Работы декарта. Французский философ, математик, механик и физик Рене Декарт: биография, труды, учение. Основные труды в русском переводе

01.08.2020 Электрика
Французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился в городе Лаэ, ныне Декарт, департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.
Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.
В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) - сначала в революционную Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.
Затем - ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известны иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет.
Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки - от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея . Теория Коперника , принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.
Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта:

* «Начала философии» (1644)
В «Началах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:
* Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
* В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
* Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.
Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.
В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни.
В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни очень сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Её выдвинул Айки Пиз , германский учёный.
К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.
Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре.
В честь учёного назван кратер на Луне.
Научная деятельность
Математика
В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»).
В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе - правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.
Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся в канонической форме (в правой части - нуль).
Символическую алгебру Декарт называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить «всё относящееся к порядку и мере».
Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). Однако достоинства нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математикам.
В приложении «Геометрия» были даны методы решения алгебраических уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых. Новый способ задания кривой - с помощью уравнения - был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное «правило знаков» для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его.
Декарт исследовал алгебраические функции (многочлены), а также ряд «механических» (спирали, циклоида). Для трансцендентных функций, по мнению Декарта, общего метода исследования не существует.
Мнимые числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах с положительными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от воображаемых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a, b, c… у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева.
Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего - английскими, для которых геометрические построения - чисто вспомогательный приём.
Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке. Приложение «Геометрия» было, однако, тут же переведено на латинский и неоднократно издавалось отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских учёных. Труды математиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияние Декарта.
Механика и физика
Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной.
* Декарт ввёл понятие «силы» (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение «величины» тела (массы) на абсолютное значение его скорости, сформулировал закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664).
* Исследовал законы удара, впервые чётко сформулировал закон инерции (1644).
* Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается.
* В 1637 году вышла в свет «Диоптрика», где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги.
* Первый математически вывел закон преломления света (независимо от В. Снеллиуса) на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).
* Дал теорию магнетизма.
* Вместе с конкретным научным открытием было совершено ещё одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность постоянной (как это формулируется в Новое время - рефлективной) работы над собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать, изобретать.
* Рене Декарт также создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения.
* Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
* Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.
Философия
Метод радикального сомнения
Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всем». Скептицизм был всегда выдающейся чертой французского ума, равно как и стремление к математической точности знаний. В эпоху Возрождения французы Монтень и Шаррон талантливо пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона. Математические науки процветали во Франции в XVII столетии.
Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряженного стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины. Им совершенно противоположны:
* с одной стороны - эмпиризм, довольствующийся истиной приблизительной и относительной,
* с другой - мистицизм, находящий особое упоение именно в туманной расплывчатости неотчётливого знания.
Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то дело шло не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.
Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Началах философии» следующим образом:
«Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всем том, в чём найдем хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её различия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным все, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всем другом ещё сомневаемся».
Таким образом найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания - не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.
Прежде всего, разбирая смысл положения «cogito, ergo sum», Декарт устанавливает критерий достоверности. Почему известное положение ума безусловно достоверно? Никакого другого критерия, кроме психологического, внутреннего критерия ясности и раздельности представления, мы не имеем. В нашем бытии как мыслящего существа убеждает нас не опыт, а лишь отчётливое разложение непосредственного факта самосознания на два одинаково неизбежных и ясных представления, или идеи, - мышления и бытия. Против силлогизма как источника новых знаний Декарт вооружается почти так же энергично, как ранее Бэкон, считая его не орудием открытия новых фактов, а лишь средством изложения истин уже известных, добытых другими путями. Соединение упомянутых идей в сознании есть, таким образом, не умозаключение, а синтез, есть акт творчества, так же как усмотрение величины суммы углов треугольника в геометрии. Декарт первый намекнул на значение вопроса, игравшего затем главную роль у Канта, - именно вопроса о значении априорных синтетических суждений.
Доказательство существования Бога
Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт берется затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.
Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:
* во-первых, как источника самой идеи о нём - это доказательство, так сказать, психологическое;
* во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.
Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда, «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».
Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности, противоположной духу. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всем своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. - субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли.
Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта все тот же математический или геометрический строй представлений: тела суть протяженные величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своем, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признает мышление главным атрибутом духовной субстанции.
Обе эти субстанции - дух и материя - для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.
Этические взгляды
Что касается этических взглядов Декарта, то Фуллье метко реконструирует основоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественный свет» разума (la lumière naturelle).
В «Рассуждение о методе» («Discours de la méthode») y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма. Но в письмах к принцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственной морали. Таковыми являются:
* идея «совершенного существа как истинного объекта любви»;
* идея «противоположности духа материи», предписывающая нам удаляться от всего телесного;
* идея «бесконечности вселенной», предписывающая «возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью»;
* наконец, идея «солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу».
В письмах к Шаню по просьбе королевы Кристины Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:
* «Что такое любовь?»
* «Оправдывается ли любовь к Богу единственно естественным светом разума?»
* «Какая крайность хуже - беспорядочная любовь или беспорядочная ненависть?»
Различая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви - любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, все же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть - признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, которые заглушают свою совесть посредством вина и табака. Фулье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.
Философское наследие
Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству, представленному
* голландской (Барух да Спиноза),
* немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц) и
* французской (Николь Мальбранш) школами.
Для философского мировоззрения Декарта характерны скептицизм, рационализм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Помимо этого картезианство характеризуется последовательным дуализмом - предельно чётким разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции - протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в картезианстве.
Для картезианства характерно также развитие рационалистического математического (геометрического) метода. Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно, существую»; " Cogito, ergo sum. "), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая т. о. пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследстии нашла своё выражение в теории близкодействия. В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:
* к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
* и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
Основные труды
* «Рассуждение о методе…» (1637)
o Ренэ Декарт. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637)*
o Ренэ Декарт. Рассуждение о методе - текст трактата на русском и французском языках
* «Размышления о первой философии…» (1641)
* «Начала философии» (1644)
* Разыскание истины посредством естественного света
Интересные факты
* Великий физиолог И. П. Павлов поставил памятник-бюст Декарту возле своей лаборатории (Колтуши), потому что считал его предтечей своих исследований

😉 Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Рене Декарт: биография, философия, факты и видео» — о главных этапах жизни французского философа, математика и физика.

Декарт, более известный под латинизированным именем Картезий (Cartesius), является основателем европейского рационализма. Его знаменитая фраза «Я мыслю, значит существую».

Биография Рене Декарта

Родился Рене 31 марта 1596 г. в небольшом французском городке Ла-Э-ан-Турен (ныне Декарт) и был третьим ребенком любящих родителей из дворянского рода. Мать мальчика Жанна Брошар скоропостижно скончалась, через год.

Отец, Жоаким Декарт занимал должность судьи. Дела практически не оставляли ему времени заниматься сыновьями, и эту нелегкую заботу взяла на себя бабушка. Маленький Рене часто болел, но был невероятно любознателен. Отец называл его маленьким философом.

Начальные систематические знания смышленый мальчик получил в колледже иезуитов у Жана Франсуа. Там же он подружился с будущим знаменитым математиком, физиком и философом М. Мерсенном. Окончив колледж, Рене изучал юриспруденцию в Пуатье, а затем переехал в

В 1617 г. он поступил на военную службу, здесь он знакомится с физиком И. Бекманом. Принимает участие в знаменитой осаде Ла-Рошели.

Рене Декарт (1596-1650)

Философия Рене Декарта

Декарт создает философское учение, лежащее в основе представления о том, что принципы механики идентичны структуре природы.

Механические машины и творения природы отличаются только количественными терминами: «естественные инструменты меньше и невидимы для глаз и это заставляет нас находить и открывать их в природе».

Согласно картезианцам, чувства не могут сказать нам правду: это возможно только благодаря нашим преднамеренным рассуждениям.

Теории Рене используются многими последователями в Европе. Во Франции новая доктрина устанавливается во внеклассных кругах. Сорбонна выступает против идей Декарта: еще в 1671 году она попыталась навязать учение как единственную действительную философскую систему.

Основанная несколько лет назад, Французская академия наук поддерживает идеи картезианцев. Будучи постоянным секретарем Академии, Бернард Ле Буйер де Фонтенелле (1657 — 1757) представляет учения Декарта в форме светских лекций в соответствии с духом эпохи и его заметным пристрастиям к театральным зрелищам.

Сам ученый неоднократно подчеркивает, что он реагировал как любопытный, но недоверчивый зритель, смотрящий на сцену «мирового театра». Сущность природных явлений, по его словам, сравнима с техникой, которая действует за кулисами на мировой арене.

Природные явления можно объяснить, если «наблюдать движения, размер, формы и расположение частиц материала».

Несмотря на преследования, картезианские идеи вскоре достигли беспрецедентного успеха и распространились по всей Европе. Такой успех был бы необъяснимым, если бы новая философия не была выражением нового, современного мира — Ренессанса.

В эпоху только что созданного производства (начала индустриализации) Декарт с его «техническими» концепциями становится популярным философом. Как ученый, Декарт знает последние научные открытия.

Он формулирует принципы метода достижения прогресса, вооружая своих последователей необходимыми математическими инструментами. Декарт развивает физику, биологию и психофизиологию.

Означает ли это, что Рене Декарт полностью отказался от старой философии? Напротив, его мысли, словно искры вспыхивают между наукой и метафизикой.

Но метафизика картезианцев содержит новые, оригинальные аспекты: она сводит к минимуму роль Бога в сотворении мира и убеждает в том, что мы можем познать реальность, в которой исчезли призраки схоластики.

Видео

В этой подборке видео дополнительная информация по теме «Рене Декарт: биография и философия»

Рене Декарт (Descartes), (латинизированное имя – Ренат Картезий), основатель новейшей догматической рационалистической философии и один из глубочайших мыслителей Франции, родился 31 марта 1596 в провинции Турень в семье парламентского советника, а умер 11 февраля 1650 в Стокгольме. Декарт рано обнаружил необыкновенные способности. На восьмом году от роду он поступил в иезуитскую коллегию в Лафлеше, где пристрастился к математике. Чтобы узнать свет, Декарт в возрасте 21 года поступил на военную службу и участвовал во многих походах и битвах в Голландии, Германии, Венгрии, продолжая усиленно заниматься научными и философскими работами, из которых первая «О музыке», была написана у осаждённой Бреды. В уединенном зимнем лагере у Нейбурга (1619) он решил, отказавшись от всех предрассудков, самостоятельно построить всю философию заново на надежных достоверных основаниях. Выйдя с этою целью в отставку, Декарт провел следующие годы частью в путешествиях, преимущественно по Германии и Италии, частью в Париже. С 1629 он прожил в Голландии 20 лет, за исключением недолгих поездок в Германию, Англию и Данию, чтобы пользоваться полным досугом для выработки своей философской системы. За это время Декартом были написаны важнейшие из его сочинений, причём некоторое из них (например «Мир, или Трактат о свете») долго скрывались во избежание столкновений с духовенством. Научные и философские работы Рене Декарта доставили ему и приверженцев, и ожесточенных противников. Декарт получил несколько приглашений от высокопоставленных лиц. В числе прочих и шведская королева Христина (1649) просила его преподавать ей философию. Декарт принял приглашение Христины, но вскоре переезда в Швецию умер от непривычного северного климата, хотя успел выработать план учреждения в Стокгольме академии наук. Его тело было в 1661 перевезено в Париж и погребено в церкви святой Женевьевы.

Портрет Рене Декарта. Художник Франц Хальс. Ок. 1649

Рационалистический метод Декарта – сомнение

Хотя Декарт благодаря своим математическим и физическим открытиям стал одним из творцов новейшей физики, исходной точкой своей философии он сделал не внешний, а внутренний опыт. Вследствие этого Декарт стал одним из столпов европейского рационализма , а не эмпиризма . Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис и выражает прославленный философский афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» Cogito , ergo sum» ) .

Идея Бога у Декарта

Единственное существование, в котором я вполне уверен, есть мое собственное, т. е. существование моего духа и его мыслей, тогда как бытие всего вещественного мира (и моего собственного тела) остается под сомнением. Неоспоримых данных, подтверждающих истинность наших ощущений, у нас нет. Он может оказать простым плодом нашего воображения. Однако, согласно философии Декарта, среди наших представлений находится одно, которое мы не могли создать сами, которое скорее надо признать данным нам, так как оно заключает в себе более полную реальность, чем та, какую мы находим в себе. Это идея Бога – совершеннейшего существа, неограниченного бытия, прямо противоположная чувству ограниченности нашего собственного бытия и потому внушенная нам самим Богом, врожденная нам до всякого опыта, подобно представлению, какое мы имеем о самом себе.

Преобразуя онтологическое доказательство бытия Божия Ансельма Кентерберийского , Декарт выражает его в такой форме: Бог есть совершеннейшее существо, к совершенствам же принадлежит и существование, следовательно, Бог существует. Другое доказательство бытия Божия заключается у Декарта в следующем: мое собственное существование можно объяснить только с помощью признания бытия Божия, потому что если бы я произошел сам собою, я бы придал себе все совершенства; если же я происхожу от других, от родителей, предков и т. д., то должна существовать первая причина, т. е. Бог. В число Божьих совершенств входит и совершенная правдивость, из чего следует, что все, что я познаю ясно, истинно. Бог не мог меня обмануть, это противоречит понятию о нём, как о всесовершенном существе.

Дуализм души и тела у Декарта

Представление внешнего мира и природы неискоренимо и ясно находится в моем уме. Поэтому, считает Декарт, протяженный мир со всеми качествами, какие мы познаем в наших ясных представлениях, действительно существует. Лежащая в основе его протяженная сущность называется телом или материей. Её природа, согласно философии Декарта, состоит не в твердости, тяжести, окраске или вообще в каком-либо качестве, постигаемом чувствами и устранимом из тела без нарушения его сущности – но единственно в протяжении. Лишь это последнее, допуская численные измерения, образует основу, не только геометрии, но и физики.

Протяжение имеет тело, но не душа. Между ними двумя существует диаметральная разница. Тело может быть разрушено, душа же неразрушима, т. е. бессмертна. В собственном смысле только Бог может именоваться субстанцией, т. е. тем, что существует, не нуждаясь для этого ни в чем другом; в производном же смысле можно говорить о телесной и мыслящей субстанции, так как обе не нуждаются для своего существования ни в чем, кроме Бога. Единственным главным свойством материи, по философии Декарта, является протяжение, но не энергия и силы. Количество вещества и движения, вложенных изначально в мир Богом, остается неизменным. Последние составные частицы материи – мельчайшие тельца, различные по форме и величине (корпускулы).

На животных Декарт смотрит как на живые машины без души, чувства, ибо они целиком управляются инстинктами, без всякой свободы воли. В человеке протяженная субстанция (тело) и мыслящая душа сходятся в единственном непарном органе мозга, центральной его железе; при их противоположной сути они не могли бы взаимодействовать, если бы не были соединены и согласованы Богом. Эта теория навела ученика Декарта, Гейлинкса на гипотезу окказионализма.

Этика Декарта

Свои этические воззрения Декарт выразил, частью в сочинениях (в книге физиологического и психологического содержания «De passionibus»), частью в письмах, особенно в письме «De Summo bono», к королеве Христине. В этике он примыкает ближе всего к стоикам и Аристотелю . Нравственную цель философия Декарта усматривает в благополучии, которое создаётся последовательной доброй волей или добродетелью.

Значение философии Декарта

Декарт совершил настоящий подвиг, требуя первым условием от философии, чтобы она отказалась от всякого привычного чувственного познания, усомнившись во всём (картезианское сомнение) и с помощью мышления совсем заново построила истинный мир, ничего не принимая за истину, кроме того, что выдержит испытание любым сомнением. Исходя из такой твердой точки опоры, как самосознание, он стал родоначальником последующих систем философии и оказал на нее большое влияние, благодаря оригинальности и самостоятельности, ясности и простоте своего мышления, а также легкости и естественности изложения. Хотя Декарт вполне признавал метафизику, но в области природы он гораздо строже проводил механицизм, чем его старший современник Фрэнсис Бэкон , так что на него позже ссылались даже чуждые духу его философии материалисты.

Система Декарта возбудила оживленную полемику среди философов и в особенности между теологами. Гоббс , Гассенди , иезуит Валуа выступили противниками Декарта, преследовали его, нередко с фанатизмом, обвиняли в скептицизме и атеизме и даже добились запрещения его «опасной» философии в Италии (1643) и Голландии (1656). Но у Декарта нашлось и много приверженцев в Голландии и Франции, особенно между янсенистами Пор-Рояля и членами Конгрегации Ораторианцев. Делафорж, Режи, Арно, Паскаль , Мальбранш, Гейлинкс и др. особенно старались развивать далее его систему. Логика янсенистского Пор-Рояля («Искусство мыслить», Арно и Николя, изданная 1662) проникнута картезианским характером.

Роль Декарта в истории науки

Несмотря на многие ошибки, неоспоримы заслуги Декарта для физиологической и психологической антропологии; но еще большая и более прочная слава принадлежит ему как математику. Он был творцом аналитической геометрии, изобрел метод неопределенных коэффициентов, впервые понял настоящее значение отрицательных корней уравнений, предложил новое остроумное решение уравнений четвертой степени, ввел показатели степеней и показал (что составляет, быть может, главную его заслугу), как можно выразить природу и свойства каждой кривой при помощи уравнения между двумя переменными координатами. Этим Декарт проложил геометрии новый путь, на котором были сделаны важнейшие открытия. Его «Геометрия» (1637), первое печатное сочинение по геометрии координат и его «Диоптрика» (1639), которая впервые излагала вновь открытый закон преломления лучей света и подготовила великие открытая Ньютона и Лейбница , навсегда останутся памятниками его великих заслуг в области точных наук. В своих философско-космогонических опытах Декарт хотел, подобно Демокриту и его атомистическим последователям, объяснить движение небесных тел, а, следовательно, и силу тяготения, вихревыми течениями эфира, наполняющего вселенную, – теория, которая после принятия и исправления её Лейбницем долго служила знаменем для противников действия сил на расстоянии.

Главные сочинения Декарта

Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках.

Первоначала философии.

Страсти души.

Правила для руководства ума.

Разыскание истины посредством естественного света.

Мир, или Трактат о свете.

Ярчайшими представителями рационализма XVII в. были Рене Декарт и .

Рене Декарт (1596-1650) — французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

— это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии,- совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа:

  • с субъективной стороны — разум, мышление, рассудок;
  • с объективной — разумность, логический порядок вещей.

Рене Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.

Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего.

Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция .

Рене Декарт предложил два принципа для научной мысли:

  • движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое;
  • явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

Первый вопрос философии Декарта — возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание.

В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим.

Это дедуктивный метод, он требует:

  • ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой);
  • расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части;
  • изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.

Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики.

Рене Декарт продвигал идею пробабилизма.

Пробабилизм — точка зрения вероятности:

  • взгляд, по которому знание является только вероятным, потому что истина недостижима;
  • моральный принцип, согласно которому закон может быть интерпретирован так, как это удобнее всего для приобретения человеческой свободы.

Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

Рационализм Рене Декарта

Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что он обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» и стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии.

То, что в основе бытия и познания лежит разум , Рене Декарт доказывал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.), зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, — мыслит. А поскольку мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

Учение Рене Декарта о субстанции

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Согласно Декарту, субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). При этом выделяет коренными свойствами (атрибутами) каждого рода субстанций он называет: протяжение (для материальных) и мышление (для духовных). Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжённостью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами (например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек , по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Рассуждение о методе Рене Декарта

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе .

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях, суть которого в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия и суждения. Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует) и т. д., а врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

(1596-1650) французский философ

Будущий философ родился на юге Франции, в провинции Турень, в семье советника парламента, французского дворянина Иоахима Декарта. Семья Декартов, правоверно католическая и роялистская, издавна обосновалась в Пуату и Турени. В этих провинциях находились их земельные владения и родовые поместья.

Мать Рене, Жанна Брошар, была дочерью генерал-лейтенанта Рене Брошара. Она умерла рано, когда мальчику исполнился всего год. Рене был слаб здоровьем, унаследовал, как он говорил, от матери легкий кашель и бледность лица.

Семья Рене Декарта была по тем временам просвещенная, и ее члены принимали участие в культурной жизни страны. Один из предков философа, Пьер Декарт, был доктором медицины. Врачом был и другой родственник Декарта, искусный хирург и знаток почечных болезней. Может быть, поэтому у Рене с ранних лет возник интерес к вопросам анатомии, физиологии и медицины.

С другой стороны, дед будущего мыслителя находился в дружеских отношениях с поэтом Гаспаром д"Овернем, который приобрел известность своими переводами итальянского политического деятеля Никколо Макиавелли и перепиской со знаменитым французским поэтом П. Ронсаром.

Правда, отец Рене был типичный дворянин и помещик, который больше заботился о расширении своих поместий и чиновничьей карьере, чем о развитии научного и литературного кругозора. Зато культурные традиции в семье поддерживали женщины. Мать Рене происходила по материнской линии из семьи Созе, которые в течение ряда лет состояли хранителями королевской библиотеки университета в Пуатье.

В раннем детстве Рене Декарт жил с родителями в маленьком городке Лаэ, который был расположен на берегу небольшой реки, впадающей в приток Луары. Кругом простирались поля, виноградники, фруктовые сады. Мальчик с детства полюбил уединенные прогулки в саду, где он мог наблюдать за жизнью растений, животных и насекомых. Рене воспитывался вместе со своим старшим братом Пьером и сестрой Жанной, добрую память о которой сохранил на всю жизнь.

Когда мальчик подрос, отец отвез его в только что открывшийся в городке Ла-Флеш (провинция Анжу) иезуитский колледж. В конце XVI и начале XVII века известный орден «братьев Иисуса» славился своими педагогическими учреждениями. Колледж в Ла-Флеш был лучшим среди них и считался одним из самых знаменитых школ Европы, из стен этого учебного заведения вышли вы дающиеся, деятели науки и литературы.

Здесь царили строгие порядки, но, вопреки установленным правилам, Рене Декарту разрешили спать не в общем дортуаре, а в отдельной комнате; сверх того, ему разрешили оставаться утром в постели сколько заблагорассудится и не присутствовать на утренних занятиях, обязательных для всех. Так у него сложилась привычка обдумывать, лежа в постели в утренние часы, математические и другие задачи и уроки. Привычку эту Рене Декарт сохранил на всю последующую жизнь, хотя вопросы и предметы его размышлений впоследствии совершенно изменились.

В коллегии преподавались не только обязательные для того времени риторика, грамматика, богословие и схоластическая, то есть средневековая, школьная философия. Учебная программа включала в себя также математику и элементы физических наук.

Начиналось обучение с усвоения основ латинской грамматики. В качестве материала для чтения и упражнений давали произведения античной поэзии, в том числе «Метаморфозы» Овидия, а также биографии знаменитых героев Древней Греции и античного Рима. Латынь изучалась не как мертвый язык, который можно применять для того только, чтобы читать древних авторов, - нет, воспитанникам коллегии предстояло писать и говорить на нем. И действительно, впоследствии Декарту пришлось несколько раз пользоваться латынью как разговорным языком: в первый раз - во время пребывания в Голландии, а затем - во Франции при защите тезисов на диспуте. На латинском языке написаны также те сочинения Рене Декарта, которые он предназначал главным образом для ученых, богословов и учащихся. На латыни написаны также и часть писем Декарта, и даже некоторые заметки, которые он делал для самого себя, например, записки по анатомии. Не случайно философская система, автором которой был Рене Декарт, получила название картезианства - по латинизированной форме его имени (Картезий).

Когда Рене учился в старших классах, которые в коллегии назывались философскими, он изобрел свой собственный метод доказательства и выделялся среди остальных учеников своим умением вести диспуты. Декарт начинал с того, что точно определял все термины, которые входили в рассуждение, затем стремился обосновать все положения, которые необходимо было доказать, и согласовать их друг с другом. В результате он сводил все свое доказательство к одному-единственному аргументу, зато столь прочному и основательному, что опровергнуть его оказывалось весьма трудным делом. Этот метод не только удивлял учителей Декарта, но часто приводил их в замешательство.

Сохранилось очень мало сведений о его жизни в Ла-Флеш, да и вряд ли в ней было много интересных внешних событий. Рене Декарт много занимался, а еще больше размышлял о прочитанном в книгах и о том, чего ни в каких книгах того времени нельзя было найти.

Окончив курс обучения, он, как было там принято, подарил все свои школьные книги в коллегиальную библиотеку, сделав на них собственноручные надписи. Декарт расстался со школой, где провел по крайней мере десять лет жизни, в добрых отношениях со своими наставниками и руководителями, но в глубоких сомнениях относительно достоверности того, чему они его учили.

Этих сомнений не рассеяли и дополнительные занятия юридическими науками и медициной, к которым Рене Декарт приступил после окончания курса философии в Ла-Флеш. Занятия эти проходили скорее всего в университетском городке Пуатье в 1615-1616 годах. Здесь 10 ноября 1616 года Декарт был утвержден в звании бакалавра и лиценциата права. По окончании школы блестяще образованный Рене направился в Париж. Здесь он окунается в светскую парижскую жизнь и предается всем ее прелестям, включая картежные игры.

Так Рене Декарт постепенно становился ученым, хотя его отец мечтал о военной карьере для сына, о его быстром продвижении по службе, с наградами и повышениями, о выгодных для семьи связях и покровителях. Рене формально не возражал против советов отца поступить на военную службу, но имел на это свои особые виды.

Он не хотел становиться, как сейчас это принято называть, кадровым военным и получать за свою службу офицерское жалованье. Ему представлялось гораздо более удобным положение волонтера, который только числится на военной службе, но не получает деньги и остается свободным от обязанностей и служебной зависимости.

Вместе с тем воинское звание и мундир давали Декарту определенные преимущества в его дальнейших планах: он наметил для себя обширную программу образовательных путешествий по другим странам. В XVII веке дороги в странах Европы были небезопасны, поэтому надежнее и удобнее было передвигаться вместе с войсками, нежели в одиночку.

Теперь Рене Декарту предстояло выбрать, в какую армию записаться. По своему общественному положению, по семейным и личным связям он мог легко добиться зачисления в один из французских полков внутри страны. Но, имея в виду свои особые цели, Декарт решил поступить на службу в голландскую армию.

Летом 1618 года он покинул родной край и направился в Голландию. Сначала он жил в Бреде, где стоял его полк. Но пробыл он в Голландии недолго. Ему очень нравилась эта страна, и все-таки он решил ехать дальше, чтобы изучить мир не по книгам, а все увидеть своими глазами. Ему хотелось посетить ряд стран Центральной и Восточной Европы, познакомиться с их достопримечательностями, завязать связи с учеными.

В августе 1619 года Рене Декарт находился во Франкфурте, где стал свидетелем коронации Фердинанда II. Там же его застала Тридцатилетняя война, в которой он даже принял участие.

Зиму 1619-1620 года, Рене Декарт провел в одном из деревенских поместий в полном уединении, вдалеке от всего, что могло рассеивать его мысли и внимание. В ночь на 10 ноября 1619 года с ним произошло событие, которое впоследствии породило множество толкований. В течение той ночи он увидел один за другим три сна, которые, очевидно, были подготовлены и навеяны огромным умственным напряжением. В то время мысли философа занимали несколько идей - «универсальной математики», идея преобразования алгебры и, наконец, идея о методе выражения всех количеств посредством линий, а линий - посредством алгебраических характеристик. Одна из этих идей после длительных напряженных размышлений и озарила во сне сознание Декарта, в чем, разумеется, не было ничего таинственного и сверхъестественного.

Весной 1620 года, Рене Декарт покинул свое зимнее уединение и решил вернуться во Францию. Прожив некоторое время в Париже, он предпринял путешествие в Италию. В то время эта страна считалась мировым очагом науки и художественной культуры. Путь его лежал через Швейцарию и Тироль, через Базель, Инсбрук, далее через горные переходы и итальянскую равнину к берегам Адриатического моря и лагунам Венеции. Декарт путешествовал не только как молодой любознательный ученый, но и как светский человек. Он внимательно наблюдал человеческие нравы, обычаи и церемонии. Сначала он намеревался остаться и пожить в Италии несколько лет, но через некоторое время без особого сожаления покинул эту страну и вернулся в Париж.

Здесь Рене Декарт вел вполне светскую жизнь, соответствующую нравам того времени. Он развлекался, играл в карты, даже дрался на дуэлях, посещал и театры, бывал на концертах, читал модные романы, стихи. Однако светские развлечения не мешали внутренней жизни философа, в его голове постоянно шла напряженная мыслительная работа, формировался новый взгляд на науку и на философию. Основная черта его философии - стремление выявить первооснову всего существующего, материального, причем мыслитель главным для достижения этой цели считал сомнение. Внешний мир раскроет свои законы, если все подвергнуть тщательному критическому анализу. Философ верил в силу человеческого мышления, и на века осталась в истории человечества его знаменитая фраза: «Я мыслю - следовательно, я существую».

Внимание Рене Декарта привлекали также вопросы оптики, механики, физики, которыми занимались многие передовые ученые того времени. Но он пошел дальше: ввел в физику математический анализ, что позволило ему проникнуть еще глубже в тайны математических построений, чем могли это сделать его современники. Чтобы поработать в спокойной обстановке, ученый снова уехал в Голландию.

Рене Декарт продолжает вести обширную переписку, он признан всеми, он великий математик, создатель новой философской системы. Шведская королева Христина через Пьера Шаню, близкого друга Декарта, с которым он переписывался, посылает приглашение Декарту приехать в Швецию. По словам Пьера Шаню, шведская королева хотела бы изучать картезианскую философию под руководством ее создателя. Он долго колеблется, ехать или не ехать: после теплой Франции и уютной Голландии - в суровую страну скал и льдов. Но Шаню в конце концов убедил друга, и Декарт соглашается. 31 августа 1649 года он прибывает в Стокгольм.

На следующий день, Рене Декарта приняла шведская королева Христина, которая пообещала, что во всем пойдет навстречу великому ученому, что ритм его работы ни в коем случае не будет нарушен, что она освобождает его от присутствия на утомительных придворных церемониях. И еще: она хотела бы, чтобы Декарт навсегда остался в Швеции. Но жизнь двора пришлась не по вкусу французскому математику.

От зависти королевские придворные плели против него интриги.

Королева Христина поручила Рене Декарту разработать устав Академии наук Швеции, которую она собиралась учредить, а также предложила ему пост президента Академии, однако он отклонил это предложение, поблагодарив за высокую честь, и мотивировал свой отказ тем, что он иностранец. Между тем королева решила начать занятия по философии, три раза в неделю с пяти до девяти часов утра, поскольку, будучи энергичной и жизнерадостной, вставала в четыре часа утра. Для Рене Декарта это означало нарушение распорядка дня, привычного режима.

Зима была необычайно холодная, и ученый заболел пневмонией. С каждым днем ему становилось все хуже, и на девятый день болезни, 11 февраля 1650 года, Декарт скончался, в возрасте всего пятидесяти четырех лет, его друзья и знакомые наотрез отказывались верить сообщению о его смерти. Величайший мыслитель Франции был похоронен в Стокгольме на обычном кладбище. Только в 1666 году его прах был перевезен во Францию, как драгоценное достояние нации, каковым он совершенно справедливо считается до сих пор. Научные и философские идеи Рене Декарта пережили и его самого, и его время.