На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких - один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.
Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.
Мэр - метр
Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.
Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.
Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].
Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.
Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.
Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.
Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.
Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.
В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].
Красное яблоко.
Рис. 10. Красное яблоко ()
В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].
Запомните:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:
Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .
Закрепим полученные знания, выполнив задания.
Разделим слова на два столбика: первый столбик - где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик - 2 звука.
Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.
Ветка пьёт
Петя поют
Алёша друзья
мята съели
берёза синие
В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик - где Я обозначает два звука.
Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.
Проверим правильность выполнения задания:
Тянуть яркий
Петя деревья
Аня растения
рябина ястреб
Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья
Проверьте правильность выполнения задания:
Мы е дем, е дем, е дем
В далёкие края ,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья .
На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак - это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.
В этой статье мы разберем гласные буквы и гласные звуки , а также такие явления как слабая и сильная редукция .
10 букв русского алфавита называются гласными , т.к. передают звук, который образуется с обязательным участием голоса и без преграды со стороны речевого аппарата, — гласный звук. Но гласных звуков в русском языке не 10, как букв, а 6: [А], [И], [О], [У], [Ы], [Э]. Остальные гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я — обозначают по два звука, т.к. каждая из них начинается с согласного Й (йот), почему и называется йотированной: Е = [Й] + [Э], Ё = [Й] + [О], Ю = [Й] + [У], Я = [Й] + [А].
Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях:
1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья );
2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя );
3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно ).
Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь ). Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский ), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь : семья — семьи, соловья — соловьи.
Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го ); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т.е. редуцируются.
Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:
а) в абсолютном начале слова: она [АНА] ;
б) в первом предударном слоге, т.е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).
В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А]. Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА]. Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться на письме и соответствующими буквами А, О, Э и буквами Я, Е, стоящими непосредственно после согласного (Ё не передает редуцированного звука, т.к. всегда упорно, но чередуется с Е): лёд — ледок [ЛʼИДОК], мелко — обмелеть [АБМʼИЛʼЕТʼ], мяч — мяча [МʼИЧА].
Сильная редукция наблюдается:
а) в любом заударном слоге (запад, вечером)
б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).
Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком [Ъ] ; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком [Ь].
Запомним:
1) Не редуцируются в русском языке гласные звуки [И], [Ы], [У].
2)Звуки, которые не подвергаются редукции, могут быть переданы на письме буквами И, Ы, У, Ю.
3) Редуцируются звуки [А], [О], [Э].
4) Редуцированные звуки могут быть выражены буквами А, О, Э, Е, Я.
5) Значки [Ъ] и [Ь] в транскрипции означают совсем не то, что Ъ и Ь на письме.
Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, обозначающие два звука»
Цели занятия : продолжать знакомство детей с буквами Я ,
Ю, Е, Ё, сформировать четкое представле-
ние о том, что данные буквы в начале слова
и после гласной обозначают два звука ; на-
учить выполнять звукобуквенный анализ
слов; формировать навык правильного чте-
ния; развивать фонематический слух, мыш-
ление, умение анализировать.
Оборудование : альбом, простые, красные, синие и зеленые
карандаши (на каждого ребенка) .
I. Объяснение нового материала
1. Изучение йотированных гласных , стоящих в начале
слова, и звуков , которые они обозначают
(упражнение 1, с. 71) .
Педагог : Прочитайте предложение. Подчеркните прос-
тым карандашом первые буквы в словах .
Ю-ля и ё-жик е-ли я-го-ды.
Педагог : Какие это буквы ? (Это буквы Ю , Ё, Е, Я.) Поп-
робуйте определить звук , который обозначает каждая из
этих букв . Выполнить задание вам помогут схемы.
Педагог подводит детей к выводу : буквы Я , Ю, Е, Е в начале сло-
ва обозначают два звука . Дети должны сделать вывод самосто-
2. Формирование навыка звуко- буквенного анализа
(упражнение 2, с. 71) .
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 107
Педагог : Назовите звуки , из которых состоит слово ёлка.
Если затрудняетесь, посмотрите на звуковую схему этого
Педагог : Запишите цифрами сколько в слове букв и
сколько в слове звуков .
Предварительно можно предложите детям поставить ударение
в данном слове.
3. Закрепление навыка звуко- буквенного анализа
(упражнение 3, с. 71) .
Педагог : Рассмотрите и назовите картинки. (Ежик, ябло-
ко.) Нарисуйте звуковые схемы слов - названий картинок.
Сосчитайте и запишите под каждой картинкой количество
букв и звуков в этих словах .
Первое слово педагог прорабатывает вместе с детьми. Анализ
второго слова дети проводят самостоятельно.
4. Закрепление навыка звукового анализа
(упражнение 4, с. 71) .
Педагог : Прочитайте слова. (Маяк, сот, гиена, таёж-
ный.) Найдите и подчеркните в словах буквы Я , Ю, Е, Ё.
После каких букв они стоят - гласных или согласных ?
(После гласных .)
5. Изучение йотированных гласных , стоящих после гласной ,
и звуков ,которые они обозначают (упражнение 5, с. 72) .
Педагог : Рассмотрите схему слова баян. Назовите зву-
ки, из которых состоит это слово. После какой буквы стоит
гласная Я ? (После гласной .) Сделайте вывод.
Дети должны самостоятельно сделать вывод о том, что йотиро-
ванные гласные , стоящие после гласных , обозначают 2 звука .
II. Закрепление изученного материала
1. Чтение словосочетаний. Развитие навыка
звуко- буквенного анализа (упражнение 6, с. 72) .
Педагог : Прочитайте словосочетания.
108 До школы шесть месяцев : срочно учимся читать
по-ю по-ём
я ри-су-ю мы ри-су-ем
тан-цу-ю тан-цу-ем
Педагог : Определите место букв Я , Ю, Е, Ё в словах. На-
зовите звуки , которые обозначают эти буквы .
2. Развитие навыка звуко- буквенного анализа
{упражнение 7,8, с. 72).
Педагог : Прочитайте слова. (Мой, моя, моё.) Обведите
карандашом только те, в которых звуков больше чем букв
(упражнение 7, с. 72) .
Если дети затрудняются выполнить задание самостоятельно, пе-
дагог может дать следующую инструкцию :
Подчеркните буквы Я , Ю, Е, Ё, обозначающие два звука пос- «
ле гласных букв ;
Определите позицию этих букв (в начале или середине слова;
после каких букв они стоят );
Обведите слова, в которых звуков больше чем букв , каранда-
Педагог : Прочитайте слово. (Её.) Сколько в этом слове
букв ? Сколько звуков ? Найдите и подчеркните правильный
ответ (упражнение 8, с. 72) .
2 буквы , 2 звука
2 буквы , 3 звука
2 буквы , 4 звука
Дети выполняют задание самостоятельно, используя алгоритм
нахождения правильного ответа. Педагог обязательно проверя-
ет, справились ли дети с заданием.
III. Подведение итогов занятия
Работа с итоговой информацией
Педагог читает выводы (альбом, с. 72) и проверяет, на-
сколько правильно и точно дети усвоили материал заня-
Публикации по теме:
Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы О, Ё» Цели занятия: Познакомить детей с буквами О, Ё и найти их место в Городе букв, учить зрительно узнавать изученные буквы; продолжить работу.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы У, Ю» Цели занятия: познакомить детей с буквами У, Ю и научить их зрительно узнавать. Закрепить знания о звуках [а], [о]; учить детей распознавать.
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы Э, Е» Цели занятия: познакомить детей с буквами Э, Е и научить распознавать их зрительно; закрепить зна- ния детей о звуке [у]; учить детей писать.
В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.
Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.
Гласные звуки бывают:
Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».
Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.
Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).
Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.
Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:
Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.
>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Двойная роль букв я, ю, е, ё
ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.
Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.
Буквы е, ё, ю, я
после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя
- [с"э"м"а].
В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд"йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.
Знаете ли вы?
В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио
.
А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин
(1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.
Сравните!
1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,
напишите эти буквы.
[ай] - ... [йа] - ...
[ой] - ... [йо] - ...
[уй] - ... [йу] - ...
[эй] - ... [йэ] - ...
2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я
передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].
Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.
3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё
и укажите, сколько звуков они обозначают.
Споёмте
, друзья, ведь
завтра в поход
Уйдём в предрассветный
туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой
капитан.
(А. Чуркин
)
4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?
5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.
Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Весь русский язык онлайн , список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей