Почему люди строят зоопарки в городах. Зоопарки. Значение зоопарков. Зачем нужны зоопарки? Как формируется коллекция

Ирина Веригина
Организация исследовательского проекта «Зачем нужен зоопарк?»

Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление.

Исследовательский проект носит индивидуальный характер.

Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи .

Первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

На втором этапе ребёнок оформляет проект . Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребёнок .

Третий этап - защита проекта .

На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах .

Первый этап - подведение к теме проекта .

Проводится беседа с детьми о диких животных и среде обитания.

На столе разложены картинки с изображением диких животных, воспитатель задаёт вопрос : Кто изображён на картинках?

Дети : Дикие животные.

В-ль : Где живут дикие животные?

Дети : В лесу.

В-ль : А где мы ещё можем увидеть диких животных?

Дети : В зоопарке .

В-ль : Как животные попадают в зоопарк ?

Если дети затрудняются в ответе, воспитатель предлагает рассмотреть картинки, На которых изображены различные действия взрослых.

1. Охотники убивают взрослого животного и тем самым детёныши остаются одни.

2. Раненные животные не могут выжить в дикой природе и их отлавливают обученные люди и привозят в зоопарк .

3. Привозят экзотических животных с разных стран мира.

4. Специально разводят вымирающие виды животных.

После демонстрации картинок и выбранных ответов детей продолжается беседа.

В-ль : Скажите, а зоопарк хорошо или плохо для животных.

Дети : Хорошо - потому, что за животными ухаживают, лечат, кормят.

Плохо - потому, что животные сидят в неволе, в клетке.

И здесь подводится итог и ставится вопрос : "Зачем нужен зоопарк ?"

Далее задача детей провести исследование по данному вопросу и оформить с помощью родителей проект в виде альбома , так как ребёнок не может ещё писать он может зарисовать или вырезать картинки из старых журналов или газет и с помощью родителей зафиксировать полученные данные.

1 страница проекта "Зачем нужен зоопарк ?" красочно оформляется.

2 страница - раскрывает важность поставленного вопроса. Ребёнок самостоятельно должен провести опрос сверстников, знакомых и родителей и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов, данных сверстниками и родителями. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько разных точек зрения и одна из них должна принадлежать ребёнку.

Мама- Зоопарк нужен , потому, что - это убежище для вымирающего вида животных.

Брат - Зоопарк нужен , люди могут контактировать с животными, которые живут в далёкой Африке, куда мы не можем поехать.

Папа - Зоопарк - это тюрьма для животных, созданная на потеху людям. Папа говорит, что зоопарк не нужен .

Бабушка - Зоопарк нужен , потому что люди спасают раненных животных, которые уже самостоятельно не могут выжить в дикой природе.

Я сам - Зоопарк нужен , потому что диких животных можно спасти от вымирания, любоваться на экзотичесих животных.

3 страница проекта посвящается выбору наиболее правильного ответа с точки зрения ребёнка. Что я выбрал?

Ребёнок даёт оценку различным позициям участников проекта и выбирает наиболее правильную.

4 страница посвящается возможным способам проверки предложенного ответа. Ребёнок рисует способы получения информации которым он воспользовался : обращение к взрослому, сверстнику книге, интернет, просмотр телепередачи и т. п.

5 страница. Изображается результат проверки правильности ответа.

6 страница проекта посвящается тому , где можно применить данный исследовательский проект .

Публикации по теме:

Беседа для родителей «Зачем нужен дневной сон?» Беседа с родителями. Тема: Для чего ребёнку нужен дневной сон?". Сон для ребенка имеет огромное значение, во сне отдыхает его нервная.

Конспект занятия «Зачем нужен домофон» МДОУ компенсирующего вида №3 «Белочка» (для детей с нарушением речи) Конспект организованно - образовательной деятельности по.

Дорогие коллеги, представляю вам фотоотчёт проекта «Чудо-огород на окошке растёт», который является способом общения, обучения, взаимодействия.

Конспект о ООД в рамках исследовательского проекта «Секреты воды» ООД «Вода в доме» Цель: создать проблемную ситуацию, для постановки перед детьми цели узнать «секреты воды». Задачи: формировать представление.

Консультация для родителей «Зачем нужен логопед» Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё,.

Паспорт детского исследовательского проекта «Шоколандия» Детский исследовательский проект «Шоколандия» Авторы проекта: Смирнова Таисия, 5 лет, Ометова Алина, 5 лет, Алексеев Матвей, 5 лет. Руководитель:.

Презентация познавательно-исследовательского проекта «Что такое тень?» Познаем мир играя. Свет и тень - интересные факты. Старший дошкольный возраст Цель исследования:Рассмотреть природные и рукотворные источники.

Сохранит ли содержание в неволе животных на воле?

«Главной функцией всех зоопарков является сохранение видов. Зоопарк может содержать и изучать редкие и исчезающие виды животных, чтобы создавать искусственные популяции в неволе. То есть зоопарки — это генетические банки по сохранению редких и исчезающих видов животных путем содержания конкретных особей с целью получения от них потомства и дальнейшего развития их популяций в неволе», — считает заведующая секцией спецпроектов московского зоопарка Анастасия Честина.

Эксперт отмечает, сообщает РИА Новости, что некоторые редкие виды животных сохранились только в зоосадах. Например, гости столичного зоопарка могут увидеть лошадь Пржевальского или оленя Давида, которые не встречаются в дикой природе.

В то же время директор Зоологического музея МГУ им. Ломоносова Михаил Калякин считает, что основная функция зоопарков — просветительская: демонстрация животных людям.

«Зоопарк, на мой взгляд, — место публичное, в котором люди знакомятся с животными. Размножение животных ради их выпуска в дикую природу и показ публике — это две разные задачи, требующие несколько разных условий. Надо отделять зоопарки от питомников, где животные не подвержены стрессу из-за посетителей», — считает ученый.

Более радикальной позиции придерживается руководитель программ российского представительства Международного фонда защиты животных (IFAW) Анна Филиппова, которая считает, что зоопарки до сих пор выполняют лишь образовательную функцию.

«Зоопарки сделаны специально для просветительских и образовательных целей. На мой взгляд, до сих пор уместно говорить только об этой функции. Говорить о сохранении вида, мне кажется, некорректно. Они созданы, чтобы городские жители, у которых нет доступа к дикой природе, могли увидеть животных», — сказала Филиппова.

«Тихая гавань» или тюрьма?

Несмотря на то, что эксперты разошлись во мнении в отношении основной функции зоопарков, они едины в оценке условий содержания животных — они должны быть максимально приближены к естественной среде.

«Если зоопарк содержит животных в комфортных условиях, как, например, зоопарк Сан-Диего, где животные живут почти что в дикой природе, а люди ходят по выделенным им тропинкам, то это одно дело. А если животные сидят в клетках полтора на полтора метра с плохой кормежкой, — другое. Если зоопарк нормальный, то никаких особенных страданий животные не испытывают, а плюс гигантский, потому что живущие в городах люди после посещения зоосадов почувствуют причастность к сохранению дикой природы», — заявляет Калякин.

Честина отмечает, что в нормально обустроенных зоопарках животные получают сбалансированное питание, чего часто лишены в диких условиях, и находятся под ветеринарным контролем. Помимо этого подавляющее большинство обитающих в зоопарках животных — это обычно отнюдь не первое поколение рожденных в неволе зверей, птиц, пресмыкающихся.

Сохранением здоровья популяции животных в зоопарках занимаются международные кураторы, которые не только проверяют генетические связи отдельных особей, но и планируют дальнейшее развитие популяций в целом.

«Если все до сих пор переживают за Мариуса, то это гротескный, но частный случай, а не обычная для зоопарков практика. В метро один-два человека в год попадают на рельсы, но никто не предлагает закрыть метро. О случае с Мариусом следует говорить с психологами, специалистами по детской психологии, а еще стоит учесть, что традиции отношения к животным в Дании, кажется, не во всем соответствуют нашим», — считает директор Зоологического музея.

Из клетки на волю

Вернуть животных из зоопарков в естественную среду обитания практически невозможно, считают эксперты. Однако помочь решить проблему сохранения видов могут центры реабилитации и реинтродукции в дикую природу.

«Нет ни одного вида, который сохранился бы только благодаря содержанию в зоопарке. Животные должны иметь возможность спокойно размножаться без публики, а это работа центров по реинтродукции и разведению», — считает Калякин.

Такие центры действуют в России, однако их немного, и большинство из них сталкиваются с серьезной нехваткой финансирования, отмечает Филиппова. Например, в Тверской области существует медвежий питомник, работники которого выхаживают медвежат-сирот, после чего выпускают подросших и окрепших зверей на волю. Под Владивостоком действует центр спасения тюленей, который создала художница Лора Белоиван, и который держится на волонтерской помощи и частных пожертвованиях. Единственный реабилитационный центр, который получил государственную поддержку, сообщает эксперт IFAW, — это центр амурских тигров на Дальнем Востоке.

В то же время Честина уверена, что животные из зоопарков могут помочь восстановить популяцию, однако такая работа потребует не менее десяти лет и глубоких исследований.

«Сейчас идет программа по реинтродукции переднеазиатского леопарда, используя особи из разных зоопарков. Проблема реинтродукции решается очень долго — нужны десятки лет. Необходимо, чтобы была сохранена природная среда существования этого вида, чтобы она была малонарушенной. Необходимо проводить работу с местным населением», — отмечает специалист московского зоопарка.

На заставке фото с сайта www.moscowzoo.ru

Недавний случай в Калининградском зоопарке, где посетители довели акулу до нервного срыва, стал поводом для очередного опроса Института Общественного Мнения «Анкетолог».

С 4 по 11 декабря 1102 жителя России из 9 федеральных округов ответили на вопросы онлайн-анкеты, посвященной зоопаркам и отношению к животным, которые в них содержатся, а также оценке этого случая.

Пойдем в зоопарк...

Только 3% Интернет-аудитории ни разу не посещали зоопарк, а 9% бывали там всего однажды. Подавляющее число интернет-пользователей посещали зоопарк несколько раз (88%).

Поскольку наибольшее число интернет-пользователей - это жители больших городов, то ответы на следующий вопрос выглядят вполне логично. Так, 42% отметили, что посещали зоопарк в своем городе. По 18% набрали ответы в соседнем городе, а также соседнем и/или удаленном регионе.

Вред и польза зоопарков

За последние несколько лет многие экологи и поборники прав животных выступают за отказ от традиционных зоопарков, где животные содержатся в клетках, и их понять можно. Но мы решили выяснить, усматривают ли пользователи Рунета какой-либо вред от посещения зоопарков для человека.

70% респондентов заявили, что зоопарки приносят безусловную, либо значительную пользу. По мнению 16% опршенных пользы и вреда примерно поровну. Среди тех, кто настаивает на вреде зоопарков для человека (5%), большинство придерживается точки зрения, что посещение этих мест досуга негативно сказывается на поведении человека.

Представители Интернет-аудитории видят основную пользу зоопарков в их просветительской деятельности. Например, в том, что они знакомят людей с животным миром (81%). Еще для 10% респондентов зоопарк - это место, где можно расслабиться и отдохнуть, а для 7% посещение зоопарка - это развлечение, веселое времяпрепровождение.

Канарейка в сибирских широтах

Представители Рунета, как оказалось, не очень обеспокоены тем, как экзотические животные переносят климат российских зоопарков: 45% респондентов считают, что зоопарки должны представлять максимально возможное количество видов. Тем не менее, 30% полагают, что содержаться в зоопарках должны животные, обитающие в природе в этом же климатическом поясе, либо те, кто хорошо переносит смену природных условий.

13% респондентов скорее сторонники качества, а не количества - они считают, что зоопарк может представлять небольшое количество животных, но должен обеспечивать близкое общение посетителей с обитателями зоопарка. Кое-кто из респондентов придерживается мнения, что зоопарков вообще не должно существовать.

У клетки с животным

Как заявляют респонденты, посещая зоопарк, они обычно не кормят животных (51%), а если хотят их угостить, то в большинстве случаев используют специальный корм, который дают или продают в зоопарках (38%). Только 8% представителей Интернет-аудитории когда-либо кормили животных обычной едой, которую едят сами. 2% ответивших на анкету людей использовали в качестве лакомства для обитателей зоопарка корм для кошек, собак и других животных.

Всем респондентам был задан вопрос о том, считают ли они обычную еду, снеки подходящей пищей для животных, содержащихся в зоопарке. Оказалось, что 19% респондентов считают, что особого вреда такие угощения обитателям зоопарка не принесут, хотя 73% российских Интернет-пользователей уверены в обратном.

По словам участников исследования, при посещении зоопарка они вели себя достаточно «прилично». Семь человек из десяти никогда не предпринимали никаких действий по привлечению внимания животных в зоопарке, а вот треть респондентов призналась, что кое-что из из нижеперечисленного они делали.

63% респондентов придерживаются мнения, что такие действия скорее всего или верятнее всего могут оказаться вредными для животных, а 24% - что эти действия скорее или полностью безвредны.

Случай в зоопарке

Задавая различные вопросы о посещении зоопарков, мы постепенно подводили респондентов к кульминационному блоку, а именно отношению к случаю в Калининградском зоопарке.

Напомним, что посетители Калининградского зоопарка, пытаясь привлечь внимание акулы, настойчиво стучали по стеклу аквариума, чем довели ее до бешенства. Не выдержав беспрерывного шума, полуметровая рифовая акула начала метаться по аквариуму и биться о стены. Позже ветеринары констатировали, что у нее повреждены нос и глаз.

Ихтиологи приняли решение временно изолировать пострадавшее животное от посетителей. Аквариум закрыли, а сотрудники зоопарка начали добавлять в воду специальные успокаивающие и антисептические препараты.

Этот инцидент в той или иной степени оказался знаком 80% респондентов. Впервые услышали о нем только 20%.

Кто виноват и что делать

На взгляд 71% представителей Интернет-аудитории в инциденте следует винить, прежде всего, посетителей зоопарка, стучавших по стеклу аквариума, хотя и с работников зоопарка никто ответственности не снимает (22%).

Для тех респондентов, которые считают виновными в инциденте местную власть и персонал зоопарка, был задан вопрос о том, какие карательные меры должны быть применены к последним. Самыми распространенными ответами стали штраф в пользу зоопарка (27%), административная ответственность (19%) и увольнение/понижение в должности ответственных лиц.

Посетителей зоопарка подавляющее большинство респондентов предлагает наказывать штрафом (73%).

Представителям Интернет-аудитории было предложено выбрать меру, которая, на их взгляд, наиболее эффективно предотвращала бы подобные случаи в будущем. Респонденты считают, что самой действенной мерой будет повышение общей культуры населения страны, воспитание более бережного отношения к животным. На последнем месте оказалась просветительская работа сотрудников зоопарка, объяснение правил поведения при его посещении.

Наталья Зворыкина
Занятие-исследование ООД «Зачем нужны зоопарки»

Цель занятия : выяснить для чего нужны зоопарки ? (сохранение редких видов животных, знакомство с разнообразием животного мира)

Задачи :

Дать представление о роли зоопарков в современном мире ;

Дать понятие «зоопарк » , «Красная книга» , «вымирающее животное» , «вольер» ;

Обобщить знания детей животных об их домах;

Сформулировать причины, из – за которых животные попадают в зоопарк ;

Развивать связную речь детей;

Развивать у детей любознательность, фантазию, логическое мышление, желание творить;

Продолжать прививать детям любовь к природе, желание заботиться, охранять и сохранять все, что нас окружает;

Материалы для занятия :

1. Иллюстрации по теме занятия ,

2. «Красная книга» ,

3. Дидактическая игра «Кто где живет?» ,

4. 20 альбомных листов 15*15,

5. Кисти, краски акварельные и гуашевые,

6. Мелки, фломастеры,

7. Лист ватмана для создания коллективной работы «Детский зоопарк » ,

8. Фланелеграф,

9. Карточки – схемы.

Ход занятия:

Дети проходят в группу и присаживаются на стульчики. На столе заранее приготовлены и разложены иллюстрации животных и их «домики» .

В : Скажите, пожалуйста, ребята, где вы живете?

В : Давайте поиграем в игру «Найди домик для животного» ?

В : Проходите к столу и попробуйте отыскать домик для каждого животного :

Лисица, барсук, бурундук в норе живут;

Медведь, волк, снежный барс, тигр живут в пещере, логове, берлоге;

Белка, сова живут в дупле;

Орел, журавль и аист живут в гнезде;

Корова живет в сарае, коровнике;

Собака живет в конуре;

Орангутан, обезьяны, коалы живут на деревьях.

В : Молодцы, вы правильно отыскали для всех животных их домики, а какие вы еще домики знаете?

Д : бобр – в хатке, запруда,

Человек – в доме, в квартире,

Муравей – в муравейнике,

Улитка – в раковине,

Рыбки - в аквариуме,

Скворец – в скворечнике,

Ласточки и стрижи в норках у рек живут.

В : А где живут животные, если с их домом произошла какая – то беда?

В : А вы были когда – нибудь в зоопарке ?

В : Что или кто вам там понравился?

В : За какими животными вы наблюдали в зоопарке ?

В : Знаете ли вы, что такое зоопарк ?

В : Правильно, зоопарк – это дом для животных, где о них заботиться человек. Зоопарки имеются во многих городах мира. И взрослые, и дети любят их посещать. Ведь только в зоопарках можно вблизи увидеть животных со всего света. На воле животных видят лесники, ученые и очень осторожные люди. Очень редко мы можем встретить в лесу лису, ежа, зайца, так как дикие звери избегают встреч с человеком, стараются спрятаться, затаиться или убежать.

В : Ребята, а вы знаете, как животные попадают в зоопарк ?

В : Есть люди, которые специально занимаются отловом животных для зоопарков . Они хорошо знают не только места, где живут животные, но и их повадки : где они кормятся, куда ходят на водопой, где прячутся, подстерегают добычу, или просто отдыхают или спят. Мелких животных охотники ловят в силки, на приманку; в крупных животных ловцы – охотники стреляют из специальных ружей, но не пулями, а специальными шприцами с лекарством, снотворным, и через небольшой промежуток времени животное засыпает на несколько часов. К нему подгоняют грузовик, грузят в клетку и отправляют на поезде, в самолете, на поезде или на корабле в зоопарк , которому он нужен. Очень часто бывает, что работники зоопарков обмениваются животными, так как при соблюдении всех условий и хорошем уходе у животных рождаются детеныши. В зоопарках работает много людей : это – зоологи и ветеринары, которые кормят животных и ухаживают за ними, сторожа и повара, и многие другие; они стараются сделать так, чтобы диким животным в неволе жилось хорошо, чтобы у них было много корма, чистые и просторные вольеры для прогулок, уголки для сна и отдыха, где они могли бы укрыться от посетителей, побыть в одиночестве. Для животных из жарких стран сооружаются теплые клетки. Работники зоопарков знают , какой корм и сколько его нужно каждому из животных . В зоопарках вывешиваются таблички, на которых написано : «Посетителям запрещается кормить животных» .

В : Как вы думаете, почему нельзя кормить животных?

В : Верно, мы не можем знать, какая пища полезна животному, а какую ему нельзя давать, от нее он может заболеть. Кроме того, в зоопарке животным дают столько еды, сколько им нужно , чтобы быть здоровыми, хорошо себя чувствовать. К сожалению, среди посетителей зоопарков встречаются неразумные, невоспитанные люди. Они дразнят животных, бросают им в клетки опасные предметы, которыми они могут пораниться или отравиться. Несмотря на предупредительные таблички, они подходят к клеткам очень близко и даже перелезают через заградительные барьеры, и могут стать добычей и даже пострадать.

В : Ребята, а вы знаете, как нужно себя вести в зоопарке ?

В : Давайте сформулируем правила поведения в зоопарке : (правила вывешиваются постепенно на доску)

Не кричать,

Не шуметь,

Не бросать в клетки посторонние предметы,

Не кормить животных ничем,

Не совать в клетки никакие части тела,

Не трогать запоры на клетках,

Итог : быть вежливым и воспитанным человеком!

В : Молодцы, вы правильно все сказали. Вы узнали, как живут животные в зоопарке , а знаете ли вы, что такое «Красная книга» ?

В : Все верно, «Красная книга» - это книга, куда заносят растения и животных, которые находятся на грани вымирания, которых осталось очень мало, которых нужно охранять . В ней есть животные и нашей области (привести примеры) .

В : Ребята, а как вы думаете, почему животных становится все меньше на нашей планете?

В : Правильно, есть несколько причин, из – за которых животные вымирают : (причины также постепенно вывешиваются на доску)

Браконьерство (незаконный отстрел, отлов)

Загрязнение воды, воздуха, почвы;

Вырубка лесов, джунглей;

Строительство объектов в прибрежных зонах, в природных зонах;

В : Все работники зоопарков считают своим самым важным делом – сохранение редких и исчезающих животных, возрождение их в зоопарках .

Ребята, давайте подведем итог : зачем же нужны зоопарки ?

В : Вы все правильно сказали. А давайте сделаем свой маленький зоопарк , у нас в группе?

В : У меня уже приготовлены вольеры для животных, вам нужно только нарисовать животных, которые будут жить в нем. Согласны?

В : Приступайте к работе

Дети начинают работу, по окончании животные помещаются в клетки и подводится итог занятия .

После окончания занятия в группе оформляется «Детский зоопарк » .

В 2018 году открывается новый просветитель-ский проект для взрослых — Академия Московского зоопарка. В ней будут курсы для киперов, руководителей зоопарков, школьных учителей био-логии и владельцев домашних животных. Мы попросили старейших сотрудников Московского зоопарка и будущих препо-давателей Академии рассказать о том, зачем городу зоопарк, что в нем самое главное и почему работа в нем — призвание.

Когда появились современные зоопарки

Собирать и демонстрировать публике диковинных зверей люди полюбили еще в древности, но началом именно зоопарковского дела можно назвать появление Обществ акклиматизации, которые занимались изучением и введением в сельско-хозяйственную культуру новых видов и пород животных, привезен-ных из дальних стран. Благодаря Обществам появилась идея зоологического сада. Первый открылся в 1765 году в Вене, а второй в 1794-м — в Париже. В XIX веке зоологи-че-ские сады появляются в Европе один за другим. Животных там по-преж не-му держат в тесных клетках, но идея развлечения публики уже не основная: главным становится изучение животных.

О своих любимых животных и о том, почему Москве мало одного зоопарка, рассказывает Наталья Рубинштейн, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1972 года Arzamas

Следующая революция в зоопарковском деле произошла в начале XX века благодаря Карлу Гагенбеку Карл Гагенбек (1844-1913) — немецкий коллекционер диких животных, предприниматель, основатель Гамбургского зоопарка. . Он принципиально изменил подход к содержа-нию животных. В своем зоопарке в Гамбурге он старался показывать животных в больших вольерах с живыми растениями, без решеток, в условиях, похожих на природные. Посетители зоопарка Гагенбека впервые могли наблюдать более-менее естественное поведение его обитателей. К середине века многие европейские зоопарки стали работать по тем же принципам.

Кроме того, в 1930-х годах люди поняли, что природные ресурсы исчерпаемы и что животных нужно сохранять. Появилась новая наука — зоопарковская биология, которая изучает и разрабатывает методы оптимального содержания диких животных в неволе.

Заведующий научно-методическим сектором Московского зоопарка Владимир Фролов рассказывает, как он попал в профессию, что самое интересное в зоопарке и почему туда надо ходить зимой. В зоопарк он пришел еще школьником — в 1961 году Arzamas

Огромное влияние на концепцию современных зоопарков оказал зоолог и писатель Джеральд Даррелл Джеральд Малкольм Даррелл (1925-1995) — английский натуралист, писатель, основатель Джерсийского зоопарка. . В 1959 году он создал свой зоопарк на острове Джерси. Главной своей задачей Даррелл считал разведение редких и исчезающих видов живот-ных, с тем чтобы потом возвращать их в природу. Для этого в 1963 году он основал Джерсийский фонд сохранения диких животных 26 марта 1999 года был переименовал в честь своего основателя — Фонд охраны дикой природы имени Даррелла. , благодаря кото-рому многие виды удалось спасти от полного исчезновения.

На сегодня в мире насчитывается несколько тысяч зоопарков. Больше всего (почти половина) — в Европе, 20 % в Северной Америке, 17 % в Азии, 7 % в Австралии, 6 % в Южной Америке, 3 % в Африке. В России сейчас около 70 зоопарков.

Почему современный зоопарк — это музей и зачем он нужен

Чем занимаются музеи? Они собирают коллекцию, сохраняют ее, изучают и экспонируют. Зоопарки делают то же самое, только экспонаты здесь живые. Посетители видят часть коллекции: как и в любом музее, в зоо-парке есть фонды, где и происходит основная научная работа. В первую оче-редь в запас-никах содержатся малоизученные или плохо размножающиеся в неволе виды. Они могут быть совершенно непривлекательными для публики, но представ-лять огромный интерес для специалиста. В Московском зоопарке экспонирует-ся примерно половина из более чем 1000 видов.

О том, как себя чувствуют животные в вольере, совы в «Гарри Поттере» и белые медведицы после родов, рассказывает Владимир Остапенко, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1978 года Arzamas

Современные зоопарки решают множество задач одновременно. Одна из основных (помимо, разумеется, просвещения) — сохранение биоразнообра-зия Земли: в некоторых случаях сохранившиеся в зоопарках популяции уже стали единственным резервом для спасения вида. Так произошло, например, с лошадью Пржевальского, которая к 1950-м годам полностью вымерла в природе, а теперь ее снова возвращают в монгольские степи. Благодаря зоопаркам удалось спасти от полного исчезновения оленя Давида , белого носорога , аравийского орикса , зубра, гавайскую казарку , лайсанского чирка и многие другие виды.

Кто придумал Московский зоопарк

Московский зоопарк — один из старейших в Европе. Он был основан в начале 1864 года Русским Императорским обществом акклиматизации животных и растений и назывался тогда зоосадом. Идея принадлежала трем профессорам Московского университета — Анатолию Богданову, Сергею Усову и Карлу Рулье. Рулье был первым директором Общества акклиматизации и главным инициатором создания зоопарка, хотя и не дожил до открытия своего детища. По замыслу создателей, зоосад должен был быть общедоступным научным и образовательным учреждением.

О посетителях, киперах и обезьянах рассказывает Елена Мигунова, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1997 года Arzamas

На момент открытия зоосада в нем обитало около 300 диких и домашних животных, в основном представители российской фауны и несколько экзо-тических видов: два льва, два тигра, ягуар, леопард, носорог, аллигатор. Среди покровителей зоосада были члены царской семьи: например, царь Александр II подарил ему индийского слона, а великий князь Константин Николаевич — носорога.

Кроме диких животных, в зоосаде было много и домашних, его сотрудники занимались акклиматизацией иностранных породистых зверей и птиц, исполь-зовали их для улучшения российских пород, которых здесь же и выводили.

О нелюбви к шимпанзе, отданных моржах и реконструкции рассказывает Владимир Спицин, президент Московского зоопарка, проработавший его директором 37 лет Arzamas

После революции, в 1919 году, зоосад был национализирован и вскоре стал называться зоопарком. В 1927 году открылась Новая территория. Там зверей держали не в клетках, а по-современному — в больших просторных вольерах, отделенных от зрителей рвом с водой. Во время войны, хотя многих животных и пришлось эвакуировать, зоопарк продолжал работать: с 1941 по 1945 год его посетили более 6 миллионов человек.

В 1970-80-х годах зоопарк стал ветшать и разрушаться. Перекрытия были настолько плохи, что из террариума, расположенного на втором этаже «Острова зверей», на головы живущих на первом этаже амурских тигров падали лягушки. В 1991 году в зоопарке началась большая реконструкция, которая длилась шесть с половиной лет. Одновременно с этим в Подмосковье строился зоопитомник, на огромной территории которого теперь живут и размножаются особенно редкие и ценные виды.

Как формируется коллекция

Сейчас большинство животных, которых можно увидеть в зоопарках, живут в неволе уже во втором, третьем и четвертом поколении. Зоопарки постоянно обмениваются животными, но разведение находящихся под угрозой исчезновения видов координируется международными и регио-нальными программами размножения. Сейчас небольшие зоопарковские популя-ции очень редко пополняются новыми животными из природы, поэтому велик риск их вырождения. Чтобы этого не происходи-ло, в специаль-ных племенных книгах фиксируются все родственные связи животных того или иного вида в зоопарках мира. Когда животных, которые появляются на свет в одном зоопарке, передают в другие, координаторы этих программ подбирают пары так, чтобы не происходи-ло близкородственных скрещиваний.

О том, кто должен работать в зоопарке и как нужно показывать животных посетителям, рассказывает Татьяна Вершинина, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1960 года Arzamas

Из природы в зоопарки попадают в основном те животные, кто не может там выжить самостоятельно: осиротевшие детеныши или травмированные особи, которые на воле погибнут. Такие животные, приносящие в зоопарковские популяции новые гены, — большая ценность.

В современном мире статус зоопарка определяется не количеством содержа-щихся или экспонирующихся в нем зверей: коллекция не обязательно должна быть большой, она должна быть грамотно составленной, а главное — животные должны чувствовать себя там комфортно.

Съемки Антон Моисеенко и Николай Световидов

Монтаж Антон Моисеенко

Продюсер Катя Ламм

Материал подготовлен при поддержке Академии Московского зоопарка, нового образовательного проекта для взрослых.

Академия Московского зоопарка создана для обучения зоопарковскому делу, повышения квалификации школьных учителей биологии и воспитания осознанного отношения к уходу за домашними питомцами.