Пушкина – память о великом поэте. Государственный музей А. С. Пушкина Прощание с поэтом

05.12.2023 Дизайн

Г осударственный музей А. С. Пушкина сегодня – один из признанных культурных центров Москвы и России. Помимо головного музея, ГМП включает еще пять филиалов: Мемориальную квартиру А. С. Пушкина на Арбате, Мемориальную квартиру А. Белого на Арбате, Музей И. С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В. Л. Пушкина на Старой Басманной и Выставочные залы в Денежном переулке. Основной музейный комплекс располагается в замечательном архитектурном памятнике начала XIX века – городской дворянской усадьбе Хрущевых-Селезневых на ул. Пречистенка, 12/2.

В историческом особняке размещены постоянные экспозиции «Пушкин и его эпоха» и «Сказки Пушкина», выставочные залы, читальный зал, концертный и конференц-залы. Здесь же, на Пречистенке, находятся фонды музея с Открытыми хранениями редких книг, живописного, графического и миниатюрного портрета XVIII-XIX веков, фарфора, бронзы, художественного стекла и керамики, генеалогических материалов. К Открытым хранениям ГМП относятся также уникальные частные коллекции, переданные в дар московскому музею А. С. Пушкина – «Библиотека русской поэзии И. Н. Розанова», «Коллекция П. В. Губара», «Кабинет Т. А. Мавриной и Н. В. Кузьмина», «Кабинет рисунков Нади Рушевой». Для масштабных культурных акций предназначен Атриум – покрытый стеклянным куполом усадебный двор, объединивший в единое пространство строения музейного комплекса в 1999 году, к 200-летию А. С. Пушкина.

В 2012 году Государственный музей А.С. Пушкина отметил свое 55-летие. Правительственный указ о создании в Москве Государственного музея А. С. Пушкина был подписан 5 октября 1957 года. Возникший в составе Государственного Литературного музея и получивший наконец самостоятельность, московский музей А. С. Пушкина за удивительно короткий срок (3,5 года) подготовил к открытию свою первую экспозицию, открывшуюся ко дню рождения поэта, 6 июня 1961 года. В этой замечательной экспозиции была представлена новая пушкинская коллекция, собранная к тому времени сотрудниками музея. Она составила основу московской пушкинианы. Музей сразу же стал необыкновенно популярным. Посетителей притягивало многое – и возможность познакомиться с материалами о жизни и творчестве Пушкина в красивых и уютных залах, и радость общения с выдающимися деятелями культуры.

Создание музея – всегда дело рук энтузиастов, подвижников. И музей возник тоже благодаря удивительным людям, которых вдохновил гений Пушкина. Вот имена некоторых из них: Н. В. Баранская, Е. В. Муза, С. Т. Овчинникова, Н. С. Нечаева, Е. В. Павлова, Г. Д. Кропивницкая, Н. М. Волович, И. К. Эткин, М. И. Кострова, Ф. Е. Вишневский, А. С. Фрумкина, Л. И. Вуич, А. С. Тишечкина, Н. Г. Винокур, В. В. Гольдберг. И, конечно же, особо следует отметить имя человека, который стал во главе группы специалистов и энтузиастов и положил начало великой истории московского пушкинского дома. Это – Александр Зиновьевич Крейн, основатель и первый директор музея, посвятивший своему детищу всю жизнь, легендарный человек, интеллектуал, собиратель, автор многочисленных публикаций, книг, рассказывающих об истории музея.

С первых дней работы музей, который начинался практически без единого экспоната, стал получать многочисленные дары, связанные с именем Пушкина – портреты, книги, рукописи, гравюры, фарфор, мебель. В состав музейной коллекции за короткий срок вошли дары, ставшие сегодня национальными пушкинскими реликвиями. Среди них – миниатюрный портрет Пушкина-ребенка (дар артиста B. C. Якута), акварельный портрет П. Ф. Соколова «М. Н. Волконская с сыном» (дар В. Н. Звегинцова через И. С. Зильберштейна), шкатулка медикаментов, с которой доктор Н. Ф. Арендт приезжал к умирающему Пушкину (дар правнука врача А. А. Арендта). Со временем в музей стали приходить и уже сложившиеся частные собрания – например, такие бесценные коллекции, как библиотека русской поэзии, собранная И. Н. Розановым, коллекция книг и предметов прикладного искусства П. В. Губара, коллекция гравюр Я. Г. Зака.

Одним из главных направлений развития музея в 1970-1980-х годах стала работа по музеефикации пушкинских мест. В 1986 году открылся филиал ГМП – «Квартира А. С. Пушкина на Арбате». Сотрудниками музея была разработаны экспозиции в доме Вульфов в Бернове Тверской области, куда Пушкин не раз приезжал навестить своих друзей, и в имении князей Вяземских Остафьево Московской области, где бывали Пушкин, Карамзин, Жуковский, Гоголь. Возрожденное усилиями музея в самом начале 1990-х годов как филиал ГМП, теперь Остафьево превратилось в самостоятельный музей федерального значения.
В это же время в музее создается новый филиал, казалось бы мало связанный с пушкинской тематикой – квартира Андрея Белого на Арбате, 55. Важную роль в создании нового филиала сыграли два фактора: территориальная близость – соседство с пушкинским мемориалом на Арбате, и коллекции XX века ГМП. На примере творчества одного из самых ярких представителей поэзии и литературы Серебряного века Андрея Белого музей раскрывает тему продолжения пушкинской традиции.

В 1999-м, в юбилейный пушкинский год, музею был передан дом № 36 на Старой Басманной улице в районе Немецкой слободы, где прошли первые детские годы поэта. В этом доме жил «парнасский отец» поэта, его дядюшка Василий Львович Пушкин – знаменитый стихотворец начала XIX века. Сегодня домик В. Л. Пушкина, где неоднократно бывал и сам Александр Сергеевич, находится на реставрации. Планируется, что здесь, в филиале ГМП, разместится экспозиция, которая расскажет о творчестве и жизни В. Л. Пушкина и передаст образ Москвы пушкинского детства.

Особую роль в истории музея сыграли подготовка и проведение 200-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина. К этому времени все более остро осознавалась необходимость капитального ремонта основных зданий усадьбы на Пречистенке, реставрации музейных коллекций. Инициатива ГМП получила действенную поддержку правительства Москвы. В августе 1995 года мэр Москвы Ю. М. Лужков посетил музей, который к тому времени был закрыт из-за серьезных аварий и полной изношенности инженерных коммуникаций. Он принял решение о капитальной реконструкции зданий и строительстве нового фондохранилища.

Авторский коллектив архитекторов создал проект реконструкции и реставрации усадьбы, и в 1996 году «Моспромстрой» начал грандиозные реставрационные и строительные работы. За короткий период были капитально отреставрированы главный деревянный дом усадьбы и служебный флигель XVIII века, заменены все инженерно-технические коммуникации, построена подземная часть музея, где расположилась рекреационная зона для посетителей (гардероб, буфет, сувенирный и книжные киоски). Усадебный двор получил остекленное перекрытие, объединившее в единое целое отдельные строения усадьб
1 декабря 1997 года, в торжественный день открытия первой очереди музея, который стал первым московским событием в преддверии юбилея А. С. Пушкина, произошло второе рождение музея. В результате реконструкции музей, расположенный в старинной дворянской усадьбе, превратился в многофункциональный музейно-культурный центр для научной, экспозиционно-выставочной, концертной, педагогической и реставрационно-хранительской работы. Кроме экспозиций для посетителей открылись выставочные, концертный и конференц-залы, библиотека и читальный зал, детские игровые комнаты. Среди отреставрированных усадебных построек были и белокаменные палаты XVII века, выходящие на Чертольский переулок, и садовый павильон, где ныне открыт ресторан «Онегин». За небольшой период времени в обновленном музее была проведена огромная работа. Создана система новых постоянных экспозиций: «Пушкин и его эпоха» (парадная анфилада главного усадебного дома), интерпретирующая биографию и творческий путь поэта в контексте культуры, литературы, истории, искусства пушкинской эпохи; «История усадьбы Хрущевых-Селезневых. История ГМП» (цокольный этаж); экспозиция детских игровых комнат «Сказки Пушкина» (флигель в усадебном дворе), рассчитанных на работу с детьми. Художественное решение новых постоянных экспозиций на Пречистенке и Арбате принадлежало авторскому коллективу во главе с легендарным в музейном сообществе художником Евгением Абрамовичем Розенблюмом. Торжественное открытие после реставрации «Мемориальной квартиры А. С. Пушкина на Арбате» с постоянной экспозицией, рассказывающей в жизни Пушкина в Москве, состоялось 18 февраля 1999 года.

200-летие Пушкина стало торжеством не только русской, но и европейской культуры. Государственный музей А. С. Пушкина осуществил ряд значительных выставочных проектов. Выставка «Пушкин в гостях у Бальзака», развернутая в 1997 году в Париже, продолжилась в 1998 году экспозицией «Бальзак. Денди и творец» в выставочных залах музея; выставка «Пушкин. Мицкевич. Два взгляда», экспонируемая в 1998 году в Варшаве, стала доступной для москвичей в мае того же года; «Пушкин и Гете»; «Пушкин и Гейне»; «Пушкин и Греция»; «Пушкин и восточная культура». В рамках юбилея были реализованы масштабные и значимые научно-просветительские, издательские, концертные программы.

В ходе подготовки к юбилею А. С. Пушкина была реализована грандиозная программа реставрации музейных коллекций. Были отреставрированы, а по существу введены в культурный оборот многочисленные предметы живописи, графики, бронзы, фарфора, экспонируемые ныне на постоянных экспозициях, выставках.

А в октябре 2007 года московский пушкинский музей отметил свое 50-летие. К этой дате были подготовлены весьма интересные и крупные выставочные проекты («Дары и дарители», «Русский поединок» и др.) и два очень важных юбилейных издания: альбом-каталог «Дары и дарители» и альбом-хроника «Московский Дом Пушкина. 1957-2007». На торжественном собрании, проходившем 5 октября, музей получил немало ценнейших подарков от частных лиц, министерств, ведомств, крупных корпораций, от других музеев. В 2008 году, как зримый итог собирательской деятельности последних лет, на Пречистенке с успехом прошла выставка новых поступлений в музейную коллекцию «Понемногу сокровища растут», один из залов которой заполнили юбилейные дары.

По материалам www.culture.ru

Государственный музей А. С. Пушкина в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Государственный музей А. С. Пушкина - один из тех больших московских музеев, которые, кроме прекрасной постоянной экспозиции, ведут и другую образовательную деятельность.

Появился этот музей в 1957 г., и сейчас это большой комплекс, в который, строго говоря, кроме основного музея А. С. Пушкина, входят еще Мемориальная квартира А. С. Пушкина и Мемориальная квартира А. Белого на ул. Арбат, Музей И. С. Тургенева на ул. Остоженка, Дом-музей В. Л. Пушкина на ул. Старая Басманная и Выставочный зал в Денежном переулке.

Основная экспозиция размещена в старинном здании - усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых, построенной после московского пожара 1812 г. Сейчас здание отреставрировано, тут сохранилась отделка времен Пушкина - начала 19 века, что придает музею особую атмосферу.

Государственный музей А. С. Пушкина содержит собрания книг, рукописей, автографов, личных вещей и писем поэта.

Экспозиция разделена на 15 залов. Первые два из них посвящены двум эпохам - концу 18 века и началу 19-го. Тут собраны исторические предметы и документы, картины, портреты современников, а также многие издания книг той поры.

Во втором зале находится подлинный автограф Пушкина, это очень редкая вещь.

Следующие залы 3-6 посвящены детству поэта. Здесь можно увидеть картины и документы, а самое интересное - обиходные вещи тех времен, мебель, предметы из московского дома Пушкиных. Экспозиция дает возможность представить, как была устроена жизнь семейства тех лет. Это небольшие залы.

Дальше идет парадная лестница, а за нею начинается череда больших залов усадьбы, ее парадная «гостевая» часть. Здесь залы, посвященные отдельным произведениям, чередуются с залами, посвященными тому или иному периоду жизни Пушкина. Так, зал номер 7 посвящен его учебе в Царскосельском лицее, его первым годам жизни в Петербурге и первым ссылкам, зал номер 9 - возвращению в Москву, путешествиям и женитьбе, залы 12 и 13 - его поездке по пугачевским местам, а зал 15 - последним годам жизни. Все эти залы содержат собрания книг, рукописей, автографов, личных вещей и писем Пушкина. Документы, книги, предметы - все представлено очень широко.

Пречистенку ждут большие перемены: здесь началось благоустройство по программе «Моя улица». Тротуары станут просторнее, в сквере около памятника В.И. Сурикову посадят больше деревьев, во дворе эндокринологического диспансера создадут сад, а возле художественной школы имени В.А. Серова разобьют цветник. В полотно мостовой вмонтируют навигационные таблички с информацией о старинных усадьбах.

Дорога к монастырю и престижный район

В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская - от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части - Пречистенку и Ленивку (Волхонку).

Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская - неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.

Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке.

Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».

В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую - в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название - Пречистенка - вернули в 1994 году.

Жемчужины Пречистенки

Белые палаты

В начале улицы расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом. В XVIII веке палаты дважды перестраивали. В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем - под жилой дом. В 1972 году в Москву должен был приехать президент США Ричард Никсон. К этому визиту готовились основательно: в центре Москвы сносили многие обветшавшие строения. Белые палаты тоже чуть не сровняли с землей, но вовремя вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Вскоре началась реконструкция памятника архитектуры, которая продлилась до 1995 года.

Усадьба XVIII века

Дом 8, расположенный напротив Белых палат, - городская усадьба XVIII века. Но в основе здания - палаты более раннего периода. В середине XVIII века владельцем участка стал генерал-поручик участник Семилетней войны Яков Протасов. Он и достроил палаты, придав зданию П-образную форму. В 1794 году усадьба перешла к княгине Волконской. Затем дом сменил еще несколько владельцев, последними из которых стали Истомины. Они переделали главный фасад по проекту архитектора Константина Буссе.

Доходный дом Костяковой

Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка было построено в 1910 году. Оно выполнено в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшено скульптурными панно на античные темы. Владелица дома, известная благотворительница купчиха Евдокия Костякова, использовала его как доходный. Здесь жил пианист и композитор Александр Гольденвейзер, у которого бывали композиторы Сергей Танеев и Сергей Рахманинов. А частым гостем другого жильца - художника Бориса Шапошникова был Михаил Булгаков.

Кстати, именно около дома 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика. Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса. Сейчас в доме 9 располагается Центральная энергетическая таможня.

Дом генерала Орлова

В основе дома 10 - сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли.

В 1834–1842 годах владельцем усадьбы был декабрист Михаил Орлов. После его смерти часть комнат стали сдаваться в аренду. Одним из постояльцев был художник Исаак Левитан. Комнату он использовал и как жилье, и как мастерскую. Частым гостем Левитана был Антон Павлович Чехов. В начале XX века владельцем дома стал крупный коллекционер живописи и фарфора купец-галантерейщик Мориц Филипп. Гувернером его сына Вальтера был Борис Пастернак. Писатель перебрался в дом 10 в 1915 году, но прожил здесь совсем недолго. 28 мая 1915 года начались погромы магазинов и домов, принадлежавших немцам. Видимо, Филиппа тоже приняли за подданного Германии: его дом серьезно пострадал. Пастернак писал, что потерял во время погрома книги и рукописи. После этих событий Мориц Филипп с семьей снял квартиру в Шереметьевском (ныне Романовом) переулке, Борис Пастернак переехал вместе с ними. После 1917 года особняк занимали различные общественные организации.

Усадьба Хрущевых-Селезневых

Под номером 12 на Пречистенке расположен один из красивейших домов Москвы - усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль, построенный по проекту архитектора Афанасия Григорьева, является прекрасным образцом ампирной жилой застройки. Основой для усадьбы стали подклет, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII века, уцелевшие после пожара 1812 года. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы приобрел гвардии прапорщик в отставке Александр Хрущев и начал отстраивать здание заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома красовался особняк, окруженный многочисленными служебными постройками и небольшим садом.

В середине 1840-х годов усадьбу купили торговцы чаем Рудаковы, а в 1860 году она перешла к отставному штабс-капитану Дмитрию Селезневу. В начале XX века его дочь передала дом московскому дворянству для устройства детской школы-приюта. С 1961 года в усадьбе располагается Музей А.С. Пушкина.

Доходный дом Рекка

Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Автором проекта стал архитектор Густав Гельрих. Угол здания акцентировали полукруглым эркером. Над ним возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало над окружающей двух- и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. В 1911 году аренда квартиры здесь обходилась в 1200 - 3000 рублей в год.

Две квартиры на верхнем этаже занимал Александр Фаберже, родственник знаменитого ювелира. Он был юрисконсультом в фирме Фаберже. Во время революции Александр спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры переделали в коммуналки. В них разместились московские художники, в частности члены группы «Бубновый валет». Новые жильцы были уверены, что в квартире могут быть спрятаны драгоценности, оставленные предыдущим владельцем. По некоторым данным, один из тайников с серебром действительно был обнаружен при перестройке дома в 1980-х годах. Тогда у здания появился седьмой технический этаж, а угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. В 2011 году дом подвергся масштабной реконструкции.

Дом Ермолова

В основе дома под номером 20 по Пречистенке - особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри».

Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.

В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года - предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру.

В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин.

Дом князя Долгорукова

Владение на углу Пречистенки и Сеченовского переулка имеет сложную форму, так как его образование происходило на протяжении долгого времени, оно объединило более мелкие участки. Дом князя Андрея Долгорукова под номером 19 построен в 1780-е годы. Первоначально центральная часть здания, увенчанная бельведером с куполом (сгорел в 1812 году), соединялась с боковыми флигелями колонными галереями на аркадах. Это было уникальным для Москвы архитектурным решением. Впоследствии сквозные арки были заложены. В 1860-е годы дом заняло Александро-Мариинское женское училище, основанное генеральшей Чертовой. В 1921 году в здание переехала часть Военной академии РККА. Сейчас в особняке располагается Галерея искусств Зураба Церетели.

Гимназия Поливанова

Усадьбу по адресу Пречистенка, дом 32/1 возводили заново после пожара 1812 года. Получилось очень внушительное сооружение, почти дворец. Уличный фасад главного дома украсили восьмиколонным портиком. Во двор вели арочные проезды. На территории расположились флигели, конюшни, каретный сарай и домовая церковь. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», интерьеры этой усадьбы были взяты за образец при создании декораций. Владел домом гвардии корнет Павел Охотников.

В 1879 году дом перешел к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они оставались собственниками до 1915 года. В 1882 году здание арендовали для гимназии Поливанова.

«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени - Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым были учреждены в Москве, в районе Пречистенки, две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга, и, начиная с шестого класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой)

Поливановскую гимназию окончили многие известные люди, среди них Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Александр Головин и Александр Алехин. Здесь учились сыновья Льва Толстого. Современники говорили, что он приходил в гимназию и спорил с преподавателями о русской словесности.

В 1915 году дом переходит богатой предпринимательнице Вере Фирсановой. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная академия художественных наук. Сейчас здание занимают детская художественная школа № 1 и детская музыкальная школа № 11 имени В. И. Мурадели. Здесь проводят Поливановские вечера на Пречистенке.

#AlexanderPushkinStateMuseum #ГосударственныйМузейПушкина #ГМП #МузейПушкина

Музей уже не принимает участников олимпиады

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье 10.00-18.00 Четверг 13.00-21.00 Санитарный день - последняя пятница месяца.

Стоимость билета: Цена входного билета: для посетителей, не имеющих льгот, - 200 руб.; для детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно - 100 руб.; для учащихся государственных образовательных учреждений города Москвы по социальной карте москвича или карты "Москвенок" - бесплатно. Подробная информация - на сайте музея. Дни бесплатного посещения: 10 февраля – День памяти А.С. Пушкина, Третье воскресенье апреля – День культурного наследия, Третья суббота мая – Международный день музеев 6 июня – День рождения А.С. Пушкина, Первая суббота сентября - День города Москвы, Третье воскресенье каждого месяца

Государственный музей А. С. Пушкина - литературный музей, посвященный жизни и творчеству Александра Сергеевича Пушкина; крупный многофункциональный музейно-культурный центр для научной, экспозиционно-выставочной, концертной, педагогической и реставрационно-хранительской работы. Открыт в 1961 году. Расположен в центре Москвы по адресу ул. Пречистенка, д. 12/2 в дворянской усадьбе Хрущёвых-Селезневых первой трети XIX века. Помимо головного музея, ГМП включает еще пять филиалов: Мемориальную квартиру А. С. Пушкина на Арбате, Мемориальную квартиру А. Белого на Арбате, Музей И. С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В. Л. Пушкина на Старой Басманной и Выставочные залы в Денежном переулке. В историческом особняке размещены постоянные экспозиции "Пушкин и его эпоха" и "Сказки Пушкина", выставочные залы, читальный зал, концертный и конференц-залы. Здесь же, на Пречистенке, находятся фонды музея с Открытыми хранениями редких книг, живописного, графического и миниатюрного портрета XVIII-XIX веков, фарфора, бронзы, художественного стекла и керамики, генеалогических материалов. К Открытым хранениям ГМП относятся также уникальные частные коллекции, переданные в дар московскому музею А.С. Пушкина - "Библиотека русской поэзии И.Н. Розанова", "Коллекция П.В. Губара", "Кабинет Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина", "Кабинет рисунков Нади Рушевой".