Зачатьевский собор. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Архитектурные достопримечательности монастыря

В 1846 году при игумении Аполлинарии (Шуваловой) белица Варвара Михайловна Головина, урожденная Львова, обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект богадельни был заказан известному архитектору М.Д. Быковскому.

В 1849 году начались строительные работы. Новый архитектурный комплекс состоял из двухъярусного однопрестольного одноглавого храма, соединявшимся переходом – трапезной с двухэтажной богадельней. Храм был выполнен из полнотелого кирпича, нижний этаж богадельни, где располагались кельи стариц и «службы» был каменным, а верх, где располагались ризница и покои госпожи Головиной – деревянный. Известно, что В.М. Головина, будучи искусной в живописи, сама участвовала в росписи храма.

В 1850 году, 24 октября, храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов.

В 1887 году при игумении Валентине принимается решение о реконструкции и расширении храмового комплекса. К южному фасаду храма было пристроено «каменное одноэтажное здание для устройства в нем келий» для сестер, ухаживающих за насельницами богадельни.

В 1902-1909 г-х были возведены пристройки для расположения сиротского приюта и церковно-приходской школы для девочек. В 1910 году приют был переведен в бывший трапезный корпус, а школа стала двухклассной.

В 1910 году по заказу игумении Марии были выполнены работы по реставрации, укреплению и обновлению внутренней росписи стен и иконостаса Духо-Сошественской церкви.

II этап. Разрушение храма, его назначение в советский период.

В 1918 году, в связи с революционными изменениями в Российском государстве монастырь как религиозная структура был закрыт, его церкви были объявлены приходскими и переданы общинам.

В 1926 году были закрыты все церкви Зачатьевского женского монастыря и весь комплекс окончательно перешел в ведении Наркомпроса.

В 1933 году с храма Сошествия Святого Духа был снят купол и проведена капитальная перестройка. Келья Головиной и богадельня были превращены в конторское учреждение.

В советский период здание храма использовалось различными учреждениями. В южной пристройке размещались мастерские художников–скульпторов – Ф.М. Согояна. и В.Ф. Согояна. Изнутри здание обшито новыми облицовочными материалами, планировка была искажена междуэтажными перекрытиями, выгородками по приспособлению, вырыты подвалы. Фирмой ООО «Стройтехинвест», многолетним арендатором, был устроен подземный переход, соединявший храм со старым трапезным корпусом. Среди арендаторов числились также финская строительная фирма и совместное советско-американское предприятие. (по данным осмотра 1993 г.)

III этап. Восстановление храма. Современное состояние.

В 1991 году при храме пророка Божия Илии в Обыденском пер. образуется Сестринство во имя иконы Божией Матери «Милостивая», своей целью поставившее возрождение древнейшей святыни столицы – Зачатьевского монастыря. В 1991-92 году выходят официальные постановления о безвозмездной передаче строений Зачатьевского монастыря Сестринству с распоряжением соответствующим структурам о содействии в выводе арендаторов. Следуют годы переписки, обращений в различные инстанции, встреч с различными официальными лицами. В это время сестры могли лишь на несколько минут зайти в храм, пропеть тропарь, кондак и величание празднику.

В 1999 году были получены ключи от пристройки к храму Сошествия Святого Духа.

В 2000 году был освобожден сам храм. Начались восстановительные работы. В это время было явлено первое чудо: обнаружен сохранившийся фрагмент запрестольного изображения – лик распятого Спасителя.

В реставрации храма принимали участие следующие организации: ЗАО «Элгад спецстрой», г.д. Кирносов И.В.; ЗАО «Клен АС», г.д. ОнацикА.Ф.,; ООО «Рес Дан», г.д. Данилин А.В.. Архитектурные работы были выполнены архитектором Могиновым Б.Г. В финансировании работ помощь оказывали государственные структуры, в т.ч. ГУОП г. Москвы, префектура ЦАО и частные благотворители.

В 2001 году было совершено первое богослужение - всенощное бдение под Духов день – престольный праздник храма.

В 2002 году к северному фасаду пристроена звонница как временное приспособительное сооружение. Возникло решение об устройстве в подвале Свято-Духовской церкви малого «пещерного» храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, были начаты восстановительные работы.

В 2003 году было завершено воссоздание купола над основным храмовым объемом и торжественно водружен крест. В южном объеме, бывших сестринских кельях, начаты работы по устройству придела в честь священномученика Владимира (Амбарцумова), новомученика, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г.

В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были начаты работы по росписи храма. Роспись храма осуществлялась силами небольшой бригады иконописцев под руководством Марии Цех. В этом же году, под праздник Успения Божией Матери было совершено малое освящение нижнего храма. 24 ноября 2004 года в канун праздника Милостивой иконы Божией Матери, было совершено малое освящение храма Сошествия Святого Духа. С того времени в храме начинают совершаться регулярные богослужения.

Каменный иконостас выполнен в греческой традиции: равноконечный византийский крест, растительно-животный орнамент, каменные фигуры голубей, служащих кронштейнами для лампад, страусиные яйца в подвесках к лампадам. Роспись храма также соответствует стилю храмов в Греции и на Святой Земле. Все эти характерные черты, а также центральный хорос в греческом вкусе были выбраны в память о связи главной монастырской святыни – «Милостивой» иконы Божией Матери с древним образом Милостивой-Киккской иконы Пресвятой Богородицы, находящимся с XI века на о. Кипр в Киккском монастыре.

В 2005 году, 2 ноября было совершено малое освящение южного придела в честь священномученика Владимира, пресвитера Московского.

В настоящее время в храме Сошествия Святого Духа совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. В храме находится распятие с сохранившимся с дореволюционных времен ликом Спасителя и с частицей животворящего древа Креста Господня. В храме находится собрание частиц мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных.

Столица Москва славится своими многочисленными и величественными монастырями. По обычаям прошлых лет все они имели серьезные укрепления и высокие стены. Но, невзирая на это, большинство христианских святынь были разрушены и разграблены в смутные времена. И все равно, подобно птице Феникс, многие из них снова и снова возрождались для духовного служения. До наших дней чудом сохранились несколько древних красивейших монастырей. Один из них – женский Зачатьевский монастырь.

Зачатьевский монастырь - Из века в век

Сейчас Зачатьевский монастырь – это самая древняя обитель монахинь в Москве. Она воссоздавалась практически из пепла пять раз.

Построен был монастырь в 1360 году митрополитом Московским Алексием. Идею ему подали преподобные игуменьи Евпраксия и Иулиания. Это была первая обитель исключительно для женщин. Она стала примером, по которому обустраивались все остальные женские монастыри Москвы. Население стало называть монастырь Стародевичьим. Он был почитаем за строгое соблюдение церковного устава и за непоколебимое благочестие монахинь.

За последующие несколько столетий храм несколько раз горел. Во время ужасного пожара в Москве в 1547 году обитель целиком выгорела, но была возрождена благодаря упорству сестер и своей славе в народе.

Зачатьевский монастырь посещали бездетные супруги в надежде исцелиться. Говорят, что многие там излечивались от бесплодия. Даже царь Федор Иоаннович и царица Ирина (в девичестве Годунова) совершили паломничество в эту обитель. Скоро у них родилась дочь Анна. Согласно обету царственная пара возвела храм в честь святой Анны с пределами ее небесных покровителей – святой мученицы Ирины и великомученика Феодора Стратилата.

При войне с Речью Посполитой Зачатьевский монастырь был целиком разорен. Только при царе Петре I он опять был полностью восстановлен.

Во время нашествия Наполеона монастырь опять сожгли, но миряне собрали средства и восстановили обитель.

В эту обитель удалялись для благочестивого подвига самые моральные представительницы знатных семей России.

В Зачатьевском монастыре было место и для самых социально незащищенных слоев населения. Для престарелых и немощных монахинь была устроена богадельня, а для девочек-сирот – приют.

После Октябрьской революции собор опять был целиком разрушен. Но чудотворный образ верующие спасли, он долгие годы сохранялся в храме пророка Илии.

На месте разрушенного монастыря в 1930 году построили школу. Но в памяти народной он продолжал жить, благодаря чему в 1999-2005 году началось его восстановление. Святейшим Патриархом Кириллом в 2010 году было проведено великое освящение и первая Божественная литургия в воссозданном соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

И сейчас это красивое и наполненное православной духовностью сооружение радует своим светлым обликом всех москвичей и гостей столицы.

Собор впечатляет

Уже даже одним своим размером собор впечатляет. Десять маленьких церквей, десять пределов, воссоединены в величественный архитектурный комплекс.

Главная святыня обители – гробница преподобных Иулиании и Евпраксии. Эти монахини были прославлены в лике святых не так давно – в 2001 году. С тех пор каждые 16 мая совершается память этих преподобных сестер. Сами мощи спрятаны от любопытствующих взоров под спудом. Их местонахождение держится в тайне, а место погребения почитается по всем христианским канонам. У гробницы случаются удивительные исцеления.

В том же казанском пределе есть икона священномученика Владимира, который приходится родным дедом нынешней настоятельницы монастыря.

Еще одна святыня Зачатьевского монастыря – икона Матери Божией «Милостивая». В монастыре есть несколько ее образов. Один из них – список с Иверской иконы Пресвятой Богородицы, он был привезен из знаменитого Афонского монастыря.

В подземной части монастыря видны архитектурные фрагменты и остатки фундаментов всех предыдущих четырех храмов. Есть два маленьких подземных храма.

Подземелье наводит на думы о суетности и бренности мирской жизни. Здесь неожиданно открывается взору монастырская костница с пророческой надписью на черепе: "Мы были такими как вы, а вы будете такими как мы".

Видео:



Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь был основан в 1360 году св. Митрополитом Алексием. Это был первый женский монастырь в Москве, где подвизались родные сестры святителя - игумения Иулиания и монахиня Евпраксия, причисленные к лику святых в 2001 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Икона Божией Матери "Милостивая" - одна из главных святынь Зачатьевского монастыря - появилась здесь в XVIII в. После закрытия монастыря в 1927 г. чтимая икона Божией Матери "Милостивая" и некоторые другие святыни находились в храме св. Илии Пророка в Обыденском переулке. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме св. Пророка Илии было создано сестричество во имя иконы Божией Матери "Милостивая", которое начало работы по возрождению древней Зачатьевской обители. В 1995 г. Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод Русской Церкви приняли решение о возобновлении Зачатьевского монастыря. В 1999 г. образ Божией Матери "Милостивая" возвращен в монастырь.
О даровании чада молились бездетные царь Федор Ионаннович с женой Ириной Годуновой. Царица молилась перед иконой «Милостивая». Вскоре у нее родилась дочь.

В мае 2001-го г. в Москве совершилось большое событие. Русской Православной Церковью в лике святых были прославлены основательницы первого в России женского монастыря (Зачатьевского) игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Родные сестры прославленного и всеми чтимого святого - митрополита Московского Алексия. Пересказывать их житие невозможно без обращения к житию их брата по плоти. Происходили они из знатного боярского рода Бяконт. Кроме самого старшего брата Симеона-Елевферия (будущего святителя), у них в семье было еще четверо братьев. Ульяна родилась в 1300 г., а Иулия - в 1302 г. О жизни их в родном доме мы знаем мало. Известно лишь, что родители их - Феодор и Мария - воспитывали их в правилах благочестия. Глядя на брата, сестры полюбили чтение Священного Писания. Уже после смерти отца они испросили благословение у матери и брата-инока на поступление в монастырь. Ульяна в постриге стала зваться Иулианией, а Иулия - Евпраксией. В Москве не было раньше женских монастырей. Обители просто делились на две половины - мужскую и женскую. В сердце своем сестры положили основать женскую обитель. Глубокое духовное почитание брата-митрополита выразилось в том, что они основали обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия. Основан был монастырь недалеко от Кремля, на луговых землях Остоженки (от слова - стог) в 1360 г. Зачатьевским монастырь стал зваться потому, что соборная церковь в монастыре была посвящена Зачатию святой праведной Анны. Когда в Москве стали возникать иные женские монастыри, Зачатьевский (по старшинству) стал зваться еще и стародевичьим.

Большую роль в установлении монастырских правил сыграл святитель Алексий, требовавший от монахов истинно монашеского жития. Он повелел отобрать из московских монастырей тридцать достойных сестер. Но уже скоро их стало девяносто. Игумения Иулиания следовала опыту древних подвижников, наставляла сестер монашескому житию прежде всего собственным примером. Все труды по устроению обители Евпраксия несла вместе с сестрой-игуменией. Преподобные сестры отличались любящими сердцами, во время бед, обрушивавшихся на русскую землю, они становились для многих людей не только молитвенницами, но и кормительницами, целительницами страждущих и болящих. Вот почему сегодня православные обращаются к ним с просьбами об исцелении и пропитании. Матушка игумения дожила до 93-х лет и почила в ночь на 3 мая 1393 г. в день Преполовения Пятидесятницы. О ее праведной кончине летописец того времени замечает: "По великом дни на четвертой недели (по Пасхе) в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви". Время честной кончины Евпраксии неизвестно. По молитвам святых совершалось после их успения такое множество исцелений, что в конце концов монахини стали вести специальные записи, которые были прекращены лишь с закрытием обители в 1925 г., а теперь возобновлены.

Одна монахиня 28 лет служила при преподобных сестрах, зажигала лампады. После своей кончины она приснилась некоторым сестрам Зачатьевской обители и просила их усердно молиться преподобным, ибо они велики у Господа. В частности, она рассказала, как они заступились за нее на воздушных мытарствах и спасли ее от беды. Другая монахиня рассказала чудесный случай заступничества преподобных. Однажды ей приснился сон, как две монахини, ей не знакомые, поспешно носят ведрами воду от колодца, что возле трапезной, к собору. Сон свой она рассказала старицам, и те признали в незнакомых монахинях игумению Иулианию и монахиню Евпраксию. Стали ждать беды. Через два дня она и пришла. Огромная туча нависла над монастырем. Гремел гром и блистали молнии. От удара молнии загорелся купол собора, тушить который сестры не имели никакой возможности. Однако ж к радости и удивлению всех пожар вскоре прекратился сам по себе. Стало ясно, что помощь пришла от основательниц обители и что сон сбылся самым чудесным образом.

Преподобные являются всегда вместе. Но известны случаи, когда к их помощи советовал прибегнуть сам святитель Алексий. Одна женщина испытывала большие скорби в семье. Однажды она видела сон, что стоит перед ракой святителя Алексия и горько плачет. И вдруг она услышала голос: "Обратись в Зачатьевский монастырь к покоящимся там преподобным". Она пошла в монастырь, заказала панихиду по Иулиании и Евпраксии. Скорби ее прошли. Она усердно благодарила святителя и преподобных за их молитвы о ней.

Преподобные матушки помогали бесчисленное множество раз и в болезнях. В 1896 г. у лютеранки, перешедшей в православие, Анны, заболело горло. Лечилась долгое время совершенно без пользы. Наконец, усердно помолилась и призвала на помощь преподобных, которых очень почитала. Взяла от их лампадки маслица и приняла несколько капель с верой. В ночь она увидела их во сне. Одна из них сказала: "Ты больна". И маленькой палочкой провела по больному горлу. После пробуждения Анна почувствовала себя совершенно здоровой.

Таких случаев известно очень много, Помогают преподобные во многих болезнях, в том числе и онкологических. Одна женщина лежала в онкологической больнице и готовилась уже к операции. Здесь и услышала о преподобных и подаваемой ими помощи. Прочла их житие и стала ежечасно обращаться к ним, прося об исцелении. Накануне операции видит сон: две монахини стоят на высокой горе. На следующее утро состоялась операция, но когда вскрыли брюшную полость, раковой опухоли уже не было. Врачи лишь руками развели.

В последнее время помощь святых как бы еще усилилась. Поэтому многие люди приходят на их могилку, кладут на святые надгробия свои вещи, молятся. После прославления преподобных им служится ежедневный молебен (в 8 часов утра). Молитвами святых монастырь сегодня успешно восстанавливается. И не только внешне. Те, кто попадал на службу в Зачатьевском монастыре, снова и снова захочет прийти туда: так там тихо, спокойно - при всей тесноте малого храма - идет богослужение. Под сводами храма висят паникадила - настоящие, с лампадками вместо электрических свечей! Перед Божественной Литургией лампадки под самым потолком зажигают, а после службы - тушат. Но дело, конечно, не в лампадках, а в общей атмосфере монастыря, в том, как встречают там богомольцев. Помнят и сегодня сестры-монахини, что для приходящих были святые основательницы обители всем: и молитвенницами-заступницами в скорбях, и кормительницами, и врачующими. Молятся преподобные с нами в храме и сегодня, зная нужды и скорби каждого.

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь является старейшей женской обителью Москвы. Он находится в квартале между старинной улицей Остоженка и Москва-рекой , в районе Хамовники . В советские годы большая часть монастырских построек была снесена, на их месте построены школа и другие учреждения. В 1991 году начались работы по возрождению обители, возведен новый монастырский собор.

История Зачатьевского монастыря

Зачатьевский женский монастырь имеет давнюю историю. В 1360 году по благословению митрополита Московского Алексия в этом месте была основана женская обитель, первыми насельницами которой стали сестры митрополита – игуменья Иулиания и монахиня Евпраксия . Был построен деревянный храм, освященный во имя преподобного Алексия, человека Божия, отчего монастырь стал именоваться Алексеевским. По примеру Троице-Сергиевой Лавры был введен строгий общежительный устав.

В 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина, приглашенного в Москву Великим князем Василием III, была построена каменная соборная церковь с престолом в честь Зачатия святой Анны. В 1547 году, во время Большого Московского пожара, Алексеевский монастырь выгорел дотла. По указу царя Ивана Грозного обитель была переведена в новое место, в Чертолье, где он просуществовал до XIX века. Сейчас на месте Алексеевского монастыря стоит Храм Христа Спасителя. Часть монахинь остались на прежнем месте, образовав «Зачатейскую» обитель.

Уже в то время в Зачатьевском монастыре молились о чадородии. Здесь бывали цари и высокопоставленные особы. В 1584 году при поддержке царя Федора Иоанновича (1557-1598) началось восстановление обители, был построен каменный собор Зачатия св. Анны, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней. В Смутное время монастырь пострадал, но вскоре был отстроен заново.

В 1696 году, на средства стольника А.Л.Римского-Корсакова, был выстроен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа, в стиле «нарышкинского барокко». Поскольку Римские-Корсаковы издавна владели окрестными землями, Спасская церковь стала их домовым храмом и была приходской.

В 1766-68 годах над могилами основательниц монастыря была построена небольшая церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1887 году она была перестроена и включена в качестве придела Казанской иконы Божией Матери в собор Рождества Богородицы.

В 1804 году старый Зачатьевский собор, пришедший в ветхое состояние, был разобран, и на его месте в 1805-1807 годах вырос огромный собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны, освященный в 1813 году. Он был построен в неоготическом стиле, его архитекторами считаются М.Ф и М.М.Казаковы, однако документально их авторство не установлено.

В Отечественную войну 1812 года монастырь снова был разорен, но быстро восстановился. В 1844-1850 годах была выстроена богадельня с храмом Сошествия Святого Духа, в византийском стиле, по проекту архитектора М.Д.Быковского.

Зачатьевский монастырь в конце XIX — начале XX века

В 1922 году монастырь был разграблен, но оставался действующим. 16 марта 1925 года здесь отслужил последнюю в своей жизни службу Патриарх Тихон (1865-1925, патриарх Московский и всея Руси с 1917 года), который скончался через девять дней.

В 1927 году Зачатьевский монастырь был закрыт, его территорию занимали различные учреждения, в том числе тюрьма и детская колония. В 1934 году внутри монастырской ограды были снесены практически все постройки, за исключением храма Сошествия Святого Духа, который перестроили. На месте взорванного собора было построено школьное здание. Часть ценностей, в том числе чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», были перенесены в церковь Пророка Илии в Обыденском переулке, куда перебралась и небольшая община сестер монастыря.

Зачатьевский монастырь, чудотворная икона Божией Матери «Милостивая»

Зачатьевский монастырь после революции

В 1960-е годы надвратная церковь была объявлена памятником архитектуры и отреставрирована. В 1991 году началось возрождение монастыря, а в 1995 году он вновь стал ставропигиальным, т.е. подчиняющимся непосредственно Патриарху. В 2001-2005 годах был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа. По заказу мэрии Москвы в 2002- 2003 годах были разобраны постройки советского времени и проведены археологические изыскания, вскрыты фундаменты всех разрушенных храмов.

25 ноября 2005 года Патриарх Алексий II заложил камень в основание будущего собора Рождества Пресвятой Богородицы. Однако были сомнения и разногласия по поводу его проекта. В результате был одобрен проект А.Н.Оболенского. Деньги на строительство храма выделил предприниматель Д.Е.Рыболовлев. 25 ноября 2010 года собор был освящен патриархом Кириллом.

В настоящее время восстановление Зачатьевского монастыря продолжается. Созданы богадельня, приют, швейная мастерская, пекарня, библиотека, издательство. Ежедневно проводятся богослужения.

Фотографии Зачатьевского монастыря

Зачатьевский монастырь, памятник святителю Алексию Московскому, основателю обители

Информация для посетителей

Зачатьевский монастырь расположен между станциями метро «Кропоткинская» и «Парк культуры». Если ехать на машине, то лучше в выходные дни — можно припарковаться в переулках рядом; в будние дни здесь все занято автотранспортом.

  • Сайт монастыря: zachatevmon.ru
  • Адрес: 119034, Россия, Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2.

Формально на территории монастыря и в храмах можно фотографировать только с благословения настоятельницы. Мы этого не знали, поэтому фотографировали на территории свободно, но в соборе на наш вопрос, можно ли фотографировать, нам запретили, более того, охранники внимательно смотрели, чтобы мы украдкой не сделали кадр (хотя как огромной зеркалкой можно фотографировать тайком?). Особых ограничений по одежде я не заметила — встречались женщины и в брюках, заходили мамочки с колясками. Ну а в остальном — обычные правила поведения в монастыре.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.