Овладеть правописанием. Постоянная и упорная практика. Обучение в игровой форме

Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее.

В чём суть диктанта

Со 2 класса учащиеся пишут диктанты регулярно

Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины:

  • ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям);
  • каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки);
  • при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя;
  • после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости.

Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников.

С какого возраста следует обращать внимание на грамотность

Чтобы повысить уровень грамотности ребёнка, с ним следует заниматься индивидуально

Это интересно. По данным общероссийского исследования уровня грамотности в стране, 70% школьников допускают более 4 ошибок при написании диктантов.

Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене.

Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

  1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать.
  2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.
  3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).
  4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.
  5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.
  6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе

Умение грамотно писать – это важная часть жизни человека. Ведь согласитесь, куда приятнее общаться с тем, кто всегда правильно излагает свои мысли. Вроде есть масса книг по грамматике, интернет, да и в школе дают элементарные основы русского языка. Информации много, но почему-то освоить все правила многие просто не способны. С чем это связано? Возможно с тем, что русский язык - один из самых сложных языков в мире.

Хотя тем, кто все же не в силах понять грамматику отчаиваться не стоит, потому что альтернатива простому заучиванию правил есть, и она куда легче, чем мы можем ее себе представить, иначе бы мы все не владели элементарными правилами грамотного письма. Итак, что же это за способ такой, который позволит научиться писать правильно, не заучивая правила. На самом деле способ не один, а несколько, как научиться писать грамотно . В данной статье рассмотрим два из них.

Способ №1. Чтение книг.

Всем известно, что в любом деле практика позволяет добиться, куда больших результатов, нежели теория. Вот и приступая непосредственно к чтению, вы занимаетесь практикой. Суть такого метода состоит в том, что постоянно читая книги и встречая одни и те же слова, вы запоминаете их написание, но при условии конечно, если вы обладаете хорошей зрительной памятью, в противном случае правила все-таки придется учить, хотя есть и такой вариант: прослушивать или смотреть видео-уроки по грамматике русского языка, если зрительная память вас подводит, то наверняка слуховая присутствует.

Способ №2. Тесты.

Основан на таком формате обучения: возьмите сборник тестов по русскому или украинскому языку (если вы из Украины), благо сейчас приобрести их проще простого, все благодаря ЕГЭ или в Украине - ВНО. И решайте тесты для подготовки к ВНО , опираясь в непонятных вопросах на правила. В чем суть такого способа? Так вы объединяете теорию с практикой. И результат освоения материала намного лучше, ведь теоретические вопросы вы подкрепляете разными примерами в тестах.

И напоследок такой совет: в связи с появлением социальных сетей неграмотное написание вошло можно сказать в моду. Молодежь пишет сообщения коряво, совсем не обращая внимания на грамотность, и в результате такая привычка укореняется, поэтому пишите правильно всегда и везде.

Как писать без ошибок? Вполне резонный вопрос для человека любого возраста. Вы можете обладать изысканнейшими манерами, «с иголочки» одеваться и выглядеть не хуже кинозвезды.

Однако есть один нюанс, который помешает вам добиться успеха — неграмотность. С ошибками любого рода нужно бороться. Как?

Писать без ошибок научат книги

Больше читайте. Это первый и, пожалуй, самый важный совет. Ни дня без книги! Таким должен быть девиз человека, решившего покончить с ошибками. Регулярное чтение развивает зрительную память, которая станет надёжным помощником на пути борьбы с .

Читайте не только про себя, но и вслух, «с чувством, с толком, с расстановкой». Не торопитесь, обдумывайте прочитанное. Возьмите за правило записывать наиболее трудные и непонятные слова. Неплохо было бы заодно уточнять их смысл. Со временем такое внимательное отношение к слову станет полезной привычкой, которая поможет вам стать грамотным.

Пользуйтесь орфографическими словарями . Причём желательно не электронными, а печатными: листая страницы в поисках нужного слова, поневоле обращаешь внимание на слова соседние. Не исключено, что в определённый момент зрительная память подскажет и их написание.

Правила — путь к безошибочному письму

Выучите правила и старайтесь применять их на практике. Рекомендация, казалось бы, банальная, и в то же время очень полезная. Писать грамотно, не зная при этом ни одного правила, под силу единицам. Для этого необходимо обладать идеально развитой зрительной памятью, то есть быть, по сути, феноменальной личностью. Согласитесь, таковых среди нас немного.

Однако знание орфографических правил само по себе ещё не является гарантией практической грамотности. Орфографические навыки необходимо закреплять, поэтому систематически упражняйтесь. Для этой цели советую использовать проверенное временем пособие Д.Э. Розенталя «Русский язык. Упражнения и комментарии». К слову сказать, Розенталя считают одним из тех немногочисленных лингвистов, кому удалось «оседлать» русскую орфографию. Факт, заслуживающий внимания, не правда ли? Уж Розенталь-то точно знал, как писать без ошибок.

— Знаю правила, но пишу с ошибками, —

подобные сетования приходится слышать и от детей, и от взрослых. Как писать без ошибок в этом случае? Одна из причин данной ситуации – недостаточно сформированные орфографические навыки. Школьные учителя на уроках русского языка достаточно активно работают в этом направлении. Если же деятельность педагогов не даёт желаемого результата или вы в силу изрядного возраста уже не посещаете школу, без самостоятельных занятий не обойтись.

Существует ряд незамысловатых, на первый взгляд, приёмов, помогающих заметно повысить уровень практической грамотности. Попробуйте переписывать готовые печатные тексты. Откройте, к примеру, книгу и перепишите первый абзац любого произведения. Затем внимательно проверьте написанное. Сделали ошибки? Переписывайте снова. Результат станет ощутимым уже после месяца регулярных занятий.

Когда научитесь переписывать текст безошибочно, переходите на следующий этап – письмо по памяти. Возьмите хотя бы того же Тургенева, прочитайте первое предложение – затем закройте книгу и запишите его так, как запомнили. Сверьтесь с текстом. Если допущены ошибки – пишите заново. Со временем усложняйте задачу, старайтесь писать по памяти сначала два предложения, потом – целый абзац и т.д.

Грамотность при написании любых текстов или деловых бумаг является показателем образованности человека, внушая расположение к нему. В современном мире, где людям приходится больше печатать, чем писать, о грамотности задумываются нечасто. Достаточно воспользоваться одной из программ правописания, как компьютер подчеркнет неверно напечатанное слово и останется только исправить ошибку.

Тут-то многих и подстерегает неприятная неожиданность. Устраиваясь на работу и заполняя от руки длинные анкеты, к которым сейчас часто прибегают работодатели, человек неожиданно для себя понимает, что не уверен в правильности написания того или иного слова. И если одну ошибку работодатель может посчитать досадной опиской, то наличие 2-5 грамматических ошибок и «хромающая» стилистика могут стать решающим основанием для того, чтобы ваша анкета устроилась в папке не принятых на работу соискателей.
Да и не только для устройства на ответственную работу важен уровень грамотности. Записка с грубыми ошибками, оставленная грамотному коллеге или соседу, покоробит его. Хорошо зная вас, он ничего не скажет, но для себя выводы о вашей необразованности сделает. И это особенно досадно, если у вас диплом (или два) о высшем образовании.

Это только в поговорке «встречают по одежке». В современной деловой жизни от человека часто ожидают гораздо большего, в том числе и безупречной грамотности.

Учимся писать грамотно.
Если вы заметили, что ваша грамотность не на должном уровне, не стоит отмахиваться от проблемы, тем более, что она решаема.

Чтобы научиться писать без ошибок, нужно наметить последовательность действий. И начать нужно с самого простого – с орфографии. Самый простой способ улучшить грамотность – чтение. Только подойти к нему нужно ответственно. Во-первых, читать нужно только хорошую литературу. Ту, которая поможет вам «убить сразу двух зайцев» - увидеть, как правильно пишутся слова и проникнуться красотой и многообразием метафор, которыми изобилует хорошая литература. А потому, лучше всего подойдут произведения классиков. Можно ограничиться теми из них, чьи произведения в прозе или стихах читаются и воспринимаются легко. Например, Пришвин, Куприн, Тютчев, Пушкин.

Помните, что чтение в дороге – в метро, поезде, в автомобиле – особенно, если вы отдаете предпочтение желтой прессе или бульварному чтиву, никакой пользы вам не принесет. Эта «литература» довольно часто грешит грамматическими и стилистическими ошибками и лишь в исключительных случаях может являться образцом грамотной и красивой речи.

Читайте правильную литературу не менее 30-40 минут в день, а лучше – 1-2 часа ежедневно. Но этого мало. То, что получила ваша память в процессе чтения, обязательно нужно закреплять. А для этого нужно как можно больше писать. Поэтому постоянно тренируйтесь. Чаще оставляйте записки и письма друзьям и близким. Поделитесь с ними вашей проблемой и попросите, чтобы они внимательно читали ваши послания и указывали на допущенные ошибки.

При серьезно подходе к делу грамотность возрастает уже на 2-3 месяце регулярного чтения и упражнения в письме. Но это тот навык, который необходимо постоянно подкреплять, пока он не дойдет до автоматизма. Чтобы процесс пошел легче и быстрее, держите всегда под рукой орфографический словарь.

Но это не единственный способ овладения грамотным письмом. Второй путь – изучение правил правописания и пунктуации. Если вы решите идти этим путем, лучше привлечь на помощь педагога или того, кто в совершенстве владеет этими знаниями. Вам сможет помочь даже старшеклассник-отличник.

Как научить ребенка писать без ошибок.
Практика показывает, что проблем с грамматикой и стилистикой не имеют те взрослые, которые в детстве много читали, писали и серьезно относились в школе к таким предметам, как русский язык и литература. Поэтому проще всего навыки грамотного письма прививать со школьного возраста.

К сожалению, современные дети далеко не всегда преуспевают в грамотности. Это говорит о том, что самый благоприятный момент для обучения был упущен и теперь нужно исправлять положение вещей.

Начинать придется с того же, с чего и взрослым – больше читать и писать. Перед тем, как купить книжку ребенку, просмотрите ее на предмет ошибок. Покупайте только качественные книги с красивыми картинками, которые могут заинтересовать ребенка и побудить его начать читать книгу.

Чаще тренируйте ребенка в правописании. Давайте ему переписывать тексты, постепенно усложняя задания. Устраивайте диктанты. Чаще включайте в них слова, с написанием которых ребенок испытывает трудности. Самые «проблемные» слова предлагайте ребенку написать несколько раз подряд на отдельном листке. Периодически устраивайте диктанты только из отдельных слов, где на два-три знакомых слова будет приходиться одно слово, вызывающие серьезные сложности с написанием.

Найдите в интернете тесты на грамотность, где ребенок сможет не только узнать свой уровень, но постепенно улучшать его, с каждым разом повышая свой рейтинг.

Чаще говорите ребенку о том, что человек, умеющий красиво говорить и грамотно писать, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование и хорошую работу, чем его безграмотный сверстник.

Обучение в школе почти всегда сопряжено с немалыми усилиями. Причем как со стороны ребенка, так и его ответственных родителей. И одним из основополагающих моментов для ученика на все его школьные годы (да и не только) является умение писать правильно.

Однако насколько этот навык важен, настолько же трудно он вырабатывается. Ошибки в тетрадках учащегося любого класса удивления ни у кого не вызывают. Однако если они повторяются из раза в раз, это становится поводом для беспокойства родителей и учителей.

В таком случае важно выяснить, почему страдает грамотность: здесь виновато только отсутствие внимательности и усидчивости у ребенка или же причина имеет медицинское объяснение?

Что такое дисграфия?

Сегодня все чаще детям ставят диагноз «дисграфия». Это нарушение, при котором ребенок не может усвоить навыки письма. При этом правила русского языка он может знать назубок, но, когда дело доходит до практики, писать без ошибок у школьника никак не получается.

Дисграфия выражается следующими «симптомами», при которых следует насторожиться:

  • ребенок пишет лишние элементы букв либо, наоборот, не дописывает буквы;
  • некоторые буквы и цифры написаны в зеркальном отображении;
  • в словах нередко пропущены буквы;
  • на письме ребенок переставляет слоги местами;
  • в слове повторяются буквы («лалина» вместо «малина» и т. п.);
  • могут отсутствовать пробелы между словами, точки между предложениями;
  • строки часто продолжаются за полями тетради.

Если подобные явления систематичны, безошибочное письмо за короткий срок освоить не удастся. Однако ситуация поправима. Если же ошибки носят иной характер - виной всему невнимательность малыша, с которой тоже со временем удастся справиться.

Как помочь школьнику писать грамотно при дисграфии?

Если у вас есть подозрения на наличие у ребенка такого нарушения, следует прежде всего обратиться к хорошему логопеду.

При подтверждении диагноза родителям предстоит кропотливая работа:

«Волшебный диктант»

Научить ребенка не пропускать буквы можно при помощи игры «Волшебный диктант». Перед тем, как написать фразу из 3-4 слов, необходимо определить (простучать), сколько в каждом из них слогов, и зафиксировать каждый черточкой. На следующем шаге обозначаются уже не слоги, а буквы - точками.

Освоение словарных слов

Если малышу не даются словарные слова, можно попробовать вместе с ним составить из них историю: родитель диктует ребенку последовательность слов, а он придумывает сюжет с ними, проговаривая по слогам правильное написание.

Затем последовательность диктуется снова и выполняется самопроверка. Также можно прибегнуть к помощи рисунка, выделяя орфограмму (например, солнце с буквой «л» внутри).

«Иностранное чтение»

Не менее эффективен метод «Иностранное чтение», при котором 5-15 минут в день (в зависимости от возраста) ребенок должен читать орфографически, то есть так, как написано («ДайОт корОва молокО»). Так закрепляются зрительные образы слов. Для такого чтения лучше всего использовать орфографический словарь.

«Карандашные» диктанты и списывания

Устраивайте для малыша с дисграфией «карандашные» диктанты и списывания: пусть ребенок пишет карандашом, затем сам проверяет каждое слово и стирает ластиком неверные буквы, вписывая нужные. В итоге получится чистый и грамотный текст, что станет отличной мотивацией для ученика.

Кроме перечисленных упражнений, существует множество других. Они направлены не только на развитие навыка правильного письма, но и на стимулирование работы мозга в целом, что благотворно влияет на успеваемость школьника.

В их числе:

  • игры с конструктором и пазлами,
  • пришивание пуговиц,
  • плетение из бисера и бусин,
  • рисование миниатюр,
  • выжигание - в общем, всё, что развивает мелкую моторику и заставляет работать оба полушария мозга.

Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?

Как мы уже выяснили, далеко не все школьники допускают ошибки в тетрадках из-за дисграфии, большая часть из них получает плохие оценки по письму из-за банальной невнимательности. Ругать детей за это не стоит, а вот исправлять ситуацию необходимо.

В этом случае на помощь приходят игры и упражнения на развитие у ребенка внимания.

Вот некоторые из них:

«Корректор»

Предложите малышу побыть в роли корректора. На первых порах давайте ребенку задание найти в тексте определенную букву и отметить ее. Для более старших учеников можно подготовить текст с ошибками и попросить исправить их, попутно проговаривая правила русского языка, согласно которым должна быть написана та или иная буква.

Так в памяти ребенка зафиксируется и само правило, и верное написание слова. Хороший эффект дает такая корректировка текстов, написанных ранее самим школьником.

Игры на изменение состава предметов и логику

Игры типа «Что изменилось?»: ребенок в течение некоторого времени смотрит на последовательность предметов (рисунков, игрушек и т. д.), затем отворачивается, а родитель убирает один предмет либо переставляет предметы местами. Малышу-игроку предстоит определить, что же изменилось.

Всевозможные настольные игры на логику: ходилки, шахматы, шашки и нарды, даже «морской бой» - все они дадут положительный результат. Хороши также пазлы и конструкторы.

Кроме этого, внимание и навык письма можно развивать у ребенка и другими способами. Важнейший из них - чтение. Читайте вместе, по слогам и бегло, регулярно, с интересом. На прогулках замечайте вывески и объявления, ценники, определяйте, есть ли ошибки на них.

Помимо чтения и упражнений, безусловно, важно организовать школьнику правильный рацион и режим дня, игры на свежем воздухе, занятия танцами или спортом. Все это будет держать мозг в тонусе, при этом излишне не напрягая его, а это значит, что научить ребенка писать без ошибок получится быстрее.