Усадьба высокие горки усачевых-найдено вых на земляном валу. Усадьба усачевых - высокие горы на земляном валу Земляной вал 53 усадьба

06.09.2020 Ремонт
Путеводитель по архитектурным стилям

Усадьба сначала занимала два участка. На одном из них в XVI веке стояла усадьба великого князя Ивана III. В 1831 Хлудовы выкупили у Найденова двор возле Яузы и расширили усадьбу. А в 1880-х годах все владение отошло Найденову. При нем парк усадьбы, заложенный еще садоводом-любителем Усачевым, стал пользоваться популярностью у москвичей.

Одна из жемчужин московского зодчества XIX века - дом и сад... созданные Жилярди. Это городская усадьба, новый тип другой такой же усадьбы Москвы - Румянцевского музея, это вторая итальянская вилла, каким-то волшебством перенесенная на берега грязной и узкой Яузы. Густо разрослись деревья сада, разбитого по плану того же Жилярди, и за ними прячутся чарующие архитектурные замыслы. Самый дом выходит фасадом на Садовую и не поражает с первого взгляда… Но совершенно исключителен по замыслу пологий спуск из второго этажа дома в сад, обставленный по бокам вазами с цветами и завершающийся двумя львами. Этот боковой фасад дома задуман и обработан как самостоятельное архитектурное сооружение, и по общим формам в нем нетрудно угадать мастера знаменитого Конного двора в подмосковных Кузьминках...
Замечателен на склонах парка и ансамбль из Чайного павильона и двух круглых беседок, дышащих какой-то одухотворенностью, античною радостью бытия. Если про античные статуи говорят нередко, что их мрамор живет, то здесь дышит и поет прозаический кирпич под забеленною штукатуркой; здесь зодчество становится скульптурой, не знающей парадных, фасадных и непарадных частей: павильон и беседки, как статуи, равно красивы со всех сторон, а общую концепцию бокового паркового входа в большой дом можно сравнивать с каким-нибудь барельефом. В орнаментальных декорациях, в узорах решеток - всюду встречаются характерные для Жилярди любимые им лебеди и лиры, в извивах которых повторяются те же линии лебединой шеи. И самое зодчество Жилярди - лебединая песнь стиля империи, последнее его слово, высочайшее достижение.

В советское время в парке устроили санаторий. Его сотрудники бережно относились к усадьбе Усачевых-Найденовых.

Терраса главного входа с лестницей и пандусом, как и раньше, спускается в парк, площадью 8,2 гектара. Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, грот, привезенные из Парижа скульптуры времен года, кованый козырек над парадным крыльцом. Почти полностью восстановлены интерьеры главного дома с «перспективной» живописью М. Скотти (по другой версии, Антонио Клаудио). Но в конце XX века сгорел Чайный домик.

Сейчас усадьбу Усачевых-Найденовых занимает центр спортивной травматологии. А когда в кино нужно показать старый городской парк, выбирают именно это место. Парк в фильме «Покровские ворота», «Интердевочка», «Гостья из будущего» - это «Высокие горы». В роли больницы выступает усадьба в «Мастере и Маргарите». А художник Боголюбов запечатлел усадьбу Усачевых-Найденовых на картине «Вид на Москву из Хлудовского сада».

Говорят, что... ...Усачевы были так популярны, что даже Высокояузский мост называли «усачевским» .
...сестра Найденова жила в флигеле в парке, так как она разошлась с мужем и, по мнению Николая Найденова, опозорила семью. В главный дом преступницу не поселили, а приданое пустили в оборот.

Усадьба Высокие горы на фотографиях разных лет:

История
В 1828 году братья Усачёвы – Василий Николаевич и Петр Николаевич, купцы, успешно занимающиеся продажей чая, купили у вдовы Степаниды Невежиной участок на высоком берегу Яузы и занялись его обустройством.
Надо сказать, что в 1820-1830-х годах границу Москвы расширили, земляной вал снесли, а ров засыпали. Поскольку на месте образовалась очень широкая полоса земли, для дороги и тротуара оставили 25 метров, а остальное отдали местным землевладельцам с обязательным условием – сделать палисадник, посадить деревья и поставить хорошую ограду. Территория будущей усадьбы Усачёвых-Найдёновых располагался как раз возле земляного вала и вошёл в границы Москвы, так что его хозяева получили приличный кусок земли под палисадник.
Поскольку территория уже вошла в черту Москвы, несмотря на свой вид, усадьба считается городской.
Для обустройства усадьбы пригласили известного архитектора Доменико Жилярди. По его проекту главный дом, каретный сарай и конюшни образовывали внутренний двор. Парадных вход в главным дом находился во дворе. С южный стороны от дома в парк спускается закруглённый пандус, украшенный вазами и львами. Интересно, что приём заимствован из архитектуры Царского села, и в Москве использован только в этом месте.
За конюшней находились хозяйственные здания и огороды. В парке, существовавшем ещё до строительства усадьбы установили несколько павильонов, в том числе музыкальный и Чайный домик. Возле дома построили грот. На краю холма, предположительно, по проекту ученика Жилярди А.Г. Григорьева установили две восьми-колонные беседки-ротонды.
Пётр Николаевич очень любил заниматься садоводством. Благодаря ему на территории парка появились оранжереи, пользующиеся популярностью среди москвичей.
При Усачёвых усадьба стала не менее роскошной, чем владения дворян. Её даже хотела купить Великая Княгиня Елена Павловна, но не сложилось.
В усадьбе часто устраивались приёмы, а сами Усачёвы были так популярны в обществе, что мост через Яузу недалеко от усадьбы длительно время назывался «усачёвским».
После смерти Петра Николаевича в 1848 году за усадьбой перестали следить и она постепенно пришла в упадок. В 1854 году её купил текстильный фабрикант и благотворитель Герасим Иванович Хлудов. Он занялся усадьбой, преобразил парк на английский манер, модный в те времена. В парке появились птичий двор, зверинец, а так же редкие виды растений, а оранжереях гости могли увидеть южные растения. В саду и главном доме провели водопровод, подключили калориферное отопление.
Герасим Иванович занимался коллекционированием картин и при нём в усадьбе появляется картинная галерея.
При нём дом часто посещали важные люди, чья деятельность связана с финансами.
После смерти Хлудова в 1885 году, его имение делят между собой четыре дочери, уже имеющие свои семьи. Позже Александра Герасимовна Найдёнова выкупает у сестёр усадьбу. Продолжая дело отца-благотворителя, Александра Герасимовна в 1888 году недалеко от усадьбы открывает дом призрения с храмом преподобного Герасима. Там была богадельня на 80 человек и дом бесплатных квартир на 150 вдов с сиротами.
По одним данным Найдёновы не живут в усадьбе, по другим, вместе с ними там поселяется и брат мужа Александры Герасимовны – Николай Александрович Найдёнов, предприниматель, 39 лет избиравшийся гласным городской думы, и увлекавшийся архитектурой старой Москвы.
Возможно, Найдёновы там жили только время от времени или приезжали на время приёмов. А приходили к ним в гости, как и купеческая элита, так и профессора.
Александра Герасимовна поддерживала усадьбу в отличном состоянии до самой революции. После чего в усадьбе разместился туберкулёзный санаторий «Высокие холмы». Название, по все видимости, произошло от месторасположения санатория.
В 1950-х годах по проекту реставрации И. Рубен и Г. Солодкой служебным постройкам и части декора был возвращён изначальных архитектурный облик. Немногим позже почти полностью отреставрированный Чайный домик сгорел, а концертный павильон просто полностью исчез с территории парка.
До нашего времени дожили главный дом, каретный сарай, конюшни, некоторые хозяйственные постройки, пандус, грот, две беседки-ротонды.
Парк иногда использовали для съёмок фильмов, например, встречается он в фильме «Покровские ворота».
После санатория на территории усадьбы располагался городской врачебно-физкультурный диспансер. С 1999 года на территории находится Московский научно-практический центр спортивной медицины.

Настоящее
Давайте прогуляемся по современной усадьбе Усачёвых-Найдёновых.
Расположена она совсем недалеко от метро «Чкаловская» и «Курская»-кольцевая. В первом случае нужно выбрать выход с переходом на кольцевую, во втором с переходом на Люблинскую линию. Недалеко от выхода будет широкая улица Земляной вал. Подходим к ней и смотрим на дома с другой стороны. Теперь надо повернуть налево и идти вдоль улицы прямо, не сворачивая. На пути попадётся один подземный переход, воспользуемся им, чтобы пересечь Верхнюю Сыромятническую улицу, что идёт перпендикулярно Земляному валу. Если позже на другой стороне вы увидите между двух домом интересную ограду в виде арок, а за ней лестнице – значит путь выбран верно, и скоро слева от вас появятся ворота в усадьбу.
Ворота в усадьбу находится выше тротуара, а перед ними находятся пандус и лестница. На одной колонне висит зелёный крест, а на другой таблички. Они сообщают нам, что этот объект охраняется государством и что здесь находится центр спортивной медицины. Поднимаемся наверх и видим ещё одну табличку – часы приёма больных, посетителей и запрет на спиртное.
Входим через старинные ворота на территорию. Справа располагается главный дом, он же здание администрации, слева спортивная аптека.
Сразу бросается в глаза, что окна главного здания украшены барельефами в виде львиных голов. Вход в дом находится за углом. Над входом большой козырёк, украшенный ажурным орнаментом, по бокам крыльца сидят львы и грифоны. Возле последних стоят зелёные скамейки.
Напротив входа располагается небольшой сквер с ёлочками, скамейкой, дорожками в три стороны. Слева от него – здание поликлиники, бывший каретный сарай. На нём тоже найти барельефы, псевдо-колонны.
Напротив главного дома находится бывшая конюшня, ныне травматологическое отделение, выполненное, как и остальные здания в одном стиле – таком простом, но в тоже время красивом. На первом этаже конюшни где-то посередине окон между ними находятся кольца, а чуть выше кое-где штырьки. Интересно, для чего они служат?
От травматологического отделения поворачиваем налево и идёт к хозяйственным постройкам. Там видно много деревянных домиков, современный съезд на территорию. Сразу на бывшей конюшней поворачиваем направо и идём к парку. Аллея, которую мы выбрали выводит к восточной беседке ротонде. За домом на газоне справа видим статую – мужчина с виноградом, а у его ног ребёнок.
По дороге беседке на дереве висит предупреждение о падающих ветках. Да и по виду деревья здесь древние, скрипучие, того гляди на тебя что-нибудь свалится.
Подходим к беседке, она сама и восемь колонн украшены повторяющимся рисунком. Сразу за беседкой начинается склон холма. Осмотревшись, идём ко второй по дорожке. Когда проходим половину, видим слева ступеньки – спуск низ.
Вторая беседка почти копия первой. Почти потому что кое-где более разрушенная. От неё поворачиваем направо – к зданиям центра. По пути нам встречаются три статуи и оболочка дерева, скреплённая железными полосками. Сначала склонившая голову девушка, потом дерево, а за ним справа юноша, слева женщина без правой руки.
Идём до конца дорожки и почти у самых ворот поворачиваем налево. Дорога приводит нас к гроту и пандусу. Часть грота облагорожена, там часто можно видеть как люди отдыхают и перекуривают.
Бортики пандуса украшены вазами, а у самого спуска на них сидят такие же львы как и на входе. Часть краски от стены главного дома и пандуса здесь отвалилась, так что видны кирпичи. Можно подняться туда и пройтись до самого здания.
Дальше идём по дорожке, перпендикулярно пандусу и плавно спускаемся вниз с холма. Над нами оказывается одна из беседок. Дальше наш путь лежит по прямой аллее вдоль холма.
Из интересного, что встретилось мне, это стул возле тополя (вроде бы), к которому идёт тропинка, а потом дальше идёт дорожка из одиночных следов. А дальше на заборе неожиданно начинается колючая проволока и убегает до самого конца с этой стороны.
Аллея постепенно заворачивает и поднимается на холм, выводя нас к административным корпусам, один из которых сейчас реконструируется. Идём мимо них дальше и доходим до старого фонтанчика. Пройдём от него до скульптур и повернём к выходу. Поднимемся по небольшой лесенке и окажемся во внутреннем дворе усадьбы. Повернувшись к воротам, увидим дула двух пушек, будто застрявших в фундаменте.
На этом наша прогулка по усадьбе заканчивается. Напоследок, можно уже за территорией пройтись немного в сторону Яузы и посмотреть на фасад дома со стороны дороги.

Спасибо за внимание!

Ещё фотографии:










Усадьба «Высокие горы

В центре Москвы, на Земляном валу, сохранился красивейший уголок старого города. Он отделен от магистральной улицы чугунной оградой. Там тишина, зеленые насаждения, вымощенные дорожки и извилистые тропинки, а также великолепные постройки, парковые украшения и сооружения, составляющие единый архитектурный ансамбль.

Это усадьба Усачевых – Хлудовых – Найденовых 1829–1836 годов, имеющая еще одно название – «Высокие горы». Усадебный комплекс был построен по проекту архитектора Д. Жилярди для купцов Усачевых. Позднее усадьбой владели купцы-промышленники Хлудовы, Найденовы.
Во время экскурсии-прогулки по усадьбе «Высокие горы» вы увидите уцелевшие достопримечательности, получите представление о несохранившихся объектах, познакомитесь с историей этого места, услышите рассказ о владельцах имения.

Облик усадьбы, в целом, сохранился до наших дней. Этот заповедный уголок старой Москвы не раз становился съемочной площадкой. На территории усадьбы «Высокие горы» снимались сцены из фильмов «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья», «Интердевочка».

Сейчас здесь располагается клиника спортивной медицины.

В ходе экскурсии вы узнаете:

  • Почему усадьба получила название «Высокие горы»
  • Об особенностях главного усадебного дома
  • Какие помещения входили в состав здания конюшни, и чем этот объект удивляет нынешних посетителей усадьбы
  • Какой укромный уголок занимали раньше сады и огороды
  • Какие скульптуры украшают регулярную часть парка, и где они были изготовлены
  • Где располагались несохранившиеся чайный и музыкальный павильоны, и как они выглядели
  • С какого места открывалась панорама старой Москвы, запечатленная на картине Боголюбова «Вид на Москву от дома Г.И. Хлудова»
  • Какое самое крупное благотворительное заведение основал Г.И. Хлудов, и где оно находилось
  • О знаменитых потомках Найденовых – последних владельцев усадьбы «Высокие горы»
  • Чем примечателен парковый грот, и какой интересный элемент он в себя включает
  • Что исчезло из беседок-ротонд, и какими они были раньше
  • Какие места усадьбы «засветились» в знаменитых сценах из фильмов «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья», «Интердевочка»
  • и о многом другом.

В ходе экскурсии вы увидите:

  • Главный усадебный дом (внешний осмотр) с изящным крыльцом и необыкновенным пандусом
    Конный двор с каретным сараем и конюшней
  • Регулярный парк с гротом, беседками-ротондами, парковой скульптурой, в котором сохранилось несколько вековых дубов
  • Дом А.Н. Найденова.

Место встречи - м. Чкаловская, далее выйти из метро в сторону ул. Земляной Вал. Встреча группы на автобусной остановке возле ТЦ «Атриум». Ориентир — рядом с остановкой будут главные ворота в Усадьбу Боткиных (адрес для навигатора — ул. Земляной Вал, 35, стр. 1.) Окончание: около ближайшей ст. м. Курская

Маршрут:экскурсия проходит по территории усадебного комплекса «Высокие горы»

Продолжительность: 1.5 часа

Экскурсовод: Ирина Петровна

По всей России бывшие купеческие и дворянские дома превращены были в учреждения, больницы и культурные заведения. Большинство особняков и усадеб подверглись этой участи в советские годы. Однако некоторые из них, преимущественно дворянские, превратились в таковые ещё в конце 19 века из-за значительного снижения значения дворянства и разорения многих представителей блистательных фамилий прежнего света. Этой статьёй мы начинаем цикл статей, посвящённых такому превращению.

Сейчас эту усадьбу на Зе мляном валу дом 53 занимает Клиника Спортивной Медицины . Там лечатся спортсмены, разгуливают по тропинкам великолепного сада выздоравливающие и изредка забредают случайные посетители, пожелавшие полюбопытствовать в этом поистине красивейший уголок старой Москвы, сохранивший уют и тишину московской усадьбы. Посетить эту усадьбу с подробной экскурсией по парку, его окрестностям и узнать о судьбах владельцем можно нашей .

Со стороны Земляного вала проносятся с рёвом автомобили, звенят троллейбусы, а за чугунной оградой – тишина, зелень, некошеная трава, благодать и красота. Роскошный пандус со стерегущими львами и вазонами поджидал когда-то многочисленных хозяйских гостей, под сенью старинных деревьев можно и ныне укрыться от жаркого солнца, в маленьких беседках-ротондах приятно любоваться видами Яузы с высокой кручи или поиграть в прятки за широкими колоннами. Со старинными тёмными скульптурами, потерявшими со временем руки, можно сделать хорошую фотографию.

Главная постройка этой усадьбы – особняк, выходящий на фасадную сторону Земляного вала — считается самой лучшей постройкой знаменитого Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди , созданной им в 1829 –1831 гг. Вход в дом по традиции 18 века выполнен со двора. Это истинный образец архитектуры позднего классицизма. Войдите через чугунные ворота, наверху которых красуются две буквы «Б» и «У» , свидетельствующие о прежних владельцах братьев Усачёвых, и на пороге дома, у парадного входа под уникальным кованым зонтом, вас будут ожидать чугунные львы и грифоны .

Пройдитесь неспешно по чудесному парку с великолепными видами, вдохните свежесть и тишину, и зайдите чуть дальше за бывшую конюшню (сейчас 4-й корпус клиники). А там увидите накрытый огромный старый погреб и деревенский жилой домишко с палисадником и дымящейся трубой. Оказавшись здесь, поистине забываешь, что находишься в центре Москвы. Правда будьте аккуратны — деревья здесь старые и скрипучие, ветки могут отвалиться, особенно при сильном ветре!

В середине 19 века в этом парке было много сооружений – и Концертный павильон и Чайный домик. Последний являлся шедевром Жилярди, в 1950-е был отреставрирован, а затем полностью сгорел. Остались две колонные беседки, построенные учеником Жилярди Григорьевым и грот, в котором снимали сцены в больнице, куда поместили с аппендицитом Льва Евгеньевича Хоботова, героя фильма «Покровские ворота».

История этого местечка такова. В 1828 году купеческие братья Василий Николаевич и Петр Николаевич Усачёвы , успешно занимавшиеся продажей чая, купили у купеческой вдовы Степаниды Невежиной участок на высоком берегу Яузы. Участок находился прямо у срытого земляного вала, ещё одной московской границы, прекратившей своё существование в начале 19 века. Ров, находившийся возле вала, засыпали, за счет чего образовалась очень широкая полоса земли, которую и отдали местным землевладельцам с обязательным условием – сделать палисадник, посадить деревья и поставить хорошую ограду. Территория будущей усадьбы Усачёвых–Найдёновых располагалась как раз возле земляного вала и вошла в границы Москвы, так что его хозяева получили приличный кусок московской земли под палисадник. Усадьбы получилась настолько роскошной, что её хотела даже купить Великая Княгиня Елена Павловна, супруга младшего сына Павла Первого.

В усадьбе часто устраивались приёмы, а сами Усачёвы были так популярны в обществе, что мост через Яузу недалеко от усадьбы длительно время назывался «усачёвским» . Заезд для гостей сделан в виде крутого пандуса, на котором вас встречают львы и вазоны. Этот необычный приём заимствован из архитектуры Царского села, и в Москве встречается только в этом месте. На территории усадьбы находилась конюшня, хозяйственные здания и огороды. Пётр Николаевич очень любил заниматься садоводством. Благодаря ему на территории парка появились оранжереи, куда мог прийти и полюбоваться растениями любой человек. После смерти Петра Николаевича в 1848 году за усадьбой перестали следить, и она постепенно пришла в упадок.

В 1854 году её купил текстильный фабрикант и благотворитель Герасим Иванович Хлудов. Покупка была особенной, так сказать семейной. Его отец Иван, родоначальник текстильной династии Хлудовых, впервые приехал в Москву в 1817, где поселился у дяди Афанасия Щекина. Дядя выделяет ему небольшую хижину на берегу Яузы у Швивой горки, и Хлудов с семьей на нескольких ручных станках начинает выпускать тесемочный товар - пояса и кушаки, а затем нанку. Иван Хлудов сам был и ткач, и красильщик, сам ходил на Яузу смывать бумагу. Так что можно сказать сын его Герасим Иванович купил себе эту усадьбу на родовом месте. В саду и главном доме провели мытищинский водопровод, подключили калориферное отопление. Герасим Иванович занимался коллекционированием картин и при нём в главном доме появляется картинная галерея, которую художественный и музыкальный критик В. В. Стасов отметил как первую в России, а художник Боголюбов даже создал картину «Вид на Москву из Хлудовского сада». Герасим Иванович всю свою жизнь прожил вместе семьёй в этом доме. Вот что писал о доме «Исторический Вестник» : «…дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец. Прожил Герасим Иванович более полжизни в этом доме безмятежно и благополучно, приумножая богатство, возвышая свою коммерческую репутацию…». Здесь был своего рода дом приемов. Семейные торжества устраивались с ранней весны, когда липовый парк был усыпан подснежниками.

После смерти Герасима Хлудова в 1885 году его имение досталось четырём дочерям . Одна из них Александра Герасимовна, вышедшая замуж за Александра Александровича Найдёнова, выкупает у сестёр их доли и становится полноправной владелицей усадьбы. Александра Герасимовна, продолжая многочисленные благотворительные дела и духовное завещание отца, основывает недалеко от усадьбы Яузское попечительство о бедных, которое так и называлось «Найденовским». А в усадьбе устраивает небольшой музей фарфора, собирательством которого она увлекалась . В усадьбе, до этого именовавшейся «Высокие горы» или «Высокие горки», а после «Найдёновская», Александра Герасимовна сама не живет, но поддерживает её в изумительном состоянии вплоть до революции 1917-го года, когда в ней разместился туберкулезный санаторий «Высокие горы» или «Высокие холмы» . Местные жители обходили усадьбу стороной, боясь этой страшной болезни, от которой умерло огромное количество, в том числе и знаменитых людей. На базе этого санатория был основан в 1921 году Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза РАМН . После санатория усадьбу занял туберкулезный диспансер. Уже позднее в 1970-х годах вместо туберкулезного диспансера сюда въехал московский врачебно-физкультурный диспансер, ныне это Московский научно–практический центр спортивной медицины .

Так что, Идите и Смотрите, необычно красивую и уютную Москву!!! Смотрите и наслаждайтесь!

В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.

По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.

От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.

Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.

Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых-Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».

В парке усадьбы Усачевых-Найденовых - грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.