции, или же отказаться от подобных смизмін.

5. Завершение - достижение движением тех целей, которые он перед собой поставил, или осознание того, что достижение их при данных условиях невозможно. Еще одной из причин распада движения является его формализация, то есть п преобразования в общественную или политическую организацииію.

Независимо от размаха движения, его целей и задач, движения можно классифицировать по основным направляющими критериям

1. По отношению к существующему строю и формы борьбы:

Реформаторские - стоят на сохранении основ существующего строя, но стремятся определенной степени реформировать некоторые сферы общественной жизни;

Революционные - движения, которые стремятся полностью изменить общественно-политический строй;

Контрреволюционные - движения, которые стремятся вернуть прежний порядок, свергнут в ходе революции;

2. По форме организации:

Стихийные

Недостаточно организованы

Организованы

3. По продолжительности существования:

Сиюминутные;

Короткочасови;

Долговременные;

4. По характеру деятельности:

Экспрессивные;

Антивоенные;

Политические;

Религиозные;

Экологические и др.

5. По социальной базой (по социальными общностями, предста вители которых составляют большую часть членов движения):

Рабочие;

Крестьянские;

Национальные;

Молодежные;

Феминистские и др.

. Вопросы для самопроверки и контроля

1. Что общего и отличного между понятиями"социальные изменения","социальный прогресс","социальное развитие"?

2. Какие преимущества и недостатки основных социологических теорий изменений?

3. Назовите основные причины и факторы социальных изменений 43 какой целью социологи изучают социальные процессы?

4. Что такое социальное движение?

5. Какие типы социальных движений. Вам известны?

1. Арсеенко. А. Глобализация и социальные изменения и последствия накануне XXI века / /. Социология: теория, методы, маркетинг -1999 - № 1

2. Гиденс. Е. Социология -. М.:. Основы, 1999

3. Головаха. Есть,. Панина. Н. Социальные изменения в Украине: постсоветская деинституциализации и особенности становления новых социальных институтов / /. Политическая мысль - 2001 - № 4

4. Злобина. О. Личностная составляющая общественных изменений: социологический контекст / /. Социология: теория, методы, маркетинг -2003 - № 3

5. Козырев. Г. Социальные процессы и изменения / /. Социологические исследования-2005 - № 9

6. Левашов. В. Общество и глобализация / /. Социологические исследования - 2005 - № 4

7. Предборская и изменений как проблема социологической теории / /. Философская и социологическая мысль - 1994 - № 3-4

8. Рахманов. А. Современные теории глобального общества / /. Вестник. Московского университета. Серия 18. Социология и политология -2003 - № 2

9. Современная западная социология -. М:. Политиздат, 1990

10. Сорокин. П. Человек. Цивилизация. Общество -. М:. Политиздат, 1992

11. Социология:. Учебник для студентов высших учебных заведений /. Под ред. В. Городяненко -. М.:"Академия", 2006

12. Социология: энциклопедический словарь /. Под общ ред. В. Воловича -. М.:. Рус. Центр духовной культуры, 1998

13. Учебный социологический словарь /. Ред. С. Кравченко -. М:. Экзамен, 1999

Введение

Из определения объекта социологии можно увидеть, что центральное место исследований данной науки занимает деятельность индивидов, социальных групп, социальных институтов, в том числе важное место отведено исследованиям социальных процессов. Как писал Ж. Тощенко: «при изучении социальной реальности нельзя ограничиваться только анализом состояния общественного сознания. Его компоненты (знания, идеи, мотивы, ценности, установки) становятся только тогда реальной силой, когда они воплощаются в деятельности, в действиях людей»

Очевидно, что в обществе нет ничего, чтобы не происходило вне социального процесса. Более того, все социальные процессы и социальные изменения связаны друг с другом, и малейшие изменение одних придет к масштабным изменениям всех остальных, ведь именно социальные отношения определяют ход и развитие всего общества, будет ли оно находиться в состоянии согласия или конфликта. Необходимо понять природу и причины социальных изменений, процессов и движений, определить причины, по которым происходят ломка старых норм и обычаев и выработка новых ценностей и ценностных ориентиров, а, следовательно, происходит изменение всей социальной системы. Бурные социально-политические события конца 20 века делают изучение проблем социальной динамики одной из наиболее актуальных задач современной социологической науки. Важно выяснить суть социальных изменений и трансформаций, определить различные стороны этих процессов и найти такие возможные средства, которые будут регулировать, контролировать протекание социальных изменений, и будут способствовать благосостоянию всего общества. В этом как раз и состоит практическая значимость исследования социальных процессов и движений.

Объектом данной работы стали социальные процессы и социальные движения как таковые, их виды и формы, предметом же является их социологическая интерпретация.

Цель данной работы состоит в определении роли и места в жизни общества социальных процессов и движений.

Были выделены следующие задачи:

)определить такие понятия как «социальный процесс» и «социальное движение», а также смежные понятия, которые необходимы для понимания основных терминов;

)выявить их природу и возможные предпосылки возникновения;

)определить основные виды социальных процессов и движений, дать адекватную классификацию;

)выделить типичные жизненные стадии социальных движений;

)показать на примерах интеграцию и глубокую укорененность социальных процессов и движений в жизни общества.

1. Социальный процесс: понятие и виды

.1 Понятие социальных изменений и социального процесса

Наше общество динамично. Его функционирование и развитие находит свое отражение в происходящих повсюду социальных процессах, то есть в упорядоченной форме социального взаимодействия. Что же такое социальные процессы и как они возникают? Индивиды в обществе посредством взаимодействий друг с другом и окружающей средой создают определенные социальные связи. Следует заметить, что все люди вписаны в культурный контекст общества, и поэтому те паттерны, те модели и образцы поведения и действия, которые используются людьми, во многом сходны. Несмотря на многообразие индивидуальных способов действия индивидов, можно их свести к нескольким постоянно воспроизводящимся десяткам образцов с наличием нескольких индивидуальных отклонений от данных моделей. Также, мы аналогично можем увидеть распределенную по способу действий структуру среди взаимодействий не только в межличностном общении, но и между социальными группами, сообществами, социальными организациями и институтами и т.д., то есть на всех уровнях социального взаимодействия. Говоря о социальных процессах, необходимо отметить следующее: процессами могут являться совокупности социальных явлений, 1) которые с течением времени остаются идентичными, благодаря чему их можно вычленять из другого рода совокупностей; 2) предшествующие явления которых определяют хотя бы частично следующие за ними явления; 3) которые вызывают определенное однородное положение вещей. Другими словами, разрозненные или единичные действия индивидов не будут являться социальными процессами и, более того, не могут привести к значительным социальным и культурным изменениям в обществе, только благодаря целенаправленной, массовой деятельности будет возможно преобразовать объекты, на которые направлены усилия, и социум.

Перед тем, как перейти к рассмотрению социальных процессов и их видов, необходимо дать определение еще одному понятию, которое непосредственно связано с рассматриваемым - социальным изменениям. Именно эти два понятия являются ключевыми для понимания динамики общества. Зборовский Г.Е. дает в своей работе такое определение социальным изменениям: «под социальным изменением будем понимать процесс возникновения новых явлений, структур, характеристик в различных социальных системах и подсистемах в ходе их взаимодействия». Тогда социальный процесс представляет собой «взаимосвязь социальных действий, через которые проявляются определенные тенденции общественной жизни». Другими словами, социальный процесс отражает динамику социальных изменений, смену различных состояний социальных групп, организаций, институтов и т.д. Однако, в научной литературе существует множество определений, что такое социальный процесс. К примеру, известный русский социолог Питирим Сорокин говорил о социальных изменениях следующее: «В области социокультурных изменений задача упростилась невероятно: все было сведено к построению главной линии развития - прямой, волнообразной, ветвящейся или спиралеобразной, ведущей от «первобытного» человека, общества, культуры к современным….А если принять во внимание тот факт, что человек, общество и культура - гораздо более сложные «тела», что они подвержены постоянному влиянию неорганических, органических и социокультурных сил, то их линейное изменение на протяжении всего исторического времени становится еще менее вероятным. Прибавьте к этому и тот неоспоримый факт, что каждая из этих «единиц изменения» сама постоянно изменяется в процессе своего существования и таким образом может изменять направление социокультурного изменения, и тогда утверждение о вечной линейности потеряет всякий смысл». Отсюда, он определял социальный процесс так: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик». Однако, несмотря на разнообразие определений, можно выделить сходные черты во всех них. Социальными процессами называют серию явлений взаимодействия индивидов друг с другом, в структуре организаций, социальных групп, социальных институтов и других социальных единиц. Ключевым для понимания социальных процессов является факт изменения отношений между составными элементами общества или между индивидами.

В социальных процессах можно выделить следующую структуру:

)Субъект. В качестве субъекта может выступать не только отдельный индивид, но и социальная группа, социальная организация, различные сообщества и т.д.

)Объект. Объектом, как правило, является социальное явление, на которое направлено действия субъектов.

)Контекст. Это условия, в которых происходит социальный процесс.

)Система целенаправленных действий субъектов и, в некоторых случаях, объектов.

Изменения, произошедшие в результате целенаправленных действий.

Итак, в данном пункте были рассмотрены понятия «социальные изменения» и «социальные процессы», была разобрана структура социальных процессов. Теперь стоит осветить возможные классификации социальных процессов, выделяемые многими социологами. Это, во-первых, покажет нам как менялось отношение социологии к пониманию термина «социальные процессы» и, во-вторых, поможет выявить роль социальных процессов в жизни общества.

1.2 Трансформация классификации социальных процессов

Социальные процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от положенного в основу критерия. Основоположниками одной из первых классификаций являются американские социологи Чикагской социологической традиции - Роберт Парк и Эрнст Бёрджесс. Они предложили типологию социальных и экономических процессов: кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию (биологическое смешивание различных этнических групп). Однако данная классификация не особенно актуальна для нашего времени.

Тогда немецкий социолог Леопольд фон Визе, исходя из своих убеждений, что сущность общества есть многообразие отношений между людьми, предложил свой вариант разделения всевозможных социальных процессов. Он считал, что все трансформирующие общество процессы делятся на две группы:

ассоциативные (процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей),

процессы отдаления (или процессы, разделяющие людей).

В первую категорию входят 4 основных подтипа: сближение, приспособление, уравнение и объединение. Во вторую категорию Леопольд фон Визе включил 3 основных подтипа: соперничество, оппозиция, конфликт. Причем каждый из подтипов подразделяется еще на более мелкие виды процессов.

По его мнению, процессы взаимодействия протекают следующим образом: начальная стадия - стадия изолированного, отчужденного и обособленного объекта, затем наступает переходная стадия - контакт и в завершение объединения возникает компромисс, который ведет к сближению.

К сожалению, данная классификация была опровергнута немецким социологом Георгом Зиммелем, который в своих работах доказал, что более всего сближает именно конфликт и борьба, поскольку знания противника для ведения борьбы превалируют над знанием друзей для укрепления дружественных связей, именно за получение знаний об оппозиции государство выделяет так много средств.

Следующим шагом в попытке дать адекватную типологию социальным процессам была классификация, которая ранжирует в зависимости от системы, в которой происходят данные социальные процессы: 1) внутриличностные процессы (например, самообразование); 2) межличностные процессы (взаимодействия типа индивид-индивид); 3) межличностные процессы (взаимоотношения типа индивид-группа); 4) изменяющие организацию и внутреннюю структуру сообщества, группы, организации и т.д. процессы; 5) изменяющие отношения между двумя группами, организациями, сообществами и т.д. процессы; 6) изменяющие структуру и организацию глобального общества процессы. Такая классификация довольно формальна и мало что дает нам для глубокого понимания социальных процессов, их истоков и содержания. Поэтому возникли такие типологии, которые будут рассмотрены ниже.

Одна из выдвинутых классификаций выделяет социальные процессы в соответствии с их характером, содержанием, направленностью, качественным состоянием, эффективностью. В зависимости от характера социальные процессы бывают эволюционными или революционными; по содержанию процессы могут быть экономическими, политическими, духовными, информационными и т.д.; по направленности - прогрессивные или регрессивные; по качественному состоянию - процессы функционирования (воспроизводство и поддержание каких-либо качественных состояний) и процессы развития (переход к новому качеству); по тому, как процессы способствуют реализации основных функций общества, организаций, групп - функциональные и дисфункциональные; по организации они могут быть стихийными (результат разнонаправленных сил) и сознательными (целенаправленные действия с ожидаемым итогом), причем в реальности эти типы зачастую взаимосвязаны и их можно наблюдать совмещенными или переплетающимися; по эффективности результата социальные процессы подразделяют на эффективные, малоэффективные и неэффективные.

Исходя из желания удовлетворить собственные потребности и неизбежного пересечения интересов индивидов, можно говорить о таких видах социальных процессов как: приспособления, сотрудничества, соперничества, конкуренции, конфликта, мобильности, реорганизации и дезорганизации, изменений.

Существует также еще одна классификация, предложенная современным польским социологом Петром Штомпкой, который выделяет 6 критериев для ранжирования процессов:

) форма или очертания, которые принимает процесс;

) итог, результат процесса;

) осведомленность населения о социальном процессе;

4) движущие силы;

5) уровень социальной реальности, на котором действует процесс;

) временной аспект процесса.

С точки зрения формы бывают направленные и ненаправленные социальные процессы. Первые характеризуются необратимостью и тенденцией к концентрации, к накоплению, то есть каждая последующая стадия включает предыдущую с ее результатом, иными словами, каждая предыдущая стадия вызывает необходимость последующей. Например, рост численности населения, социализация ребенка и т.д. Направленные процессы могут быть однонаправленными (следуют одной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий), разнонаправленными или мультилинейные (следуют по нескольким траекториям) и ступенчатыми (противоположность линейным, предполагают качественные скачки после продолжительных периодов количественного роста, проходят специфические пороги). Ненаправленные или текучие процессы носят случайный, хаотический характер, не опирающийся на какой-либо образец. Например, это процессы мобилизации и демобилизации в социальных движениях, возбуждение в революционной толпе и прочее. Различают два типа ненаправленных социальных процессов - первые представлены случайными процессами, вторые имеют циклический (есть возможность повторения) и спиралевидный (есть сходство, но существует различие в уровнях) характеры.

В зависимости от результатов, выделяют морфогенетические и трансмутационные. Примером первых могут служить образование новых социальных групп, новых организаций, внедрение как автомобильного транспорта в жизнь общества, так и других инноваций, кардинально модифицирующих социум: «Автомобиль изменил своим появлением городское пространство, став причиной появления скоростных шоссе, светофоров, многочисленных парковочных мест и стоянок». Вторые же процессы характеризуются менее радикальными изменениями. Трансмутационные процессы делятся, в свою очередь, на репродуктивные и трансформационные. Репродуктивные изменения - адаптивные, уравновешивающие и поддерживающие, носят характер количественных изменений. Трансформационные процессы приводят к качественным изменениям состояния социума.

В зависимости от осведомленности П. Штомпка выделяет явные, латентные и «процессы-бумеранги». Явные - распознаваемые, «предсказываемые процессы, в которых можно четко определить цель» (реформа правил дорожного движения). Латентные - трудно распознаваемые процессы, которые трудно оценить как желательные или нежелательные. «Процессы-бумеранги» - такие процессы, которые, вопреки ожиданиям, дают противоположные результаты (некоторые пропагандистские митинги).

По расположению причинных факторов, способствующих изменениям состояния социальных объектов, различают эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). Эндогенные сосредоточены внутри изменяющегося общества, в зависимости от того, где сосредоточены рамки анализа данного исследуемого объекта. Экзогенные изменения проявляются как реакция на внешнее давление. Также в зависимости от местоположения отмечают спонтанные и спланированные. Первые процессы происходят «снизу» и не поддаются подсчету (неизмеримые действия потребителей, продавцов и т.п.). Вторые - это в первую очередь инициируемые, конструируемые и контролируемые сверху процессы (законодательные реформы, преследующие определенную цель).

Социальные процессы проходят на макро-, мезо- и микроуровнях. Примерами макропроцессов могут быть мировые кризисы в экономике, волны демократических движений, разрушение окружающей среды, этнические волнения и многое другое. Мезопроцессы характерны для многочисленных групп и сообществ, политических партий, социальных институтов. Микропроцессы происходят в первичных и малых группах, таких, как семья, круг друзей, школа, колледжи, клубы по интересам и т.п.

Согласно временному аспекту, процессы можно подразделить на кратковременные, долговременные и постоянные. Кратковременные процессы - социальные изменения, время протекания которых меньше времени существования социального объекта. Долговременные процессы - социальные изменения, происходящие на протяжении всего времени существования объекта. Постоянные процессы - глобальные социальные процессы, протекание которых не связано с существованием какого-либо одного социального объекта.

Таким образом, можно видеть, что социальные процессы занимают далеко не последнее место в жизни людей, и, исходя из всех рассмотренных нами выше классификаций, можно видеть, что различные социальные процессы можно проклассифицировать в зависимости от задаваемого нами и интересующего нас признака.

2. Социальные движения. Социальные реформы и революции

.1 Социальные движения: основные подходы к изучению

В обществе нередко можно увидеть такие процессы, которые представляют собой коллективные действия индивидов, но не входящих в какие-либо организации, сообщества и социальные группы. Такого рода действия являются разновидностью социальных процессов и называются социальными движениями.

В 19 веке социальные движения рассматривали как совокупность действий, направленных в первую очередь на поддержку социальных изменений: «Социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой - из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования. Путь развития социального движения показывает возникновение нового строя жизни». Поэтому социальные движения должны были способствовать в первую очередь нововведениям в различных сферах жизнедеятельности общества. Современные социологи же утверждают, что такие движения направлены не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Важно знать, что социальные движения не являются социальными институтами. Главное различие их друг от друга состоит в их периоде существования и в институциональном характере. Если социальные институты - относительно устойчивы и стабильны, то социальные движения имеют высокую динамичную структуру и имеют неопределенный жизненный цикл. В то время как институты поддерживают социальный порядок и поддерживаются всеми членами общества, которые считают институты ценным аспектом культурной жизни, поддерживающим действующую социальную систему, социальные движения, в свою очередь, не имеют столь институционального характера, и в них включено ограниченное количество индивидов из различных слоев, а оставшееся большинство индивидов относится к существующим социальным движениям либо с безразличием, либо с неприязнью. Если же какое-либо социальное движение получает массовую поддержку со стороны общества, то оно прекращает свою деятельность как социальное движение и превращается в социальный институт и становится неотъемлемой частью жизни общества. Аналогично не стоит путать движения с организациями, так как организации - это формальные социальные образования с наличием официального членства, устава или свода правил данной организации и внутренней иерархизированной структурой статусов и ролей, - и социальные движения могут включать в себя множество организаций, но несмотря на это, основой деятельности социальных движений являются усилия и действия людей, которые разделяют провозглашаемые идеи и ценности или сочувствуют им. Как показала практика, многие социальные движения практически не имеют признаков организованности, более того, если организации в большинстве случаев основаны на традиционных образцах и поддерживают устойчивое, предсказуемое поведения индивидов, то социальные движения предполагают неустойчивость культурных паттернов и, соответственно, измененные образцы поведения. В результате развития социальные движения могут обрести некоторые стабильные формы поведения, собственные нормы и системы упорядоченных и четко иерархизированных социальных статусов. В таком случае, социальное движение исчезает как таковое и появляется социальная организация или несколько организаций. Также социальные движения могут выступать в роли группы давления, т.е. «специально организованных групп для оказания влияния на официальных государственных должностных лиц», цель которых состоит в воздействии на институты управления в обществе. Примерами могут служить движения в поддержку президента, депутатской группы и прочих официальных лиц и органов. Проанализировав политическую борьбу, можно обнаружить, что большая часть групп давления не являются политическими движениями и стремятся достичь лишь тех целей, которые наиболее полезны обществу, используя при этом общепринятые нормы. Однако изначально они сознательно направлены на поддержание изменений в этих нормах и ценностях или на сопротивление им. Социальные движения могут выполнять функции групп давления исключительно случайным образом.

Социальные движения являются весьма актуальными и перспективными областями изучения и притягивают многих ученых из смежных наук, особенный интерес представляют предпосылки возникновения социальных движений. Существуют несколько наиболее популярных способов их изучения:

) Локальное изучение. При таком изучении акцент делается на внутреннее содержание движения без учета социокультурного контекста.

) Лонгитюдное или историческое. Этот способ включает проблемы зарождения и развития социальных движений, проблематику внутреннего содержания и в результате полученные данные из изучения документов, архивов, газет и подобных документально фиксированных источников информации об этих социальных движениях сочетаются с результатами опросов общественного мнения.

) Сравнительное изучение членства в движении. При таком подходе анализируется поведение не только рядовых членов движений, но и лидеров, используя или статистику в соответствии с их возрастом, полом, политическим и экономическим статусом, профессией, образованием и другими характеристиками, или интервью и биографический метод. Первый количественный подход дает нам понимание того, что и почему связывает воедино членов движений, а второй качественный дает возможность определить их общие чувства и мотивы поведения.

) Контент-анализ. Он подразумевает изучение отчетов социальных движений, речей и пропагандистских заявлений лидеров.

Прежде, чем перейти к классификации социальных движений, необходимо отметить, что далеко не всегда их можно протипизировать, поскольку одно движение может быть лишь промежуточной стадией для другого, более крупного социального движения, а несколько движений могут смешиваться между собой в различные жизненные циклы. Более того, различные социальные движения могут приобретать различный характер и оттенки: от экстремистских до политических и экономических и религиозных; а также охватывать как небольшие социальные группы, так и крупные социальные единицы (слои, классы, касты, страты). В связи с этим принято выделять классификацию наиболее общих черт и выделять так называемые «идеальные типы». Под идеальными типами подразумеваются такие социальные движения, которые выделены исключительно по какому-либо одному признаку. В действительности такие идеальные типы встречают крайне редко или вообще не встречаются.

Принято выделять следующие типы социальных движений:

)Экспрессивные

)Утопические

)Движения реформ

)Революционные движения

)Движения сопротивления.

Итак, в данном пункте нами были выделены вышеизложенные типы социальных движений. Теперь, было бы логичным перейти к изучению основных черт каждого из перечисленных типов, что позволит более полно и глубоко понять природу социальных процессов и социальных движений.

2.2 Основная характеристика социальных движений

Экспрессивные движения возникают внутри ограниченной социальной системы, которую нельзя как-либо преобразовать и из которой невозможно выйти. Индивиды, изменяя собственное отношение к такой непривлекательной реальности, приспосабливаются к ней с помощью различных форм эмоциональной экспрессии (танцы, искусство, музыка, ритуалы и т.д.). Экспрессивные движения зародились еще в глубокой древности и представляли различные мистерии в Древней Греции, Древнем Риме, Персии, Индии. Индивиды участвовали в сложных обрядах и ритуалах, чтобы отвлечься от несовершенного устройства общества. На сегодняшний день, экспрессионные движения можно наблюдать среди молодежи в созданных ими субкультурах (хиппи, рокеры, панки и т.д.). Зачастую экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь, т.е. обращаются к подвигам и славе прошлых поколений, возрождают символику и образ жизни предков. Примерами могут служить движения ветеранов, монархические социальные движения. Однако такого рода движения имеют пассивный характер и могут иметь как положительный эффект (способствуют реформам), так и отрицательный (могут вести к восстаниям). Свойство экспрессивных движений идеализировать прошлое, сопоставляя его с настоящим, может вести к тому, что такие движения становятся промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.

Утопические движения провозглашают утопические идеи. После работы Томаса Мора, слово «утопия» стало обозначать идеальное общество, общество совершенства, которое возможно только лишь в наших фантазиях. Но Томас Мор не был единственным, кто занимался созданием модели идеального общества. Помимо него этой проблемой занимался Платон в глубокой древности («Идеальное государство», «Республика»), большую популярность утопические идеи приобрели в 18-19 века, а в наше время большой вклад осуществил американский психолог Б. Скиннер. Первыми утопическими движениями являлись религиозные движения и секты, которые провозглашали идею равенства и следование воле Бога. Мирские сообщества-последователи утопических идей, - провозглашали образ доброго, кооперативного, альтруистического человека, отметая идею личного счастья человека на второй план, таким образом, их существование было недолгим, несмотря на вечные идеалы совершенства. Примером может служить утопические движения, провозглашающие социальное равенство в условиях капитализма.

Движения реформ - это движения, имеющие своей целью изменить отдельные сферы и структуру общества. Важно отличать реформы от модернизации. Если реформа носит частичный характер и подразумевает изменение какой-либо отдельной стороны жизни, то модернизация предполагает полное разрушение и построение абсолютно нового строя, т.е. полную трансформацию общественной жизни. Для возникновения такого феномена как движение реформ необходимы два условия:

)Необходимо наличие положительного отношения к порядку в рассматриваемом сообществе и акцентирование внимания на отдельных негативных аспектах общественной жизни;

)Наличие возможности выражать свое мнение и активно действовать в поддержку или против определенной реформы.

Революционные движения имеют своей целью свержение существующей социальной системы и полное ее разрушение с последующим созданием нового социального порядка, существенно отличающегося от прежде существовавшего. Следует уточнить значение слова «революция». Под революцией в данном случае следует понимать «неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов». Революции - это не то же самое, что государственные или дворцовые перевороты. Главное различие заключается в том, что дворцовые или государственные перевороты оставляют социальные институты и систему власти в обществе в неизменной форме, сменяя лишь людей у власти. Понятие «революция» также имеет другое употребительное значение, например, когда речь идет о постепенных широкомасштабных изменениях (промышленная революция, научно-техническая революция, сексуальная революция). Если движения реформ пытаются изменить лишь некоторые недостатки уже существующей системы, то революционные движения не будут предпринимать никаких действий, объясняя это тем, что такая социальная система не заслуживает того, чтобы ее спасали. На примере истории можно наглядно увидеть, что революционные движения зачастую возникают в таких обществах, где революция является единственным выходом из сложившейся авторитарной ситуации и единственным средством устранения несовершенств социальной системы, а в демократических обществах развитие революционных движений минимально, поскольку реформы отодвигают революцию. Как пишет Фролов: «не случайно коммунистические движения не развиты в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где в той или иной мере проводится репрессивная политика или правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ». Американские ученые Л. Эдвард и К. Бринтон (школа естественной истории), также занимающиеся исследованием революционных движений, выделили их наиболее типичные стадии успешного развития:

)накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

)неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимали их;

) появление побуждения к активным действиям, к восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группам революционеров или к уступкам с целью погашения взрывов страстей в народе;

) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

) период режима террора;

) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

Следует еще раз обратить внимание, что довольно сложно определить, имеет ли данное социальное движение реформистский или революционный характер, поскольку оно может включать как активных ее членов и радикалов, так и пассивных реформаторов.

Движения сопротивления - это усилия и действия определенных социальных групп и сообществ, направленных против полного уничтожения уже происходящих трансформаций. Такие движения возникают в среде неудовлетворенных слишком быстрым протеканием процесса и, как правило, всегда сопровождаются реформаторскими и революционными движениями. Например, при проведении реформ Петром I в России образовалась оппозиция данным реформам. Обычно, в движения сопротивления входят индивиды, которые в процессе реформ теряют свои привилегии или вообще не будут иметь места и социальной позиции в реформированном устройстве общества.

Помимо данной типологии выделяют следующие виды социальных движений:

В зависимости от типа изменения: 1) Прогрессивные или инновационные. Такие движения стремятся к внедрению в жизнь общества различных нововведений. Это могут быть новые институты, законы, образы жизни, религиозные воззрения и т.п. Примерами таких социальных движений могут быть республиканские, социалистические движения, феминистские движения. 2) Консервативные или ретроактивные. Такой тип движений имеет своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. Например, различные экологические движения, монархические и т.д.

В зависимости от отношения к целям изменений: 1) Направленные на изменения социальных структур. Такие движения могут преобразовываться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако большинство из них остаются вне реформистской политической системы. 2) Направленные на изменения личности. Примерами таких движений могут служить религиозные и сектантские движения.

В зависимости от метода работы: 1) Мирные (ненасильственные) - используют мирные средства достижения своих целей. 2) Насильственные - движения, использующие методы вооруженной борьбы.

В зависимости от зоны распространения: 1) Глобальные движения, имеющие глобальные цели, например, интернационалы, движения мировых социальных форм и т.д. 2) Локальные движения, имеющие локальный уровень, т.е. задачи регионального масштаба. 3) Мультиуровневые движения, включающие и совмещающие в себе решение задач на всех уровнях (локальном, региональном, национальном и международном).

Теперь кратко рассмотрим жизненные циклы социальных групп. Не существует одинаковых социальных групп, которые проходят одни и те же стадии развития, но есть четыре общих для всех стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации. На первой стадии появляется массовая неуверенность в завтрашнем дне, накапливается общественное недовольство, на второй все это недовольство фокусируется на определенных проблемах и все причины неудач идентифицируются с определенными реальными объектами. На третьей стадии появляется ряд агитаторов и деятелей, которые систематизируют активность и идеологию движения. На четвертой стадии движения практически устанавливаются в организацию, т.е. имеют собственные правила, кодексы, символику и т.д. Существует еще пятая стадия - стадия распада движения, однако такое мнение разделяют не все социологи, т.к. в реальности для многих социальных движений это не окончательный этап. Нельзя забывать, что социальное движение может прекратить свое существование в любой стадии. В зависимости от различных факторов (внутренних, внешних, в результате достижения собственных целей) движения могут распадаться на более мелкие организации или исчезнуть вовсе.

Насколько же полезны или вредны для общества социальные движения? Из всего рассмотренного нами можно сделать вывод, что данный вопрос некорректен. В первую очередь социальные движения - один из способов изменения общества. Проделанная работа позволяет более полно и глубоко понять природу социальных процессов и социальных движений и их роль в жизни общества.

Заключение

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что развитие общества - это сложное, многомерное и крайне противоречивое явление, состоящее из разнонаправленных или циклических процессов и трансформаций. Сложность и противоречивость усиливаются необходимостью искать, хотя это и сложно, нормативно-ценностный вектор для каждого периода времени, и желательно, чтобы этот вектор был направлен в сторону общепринятого понимания прогресса, хотя это необязательно должно быть так. Социальные процессы и возникающие социальные движения - это одно из средств изменения всего общества, а значит, оно всегда останется крайне болезненным явлением для общества. В наших руках есть все необходимые инструменты и средства, чтобы вовремя реагировать на данного рода изменения и делать процесс трансформации наиболее сглаженным и мягким, не запуская ситуацию до революционных взрывов и массового террора.

Список литературы

социальный революция движение реформа

1.Блумер, Г. Коллективное поведение / Г. Блумер // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. Добренова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 168-215.

.Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 С.

3.Грязнова, О.С. Социология революции Лайфорда Эдвардса / О.С. Грязнова, Д.Г. Подвойский // Социологический журнал. - 2005. - №1. - С. 73-100.

.Гусев, А.Н.Категории социальной дистанции в творчестве Г.Зиммеля / А.Н.Гусев// СОЦИС. - 2009. - №4. - С. 123-130.

.Зборовский, Г.Е. Общая социология / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2004. - 591 С.

6.Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель // Логос. - 2002. - №3-4. - С. 1-12.

7.Зиммель, Г. Экскурс о чужаке / Г. Зиммель // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб.: Владимир Даль, 2008.

.Кон, И.С. Позитивизм в социологии: Исторический очерк / И.С. Кон. - Л.: ЛГУ, 1964. - 208 С.

9.Лебон, Г.Психология народов и масс / Г. Лебон. - СПБ.: Макет, 1995. - 314 С.

.Лестер, М. Саламон. Организационная революция / М. Ластер // Курьер ЮНЕСКО. - 2001. - №15. - С. 21-45.

.Парк, Р. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок / Р. Парк // Социальные и гуманитарные науки. - 2000. - №3. - С. 135-151.

12.Сорокин, П. Социальная и культурная мобильность / П. Сорокин // Человек, цивилизация, общество // Под ред. А.Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - С. 297-307.

.Сорокин, П. Социокультурная динамика и эволюционизм / П. Сорокин // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренова. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 372-392.

14.Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс/ Ж.Т. Тощенко. - М.: Прометей, 2001. - 511 С.

15.Фролов, С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений / С.С. Фролов. - М.: Наука, 1994. - 256 С.