Поклоняется истуканам. Азбука спасения - идолопоклонство. ТаНаХ об идолопоклонстве

Что такое идолопоклонство?

Что такое идолопоклонство и как оно влияет на поклонение Богу? Формы идолопоклонства и как Библия объясняет бессмысленность идолопоклонства.

Идол, идолопоклонство

Идол - это изображение или символ чего-либо материального или воображаемого, которые являются предметом восторженного преклонения.
Идолопоклонство - это почитание идола, любовь к нему, поклонение ему или восхищение им. Как правило, идолопоклонство обращено к высшей силе,
реальной или воображаемой.

Эта сила может быть как одушевлённой например, человек, животное или организация, так и не одушевлённой например, сила природы или
безжизненный предмет. Обычно идолопоклонство выражается в какой-либо форме и связано с определёнными обрядами и ритуалами.

В еврейском языке для обозначения идолов использовались слова, которые указывали на способ их изготовления, на их никчемность или же выражали
презрение к ним.

Некоторые из этих слов переведены на русский язык как «резное изображение» букв. «что-то вырезанное»; «литая статуя», «литое изображение», «литой
идол» букв. «что-то вылитое или отлитое»; «никчемный идол» букв. «суета»; «отвратительный идол» и «омерзительный идол». Греческое слово, которое
часто переводится как «идол»,- это э́йдолон.

Не все изображения идолы

Божий закон, запрещавший делать изображения (Исх 20:4, 5), не подразумевал, что нельзя было делать никаких изображений и изваяний. На это указывает то, что позднее Иегова Бог повелел сделать на крышке ковчега двух золотых херувимов, а также вышить херувимов на внутренней стороне десяти полотнищ, из которых был сделан священный шатёр, и на занавесе, отделявшем Святое от Святого святых (Исх 25:18; 26:1, 31, 33).

Также и в храме Соломона, построенном по чертежам, которые под вдохновением от Бога получил Давид (1Лт 28:11, 12), стены были украшены резными изображениями херувимов, пальм и цветов.

В Святом святых этого храма стояли два покрытых золотом херувима из масляного дерева (1Цр 6:23, 28, 29). Литое море покоилось на 12 медных быках, а
на боковых стенках медных тележек, которые использовались в храме, были изображены львы, быки и херувимы (1Цр 7:25, 28, 29). На ступенях, которые вели к престолу Соломона, стояло 12 львов (2Лт 9:17-19).

Однако эти изображения не были идолами, они не предназначались для поклонения. Изображения внутри священного шатра и позднее храма видели
только священники во время служения. В Святое святых входил только первосвященник и только в День искупления (Евр 9:7).

Поэтому не существовало опасности, что израильтяне станут поклоняться золотым херувимам, находившимся в святилище. Эти изображения были лишь
символом небесных херувимов. (Ср. Евр 9:23, 24.)

И так как нельзя было поклоняться самим ангелам, то тем более не следовало почитать их изображения (Кл 2:18; Отк 19:10; 22:8, 9).

Конечно, иногда изображения, созданные не для того, чтобы им поклонялись, становились идолами.

Например, израильтяне стали поклоняться медной змее, которую сделал в пустыне Моисей, и поэтому верный Богу царь Езекия раздробил её (Чс 21:9;
2Цр 18:1, 4).

Ефод, сделанный судьёй Гедеоном, оказался «западнёй» для него и его домашних (Сд 8:27).

Изображения как помощь в поклонении

Писание не разрешает использовать изображения как помощь для обращения к Богу в молитве. Такое использование изображений противоречит принципу, согласно которому желающие служить Иегове Богу должны поклоняться ему в духе и истине (Ин 4:24; 2Кр 4:18; 5:6, 7).

Он не терпит никакого смешения истинного поклонения с идолопоклонством. Это видно из того, что он осудил поклонение телёнку, хотя израильтяне и связали такое поклонение с его именем (Исх 32:3-10).

Иегова Бог не делится своей славой с резными изображениями (Иса 42:8).

Нигде в Писании не упоминается о том, что верные служители Иеговы использовали какие-либо предметы, чтобы с их помощью молиться Богу или
поклоняться ему.

Однако некоторые указывают на Евреям 11:21, где, согласно католическому переводу «Дуэская Библия» (Douay Version), говорится: «Верой Иаков, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа и почтил верх его посоха».

В сноске к этому стиху сказано, что Иаков «оказал относительную честь и почтение верху посоха Иосифа», и отмечается: «Некоторые переводчики, не
признающие такого относительного почитания, искажают этот стих, переводя его как „поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха“».

Но такой перевод и подобные ему не искажает текст, как утверждается в этой сноске, а согласуется со смыслом еврейского текста в Бытии 47:31 и принят
даже в некоторых католических переводах, в том числе в «Иерусалимской Библии» (JB).

Формы идолопоклонства

Идолопоклонство, о котором говорится в Библии, включало в себя такие отвратительные дела, как сакральная проституция, принесение в жертву детей,
пьянство и самоистязание до крови (1Цр 14:24; 18:28; Иер 19:3-5; Ос 4:13, 14; Ам 2:8).

Идолов почитали тем, что ели и пили на праздниках и церемониях в их честь (Исх 32:6; 1Кр 8:10), им кланялись и приносили жертвы, перед ними пели и танцевали, их даже целовали (Исх 32:8, 18, 19; 1Цр 19:18; Ос 13:2).

Кроме того, идолопоклонники накрывали столы для ложных богов (Иса 65:11), приносили питьевые приношения, жертвенные лепёшки и возносили жертвенное курение (Иер 7:18; 44:17), а также устраивали церемониальные плачи (Иез 8:14).

Одна из возможных причин, по которым Закон запрещал израильтянам определённые действия, состояла в том, что они были связаны с
идолопоклонством, распространённым среди соседних народов.

Например, израильтянам запрещалось делать себе татуировки, делать на теле нарезы, сбривать брови, стричь коротко виски и портить край бороды (Лв 19:26-28; Вт 14:1).

Идолопоклонство может принимать и более скрытые формы. Среди них жадность (Кл 3:5). Жадный человек начинает любить уже не Творца, а то, чего
страстно желает.

Таким образом желаемое фактически становится для него идолом. Вместо того чтобы верно служить Иегове Богу, человек может стать рабом своего живота, то есть плотского желания, и сделать его своим богом (Рм 16:18; Фп 3:18, 19).

Так как любовь к Творцу доказывается послушанием ему (1Ин 5:3), к идолопоклонству приравниваются мятеж и самонадеянность (1См 15:22, 23).

Идолопоклонство до Потопа

Идолопоклонство зародилось в невидимой сфере. Одно облечённое славой духовное создание, движимое жадностью, развило в себе настолько сильное
желание стать подобным Всевышнему, что отдалилось от своего Бога, Иеговы, и восстало против него (Иов 1:6-11; 1Тм 3:6; ср. Иса 14:12-14; Иез 28:13-15, 17).

Первым человеком, виновным в идолопоклонстве, была Ева. Она захотела съесть запретный плод, и это неправильное желание побудило её нарушить
Божью заповедь. Когда Адам позволил эгоистичному желанию стать сильнее любви к Иегове и затем ослушался его, он также стал идолопоклонником (Бт
3:6, 17).

Со времени мятежа в Эдеме лишь немногие люди не осквернили себя поклонением идолам.

Когда жил внук Адама Енос, идолопоклонство стало проявляться в том, что люди «начали призывать имя Иеговы» (Бт 4:26).

Ясно, что они не призывали Иегову с верой, как это делал праведный Авель за много лет до того, за что его и убил его брат Каин (Бт 4:4, 5, 8).

Очевидно, во времена Еноса люди стали неправильно использовать имя Иеговы Бога, и это было некой формой ложного поклонения. Возможно, люди называли именем Иеговы себя или других людей через которых они якобы поклонялись Богу или идолов считая их видимым средством, помогавшим им поклоняться невидимому Богу.

В Библии не сообщается, насколько широко распространилось идолопоклонство в период времени со дней Еноса до Потопа, но положение, несомненно, постоянно ухудшалось, так как в дни Ноя «Иегова увидел, что люди на земле погрязли в пороке и что все мысли их сердца постоянно направлены только на зло».

Этому способствовали не только грешные склонности людей. Сильное пагубное влияние на мир того времени оказывали материализовавшиеся ангелы,
вступавшие в интимные отношения с человеческими дочерьми, и их гибридные потомки, нефилимы (Бт 6:4, 5).

Идолопоклонство во времена патриархов

Хотя в Потопе погибли все люди, занимавшиеся идолопоклонством, оно появилось вновь. Во главе возродившегося идолопоклонства стоял Нимрод,
«сильный охотник, противящийся Иегове» (Бт 10:9).

Без сомнения, именно под руководством Нимрода началось строительство Вавилона и его башни по-видимому, зиккурата, предназначавшегося для
идолопоклонства.

Иегова Бог расстроил планы строителей, смешав их язык. Перестав понимать друг друга, они прекратили строить город и рассеялись.

Однако идолопоклонству, зародившемуся в Вавилоне, не был положен конец. Куда бы ни приходили те строители, они приносили с собой ложные
религиозные взгляды (Бт 11:1-9).

В халдейском городе Уре, следующем городе, упомянутом в Писании, как и в Вавилоне, не поклонялись истинному Богу, Иегове. Согласно археологическим раскопкам, покровителем того города был бог луны Син.

В Уре жил Фарра, отец Аврама (Авраама) (Бт 11:27, 28).

Живя среди идолопоклонников, Фарра, возможно, был одним из них, как это следует из слов Иисуса Навина, сказанных израильтянам спустя столетия: «В древние времена ваши предки, среди которых был Фарра, отец Авраама и отец Нахора, жили на той стороне Реки и служили другим богам» (ИсН 24:2). Тем не менее Авраам проявлял веру в истинного Бога, Иегову.

Где бы ни оказывался Авраам, а позднее и его потомки, они везде сталкивались с идолопоклонством, которое корнями уходило в отступничество в Вавилоне.

Поэтому им постоянно угрожала опасность оскверниться идолопоклонством. Идолы были даже у родственников Авраама. У Лавана, который был тестем
Иакова, внука Авраама, были терафимы, или семейные идолы (Бт 31:19, 31, 32).

Иаков счёл необходимым повелеть своим домашним удалить всех чужеземных богов и закопал идолов, которых они ему отдали (Бт 35:2-4).

Возможно, он закопал идолов для того, чтобы никто из его домашних, считая металл, из которого они были сделаны, особенно ценным, не использовал его в каких-либо целях. В Библии не говорится, стал ли Иаков переплавлять или ломать идолов, до того как закопать их.

Идолопоклонство и народ, состоявший в соглашении с Богом

Как Иегова и говорил Аврааму, его потомки, израильтяне, стали пришельцами в чужой земле, Египте, и подверглись там угнетению (Бт 15:13).

Они оказались в стране, погрязшей в идолопоклонстве и наводнённой изображениями. Многие из почитаемых в Египте божеств изображались с телом
человека и головой животного, среди них Баст с головой кошки, Хатор с головой коровы, Гор с головой сокола, Анубис с головой шакала и Тот с головой ибиса.

Египтяне почитали созданий, обитающих в воде, воздухе и на суше, и «священных» животных после смерти мумифицировали.

После того как Иегова Бог освободил свой народ из Египта, он дал ему Закон, в котором недвусмысленно осуждалось идолопоклонство, распространённое
у других народов.

Вторая из Десяти заповедей ясно запрещала делать резные и любые другие изображения того, что в небесах, на земле или в водах, и поклоняться им
(Исх 20:4, 5; Вт 5:8, 9).

Давая израильтянам последние наставления, Моисей подчеркнул, что невозможно сделать изображение истинного Бога, и предупредил их о ловушке
идолопоклонства (Вт 4:15-19).

Чтобы израильтяне не стали идолопоклонниками, он также повелел им не заключать никаких соглашений и брачных союзов с язычниками, жившими в
земле, в которую они входили, а истребить их. Следовало уничтожить и всё, что было связано с идолопоклонством,- жертвенники, священные столбы и колонны и резные изображения (Вт 7:2-5).

Преемник Моисея, Иисус Навин, собрал в Сихеме все племена Израиля и призвал их удалить ложных богов и верно служить Иегове Богу. Народ
согласился и после этого служил Иегове Богу, пока был жив Иисус Навин и старейшины, которые пережили его (Ис.Н 24:14-16, 31).

Но затем израильтяне погрязли в отступничестве и стали поклоняться ханаанским богам - Ваалу, Астарте и священному столбу, или Ашере. Поэтому
Иегова Бог отдавал их в руки их врагов.

Всё же, когда израильтяне раскаивались, он, проявляя милосердие, назначал им судей, чтобы избавлять их (Сд 2:11-19; 3:7).

Во времена царей

В Библии не сообщается о том, что во времена правления первого израильского царя Саула, его сына Иевосфея, а также Давида в Израиле было распространено идолопоклонство. Тем не менее можно заключить, что оно там всё же было. Например, у Мелхолы, дочери Саула, был терафим (1См 19:13).

Однако открытое идолопоклонство распространилось в царстве лишь в конце правления Соломона, сына Давида. К нему израильтян подтолкнул сам царь,
который под влиянием многочисленных чужеземных жён построил высоты Астарте, Хамосу, Милхому и Молоху. Народ в целом вовлёкся в ложное
поклонение и стал кланяться идолам этих богов (1Цр 11:3-8, 33; 2Цр 23:13).

Из-за такого идолопоклонства Иегова Бог отнял десять племён у Ровоама, сына Соломона, и отдал их Иеровоаму (1Цр 11:31-35; 12:19-24).

Иегова Бог заверил Иеровоама, что если тот будет верно служить ему, то он упрочит его царство. Однако, став царем, Иеровоам испугался, что если его
подданные будут и дальше ходить для поклонения в Иерусалим, то восстанут против его правления, и поэтому ввёл поклонение телятам (1Цр 11:38; 12:26-33).

Народ поклонялся телятам всё время, пока существовало десятиплеменное царство, а во время правления Ахава в царстве было введено ещё и поклонение тирскому Ваалу (1Цр 16:30-33).

Но отступниками стали не все. Во время правления Ахава - когда по наущению его жены Иезавели пророков Иеговы убивали мечом - в стране оставалось 7 000 человек, которые не вставали на колени перед Ваалом и не целовали его (1Цр 19:1, 2, 14, 18; Рм 11:4).

Кроме сообщения о том, что Ииуй искоренил в царстве поклонение Ваалу (2Цр 10:20-28), нет никаких сведений о том, что кто-то из царей десятиплеменного царства проводил в стране религиозные реформы.

Ни правители, ни народ северного царства не прислушивались к пророкам, которых Иегова Бог неоднократно к ним посылал, и поэтому Всемогущий отдал этих закоснелых идолопоклонников в руки ассирийцев (2Цр 17:7-23).

Не сильно отличалось положение и в царстве Иуда, хотя некоторые цари и совершали там религиозные преобразования. Несмотря на то что разделение
царства Соломона произошло именно из-за идолопоклонства, его сын Ровоам не извлёк урока из наказания Иеговы Бога и не стал сторониться идолопоклонства.

Как только власть Ровоама утвердилась, он - а с ним и весь народ царства Иуда - впал в отступничество (2Лт 12:1).

Народ строил высоты, ставил на них священные колонны и столбы, а также участвовал в сакральной проституции (1Цр 14:23, 24). Царь Авия, когда воевал с Иеровоамом, проявил веру в Иегову Бога и был благословлён победой, но во многом он поступал так же, как его отец и предшественник на престоле, Ровоам (1Цр 15:1, 3; 2Лт 13:3-18).

Два следующих иудейских царя, Аса и Иосафат, верно служили Иегове Богу и стремились искоренить в своём царстве идолопоклонство. Но жители Иуды
настолько погрязли в ложном поклонении, что, несмотря на усилия этих царей уничтожить высоты, тайно сохраняли их или строили вновь (1Цр 15:11-14;
22:42, 43; 2Лт 14:2-5; 17:5, 6; 20:31-33).

Правление следующего царя, Иорама, началось с кровопролития и ознаменовало новый этап в истории идолопоклонства в Иуде, который объяснялся влиянием его жены-идолопоклонницы Гофолии, дочери Ахава (2Лт 21:1-4, 6, 11).

Гофолия также была советчицей их сыну Охозии. Поэтому во время правления Охозии и затем захватившей власть Гофолии идолопоклонство в царстве процветало с одобрения власти (2Лт 22:1-3, 12).

В начале правления Иоаса Гофолию казнили и истинное поклонение было восстановлено. Но после смерти первосвященника Иодая царство под влиянием
князей вновь вернулось к идолопоклонству (2Цр 12:2, 3; 2Лт 24:17, 18). Поэтому Иегова отдал иудейские войска в руки вторгшихся в страну сирийцев, а Иоаса убили его же слуги (2Лт 24:23-25).

Исполнение Божьего приговора, вынесенного Иуде, и насильственная смерть Иоаса, несомненно, произвели сильное впечатление на Амасию, сына Иоаса,
и в начале своего правления он делал то, что правильно в глазах Иеговы Бога (2Лт 25:1-4).

Но, победив эдомитян и взяв их идолов, он стал служить богам побеждённых им же врагов (2Лт 25:14).

Расплата за это пришла, когда Иуде нанесло поражение десятиплеменное царство, а Амасию убили заговорщики (2Лт 25:20-24, 27).

Хотя об Азарии (Озии) и его сыне Иофаме говорится, что в целом они поступали правильно в глазах Иеговы Бога, их подданные продолжали поклоняться идолам на высотах (2Цр 15:1-4, 32-35; 2Лт 26:3, 4, 16-18; 27:1, 2).

При Ахазе, сыне Иофама, идолопоклонство в Иуде достигло невиданного прежде размаха. Ахаз стал первым иудейским царем, о котором сказано, что он сжёг своего сына, а возможно, даже нескольких в жертву ложным богам (2Цр 16:1-4; 2Лт 28:1-4).

В наказание Иегова Бог отдал иудеев в руки их врагов. Вместо того чтобы раскаяться, Ахаз заключил, что успех царям Сирии даровали их боги, и решил
тоже приносить жертвы этим божествам, чтобы они помогали и ему (2Лт 28:5, 23).

Более того, он запер двери храма Иеговы и разломал на куски принадлежности храма (2Лт 28:24).

Езекия, сын Ахаза, в отличие от своего отца, извлёк урок из вразумления Иеговы Бога (2Лт 29:1, 5-11). Став царём, он сразу же начал восстанавливать истинное поклонение Иегове Богу (2Лт 29:3).

Во время его правления было уничтожено всё, что было связано с ложным поклонением, не только в земле Иуды и Вениамина, но и в земле Ефрема и
Манассии (2Лт 31:1).

Сын Езекии Манассия восстановил идолопоклонство (2Цр 21:1-7; 2Лт 33:1-7).

В Библии не объясняется, почему он это сделал. Возможно, Манассия,
вступивший на престол в 12-летнем возрасте, оказался под плохим влиянием советников и князей, которые не были всецело преданы Иегове Богу.

И всё же, в отличие от Ахаза, получив суровое наказание от Иеговы и оказавшись в плену в Вавилоне, Манассия раскаялся и, вернувшись в Иерусалим, провёл религиозные преобразования (2Лт 33:10-16). Однако его сын Амон опять стал приносить жертвы резным изображениям (2Лт 33:21-24).

Следующий царь, Иосия, очистил Иуду от идолопоклонства. В Иуде и даже в городах Самарии были осквернены места, на которых поклонялись идолам.

Иосия отстранил от служения жрецов и тех, кто возносил жертвенный дым Ваалу, солнцу, луне, зодиакальным созвездиям и всему небесному воинству (2Цр 23:4-27; 2Лт 34:1-5).

Тем не менее и эта крупномасштабная кампания против идолопоклонства не покончила с ним навсегда.

Последние четыре иудейских царя - Иоахаз, Иоаким, Иехония и Седекия - были идолопоклонниками (2Цр 23:31, 32, 36, 37; 24:8, 9, 18, 19).

Упоминания об идолопоклонстве в книгах пророков проливают свет на то, что происходило в царстве Иуда в последние годы его существования. В стране
по-прежнему были места для идолопоклонства, люди занимались сакральной проституцией и приносили в жертву детей (Иер 3:6; 17:1-3; 19:2-5; 32:29, 35; Иез 6:3, 4).

В идолопоклонстве были виновны даже левиты (Иез 44:10, 12, 13). Перенесшись в видении в Иерусалимский храм, Иезекииль увидел там омерзительного «идола ревности» и людей, которые поклонялись изображениям ползающих существ и отвратительных зверей, а также ложному богу Таммузу и солнцу (Иез 8:3, 7-16).

Хотя израильтяне чтили идолов настолько, что приносили им в жертву собственных детей, при этом они делали вид, что поклоняются Иегове Богу, и
считали, что их не постигнет бедствие (Иер 7:4, 8-12; Иез 23:36-39).

Погрязнув в идолопоклонстве, люди в целом стали настолько неразумны, что когда во исполнение слов Иеговы бедствие всё же пришло и в 607 г. до н. э.
вавилоняне опустошили Иерусалим, они решили, что это постигло их за то, что они перестали возносить жертвенное курение и возливать питьевые приношения «царице небес» (Иер 44:15-18).

Почему Израиль обращался к идолопоклонству

То, что так много израильтян всё снова и снова оставляли истинное поклонение, объяснялось несколькими причинами. Как одно из дел плоти, идолопоклонство взывало к желаниям плоти (Гл 5:19-21).

Поселившись в Обетованной земле, израильтяне могли видеть, что не изгнанные ими до конца язычники, которые обладали гораздо большим опытом в земледелии, получали богатые урожаи.

Возможно, многие израильтяне спрашивали у хананеев о причинах их успехов и следовали их советам о том, как угодить Ваалу, или «владельцу», каждого участка земли (Пс 106:34-39).

Кроме того, к отступничеству их могли подтолкнуть брачные союзы с идолопоклонниками (Сд 3:5, 6). Серьёзным искушением для них была и связанная с идолопоклонством сексуальная распущенность.

Например, в Ситтиме на равнинах Моава тысячи израильтян предались безнравственности и вовлеклись в ложное поклонение (Чс 22:1; 25:1-3). А кто-то
мог прельститься возможностью напиваться при святилищах ложных богов (Ам 2:8).

Помимо этого некоторых привлекала якобы существовавшая возможность узнать будущее, ведь они хотели получить заверение в благоприятном исходе тех или иных событий. Так, Саул обратился к женщине, вызывавшей духов, а Охозия послал спросить Ваал-Зевува, бога Екрона (1См 28:6-11; 2Цр 1:2, 3).

Бессмысленность идолопоклонства

В Писании неоднократно говорится о том, как глупо полагаться на богов из дерева, камня и металла. Пророк Исаия описывает процесс изготовления идолов и показывает всю глупость человека, который одну часть дерева использует, чтобы приготовить себе пищу и согреться, а из другой делает бога, от которого ждёт помощи (Иса 44:9-20).

Исаия написал, что в день ярости Иеговы Бога идолопоклонники бросят своих бесполезных идолов землеройкам и летучим мышам (Иса 2:19-21).

«Горе тому, кто говорит куску дерева: „Пробудись!“ - и немому камню: „Проснись!“» (Авв 2:19). Делающие идолов станут подобными им, то есть
безжизненными (Пс 115:4-8; 135:15-18; см. Отк 9:20).

Отношение к идолопоклонству

Верные служители Иеговы Бога всегда относились к идолам с отвращением. В Библии ложные боги и идолы не раз описываются уничижительными
словами: они называются бесполезными (1Лт 16:26; Пс 96:5; 97:7), отвратительными (1Цр 15:13; 2Лт 15:16), постыдными (Иер 11:13; Ос 9:10), а также
мерзостью (Иез 37:23).

Часто встречается выражение «омерзительные идолы», которым переводится еврейское слово гиллули́м, родственное слову со значением «помёт» (1Цр 14:10; Сф 1:17).

Впервые это выражение, передающее презрение, появляется в Левите 26:30, и в одной лишь книге Иезекииля оно встречается около 40 раз, начиная с 4 -го стиха 6-й главы.

Праведный Иов понимал, что если бы его сердце втайне соблазнялось, когда он смотрел на небесные тела, например на луну, и если бы его рука посылала воздушные поцелуи возможно, в знак поклонения идолам, то это было бы равносильно отречению от Бога и, следовательно, идолопоклонством
(Иов 31:26-28; ср. Вт 4:15, 19).

Через пророка Иезекииля Иегова Бог сказал о праведном человеке, что он «не устремлял свои глаза к омерзительным идолам дома Израиля», то есть ни о чём их не просил и не искал у них помощи (Иез 18:5, 6).

Среди людей, избегавших идолопоклонства, можно выделить также трёх евреев - Седраха, Мисаха и Авденаго, которые даже под угрозой смерти в огненной печи отказались поклониться золотому истукану, установленному царем Навуходоносором на равнине Деир (Дан, гл. 3).

Первые христиане следовали вдохновлённому Богом совету: «Убегайте от идолопоклонства» (1Кр 10:14), и те, кто изготавливали идолов, видели в
христианстве угрозу своему прибыльному делу (Де 19:23-27).

По свидетельствам историков, не участвуя в идолопоклонстве, христиане, жившие в Римской империи, часто оказывались в ситуациях, сходных с той, в
которой оказались три еврея. Если бы эти христиане сожгли щепотку благовония в знак признания божественной сущности императора, они могли бы избежать смерти. Но на такое соглашались немногие.

Первые христиане ясно понимали, что если бы они, после того как обратились от идолов к истинному Богу (1Фс 1:9), вернулись к идолопоклонству, то они не вошли бы в Новый Иерусалим и не получили бы в награду жизнь (Отк 21:8; 22:14, 15).

И сегодня служители Иеговы Бога должны хранить себя от идолов (1Ин 5:21).

В Библии было предсказано, что на всех жителей земли будет оказываться
сильное давление с целью заставить их поклоняться символическому «зверю и его изображению». Никто из участвующих в таком идолопоклонстве не получит Божий дар вечной жизни. «Здесь нужна стойкость святых» (Отк 13:15-17; 14:9-12).

Смотрите полезное видео

Исход 32 глава

Стоит отметить, что, очевидно, задержка Моисея стала поводом к отступлению среди народа Божия (см. Иез.12:21-28; Авв.2:2-4; Мф.25:1-13). Аналогично, некоторые не будут готовы ко встрече Господа, когда Он явится во «второй раз» (см. Евр.9:28). Многие скажут в тот день, «Не скоро прийдет господин мой», и предадутся злу (Мф.24:45-51; Лк.12:37-48; 2Петра 3:3–18).

Израильтяне боялись, что их лидер, от которого они зависели, оставил их. Пока Моисей был с ними, чтобы поощрять их, увещевать и поддерживать их своим примером, им удавалось поддерживать на более высоком уровне духовную жизнь, «идти верой, а не видением» (2Кор.5:7). Когда его присутствие было удалено от них, началась обратная реакция, и «плоть» одержала победу над «духом». Хотя облако густого мрака, в которое вошел Моисей, когда поднимался на гору с Иисусом Навином, было видно с равнины, вершина горы время от времени освещалась молниями от Божественного присутствия, и многим в лагере казалось, что Моисей покинул их или был поглощен пожирающим огнем. Почва для печального проявления идолопоклонства.
Этот опыт представляет другие, поразительно противоположные примеры, столь характерные для Библии, как, например, Христос во славе на горе Преображения и Его ученики в долине ниже, находящиеся в огорчении и поражении (Мф.17:1-18). Здесь, в то время как Моисей был на горе, получая скрижали закона и инструкции относительно истинного поклонения и высокого и святого служения первосвященника, народ внизу вопиющим образом отвернулся от Господа. Как это ни парадоксально, их вел к идолопоклонству тот самый человек, который был призван служить Господу.

К Аарону. Если бы брат Моисея был тверд в вере и характере, этого несчастного случая в истории Израиля можно было бы избежать. Слабость характера Аарона и дух компромисса не только сделали его духовное руководство неэффективным, но и поместили его в положение лидера восставших.
Сделай нам бога. Поскольку их пребывание в Египте приучило евреев к материальным формам божества, для них было трудно доверять невидимому Богу. Несмотря на то, что здесь слово «бог» по еврейски - ХElohim, множественная форма слова, некоторые исследователи Библии утверждают, что «боги» здесь и в ст. 4, 8, и 31 должны быть переведены «бог», полагая, что множественное число используется, чтобы подчеркнуть факт, что золотой телец был ложным богом в отличие от Господа, истинного Бога.
Шел бы перед нами. Утомившись так долго ждать на Синае и стремясь продолжить их путешествие в Землю Обетованную, люди требовали видимого бога впереди себя, чтобы он внушал им уверенность и храбрость (см. 1Цар.4:3-8). Как хорошо было бы, если бы они провели это время ожидания в размышлениях о законе Божием, и тем самым подготовили бы свои сердца, чтобы получить дальнейшие откровения от Него. Если бы они это сделали, то были бы в состоянии противостоять этому искушению.
В значительной степени дух отступления был порожден «множеством иноплеменников», которые присоединились к израильтянам, чтобы избежать язв Египетских. Они были постоянной помехой и ловушкой для Израиля (Исх.12:38; Числ.11:4). Они сравнимы с «негодными людьми» из ДА.17:5.
2. Встревоженный безрассудной глупостью и угрожающим отношением людей, опасаясь за свою безопасность, Аарон сдался требованиям толпы вместо того, чтобы благородно и смело отстаивать честь Бога (см. Исх.23:2). Надеясь, что они не откажутся от своего имущества, он потребовал коллекцию «золотых сережек». Но он ошибся в своей надежде. Сделав первый шаг на пути компромисса, он уже не мог отступить.

4. Вот бог твой. «Телец» кажется естественным израильтянам, потому что они были свидетелями поклонения быку Апису в Египте. Но золотой телец был, по-видимому, материальным представлением истинного Бога, а не какого-то языческого божества (см. ст. 5).
5. Провозгласил. Ощущая одобрение народа, Аарон пошел далее, объявив о «банкете». Как ни странно, это должен был быть «праздник Господу». Этот дух компромисса, стремление согласовать поклонение Господу с идолослужением, проявлялось Израилем не только в этом случае; это также мотивировало большую часть идолопоклонства, которое мешало им в будущем
(3Цар.12:26-33; 4Цар.17:32-33; Соф.1:5).
6. Встали рано. Люди были настолько возбуждены и воодушевлены к их новооткрытой религии, что они не могли подняться достаточно рано, чтобы начать служение.
Сели, чтобы есть. Только определенные части жертвенных животных обычно сжигались, остальные съедались поклоняющимися.
Встал играть. Это было чувственным действием. Языческие жертвенные пиры превращались в расточительные оргии (Числ.25:1-9; 1Кор.10:7-8). Этот эпизод иллюстрирует войну между плотью и Духом, которая постоянно продолжается в человеческой природе (Рим.7:23; 8:1–13). С того времени, как израильтяне ушли из Египта, они вели духовную жизнь, полагаясь на невидимого Бога и покоясь под Его защитой. В конце концов, однако, когда сдерживающее влияние примера и руководство Моисея было удалено, зло восторжествовало. Они вернулись к идолопоклонству и к распущенности, которая была неразрывно связана с языческим поклонением. Чувственное наслаждение маскировалось религией (2Тим.3:4-5). Такая религия так же приятна множеству людей сегодня, как это было в эпоху Израиля. И есть все еще уступчивые руководители, которые уступают желаниям неосвященных и поощряют их ко греху (ПП 317).
7. Народ твой. Бог отверг Израиль; Он больше не говорил о них как «мой народ» (Исх.3:10; и т.д.; cf. Мф.21:13; 23:28). Они нарушили свой завет с Ним и «отделили» себя от Его заботы и руководства (Ис.59:2). Отвращение греха присуще Божественному характеру. Бог любит грешника, но ненавидит грех. Моисей, находясь далеко от лагеря, не знал, что происходит внизу.

8. Скоро отклонились. Несколько недель ранее люди вступили в торжественный завет с Богом и обещали повиноваться Ему (Исх.19:8; 24:3). Теперь этот завет был нарушен (ПП 320). Не имея «корня» в искушении люди быстро впали в грех (см. Мф.13:20-21). Многие, особенно из «множества иноплеменников», не могли сопротивляться своим старым идолопоклонническим привычкам (см. 2Петр.2:22). Слово «жестоковыйные» передает идею порочности, как с лошадью, которая отказывается идти нужным путем и упирается, когда возница тянет узды вправо или влево.
10. Оставь Меня. Бог проверял Моисея и готовил его к тому, что ждало его впереди (см. Быт.18:23-32; 32:26–28). Это было не последний случай, когда он переживал такой опыт (Числ.16:21, 45). Моисей чувствовал, что решение Бога не было окончательным, и продолжал ходатайствовать о его народе.
Произведу от тебя. Господь дал Моисею возможность выбрать между своей собственной славой, честью Бога и благополучием тех, кто находился под его ответственностью (см. Мф.4:8-10). Он поступил благородно и таким образом доказал свою преданность Богу и задачам возложенным на него.
11. Моисей стал умолять. Моисей возражает, что Израиль - все еще Божий народ - а не его (см. ст. 7). Бог сделал для них так много; конечно, Он и теперь не отвергнет их, тем самым призная неудачу своего собственного плана. Бог не мог позволить себе это сделать ради Его собственного имени - было первой просьбой Моисея. Моисей не мог извинить грех своих людей, но он мог ходатайствовать об их прощении (см. Иов 42:10; Иер.14:19-21; Иез.14:14, 20; Дан.9:4-11).
12. Окружающие страны узнали о чудесном избавлении евреев из Египта, и в результате они боялись того, что Господь еще мог сделать для Израиля. Поэтому, если бы Израиль был уничтожен, то язычники радовался бы, и Бог был бы опозорен. Обвинения египтян подтвердились бы, что вместо того, чтобы вывести народ в пустыню для жертвовоприношения (Исх.5:1-3), Он привел их туда, чтобы быть принести их в жертву (Исх.10:10). Не дать язычникам торжествовать над Израилем было второй просьбой Моисея.

Вспомни Авраама. Третья просьба состояла из напоминания Богу Его обещаний Аврааму (Быт.15:5; 17:2–8), Исааку (Быт.26:4), и Иакову (Быт.28:14; 35:11). Эти обещания к тому времени были выполнены лишь частично и конечно, Бог исполнит Свое слово.

Господь раскаивался. Господь был тронут искренней, самоотверженной молитвой Его верного слуги. Бог не мог отказаться от молитвы того, кто думал больше о его людях, чем о своем собственном возвеличивании и чести. Был открыт характер Моисея, было откровение Божественной любви (Ин.3:16; Фил.2:5-8).

Слова «Господь раскаивался» слабая попытка выразить Божественное желание на человеческом языке. Строго говоря, Бог не может изменить Свои планы, поскольку Он знает «конец от начала» (1Цар.15:29; Ис.46:9-10; 55:11). Однако, когда грешники оставляют свой грех и обращаются к Нему, когда Его дети умоляют Его о милосердии и прощении, тогда Он действительно «раскаивается». Он меняет гнев на милость, осуждение на милостивое прощение (Пс.105:44-45; Иер.18:5-10; 26:3; Иоиля 2:12–14; Иона 3:9-10; 4:2).

В его руке. То есть в руках (Втор.9:15).

Когда Иисус Навин услышал. Спускаясь, Моисей встретил Иисуса Навина, который оставался там, где Моисей оставил его шестью неделями ранее (см. Исх.24:12-18). Вместе они спустились к лагерю. Будучи воином, Иисус Навин подумал, что звук, доносящийся из лагеря, был военным, но Моисей, предупрежденный Господом, подозревал истинный характер шума. Последняя часть спуска с горы Синай не позволяет видеть равнину внизу, так что любой звук с равнины был слышен прежде, чем ее источник можно было увидеть. Возможно, холмы у подножия горы создавали препятствие для прямой видимости (см. на Исх.19:1).

Он приблизился. Религиозные обряды большинства древних народов включали танцы. У евреев это происходило иногда торжественно и достойно, как в случае с Давидом (2Цар.6:14), иногда празднично и радостно (см. на Исх.15:20). Среди язычников, однако, и особенно среди народов Востока, такие танцы имели свободный и похотливый характер. Египетские танцовщицы были профессионалами в плохом смысле, и их танец был чувственным и неприличным. В Сирии, Малой Азии и Вавилоне танцы были дикой оргией. Именно такой танец позволили себе израильтяне, что вызвало горячий гнев Моисея. Это было идолопоклонство в худшем виде. Не удивительно, что он в гневе бросил эти две скрижали на землю, и «разбил их». Этим он показал, что поскольку они нарушили завет с Богом, то и Бог разрушил Свой завет с ними (Втор.9:17; ПП 320).

Он взял тельца. Сравните это с действием Иосии (2Цар.23:1-27).

Рассыпал. Так как эта «вода» была «ручьем», который спускался с горы (Втор.9:21), и был единственной доступной водой, когда израильтяне пили ее, они глотали частицы золота. Таким образом стало так, что предмет их греха стал инструментом их наказания. (Пс.7:15-16; 9:16; Пр.1:31-32; 5:22). В полном уничтожении золотого тельца Моисей показал народу тщетность и ничтожность их кумира (1Кор.8:4). Если телец не мог спасти себя, он, конечно, не мог спасти и своих поклонников (Пс.115:3-9; Ис.46:5-7).

К Аарону. Уничтожив идола, Моисей естественно повернулся к тому, кого оставил ответственным за народ, кто должен был сопротивляться злу и остановить это отступление (Исх.24:14). Моисей не подразумевал, что люди сделали что-либо Аарону; вопрос был задан с упреком. Если бы Аарон занял твердую позицию, это отступление, возможно, не произошло бы (ПП 316, 317).

Ты знаешь. Вместо того, чтобы кротко взять на себя ответственность за идолопоклонство, Аарон оправдывал себя, возлагая вину на людей. При этом он показал себя истинным потомком Адама и Евы (Быт.3:12-13). Какой контраст с духом Моисея (см. на Исх.32:10-14, 32).

Вышел. Чтобы далее оправдать свое поведение, Аарон подразумевал, что произошло чудо, что сверхъестественная сила преобразовала золотые слитки «в огне» в «этого тельца». Завораживающая власть греха заставляет здравомыслящих людей придавать рациональный смысл их действиям. Аарон был бы уничтожен за свой грех, если бы не серьезное заступничество Моисея (Втор.9:20). Из-за его пложения как лидера, в отсутствие Моисея, грех Аарона был еще более предосудительным. Кому много вверено, с того больше взыщут (Лк.12:48).

Необузданный. Или возможно, «вырвавшийся на свободу». Таким образом, люди давали волю своим диким страстям. Моральная сдержанность была полностью оставлена. Люди были практически в состоянии бунта, доводя себя до безумия. Они стали дикой толпой, и Аарон был ответственен за эту оргию, поскольку он сделал тельца и объявил праздник.

Их посрамление. Возможно, некоторые Амаликитяне (см. Исх.17:8-16), были все еще поблизости, чтобы видеть это буйство и его распутные непристойности.

Тогда Моисей стал. Будучи не в состоянии остановить эти ужасные действия и понимая, что что-то должно быть сделано, Моисей стал у «ворот лагеря» и призвал присоединиться к нему в подавлении восстания. В войне между добром и злом нет нейтральной стороны. Мы или на стороне Бога, или на стороне сатаны. Нет середины (И.Нав.24:14-15; 1Цар.18:21; Мф.6:24). Окончательной проверкой того, что мы находимся на стороне Господа будет наша верность, когда все вокруг отступают. (Мф.7:13-14). Решительное благочестие проявляет себя в способности сопротивляться влиянию множества. Требуется мужество, чтобы сохранить индивидуальность (см. Дан.3:14-18). Только одни среди всех братьев «сыновья Левия» сплотились на «стороне Господа». Они не участвовали в этом идолопоклонническом служении.

Каждый свой меч. Везде, где Левиты встречали все еще участвующих в распущенных обрядах, они должны были «убить» их мечом, игнорируя отношения семьи и дружбы (Втор.33:8-9; Иез.9:6). Решительные действия были необходимы, чтобы подавить восстание. Иисус однозначно дал понять, что никаким земным связям нельзя позволить стоять между нами и нашим долгом по отношению к Нему (Мф.8:21-22; 10:37). Произошло так, что место празднества стало местом смерти. Эта быстрая казнь тех, кто ввел в идолопоклонство людей, была необходима, чтобы показать окружающим народам определенное неудовольствие Бога против языческого поклонения. Что касается его собственного народа, Господь должен был убедить их в том, что беззаконие, такое как это, не будет допускаться. Если бы Бог разрешил этому нарушению остаться без сурового наказания, в будущем евреи могли бы более охотно уступить соблазнам идолопоклонства. Как любящий защитник Израиля, Бог удалил от них тех, кто был полон решимости идти своим собственным путем непослушания, чтобы они не вели других к гибели. В это время Бог в Своем милосердии позволил некоторым погибнуть, чтобы спасти многих. Кроме того, если бы грех сохранялся, Бог больше не мог бы защитить их, и они пали бы беззащитными перед своими врагами.

Посвятите себя. Моисей объявляет милость Небес Левитам, которые так усердно присоединились к нему в наказании идолопоклонников. Еврейское слово «освящение» несет в себе мысль быть назначенным на святое служение. Здесь это подразумевает, также, специальное Божье «благословение» данное Левитам, чтобы быть избранными на служение во святилище (Числ.3:5-9; 18:1–7; Втор.10:8).

На следующий день. Это предполагает, что люди наконец осознали свою большую вину и были напуганы тем, что каждый отступник будет убит. Любовь Моисея и жалость к его народу принудили его снова ходатайствовать перед Господом за них. Здесь есть глубокий урок в том, что служители евангелия должны хорошо обдумывать свои действия. Так же, как и пастухи стада, они должны любить своих членов церкви и делать их ближе к Богу, они должны указывать людям на их грехи (Ис.58:1). В то же время они должны искренне умолять Бога о прощении греха через милосердие Христа.

Народ сей. Моисей говорил с Богом об израильтянах, как о «Твоем народе» (ст. 11). Здесь, думая о тяжести греха, который сделал их недостойными называться народом Божьим, он обращается к ним как «этот народ».

Прости, а если нет. Так Моисей перешел в своем обращении к Богу, не закончив первую часть его. Это, могло бы быть «Тогда я буду довольствоваться», или «У меня больше не будет, чтобы сказать». Подобные обороты найдены в Лк.13:9; 19:42.

Изгладь меня. Столь большой была любовь Моисея к его согрешающим братьям, что, если бы он не мог предотвратить их гибель, он не хотел видеть это (см. Числ.11:15). Он был готов быть «изглаженным из книги Твоей» (см. Ис.4:3). Он был готов отдать свою собственную жизнь, если это поможет искупить их грех. Он был готов нести их вину, здесь и в будущей жизни, чтобы обеспечить им прощение. Павел проявил подобную бескорыстность к евреям в его дни (Рим.9:1-3). Моисей совершил много благородных поступков, но этот был самым благородным из всех. Нелегко оценить меру любви таких людей, как Моисей и Павел, нашим ограниченным возможностям не постичь этого, как маленький ребенок не в состоянии постичь храбрость героев. Моисей - прообраз Доброго Пастыря, который отдал жизнь Свою за овец (Ин.10:11, 15), кто был «отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего» (Ис.53:8; Дан.9:26; Ин.15:13).

Из книги Твоей. Это обращение к «книге жизни», в которой зарегистрированы имена всех тех, кто утверждал, что является детьми Бога (Пс.68:28; Дан.12:1; Фил.4:3; Откр.3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27). Те, кто отпал от Бога, кто из-за своего нежелания оставить грех становится нечувствительным влиянию Святого Духа (Быт.6:3; Еф.4:30; Евр.10:29; 1Фес.5:19), будут вычеркнуты из книги жизни и уничтожены.

Кто согрешил. В целом Библия учит, что все должны понести свое наказание (Втор.24:16; 4Цар.14:6; Пс.48:7-8; Иер.31:29-30; Иез.18:20). Существует только одно заместительное искупление, которое Слово Божие принимает, это Искупление Иисуса Христа, Который, будучи без греха, может быть наказан за грехи других людей (Ис.53:5-6; Ин.1:29; 1Кор.15:3; Евр.9:28; 1Петр.2:24). В ходатайстве, которое он делал за Израиля, Моисей символизировал заступничество Христа за грешников. Но он не мог также, как и наш Господь, нести вину отступников.

В день посещения. Было высказано предположение, что это относится к заявлению, что ни один из тех, кто покинул Египет не войдет в Ханаан (Числ.14:26-35).

Поразил Господь. После поражения 3 000 (ст. 28) язва вспыхнула в лагере. Даже это было доказательствами Божественного милосердия, чтобы подчеркнуть опасность уступок греху. Хотя Бог был готов простить Его народ, но если бы прощение было получено очень легко, то они были бы ободрены совершить преступление вновь. Они должны быть увидеть злые последствия беззакония. Мягкость была отложена, чтобы убеждение могло произвести более глубокое впечатление.

Во всех отношениях Бога с нами сегодня мы должны учиться, чтобы понять Его божественную волю и извлечь уроки, Он показывает это для нашего наставления. Таким образом Он развивал бы и укреплял бы наш характер.

По материалам Библейского комментария АСД

Идолопоклонство как качество личности – склонность отказываться от веры в истинного Бога или подменять Его неким придуманным существом, поклоняться ложным богам и идолам, приносить им жертвы, возлагать на них надежды.

Некто попросил суфия: - Научи меня молиться. Суфий отвечал: - Ты не только уже молишься, но часть твоего ума постоянно занята этим.- Я не понимаю, о чём ты. Я не мог молиться Господу в течение нескольких месяцев по некоторым причинам. - Ты сказал: «Научи меня молиться», - ты не говорил ничего о Господе. Молитва, в которую ты был вовлечён на протяжении нескольких месяцев, это молитва к твоим соседям, так как ты постоянно думал о том, что они могут подумать о тебе. Это была непрерывная молитва идолу денег, ибо это то, чего ты жаждешь. Ты также молишься идолу собственной безопасности и множеству других. Поскольку у тебя столько богов, которым ты вынужден постоянно молиться, нет ничего удивительного в том, что у тебя не остаётся места и времени для какой-то иной молитвы.

Идолопоклонство – склонность творить в своем сердце богозаменителей – идолов. Идол – самозванец, занимающий место Бога. Для идолопоклонника идол однозначно занимает первое место. В чем опасность — он может появиться в любой сфере нашей жизни. Идолом может стать человек, деньги, материальные блага, работа, действия или отношения. И тогда какой-то истукан становится источником человеческого счастья, умиротворения и благополучия. Человек начинает уделять идолу больше внимания, чем Богу, пытается черпать из него энергию или наоборот отдавать ему свои силы.

В Ветхом завете в главе Исход прямо сказано: «Да не будет у тебя других Богов перед лицом моим». Иными словами нельзя поклоняться на одном уровне Богу и идолам или другим могущественным личностям, которых много во Вселенной. Бог как духовная сущность имеет, как и человек, определенные формы. Человек, не имея четкого представления о формах Бога, начинает что-то придумывать, воображать. В результате возникают идолы – формы, не имеющие ничего общего с Богом.

Философ Василий Тушкин пишет: «Запрет на поклонение формам полубогов совсем не означает, что у Верховного тоже нет форм или что им нельзя поклоняться. Т.е. сама установка «Да не будет у тебя других богов перед лицом моим» подразумевает, что у Бога есть лицо. А значит и все остальное. Т.е. у него есть форма. А на поклонение форме Всевышнего в Библии запретов нет. Но те, кто не имеет ясного понимания и не отличает Верховную личность Бога от его заместителей, министров, от всех этих полубогов списали принятое в Индии поклонение Кришне или Вишну и его различным воплощениям как идолопоклонство. Т.е. сработал обычный максимализм – вместе с водой выплеснули ребенка. Этот момент очень важно понять. Т.е. почему это идолопоклонством называют поклонение какой-то форме? Вовсе не потому, что у Бога форм нет и потому что ей поклоняться нельзя, а потому что люди не отличают форм Верховного от форм полубогов. Вот в этом весь смысл. В библейском запрете сказано: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Т.е. не стоит создавать идолов или кумиров из всего диапазона материальных форм, населяющих воду, небо и землю. Однако образы Бога, описанные в Ведах совершенно не похожи на формы этого мира. Они обладают каким-либо уникальным цветом, например, цвет Кришны – такой темно-синий. Мы не встречаем здесь людей такого цвета. Либо четыре руки, либо какая-то форма необычная, как форма [Джаганнатхи], например. Либо какие-то другие формы, которые совершенно не имеют каких-то аналогов в этом материальном мире».

Иными словами, поклонение форме Бога не является идолопоклонством. Идолопоклонниками являются люди, ставящие на место Бога какую-то безделушку, истукана или известного человека. Бог присутствует в каждом атоме своего творения. Например, в христианстве есть чудодейственные иконы, крестики с распятием, святые места – всё это материальные объекты. Почему мы их не считаем идолами? Почему поклоняемся им? Дело в том, что они отмечены присутствуем духовной энергии, идущей от Бога – «святая вода», освященная пища, священное распятие или святое место, к которому идут люди. Почему оно священное? Почему эта материя вдруг стала освященной? Потому что там был Бог. Или он низошел на это место, на эту воду или на этот символ. Идол сам хочет занять место Бога.

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом». (Втор 4:15-19).

Поклонение Богу в образе установленного в храме божества идолопоклонством ни в коем случае не является. Философ Владимир Критский пишет: «Всевышнему можно поклоняться в форме доступной для восприятия или же в духовной форме, недоступной для восприятия. Поклонение божеству в храме относится к первой категории, потому что изображение Господа создано из материи, однако образ Господа, воплощённый в камне, дереве и красках, которые являются материальными сами по себе, этот образ материальным не является. В этом абсолютная природа Абсолютной личности Бога. В этой связи можно привести простое сравнение. Если опустить письмо в любой из почтовых ящиков развешенных на улице, оно без труда найдёт своего адресата, но любой другой ящик, не установленный почтовым отделением, хоть даже похожий на почтовый, для этой цели не годится. Аналогичным образом божество, установленное в храме, – это трансцендентный образ Бога, который представляет его в этом мире. Господь предстаёт перед нами в этом образе, чтоб принимать, таким образом, наше служение. Он всемогущий, поэтому, воплощаясь в этой форме, он принимает служение преданных, чтобы обусловленным душам было легче служить ему».

Иными словами, поклонение форме Господа в храме является очень глубоким трансцендентным процессом и не имеет ничего общего с идолопоклонством. Бог вездесущ, он везде и во всем, поэтому он находится и в своём образе, который создан верующими из каких-то материальных элементов, из камня, из металла или дерева, и находясь также и в сердце верующих.

Интересная история в контексте идолопоклонства связана с немецким философом Фридрихом Ницше, отрекшемуся от христианства и традиционной морали, и заявившему, что Бог мертв. Он отождествлял себя с Дионисом, греческим богом вина и достатка. На место Бога он ставил воображаемого, всесильного аморального сверхчеловека, который был в двадцатом столетии воплощен в личности Адольфа Гитлера.

В «Веселой науке» Ницше писал: «После того как Будда умер, в течение столетий показывали еще его тень в одной пещере – чудовищную страшную тень. Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. – И мы – мы должны победить еще и его тень!»

На входе в университет, в котором он преподавал, была написана фраза «Бог мёртв». То есть Ницше заявлял, что Бога или нет, а если он и есть, то не принимает никакого участия в материальном мире, поэтому всё равно, что его не существует. Бог умер, о Боге не думайте. И вот пришло время умирать. В университете состоялась траурная церемония, что-то вроде гражданской панихиды и самое удивительное, что на этом плакате, который висел при входе в университет «Бог мёртв» было приписано кем-то «Ницше мёртв», подпись «Бог».

Петр Ковалев

Сегодня наши рассуждения коснуться темы идола.
Как ни странно, даже сегодня многие религиозные конфессии оправдывают поклонение идолам.
Порой на них изображают маленького Бога и Его мать, и сегодня подобные рисунки являются нормой в большинстве стран. Чем старее такая картина, тем больше ее авторитет и буквальная цена.
При общение с последователями подобного вероучения мы сможем услышать оправдание подобного рода: Бог слишком далек, что бы напрямую обратиться к нему, по этой причине у нас есть эти «картины». Возможны и иные варианты…

Сегодня мы будет искать ответы в Библии, что Живое Слово Бога скажет нам?Понятие идол

Идол — в еврейском тексте в различных местах имеет следующие значения: ложный бог, кумир, тщета, суета, пустота, истукан, страшилище, ужас) — изображение из металла, камня или дерева, напоминающее человека, животного или рыбу для поклонения природ-ным силам, которые языческие народы обожествляли (Рим 1.25)

25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

(Рим.1:25)

Так, Ваал, бог солнца и природных сил вообще, изображался в виде человека с чертами быка; Молох, бог огня — с бычьей головой и человеческими руками; Дагон — с человеческой головой и туловищем рыбы; Астарта — в виде женщины со многими грудями и полумесяцем на голове, стоящей на льве и т.д.
Такие изображения делались иногда очень больших размеров для установки их в храмах (1Цар 5.2) или на полях для массового поклонения (Дан 3.1), но немало их, видимо, было и небольшого, «семейного» формата (Ис 44.13). Такие изображения и изваяния делали и израильтяне, поддавшись влиянию окружавших их племен (Пс 105.19-21), на протяжении всей своей истории, то глубоко погружаясь в идолопоклонство, то временно отходя от него.
Но после возвращения из вавилонского плена (куда они и были отданы Богом за этот их великий грех), они больше никогда не были идолопоклонниками в таком явном виде.

Однако, они продолжали грешить, поклоняясь новым, невидимым (точнее — многоликим) идолам — коммерции, наукам, определенным идеологиям и т.п., которым они научились в плену.
В коммерции евреи особенно преуспевали с тех пор и Господь не случайно сказал им: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6.24).

В более широком смысле, идол — это всякий предмет, убеждение или деятельность, которые занимают в сознании и жизни человека центральное место, то есть место Бога.

Египетское пленение

Из истории еврейского народа обращение к мертвому богу описано не один раз. И в каждом подобном месте поклонение идолу осуждается Богом. Примером может послужить исхода из пленения египетского народа, когда в отсутствие Моисея, народ сделал себе идола:

19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,

(Пс.105:19-21)

12 и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан.
13 И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный;
14 не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, [который будет] сильнее и многочисленнее их.
15 Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали завета [были] в обеих руках моих;
16 и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого [держаться] заповедал вам Господь;

(Втор.9:12-16)

Идол против Живого Бога

В Библии есть место, когда мертвого бога пытались противопоставить Живому Богу. Жрецы Ваалама так и не смогли создать огонь и доказать силу мертвого бога. А Илия попросил залить водой жертвенник так, что бы вода попала в ров.

34 и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте [то же] в третий раз. И сделали в третий раз,
35 и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою.
36 Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему.
37 Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе].
38 И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.
39 Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!

(3Цар.18:34-39)

Суть идола

Хорошие стихе описывающими ошибку обращения человека к мертвому богу можно найти у Исаии.

9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.
10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?
11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.

(Ис.44:9-12)

Практически вся глава дает полное разъяснение для человека прошлого и человека настоящего — какие ошибки в поклонении Богу не допускаются.
Далее мы можем узнать и процессе сотворения идола руками человека. И какаю бы при этом благую цель не преследовал бы человек, рук дела его никогда не будет являться частью поклонения к Богу.

12 Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает.
13 Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме.
14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его.
15 И это служит человеку топливом, и [часть] из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним.
16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».

(Ис.44:12-16)

Любой образ стоящий у человека в углу квартиры за светлой занавеской — является черной стеной в отношениях с Истинным Богом. Бог столетия назад ненавидел обращения человека к идолам, так и сегодня молитва через посредника, кроме Иисуса Христа — является поклонением ложным, угодным только сатане.

17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».

(Ис.44:17)

Можно молиться перед картинкой, можно дотрагиваться до нее, но это только обман. Спасти может только Бог, только через кровь Нового Завета и только черед одного посредника!

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,

(1Тим.2:5)

18 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, [и] сердца их, чтобы не разумели.
19 И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?»
20 Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?»

(Ис.44:18-20)

Сотворенное человеком для еды, является так же частью идола. И как видно из книги Исаии — это пыль!

Каким бы не было оправдание человека ищущего посредника перед богом (кроме Иисуса), ставящего идола в уголок комнаты, жаждущего прикосновения к картинам, покупающего дело рук человека для поклонения — Бог говорит так:

15 проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь.

(Втор.27:15)

Удалите из своей жизни идола — дело рук человека!

Ищите истину?

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

(Иоан.4:23,24)

Ваал

Идол — объект религиозного поклонения подменяющий собою истинного Бога. Происходит от греческого είδωλον, означающего "видение" или "призрак", и обозначает то, что при наличии некоего видимого образа, не имеет бытия в реальности. По выражению апостола Павла:

"мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого" (1Кор.8:4)

Существует широко распространенное, но не верное мнение, что идол - это обозначение всякого религиозного изображения, используемого при богопочитании. Не смотря на то, что слово "идол" вошло в русский язык из греческого, само понятие идола для Христианства исходит из Ветхозаветной религии.

По-еврейски "идол" — אליל (эль-ил), что переводится как «бог языческий». Речь идет не о религиозном изображении, а о самом языческом боге, которого по вере древних евреев не существует. Таким образом, для них, как и для христиан, идолами являются Ваал, Зевс, Исида, Перун, Кришна и прочие "боги" язычников. Именование же идолами изображений языческих божеств, является лишь следствием того, что поклонение языческим богам отождествлялось с поклонением их изображениям.

Идолопоклонство , по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», т.е. поклонение чужому богу — идолу. Идолопоклонство — это, ничто иное, как отказ от веры в истинного Бога, и подмена Его неким придуманным существом. Для евреев идолопоклонниками были те, кто, оставив или не зная Бога Израиля, поклонялись неким "богам", которые были ничем иным как олицетворенными силами природы, обожествленными людьми или даже животными. Фактически, для евреев идолопоклонство было альтернативным именованием язычества и отступничества.

Ветхий Завет об идолопоклонстве

Астарта

Против подмены истинного Бога "иными богами", т.е. обожествления природных стихий и всякой твари, поклонения им, изготовления соответственных истуканов и иных проявлений идолопоклонства, говорит божественная Заповедь, по традиции разделяемая на две части:

"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель..." (Исх.20:2-5)

Борьба пророков с идолопоклонством проходит красной нитью через всю историю народа Божьего. И естественно, что при отсутствии для верующих в Бога Израилева самих языческих божеств, все "богопочитание" язычников в глазах пророков сводилось к служению изображениям тех "богов":

"истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих" (Мих.5:13)

"и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их" (Ис.37:19)

Подобное, резко отрицательное отношение пророков к идолопоклонству, как поклонению "изделиям рук", может навести на мысль о принципиальной недопустимости религиозных изображений при богопочитании и полном отождествлении религиозных изображений и идолов. Однако, такое понимание опровергается Библией, которая свидетельствует о допустимости и наличии культовых изображений в религии истинного Бога. Запрет изображений, распространяется исключительно на изображение самого Бога, поскольку у Него нет видимого образа, а попытка изобразить Бога приводит к созданию очередного идола:

"Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом" (Втор.4:15-19)

Религиозные изображения в Ветхом Завете

То, что Вторая Заповедь, данная Богом Моисею, говорит не о всех религиозных изображениях, а только о тех, что пытаются изобразить богов или Бога, говорит тот факт, что тому же Моисею Бог повелевает сделать культовые изображения для новосозданной религии Ветхого Завета:

"и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов" (Исх.25:18-22)

Об этих "херувимах славы", как о неотъемлемой составляющей ветхозаветного культа, говорит и апостол Павел (Евр.9:5). Таким образом, в действительности, когда речь не идет о язычестве или изображении Бога, Бог не то что бы не запрещает, а прямо требует сделать изображения необходимые для исполнения религиозного культа.

Впоследствии, при сооружении иерусалимского храма, культовые изображения делались уже без особого на то повеления Бога. Прежде всего это относится к огромным деревянным статуям херувимов в Святом Святых, сделанным царем Соломоном:

"И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом. Крылья херувимов длиною [были] в двадцать локтей. Одно крыло в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять же локтей сходилось с крылом другого херувима; [равно] и крыло другого херувима в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять локтей сходилось с крылом другого херувима. Крылья сих херувимов [были] распростерты на двадцать локтей; и они стояли на ногах своих, лицами своими к храму" (2Пар.3:10-13)

И Господь не высказал никакого неодобрения, но напротив, ответил на молитву Соломона:

"Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3Цар.9:3)

Но, поощряя Соломона, Бог все-таки предостерегает его об угрозе идолопоклонства:

"Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: "за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?" И скажут: "за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, - за это навел на них Господь все сие бедствие"" (3Цар.9:6-9)

Изображения были и во Втором храме, построенном после вавилонского плена. Пророк Иезекииль, получивший откровение от Бога, описывает его устройство и указывает на наличие изображений (Иез.41:17-20,25).

Кроме библейских, есть и исторические свидетельства того, что во втором храме были культовые изображения. Антиохийский историк Иоанн Малала рассказывает, что Тит, разрушивший иерусалимский храм в 70-ом году, подарил жителям Антиохии все, что награбил в Иерусалиме, а за воротами города, по дороге в Дафну, установил большую бронзовую фигуру ангела из храма.

Идолопоклонство в Христианстве

Поскольку наименование "идол" неопротестантскими и псевдохристианскими проповедниками приписывается всякому культовому изображению, то в эту категорию для них подпадает и христианская икона. Таким образом, ими "языческими богами" косвенно объявляются не только все ветхозаветные и новозаветные святые (апостолы, пророки, праведники), но и Сам Господь Иисус Христос. Безусловно, это делается не из стремления богохульствовать, но исключительно по общей богословской неграмотности, незнания Писания и желания найти аргументацию против ортодоксального Христианства, которому неопротестанты и псевдохристиане себя противопоставляют.

В настоящем смысле идолопоклонством в Христианстве можно назвать такие проявления:

Искаженное понимание иконопочитания, когда вместо Первообраза, поклонение воздается самому образу, т.е. икона превращается в фетиш.

Создание "неканонических" икон, как то икон "Бога Отца", т.е. изображение Того, Кого нельзя изобразить, и на что существует недвусмысленный запрет.

Поклонение в сектах, где вместо христианского Бога исповедуют некие вымышленные существа, даже если эти существа выдаются за Бога христиан. В этом смысле "богопочитание" т.н. "свидетелей Иеговы", мормонов и прочих псевдохристиан, является идолопоклонством.

В продолжение темы идолопоклонства -