«Он не такой был!» Неизвестные факты из жизни летчика Валерия Чкалова. Валерий чкалов - биография, информация, личная жизнь Год и место рождения чкалова

05.03.2024 Столярные

Валерий Чкалов – Герой Советского Союза и кумир миллионов. В 1937 году легендарный летчик впервые совершил длительный перелет в Америку и сразу же стал мировой знаменитостью.

Валерий Чкалов родился в селе Василево, 2 февраля 1904 года. Теперь место рождения героя переименовано в город Чкаловск.

Мама мальчика умерла, когда ему исполнилось 6 лет. Отец — Павел Чкалов работал котельщиком, сутками пропадая в сельских мастерских.

В семилетнем возрасте Валера пошел в начальную школу, после окончания которой, по настоянию отца, поступил в училище с техническим уклоном. В настоящее время, данное учебное учреждение носит имя легендарного летчика.

Природа наделила его способностями к точным наукам и прекрасной памятью. Неконфликтный и выносливый паренек прекрасно плавал и играючи переплывал Волгу, бесстрашно подныривая по проходящие суда.

Когда мальчику исполнилось 14 лет, училище закрылось и ему пришлось вернуться домой и стать подручным отца.

Со временем подросток освоил ремесло молотобойца и кочегара.

С малых лет Валерий был увлечен возможностями навигации и, выполняя работу кочегара на пароходе «Баян», мечтал о неведомых просторах.

Начало пути

Когда Валерию исполнилось 15 лет, он в первый раз увидел самолет и решил связать свою жизнь с авиацией.

Став красноармейцем, юноша освоил специальность слесаря-сборщика самолетов. В течение трех лет Валерий трудился в авиационном парке, расположенном в Нижнем Новгороде.

Целеустремленный парнишка мечтал о небе и, в конце концов, получил направление на учебу в школу ВВС.

Через год Валерий поступил в школу военных летчиков, прошел обучение в школе высшего пилотажа и освоил тактику воздушного боя.

Талантливый дебошир

В 1924 году молодой летчик попал в эскадрилью им. , где проявил себя, как дерзкий, отважный и не знающий усталости летчик. За самоуверенные «выкрутасы» в небе его частенько отстраняли от полетов.

В 21 год недисциплинированный Валерий попал под военный суд. Из приговора Военного трибунала: «…и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня, явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии…» Однако, отчаянного паренька пожалели и сократили срок вдвое.

Но уже через три года он был снова приговорен на год тюрьмы. Тогда же его исключили из рядов Красной Армии.

Однако по личному указанию Калинина наказание заменили на условное

Освобожденный из-под стражи летчик стал руководителем школы планеристов.

На встречу с мечтой

Осенью 1930 года его восстановили в звании и дали направление в Московский НИИ ВВС, где он трудился в течение двух лет.

За это время летчик-испытатель совершил более восьмисот испытательных полетов, изучив и освоив технику управления тридцати типов самолетов.

Личная жизнь

В 1927 году Валерий женился на своей старой знакомой – Ольге Ореховой. Ольга Эразмовна преподавала в школе и до самой смерти любила своего супруга.

Через год после свадьбы. Молодая супруга родила сына.

Спустя семь лет, родилась Валерия.

Когда Ольга была беременна третьим ребенком, Валерий погиб.

Женщина дожила до преклонного возраста и охотно делилась воспоминаниями о жизни с Валерием.

Новые высоты

В 1933 году получает направление на московский завод авиации. Он с необыкновенным азартом испытывает всевозможные бомбардировщики и истребители.

Как и прежде, Валерий не представляет свою жизнь без адреналиновых всплесков и осваивает сложные в исполнении фигуры.

Первая награда

В 1935 году получил высшую правительственную награду — Орден Ленина, создав лучшие истребители, в сотрудничестве с Н. Поликарповым.

Благосклонность Вождя

Авиация стремительно развивалась и, чтобы показать достижения Советских конструкторов-авиаторов, 20 июля 1936 года было решено организовать очень рискованный перелет. Управлял экспедицией Чкалов.

Перелет длился более двух суток. Самолет приземлился на острове, расположенном в Охотском море. На борту самолета написали: «Сталинский маршрут».

Когда в августе 1936 года самолет приземлился на Щелковском аэродроме, летчиков встречал, не скрывающий радостных эмоций, И.В. Сталин. Данное обстоятельство принесло Чкалову всесоюзную известность.

За успешный перелет, каждый член экипажа удостоился звания Героя Советского Союза и получил Орден Ленина. Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска.

Покорение новых высот

Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив. Летчик-испытатель давно просил разрешение на этот маршрут, но руководство страны с осторожностью относилось к данной просьбе. Только после триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока, И. В. Сталин дал свое одобрение.

С 18 — 21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершили беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут! За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

Полет проходил в непередаваемо сложных условиях: практически нулевая видимость, обледенение… Но экипаж достойным образом преодолел 8.5 тысяч километров, за что удостоился ордена Красного Знамени.

Наконец мечта Валерия Чкалова осуществилась.

Странная смерть на взлете

В 1938 году опытного испытателя вызвали для проверки нового истребителя. Он погиб во время первого вылета.

Казалось, сама судьба предостерегала летчика от этого полета. Ведь при расследовании обстоятельств гибели оказалось, что самолет имел неисправности, а температура воздуха опустилась ниже 25 градусов.

Но Чкалов никогда не пасовал перед трудностями и не смотря ни на что, вылетел. Двигатель остановился, когда самолет заходил на посадку. Летчик попытался приземлиться, но самолет зацепился за провода.

Во время падения, Валерий Чкалов получил тяжелую травму головы и умер по дороге в больницу.

Похороны состоялись в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену.

Все, кто был причастен к гибельным испытаниям, были осуждены на длительные сроки.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.

Он родился в 1904 году в селе Василёво, расположенном в Нижегородской губернии. Интересно, что сейчас это местечко получило не только статус города, но и новое название в честь великого уроженца.

Родители Валеры были простыми людьми. Папа Павел Григорьевич работал котельщиком на судоверфи, а мама Ирина Ивановна занималась домашним хозяйством. К сожалению, она скончалась, когда ее сыну было 6 лет. Вскоре мальчик начал учиться в школе.

К урокам Чкалов не проявлял особого интереса, но буквально с первых дней в нем обнаружился талант к математике, а также великолепная память, позволяющая запоминать большое количество информации, услышанной фактически краем уха. После обязательной семилетки Валерий отправился в Череповецкое техническое училище, но окончить подростку не удалось. Из-за отсутствия финансов училище было ликвидировано.


Парень возвращается к отцу и начинает работать кочегаром на пароходе. Никто не знает, как сложилась бы судьба будущего Героя Советского Союза, если бы в 1919 году он не увидел своими глазами самолет.

В голове Чкалова словно что-то щелкнуло, и он стал мечтать связать свою жизнь с летательными аппаратами. В 15 лет Валера, благодаря тому что добровольно вступил в ряды Красной Армии, стал учеником слесаря при военном авиационном заводе.


Позднее молодой человек много учился в заведениях ВВС. Он прошел Егорьевскую военно-теоретическую школу, затем Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и, в конце концов, окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. За время обучения Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя.

Летчик

Его профессиональная деятельность началась в 1924 году. Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Нужно отметить, что Чкалов всегда отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал очень рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства и даже был осужден за воздушное лихачество и приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения.


Существует легенда, правда, не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде. Но главными достижениями летчика были испытания новинок авиационной промышленности.

Например, пилот был за штурвалом первого отечественного воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолётов-истребителей. За свою службу он наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград, в том числе был награжден орденом и Красной Звезды.

Подвиг

В 1935 году Валерий Чкалов вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым задумал осуществить перелет из Советского Союза в Соединенные Штаты через Северный полюс. Но глава государства запретил этот проект, заменив маршрут на «Москва - Петропавловск-Камчатский».


Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров.

За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.


Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток

На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро.

И 18 июня 1937 года Чкалов с товарищами вылетели из Москвы, и, несмотря на плохие условия видимости, сумел вовремя достичь американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду.

Личная жизнь

В возрасте 23 лет, неся службу в Ленинграде, Валерий Чкалов женился на Ольге Ореховой, которая по профессии была школьной учительницей. В этой семье родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и супруга, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике.


Также у Чкалова было две дочери – Валерия и Ольга. Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.

Валерий Павлович был автором нескольких книг, в которых он описывал свои впечатления о перелетах. Наиболее ценными с историко-познавательной точки зрения являются «Высоко над землёй. Рассказы лётчика» и «Наш трансполярный рейс Москва - Северный полюс - Северная Америка».

Смерть

В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьезных дефектов.


Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха.

Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Легендарный ас всё равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, а летчик ударился головой о металлическую арматуру.


Валерий Чкалов от полученной травмы скончался через два часа в Боткинской больнице. После его гибели были арестованы и осуждены несколько руководителей авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к смерти пилота.

Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели их близкого человека.


Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства – всё это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно и лично Иосифа Сталина и .

Члены правительства могли опасаться, и не без оснований, что для советских граждан великий летчик станет более важной фигурой, чем они сами.


В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей.

Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер , был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов.


Имя: Валерий Чкалов (Valeriy Chkalov)

Возраст: 34 года

Место рождения: Чкаловск

Место смерти: Москва

Деятельность: лётчик-испытатель, Герой Советского Союза

Семейное положение: был женат

биография

В народной памяти Валерий Павлович Чкалов навсегда остался героем, первым перелетевшим через Северный полюс в Америку. Награды, регалии, любовь миллионов - все это судьба отмерила ему сполна. Но ничего из этого не могло сравниться с тем ощущением свободы, которое подарило ему небо.

Когда командиру Ленинградской эскадрильи доложили, что кто-то пролетел на самолете между опор моста Равенства (ныне Троицкий), он поначалу не поверил. «Не может быть! - а потом, задумавшись на миг, громко выругался. - Да это ж Чкалов, черт его побери! Больше некому!». Догадку командира летчик подтвердил, опустил глаза и тяжело вдохнул. Но гауптвахта 21-летнему смельчаку впрок не пошла.

Детство, семья

Родился Валера 2 февраля 1902 года в Нижегородской области с. Василёво (ныне город Чкаловск).

Мастерового Павла Чкалова рождение сына застало врасплох. Вроде бы радоваться надо, да только чем кормить разраставшуюся семью, Павел не знал. Купец Колчин все жилы из него вытянул. И все из-за купленного в рассрочку парохода. Но наутро, как и положено, новорожденного снесли в церковь. Священник нарек мальчика Валерианом, дома имя сократили до Аверьяна.


На Масленицу подвыпивший Колчин вышел на площадь и стал хвастать: «Кто обгонит моего кучера Яшку, тот... проси у меня чего хочешь!»

Папаня, дозволь мне, -восьмилетний Аверьян с надеждой глядел на отца, сжимая лыжные палки. - Я напрямик в два счета его обставлю!

Отец тяжело вдохнул, как бы сомневаясь - стоит ли вновь связываться с мошенником. Но вызов Колчина принял. На кон поставили тот самый буксир. Купец самодовольно лыбился, наблюдая, как кони уходят в отрыв от маленького лыжника. И тут произошло неожиданное: мальчик свернул с дороги и помчался к крутому обрыву.

Бабы затаили дыхание - сгинет малец. А он, ловко орудуя палками, смело сиганул в пустоту и через несколько минут уже подруливал к финишу. Эх, знал бы Колчин, что у мальчонки страха нет, не потерял бы буксир.

Революция лишила Чкаловых и старого парохода, и старых долгов. Павел ушел работать в краснофлотские мастерские, туда же пристроил и сына-подростка. Когда 15-летний кочегар впервые увидел самолет, решил: «Буду сам летать на таком».

Лётчик

Целый год Валерию пришлось трудиться слесарем в Канавинском авиапарке. И все ради нее - заветной путевки в Егорьевскую авиашколу. Потом была учеба в Борисоглебске и Серпухове, и в 20 лет новоиспеченный летчик-истребитель прибыл на службу в Ленинградскую эскадрилью имени Нестерова.


Какой «фрукт» ему достался, командир эскадрильи узнал через месяц. Поднявшись в небо, новичок вдруг закрутил на стареньком «Ньюпоре» «мертвую петлю», а потом и «бочку». Народ, не сговариваясь, поднял головы в небо: «Во дает!» Но на земле поздравлять парня никто не стал. Приказ о наказании гауптвахтой был небольшой платой за самовольный риск.

Личная жизнь

Другой страстью авиатора стали девушки. Летчики всегда были у них в фаворе, но Валерий формой не злоупотреблял. А со своей женой Ольгой он и вовсе познакомился на сцене клуба. Студентки пединститута репетировали там спектакли. В постановках Валерий не участвовал, но не заметить утонченной красавицы не мог.

Бесстрашный в небе, Чкалов просто робел перед интеллигентной учительницей и заявить о своих чувствах стеснялся. И только когда Ольга, окончив институт, перестала появляться в клубе, поклонник понял, что может ее потерять.

В квартиру ее родителей на Петроградской стороне Валерий пришел при полном параде. Волновался зря, предложение руки и сердца было принято. Но после гражданской регистрации молодые поехали в церковь. И это в 1927 году! Не смог красный авиатор пойти против устоев отца -не только мастерового, но и церковного старосты. А потому и венчался, поставив на кон летную карьеру.


Впрочем, его и так не раз отлучали от неба. Еще до свадьбы Валерий был осужден за пьяную драку. По протекции начальства наказание смягчили. Как лучшего пилота его отправили на парад в Москву, где он умудрился получить благодарность самого Ворошилова. Но, обласканный властью, летчик опять совершил сумасбродство. Перегоняя самолеты в Брянск, командир авиазвена решил преподать молодым урок мастерства.

Максимально снизившись, Чкалов проскочил на самолете между землей и телеграфными проводами. А вот его подчиненные не смогли - срезали хвостами провода и воткнулись в землю. По счастливой случайности, никто не погиб, но командира осудили на год. И опять заступничество Ворошилова спасло его от тюрьмы. Вот только в военной авиации места рисковому асу уже не было.

То, что судьба хранила его, ни у кого не вызывало сомнения. А он, словно дразня ее, решился на новое безумство. Расстояние меж двух деревьев было неприлично мало, но, повернув самолет на 90 градусов, машина протиснулась в узкое пространство.

Впрочем, даже сняв погоны, без неба он не остался. Сначала устроился инструктором в ленинградский ОСОАВИАХИМ, а потом его пригласили туда, где адреналин раздавали пачками, - в Научно-исследовательский институт ВВС. В компании таких же рисковых парней Валерий стал испытывать новые модели самолетов. Потому, когда встал вопрос, кто из них полетит в Арктику спасать челюскинцев, ответ был один: Чкалов.

Но лучшего пилота страны не отпустили с испытаний. За полярниками полетел экипаж Сигизмунда Леваневского, они и стали первыми Героями Советского Союза. На гребне того успеха Леваневский добился разрешения на полет из СССР в США. Узнав об этом, Чкалов стукнул кулаком: «Это же мой полет! Моя мечта!» От обиды он ушел в запой. Но Фортуна будто пожалела любимца: полет Леваневского прервался еще на территории СССР.


Разрешение Чкалову на повторение маршрута Сталин поначалу не дал. Генсек боялся опростоволоситься перед американцами, поэтому Валерий полетел из Москвы на Камчатку. Без пересадки он блестяще справился с задачей. И только тогда всесильный вождь поверил в него, лично приехав на аэродром встречать героя.

Последний полет

Его главный полет случился 18 июня 1937 года. Поднявшись в небо, тяжелый АНТ-25 набрал высоту и взял курс на Северный полюс. Но сам полюс Валерий проспал, отдыхая по графику в отсеке. «Что же вы, черти, не разбудили! -упрекал он экипаж. - Мне так хотелось взглянуть на вершину мира!» На что добряк Беляков, улыбаясь, отвечал: «Да не на что там смотреть! Просто торчит из земли кусок ржавой оси».

Только через два дня они благополучно сели на аэродроме близ Ванкувера. Американцы встретили их как героев: овации, интервью, встречи. В тот период Чкалов ощутил себя звездой. И, возвращаясь обратно на корабле, ничуть не стушевался, ухаживая за голливудскои дивой Марлен Дитрих . Она же была в шоке от дикого русского. Но куда больше Марлен покоробило, что на пристани ее почти не заметили - все внимание прессы досталось этому невысокому мужчине в форме.

Полет в Америку сделал Чкалова кумиром миллионов. Но сам он этого, казалось, не замечал. Самолеты и небо по-прежнему волновали его больше всего. А потому он лично пилотировал новые, не доведенные до безупречности самолеты. Один из них конструкторы спешили сдать к 60-летнему юбилею Сталина и на многочисленные огрехи просто махнули рукой.

Да и не верил никто, что он может разбиться. Кто угодно, только не он. И когда на высоте заглох мотор истребителя, Валерий был спокоен. Такое уже случалось и не раз.

Спланировав над Москвой, пилот увел машину дальше от домов - рисковать чужими жизнями он не имел права. Самолет уже бежал по земле, когда перед глазами выросла опора ЛЭП. Удар, вспышка, темнота. Через два часа 15 февраля 1938 года 34-летний Чкалов скончался в Боткинской больнице. Судьба в этот раз от него отвернулась, и закончилась славная биография героя!

Во время беспосадочных перелетов: Москва — о. Удд (Дальний Восток) и Москва — Северный полюс — Ванкувер (США).

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по ст. ст.) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск), в семье котельщика Василёвских казённых мастерских — Павла Григорьевича Чкалова. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.
В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище.
В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище.
В 1918 году училище было закрыто и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.
В навигацию 1919 года Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он принял решение и, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.
В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году.
В 1923-1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он также проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н.Нестерова . За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.
В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

Курсант В.П.Чкалов, крайний справа, у учебного самолета У-1 .

В.П.Чкалов с женой и сыном.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к 1 году лишению свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я.И.Алксниса и К.Е.Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском ОСОАВИАХИМе, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях «Звена» (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39. Он испытывал новейшие самолёты-истребители 30-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова . Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1 , ВИТ-2 , а также тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 , ТБ-3 , большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящий штопор и замедленная бочка.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

В.П.Чкалов с сыном Игорем. 1936 г.

Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращающийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И.В.Сталин. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

В.П.Чкалов и И.В.Сталин.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т.д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 8504 километра.

А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов после посадки в Северной Америке.

А.В.Беляков, В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков после посадки в Северной Америке.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой. 1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180 .

Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова.

Камень установленный на месте гибели В.П.Чкалова.

Награды:
-звание Героя СССР (24.07.1936 г.);
-2 ордена Ленина (5.05.1935 г., 24.07.1936 г.);
-Орден Красного Знамени (июль 1937 г.);
-Медаль «XX лет РККА» (февраль 1938 г.).

С именем Чкалова связаны:

Населённые пункты:
-город Чкаловск в Нижегородской области,
-город Чкаловск в Согдийской области Таджикистана.
-село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана,
-посёлок городского типа Чкаловское в Харьковской области,
-с 1938 г. по 1957 г. имя «Чкалов» носил г.Оренбург.
-Остров в Сахалинском заливе Охотского моря. На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года.
-Пик Чкалова (4150 м) — Богосский хребет, Большой Кавказ (Дагестан).
Улицы во многих городах, в частности:
-Чкаловский проспект в Санкт-Петербурге,
-улица Чкалова в Ишимбае,
а также улицы в ряде других городов:

в России — в Азове, Борисоглебске, Брянске, Владивостоке, Воронеже, Гатчине, Горно-Алтайске, Екатеринбурге, Жуковском, Иркутске, Кемерово, Коломне, Миассе, Канавинском районе Нижнего Новгорода, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Петрозаводске, Перми, Рыбинске, Самаре, Томске, Харькове, Химках, Череповце, Ярославле;
за рубежом — в Ванкувере (США)), в Минске (Беларусь), в Николаеве и Херсоне (украина).
-Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал (часть Садового кольца), где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов».

Учебные заведения:
-Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова.
-Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков в г. Борисоглебске Воронежской обл. (Постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 г.). Там же установлен бронзовый бюст героя.
-Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации им. В.П.Чкалова.
-Школа № 1397 имени В.П.Чкалова, г. Москва.
-Школа № 3 имени В.П.Чкалова, г. Арзамаса Нижегородской области.
-Средняя общеобразовательная школа им. Чкалова в рабочем поселке Шугурово (Татарстан).
-Средняя общеобразовательная школа им. Чкалова в г. Нарын (Кыргызстан).
-Станции метро «Чкаловская»: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ташкенте и в Екатеринбурге.
-Район города — Чкаловский административный район в Екатеринбурге.

Микрорайоны городов:
-Посёлок им. Чкалова в г. Каменске-Уральском Свердловской области;
-посёлок Чкаловск в составе Калининграда;
-Чкаловский микрорайон в Омске.
-Посёлок Чкаловский в составе города Ростов-на-Дону.

Предприятия:
-Аэропорт «Чкаловский».
-Авиационный завод в Новосибирске. (НАПО им. В.П.Чкалова).
-Авиационный завод в Ташкенте. (Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова).
-Мемориальный музей В.П.Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области.
-Дворец культуры имени В.П.Чкалова в Новосибирске.

Во многих населённых пунктах установлены памятники:
-В Днепропетровске, Киеве, Кстово, Санкт-Петербурге (два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов), Новосибирске, Химках.
-Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому проспекту, в котором Чкалов жил в 1926-1928 годах.
-Памятный камень на месте гибели Чкалова — Москва, пересечение Хорошёвского шоссе и Хорошёвского тупика, метро «Полежаевская».
-Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки лётчика.
-Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани.
-Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле.
-Бронзовая скульптура в шесть метров на семиметровом пьедестале стоит на набережной реки Урал в г. Оренбурге.
-20 мая 1974 года в Ванкувере (штат Вашингтон, США) был создан Чкаловский комитет трансполярного перелета — общественная некоммерческая организация, в которую вошли представители деловых кругов и местной элиты. 20 июня 1975 года в этом городе «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом.
-Борис Гребенщиков написал песню «Под мостом, как Чкалов».
-Известная нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов».
-Валерий Павлович Чкалов — единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого летчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помочь главному герою — Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».
-Банк России выпустил памятные монеты: в 1995 году — «Трансарктический перелёт В.П.Чкалова»; в 2004 году — «100-летие со дня рождения В.П.Чкалова».
-Почтой России в 2004 году выпущена марка «Лётчик-испытатель В.П.Чкалов».
-Имя Чкалова носит волжский трёхпалубный теплоход.
-Имя «В.Чкалов» носит один из самолётов Ил-96-300 (RA-96005) авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии».
-Именем В.П.Чкалова назван астероид (2692) Чкалов.

Ил-96-300 названный именем Валерия Чкалова.

Список источников:
Чкалов, Валерий Павлович. Cайт «Герои Страны».
М.В.Водопьянов. Летчик Валерий Чкалов.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. П. ЧКАЛОВА

1904 г., 2 февраля. Родился в селе Василево (ныне г. Чкаловск Горьковской области).

1916 г. Окончил начальную Василевскую школу. Осенью того же года принят в Череповецкое техническое училище.

1918 - 1920 гг. Вернулся из Череповца на родину и поступил в Василевский затон подручным молотобойца. Работал кочегаром на землечерпательной машине «Волжская № 1» (сейчас «Волжская № 21»), потом на пассажирском пароходе «Баян» (сейчас «Михаил Калинин»).

1920 г., август. Зачислен в списки курсантов Егорьевской теоретической школы летчиков.

1923 г. Переведен в Борисоглебскую школу летчиков. Допущен к самостоятельным полетам.

1923 г. Окончил Борисоглебскую летную школу. Как один из лучших курсантов послан в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.

1924 г. Направлен для прохождения военной службы в звании летчика-истребителя в Краснознаменную Ленинградскую авиаэскадрилью.

1927 г. Участвовал в воздушном параде в Москве в честь Х годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. За блестящее мастерство получил благодарность в приказе наркома К. Е. Ворошилова.

1928 г. Служил в авиачастях Красной Армии.

1929 - 1930 гг. Работал летчиком в Осоавиахиме.

1930 г. Назначен летчиком-испытателем в НИИ Военно-Воздушных Сил.

1936 г., 20 - 22 июля. Совершает дальний беспосадочный перелет на остров Удд. Экипаж: В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков.

1936 г., 24 июля. Удостоен звания Героя Советского Союза, награжден вторым орденом Ленина.

1936 г., август. Прием в Кремле экипажа самолета АНТ-25 после перелета на остров Удд.

1936 г., ноябрь. Был вместе с Байдуковым и Беляковым на ХV Парижской авиационной выставке.

1937 г., 18 - 21 июня. Совершает трансполярный рейс: Москва - Северный полюс - Соединенные Штаты Америки. Экипаж: В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков.

1937 г., июль. Награжден орденом Красного Знамени за перелет Москва - Северный полюс - Соединенные Штаты Америки.

1937 г., 12 декабря. Избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковского избирательного округа и Чувашской АССР.

1975 г., 20 июня. В Ванкувере (США) открыт монумент экипажу советского самолета АНТ-25, совершившему беспосадочный перелет из Советского Союза через Северный полюс в Америку.

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне город Чкаловск).

Его отец, Павел Григорьевич, работал котельщиком в Василевских казенных мастерских (ныне Чкаловская судоверфь). Здесь строились и ремонтировались суда технического флота.


Мать Валерия, Ирина Ивановна, была домохозяйкой. Умерла она в 1910 году. Валерию в то время было 6 лет. После смерти Ирины Ивановны ее заменила в семье вторая жена Павла Григорьевича - Наталья Георгиевна.

С семи лет Валерий пошел учиться в сельскую Василевскую начальную школу. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учебу в Череповецкое техническое училище. Однако закончить его Валерию не удалось. В 1918 году училище из-за разрухи в стране было временно закрыто.

Валерий вернулся в Василево, стал работать подручным у отца. С наступлением навигации он поступил на работу кочегаром на землечерпательную машину.


Во вторую навигацию, в 1919 году, он работает кочегаром на пароходе "Баян". С палубы парохода он впервые увидел самолет. Тогда-то и появилась мечта стать летчиком. Валерий увольняется с парохода.

Осенью 1919 года Валерий вступает добровольцем в Красну Армию. Он стал работать слесарем-сборщиком самолетов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде. Ему шел тогда шестнадцатый год.

В 1921 году настойчивыми просьбами Чкалов добивается путевки в Егорьевскую авиационную теоретическую школу.


По ее окончании в 1922 году был переведен в Борисоглебскую авиационную школу. Здесь совершил первый самостоятельный полет, а затем быстро совершенствовался в технике вождения самолета.

Как один из лучших курсантов Чкалов был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя.

В июне 1924 года военный летчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью им. П.Н. Нестерова. Служба в эскадрилье - важный, интересный, хотя и беспокойный период в жизни Чкалова. К тому времени он уже зарекомендовал себя как человек бесстрашный, настойчивый. Один за другим Чкалов совершает рискованные, дерзкие полеты. Эти полеты неуставные. Чкалов получает дисциплинарные взыскания, отстраняется от полетов.

Однако эти полеты молодого Чкалова не были безрассудными и бесцельными. Он искал новых путей в совершенствовании техники пилотирования. Он стремился взять от самолета все, что тот мог дать.

Уже тогда В.П. Чкалов являлся виртуозным мастером высшего пилотажа. В 1927 году он был направлен в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны К.Е. Ворошилова.

В 1927 году В.П. Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Эразмовне Ореховой.
В марте 1928 года он был переведен на службу в Брянскую авиабригаду. Жена с маленьким сыном Игорем оставались в Ленинграде.


Это было трудное время в жизни Чкалова. Он совершил в Брянске аварию и был уволен из армии.

В начале 1929 года Валерий вернулся в Ленинград к семье. Он поступает на работу в Ленинградский Осоавиахим. Здесь он возглавляет школу планеристов.
В ноябре 1930 года В.П. Чкалов был восстановлен в ВВС как военный летчик. Он был зачислен на работу летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За два года работы в НИИ Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Здесь, в институте, Чкалов участвовал в испытаниях так называемого авиазвена. Авиазвено состояло из тяжелого бомбардировщика, несшего на своих крыльях до пяти самолетов истребителей.


В январе 1933 года В.П. Чкалов был назначен на работу летчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского. Он являлся шеф пилотом замечательного авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. Здесь, на заводе, Чкалов испытывал лучшие самолеты-истребители 30-х годов. Это истребитель бипланной системы И-15 с последующими модификациями и один из первых монопланов истребитель И-16.

При испытании истребителей Чкалов добивался от них высоких летных качеств и в особенности большей скорости.
В.П. Чкалов принимал участие в испытаниях истребителей танков "ВИТ-1", "ВИТ-2", а также тяжелых бомбардировщиков "ТБ-1", "ТБ-3".

Творческая деятельность летчика-испытателя В.П. Чкалова принесла свои плоды, позволила значительно улучшить качество советских самолетов.

5 мая 1935 года авиаконструктор Н.Н. Поликарпов и летчик-испытатель В.П. Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина. Наконец творческие устремления летчика Чкалова получили должное признание и оценку.

Осенью 1935 года Г.Ф. Байдуков, товарищ Чкалова по работе в НИИ ВВС, обращается к нему с предложением возглавить экипаж самолета АНТ-25 для перелета через Северный полюс в США. После некоторых колебаний Чкалов соглашается с этим предложением.

Весной 1936 года экипаж в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова обращается в правительство с просьбой о разрешении на перелет. Однако первоначально экипажу было дано разрешение на перелет по маршруту Москва - Петропавловск-на-Камчатке. Началась подготовка экипажа и самолета к полету.

20 июля 1936 года экипаж В.П. Чкалова стартовал в этот легендарный перелет - на Дальний Восток.


22 июля через 56 часов полета в сложнейших метеорологических условиях Чкалов посадил гигантскую машину на узкой песчаной косе острова Удд.

9375 километров пройденного пути - таков итог этого перелета. За этот подвиг Чкалов, Байдуков и Беляков были удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденом Ленина.

В этом же, 1936-м году В.П. Чкалов и его соратники принимали участие во Всемирной Парижской авиавыставке. Там были представлены советские самолеты АНТ-25, ЦКБ-15 и ПС-35.

Мысль о перелете через Северный полюс в США не оставляла чкаловский экипаж. И вот, наконец, в мае 1937 года разрешение было получено. 18 июня 1937 года АНТ-25 взял старт для второго героического перелета. Полет через Северный полюс был еще более трудным, чем первый. Но воля и мужество летчиков победили. Полет был завершен 20 июля 1937 года в американском городе Ванкувер. Экипаж пробыл в воздухе без посадки 63 часа 25 минут и покрыл расстояние более 10 тысяч километров.

За осуществление этого перелета В.П. Чкалов и члены его экипажа были награждены орденом Красного Знамени.

12 декабря 1937 года на выборах в Верховный Совет В.П. Чкалов был избран депутатом в Совет Национальностей от трудящихся Горьковской области и Чувашии. С чувством высокой ответственности исполнял он свой депутатский долг.

Поселок Василево был переименован в Чкаловск при жизни Валерия Павловича в августе 1937 года.

В 1938 году комбригу Чкалову предлагали перейти на руководящую государственную работу. Но он не оставлял испытательской деятельности.

Осенью 1938 года В.П. Чкалов находился в кратковременном отпуске у себя на родине.

1 декабря он был вызван в Москву для испытания самолета-истребителя И-180 конструкции Н.Н. Поликарпова. 15 декабря Чкалов впервые поднял самолет в воздух. У самолета отказал мотор, когда летчик шел уже на посадку. Валерий Павлович старался, прежде всего, спасти самолет. Кроме того, он опасался, что самолет упадет на жилые дома. Трагедия на этот раз оказалась неминуемой.

Похоронен Валерий Павлович в Москве, урна с его прахом лежит в Кремлевской стене.



Чкалов погиб, но за свою короткую жизнь он сделал очень многое. Как летчик-истребитель он внедрил в авиации свою чкаловскую наступательную тактику ведения воздушного боя. Как летчик-испытатель он испытал и дал путевку в жизнь лучшим в мире самолетам-истребителям. Наконец, два дальних беспосадочных перелета, совершенных под его командованием, навсегда вошли в историю отечественной и мировой авиации.

Самолет-истребитель И-16 доставил и конструктору Поликарпову и летчику Чкалову немало хлопот. Модель была принципиально новой, самолет в воздухе вел себя капризно, был неустойчив на виражах, часто срывался в штопор. Но самолет был все-таки пущен в серийное производство, и в этом прямая заслуга В.П. Чкалова.