Технологическая карта урока по предмету «Технология. Технологические карты по технологии (обслуживающий труд) Скачать технологические карты по технологии

Технологическая карта урока для 5 класса по теме: «Орнамент»

Михеева Линда Эдуардовна, учитель технологии, Орловское СУВУ, Кировская обл., г. Орлов
Описание: План-конспект открытого урока представлен в виде технологической карты урока для 5 класса. Данная разработка будет полезна для учителей технологии, в частности для учителей, осуществляющих учебную деятельность по УМК «Алгоритм успеха» в соответствии с ФГОС ООО. Все этапы урока, описанные в карте направлены на формирование у учащихся основных видов УУД с их детальным описанием. Каждый этап урока подкрепляется практикоориентированным творческим заданием, что способствует проявлению активности, любознательности и заинтересованности учащихся на протяжении всего урока.
Класс: 5
Предмет: Технология
Тема урока: Орнамент
Тип урока: «открытие» нового знания
Цели:
Оразовательная: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; научить учащихся украшать орнаментом национальный костюм.
Развивающая: развивать воображение детей, глазомер, творческие возможности, эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства, познавательный интерес к предмету.
Воспитательная: воспитывать национальное самосознание и уважение к историческому, культурному наследию наших предков, воспитывать любовь к культуре и традициям русского народа.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: знать понятие «орнамент», виды, цветовые сочетания и символику элементов русского народного орнамента; уметь составлять основные виды орнаментов.
Метапредметные УУД: сопоставлять, анализировать, выбирать способы решения задачи, уметь делать выводы, прогнозировать, работать по плану; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выполнять учебное задание в соответствии с целью, осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное сотрудничество в группе, адекватно воспринимать содержание высказываний одноклассников.
Личностные УУД: реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Оборудование: ТСО для компьютерной презентации POWERPOINT (персональный компьютер, проектор, экран); учебник Технология. Технологии ведения дома: 5 класс, Синица Н.В. – М: Вентана-Граф, 2013; натуральные наглядные предметы (изделия, украшенные росписью, соломкой, вышивкой, посуда без рисунка); наглядные макеты разделочных досок, блюда, салфетки, русской народной рубашки и головного убора; иллюстрации элементов городецкой росписи, народной вышивки, цветов для проведения этапа рефлексии.

Скачать Технологическая карта урока для 5 класса по теме "Орнамент"

Презентация на тему: Орнамент

Сообщает новые знания;

-История украшения лентами начинается с древнейших времен. Первоначально, конечно же, не было лент, поэтому использовали веревку из растительных волокон. (Какие растительные волокна мы знаем?

Волокна какого происхождения вы знаете еще?)

И эта веревка постепенно превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту.

Женщины Древнего Рима и Древней Греции украшали волосы полосками ткани и лентами, расшитыми золотом и драгоценными камнями. Также женщины отделывали цветными лентами одежду. А по определенным материалам и цвету лент можно было определить….ЧТО?

Широкое же применение шелковых лент началось в XIV веке. Во французском городе Лионе довольно быстро стало развиваться производство шелковых тканей и ниток.

В 1446 году, по приказу будущего короля Людовика XI, были завезены станки для выделки шелка и изготовления лент. Чуть позже в моде были камзолы и плащи, которые отделывали парчовыми и золотыми лентами. Начинал расти спрос на такой товар. Город Лион со временем стал крупнейшим текстильным центром

Людвиг XIV призывал всех своих придворных одеваться красиво и с выдумкой. При его дворе все предметы туалета (от панталон до обуви) стали украшать лентами, расшитыми жемчугом и драгоценными камнями.

Следующий французский монарх, Людовик XV , сам любил вышивать лентами и дарил свои изделия придворным.

В XIX веке вышивка лентами стала популярна практически среди всех слоев населения.

Например, на волокна и нити из Японии существовал налог, а на ленты не было налога.

В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли красота. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шелковых лент. Часто вышитые ленты использовали вместо поясов в праздничном одеянии. Лентами украшали даже обувь.

Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров.Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов.

В 1870 годы вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, рукава, лифы, воротники, манжеты платьев, перчатки, шали, муфты. Кроме того, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики и разнообразные предметы обихода. А также стали модными различные накладные отделки из украшений: шелковых лент, фигурных блесток, объемных аппликаций из подкрашенного газа с синелью. Могли комбинироваться различные виды вышивок, например, аппликацию из шелковых ленточек совмещали с цветной гладью.
В XX веке интерес к этому виду рукоделия снизился так же, как и к остальным его видам. В конце прошлого столетия украшение шелковыми лентами стала появляться вновь, вспоминается история вышивки лентами, которая в настоящее

время переживает второе рождение.

Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья.

Посмотрите, у меня в руках корзина. Чего здесь не хватает?

Сегодня на уроке мы будем с вами изготовлять цветы.

Посмотрите каких видов бывают ленты.

Технологическая карта урока технологии

Предмет: технология

Класс: 2

Учитель: Айларова А.П.

Дата проведения: 18.10.2015г.

УМК: «Гармония» (учебник Н.М.Конышевой)

Тема: Изготовление поздравительной открытки.

Подготовительный этап: подбор материала и инструменов, изготовление шаблонов и образца.

Образовательные технологии: личностно-ориентированные.

Форма проведения урока : изучение нового материала.

Цель: научить технологии изготовления поздравительной открытки.

Задачи:

Образовательные: создать условия для развития навыков сгибания, разметки по шаблону, вырезания бумаги. Упражнять детей в анализе образа, планировании, самоконтроле.

Воспитательные : умение работать в коллективе.

Развивающие: развитие творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания, речи.

Основные понятия: картон, цветная бумага, шаблон.

Межпредметные связи: ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности при работе с ножницами и с клеем). Развитие речи (обогащение словарного запаса учащихся). ИЗО (основы цветоведения).

Ресурсы: 1. Презентация к уроку. 2. Музыкальное сопровождение.

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение к учению; уважительное отношение к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка темы урока, создание алгоритма деятельности с помощью учителя.

Регулятивные: планирование учебной деятельности, осуществление контроля, коррекции, регуляции своей деятельности при выполнении учебной задачи, оценка качества выполненной работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

Предметные: умение строить план работы, выполнять работу по составленному плану.

Форма организации деятельности детей: индивидуальная.

Материалы: картон, цветная бумага.

Инструменты и приспособления: клей, шаблоны деталей.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо, все легонечко вздохнём.

И урок труда начнем.

Слушание.

Личностные: формирование учебного мотива.

Регулятивные : саморегуляция- как способность к мобилизации сил.

Проверка готовности рабочих мест.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверяют готовность рабочих мест.

Регулятивные УУД:

Умение работать самостоятельно

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Целеполагание.

Вступительная беседа.

В России в последнее воскресенье ноября отмечается праздник – День Матери. В этот день хочется порадовать мам и бабушек, сделать приятный и милый сюрприз. А как можно порадовать самую родную и любимую маму на свете? Сделать подарок своими руками!

Тема нашего урока изготовление поздравительной открытки для мамы. А помогать нам будут ладошки.

Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель урока.

Изготовить открытку из цветной бумаги;

Чтение стихотворения про ладошки.

Две ладошки целый день
Прогоняют скуку-лень.
И рисуют, и играют,
В кухне маме помогают. И сегодня на уроке ладошки нам тоже будут хорошими помощниками!

Коммуникативные УУД:

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними.

Регулятивные УУД:

Умение составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Познавательные:

отвечают на поставленные вопросы;

Правильное восприятие поставленной задачи.

Знакомство с материалом для работы.

Какие материалы понадобятся тебе к уроку?

Что будем делать с бумагой?

А с картоном?

Какие инструменты нужны для работы?

Вспомним правила работы с ножницами и клеем.

Используйте это знание в своей работе.

Цветная бумага.

Бумагу можно резать, склеивать, рвать и сминать.

Карандаш и ножницы, клей.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать собеседника и вступать в диалог;

Строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД:

Контроль и оценка выполненных действий.

Познавательные УУД:

Апализировать объекты с выделением существенных признаков; делать выводы,обобщение.

Составление плана работы.

Учитель демонстрирует слайды с последовательным планом работы.

    положить перед собой лист цветной бумаги;

2)возьмите простой карандаш;

4) приложите ладошку к листу бумаги;

5) обведите ладошку простым карандашом очень аккуратно;

6) а теперь при помощи ножниц вырежьте полученную ладошку.

7)трафарет бантика приложите к листу цветной бумаги и обведите;

8) обведите шаблон юбочки;

9) Вырежьте детали;

10)Сложите лист картона пополам;

11)Приклейте «ладошку» и остальные детали.

12) украсьте открытку по своему вкусу.

Физминутка.

Две ладошки. Презентация-физминутка.

Творческое применение знаний.

Учитель осуществляет помощь и координирует деятельность учащихся.

Выполнение изделия из цветной бумаги.
Учащиеся работают индивидуально, с опорой на поэтапную таблицу.

Познавательные УУД:

Умение самостоятельно работать по предложенному плану;

Коммуникативные УУД:

Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы.

Регулятивные УУД:

Умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Рефлексия (подведение итогов)

Посмотрим, какое изделие вы изготовили.

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Контроль и оценка выполненных действий путем сравнения полученного результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений.

Урока технологии ничем не отличается от других учебных дисциплин. Она связана с инновационным подходом в обучении. Что она должна включать в себя? Любая технологическая карта урока по технологии ФГОС предполагает два этапа в непосредственной деятельности учителя. Первый этап представляет собой проектирование урока либо системы занятий. На втором происходит непосредственная реализация учебного занятия либо системы уроков в образовательном процессе.

Особенности предмета

Технологическая карта урока технологии строится согласно классической методике. Этап, связанный с проектированием учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, предполагает сосредоточение на освоении процедур и определенных предписаний, созданных в Министерстве образования РФ. В учебном или не учебном времени должны присутствовать все основные параметры, которые ориентированы на развитие творческой личности.

Научный подход к технологическому проектированию

Технологическая карта урока технологии в трудах С. И. Львовой, И. П. Цибулько, Ю. Н. Гостева предполагается в виде четырех основных структурных компонентов:

  • Диагностика уровня начального усвоения школьниками учебного материала, а также отбор в группы с равным запасом сформированных знаний.
  • Организация и мотивация учебной деятельности школьников. Перед учителем ставится основная задача - вовлечение воспитанников в учебно-познавательную и проектную работу, поддержание сформированного интереса к обучению.
  • Процесс обучения, предполагающий непосредственное усвоение школьником учебной дисциплины посредством взаимодействия с разнообразными средствами.
  • Осуществление контроля качества усвоенного материала

Согласно теории, предложенной В. М. Монаховым, технологическая карта урока технологии предполагает наличие пяти основных компонентов:

  1. Целеполагание необходимо для проектирования единой цели, постановки нескольких задач.
  2. Диагностика позволяет устанавливать факт достижения либо недостижения каждой конкретной задачи.
  3. Разбитые на части задания помогают выявить уровень самостоятельности ученика, провести диагностику.
  4. Логическая структура технологии направлена на анализ достигнутой ранее цели, полученных результатов, последующее развитие внимания, памяти, познавательного интереса.
  5. Коррекция учебного процесса способствует построению индивидуальной траектории развития для каждого воспитанника.

Компоненты образовательной технологии

Технологическая карта урока технологии по ФГОС (мальчики или девочки по ней обучаются, неважно) предполагает формулировку основных параметров для каждого учебного занятия.

Педагог определяет диагностическое целеобразование, продумывает результативность урока. В таком случае процесс обучения будет действительно эффективным, и гарантировано достижение всех поставленных целей и задач.

Особенности уроков технологии у девочек

Технологическая карта по уроку технологии (девочки) помимо теоретической части обязательно содержит информацию о тех практических навыках, которыми в ходе занятия должны овладеть школьницы. Педагог старается предусматривать определенный резерв учебного времени, чтобы отработать теоретические знания на практике. В зависимости от особенностей группы, приходящей к педагогу, происходит корректировка технологической карты.

Система В. В. Гузеева

Что собой представляет технологическая карта урока по ФГОС? Технология (девочки) - предмет, который прежде всего направлен на подготовку будущих хранительниц семейного очага. Именно поэтому в карте каждого урока технологии учитель обязательно оставляет некоторый запас времени на отработку основных, универсальных навыков, предусмотренных общеобразовательной программой по данной учебной дисциплине.

В. В. Гузеев отмечал важность соответствия между поставленной первоначальной целью и конечным результатом. Кроме того, автор данной методики уделяет серьезное внимание текущей диагностике, а также прогнозированию индивидуального развития ученика, проверке его приближения к поставленной цели.

Характеристика технологической карты учебного занятия

Чем характеризуется Образец по технологии представим позже, сначала дадим общее определение. Технологическая карта - некий паспорт проекта будущего урока, предназначенного для определенной группы детей. Это особая форма конструирования учителем обучающего процесса. Педагог совмещает классическое тематическое планирование с разработками каждого конкретного урока.

Технологическая карта урока технологии (мальчики) предполагает описание всех действий учителя и школьников с указанием способов контроля, особенностей организационного процесса. С ее помощью можно рассматривать процесс обучения как целостную систему учебных занятий, связанных по содержательному, целевому, операционному, контрольному, регулировочному, а также рефлексивному этапам. Она включает в себя планирование развития для каждого конкретного ученика, контроля усвоения им определенных знаний, а также развитие дополнительных специальных навыков.

Для планирования конечных результатов сформированности представлений у ребят по определённой тематике осуществляется отбор правил, фактов, законов, соответствующих психологическим особенностям школьников.

При желании в технологическую карту урока технологии педагог также включает межпредметные связи, определяя преемственность между темами и разделами. Благодаря этому учитель структурирует учебный материал на оптимальном уровне. Каждая тема обязательно разбивается на несколько подразделов, логически связанных между собой. Например, сначала мальчики знакомятся с технологией обработки металла, правилами техники безопасности. Затем, имея теоретическую базу, приступают к работе на станках. Для девочек также важны теоретические знания. Познакомившись с особенностями потайного шва, они отрабатывают навыки в практической деятельности.

Конструирование технологической карты

Можно представить ее следующим образом:

  • 1-й шаг заключается в определении ожидаемых результатов после рассмотрения изучаемой темы.
  • 2-й шаг предусматривает определение первого и последнего занятий.
  • 3-й шаг состоит в разбивке содержания изучаемой темы на отдельные блоки.
  • 4-й шаг предполагает выделение основного материала для конкретных уроков.
  • 5-й шаг предполагает прогнозирование целей и формы урока в конкретном блоке.
  • 6-й шаг связан с составлением заданий для самоконтроля школьников.

Пример технологической карты урока технологии

Приведем урока по технологии, предлагаемый Т. И. Шамовой:

  • Номер урока в учебном курсе.
  • Тема занятия.
  • Что должен знать ученик?
  • Что должен уметь школьник? (Указываются предметные умения.)
  • Развитие и закрепление универсальных умений.
  • Тип урока.
  • Демонстрационные материалы (таблицы, презентации, портреты, модели).
  • Приемы и действия, с помощью которых педагог будет проверять степень усвоения учебного материала.
  • Самоконтроль обучающихся (рефлексия, благодаря которой ученик отслеживает свое продвижение по программному материалу).

Занятие «Лоскутное шитье»

Предлагаем пример уроков технологии для девочек по ФГОС:

Тема урока: «Лоскутное шитье».

Тип учебного мероприятия: интегрированный урок.

Методическая база: учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология ведения дома, 5-й класс.

Учебное оборудование: персональный компьютер, мультимедиа.

Материальная база: наборы лоскутных тканей.

Цель урока: формировать технологические навыки и умения при создании изделий в технике лоскутного шитья.

Планируемые результаты:

1. Предметные: развитие познавательного интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству.

  • Познавательные - знакомство с формирование представления об использовании лоскутного шитья в повседневной жизни.
  • Регулятивные - освоение технологической последовательности освоить изготовления образцов в технике «лоскутное шитье».
  • Коммуникативные - создание благоприятных условий для сотрудничества.
  • Личностные: развить эстетический вкус, сформировать интерес к труду, умения соблюдать правила безопасной работы.
  • Коммуникативные: эмоциональный настрой на сотрудничество.

Предполагает объяснение правил выполнения тестового задания, демонстрацию девочкам образцов ткани, выполненных в технике лоскутного шитья.

Вместе с педагогом формулируется тема урока, ставится цель, определяются задачи.

После завершения теоретического блока проводится физминутка (3-5 минут).

Девочки приступают к практической части урока. Используя лоскутки разной геометрической формы, они в группах составляют лоскутные композиции.

Полученные в группах работы анализируются, проверяется правильность использования техники лоскутного шитья. Далее следует рефлексия и подведение итогов урока.

Заключение

Федеральные стандарты нового поколения, введенные в общеобразовательных школах, обязывают педагогов технологии составлять индивидуальные карты для каждого учебного занятия. Инновационная технология позволяет педагогу вовлекать своих воспитанников в проектную деятельность.