Тренинг:«Психологическая подготовка к ОГЭ. Готовимся к ОГЭ. Советы психолога Советы психолога подготовке к огэ

Программа “Скорая помощь”

Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ нами подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед школьными педагогами-психологами:

Просвещение;

Мониторинг изменений;

Занятия с элементами тренинга.

Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ. При этом нужно учитывать, что в современной школе проводить длительные занятия со старшеклассниками часто бывает невозможно по ряду причин. Школьники посещают курсы подготовки в институт, элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках школьной программы) и т. д.

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам (ЕГЭ), повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

Актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к ЕГЭ. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;

Самодиагностика своих психологических особенностей, уровня тревожности и компетенции в подготовке к ЕГЭ. Обучение учащихся способам самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей;

Обучение учащихся способам самомотивации и реагирования на негативные эмоции.

Используемые методы : дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, арт-терапия.

Оборудование и материалы: просторное помещение, стулья, доска или листы А4, фломастеры, пастель, ручки и тетради для записей учащимися информации, полученной в ходе мини-лекций.

Участники: все ученики класса.

Программа рассчитана на три занятия по 45 мин. Каждый из этих уроков включает в себя набор определенных психологических упражнений, при этом в зависимости от уровня класса их количество и длительность могут корректироваться. Тематическое планирование программы занятий по подготовке учащихся 11-го класса к ЕГЭ с элементами психологического тренинга приведено в приложении 1.

Игра в ассоциации

Первый урок начинается с вводного слова педагога-психолога (не больше 5 мин), который информирует группу о целях и формате занятий. Затем с учащимися проводится небольшое упражнение-разминка “Ассоциации – 1”, в ходе которого школьники придумывают ассоциации на слово “ЕГЭ”, отвечая на конкретные вопросы, например: “Если ЕГЭ – это мебель, то какая?”, “Если, одежда – то, какая?” и т. д. Это упражнение преследует следующие цели:

Активация психологической динамики группы;

Создание позитивных установок у группы на дальнейшее обсуждение темы ЕГЭ;

Актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ЕГЭ.

После небольшой разминки педагог-психолог переходит к упражнению “Ассоциации – 2”. Учащиеся придумывают по очереди ассоциации, которые у них вызывает слово “ЕГЭ”. Полученные результаты записываются педагогом на доске, затем обсуждаются совместно с учащимися.Ассоциации в идеале должны показать, что у ЕГЭ есть две стороны – позитивная и негативная. Если в классе преобладает последняя, то психологу можно прибегнуть к таким фразам-уловкам, как: “На результаты ЕГЭ не влияет субъективное мнение учителя”, “ЕГЭ – это возможность показать свой потенциал”, “Сдал ЕГЭ в школе – не придется все лето бегать по институтам и сдавать экзамены” и т. п.

Цели данного упражнения:

Актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ЕГЭ;

Выявление иррациональных установок школьников, связанных с аттестацией в форме ЕГЭ;

Преобразование, по возможности, негативных установок в более позитивные.

Диагностика уровня тревожности учащихся в ситуациях проверки знаний

После этого упражнения педагог может перейти к диагностике учащихся, чтобы определить уровень их тревожности в ситуациях проверки знаний. Но прежде чем к ней приступить, уместно дать некоторое научное обоснование чувству повышенной тревожности. Например, педагог может сказать следующее: “Наверное, каждый человек хоть раз в жизни испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Тревожиться может только человек как существо, наделенное самосознанием. Хотя тревожность и является негативным эмоциональным состоянием, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром, в русском языке есть еще одно значение этого слова – призыв к битве. Организм человека реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина. Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым. Оно призвано помочь человеку в критической ситуации: схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного соперника. В состоянии стресса возможности человека возрастают: мужчина, спасаясь бегством от быка, перепрыгивает двенадцатиметровый ров, женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети”. Учащимся стоит пояснить, что каждый испытывает определенное волнение перед сдачей экзаменов. При этом такая реакция на стресс, как тревожность, связана со многими показателями: темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием и т. д.

Диагностика уровня тревожности учащихся в ситуациях проверки знаний проводится на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына (приложение 2). Школьники самостоятельно обрабатывают ее результаты, после чего в индивидуальном порядке показывают их педагогу-психологу, который каждому выдает заготовленные заранее интерпретации результатов диагностики. При этом психолог заноситрезультаты каждого из учащихся в сводную таблицу по классу, чтобы определить условную “группу риска” и соответственно построить с этими учащимися индивидуальную работу. Педагог обязательно должен обсудить общие результаты класса, но не оглашать индивидуальные и следить, чтобы они не разглашались самими учащимися. Если возникнет необходимость, педагог-психолог может прокомментировать учащемуся его результаты в индивидуальном порядке. Интерпретируя результаты диагностики, психолог должен подчеркнуть, что если учащиеся недобросовестно к ней отнеслись, то все написанное в результатах не имеет к ним никакого отношения. В любом случае результат данной диагностики – это лишь предположение о возможных реакциях.

Также педагогу необходимо отметить, положительные и отрицательные стороны высокого и низкого уровней тревожности в различных ситуациях, в т. ч. ситуациях проверки знаний. Для этого можно сказать следующее: “Среди тревожных людей есть много ответственных. Но именно они больше всего страдают перед важными событиями. Некоторые учащиеся перед экзаменами теряют сон и аппетит. У них увеличивается двигательная активность, частота пульса. Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Им кажется, что обязательно произойдет что-то плохое. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием.Как ни странно, люди с низкой тревожностью в экстремальных ситуациях тоже выглядят не лучшим образом. Слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются неподготовленными, несобранными, расслабленными. Обычно у них низкая мотивация достижений. Им также необходимо учиться управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена или соревнований, которые для всех являются стрессовыми, показать все, на что они способны”.

После диагностики психолог может дать классу общие рекомендации, как стать оптимистом, для чего ученикам раздаются соответствующие памятки, подготовленные по методу Г.В. Резапкиной (приложение 3). Эту часть урока лучше предварить следующими двумя высказываниями:

“Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность и уверенность в себе) – это то, что отличает “победителя”, “счастливчика” от неудачника. При этом успех и удача, конечно, способствуют такому положительному отношению, но и само оно создает условия, “приманивая” удачу и успех. Очень важно не путать такое позитивное отношение с бездумным ожиданием подарков судьбы, роз с неба, причем даже без шипов. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей” (А.М. Прихожан);

“Пессимист видит трудности в каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности” (У. Черчилль).

По окончании работы с памяткой первый урок можно закончить. В заключение проводится рефлексия: педагог напоминает цель занятия, обобщает полученный опыт.

Арт-терапия

Второй урок начинается с упражнения “Преодоление”, которое направлено на визуализацию в рисунках. Упражнение учит школьников рефлексии скрытых эмоций, а также формирует навык позитивной самоомотивации. Подробнее этот метод описан в книге М.В. Киселевой *.

Перед началом данного упражнения педагог напоминает классу, что это не “урок рисования”, что нет “правильного” или “неправильного” рисунка, что существует множество способов выразить свои мысли, чувства и идеи:

Посредством символов;

Предметного изображения;

Различных форм, цветов и текстуры.

Обязательно стоит сказать ученикам, что получившиеся работы ни в коем случае не будут оцениваться и комментироваться. Урок проходит в три этапа, на каждом школьникам предлагается создать новый рисунок.

На первом этапе им нужно выразить в рисунке свои чувства на тему: “Как я сдаю ЕГЭ”. Целью данного упражнения является формирование рефлексии скрытых (негативных) эмоций. После того как рисунки будут выполнены, необходимо, чтобы ученики с помощью скотча или магнитов разместили их на доске или стене. Затем, каждый из учащихся должен прокомментировать свой рисунок (начинает любой желающий, затем продолжают по порядку по часовой стрелке). В своих вопросах-уточнениях к авторам рисунков психолог старается прояснить, какие чувства, эмоции они пытались выразить. При этом педагогу важно не допустить оценочных комментариев со стороны других учащихся. Помочь ему в этом могут такие фразы, как: “Вы бы видели, как я рисую. Точно бы испугались!”, “Мы все здесь явно не художники, поэтому мы и не комментируем, кто, что и как нарисовал, для нас важно, какие здесь нарисованы чувства”.

На втором этапе – учащиеся должны изобразить то, как они готовятся к ЕГЭ. Это могут быть эмоции, чувства или просто образ.Цель этого упражнения:сформировать активную ученическую позицию к подготовке к ЕГЭ и обменяться опытом.

Готовые рисунки также размещаются на доске (стене) и обсуждаются всем коллективом. На этом этапе можно организовать некоторое подобие “мозгового штурма”, который в итоге должен привести к созданию копилки способов (рецептов) подготовки к ЕГЭ. В процессе обсуждения педагог старается перевести негативные эмоции учащихся, выраженные в первом рисунке (если таковые имели место), в конструктивные. Для решения данной проблемы необходимо найти позитивные образы (ресурсные места) в рисунке и тем самым стимулировать учеников к активной позиции в подготовке к ЕГЭ.

Тема третьего этапа “Я уже сдал ЕГЭ (успешно)”. Цель этого упражнения – создание позитивного образа, ощущения того, что это препятствие преодолимо, самосознание цели сдачи ЕГЭ. На этом этапе педагог просит учащихся разместить на доске (стене) все три созданных ими в ходе урока рисунка и составить краткий рассказ о своих переживаниях при подготовке к ЕГЭ, в период его сдачи и о своей радости от того, что аттестация прошла успешно. Школьники по очереди рассказывают о своих рисунках, прогнозируя, по сути, программу успешной сдачи ЕГЭ. Для учеников составление рассказа является крайне увлекательным и позитивным упражнением. Роль педагога-психолога здесь заключается в сглаживании “острых углов” и переводе негативных установок учеников, которые могут обнаружиться в ходе этого упражнения, в позитивные.

Далее обсуждается по очереди, какие чувства испытывают учащиеся по поводу своей истории о позитивном образе человека, успешно сдавшего ЕГЭ. На этой позитивной ноте необходимо закончить урок. В заключение проводится рефлексия, подводятся итоги.

Диагностика уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ

Третий урок посвящен определению уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ. В начале занятия ученикам предлагается соответствующий тест О.В. Ереминой (приложение 4). Психолог раздает всем ребятам бланк с текстом теста и поясняет инструкцию к нему. По окончании тестирования, каждый ученик, не подписывая свой бланк, в индивидуальном порядке сдает его психологу, который в своем общем регистрационном бланке записывает Ф.И.О. ученика и присваивает его бланку с ответами номер-шифр. После того как психолог собрал все бланки, он их перемешивает и снова раздает классу, поясняя, что теперь ученики должны выступить в роле экспертов и оценить ответы друг друга, так же как будут оцениваться в реальной жизни их тесты по ЕГЭ. Классу раздаются ответы к тесту, объясняются критерии оценивания. Когда оценки будут выставлены, бланки передаются обратно психологу, который опираясь на шифр-код своего регистрационного листа, раздает их авторам. Полученные результаты педагог обсуждает совместно с классом и разъясняет вопросы, в которых возникли затруднения. При этом психолог отмечает индивидуальные результаты учеников в своем регистрационном листе, чтобы в дальнейшем посчитать общий результат по классу и определить “группу риска”, с которой необходимо будет работать дополнительно. В конце занятия, традиционно проводится рефлексия, обобщается полученный опыт.

Программа “Скорая помощь” – лишь начало диалога о психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Она высокоэффективна в условиях ограниченности времени и необходимости грамотно и профессионально подготовить школьников к аттестации. При желании программа может успешно совмещать в себе упражнения, направленные на аутогенную тренировку, способы повышения уверенности, лекции на уточнения процедуры ЕГЭ, отработку оптимальный стратегий при его выполнении и многое другое.

Приложение 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

программы занятий по подготовке учащихся 11-го класса к ЕГЭ с элементами психологического тренинга

Приложение 2

ДИАГНОСТИКА

Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний”

Инструкция: Ребята, следующее задание позволит вам узнать свой уровень тревожности в ситуациях проверки знаний. Для этого поставьте в колонку с ответами “+” (если, вы согласны с утверждением) или “–” (если не согласны). Затем посчитайте количество “+”, учитывая, что один плюс равен одному баллу.

Утверждения

Спасибо!

Обработка результатов

У мальчиков низкой уровень тревожности при проверке знаний, если набрано0 баллов;

средний уровень, если набрано от 1 до 4 баллов;

повышенный уровень – от 5 до 6 баллов;

крайне высокий уровень – от 7 до 10.

У девочек низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано от 0 до 1 балла;

средний уровень, если набрано от 2 до 6 баллов;

повышенный уровень – 7–8 баллов;

крайне высокий уровень – от 9 до 10.

Интерпретация результатов

Низкий уровень. Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний вам не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей вас не смущает. Напротив, вы стремитесь вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Вы любите быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление вы производите на окружающих. У вас, по всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Также не следует исключать и нежелание искренне отвечать на тест.

Средний уровень. Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Ваши эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Вы достаточно ответственно относитесь к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Для вас характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Вы достаточно спокойно чувствуете себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.

Повышенный уровень. Вы можете испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить “устные” предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для вас. Сама по себе учеба для вас нетрудна, но вы, возможно, боитесь отвечать у доски, т. к. теряетесь, и поэтому ничего не можете вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время вы достаточно успешно справляетесь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая “публичная оценка”.

Крайне высокий уровень. Очень высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ. Вы испытываете резко негативное отношение к демонстрации своих знаний, боитесь отвечать перед классом и особенно у доски. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей порой бывает неадекватно сильным. У вас иногда может появляться слабость и дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова. Экзаменационная ситуация с ее помпезностью, нервозностью родителей, предварительной “накачкой”, с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится для вас серьезной психотравмой. У вас могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Именно у себя вы находите массу недостатков. Вас отличает склонность к детальному анализу своего поведения и реакций и высокому интеллектуальному контролю над ними. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.

Приложение 3

ПАМЯТКА

Как стать оптимистом”

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы – творец своей жизни.

Приложение 4

ТЕСТ

Определение уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ”

Инструкция: Ребята, внимательно выполните все задания теста.

A1. Чем нельзя пользоваться на экзамене?

1. Мобильным телефоном

2. Гелевой черной ручкой

3.Тестовым материалом (КИМ)

A2. На экзамен необходимо принести:

1. Учебник

2. Паспорт

3. Персональный компьютер

А3. При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся:

1. Встает в угол

2. Удаляется с экзамена

3. Платит штраф

А4. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:

1. К организатору

2. К Президенту РФ

3. К другу

А5. Во избежание ошибок, лучше сначала записать номера ответов:

1. На ладони

2. На полях бланка

3. На черновике

А6 . Если в задании группы “В” вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается:

1. Одной чертой

2. Двумя чертами

3. Тремя чертами

А7. После выполнения задания группы “А” необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа:

1. Галочку (?)

2. Звездочку (*)

3. Крестик (?)

А8. При заполнении бланков ответов группы “C” нужно отступать от рамки:

A9. Если при заполнении бланков у обучающегося возникнет какое-либо сомнение, то надо:

1. Хлопнуть в ладоши

2. Топнуть ногой

3. Поднять руку

А10. Для подачи апелляции необходимо обратиться:

1. К ответственному организатору

2. К дежурному по этажу

3. К Министру образования РФ

В1. Чем нужно заполнять бланк?

В2. Каким цветом нужно заполнять бланк?

В3. Разрешаются ли исправления в ответах?

В4. Кто раздает бланки ответов?

В5.

1. Если в задании группы “B” вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается.

2. Если в задании группы “B” вместо слова нужно написать другое, то старое слово заштриховывается.

3. Если в задании группы “B, вместо слова нужно написать другое, то старое слово замазывается.

B6. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой:

1.Заполнять бланк нужно на русском языке.

2. Заполнять бланк нужно на иностранном языке.

3. Заполнять бланк нужно на любом языке.

В7. Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой:

1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.

2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записей в виде формул).

3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.

В8. Запишите пропущенное слово.

Если нужно исправить один ………, то новый рисуется поверх старого.

B9. Запишите пропущенное слово.

По окончании экзамена Вы можете подать ……… о нарушении процедуры проведения экзамена.

B10. Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле?

С1. Опишитепроблему, возникшую в результате нарушения учащимся одного из правил проведения экзамена.

С2. Опишите жизненную ситуацию учащегося, успешно сдавшего ЕГЭ.

С3. Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им вуз.

Спасибо!

Ответы к тестам

Номер задания

Обработка результатов

За каждый верный ответ части “А” эксперт ставит 1 балл, части “В” – 2 балла. Задания группы ”С” оцениваются от 5 до 10 баллов, по таким критериям, как: развернутость ответа, его подробность (детализированность), последовательность и глубина (философский смысл). Эксперт подсчитывает общее количество баллов и переводит их в оценку:

“3” – если набрано от 8 до 10 баллов;

“4” – от 12 до 28 баллов;

“5” – от 30 до 60 баллов.

    Насколько для тебя важно успешная сдача ЕГЭ и получение аттестата?_______________________________________________________________

    Оцени, насколько успешно ты сдашь ЕГЭ? Что поможет тебе при сдачи ЕГЭ?А что помешает?______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие твои особенности, качества личности помогут тебе в успешной сдачи ЕГЭ?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие твои особенности и качества личности могут привести к неуспешной сдачи ЕГЭ?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

    Какие усилия нужно приложить для успешной сдачи ЕГЭ? Есть ли они у тебя?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В случае если ты не сдашь ЕГЭ, что дальше? Что это будет для тебя означать? Твои дальнейшие действия?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Испытываешь ли ты волнение, тревогу от того, что тебе предстоит сдавать ЕГЭ?__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

    Оцени, насколько ты сможешь правильно распределить время и силы во время сдачи ЕГЭ? Что тебе поможет, а что наоборот, сможет помешать?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия ____________________________Имя_____________________Класс__________

    Насколько для тебя важно успешная сдача ГИА и получение аттестата?______________________________________________________________________________________________________________________________________

    Оцени, насколько успешно ты сдашь ГИА? Что поможет тебе при сдачи ГИА?

А что помешает?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие твои особенности, качества личности помогут тебе в успешной сдачи ГИА?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие твои особенности и качества личности могут привести к неуспешной сдачи ГИА?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

    Какие усилия нужно приложить для успешной сдачи ГИА? Есть ли они у тебя?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В случае если ты не сдашь ГИА, что дальше? Что это будет для тебя означать? Твои дальнейшие действия?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Испытываешь ли ты волнение, тревогу от того, что тебе предстоит сдавать ГИА?__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

    Оцени, насколько ты сможешь правильно распределить время и силы во время сдачи ГИА? Что тебе поможет, а что наоборот, сможет помешать?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания

Во время тестирования:

Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.

Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

Сдача экзамена - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Подготовка к экзамену

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Составь план занятий на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного , с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых , скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут-перерыв. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге.

Накануне экзамена . С вечера накануне экзамена перестань готовиться, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением «боевого» настроя. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать с тех вопросов, на которые точно знаешь ответ. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Проверь! Оставь время для проверки своей работы , хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Полезные приемы при подготовке

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Главное - распределение повторений во времени.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Советы родителям

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все . Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за .

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами и , поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься.

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.

Родительское собрание в 9 классе

Тема: «Подготовка и проведение государственной (итоговой)

аттестации выпускников IX классов в независимой форме ».

МОУ «СОШ с. Елшанка

Воскресенского района Саратовской области»

Зам. директора по УВР Иконникова Е.В.

Цель : информирование родителей выпускников IX классов о порядке формах итоговой аттестации выпускников IX классов.

Задачи:

1. Сообщить родителям информацию об особенностях итоговой аттестации.

2. Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах подготовки к успешной сдаче экзамена.

3. Формирование адекватного реалистичного мнения родителей о ГИА: работа с «мифами».

Участники:

Классный руководитель, родители, школьный педагог-психолог,

представитель администрации.

Ход собрания

    Вступительное слово классного руководителя:

Для вас и ваших детей наступает ответственная и волнующая пора-пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, на сколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне. И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений - уже на вступительных, экзаменах, безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии.

Взрослые же сделали все, что было в их силах. «Экзамен» переводится с латинского как «испытание».

Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.

    Анкетирование родителей.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас искренне ответить на предлагаемые вопросы. Для заполнения анкеты необходимо отметить любым знаком вариант того ответа, который соответствует Вашему мнению, либо кратко вписать ответ словами.

1.Знаете ли Вы, что важнейшей задачей модернизации российского образования является совершенствование контроля и управление его качеством?

2. Знаете ли Вы, что итоговая аттестации в основной школе в этом учебном году будет осуществлена в форме независимого оценивания?

    нет, не знаю

3. Из какого источника Вами была получена данная информация?

    От работников школы

    От ребенка

    От знакомых

Иное (поясните) ________________

4. Каково Ваше отношение к данному испытанию?

    Положительное

    Отрицательное

    Затрудняюсь ответить

5. Считает ли Вы, что ваш ребенок готов к сдаче экзамена в форме независимого оценивания?

Затрудняюсь ответить

6.Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок успешно сдал экзамены?

Со стороны администрации общеобразовательного учреждения

____________________________________________________________

    Со стороны педагогического коллектива

    со стороны учащегося

_____________________________________________________________

    Со стороны родителей

_____________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество

3. Итоги анкетирования .

Обсуждение результатов предварительного анкетирования.

4. Слово школьного координатора государственной (итоговой) аттестации : «Организация подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов, освоивших основные образовательные программы общего образования, в 2011 году».

Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства. Успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы обучающиеся и их родители со специфической процедурой экзамена.

Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена, повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку.

Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.

Нормативная база

А) Подготовка распорядительных актов (приказов по школе):

    Об организации подготовки к проведению ГИА в 2010/ 2011 уч. году (№ 126 от 02.09.2010г.);

    О порядке проведения ГИА обучающихся 9 классов в 2011г. (№ 133 от 22.10.2010г.)

    Утвержден план-график подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего общего образования в 2010\2011г.

Б) Инструктивно-методическое обеспечение ГИА

Доведение до всех участников государственной аттестации инструктивно-методических материалов и приказов (проведение совещаний при директоре и педсовета):

Приказов Министерства образования Саратовской области № 2001 от 18.08.2010г., № 2216 от 08.09.2010г., № 2275 от 10.09.2010г., № 2276 от 10.09.2010г., № 2295 от 14.09 2010г., № 2301 от 15.09.2010г., № 2447 от 23.09.2010г., № 2539 от 30.09.2010г., № 2277 от 19.10.2010г.

Приказов отдела образования администрации ВМР

Положений о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов в 2011 году(приложение к приказу РОО № 152 от 04.10.2010г.

Положений о муниципальной конфликтной комиссии (приложение к приказу Минобразования Саратовской области № 2295 от 14.09.2010г.)

5. Слово педагога-психолога «Психологическая готовность к сдаче экзаменов»

Сама процедура ГИА может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам (смотреть папку-раскладушку)

После окончания 9-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ГИА является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ГИА с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.

Отличие ГИА от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

6. Игра с заданиями о процедуре и правилах ГИА , отражающих общую структуру заданий (родителям раздаются бланки с заданиями):

Задание группы А: Чем нельзя пользоваться на экзамене?

    Гелевой черной ручкой.

    Тестовым материалом (КИМ).

    Мобильным телефоном.

Задание группы В:

Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

    Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.

    Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записи в виде формул).

    Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.

Задание группы С:

Опишите жизненную ситуацию обучающегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им среднеспециальное учебное учреждение, техникум.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам

    Не стоит тревожиться о количестве баллов, которые ребенок получит на тестовом экзамене, и, тем более, нет смысла критиковать ребенка после экзамена.

    Не следует излишне нервировать ребенка накануне тестирования.

    Следите за состоянием здоровья ребенка, не допускайте его переутомления.

    Составьте оптимальный режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, чередуйте занятия с отдыхом.

8. Слово классного руководителя:

Подведение итогов собрания, рефлексия.

Проект постановления родительского собрания:

    Принять к сведению полученную информацию.

    Осуществлять контроль за детьми по систематическому посещению дополнительных занятий по предметам по выбору согласно графика.

Понять специфику ГИА, узнать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий и т.д. выпускникам помогут многочисленные сайты, предоставляющие не только подробную информацию о ГИА, но и возможность его тренировочной сдачи. Педагоги же найдут на сайтах пакеты необходимых документов и законодательных инициатив на тему государственной (итоговой) аттестации в независимой форме и ЕГЭ.

Интернет-ресурсы для подготовке к ГИА

Сайт министерства образования Саратовской области: http://edu.seun.ru/ , раздел «Нормативные документы»;

Сайт ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО"- http://www.saripkro.ru/, раздел «ГИА»;

Сайт ОГУ "РЦОКО" (Региональный центр оценки качества образования) –

http:// www.sarrcoko.ru/;

Раздел Сайта отдела образования администрации Воскресенского муниципального района по подготовке к экзаменам -http:// www.vosk.seun.ru/documents/arh/dirs/?dir=8 ;

Сайт МОУ «СОШ с.Елшанка Воскресенского района Саратовской области»-

http:// www.elschool.okis.ru/;

Варианты тестов :

http://www.gotovkege.ru/demos.html

На сайте выложены демонстрационные варианты тестов. Они публикуются для того, чтобы дать возможность любому участнику ГИА составить представление о структуре будущих КИМов (контрольно-измерительных материалов), числе, форме, уровне сложности заданий. На сайте можно пройтипробное тестирование по следующим предметам: русскому языку, математике, истории, обществознанию, физике, географии. А также получить подробную инструкциюпо выполнению тестовых заданий.

Интернет-курсы

http://school.odoportal.ru/server/default.asp

Помимо очной подготовки к ГИА, школьники могут выбрать для себя интернет-курсы. Получив регистрационные данные (логин и пароль), они могут в любое удобное время заходить на Учебный сервер, где размещены:

● теоретические материалы к каждому типу заданий;
● разбор каждого типа заданий;
● задания, которые вызывают наибольшие трудности (по результатам анализа статистических материалов);
● электронный тренажер;
● контрольное тестирование;
● рекомендации по подготовке к ГИА.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) - http://www.fipi.ru/

Готовимся к ОГЭ

(психологическая подготовка)

ОГЭ становится для выпускников уже обычным делом, но, тем не менее, до сих пор вызывает страх и стрессовые реакции не только у сдающих экзамен, но и окружающих взрослых. От чего же зависит степень волнения на экзамене? Не только от того, насколько вы уверены в своих силах, и как вы выучили материал. Особую роль здесь играет интеллектуально-психологическая готовность.

Сама форма ОГЭ предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. Следовательно, готовность учащегося к ОГЭ должна включать в себя такие качества как:

эффективная умственная деятельность в непривычных условиях,

анализ задания вне зависимости от привычных схем,

умение интуитивно определить верное направление решения или ответ,

владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания.

психофизическое состояние подростка, (которое во многом зависит от эмоционального настроя, уверенности в собственных силах и возможностях, а также от умения управлять своим эмоциональным состоянием, справляться со своим страхом, насколько он умеет преодолеть стресс.)

Все эти составляющие являются основой психологической подготовки к ОГЭ. Таким образом, природа возможных трудностей и страхов на экзамене в большей степени психологическая, поэтому наши занятия будут посвящены психологической подготовке к экзаменам. Вы узнаете, как можно более успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах, что больше всего влияет на успешность в выполнении заданий ОГЭ, как научиться преодолевать свой страх, как справиться с нарастающим стрессовым волнением.

Знание и умение учитывать эти особенности может значительно облегчить вашу подготовку к экзамену и повысить результат.

Следует выделить три основных этапа:

Подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

Поведение накануне экзамена,

Поведение собственно во время экзамена.

Как правильно готовиться к экзаменам?

Обычно во время подготовки к экзаменам человек плохо спит, утрачивает аппетит, теряет заряд бодрости. И оттого, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, зависит и успешная сдача экзаменов и сохранение здоровья.

Прежде всего, я хотела бы познакомить вас с методами самопомощи, которые помогают держаться в хорошей внутренней форме, не расслабляться при подготовке к экзаменам, и, в то же время, помогают сбросить внутреннее напряжение.

В первую очередь необходимо внутренне настроиться на большую, серьезную и напряженную работу – умственный труд. И в первую очередь спросить себя: А чего конкретно я хочу получить на экзамене? Таким образом, сразу определится планируемый результат подготовки.

Понятно, что это психологически продуманная игра, но при подготовке к экзамену она настраивает человека на тот результат, который он для себя выбрал. Это один из видов самовнушения, который приводит к положительной самооценке школьника, повышает уверенность в себе, а также к некоторым положительным подвижкам в качестве его знаний и умения их применять.

Подготовку к экзаменам необходимо начинать заранее, понемногу, а не дожидаться, когда ситуация станет катастрофической.

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради. Можно ввести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, так как они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то иллюстрации или календаря в таких тонах.

Некоторые считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий, но это нет так. Утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины. Желательно избегать в это время просмотров телепередач, игры в шахматы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Спать нужно при открытой форточке и не менее 9 часов. Это восстановит трудоспособность и обеспечит полноценный отдых. Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. (Нельзя садиться заниматься на голодный желудок. Важное значение имеют овощи и фрукты. Так, улучшить память помогает морковь, смешанная с растительным маслом, так как она стимулирует обмен веществ в мозгу. Необходимы также фрукты и овощи с большим содержанием витамина С, которые помогают удерживать в памяти большие текстовые объемы.)

Для начала хорошо бы определить, кто вы - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы. Наиболее цепкая память между 8 и 12 часами дня и около 19 часов вечера.

Начинать повторение материала нужно на свежую голову - пока не устал, с самого трудного, с того раздела, который знаком хуже всего.

Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет, нет настроения. В таком случае полезно начать с самого легкого материала, который более всего интересен и приятен.

Но если и это вам не помогает, если вы не можете сосредоточиться, включиться в работу, немедленно приступайте к процессу «врабатывания». Что это такое?

Сидя за столом, начинайте писать любые строчки, какие только приходят вам в голову. Главное, не останавливаться и не перечитывать написанное, не прерываться. Через некоторое время мыслительные процессы начнут работать, и вы начнете думать о занятии.

Также лучше всего активность внимания повышают активные действия – жестикуляция, ходьба, гимнастические упражнения.

Аутотренинг

Кроме того, можно использовать простейший аутотренинг, который поможет включить умственную деятельность. Для этого нужно сесть за стол, где лежат книги, конспекты, закрыть глаза и про себя или шепотом повторить 8-10 раз: «Я могу писать Я могу писать, Я могу писать, я пишу… я пишу» Фразы могут быть разными, но главное условие – они должны быть короткими и существенными. Причем интонации должны нарастать от механической безучастности до приказа или требования. В момент наибольшего напряжения нужно внезапно замолчать, расслабиться, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, как через некоторое время в этой пустоте начнет всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. Рука сама потянется к бумаге… Если что-то мешает, нужно попробовать вновь расслабиться и вновь услышать свой приказ.

Приступая к занятиям, полезно составить план, и необходимо четко опре-делить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "Немного поза-нимаюсь", а что именно сегодня вы будет учить: какие именно разделы и какого предмета.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник, тем более что он может быть не один. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, необходимо вначале вспомнить и записать все, что вы помните по этому вопросу, и лишь затем проверить себя по учебнику.

При изучении вопроса вообще полезно структурировать материал, то есть составлять схемы, рисунки, план. Это полезно потому, что в этом случае материал запоминается как зрительно, так и механически (через записи). Такие записи полезны еще и при кратком повторении материала. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты, и только после этого их можно заучивать наизусть. Главное, надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Память устроена таким образом, что более 80% запоминаемого материала забывается сразу же в течение 8 часов, запоминается хорошо лишь тот материал, который вам стал понятен.

Также результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, от режима деятельности. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в утренние часы, у других вечером. Наименее продуктивно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро.

Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, данных на уроках.

Кстати, также лучше запомнить материал помогает постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 10-15 минут в день.

А главное, нужно научиться тест прорешивать «технично», используя всевозможные вспомогательные приемы и соображения.

Существует определенная техника сдачи теста. Эта техника включает следующие моменты:

· тренировка постоянного жесткого самоконтроля времени;

· Тренировка в оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;

· Тренировка в прикидке границ результатов и минимальной подстановке как проверки, проводимой сразу после решения задания;

· Тренировка приема «спирального движения» по тесту.

Начнем с последнего пункта 4.

Этот прием является первым необходимым приемом для успешного написания задания типа «тест с ограничением времени». Он состоит в следующем: вы сразу просматриваете тест от начала до конца и отмечаете для себя то, что кажется вам простым, понятным и легким. Именно эти задания вы выполняете первыми.

Начинайте с того, что вы можете выполнить сходу, без особых раздумий. Пробегите глазами по разделу В и отметьте два-три задания, которые поняли сразу. К ним вы перейдете, когда закончите с разделом А. Просмотрите раздел С – один пример в этом разделе всегда решаем без особого напряжения (это действительно так). Отметьте то, что вы попробуете решить, когда закончите с разделом В». Вы можете сделать так несколько раз (двигаясь по спирали и выбирая то, что «созрело» к данному моменту).

По пункту 1. Если вы планируете тест выполнить на 4, вы должны уложиться с разделом А в первый час. Что не успели за 1 час, следует оставить (и вернуться при наличии времени после).

За второй час следует решить все, что удается из раздела В.

Третий час можно посвятить разделу С.

В оставшийся час (если вы чувствуете, что ни в пункте В, ни в С вам больше ничего не одолеть) следует вернуться к разделу А и решить все, что в нем осталось и может быть решено (добавить балы «не мелочи»).

Если вы планируете получить 5. В этом случае весь раздел А следует «уложить » в 40-45 минут (или меньше).

В разделе В нужно сделать не менее 7-8 заданий за 1 час.

В разделе С не менее 1-2 заданий.

На это может уйти 1-1,5 часа.

Эти временные затраты вы все время должны помнить – это и есть постоянный и жесткий контроль времени.

Естественно, выдержать этот график может только тот, кто приучен три часа подряд заниматься с полной отдачей!

По пункту 2.Вы сами достаточно хорошо знаете, свои слабые места. Эти слабые места следует избегать при выполнении теста. Ограничив для себя объем заданий, которые вы наверняка должны решить, вы будете иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех.

По пункту 3. Простые подстановки для проверки результатов делайте сразу (а не «если останется время»). После решения задания вы должны снова внимательно перечитать текст его условия (что нужно было найти?), поскольку в условии может содержаться дополнительное требование. Часто выпускники просто не обращают внимание на эти требования, записывая при верно решенном задании неправильный ответ на него в бланк теста. Правда, чаще эти дополнительные условия содержатся в заданиях раздела В.

Тренируйся используя для этого как можно длительный промежуток времени Если иногда практиковать задания хотя бы по 2 часа без перерыва, то сначала вы будете очень устают, но уже через месяц адаптируются к такому режиму и работают 1,5-2 часа «на одном дыхании», даже слабые ученики.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

К такому режиму работы нужно приучать себя заранее и тренироваться в нем хотя бы 1 раз в неделю.

Как повторять материалы перед экзаменами?

МЕТОДИКА ПОВТОРЕНИЯ

Повторение - это воспроизведение прочитанного своими словами. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить текст в течение 2–3 минут напряжения памяти. В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно, с наименьшими затратами времени и сил, повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами.

Как мы уже отмечали, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый нами режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства.

Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании учащегося.

Второе: процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями.

Первое повторение

Сразу по окончании чтения

Второе повторение

Через 20 мин после предыдущего

Третье повторение

Через 8 часов

Четвертое повторение

Через сутки (лучше перед сном)

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами

Если в помещении, где будет проходить экзамен, холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3-4 часа

Во время тестирования

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:

постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;

не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;

помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо...».

В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

При получении результатов тестирования ты имеешь право, если не согласен с оценкой, подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Памятка для учеников

«Психологическое сопровождение ОГЭ»


Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

· Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ОГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

· Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

· Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ОГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

· Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

· Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

· Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

Используй такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам ОГЭ.

Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

Я с хорошим результатом пройду все испытания.

Я спокойный и выдержанный человек.

Я смогу справиться с заданием.

Я справлюсь.

Я должен сделать то-то и то-то....

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

Электронный журнал

Развиваем компетенции / Накануне экзамена

Психологическая готовность выпускников к ГИА

Ирина Москаленко
педагог-психолог Центральной психолого- педагогической комиссии г. Москвы

Важное в статье

    Проблемы во взаимоотношениях педагогов, обучающихся и их родителей негативно сказываются на качестве подготовки к экзаменам.

    Интеллектуальная и психологическая нагрузка снижает стрессоустойчивость подростка.

    Поддерживайте уверенность в силах ребенка, проводите тренинги по профилактике стресса.

«Экзамен» – само это слово тревожит взрослых, что говорить о подростках. Выпускники спрашивают себя – «А сдам ли я ГИА?». У родителей на первом месте другой вопрос: «Что сделать, чтобы ребенок сдал экзамен?».

Важно

Жизнь детей в экзаменационный период эмоционально напряжена. Нужно уменьшить число стрессовых ситуаций и снизить уровень тревожности

Завышенные требования родителей, подкрепленные «поддержкой» педагогов, ломают и расшатывают уровень эмоциональной устойчивости ученика, что способствует нервным срывам.

Рассмотрим слабые стороны взаимоотношений участников образовательной деятельности.

Родители недостаточно осведомлены о ГИА и не умеют поддержать ребенка в сложной ситуации.

Используют неконструктивные формы общения.

Педагоги несвоевременно выявляют обучающихся со слабой подготовкой, низким уровнем стрессоустойчивости и применяют неконструктивные способы общения (запугивание, угрозы, нравоучения). Часто они недостаточно осведомлены о специальных условиях сдачи ГИА детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Выпускники испытывают страх перед экзаменом. Уровень психологической защиты снижается, когда со стороны родителей и педагогов нет нужной поддержки, не соблюдается режим дня и питания, отсутствуют навыки саморегуляции. Это ведет к росту психосоматических проявлений (бессонница, головные боли), обострению хронических заболеваний на фоне стресса.

Внимание

От правильно организованного режима труда и отдыха зависит успешная сдача экзаменов и сохранение здоровья. При напряженном умственном труде особенно необходима физическая нагрузка

Сделайте слабые стороны сильными, и подготовка к экзаменам даст положительный результат. Навыки конструктивного общения пригодятся всем. Проводить работу только с обучающимися и их родителями недостаточно. Начать следует с себя, т. к. большинство сложных ситуаций возникает по вине самих педагогов. Следите за стилем общения, чтобы не стать причиной волнения выпускников. Он должен быть вариативным и опираться на сильные и слабые стороны каждого ученика.

Детям часто мешает то, что они сосредоточены на последствиях, а не на конкретной деятельности. Формулируйте цели правильно.

Фразы, искажающие восприятие и снижающие психологическую защиту

Возможность провала на экзамене часто становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности. При таком восприятии ГИА не просто проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения и значимости в глазах окружающих.

Чтобы этого избежать, нужно проводить тренинги по снятию стресса и поддерживать уверенность в силах ребенка. В это время ему особенно важно ощущать за спиной надежный тыл и заботу.

Подростки редко бывают абсолютно уверенны в родительской любви. Объясняется это просто: взрослые из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки, полагая, что ребенок поймет, с какой целью это делается. Но подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, они начинают сомневаться в отношении к ним. Неуверенность влечет за собой снижение самооценки, мотивации, веры в свои силы.

Прямо говорите ребенку о том, что он любим. Рассказывайте о своих чувствах и беспокойствах – они более понятны, чем нравоучения.