Раздел «Формирование элементарных математических представлений» относится к образовательной области «Познавательное развитие. Конспект досуга по ОО "Познавательное развитие" (формирование элементарных математических представлений) Познавательное развитие

« Познавательное развитие»

формирование элементарных математических представлений

группа раннего возраста (2-3 лет)

(И.А. Помораева, В.А. Позина)

по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

учитель – дефектолог: Майсюк А. М.

г, Урай 2018

1. Пояснительная записка

Направление «Познавательное развитие». Раздел Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Цели и задачи: Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;  формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Количество  Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.  Формировать умение различать количество предметов: много - один (один - много).  Развивать умение видеть общий признак предметов группы.  Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.  Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Величина  Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т.д.)  Развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине. Форма  Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).  Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве  Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).  Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.  Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).  Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Ориентировка во времени  Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.

Принципы:

Принцип развивающего образования;  Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);  Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;  Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;  Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;  Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Формы работы с детьми: - Непосредственно образовательная деятельность (занятия), - Совместная деятельность со взрослым, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и др.), - Самостоятельная деятельность детей.

Организационные условия

Количество НОД (занятий) в неделю в месяц в год 1 4 36 10 мин 60мин 6 часов

Продолжительность НОД для детей первой младшей группы составляет 10 мин. в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13. В середине НОД проводится физкультминутка.

Условия реализации

Деятельность детей в развивающих центрах в группе: «Центр познания (познавательноисследовательской деятельности)», «Лаборатория», «Центр конструирования» и др. Раздаточный материал: геометрические плоскостные и объёмные фигуры, числовой ряд, полоски различной длины и ширины, счётные палочки, однородные и разнородные предметы различные по форме, длине, высоте, ширине. Демонстрационный материал: числовой ряд, картинки с изображением частей суток и их последовательности, счёты, числовые карточки, геометрические фигуры, плакаты. Настольно-печатные игры, мелкая и крупная мозаика, лото, домино, логические блоки, пособия для составления целого из частей, конструкторы различных цветов и размеров (строительный, лего и др.). ИКТ: мультимедийныные презентации, компьютерные развивающие игры по развитию познавательных способностей.

Прогнозируемые результаты

К концу года ребенок может:  Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.п.).  При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.  Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.  Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.  Видеть разницу в размерах двух предметов по длине (ширине, высоте, величине в целом); показывать (называть), какой из двух предметов большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий или они одинаковые.  Различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Проведение контрольных мероприятий Мониторинг освоения образовательной программы проводится 2 раза в год: в ноябре и апреле. Мониторинг проводится на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и критериальных диагностических методик, рекомендованных по программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), реализуемой в ДОУ.

2.Содержание

Примечание

Сентябрь 06.09.2017 Занятие 1 «Игра с мячом» Педагогические цели: Развитие предметных действий.

10мин

13.09.2017 Занятие 2 «Палочка - игралочка» Педагогические цели: Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить.

10мин

20.09.2017 Занятие 3 «У бабушки в гостях» Педагогические цели: Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки.

10мин

27.09.2017 Занятие 4 «Лесная гостья Педагогические цели: Развитие предметных действий. Познакомить детей с цветочной поляной, активизировать словарь по теме за счет слов: цветы, поляна, трава, желтые серединки, бабочки, жуки, кузнечики; учить детей отвечать на вопросы короткими предложениями, используя предлог на; воспитывать бережное отношение к окружающему миру

10мин

Октябрь 04.10.2017 Занятие 1 «Что катится, что не катится» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить. 10мин 11.10.2017 Занятие 2 «Спрячь кубик спрячь шарик» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета ладошкой, катать, ставить. 10мин 18.10.2017 Занятие 3 «Найди такой же» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик. Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки. 10мин 25.10.2017 Занятие 4 «Строим стульчик для матрёшки» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, кубик. Формирование умения сооружать простые постройки. 10мин

Ноябрь 07.11.2017 Занятие 1 «Что в мешочке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик. Совершенствование предметных действий. 10мин 14.11.2017 Занятие 2 «Собираем игрушки на прогулку» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. 10мин 21.11.2017 Занятие 3 «Хоровод матрёшек» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Совершенствование предметных действий. 10мин 28.11.2017 Занятие 4 «Строим башенки» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине кубики и называть их: большие кубики, маленькие кубики. Формирование умения сооружать простые постройки. 10мин Декабрь 06.12.2017 Занятие 1 Прокати шарик по дорожке» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик. Совершенствование предметных действий. 10мин 13.12.2017 Занятие 2 «Игрушки для кукол» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине кубики и шарики. Формирование умения группировать предметы по величине. 10мин 20.12.2017 Занятие 3 «Игра с матрёшками» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много - один. 10мин 27.12.2017 Занятие 4 «Собираем листочки в вазу» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: один - много. 10мин Январь 10.01.2018 Занятие 1 «Играем с флажками» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много - много. Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. 10мин 17.01.2018 Занятие 2 «Играем со снежными комочками» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по 10мин

величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - один, один - много. 24.01.2018 Занятие 3 «Игра с мячами» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - много.

10мин

31.01.2018 Занятие 4 «Встречаем гостей» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много - мало, мало - много.

10мин

Февраль 07.02.2018 Занятие 1 «Собираем башенку и пирамидку» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: один - много. Развитие предметных действий. 10мин 14.02.2018 Занятие 2 «Подарим игрушки зайчику и мишке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: много - много. 10мин 21.02.2018 Занятие 3 «Игра с мячом» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - много. Развитие предметных действий. 10мин 28.02.2018 Занятие 4 «Найди пару» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами: много - один, один - много, много - много. 10мин Март 14.03.2018 Занятие 1 «Закати шарик в домик» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик, шарик, много - много. Формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине. 10мин 21.03.2018 Занятие 2 «Строим ворота для шариков» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много - мало. 10мин

Формирование умения сооружать простейшие постройки. 28.03.2018 Занятие 3 «Собираем игрушки для матрёшки» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и количеству, обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много - много. Формирование умения сооружать несложные постройки.

10мин

Апрель 04.04.2018 Занятие 4 «Построим диванчики для кукол» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету. Развитие умения различать и показывать части своего тела. Формирование умения сооружать несложные постройки. 10мин

11.04.2018 Занятие 1 «Подарки для ёжиков» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по величине и цвету. Развитие предметных действий.

10мин

18.04.2018 Занятие 2 «Где спрятались игрушки» Педагогические цели: Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут).

10мин

25.04.2018 Занятие 3 «Путешествие на поезде» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много - один, один - много, много - мало, много - много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

Май 03.05.2018 Занятие 4 «Мы плывём на лодке» Педагогические цели: Развитие умения различать количество предметов (много - один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

10.05.2018 Занятие 1 «Выкладываем перекладываем собираем» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: один - много, много - один, много - много. Развитие предметных действий.

10мин

17.05.2018 Занятие 2 «Делаем куличики большие и маленькие Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по величине и обозначать их словами: большой, маленький. Развитие предметных действий.

10мин

24.05.2018 Занятие 3 «Что растёт за окном» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много - один, один - много, много - мало, много - много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

31.05.2018 Занятие 4 «Рассказ воспитателя о петушке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету. Развитие умения различать и показывать части своего тела. Формирование умения сооружать несложные постройки.

10мин

Итого 36 занятия 9 часов

3. Методическое обеспечение

Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Сост. С. Н. Теплюк. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2007. Громова О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Маленькие подсказки для родителей. - СПб.: ООО «Сова», 2007. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. Сербина Е. В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 1992. Смирнова О. Е., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраст а. - М.: МОЗАИКА

Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГТ должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие:

«Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели»

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, … может преобразовывать способы решения задач (проблем)»

«овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».

Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы), не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.

Согласно ФГТ вся образовательная деятельность стоится по принципу интеграции. Но наши занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, - то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области (осталось только книжку почитать и музыку послушать).

Сейчас все комплексные программы проходят доработку на соответствие с ФГТ. И пока не сформирован перечень примерных программ, мы работаем по имеющимся. А используемые на занятиях по ФЭМП и в свободной деятельности детей методики и технологии нам всегда будут помогать в развитии интеллектуальных способностей детей.

А сейчас краткий анализ раздела «Развитие элементарных математических представлений» наиболее распространенных комплексных программ дошкольного образования.

«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Авторы отмечают, что это усовершенствованный вариант Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.а.Васильевой, составленный с учетом федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы, новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. По словам авторов, она предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинноследственные связи и др.). Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире, большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений.

Цель программы (см.стр.67 )по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Программа предполагает формирование математических представлений у детей, начиная со второй группы раннего возраста первой младшей группы (от 2 до 3 лет ). Однако на первом и втором году жизни «Программа воспитания и обучения в детском саду » предусматривает создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления.стр45

Разработчики программы указывают на важность использования материала программы для развития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных математических проблем.

Необходимое условие успешной реализации программы по элементарной математике - организация особой предметноразвивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

В программе не выделяется раздел «Множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «Количество и счет ». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представлений, что, на наш взгляд, не позволяет подчеркнуть значимость данных понятий для развития у детей представлений об операциях с числами (сложения, вычитания, деления), основой которых они и являются. С одной стороны, в программе четко не оговаривается решение задач по знакомству детей с арифметическими операциями, но с другой - предполагается обучение решению арифметических задач, что требует работы над арифметическим действием.

В целом программа представляет достаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников. В программу вошло большое количество задач, не предусмотренных в более ранних вариантах программы. Это: задачи по формированию представлений об операциях с множествами (объединение, выделение из целого части и т.п.); задачи на формирование представлений о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ; задачи по развитию у детей чувства времени, обучение определять время по часам и т.п.

В рамках формирования геометрических представлений планируется работа не только с плоскостными, но и с объемными геометрическими фигурами, расширен круг геометрических фигур, предлагаемых для изучения детьми.

«Радуга» (программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада)Авторы:Т.Н.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. ...Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие. М. Монтессори Известный итальянский педагог Мария Монтессори в свое время сделала очень оптимистичное утверждение. По ее словам, так называемый «математический дух» присущ каждому человеку просто потому, что он человек. Важно лишь вовремя этот дух «разбудить». Все люди мыслят математически, математически воспринимают происходящие в природе процессы. Отсюда и летоисчисление, и счет времени, и измерение таких явлений как землетрясение, сила ветра, температура воздуха, расстояние до различных звезд и планет, высчитывание лунных и солнечных затмений. Человек привык измерять также и все процессы в собственном организме - давление, температуру тела, частоту пульса, количество различных веществ в крови. Еще одним неоспоримым доказательством заложенного в самой природе человека «математического духа» является то, что еще в древнем мире человек создавал различные сложные вещи: орудия труда, оружие, музыкальные инструменты, архитектурные сооружения, и все это – с соблюдением пропорций. Удивительно, ведь в то время еще не было науки. Науки не было, но был «математический дух»... «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДУХ» ПРИСУЩ ВСЕМ ЛЮДЯМ «Математическим духом» итальянский педагог называла ни что иное как различные математические способности. Это способность к исследованию окружающего мира, к абстрагированию, точность, оценивание и сравнение, аргументация и суждение, воображение и креативность. «Математический дух» присущ каждому человеку и проявляется независимо от того, занимается ли человек математическими вычислениями или нет. При определении кратчайшего пути из пункта А в пункт Б, при рассчитывании времени, требующегося для выполнения различных действий, при забрасывании мяча в баскетбольную корзину - всегда и везде нам необходим глазомер и математические отношения. С учетом ФГОС дошкольного образования формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста относится к образовательной области познавательное развитие наряду с задачами по сенсорной культуре, познавательно исследовательской деятельности, конструктивной деятельности, формированием целостной картины миры, расширением кругозора.  Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) о малой родине и Отечестве, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля, многообразии стран и народов мира. В настоящее время для реализации задач математического содержания необходимо учитывать принципы построения образовательного процесса: вариативности, открытости, индивидуализации; научной обоснованности и практической применимости. А также: интеграции; комплексно - тематического построения содержания с учетом примерного календаря праздников и д.р.(с зависимости от программы). Особенностью работы по математике с детьми дошкольного возраста является интеграция области познавательное развитие с другими образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). Другой особенностью является то, что решение задач психолого - педагогической работы по формированию элементарных математических представлений может осуществляться с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса (вся работа с детьми в какой-то промежуток времени (например – неделя) может быть объединена одной темой – «Овощи-фрукты», «Домашние животные», «Наш край – Урал», «Космос» и т.д. с включением математического содержания). Одним из главных критериев выбора педагогами форм работы по математике и видов деятельности детей является адекватность возрасту. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Поэтому математическое содержание может реализовываться в ходе игр с правилами, сюжетно-ролевых, режиссерских, игрдрамматизаий и д.р. Кроме того обучение математике может осуществляться в разных видах деятельности: чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, труд. Занятия по математике желательно использоваться в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет). Адекватными возрасту формами работы с детьми является: экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решения проблемных задач, занимательных задач. Обучение математике должно осуществляться в совместной деятельности педагогов и детей предполагающего взаимодействие в процессе освоения образовательной области «познавательное развитие» и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка, при чем взаимодействие детей и педагога должно характеризоваться наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой общения (возможность свободного размещения, перемещение и общений детей в процессе образовательной деятельности). Закрепление, расширение математических представлений предполагается в деятельности детей в условиях созданных педагогами мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающий выбор ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально. Содержание работы Формы работы Формы организации детей Непосредственно образовательная деятельность Формирование элементарных Создание коллекций. Проектная Групповая. математических представлений. деятельность. Подгрупповая. Индивидуальная. Исследовательская деятельность. Конструирование. Экспериментирование. Развивающая игра. Наблюдение. Проблемная ситуация. Рассказ. Беседа. Интегративная деятельность Содержание работы Формы работы Формы организации детей Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Формирование элементарных Сюжетная игра. Развивающая Групповая. математических игра. Создание коллекций. Подгрупповая. представлений Проектная деятельность. Индивидуальная. Исследовательская деятельность. Конструирование. Экспериментирование. Наблюдение. Проблемная ситуация. Рассказ. Беседа. Интегративная деятельность Содержание работы Формы работы Формы организации детей Деятельность детей в развивающей предметно-пространственной среде Формирование элементарных Во всех видах самостоятельной математических представлений. детской деятельности. Подгрупповая. Индивидуальная. Планируемые результаты предполагают необходимые умения и навыки в области математики: оперировать числами и цифрами в пределах первого десятка; понимать образование чисел второго десятка; использовать счётные и вычислительные навыки; устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел; понимать закономерности построения числового ряда; решать простые арифметические задачи на числах первого десятка, объяснять производимые действия; использовать способы непосредственного и опосредованного измерения и сравнения объектов по величине; классифицировать предметы по выделенному признаку; различать геометрические фигуры (многоугольники), их особенности и общие свойства; классифицировать фигуры по заданному признаку; определять относительность пространственных характеристик, расположение предметов относительно друг друга и описывать маршруты движения; ориентироваться на ограниченной плоскости (листе бумаги, странице тетради); использовать временные ориентировки в днях недели, месяцах года, определять относительность временных характеристик, ориентироваться по календарю. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Поэтому математическое содержание может реализовываться в ходе игр с правилами, сюжетно-ролевых, режиссерских, игрдраматизаций и д.р. Кроме того следует использовать: экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решения проблемных задач, занимательного математического материала д.р. В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребёнок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет её. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания. В творческих играх дети пополняют представления о предметах и их свойствах, материалах, осваивают общественно закреплённые способ использования предметов, осознают их назначение, постигают целесообразность действий с ними. Отражение общественных событий и явлений формирует интерес ребёнка к миру взрослых, расширяет кругозор дошкольника. Специфика игр с правилами состоит в том, что в условной, мотивированной игровыми целями ситуации дети применяют, обогащают и конкретизируют свои представления о предметах окружающего мира, об их свойствах, о назначении, материалах, действиях с ними, знакомятся с разнообразными символами. В процессе отображения, подражания, обследовательских и предметных действий складываются первоначальные представления о предметах и явлениях, а на их основе формируются обобщённые образы, выявляются особенности, обнаруживаются сходство и различия предметов окружающего. Выполнение игровых правил требует от ребёнка осуществления умственных операций, направленных на сравнение, выявление отличий (выделение), классификации, сериации, обобщения, что даёт развивающий эффект и расширяет поле применения усвоенного содержания. Сюжетами игр могут быть: «Овощной магазин», «Зоопарк», «Булочная», «Круиз», «Аукцион», «Транспортное агентство», «Поликлиника» и др. Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребёнком наглядных средств: картин, иллюстраций, предметных картинок, рисунков, слайдов, видеофильмов, схем и т. д. Рассматривание позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, создавать представления о событиях, явлениях, предметах, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях (животные разных стран, исторические события, труд взрослых и др.). Целенаправленное рассматривание позволяет активизировать мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение), обогащает речь и воображение, расширяет кругозор, позитивно влияет на развитие наблюдательности ребёнка. Детям можно предложить рассмотреть иллюстрации с отображением частей суток, дней недели, времени года с учетом деятельности детей и взрослых. признаком природы, положения солнца. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего. Оно может быть связано с первоначальным знакомством с новым для ребёнка объектом или его свойствами, выделением существенного, яркого, необычного, восприятием действий человека с предметами или функционирования самого наблюдаемого объекта. Наблюдение может быть и повторяющимся, когда ребёнок созерцает (воспринимает) то, что ему нравится, что вошло в круг его интересов. В данном случае дети не только получают эмоциональное или эстетическое удовлетворение (при наличии соответствующего объекта наблюдения), но и обнаруживают происходящие с объектом или явлением изменения, не зафиксированные ранее их вниманием нюансы, детали и пр. Наблюдение обогащает представления ребёнка, направляет мыслительную деятельность, активизирует процессы сравнения, сопоставления, обобщения, классификации, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи), обогащению словаря, побуждает объяснять наблюдаемое, устанавливать причины, делать выводы. Так, на прогулке дети могут наблюдать рост растений, кустарников, деревьев с учетом длины, ширины, высоты. Беседа представляет собой форму организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребёнка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. Беседа предполагает, что участники с помощью вопросов друг к другу и ответов высказывают свои суждения о предмете разговора, сообщают о нём дополнительные сведения, раскрывают его назначение, описывают характерные проявления, что приводит к получению его «обогащенного портрета». Беседа требует сосредоточенности, умения управлять своим поведением, слушать друг друга, не перебивать, не повторять сказанное, добавлять новые факты, доброжелательно относиться к ответам и репликам товарищей. Она побуждает детей логически мыслить, чётко, ясно и кратко строить своё высказывание, делать выводы. Через содержание беседы формируется отношение к событиям, о которых идёт речь, развиваются доброжелательные чувства и интерес к собеседникам. С детьми можно побеседовать о правильном переходе улицы, о маршруте от дома до детского сада, о ориентировке в детском саду с учетом направлений слева справа, вверху – внизу, впереди – сзади. Экспериментирование - форма поисковой познавательноисследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребёнок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы. Можно предложить детям провести эксперимент по изменению цвета воды с помощью добавления определенного количества капель краски; превратить лед в пар; измерить количество воды мерками разной величины и другое. Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий. Исследовательская деятельность расширяет представления ребёнка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Дошкольник упорядочивает опыт познания, постигает способы установления причинно-следственных, родовидовых, пространственных, временных, количественных отношений. Совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребёнок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, внести своего рода интеллектуальный вклад в решение общей проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребёнок получает определённый продукт (результат). При этом в конструирование заложено и познавательное начало. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных строительных и природных материалов, отражает свои впечатления об окружающем предметном мире, в обобщённом виде создаёт новые сооружения. Конструктивная деятельность способствует развитию мышления, пространственного воображения, обладает специфическими возможностями для развития планирующей функции. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. Конструирование из палочек и деталей конструктора различных геометрических фигур с целью развития навыков трансфигурации. Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости. Первоначальное непосредственное восприятие предметов, расширение и обобщение представлений о знакомых объектах, возможность увидеть их новые свойства, эстетические переживания, эмоциональный подъём - всё это способствует обострению наблюдательности, активизации мышления, стимуляции воображения, развитию любознательности и расширению познавательных интересов. Возможности экскурсии очень велики при определении различий высоте деревьев, форме листьев, пространственного расположения растений в парке, сезонных изменений в природе и др. Развлечения, викторины, конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Радость за свои достижения и ощущение удачи поддерживают хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребёнка, создают бодрое настроение. Коллективное участие детей в решении познавательных задач раскрепощает ребёнка. Главным становится совместная неформальная деятельность детей и взрослых, проявление детской самостоятельности. Дошкольники накапливают опыт познавательно-игрового общения, взаимодействия с партнёрами, приобретают навык руководства и подчинения правилам игры и требованиям участников. Большое количество занимательного математического материала используется в развлечениях и викторинах (ребусы, кроссворды, логические упражнения, задачи – шутки, лабиринты). Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.), развитию речи и коммуникативных навыков (ребёнок готов содержательно общаться по поводу своих коллекции как со взрослым, так и со сверстниками). Детям предлагают создавать коллекции календарей, измерительных приборов, модели автомобилей, карт, гербарии и др. Проблемная ситуация - ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов: - постановки, формулирования проблемы; - выдвижения предположений и гипотез; - выбора, проверки, обоснования гипотез; - подведения итогов, вывод. Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка. Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов. Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого. Это могут быть:  система вопросов, переформулирование условий задачи;  наводящие задачи или задачи-подсказки;  цепочка наводящих задач;  готовый вариант решения. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Приведем пример проблемно-игровой ситуации с множествами и числами «Как Белоснежка считала гномов» Количественный счет: количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: справа налево или слева направо (направление счета). Сюжет. За столом у Белоснежки собрались гномики. Чтобы их угостить пирожными, ей нужно узнать, сколько гномиков пришло в гости. Сначала Белоснежка пересчитала их слева направо, а затем справа налево. «Каждый раз у меня получается одно и то же число!» - удивилась Белоснежка. Вопрос. Почему у Белоснежки получилось одно и то же число? Варианты ответов. 1. Получилось число семь, потому что гномиков в сказке семь. 2. Считать можно с разных сторон, получается одно и то же число. Решение проблемы. Вспомнив сказку, дети высказывают первое предположение: сколько гномиков в сказке, столько гномиков было в гостях у Белоснежки. Второе предположение можно проверить на практике. Дети выкладывают гномиков в ряд и пересчитывают их слева направо и справа налево так, как это делала Белоснежка. Дети понимают, что направление счета (слева направо или справа налево) не имеет значения, когда нужно узнать количество предметов. Всегда получается одно и то же число. Вывод. Количество предметов не зависит от направления счета. ПРИМЕР Планирования работы по математике в старшей группе с учетом комплексно-тематического принципа и форм работы с детьми ФЭМП Программная задача Форма работы Закреплять умение считать до 5-10; отсчитывать предметы Сюжетно-ролевая «Овощной магазин» Познакомить с порядковым счетом в пределах 5-10; учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них Чтение сказки (В. Катаев «Цветик-семицветик») «Однажды хозяйка с базара пришла» Величина Тема: «Осень» Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине Лепка овощей и фруктов разной величины; Аппликация разноцветных ковров Форма Тема: «Осень» Развивать геометрическую зоркость: Ручной труд (дом, корзина с умение анализировать и сравнивать грибами, поднос с овощами) предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов прямоугольные, поднос и блюдо овальные, тарелки - круглые и т. д. Количество и счет Тема: «Осень» игра Ориентировка в пространстве Тема: «Осень» Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу Музыкально-ритмические движения «Времена года» муз. И. Штрауса, «Парный танец с листьями и цветами» муз. Ан. Александрова Музыкальные игры «Я полю, полю лука» муз. Й. Гайдна, «А я по лугу» муз. С. Ржавской Определять свое Подвижные игры «Гуси-лебеди», местонахождение среди «Затейники», «Удочка», «Кто окружающих людей и быстрее», «Гори-гори ясно!» предметов, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу Ориентировка во времени Тема: «Осень» Закрепить представление о Коллекционирование том, что утро, вечер, день, календарей, листьев, ночь составляют сутки семян Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом) шишек, Проблемная ситуация (как правильно перейти дорогу, созревание и употребление в пищу овощей и фруктов; правильность подбора одежды, обуви в соответствии с сезоном)

Образовательная область : «Познавательное развитие».

Вид деятельности : «Познавательно-исследовательская».

Цель : Закреплять и систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений, используя блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Задачи :

Образовательные :

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрой.
  • Познакомить с цифрой 0.
  • Закреплять представление о порядковом счете в пределах 10 и о количественном составе числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале.
  • Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать, сравнивать предметы по форме, цвету, величине, толщине.
  • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху – внизу, в середине, в углу).
  • Совершенствовать умение устанавливать размерные отношения между 9 предметами разной высоты; систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по высоте.

Развивающие :

  • Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление, мелкую моторику.
  • Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

Воспитательные :

  • Воспитывать интерес к математике.
  • Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь, попавшим в сложную ситуацию героям.

Речевые :

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  • Поощрять попытки высказать свою точку зрения.

Предшествующая работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (в сокращенном виде), просмотр мультфильма «Снежная королева», беседы о Севере, животном и растительном мире Заполярья.

Материалы и оборудование :

Демонстрационный : ноутбук, мультимедийная установка, аудиозапись «Вальс снежинок», слайды с изображением Снежной королевы, белых медведей, северных оленей, полярных сов,волков, картинки встречи Кая и Герды; блоки Дьенеша (2 набора), знаки – символы, 4 обруча (красный, синий, желтый, зеленый), открытка – письмо, указка, книжка Г.Х Андерсена «Снежная королева».

Раздаточный : снежинки разного цвета (по 10 на ребенка), квадраты серого цвета, палочки Кюизенера (по 9 штук на каждого ребенка), цифровой веер, карточки («Билеты») с символами — значками, цветные пластмассовые камешки («самоцветы»), снежинки с цифрами, сердечки.

Форма проведения : сюжетно – игровая.

Методические приемы : наглядные, словесные, игровые, сюрпризные.

Ход занятия :

Ребята, у нас в группе гости. Подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети «сдувают хорошее настроение» с ладошки).

Сегодня утром я обнаружила на столе вот эту красивую открытку. Наверное, её принес почтальон. Послушайте, что здесь написано.

«Ребята, прошу вас мне помогите.
Бедного Кая из плена спасите.
Он увезен королевой на Север
И заколдован злой королевой.
Сердце его превратилось в лед,
Что с ним случилось, он сам не поймет.
Чтоб его освободить, надо королеве угодить.
Чтоб его расколдовать,нужно все её задания правильно выполнять»

Ах, какое несчастье случилось с Гердой и Каем. И что это за королева такая держит Кая в Ледяном замке? (Ответы).

У этой королевы ледяное сердце, её очень трудно чем-то растрогать. Как вы думаете, умеет ли Снежная королева жалеть, сочувствовать кому-то? (Ответы).

Но ведь что-то же должно ей нравится. Что, по вашему мнению, может нравиться Снежной королеве? (Ответы).

Согласна с вами, что ей нравится холод, мороз, снежинки, лед. А еще Снежной королеве нравятся красивые точные линии, формы, фигуры, знаки, символы, цифры. Снежная королева дружит с математикой – Королевой точных наук. Поэтому все её задания – математические и выполнить их не так-то просто. Вы согласны выполнить эти задания и спасти Кая. Ему ведь так холодно в Ледяном замке, а Герде очень одиноко без него. (Слайд №1).

Я и не сомневалась в вас. Ведь вы смелые, умные и отзывчивые дети. Для того чтобы начать выполнять задания королевы, мы должны попасть в наш математический научный центр. Я раздам вам «билеты», которые подскажут вам, где ваше место в математическом центре.

(Игровое упражнение «Найди свое место». На каждом стульчике лежит один блок. На «билетах» обозначены с помощью знаков – символов форма, цвет, размер, толщина. Дети по карточкам находят нужный блок и занимают свои места за столами. Проверка).

(Имя), почему ты сел именно на это место? (Ответ).

Молодцы, все верно нашли свои места. Мы приступаем к выполнению заданий королевы. Сядьте все правильно, спина прямая.

У Снежной королевы скоро день рождения. Обычно людям в день рождения дарят цветы, но Снежная королева не любит цветы. А вот если мы подарим ей букет из её любимых снежинок, то возможно королева станет чуточку добрее.

Нам нужно составить букет из 5 снежинок так, чтобы все снежинки были разного цвета и формы.

(Упражнение «Составь число 5 из разных снежинок». Дети выполняют задание. Проверка.)

(Имя), сколько всего снежинок ты взял для букета? (Ответ). Сколько снежинок какого цвета ты взял? (Ответ). (Имя), как ты составил букет из 5 снежинок? (Ответ). Значит, 1, и еще 1, и еще 1, еще 1, и еще 1 будет 5. Отлично, первое задание мы выполнили.

Следующее поручение Снежной королевы: она велела украсить её ледяную шкатулку драгоценными камнями – самоцветами, каждый камень должен стоят на своем месте.

(Игровое упражнение «Укрась шкатулку самоцветами»).

Возьмите «шкатулки» (квадраты серого цвета). Поставьте фиолетовый самоцвет в правый верхний угол, зеленый – в левый нижний угол, красный – в середину «шкатулки», голубой – в правый нижний угол, белый – в левый верхний угол. (Взаимопроверка).

Проверьте друг у друга, правильно ли вы украсили шкатулку. (Имя), где находится зеленый самоцвет? (Ответ).

(Имя), какой камень находится в правом верхнем углу? (Ответ).

Все верно, вы справились и с эти заданием.

Приступаем к следующему заданию Снежной королевы. Мимо дворца Снежной королевы часто проходят животные. Она велела Каю сосчитать, сколько животных проходят мимо её замка, и показать нужную цифру. (Работа с цифровым веером. Слайд №2).

Сосчитайте белых медведей и покажите нужную цифру. (Выполнение. Слайд №3).

Сколько полярных сов? Сосчитайте и покажите нужную цифру. (Выполнение. Слайд №4).

Сосчитайте северных оленей и покажите цифру. (Выполнение).Сколько волков?(Слайд№5).

Молодцы, всех животных вы сосчитали правильно.

Снежная королева сказала, что мимо её ледяного замка проходят жирафы и велела сосчитать их. (Слайд №6 – картинка зимнего пейзажа без животных).

Сколько жирафов проходят мимо замка? (Ответы).

Я тоже никого не вижу. Могут ли жирафы жить на севере? (Ответы).

Где они живут? (Ответы).

Но какую же цифру нам нужно показать, если нет никого и ничего? (На слайде – цифра 0).

Какая это цифра? (Ответы).

Верно, это цифра 0, она показывает, что нет ни одного предмета. На что похожа цифра 0? (Ответы).

Как вы думаете, где её место в числовом ряду? (Ответы).
Она находится перед цифрой 1. Отлично, вы справились и с этим заданием.

Снежная королева хочет, чтобы вы поиграли и потанцевали с её любимыми снежинками, а затем их нужно построить по порядку.

(Игра «Поставь снежинки по порядку». Дети берут снежинки с цифрами и под вальс танцуют с ними.Слайд№7.

С остановкой музыки встают по порядку. Слайд№8).

Ой, ребята, вы не замерзли пока держали снежинки в руках? Давайте согреем ручки, поиграем с мячиками – ёжиками.

(Проводится пальчиковая игра).

Мячик – ёжик мы возьмём,
Покатаем и помнём.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.

Пустим ёжика мы на пол,
Ручкой ёжика прижмем
И немного покатаем,
Потом ручку поменяем.

Мы согрели руки, продолжаем выполнять поручения Снежной королевы. (Дети садятся на стульчики).

Вы помните, что Снежная королева дала Каю цветные льдинки, чтобы он из них составил слово «вечность».

Кай, составляя это слово, разбросал льдинки в зале. Снежная королева не любит беспорядок и велела разложить Каю все льдинки на подносы. Она положила на подносы знаки, которые подскажут, какие льдинки должны лежать именно на этом подносе.

(Игра с блоками Дьенеша и обручами «Разложи льдинки правильно». На полу 4 обруча: красный, желтый, синий, зеленый. Красный и желтый пересекаются между собой. Синий, зеленый тоже пересекаются. В красном обруче – знак-символ, обозначающий красный цвет; в желтом – знак, обозначающий квадрат. В синем обруче – знак, обозначающий синий цвет, в зеленом – треугольник. Дети выполняют задание подгруппами. Мальчики раскладываю «льдинки» в синие и зеленые обручи, девочки – в красный и желтый. Проверка выполнения заданий).

(Имя), проверь, пожалуйста, правильно ли разложили мальчики «льдинки» по «подносам». Какие «льдинки» лежат на синем «подносе»? (Ответ).

Какие – на зеленом? (Ответ).

Почему вы положили синие треугольные «льдинки» в область пересечения 2 подносов? (Ответы).

Верно, они могут относится как к синему, так и к зеленому «подносам». (Аналогично проверяем, как выполнили задание девочки).

И последнее задание. Кай находится в самой высокой башне замка. Надо построить лесенку, чтобы он мог спуститься и встретиться с Гердой.

(Работа с палочками Кюизенера. Дети составляют сериационный ряд по высоте. Проверка).

(Имя), какого цвета самая высока палочка? (Ответ).

(Имя), что мы можем сказать о высоте белой палочки? (Ответ).

(Имя), что мы можем сказать о высоте розовой палочки? (Ответ).

(Имя), которая по счету будет фиолетовая палочка, если считать от белой? (Ответ).

Какого цвета шестая по счету палочка? (Ответ).

Молодцы, вы хорошо справились и с этим заданием.

Вот, мы и выполнили все поручения Снежной королевы. Какое вы считает наиболее сложным? Какое задание вам понравилось выполнять?

Вы проделали нелегкую работу, но посмотрите, Кай и Герда вместе. (Слайд № 9).

Теперь они отправятся из Лапландии к себе на родину, где их ждет бабушка и цветут розы. Окончена наша игра.

Спасибо, ребята, огромное вам, за то, что упорно и дружно трудились, за то, что героям вы так пригодились. Вы все молодцы!

От Кая и Герды вам подарок в этой шкатулке – сердечки. Пусть ваши сердца всегда будут такими же добрыми и отзывчивыми, как сейчас. От меня вам книжка – сказки Г.Х. Андерсена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.; Мозаика – синтез, 2017.
  2. И.А. Помораева, В.А. Позина, «Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа», М.; Мозаика – синтез, 2016.
  3. Е.Н. Носова, Р.Л. Непомнящая, «Логика и математика для дошкольников», Санкт – Петербург, Детство – пресс, 2000.
  4. А.А. Столяр «Давайте поиграем: математические игры для детей 5 – 6 лет», М.; Просвещение, 1991.

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

Формировать навыки ориентировки во времени;

Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

Обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

Развивать общую моторику и координацию движений;

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

«Речевое развитие»:

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивать диалогическую речь воспитанников;

Обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

- способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект;

Закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №12 «Росинка»

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

(разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

От пяти до семи лет)

Подготовила и провела:

Воспитатель

М.А Казанцева.

Используемая литература:

1. Математические игры в картинках 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС , 2017 г.

2. Формирование математических представлений у детей. Планирование образовательной деятельности на каждый день. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). Март-май. ФГОС ДО

3. Математические игры с геометрическими формами и цифрами 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС

Октябрь, 2016

Образовательная область "Познавательное развитие"

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

«Познавательное развитие»:

"Физическое развитие":

« Речевое развитие»:

Способствовать

Виды детской деятельности :

Игровая,

Познавательная,

Продуктивная,

Коммуникативная.

Методы: рецептивный, наглядно-практический,

Приемы: показ, демонстрация, рассказ, инструкции, вопросы к детям, дидактические игры.

Предварительная работа: беседа с детьми, дидактические игры.

Оборудование и наглядные материалы: мультимедийное оборудование, видео-письмо, карточки с заданиями; ворота с геометрическими фигурами, гномы(дни недели), тоннель(для пролазания), конусы с цифрами(для ходьбы змейкой), канат, математические задания(мультимедия), шары и фломастеры(на каждого ребенка), Танграм для дидактической игры, видеообращение королевы.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети входят в зал под веселую, бодрую, музыку.

Воспитатель : Посмотрите, у нас в зале присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Сегодня утром мама Есении Бабинцевой передала нам вот это письмо, и сказала открыть его в 9:00, давайте посмотрим от кого письмо? (открываем письмо, а здесь видео письмо)

Здравствуйте ребята, меня зовут Цифроежка. Жители нашей страны очень любят играть в математические игры, петь, танцевать. Самая веселая среди нас королева Математика. Но в последнее время она загрустила, ни с кем не играет, только плачет. Жители всей страны расстроились из-за этого и тоже загрустили. Я прошу вас помочь развеселить королеву и вернуть в эту замечательную страну смех и радость. Но смогут это сделать только дружные, смелые, добрые дети, которые правильно выполнят все задания на пути. А задания вы найдете в конвертах. Желаю удачи!

Воспитатель : Ну что, поможем Цифроежке? Но чтобы наше путешествие прошло удачно, мы сделаем разминку. Тогда можно отправляться в путь.

Проводится занимательная разминка:

1. Отправляемся в поход. Много нас открытий ждет. Мы шагаем друг за другом. Раз-два, раз-два, выше ноги, детвора! (Ходьба в колонне по одному)

2. На носочки дружно встали, Друг за другом зашагали, Мы до солнца достаем, На носках легко идем! (Ходьба на носках)

3. Руки за спину убрали. И на пяточки мы встали. Свои спинки выпрямляем, Голову не опускаем. (Ходьба на пятках)

4. Выше ноги поднимаем, Через кочки мы шагаем. Раз-два, раз-два, носочек тянем, детвора! (Ходьба с высоким подниманием колена)

5. Друг за другом побежали, Только пятки засверкали. Будем с вами мы бежать, Никому нас не догнать! (Бег)

7. Отдохнем теперь мы дружно, Отдышаться всем нам нужно. (Дыхательные упражнения)

Воспитатель : Посмотрите, что это? какие необычные ворота нас встречают. Что изображено на воротах? Они закрыты, а пройти через ворота мы сможем только тогда, когда выполним все задания.

1)Посчитайте, сколько всего фигур на воротах.

2)Посчитайте, сколько здесь красных фигур.

3)А сколько здесь треугольников?

4) Посчитайте, сколько желтых кругов.

5)Посчитайте, сколько здесь маленьких квадратов.

Молодцы, ворота открываются, Путь наш продолжается.

конверт находят -задание на экране

Взгляните, ребята, здесь гномы, для чего они здесь? и конверт. Скорее письмо открываем и видео задание выполняем!

Здесь веселая загадка – отгадайте-ка, ребятки!

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом!

Воспитатель : А вы догадались, как зовут этих гномов?

Дети : дни недели

Воспитатель : правильно, молодцы! Ну-ка, быстро, по порядку, вы расставьте их, ребятки!

(Дети расставляют гномов по порядку)

Воспитатель : Назовите дни недели, начиная с понедельника. (Дети называют) . Какой сегодня день недели? А завтра будет… Назовите выходные дни.

Молодцы, ребята. Продолжаем наше путешествие.

По дороге вновь идем и в тоннель мы попадем.

На четвереньках проползем.

Проползем столько раз, сколько глаз у каждого из вас!

Сколько раз мы проползем?

Дети : два. (Проползание в тоннель)

Воспитатель :

Друг за другом, дружно в ряд,

И видим числовой мы ряд!

Воспитатель : Ребята, посмотрите на цифры, что здесь необычного?

Дети : Между цифрой четыре и цифрой шесть, лежит конверт!

(Дети находят конверт с заданием, между цифрой четыре и цифрой шесть) .

Воспитатель : Но прежде чем мы откроем конверт, скажите, какой цифры здесь не хватает?

Дети : Цифры 5

Воспитатель : А теперь открываем конверт: Вы на схему посмотрите и фигуру соберите. (Танграм)

Воспитатель : Собрались мы по порядку, Продолжаем путь, ребятки. Смотрите, преграда у нас на пути, Сумеем легко по ней мы пройти! Руки на пояс надо убирать и по удаву боком шагать. А пройдем мы столько раз, Сколько на светофоре глаз.

Сколько раз мы по удаву пройдем?

Дети : три. (Ходьба детей по канату – удаву)

Воспитатель :

Взгляните, под головой удава конверт

Вновь с заданием оно :

Задания слушайте внимательно

И выполняйте их старательно!

Математические задания:

  1. Ходит Петушок - красный гребешок,

Шесть хохлаток тоже там.

Сколько всех?

Скажите нам!

2. Сколько рогов у двух коров?

3. Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

4. Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалились?

5. Два цыпленка стоят,

Два в скорлупке сидят.

Сколько будет детей

У наседки моей?

Воспитатель : . Посмотрите, препятствий больше нет на нашем пути. Немало препятствий мы одолели.Значит путь наш приблизился к концу.

Итог: Трудным было наше путешествие? Какие трудности вам встретились? Вы смогли их преодолеть? Что помогло вам справиться со всеми заданиями?

(появляется королева Математика)

Королева Математика:

Здравствуйте, ребята! Мой друг Цифроежка рассказал мне о ваших приключениях, о том, какие вы сообразительные, ловкие, смелые и дружные! Я всегда всем говорила, что математика совсем не скучная наука, и открывает она свои двери тем, кто готов справиться с любыми сложными заданиями. Вы достойно прошли все испытания, и от этого мое настроение стало радостным и веселым. До свидания!

Воспитатель :

Я предлагаю вам взять яркие шарики и нарисовать улыбки, которые мы подарим

(Дети разрисовывают воздушные шары)

Мне очень понравилось наше путешествие, давайте: «Математике и спорту крикнем дружно мы: «Ура!»

Дети уходят в группу.

Самоанализ

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

(разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР от пяти до семи лет )

воспитатель МБДОУ ДС №12 «Росинка» Казанцева Марина Александровна.

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

Формировать навыки ориентировки во времени;

Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

Обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

Развивать общую моторику и координацию движений;

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

« Речевое развитие»:

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивать диалогическую речь воспитанников;

Обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

Способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект;

Закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

Виды детской деятельности :

Игровая,

Познавательная,

Продуктивная,

Коммуникативная.

Форма работы: с группой воспитанников.

Присутствовало 7 детей: 6 мальчиков и 1 девочка.

Программное содержание материала, его объем и сложность соответствуют возрастным, физическим и индивидуально-психологическим особенностям детей седьмого года жизни, требованиям ФГОС.

Эстетика, длительность, гигиенические требования к проведению непосредственно образовательной деятельности и оборудованию отвечают СанПин.

Личностно-ориентированный подход в общении с детьми способствовал активному диалогу, эмоциональному сближению, проявлению устойчивого интереса детей на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность построена поэтапно. Все этапы взаимосвязаны между собой, логичны, содержательны.

Во время НОД использовала разнообразные методы и приемы: мотивационно-побудительный момент - встреча с мамой Есении, которая принесла конверт; видеообращение Цифроежки; задания математического и физического характера: «Открой ворота с геометрическими фигурами», Игра «Гномы-дни недели», «Проползи в тоннель», «Пройди змейкой и скажи какой цифры нет»; «Пройди по канату»; «Реши математические задания»; видеообращение королевы к детям на решение поставленной цели и задач. НОД была построена в несколько этапов. Все этапы взаимосвязаны между собой, лаконичны, содержательны и эффективны.

Организационный момент выполнял две важные функции: организацию группы детей к активному участию в НОД и созданию условий, способствующих введению дошкольников в познавательно деятельность.

Общение на правах партнерства, культурная языковая среда, связь с другими областями программы, поисковая деятельность, способствовали усвоению программного материала. Задания подбирались с опорой на зрительный, слуховой, тактильный, анализаторы.

При проведении НОД проводилась смена видов деятельности для предупреждения переутомляемости.

Для повышения интереса детей, побуждения к поиску решений, развития речевой активности на протяжении всей НОД использовались дидактические, словесные игры, физические упражнения, обследования предметов, строился и поддерживался диалог с детьми. Для того, чтобы заинтересовать детей использовались игровые моменты, которые способствовали формированию положительной установки детей на участие в непосредственно образовательной деятельности. Мои небольшие ошибки в НОД основывались, на мало уделенных индивидуальных заданиях, недостаточной эмоциональности и музыкального сопровождения.

Наиболее удачные моменты НОД: использование игровых моментов для активизации мыслительной, речевой, познавательной деятельности, в процессе нод, обоснованные ответы детей на вопросы педагога.

Считаю, что поставленные цели были достигнуты, программный материал детьми усвоен.