В м шукшин чудик главные герои. Анализ рассказа чудик. Примеры таких происшествий и оплошностей

Анализ рассказа В. М. Шукшина «Чудик».

«Чудик» справедливо считают визитной карточкой Шукшина. Главный герой рассказа воплощает миро­ощущение, душевные свойства и духовные ориентиры (дезориентация – тоже своего рода ориентир), харак­терные для персонажей многих последующих произве­дений Шукшина.

В сюжете использованы и события из жизни само­го автора. Многие детали произведения подчеркивают определенную духовную близость героя и автора. Для писателя несомненны одухотворенность жизни и твор­ческий потенциал человека из народа. Чудаковатость любимых героев Шукшина – это форма проявления их духовности, выплеск их светлой души. «Чудики не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Кра­сивы они тем, что слиты с народной судьбой, отдель­но они не живут… Они украшают жизнь», – говорил В. М. Шукшин.

Это не жертва социальных обстоятельств. Тем не ме­нее конкретные «штрихи» социального портрета об­наруживают противоречивые возможности для даль­нейшего развития (или деградации) персонажа. Чудик потому и стал наиболее «шукшинским» героем, что в максимальной степени воплотил писательское пони­мание текущего момента национальной жизни, состо­яния народного духа, «крайне неудобное положение», в котором оказался традиционный характер.

По рассказам Шукшина рассыпаны многочисленные явные и косвенные «указания» автора искать истин ный, сокрытый, сокровенный смысл образов и сюжетов. Это еще одна важная особенность его художественной манеры. Отдельный, авторский абзац завершает рассказ «Чудик»: «Звали его Василий Егорович Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномеха­ником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве меч тал быть шпионом». Такая своеобразная анкета, «знакомящая» с героем, о душе и жизни которого вроде бы уже «все сказано». Но все ли понято? Рядом с действительно простыми, стандартными графами – имя, возраст, профессия – неожиданное сообщение о мечте и любви героя является очередным авторским призывом к дополнительному расследованию «по делу» персонажа. Это реплика в непрекращающемся диалоге «тайного нерас­шифрованного бойца» (так в дневнике называет себя сам Шукшин) с читателем. Сказать в очередной раз: «Шукшин любит своих героев» – явно недостаточно.

Достаточно противоречиво характеризует герои уже его профессия. Он показывает сельчанам «кино» Вспомним, что и сам Шукшин не в шутку искал нравственные оправдания своему уходу из села, работе и кино. Чудик, как явствует из рассказа, – плотник, садовод, художник, да и основные крестьянские дела он знает. И вдруг – киномеханик, отпуск в разгар лета и, следовательно, сельской страды… Праздность, наряд­ность в эту пору осознаются как качества, от которых шаг до предательства.

Чудик попадает в малознакомый мир. Не так важно, что город отличается от деревни в бытовом плане. Куда существеннее, что люди начинают руководствоваться иными нравственными принципами. Чудик еще не зна­ет, как легко, незаметно и безвозвратно теряется гораз­до более ценное, чем деньги. Уже первый эпизод-кадр рассказа (случай в магазине) не только показывает аб­солютное бескорыстие героя, совестливость, его тягу к людям, зависимость от их мнения, желание делать до­бро и нравиться, но и издержки такой зависимости. Чу­дик с удовольствием слушает, запоминает, позже пытается копировать разговор стоящих впереди «мужчины в шляпе» и «полной женщины с крашеными губами». I Это, по ощущениям героя, – уважаемые «культурные» «городские» люди, и стоят они в социально-иерархиче­ском ряду выше него. А вся «культура» «людей искус­ства» сводится к злопыхательским рассуждениям о на­чальнике, к сплетням. Чудик не может этого понять, его привлекают непонятные и «красивые», как ему ка­жется, слова, манеры.

Возвратившись домой, Чудик первые шаги по зем­ле делает босиком, как бы приобщаясь вновь к врачу­ющей тверди. Земля – символ духовных накоплений человека традиционного склада, связанного с историей и современностью родины.

Для писателя духовный потенциал изображенного в рассказе «Чудик» героя-типа является непреходяще ценным. Важно, сумеет ли он сохранить связь с родо­вой, народной традицией нравственного, одухотворен­ного бытия.

Здесь искали:

  • сочинение на тему в чём странность и привлекательность чудика
В.А. Шукшин. Жизнь и творчество. Обзор.
Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни, Василий Макарович Шукшин (1929-1974).
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года на Алтае, в деревне Сростки. Фамилия его происходит из слова «шукша», что значит «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию не исполнилось еще четырех, когда отец его был арестован и уничтожен как кулак. Семья (кроме Василия еще была дочь Наташа) потеряла кормильца, и мальчику пришлось уже с шести лет работать в колхозе.
Первое знакомство с городом прошло у Шукшина в 11 лет, когда он попал в город Бийск. Там, на базаре, он «окончательно решит стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как он будет красть…арбузы.
Нужда заставила подростка идти в город. Сперва он пытается учиться на бухгалтера, потом в автомобильном техникуме. Но не было у Шукшина способностей ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он тайно пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы-анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали.
В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. В 1946-1948 гг. был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем-такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. В 1953-1954 гг. поначалу не имея среднего образования, работал в Сростках директором вечерней школы сельской и рабочей молодежи и готовился к экзаменам за десятилетку экстерном. Осенью 1953 г. сдал все экзамены. Василия Шукшина приняли в партию, избрали секретарем райкома комсомола.
В 1954 году в возрасте двадцати пяти лет, когда многие уже получили высшее образование, становится студентом 1-го курса ВГИКа, где учится в классе известного кинорежиссера Михаила Рома.
Летние каникулы В.Шукшин проводил дома, в Сростках, работал в колхозе, ездил по Алтаю, рыбачил, встречался с людьми. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.

Василий Шукшин известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист. Как писатель начинал с публикации в 1961 году рассказов в журнале «Октябрь», а через 2 года вышел первый его сборник «Сельские жители».
Герои рассказов Шукшина – деревенские люди сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни).
О себе Шукшин говорил: «Так у меня вышло к сорока годам, что я – ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато…Но в этом моем положении есть свои плюсы… От сравнений, от всяческих «оттуда – сюда» и «оттуда – туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и «городе» – о России».
В. М. Шукшин – уникальное явление русской культуры.
Убежденный сторонник авторского кинематографа, В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух их них сыграл главные роли («Печки-лавочки» 1972 г., «Калина красная» 1974 г.).
Знаменательно, что триединство – сценарист-режиссер-актер- состоялось уже в первом его дипломном кинофильме «Из Лебяжьего сообщают» – 1960 г.
Широкую популярность завоевали рассказы Шукшина. В развитии жанра короткого рассказа Шукшин был продолжателем традиций А.П.Чехова.
Однако Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей. Это «Любавины», «Я пришел дать вам волю» и др.
Повести, которые создавал Шукшин, в силу своей драматургичности были либо экранизированы, либо поставлены в театрах, и которые свидетельствовали о разносторонности писательского дарования:
«Калина красная», киноповесть, 1973 г.
«Точка зрения». Повесть-сказка, 1974 г.
«Энергичные люди», сатирическая повесть для театра, 1973 г.
«А поутру она проснулась», повесть для театра, 1975 г.
Герои Шукшина из той «шукшинской жизни», которую прожил сам писатель.
Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о случаях из жизни, – простой человек, странный, добрый, часто непутевый. Автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать.
Критик А.Макаров, рецензируя сборник «Там, вдали», 1968 г., писал о Шукшине: «Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, несравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет».
Со временем образ героя усложняется, и отношение автора к героям несколько меняется – от любования до сопереживания, сомнения, философского размышления.

помогите сделать анализ рассказа шукшина "чудик". Тема, идея, образы, сюжет! Тема, идея, образы, сюжет! и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
"Чудики"В. Шукшина своим существованием, поступками опровергают
обычные представления о человеке и жизни.
Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых:
об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д.
Шукшинские краткие, но емкие фразы рисуют своеобразный характер героя.
Казалось бы, стереотипный диалог с работницей почты, которая "знает, как нужно писать телеграммы". А сколько в нем издевки над узколобыми чиновниками всех мастей!
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: "Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка".
Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:
- Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде.
- Почему? - спросил Чудик. - Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!. . Вы, наверно, подумали.. .
- В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал.
Приземлились. Все в порядке. Васятка
. Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка»
Стало: Долетели. Василий.
- «Приземлились» . Вы что, космонавт, что ли?
- Ну, ладно, - сказал Чудик. - Пусть так будет» .
На первый взгляд в рассказе почти ничего не происходит.
Ну съездил герой к родственникам, ну деньги потерял, за что получил от жены
шумовкой по голове, ну с людьми в дороге пообщался. Никакого тебе криминала,
как в современной прозе; никакой стрельбы, ни одного убийства или изнасилования. И в то же время рассказ буквально насыщен протестом чистой человеческой души, вынужденной жить в корыстном, неблагоустроенном мире.
Так и будут отворачиваться от Чудика "интеллигентные" и не слишком интеллигентные люди. Возненавидит его и сноха, в которой слились уродливые типы всех недалеких "выходцев из деревни".
И все-таки Чудик счастлив. Хотя бы тем, что жена с ним "иногда ласкова", что идет "рясный парной дождик" и можно снять ботинки и бежать по мокрой, теплой траве, подпрыгивать и петь громко: "Тополя-а-а, тополя-а... "

Ответ от Людмила Туманова [гуру]
Таков главный герой рассказа "Чудик". Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, "правильных" людей. Этот прием помогает проявить лучшие его человеческие качества: правдолюбие, совестливость, доброту. Рассказ построен в форме изложения событий, случившихся во время отпускной поездки Чудика к брату на Урал. Герой собирается в дорогу, покупает подарки племянникам, и тут происходит эпизод, в котором раскрываются прекрасные свойства его души: честность, скромность, застенчивость.
Чудик глянул, "...а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая "бумажка". Создается проблемная для героя ситуация: тайком присвоить "бумажку" или объявить всем о находке и отдать ее владельцу, ведь она, "этакая зеленая дурочка лежит себе, никто ее не видит". Употребляя по отношению, к неодушевленному предмету слово "дурочка", Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что никто, кроме него, не видит "бумажку". При этом главный вопрос - как поступит Чудик
- остается пока открытым. Чудик объявляет всем о своей находке. Хозяина потерянной пятидесятирублевки не оказалось, и ее решили положить на видное место на прилавке. Герой выходит из магазина в приятнейшем расположении духа. Он доволен собой, тем, как это у него легко, весело получилось. Но тут обнаруживается, что найденные деньги принадлежали.. .ему самому: "Моя была бумажка-то! - громко сказал Чудик.
- Да почему же я такой есть-то? " - вслух горько рассуждал Чудик. Совестливость, стеснительность героя не позволяют ему протянуть руку за проклятой бумажкой, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома ему предстоит объяснение с женой.
Показательно, что автор и в собственном повествовании, и в речи Чудика называет пятидесятирублевку не иначе как бумажка, тем самым подчеркивая пренебрежительное к ней отношение. В этом, на первый взгляд незначительном, эпизоде проявляется взгляд Шукшина на одну из важнейших проблем духовной жизни человека - мещанское накопительство.
Однако своего героя автор отнюдь не идеализирует. Идеализация противоречит самой сути творчества Шукшина, для которого высшей мерой художественности было стремление говорить обо всем просто и прямо. Чудик - человек рассеянный (потеря денег) , может показаться невоспитанным (назойливое приставание с разговорами к незнакомым людям) , достиг не самых больших высот грамотности и т. д. Но все перечисленные недостатки героя представляются незначительными по сравнению с его "светлой душой. Автор ставит своего героя, человека доброго и совестливого, в условия, требующие всех душевных запасов добра и стойкости, чтобы не сломаться, не разувериться, видя, что ультрасовременная нахрапистая дрянь якобы и есть лицо нашего времени, а совесть и порядочность будто бы безнадежно устарели. Несмотря на свою "простоту", Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? что есть добро и зло? кто в этой жизни "прав, кто умнее? " И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, "чудиком".Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. "Нравственность - есть правда", - так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она ни была.

Рассказ «Чудик» о талантливом человеке, подобные люди украшают жизнь, с их появлением изгоняется пошлость, равнодушие, их судьбы тесно связаны с народной судьбой.

Через всё творчество Шукшина проходит мысль Ф. М. Достоевского:
любой человек — неразгаданная тайна, и «маленький человек» может иметь большое сердце.

Душа человека постоянно нуждается в добрых отношениях с людьми. Эти общечеловеческие ценности и несут в себе «чудики» Шукшина
наивные люди, сталкивающиеся с непониманием окружающих и страдающие от этого.

Из-за несовпадения их собственного и общепринятого взглядов на действительность возникают комические, а порой и трагикомические ситуации. Автор и читатели сочувствуют «чудикам» И смеются над ними по-доброму.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

⦁ Чудик собирается на Урал, к брату, с которым не виделся около 12 лет. Взрослый, но по-детски наивный человек по простоте своей попадает в различные неприятные ситуации.

⦁ Проявление чудаковатости главного героя: потерял деньги (половина месячной зарплаты), но не решается их забрать; пытается отправить жене телеграмму в стихах, но его стыдит телеграфистка; разрисовал детскую коляску племянника красками, за что сноха хочет его выгнать.

ОБРАЗ ВАСИЛИЯ ЕГОРОВИЧА КНЯЗЕВА (ЧУДИКА)

⦁ Сельский киномеханик.
⦁ Имя и профессия героя становятся известными в последнем абзаце рассказа.
⦁ Боится жену, старается всем угождать.
⦁ В нём нет злости, поэтому он тяжело переносит злость в других.
⦁ Сталкиваясь с ненавистью, теряет смысл жизни, не борется, а уходит.
⦁ Ощущает себя не от мира сего: «Почему же я такой есть-то?»
⦁ Ценит деревенскую жизнь, не собирается менять её на городскую.

⦁ Счастлив, что вернулся домой, где чувствует себя не «чудиком», а полезным и нужным человеком.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Темы: отношение между городскими и сельскими жителями, семейные отношения.
Идея: при всей своей простоте «чудики» душевнее, чище и скромнее своих обидчиков.

«Чудик» был написан в 1967 году. Шукшиным и появился в 1967 году в девятом номере журнала «Новый мир». Главный герой рассказа — тридцатидевятилетний сельский механик Василий Егорович Князев. Начинается рассказ просто. Жена называла его чудик. Иногда ласково.

Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось. Перед нами характерное, чисто шукшинское начало: динамическое, уверенное, какое-то убыстренное, взрывное. Оно несколькими выпуклыми штрихами передает главное в образе и характере героя — непохожесть на обычных людей.

Завязкой сюжета является следующий эпизод. Чудик, собираясь навестить своего брата на Урале, выронил деньги в магазине. Однако сразу не догадался, что эта пятидесятирублевая бумажка его, легко и весело пошутил: «Хорошо живете, граждане! У нас, например, такими бумажками не швыряются». После этого он так и не смог пересилить себя, чтобы забрать проклятую бумажку.

Пришлось возвращаться домой, снимать деньги с книжки и вторично отправляться в путь.

Этот эпизод имеет реальную жизненную основу. Весной 1967 года Шукшин был в командировке в Бийске, зашел в магазин, нашел пятидесятирублевую бумажку и отдал ее как кем-то потерянную, а потом хватился, но вернуться за ней в магазин постыдился.

Здесь проявляется еще одно свойство таланта Шукшина: все то, что его как-то коснулось или обратило на себя внимание, он не просто фиксировал и навсегда запоминал, а как бы записывал в памяти. И если это требовалось для творчества, то спустя многие годы он мог полностью, в тех же красках и звуках, воспроизвести всю картину.

Однако в художественных произведениях он всегда добавлял какие-то интонации и оттенки; сгущая и концентрируя события, додумывая и иногда поворачивая все по-другому, нежели это было на самом деле.

Следующий эпизод рассказа — пребывание Чудика в семье брата. Сноха, буфетчица управления, презирает деревенских, стремится стереть в своей памяти все деревенское и стать горожанкой. Она враждебно, не по-родственному относится к Чудику; герой никак не может понять, в чем он виноват.

Желая сделать ей приятное, Чудик разрисовал коляску маленького племянника так; что ее трудно было узнать. За это его изгоняют из дома. Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно.

Казалось: ну, теперь все, зачем жить? Эта сцена является кульминацией. Шукшин умеет при помощи реплики, детали, жеста передать характер главного героя. Очень выразительна речь Чудика: в ней слиты воедино искренняя непосредственность, простодушие, наивность, неиспорченность, простота.

Здесь Шукшин следует главному принципу, утвержденному когда-то Чеховым: «первая и главная прелесть рассказа — это простота и искренность».

Развязка — возвращение героя домой. Домой Чудик приехал, когда шел рясной парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки … С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, падал крупными каплями в лужи; в них надувались и лопались пузыри».

Здесь следует отметить, что в рассказах Шукшина редко встречаются пейзажные зарисовки. Но в этой финальной сцене рассказа пейзаж показан не случайно: природа помогает главному герою вновь обрести потерянное душевное спокойствие.

Смысл этого рассказа в том, что такие люди, как Чудик, украшают жизнь, ибо с их появлением изгоняется пошлость, равнодушие. И еще Шукшин выделяет в характере таких героев следующее: есть люди в городе ли или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудиками.

От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость и в радости, и в беде.

4 / 5. 4

Анализ рассказа Василия Макаровича Шукшина «Чудик».

В рассказа исследуются вечные образы блудного сына, сатаны (гада), дурака. Дурак, которого особенно пристально рассматривает писатель, имеет свою модификацию - чудика. Впервые такой образ появляется в рассказе 1967 года, который так и называется - «Чудик».

Это человек необычный, со сложным характером, стремящийся постичь движения собственной души, смысл жизни.

Таков главный герой рассказа «Чудик».

Каким мы увидели главного героя?

-Чем Чудик выделялся из своей среды?

Прежде всего «с ним постоянно что-нибудь случалось», «он то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения. «Чудик» страдал от мелких происшествий, вызванных его собственными оплошностями.

Примеры таких происшествий и оплошностей.

№ п/п

Ситуация

Поведение Чудика

Отношение окружающих

Потеря денег

стеснительный, совестливый, рассеянный

жена назвала ничтожеством, даже ударила

рассказал историю какому-то интеллигентному товарищу, пристает с разговорами к незнакомым людям

отвернулся, не разговаривает

невоспитанный, назойливый,

не обращают не него внимания

История с челюстью

Желание пошутить, помочь

кричит, удивленно

Телеграмма

пишет телеграмму с веселым текстом

строгая сухая женщина, не понимает

Встреча со снохой

желание сделать приятное, робость

злость, непонимание

Чудиком «иногда ласково» называет главного героя жена. Весь рассказ - описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго ожидаемым событием – как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет.

Чудик - типичный деревенский житель. Но он «обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные».


Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал. В районном магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». Молча поднять ее у героя не хватает наглости...

Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает его на то, чтобы неудачно пошутить. Стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». А молча поднять ее у героя совести не хватает. Да и как он такое может сделать, когда даже «хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался». Но, между тем, «уважал городских людей».
Герой обратил тем на себя внимание всех и оказаться непонятым - очередь молчала…
Чудик положил деньги на прилавок и ушел. Но по дороге он обнаруживает, что «бумажка»-то его была. Но герой стесняется вернуться и забрать ее, хотя эти деньги были сняты с книжки, а значит, довольно долго копились. Их потеря – большая потеря, настолько, что приходится вернуться домой. Чудик долго ругает себя вслух, когда идет по улице, тихо – когда едет в автобусе. «Да почему же я такой есть-то?» - недоумевает герой. Дома получил по голове от жены шумовкой, снял деньги снова и опять поехал к брату.

А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря – большой урон для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою рассеянность. Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой есть-то?» Дома Чудик "получил по голове" от жены шумовкой, снял деньги снова и поехал к брату.

Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. По его представлениям, он ведет себя естественно, так, как надо себя вести. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на героя как на самого настоящего чудика.

И вот Чудик наконец в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал.… И поблагодарить бы он должен Чудика за заботу, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу. А он приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть. «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать» - не ожидал такого ответа на свою грубость.

В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми.

Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог он также подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. Он снова желает сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице. На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.

За это «чудачество» сноха выгоняет героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал...

Домой герой приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле.

Лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение - единственно правильное и искреннее.

Все это Шукшин описывает трогательно и предельно просто. На нашем лице может появиться лишь умиленная улыбка, грустная, но добрая. Иногда Чудика становится жаль. Но это не оттого, что автор пытается вызвать сочувствие. Нет, Шукшин никогда не идеализирует своих героев. Он показывает человека таким, каков он есть.

Автор, безусловно, любуется им, и мы, читатели, разделяем это шукшинское восхищение. Чудик восхищается всем, что окружает его в жизни, любит свою землю, по которой весело бежит под дождём босиком и возвращается домой возбуждённым и радостным. И писатель в концовке приоткрывает истинное имя и фамилию героя, его чудаковатые пристрастия («мечтал быть шпионом» и «обожал сыщиков») и возраст. И оказывается, что он Василий Князев.

Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всего присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным городским людям, изуродованным прогрессом и так называемой цивилизацией.