Пирография искусство выжигания по дереву. Выжигание по дереву. Пирография или выжигание по деревянным доскам для серфинга от Питера Уокера

Пирография или искусство выжигания по дереву

Пирография или выжигание - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, довольно забытый, к сожалению, в отечественном мебельном и деревообрабатывающем производстве.

В английском языке пирография - pyrography или woodburning , нем. holz brandmalerei.

Выжигание осуществляется не только по древесине, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры - ткани, кожи, бумаге, картону и др.

Пирографическое изображение на древесине выглядит очень естественно и может обеспечивать высокое художественное впечатление. Многочисленные примеры высококачественной художественной пирографии можно посмотреть в Яндексе , на английском в Google и на немецком Google

Тематика выжигания может быть различной: знаки и символы, пиктограммы, орнаменты, шрифты, надписи, изречения, рисунки, карикатура, натюрморт, портреты, сюжеты и пр.

Изменение цвета древесины начинается при температуре более 150 оС. В старину для выжигания использовались специальные инструменты, подогреваемые на спиртовке или газовой горелке. Сейчас - удобные и недорогие электрические выжигательные приборы со сменными наконечниками различной формы и толщины. Детские и профессиональные в ыжигательные приборы несложно приобрести в художественных и хозяйственных магазинах.

Многие фирмы производят как малогабаритные, так и большие лазерные машины с ЧПУ, которые могут быть использованы для промышленного производства изделий из древесины мебели, игрушек и др. товаров широкого потребления. Лазерные гравировальные станки не требуют много места и удобны в эксплуатации. У них высокий КПД и они не потребляют много энергии. На фотографии справа изображен компактный лазерный станок. Любители ЧПУ их изготавливают самостоятельно из подручных материалов.




Ручной электрический прибор для выжигания по дереву Орбита
Комбинированный прибор для гравирования и выжигания Лазерный станок VL4050


Пирография, как и др. виды художественного творчества требует вкуса и определенных навыков. Ручная пирография - сравнительно трудоемкое дело и поэтому не может использоваться в массовом производстве мебели. Зато она приемлема производства мебели ручной работы, игрушек и сувениров.

Художественный эффект пирографического рисунка может быть усилен при помощи дополнительной росписи изделия красками.

Некоторые информационные ресурсы по пирографии (выжиганию)

Содержательная глава , посвященная выжиганию из учебника по труду для школьников 5 класса Выжигание по дереву
информационный портал для любителей пирографии
сайт http://pyrography-fireart.ru


В мире большого бизнеса. Выжигание по тыкве - это не серьезно, а очень серьезно!

Изд. Феникс, Ростов/Д, Тираж 5000, Год 2006, Страниц 221, ISBN: 5-222-08943-6

Great Book of Woodburning: Pyrography Techniques, Patterns and Projects for all Skill Levels, Lora Irish , изд. Fox Chapel Publishing Co, 2006 , 204 стр.

Pyrography Workbook: A Complete Guide to the Art of Woodburning, Sue Walters, изд. Fox Chapel Publishing Co, 2005 , 146 стр.

Мария Морозова

Выжигание по дереву , или пирография - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства . Это очень интересное творчество! Оно приносит радость как детям, так и взрослым. Очень многие настолько увлекаются этим искусством , что становятся профессиональными пирографами . Работа с выжигательным прибором , проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации.

Выжигание по дереву - это целая философия! Мастер-пирограф с помощью стихии огня и дерева выражает состояние своей души, свои мысли и чувства и воплощает их в материальном мире в виде произведений своего искусства . Кроме этого, сам кропотливый процесс работы с деревом можно сравнить с медитацией. Это художественное ремесло, которое берет начало со времен Древнего Египта. Кроме древних египтян, пирография также пользовалась популярностью у африканских племенных общин.

С помощью выжигания по дереву можно создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет - шкатулку , рамку для фотографий, разделочную доску и, даже, предметы мебели - табуретку, полку, стол.

Цель : Научить дошкольников технологии и приёмам выжигания по дереву .

Познакомить с устройством и принципом работы выжигательного аппарата , с правилами безопасности при работе с выжигательным аппаратом .

Расширить у детей запас знаний и умений по художественной обработке изделий из дерева , развить творческие способности.

Задачи :

Образовательные : Познакомить детей с аппаратом . Сформировать теоретические знания и практические навыки о процессе выжигания , различных приемах выжигания , техниках и мерах предосторожности при работе с выжигательным аппаратом .

Воспитательные : Развитие творческого мышления, воспитание эстетического восприятия окружающего мира. Воспитать способность доводить начатое дело до конца, усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Коррекционные : Развитие мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты :

Научить детей пользоваться выжигательным аппаратом . Применять различные техники выжигания . Развивать собственное мышление и сообразительность, умение применять свои знания на практике.

Материальное обеспечение занятия :

Электровыжигатель , карандаш, стерка и фанера.

Структура занятия .

Организационный момент : Знакомство с темой занятия . Организация рабочего места, необходимая расстановка инструментов, материалов и оборудования на столе. Техника безопасности.

Введение в тему :

Выжигание (пирография ) – один из видов декоративной отделки поверхности изделий из древесины. Украшенные выжиганием изделия пользуются спросом во все времена.

Приступая к выжиганию по дереву , необходимо соблюдать основные меры предосторожности :

Работать исправным прибором;

- Выжигать можно только по сухой древесине;

Не следует наклоняться близко к месту выжигания ;

Оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

Не пробовать пальцем, нагрелась насадка или нет;

Не подносить раскаленную насадку к лицу;

Не скручивать и не сгибать электрический провод;

Не допускать контакта раскаленной насадки с проводом.

Ход занятия.

Усаживаем детей за стол, напоминаем об осанке, о необходимости соблюдать правила поведения в кабинете. Знакомим с инструментами и материалами необходимыми на занятии .

Рассказываем детям о истории техники выжигания , различных видах выжигания , техниках выжигания и материалах применяемых при выжигании . Техники выжигания по дереву :

Силуэт – это очертание рисунка. Силуэт создается за счет контура, который затем заполняется внутри. Контур – это линия, очерчивающая форму изображенного предмета.

Бордюры - это разнообразные узоры и орнаменты. Бордюры могут служить рамкой для картин или самостоятельным декоративным элементом . Бордюр – это украшение по краям какого-либо предмета. Одни узоры состоят из листочков, цветов, веточек – это цветочный орнамент. Другие из квадратов, кругов, ромбиков. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании предметов. Штриховка – это изображение предмета с помощью идущих в различных направлениях тонких линий, не одинаковых по интенсивности цвета.

Рассказываем детям об устройстве и принципе работы выжигательного аппарата . Электровыжигатель состоит из вилки , трансформатора, регулятора напряжения, ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку, электрический ток по проводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощи регулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки : вправо-больше, влево-меньше.

Предлагаем посмотреть различные варианты образцов готовых изделий.

Приступаем к зарисовке рисунка. Наносим при помощи простого карандаша рисунок. Начинаем самостоятельно выполнять выжигание по нанесенному рисунку используем необходимые приемы, техники выжигания . Постоянно контролируем правильность выполнения задания.

5 часть. Завершаем выполнение занятия .

6 часть. Физкультминутка. Выполняем упражнения для отдыха глаз, рук, мышц шеи и спины.

7 часть. Итог. В ходе занятия мы познакомились с новой техникой художественного оформления изделия, с техникой выжигания по дереву .




Публикации по теме:

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть первая) часть 2 работа из личного опыта. Одним из важнейших средств эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть вторая) часть 1 из опыта работы. Новую форму работы с детьми подсказал наш современный век - это организация презентаций декоративно-прикладного.

Опыт работы по знакомству с декоративно-прикладным искусством казахского и русского народов Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения.

Дидактическая игра «Узоры России» по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством – «Городец»,.

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» Конспект Тема: Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома». Выполнила.

Наряду с резьбой, точением и мозаикой в русском народном творчестве развивалась техника выжигания по дереву. Зачастую она дополняла указанные виды творчества, но не менее удачно выжигание по дереву солировало. Об истории пирографии, многочисленных видах техники, в числе которых обработка трением и горячим песком, а также о перечне необходимых материалов и инструментов – читайте далее.

Вы узнаете о первой русской матрешке с выжженным рисунком, о том, как модернизировал пирограф 15-летний мальчик и о том, на чем сегодня пробуют вырезать новички.

История пирографии

Первые изделия, указывающие на то, что люди занимались выжиганием множество сотен лет назад, датированы 700 г. до н.э., и найдены они в Перу. Логично предположить, что пирография должна была интенсивно развиваться в стране, богатой деревом. Потому русские мастера не могли не оставить след в истории пирографии. Еще в 9-ом веке народные умельцы декорировали деревянные украшения выжиганием. Начинали выжигать огнем, затем – раскаленными гвоздями, специально заточенными металлическими стержнями.

Настоящего расцвета выжигание по дереву достигло в Средние века, в Европе, к примеру, оно стало настоящим искусством, а не просто народным творчеством. Но в России его все же можно было назвать промыслом.

Матрешки Богатыри. Сергиев-Посад.

Русскую историю выжигания по дереву невозможно представить без производства в Сергиевом Посаде «красных» ложек и братинов, солонок, разных стаканов и ковшей. В конце позапрошлого столетия в московской мастерской «Детское воспитание» появилась первая матрешка, и все 8 фигурок которой были обрамлены выжиганием.

Увы, но пирография была трудоемкой техникой, а так как спрос на матрешки был впечатляющим, мастерам пришлось отказаться от выжигания в пользу росписи. Но деревянные шкатулки и ларцы продолжили украшаться пирографическими узорами.

Выжигательная машина с большим набором наконечников, газовые и электропечи, горелки и кочерги были главными инструментами пирографов, пока в 20 веке не появился пирографический прибор с конструкцией паяльника. И это был настоящий прорыв, хотя техника была громоздкой и не самой безопасной. В 1962 году сын британского токаря Рой Чайлд задумал модернизировать пирограф. Он усовершенствовал выжигающую часть прибора, и все недостатки массивной техники фактически свел к нулю. Пирографы с раскаленной проволокой и пирографы с твердым наконечником используются и по сей день. Отрасль творчества продолжается развиваться и становится все более доступной, и для детского обучения в том числе.

Виды техники

Видов выжигания по дереву не так мало, и каждый имеет своих почитателей. Обычно мастер пробует одну технологию, а в ходе работы возникает интерес к новому опыту – так пирография становится большим увлечением, а, может быть, и работой.

Выжигание открытым пламенем

Открытым огнем пирографист равномерно обжигает поверхность работы – так он получает нужный фон. Обычно эту процедуру проводят с паяльной лампой. После такого действия на поверхности появляются желтые с коричневым оттенком полосы. На закопченной древесине ярче проступают контуры рисунка. Обжигание – процесс осторожный, пламя горелки должно едва затрагивать древесину.

Как происходит обжигание пламенем, можно посмотреть в видео-ролике.

У этого вида пирографии древние корни: когда-то умельцы обрабатывали дерево дымом. Сначала стамеской вырезался узор, потом чадящее пламя проходило по наклоненной поверхности дерева с равномерным ее закрашиванием. Так фон темнеет, и на нем образуется светлый узор.

Обработка горячим песком


Обожженное дерево

А этот способ задействуют для легкого окрашивания светлой древесины. Так ее оттенок становился более теплым. Мастер насыпает чистый песок в емкость, после чего нагревает его. Далее в нагретый песок переносят деревянное изделие, и оно меняет тон. Мастеру остается «выкопать» изделие из песка и посмотреть, дошел ли тон до нужного оттенка.

Солнечным лучом

Работа возможна в солнечную погоду. Берется фанера либо деревянная доска. Выжигательную линзу нужно расположить так, чтобы лучи солнца сфокусировались на поверхности доски. Линзу нужно двигать так, чтобы яркое пятнышко «ходило» по поверхности, оставляя след в виде выжженных линий. Не стоит ожидать от этой технологии тех же результатов, что от традиционной пирографии, но творческий опыт будет определенно интересным.

Трением

Есть мастера, которые любят заниматься декором изделия, буквально не отходя от токарного станка. В данном случае используется сила трения. Изготовленное изделие (но еще находящееся на шпинделе), будет основой, к которой прикладывают фрагмент дерева твердой породы. Верхний слой от самого трения обугливается, на нем появляется коричневая полоска.

Газовым резаком

Бутановый резак может дать хороший результат в выжигании, но такой пирографический способ трудно контролировать. Это эффективная работа, если вы собираетесь выжигать абстрактные фигуры. Также газовый резак можете взять в качестве прибора для заполнения фона либо, например, обжигания краев. Применяется в декорировании коробок, вывесок, рамок и сувенирных тарелок. Посоревноваться с ним может выжигание струной или нихромовым резаком.

Каллиграфия

Пирографическая каллиграфия – изящная и тонкая работа. Ее активно используют для оформления вывесок, плакатов, различных названий. Надписи мастер выписывает писчим пером, а также особыми каллиграфическими перьями. Это современное выжигание, ведь заданный текст набирается в текстовом редакторе, подбирается подходящий шрифт и кегль, текст распечатывается и переносится на проект.

Рельефная резьба

Пирография – отличный способ украсить предметы, что вырезают рельефно либо по кругу. Рельеф придает работе большей реалистичности. А так как в проф-наборах часто имеется косое перо, это удачный способ попробовать свои силы в выжигании мелкого рельефа. Если сильно нагреть острое прочное косое перо, оно станет комфортным инструментом для резки по дереву.

Материалы и инструменты

Подходящий холст для работы пирографиста – дощечки из мягких пород дерева (сосна, клен, липа, ясень, береза). Поверхность должна быть гладкой и ровной.

Что же до инструментов, то главным из них является пирограф.

Пирограф состоит из:

  • контрольно-управляющего модуля – это устройство управляет мощностью выжигателя;
  • рукоятки с пером – это и есть инструмент, который находится в руке мастера.

Есть модели, в которых обе части соединены, но они не могут похвастаться высокой мощностью и надежностью. Современные пирографы могут быть двух типов: с твердым пером и с проволочным пером. Но принцип их работы фактически идентичен, приборы работают только от электросети.

Пирографы оснащены набором насадок. Их можно сравнить с кистями художника. Приборы с проволочным пером имеют насадки, различимые по толщине наконечника. А пирографы с твердым пером имеют не только наконечники разных диаметров, но и насадки различных форм.

Наконечники бывают клиновидными, игловидными, коническими. А еще в арсенале мастера будут латунные печатки, оставляющие разного рода орнаменты и узоры на изделии.

Выжигание по дереву для детей

Опыт выжигания на дереве для ребенка – интересный, творческий и технически направленный труд. Но он требует неукоснительного соблюдения техники безопасности, контроля со стороны взрослых. Сам взрослый сначала показывает юному ученику, как на ровной и гладкой дощечке с помощью трафарета или эскиза, перенесенного через копировальную бумагу, получается красивая картинка.

В выжигании по дереву для детей есть строгие правила:

  • работать можно исключительно с сухой древесиной;
  • после того, как изображение перенесено на основу, сначала следует сделать точки, а уже потом соединить их по линиям;
  • если линия предполагается тонкая, прибор нужно передвинуть очень быстро;
  • работа всегда начинается с внешнего края, а потом автор медленно переходит к центру;
  • перед тем, как нанести новый штрих, соседний должен остыть;
  • когда поделка готова, имеет смысл пройтись по ней наждачной бумагой;
  • чтобы пирографическая картина выглядела изящнее, можно покрыть ее воском.

Приборы для выжигания продаются в магазинах творчества и детских супермаркетах. Проверьте перед покупкой, оснащен ли пирограф специальными элементами, которые защитят ребенка от ожогов. Обязательно в комплекте должна быть ручка-подставка и защита для рабочей зоны.

Очень удобно, что современные детские пирографы производители комплектуют эскизами и схемами, которые как раз подходят для начинающих творцов.

Скорее всего, начинающий пирографист устремляется в магазин товаров для творчества, чтобы выбрать подходящий и понятный в эксплуатации прибор.

  • Новичкам стоит обратить внимание на Qiddycome, Biltema, а также Weller, Stayer. Они оснащены фигурными насадками, а также тугоплавкими наконечниками.
  • Отдавайте предпочтение технике, в комплектации которой есть запасная игла.
  • Немаловажна и функциональность модели. Есть универсальные приборы, которые могут выжигать не только по дереву, но и по ткани.
  • Когда возникнет необходимость в приобретение более профессиональной техники, вам понадобятся корпусные штифты. А к ним придется купить и термокаустер с газовой горелкой.

Если не знаете, с чего начать и каким именно будет пирографическое изделие, присмотритесь к такому направлению, как выжигание на спиле дерева. Это очень красивые и лаконичные работы, которые пользуются немалым спросом и отлично декорируют современный интерьер. И для новичка это будет отличным началом, которое не заставляет ждать результатов.

Еще одна благодатная область творческого самовыражения – выжигание струной по дереву. Струна – это нихромовый резак, который помогает выводить изящные узоры. Это более сложное творчество, и требует определенного опыта. На видео показано, как выполнять данный вид выжигания.

А если хотите делать нечто уникальное, можно вспомнить уже подзабытое узкое направление, которое называется выжиганием по гитаре. Гриф на узорном пирографическом фоне выглядит шикарно, да и работа позволяет реализовать себя в редкой области.

Чем было продиктовано возникновение интереса к выжиганию много столетий назад, могут предполагать историки. А вот современный виток популярности пирографии можно объяснить запросом на ручное творчество, на декоративные вещи, которые хранят тепло рук мастера, а не почерк заводского конвейера. Мастерк-классы из интернета, привлекательные аккаунты пирографистов в соцсетях будут толчком к самостоятельным пробам. Быть может, увлечение перерастет в нечто большее. Удачного опыта!

Вконтакте

Искусство «рисования огнем» или просто выжигание по дереву появилось задолго до изобретения первых газовых горелок и появления электричества. Для декоративного оформления деревянных изделий использовались различные инструменты и приемы. Самый примитивный метод - металлический штырь с заостренным концом, который накаляли докрасна в горячих углях.

Со временем приспособления для выжигания совершенствовались и становились более практичными. И уже сегодня поклонники данного вида творчества могут использовать для рисования по дереву профессиональные инструменты - электрические пирографы со сменными латунными насадками или петлей из нихромовой проволоки. Однако для того, чтобы научиться выжигать сложные рисунки, потребуется изучить теоретические основы пирографии.

Как освоить сложные техники выжигания по дереву

Пирография имеет много общего с графическими изображениями, и опытные мастера, которые проводят мастер классы по выжиганию, рекомендуют новичкам использовать в качестве основы какую-нибудь гравюру. Только после того, как набьете руку, можно будет переходить к рисованию живописных полотен. Обратите внимание, что освоить технику выжигания по дереву, используя портреты или фотографии, крайне сложно, но при желании - можно. Только старайтесь не выбирать эскизы с большим количеством областей, которые потом придется затемнять.

Чтобы получить рисунок на древесине выжженный выжигателем (пирографом), нужно сначала перенести исходное изображение на подготовленную заготовку. Сделать это можно разными способами. Самый простой - процарапать выбранный эскиз гвоздем или другим острым предметом по деревянной поверхности. Но для этого потребуется использовать мягкие породы древесины. Также можно использовать трафарет.

Если в наличии только твердый материал, то копировальная бумага - оптимальный вариант. Однако у этого способа имеется один недостаток. «Жирная» копирка может оставлять на доске пятна и «разводы», которые сложно удалить аккуратно. В этом случае можно воспользоваться альтернативным вариантом - прозрачной папирусной бумагой. Кстати, многие опытные пирографисты, которые преподают уроки мастерства в учебных классах по выжиганию, используют именно этот способ.

Чтобы качественно перевести изображение на деревянную заготовку, вам необходимо тщательно прорисовать через черную копировальную или папирусную бумагу контуры, внутренние линии и отдельные штрихи. Когда фронт работ намечен, можно начинать выжигание по дереву. Чтобы получить более темный оттенок, увеличьте температуру накала инструмента. Обводите линии легким движением руки, без сильного давления и резких рывков. Избегайте длительных пауз в момент соприкосновения пера с деревом.

Рисовать пирографом можно разными способами. Если собираетесь выжигать эскизы с неровными краями, водите проволочной петлей или насадкой под небольшим углом к рабочей поверхности. Также можно выжигать штрихи последовательным способом, когда начало каждой новой линии является продолжением предыдущей. Потребуется немного потренироваться, чтобы освоить эту технику. Если нужно выжигать светлыми штрихами, просто переключите терморегулятор на минимум или же сократите время прожига.

Когда нужно нарисовать штрих или линию под углом, прорисовывайте их сверху вниз, не прожигая деревянную заготовку на всю глубину. Для создания рельефных рисунков сначала линии прорезают стамеской, столярным резцом или долотом, а только затем прорисовывают при помощи электрического пирографа.

Какие насадки лучше приобретать для «рисования»?

В отличие от выжигателей, в которых используется стандартная нихромовая проволока различная по толщине (0,3–1,5 мм), в комплекте с пирографом паяльникового типа предусмотрены дополнительные насадки из латуни, что позволяет выжигать по дереву оригинальные узоры и профессиональные картины. По умолчанию в пирографе стоит универсальная насадка, напоминающая «жало» паяльника. Она позволяет выполнять большинство работ и считается оптимальным вариантом для начинающих художников.

Перо прибора со скошенным наконечником пригодится, когда требуется нанести на отдельную область изображения легкий «налет» тени. Если планируете создать узоры, ажурные орнаменты или красивые надписи, используйте точечные насадки, которые могут быть разной толщины. Если нужно создать глубокие «прорези», то длинные иглы для этого подойдут идеально. Насадка-нож используется, чтобы прорезать четкие линии или, например, заплавить кончики нейлоновой ленты. Выжигание по дереву можно выполнять также разными фигурными штампами. Этот вариант подойдет для детей, которые еще не научились ровно обводить линии.

Как выжигать по дереву другими способами?

Популярны сегодня и альтернативные техники выжигания по дереву, для выполнения которых применяется не электрический пирограф, а другие инструменты. Наиболее популярным способом, который используется вместо классической пирографии - выжечь рисунок на поверхности из дерева при помощи газовой горелки. Этот метод позволяет создать плавные переход и эффект тени на изображении. Техника обжига древесины проста, но требует аккуратности и усидчивости.

Самый легкий способ для начинающих выжигателей - это «рисование» по дереву при помощи обычного увеличительного стекла. Но обязательным условием для «уличного» творчества является наличие солнечной погоды. Впрочем, нарисовать красивый узор не получится, поскольку контролировать траекторию движения выжигающего луча очень сложно. Ребенок с такой задачей точно не справится.

Альтернативой электрическому прибору для выжигания (пирографу) является горячий штемпель из металла, который нагревается до определенной температуры. Подобная техника «рисования» называется пиротипия, что переводится, как «огненная печать». И еще один популярный способ - выжигание трением. Работа выполняется на токарном станке столярным инструментом по дереву. Экстремальным способом для декорации деревянной заготовки считается выжигание кислотами. Однако этот вариант подойдет исключительно для опытных мастеров.

  1. Современный инструмент
  2. С чего начать
  3. Способы выжигания
  4. Инструкция для начинающих

Декоративное выжигание по дереву - искусство, появившееся в 700 году до н. э. В том или ином виде встречалось практически у всех народов. Родина - Перу. В Россию пришло в конце XX века. Техника применялась для украшения матрешек.

Первый инструмент, предназначенный для выжигания по дереву, работал на бензине. За счет этого топлива происходило накаливание платиновой иглы . Мастер, выжигающий узор на деревянной поверхности, был вынужден постоянно обеспечивать подачу горючего, управляя ножной педалью.

На смену выжиганию пришла декоративная роспись. Полюбившаяся многим техника отошла в тень, хотя преданные своему ремеслу мастера продолжили украшать шкатулки, сундуки, кувшины, другие деревянные предметы.

Современный инструмент

В СССР широко распространились кружки рукоделия. Школьники начали массово посещать уроки выжигания по дереву для начинающих. У многих и сейчас можно отыскать на кухне красиво украшенную разделочную доску. С появлением прибора нового образца выжигание стало доступным и безопасным. Сфера использования устройства постепенно расширилась. С его помощью стали украшать кожу, текстиль, костяные поверхности, бумагу.

Самый простой электровыжигатель состоит из:

  • понижающего трансформатора;
  • рукоятки;
  • насадок различного типа: перьев, нитей накаливания.

Электрический прибор для выжигания не всегда удовлетворяет конструкционным и функциональным наполнением. Некоторые предпочитают заменять встроенный реостат более надежным лабораторным трансформатором, позволяющим качественнее осуществлять выжигание картин с различной интенсивностью тона .

С чего начать

Начинать процесс необходимо со знакомства с тонкостями прикладного искусства. Нужно научиться правильно подбирать деревянный материал. Лучше отдавать предпочтение мягкой древесине лиственных пород. Хорошо подходит , липа, осина.

Одни виды деревьев выдерживают температуру в 250 °C, другие воспламеняются при 120 °C. Чем мягче древесина, тем качественнее и комфортнее выполняется выжигание.

Перед работой обрабатывается доска. Поверхность должна быть ровной. После этого с помощью трафарета, карандаша или ножа с тонким концом переносится изображение. Эскиз можно нарисовать и от руки.

Для выполнения сложного рисунка рекомендуется использовать копировальную бумагу. Чтобы поверхность поделки оставалась чистой, не пачкалась от копирки, рисунок можно перевести на прозрачную папиросную бумагу. Затем зафиксировать картинку на дереве или фанере. В качестве клеевой основы используется заваренный крахмал или пшеничная мука. Пирография выполняется непосредственно по папиросной бумаге, эскиз удаляется после выжигания.

Для начинающих художников проводятся мастер-классы, где можно научиться азам рукоделия, получить советы . Первой работой должен быть рисунок, для выполнения которого не требуется особых навыков. Используется инструмент, купленный в специализированном магазине. В продаже можно найти огромный выбор сменных скобок для выжигания из нихромовой проволоки диаметром 0,3–1,5 мм. Этот материал хорошо переносит термические нагрузки. Наконечники на выжигательный паяльник можно изготовить и самостоятельно из проволоки.

Под рабочий инструмент необходимо подготовить подставку из негорючего материала: керамическую тарелку, кружку, стакан из толстого стекла. Включать прибор нужно заранее, положив его на подставку: насадки нагреваются быстро.

Способы выжигания

К выжиганию на доске приступают после того, как паяльный элемент пирографа раскалится до требуемой температуры. Неравномерное прогревание наконечника в момент выжигания свидетельствует о неполадках инструмента или необходимости провести смену рабочей насадки. Чтобы избежать перегрева выжигателя, периодически его нужно отключать.

Стереть или удалить нанесенные линии невозможно - нужно избегать помарок, ошибок. Для удобства древесину фиксируют под наклоном, рабочей руке с выжигателем обеспечивают устойчивую опору.

Объем художественным работам придают с помощью оттенков. Их добиваются линиями разной толщины, различной интенсивностью прожига. Чем быстрее перемещается раскаленный наконечник по доске, тем тоньше получается выжженный контур. Регулировать оттенок рисунка можно варьированием температуры пера. Чем она больше, тем темнее получается узор. Выжигать необходимо легко, без натиска, резких толчков, долгих остановок.

Если нужно нанести штрих под углом, то его прорисовывают сверху вниз, не прожигают древесину на полную глубину. Можно предварительно формировать углубления долотом. Оформляют декоративный фон рисунка при помощи фигурных насадок.

Инструкция для начинающих

  • Необходимо занять удобное положение. Спина, шея, руки не должны уставать при работе. Доску располагают на столе таким образом, чтобы любой участок рисунка можно было легко достать.
  • Начинать рекомендуется с внешних линий: ошибки на них будут не так заметны (к тому же их можно зашлифовать). Затем следует сделать переход на основную часть рисунка, только после его завершения - к второстепенным фрагментам.

Производят выжигание сразу в нескольких участках холста поочередно.

  • После окончания выжигания можно раскрасить изображение или покрыть его лаком.

О чем нужно помнить во время работы :

  • Движения рук должны быть точными.
  • Скорость проведения инструмента по дереву, интенсивность нажатия влияют на толщину линии, глубину цвета.
  • Насадки на паяльник позволяют получать линии разной формы, толщины.
  • Насадки нужно периодически очищать от нагара шлифовальной колодкой.
  • К насадке во время работы следует прикасаться только пассатижами.