Задания в форме егэ гражданская война. Переход к новой экономической политике. образование ссср. выбор путей объединения

Пояснительная записка.

Представленный вариант контрольной работы по истории разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы первого раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории – «Человек и общество». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2016 .

При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов

1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 «Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина.

2. . Федеральный институт педагогических измерений.

3. . ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.

История, 11 класс

Часть 1 Ответами к заданиям 1–19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

    Эвакуация японских войск из Владивостока, упразднение Дальневосточной республики.

    Объявление России республикой, формальная ликвидация монархии.

    Версальский мир.

Ответ:

2. Установите соответствие между революционными событиями в России и их датами.

Ответ:

3. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением двух, принадлежат лидерам Белого движения в России в период 1917-1922гг.

1. А.И.Деникин. 2. Л.Д.Троцкий. 3. Н.Н.Юденич. 4. А.В.Колчак. 5. А.А.Брусилов. 6. П.Н. Врангель.

Найдите и запишите порядковые номера фамилий генералов, не относящихся к указанному политическому движению.

Ответ:

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран, созданная в 1919 г. и распущенная в 1943 г., называлась Коммунистический _______________________.

Ответ: ______________________

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция с одной стороны и Россия с другой объявляют, что состояние войны между ними прекращено…

Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, …. Россия обязывается немедленно заключить мир с и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск…

Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск…. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор … пока не будет там государственный порядок восстановлен.

Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской красной гвардии…

Б)

Германское Правительство, …… и Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, … согласились относительно нижеследующих постановлений: Оба Правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов…

Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются.

Оба Правительства далее согласны в том, чтобы для общего правового положения граждан одной страны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать .

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный договор был подписан в Рапалло.

2) В соответствии с этим договором Россия вышла из числа участников первой мировой войны.

3) Данный договор был подписан в Москве.

4) Все упомянутые в договоре территории к 1922 году сохраняли политический суверенитет.

5) Данный договор содержал секретные статьи, предусматривающие военно-техническое сотрудничество Германии и России.

6) Противниками подписания данного договора были представители партии левых эсеров и группа «левых коммунистов».

Ответ:

7. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразвёрстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

Ответ:

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ мир, завершивший советско-польскую войну 1920г.

Б) Один из лидеров Белого движения, адмирал_____________, в ноябре 1918 года принял титул «верховного правителя российского государства».

В) Антибольшевистская организация КОМУЧ, созданная эсерами из членов Учредительного собрания России, была создана в городе ___________

Пропущенные элементы:

1) Рижский

2) Брестский

3) Ростов-на-Дону

4) Л.Г.Корнилов

5) А.В.Колчак

6) Самара

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в тексте фамилию.

«Помню, в начале мая из Петрограда приехали Миха Цхакая и Филипп Махарадзе. Они участвовали в VII (Апрельской) Всероссийской партийной конференции большевиков, проходившей под руководством ______________. Миха Цхакая подробно рассказал нам, как был организован выезд из Швейцарии _____________ и группы большевиков, в которую входил и сам Миха Цхакая.

Цхакая подробно рассказал нам, как встречали ______________ в Петрограде, на Финляндском вокзале, о его первых выступлениях, говорил о значении [его] Апрельских тезисов _____________, к тому времени уже опубликованных в печати».

Ответ: _________________________

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

    А.И.Егоров. И.В.Сталин.

    Разгром армии П.Н.Врангеля в Крыму.

    Май 1918г.

    Март 1921 г.

    Ноябрь1918г.

    М.Н.Тухачевский, А.И.Седякин, П.Е.Дыбенко.

    В.К.Блюхер, И.П.Уборевич.

    Разгром армий А.И.Деникина под Орлом и Курском.

    Август 1920г.

Ответ:

12. Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений.

«Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П.Н. Милюков.

2) Данный отрывок написан в период 1920-1925 гг.

5) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России.

6) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

13. Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».

14. Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _______ году».

Ответ: ___________________________.

15. Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме.

Ответ: ___________________________.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.

    В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.

    Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н.П. Махно.

    После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.

    В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.

    Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты.

Ответ:

17. Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На почтовой марке изображено событие, произошедшее в 1914 г.

2) Изображённое на марке выступление В. И. Ленина произошло на II Всероссийском съезде Советов.

3) Марка была выпущена в период руководства И.В. Сталина.

4) Марка была выпущена в столетний юбилей со дня рождения В. И. Ленина.

5) Одним из результатов события, изображённого на марке, было создание Совета Народных Комиссаров.

Ответ:

19. Кто из представленных ниже исторических деятелей был современником события, изображённого на марке выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из уточника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма В.А. Маклакова.

«Многоуважаемый Иван Иванович. Я с большим удовольствием прочёл Вашу блестящую статью о Гучкове… Вы видите в его фигуре парадокс: Гучков страстно любил Россию и ненавидел то, что Россия любила, т. е. государя. В этом Вы видите и роковую ошибку его жизни. Как можно было низвергать даже плохого государя? Надо было сознавать, что «мистики, окружавшей историческую царскую власть, за несколько месяцев не создать».

Всё это правда, но упрек не по адресу. Гучков это хорошо понимал; и не он стремился низвергнуть в России царскую власть. Если он оказался прикосновенным к дворцовому заговору, то из преданности монархии. По всему Петербургу ходила тогда поговорка: «чтобы спасти монархию, надо убить монарха». <…> Ведь Россия знала примеры, как низложением и убийством царей вели к лучшему царствованию… Гучков именно так смотрел на [государя], когда он в последние месяцы всецело попал под влияние императрицы и Распутина.

Вы не так смотрите на [государя], но это спорный вопрос. Трагизм его судьбы, его поведение в последние месяцы с ним примирили. Вы правы даже в том, что,не будь катастрофы, его бы царствование могло бы оказаться блестящим. При нём была бы введена конституция и открыт выход в Средиземное море; но ведь всё это могло быть достигнуто только помимо него и вопреки ему. От него самого ничего хорошего не было. Судьба послала ему двух великих людей – Витте и Столыпина, он им мешал и завидовал им мелкой и не царской завистью; они его затмевали. Что в целом царская власть Россию двигала вперёд, я согласен, но это царская власть в совокупности, а не власть каждого отельного монарха, некоторые её толкли назад».

20.Назовите государя, о котором идёт речь в тексте. Укажете годы его царствования. Какими событиями завершилось это царствование?

21. Как автор письма оценивает роль государя, о котором идёт речь в тексте, в развитии русской монархии? Какие личные черты, действия, поступки государя приводятся автором письма для аргументации своей позиции? Укажете не менее двух аргументов, приведённых авторам в подтверждение своей оценки.

22.Привлекая истерические знания, укажете не менее трёх причин «катастрофы», о которой говорится в тексте, кроме причин, указанных автором письма.

23. В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В. И. Лениным к власти большевики в марте 1918 г. заключили с немцами тяжелый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого. Почему В. И. Ленин пошел на то, на что не согласился пойти Николай II? Приведите три объяснения.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1917-1922 гг.; 2) февраль 1917- октябрь 1917 гг.; 3) октябрь1917–1922 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Тема Гражданская война в России, которая имела место быть в 1917 — 1922 годах, оказала значительное влияние на всю дальнейшую историю нашей страны. Собственно шел своеобразный цивилизационный выбор. Вместе с этим, тема эта крайне сложная и неоднозначная. Все экзаменационные задания, которые проверяют ее, заваливаются выпускниками, и этому есть свои причины: незнание основных программных положений действующих сторон, не знание самих этих сторон, путаница в датах и событиях.

Прочитав эту статью, вы сможете серьезно расставить все по местам в голове. Ну, а таблица, приложенная в конце, так и вообще должна играть ключевую роль в подготовке к егэ по истории по этой теме.

Понятие «Гражданская война»

Гражданская война - это организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны. Как правило к признакам гражданской войны относят: два и более центра власти, наличие у этих центров средств для ведения вооруженной борьбы. Подчеркну, что эти центры борются именно за государственную власть.

На дату начала этого события в истории России нет единого мнения в исторической науке. Я расскажу основные из них и про аргументирую.

Первая точка зрения: гражданская война началась в России с февраля 1917 года, когда власть перешла в Временному правительству, против которого были как мирные, так и воорженные выступления (апрельский кризис, июньский, июльский, корниловский мятеж и пр.).

Вторая точка зрения: гражданская война началась с захватом власти большевиками в октябре 1917 года. Большевики провели первые революционные преобразования, в январе созвали Учредительное собрание, которое так и не созвало Временное правительство.

Погром винного магазина. Художник Иван Владимиров (1869 — 1947)

Кстати, в это собрание были приглашены все партии, включая умеренные. Ему было предложено признать нововведении, оформленных в Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Учредительного собрание отказалось это сделать, и было распущено, вернее разогнано. Именно факт разгона собрания в январе 1918 года многие исследователи связывают с началом этой войны.

Третья точка зрения: гражданская война в России началась в 1918 году, так именно в этом году белое движение консолидировалось и стало представлять реального соперника в борьбе за власть.

Собственно, в учебниках превалирует (то есть господствует) третья точка зрения. Итак основная датировка с 1917/1918 по 1922 гг.

Причины гражданской войны в России

  • Захват власти большевиками в октябре 1917 года. Захват власти был не мирным и не легальным (то есть незаконным), но как явствует из последующих событий легитимным (то есть поддерживаемый народом). Вследствие этого другие политические партии не могли теперь уже влиять на государственную политику и вообще после разгона Учредительного собрания оказались вне закона.
  • Разгон учредительного собрания дал повод белому движению консолидироваться на основе того, что только это собрание и может решить будущее России. Партия большевиков одна это делать не может.
  • Неспособность буржуазного Временного правительства (кадетов, октябристов) воспользоваться властью для решения насущных проблем государства: решения вопроса о земле, о мире и прочем. Напротив Временное правительство было за продолжение непопулярной войны со странами Тройственного союза. Всё это Временное правительство оттягивало до созвания Учредительного собрания, которое так и не созвало.

Кстати, такая неспособность буржуазии вполне понятна: она в царской России была зависима от государства (госзаказы и пр.).

Причины интервенции стран Антанты в Россиию: политика национализации, начатой большевиками и красногвардейской атаки на капитал, как ее части. Если не понятно о чем это я написал — задавайте вопросы в комментариях.

Поводом для начала гражданской войны в России традиционно считаются несколько событий:

  • Разгон Учредительного собрания.
  • Восстание чехословацкого корпуса. Этот корпус был сформирован из пленных чехов, которые пожелали воевать на стороне Антанты ещё при царизме. Надо понимать, что 3 марта 1918 года между большевистской Россией и Германией был заключен Брест-Литовский сепаратный мирный договор. Германия попросила большевиков, чтобы этот корпус был отправлен не через Архангельск (в таком случае он был оказал поддержку Антанте), а через Владивосток.

Можете подойти к карте России и посмотреть, где находится Архангельск, а где Владивосток..., думаю всё стало понятно, а если непонятно — задайте вопрос в комментариях:). Пока его переправляли во Владивосток возник повод: случайно каким-то венгром был убит чехословацкий солдат. В итоге в Челябинске возникло восстание против советской власти. Это привело к консолидации белого движения, так корпус пока являлся одной вооруженной силой на востоке страны.

Ход событий по этой теме раскрыт в созданной мной таблице, которая доступна в конце этой статьи. Таблицу хода событий крайне рекомендую смотреть вместе с картой по этой же теме!

Итоги Гражданской войны в России

Гражданская война завершилась установлением на основной территории России власти одной партии РКП (б) — партии коммунистической. Впервые за всю мировую историю реальная власть оказалась у партии, которая выражала интересы рабочих и отчасти крестьян.

Почему белое движение проиграло? Оно было неконсолидированным, не смогло привлечь на свою сторону крестьянство, оттягивало решение насущных вопросов (о земле, например) до созыва нового Учредительного собрания, выступало за возврат к шовинистической политике царизма. Поскольку это обширный вопрос, не представляется возможным его здесь разобрать. Более детально причины поражения белого движения раскрыты в таблице, которую представил ниже.

Гражданская война

Плакат периода гражданской войны.

Художник Д. Моор, 1920

Гражданская война – это вооружённая борьба различных социальных, политических и национальных сил за власть внутри страны.

Когда проходило событие: октябрь 1917-1922

Причины

    Непримиримые противоречия между основными социальными слоями общества

    Особенности политики большевиков, которая была направлена на разжигание вражды в обществе

    Стремление буржуазии и дворянства вернуть прежнее положение в обществе

Особенности гражданской войны в России

    Сопровождалась интервенцией иностранных держав(Интервенция - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела других стран и народов, может быть военной (агрессия), экономической, дипломатической, идеологической).

    Велась с крайней жестокостью («красный» и «белый» террор)

Участники

    Красные – сторонник советской власти.

    Белые – противники советской власти

    Зелёные – против всех

    Национальные движения

    Основные этапы и события

    Первый этап: октябрь 1917-весна 1918

    Военные действия противников новой власти носили локальный характер, они создавали вооружённые формирования (Добровольческая армия - создатель и верховный руководитель Алексеев В.А.). Краснов П .- под Петроградом, Дутов А .- на Урале, Каледин А .- на Дону.

Второй этап: весна - декабрь 1918

    Март – апрель . Германия оккупирует Украину, Прибалтику, Крым. Англия - высаживает десант в Мурманске, Япония – во Владивостоке

    Май . Мятеж Чехословацкого корпуса (это пленные чехи и словаки, перешедшие на строну Антанты и двигающиеся на эшелонах к Владивостоку для переброски во Францию). Причина мятежа : большевики пытались разоружить корпус по условиям Брестского мира. Итог : падение советской власти на протяжении всей Трансибирской магистрали.

    Июнь . Создание правительств эсеров: Комитет членов Учредительного собрания в Самаре Комуч , председатель эсер Вольский В.К.) , Временное правительство Сибири в Томске (председатель Вологодский П.В.), Уральское областное правительство в Екатеринбурге.

    Июль . Мятежи левых эсеров в Москве, Ярославле и др. городах. Подавлены.

    Сентябрь . В Уфе создана Уфимская директория - «всероссийское правительство» председатель эсер Авксентьев Н.Д.

    Ноябрь . Уфимскую директорию разогнал адмирал Колчак А.В ., объявивший себя «верховным правителем России ». Инициатива в контрреволюции перешла от эсеров и меньшевиков к военным и анархистам.

Активно действовало зелёное движение - не с красными и не с белыми. Зелёный цвет - символ воли и свободы. Действовали в Причерноморье, в Крыму, на Северном Кавказе и юге Украины. Руководители: Махно Н.И., Антонов А.С.(Тамбовская губерния), Миронов Ф.К.

На Украине - отряды батьки Махно (создал республику Гуляй-поле ). Во время оккупации Германией Украины возглавили партизанское движение. Воевали под чёрным флагом с надписью «Свобода или смерть!». Потом стали воевать против красных до октября 1921 года, до ранения Махно (он эмигрировал).

Третий этап: январь-декабрь 1919

Кульминация войны. Относительное равенство сил. Крупномасштабные операции на всех фронтах. Но активизировалась иностранная интервенция.

4 центра белого движения

    Войска адмирала Колчака А.В .(Урал, Сибирь)

    Вооружённые силы юга России генерала Деникина А.И. (Донская область, Северный Кавказ)

    Вооружённые силы севера России генерала Миллера Е.К. (район Архангельска)

    Войска генерала Юденича Н.Н. в Прибалтике

    Март – апрель . Наступление Колчака на Казань и Москву, большевики мобилизуют все возможные ресурсы.

    Конец апреля - декабрь . Контрнаступление Красной Армии (Каменев С.С., Фрунзе М.В., Тухачевский М.Н .). К концу 1919 – полный разгром Колчака.

    Май-июнь. Большевики с трудом отбили наступление Юденича на Петроград. Войска Деникина захватили Донбасс, часть Украины, Белгород, Царицын.

    Сентябрь-октябрь. Деникин продвигается на Москву, дошёл до Орла (против него - Егоров А.И., Будённый С.М .).Юденич второй раз пытается захватить Петроград(против него – Корк А.И.)

    Ноябрь. Войска Юденича отброшены в Эстонию.

Итог : к концу 1919 года - перевес сил на стороне большевиков.

Четвёртый этап: январь - ноябрь 1920

    Февраль-март . Разгром Миллера на севре России, освобождение Мурманска и Архангельска.

    Март -апрель . Деникин вытеснен в Крым и Северный Кавказ, сам Деникин передал командование барону Врангелю П.Н . и эмигрировал.

    Апрель . Образование ДВР - Дальневосточной республики .

    Апрель -октябрь. Война с Польшей . Поляки вторглись на Украину и в мае захватили Киев. Контрнаступление Красной Армии.

    Август . Тухачевский доходит до Варшавы. Помощь Польше со стороны Франции. Красная Армия вытеснена на Украину.

    Сентябрь . Наступление Врангеля на южную Украину.

    Октябрь . Рижский мирный договор с Польшей . Польше передавалась Западная Украина и Западная Белоруссия.

    Ноябрь . Наступление Фрунзе М.В . в Крыму.Разгром Врангеля.

В европейской части России гражданская война завершена.

Пятый этап: конец 1920- 1922

    Декабрь 1920. Белые захватили Хабаровск.

    Февраль 1922 .Хабаровск освобождён.

    Октябрь 1922 .Освобождение от японцев Владивостока.

Лидеры белого движения

    Колчак А.В.

    Деникин А.И.

    Юденич Н.Н.

    Врангель П.Н.

    Алексеев В.А.

    Врангель

    Дутов А.

    Каледин А.

    Краснов П.

    Миллер Е.К.

Лидеры красного движения

    Каменев С.С.

    Фрунзе М.В.

    Шорин В.И.

    Будённый С.М.

    Тухачевский М.Н.

    Корк А.И.

    Егоров А.И.

Чапаев В.И.- руководитель одного из отрядов Красной Армии.

Анархисты

    Махно Н.И.

    Антонов А.С.

    Миронов Ф.К.

Наиболее важные события гражданской войны

Май-ноябрь 1918 г . – борьба Советской власти с так называемой «демократической контрреволюцией» (бывшие члены Учредительного собрания, представители меньшевиков, эсеры и др.); начало военной интервенции Антанты ;

ноябрь 1918 г. – март 1919 г. – основные сражения на Южном фронте страны (Красная Армия – армия Деникина ); усиление и провал прямой интервенции Антанты;

март 1919 г. – март 1920 г. – основные военные действия на Восточном фронте (Красная Армия – армия Колчака );

апрель-ноябрь 1920 г. советско-польская война ; разгром войск Врангеля в Крыму;

1921–1922 гг . – завершение Гражданской войны на окраинах России.

Национальные движения .

Одна из важных особенностей гражданской войны – национальные движения: борьба за обретение самостоятельной государственности и отделение от России.

Особенно ярко это проявилось на Украине.

    В Киеве после Февральской революции, в марте 1917 г., была создана Центральная Рада.

    В январе 1918 г . она вступила в соглашение с австро-немецким командованием и провозгласила независимость.

    При поддержке немцев власть ерешла к гетману П.П. Скоропадскому (апрель-декабрь 1918 г.).

    В ноябре 1918 г. на Украине возникла Директория , во главе - С.В. Петлюра.

    В январе 1919 г. Директория объявила войну Советской России.

    С.В. Петлюре пришлось противостоять и Красной Армии, и армии Деникина, которая боролась за единую и неделимую Россию. В октябре 1919 г. армия «белых» разгромила петлюровцев.

Причины победы красных

    На стороне красных были крестьяне, так как было обещано после войны реализовать Декрет о земле. По аграрной программе белых земля оставалась в руках помещиков.

    Единый вождь- Ленин, единые планы боевых действий. У белых не было этого.

    Привлекательная для народа национальная политика красных- право наций на самоопределение. У белых – лозунг «единой и неделимой России»

    Белые опирались на помощь Антанты - интервентов, поэтому выглядели как антинациональная сила.

    Политика « военного коммунизма» помогла мобилизовать все силы красных.

Последствия гражданской войны

    Экономический кризис, разруха, падение промышленного производства в 7 раз, сельскохозяйственного - в 2 раза

    Демографические потери. Погибло от боевых действий, голода, эпидемий около 10 млн.человек

    Установление диктатуры пролетариата, жёсткие методы управления, использованные в годы войны, стали рассматриваться как вполне приемлемыми и в мирное время.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Период 1917 -1922 гг. это время бурных событий в Отечественной истории. В это время в России происходит:

3 – Гражданская война,

4 - установление советской власти в России.


  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Важную роль в этом периоде сыграли В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий. Ленин, будучи лидером РСДРП(б), направлял действия большевиков в течение всего 1917 г., сначала на мирный захват власти (Апрельские тезисы), а после событий 3-4 июля и фактического завершения периода двоевластия, на вооруженное восстание и низложение Временного правительства. Троцкий стал председателем Военно-революционного комитета, который был руководящим органом восстания, намеченного центральным комитетом партии большевиков во главе с Лениным на 25 октября.


Причиной Октябрьской революции стала неспособность и нежелание Временного правительства решить наиболее острые проблемы текущего периода: преодолеть тяготы войны, остановить распад государства, решить земельный вопрос, выработать ясную программу политических действий.

Т .о., Февральская буржуазно-демократическая революция заложила основы для Октябрьской пролетарской революции.

В результате Октябрьской революции установилась диктатура пролетариата, были национализированы банки и крупные предприятия, разогнано Учредительное собрание. В марте 1918 г. Большевиками был заключен Брестский мир с Германией, на чем настаивал Ленин. Следует напомнить, что Троцкий стал первым наркомом иностранных дел и до своей отставки возглавлял советскую делегацию на переговорах в Брест-Литовске. Т.о., как внутренняя, так и внешняя политика большевиков закладывали основания для начала гражданской войны и интервенции.


указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

В ходе Гражданской войны Советской России пришлось противостоять силам нескольких белых армий, наиболее крупными из которых были армии под командованием Деникина, Корнилова, Юденича, а также столкнуться с интервенцией, в которой приняли участие, в том числе и бывшие союзники по Антанте. В условиях ожесточенной борьбы за власть возникла Красная Армия, создателем которой не без оснований считается Л.Д. Троцкий. Он занимал должность Народного комиссара по военным делам РСФРС с 1918 по 1923 гг.

Гражданская война завершилась победой Красной Армии и установлением советской власти в границах немногим уступавших пределам бывшей Российской империи.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Период 1917-1922 гг. оставил глубокий след в отечественной истории. Победа Февральской революции означала свержение самодержавия и введение демократических свобод – слова, собраний, вероисповедания и т.д. Однако оставались нерешенными вопросы окончания гражданской войны и аграрный. Это разрешила Октябрьская революция, декретами о мире и земле. Гражданская война явилась страшным бедствием для России. В этот период погибло 8 млн человек, эмигрировало 2 млн.

Историки советского периода позитивно оценивали итоги революции и гражданской войны в истории России и давали однозначные оценки роли красных и белых в гражданской войне. Новейшая отечественная историография не столь категорична в оценках. В большинстве своем современные историки склоняются к тому, что революция привела к неоднозначным последствиям, а гражданская война стала страшным братоубийственным конфликтом, в котором не было правых и виноватых.

1917 г . и ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

(Подготовка к ЕГЭ)

(Рассчитано изучить: наЗч 30 мин)

I . Прочитайте текст и ответьте на вопросы (28 мин)

План изучения материала:

1. Двоевластие.

2. Политика Временного правительства.

4. Корниловский мятеж.

5. Кризис власти в сентябре - октябре 1917 г.

Прочитайте текст (6 мин).

5. Мятеж левых эсеров.

Прочитайте текст (6 мин).

Октябрьский переворот 1917 г . Решение о силовом за­хвате власти было принято большевиками 10 октября . Одновременно было объявлено о создании ЦК РКП (б). 12 октября в Петрограде был сформирован Военно-революционный ко­ митет, который имел полномочия отдавать приказы военному командованию, для чего во все части были посланы со спе­циальным уведомлением комиссары Военно-революционного комитета. Временное правительство пользовалось поддержкой практически одних только юнкеров, все остальные части были либо уже на стороне большевиков, либо придерживались поли­тики невмешательства. В этих условиях по приказу Керенского 24 октября юнкера напали на типографию большевистского издания «Рабочий путь».. Был также отдан приказ об аресте членов Военно-революционного комитета. Произвести аре­сты так и не удалось, так как теперь уже по приказу комитета лояльные большевикам части заняли часть стратегических пунктов в городе (мосты, телеграф и т. д.). 25 октября Ле­нин обнародовал обращение к народу, в котором говорилось о переходе власти к Военно-революционному комитету. Вре­менному правительству, которое заседало в Зимнем дворце, был предъявлен ультиматум. Находившиеся в Зимнем чле­ны правительства на ультиматум ответили отказом, и к утру 26 октября все заседавшие там министры были арестованы (Керенскому удалось бежать).

На заседании II Всероссийского съезда Советов под давлением Ленина было

принято решение об окончательном переходе власти к

Совету (значительная часть принимавших участие в заседании выступало сначала за мирное решение политического кризиса, а именно за переговоры с Временным правительством; однако после взятия Зимнего дворца и ареста членов правительства преобладающее большинство поддер­жало позицию ).

Ответьте на вопросы (2 мин).

Когда был сформирован Военно-революционный ко­митет?

Кто принял решение о переходе власти Советам?

Прочитайте текст (8 мин).

Сразу же после захвата власти 26 октября новая власть объявила о прекращении войны без аннексий и контрибуций и выходе из нее России (декрет о мире). Следующим законом стал декрет о земле, в соответствии с которым вся земля, пригодная к обработке, объявлялась общей и делилась между всеми заинтересованными. Таким образом, этими двумя дек­ретами большевики привлекли на свою сторону значитель­ную часть мобилизованного населения и крестьян. Однако, несмотря на это, в стране оставались силы, выступавшие ре­шительно против новой власти и прежде всего способа при­хода их к власти. Либеральные партии не признали приход к власти большевиков, в южной части страны началось во­енное сопротивление, поддержанное прежде всего казаками. Против большевиков выступила, об отделении объявили Финляндия и все Закавказье.

Керен­ский, которому удалось бежать при штурме Зимнего дворца, попытался организовать военное наступление на Петроград (вместе с генералом Красновым), однако был. остановлен на подступах к городу и был вынужден опять бежать. 29 октября в Петрограде начались столкновения с юнкерами, которые были подавлены верными большевикам военными частями. Такой поворот событий не устраивал многих социалистов, на первых порах единогласно поддерживавших большевиков. 29 октября Всероссийский исполнительный комитет профсо­юза железнодорожников (Викжель) потребовал прекратить военные действия и созвать социалистическое правительство. В ответ на это вместо Викжеля был сформирован полностью подконтрольный большевикам профсоюз железнодорожников (Викжедор).

Таким образом угроза всеобщей забастовки же­лезнодорожников была ликвидирована. Это помогло подавить военные выступления в Москве, куда были стянуты значи­тельные воинские силы. В результате военных столкновений, которые удалось подавить только через несколько дней, было убито более тысячи человек.

Сформированный на втором же заседании съезда Советов Совет народных комиссаров, который возглавил Ленин, стал главным органом власти страны и должен был функциониро­вать до начала действия Учредительного собрания. Выборы в Учредительное собрание завершились к концу года. Боль­шинство мест по результатам голосования получили эсеры, что не могло удовлетворить большевиков. Первое заседание

Учредительного собрания, которое по идее должно было оп­ределить дальнейший путь политического развития страны, состоялось 5 января 1918 г. и

продолжалось до утра 6 янва­ря, когда большевики приняли решение о силовом разгоне собрания (в ответ на отказ депутатов прекратить обсуждение о будущем политическом устройстве).

3. Викжель настаивал:

а) на восстановлении прежнего состава Временного правительства;

б) возращении кадетов в правительство;

в) создании коалиционного социалистического прави­тельства;

г) немедленном созыве Учредительного собрания.

4. В итоге выборов в Учредительное собрание большин­ство его составляли:

а) большевики; б) меньшевики;

в) эсеры; г) кадеты.

5. Новая конституция была принята:

а) на Всероссийском съезде Советов;

б) на Учредительном собрании;

в) Советом народных комиссаров;

г) Петроградским Советом рабочих депутатов.

6. Всероссийскую чрезвычайную комиссию возглавил:
а) ; б) ;

7. Начало красного террора было спровоцировано:

а) неудачей политики продразверстки;

б) убийством немецкого посла Мирбаха;

в) Брестским миром;

г) убийством.

8. Первым наркомом иностранных дел был:
а) ; б) ;

9. В результате Брестского мира Советская Россия не теряла:

а) Украину;

б) Нижнее Поволжье;

в) Закавказье;

г) прибалтийские территории.

10. Какое событие не произошло в октябре 1917г.:

а) захват власти большевиками;

б) ультиматум Викжель;

в) учреждение Всероссийской чрезвычайной комиссии;

г) работа II Всероссийского съезда Советов.

VIII . Проверьте ваши ответы

Ключ к тесту: 1 - б, 2 - в, 3 - в, 4 - в, 5 - а, 6 - г, 7 - г, 8-в, 9-6, 10-в.

IX . Прочитайте текст и ответьте на вопросы (27 мин)
План изучения материала:

1. Возникновение Белого движения. Интервенция.

2. Мятеж Чехословацкого корпуса.

4. Разгром армий и.

5. Поражение армии.

6. Война с Польшей.

7. Поражение армии.

8. Победа большевиков в Закавказье, Средней Азии, на Дальнем Востоке.

Прочитайте текст (6 мин).

Гражданская война. К весне 1918 г. на юге страны были организованы два центра сопротивления советской власти: Добровольческая (под руководством генерала Корнилова) и Донская (под руководством генерала Краснова) армии. Обе армии активно поддерживались англичанами и французами (в меньшей степени - поляками и японцами), прежде всего материально и военной помощью. Кроме того, войска Англии и Франции оккупировали ряд портовых городов (в т. ч. на юге - Одесса, Севастополь, на востоке - Владивосток, Мурманск, Архангельск и др.). В марте 1918 г. Корнилов был убит во время боев под Екатеринодаром. Вместо него армию возгла­вил , который к осени 1918 г. сумел захватить Кубань. Одновременно красные потерпели поражение на Се­верном Кавказе, и в это же время силами белах был осажден Царицын, который, располагаясь на Волге, был очень важ­ным стратегическим пунктом для дальнейшего продвижения. Хотя Царицын и остался в руках большевиков, общая ситуация складывалась на этом этапе в пользу белых. Помимо юга Рос­сии очаги сопротивления возникли и в других районах страны. Так, на Урале и в Сибири под покровительством Англии было организовано несколько военных выступлений, которые, хотя и были подавлены, значительно отвлекли силы Красной армии от основного очага сопротивления - юга страны.

Мятеж Чехословацкого корпуса. В мае 1918 г. начался военный мятеж Чехословацкого корпуса, сформированного из чешских военнопленных. После выхода России из войны военнопленных должны были переправить во Францию, од­нако по пути своего следования чехи подняли мятеж, найдя поддержку у белых. В результате их совместных усилий они смогли фактически контролировать значительную часть тер­ритории Поволжья, Урала и Сибири и вскоре стали угрожать Москве. Силам Красной армии удалось оттеснить противника и отвести угрозу от Москвы только к осени 1918 г.

Ответьте на вопросы (3 мин).

Кто возглавил Добровольческую армию после смерти?

Где происходило восстание Чехословацкого корпуса?

Прочитайте текст (6 мин).

В начале 1918 г. Украина объявила о своей независимо­сти. В ответ на это уже в январе в Киев были введены войска Красной армии. Однако по Брестскому соглашению Украина отходила под контроль Германии и власть перешла к ставлен­нику Германии гетману . С этого момен­та начинается период, когда власть на Украине переходит от одного правительства к другому. Это было связано с тем, что немцы были вынуждены фактически уйти с этой территории ввиду того, что необходимо было решать послевоенные во­просы со странами-победительницами. После падения прави­тельства Скоропадского власть захватил СВ. Петлюра. Уже через месяц, в феврале 1919г., город опять заняли большевики, которые, однако, не смогли там надолго закрепиться. Часть территории Украины находилась под контролем , который представлял отдельную политическую силу, не под­держивая ни белых, ни красных.

С начала 1919 г. белые начинают терять свои позиции. Донская армия вынуждена была отойти с Дона. Для усиления боеспособности Донская армия сливается с Добровольческой армией Деникина. Такое объединение принесло свои плоды, и продвижение Красной армии было временно приостанов­лено. Кроме того, под руководством Деникина находилась и Кубанская армия, что давало ему значительные ресурсы для организации дальнейшего контрнаступления.

Помимо Деникина другим центром сопротивления ста­ла армия адмирала , который в ноябре 1918 г. объявил себя верховным правителем России. В марте 1919 г. он предпринял попытку объединиться с Красновым у Цари­цына. Красная армия организовала мощное наступление и от­теснила Колчака. Окончательно завершил разгром Колчака . Колчак пробовал опереться на остатки Чехословацкого корпуса, однако чехи заявили о своем ней­тралитете и в начале 1920 г. выдали Колчака силам Красной армии в Иркутске. В итоге в феврале того же года Колчак был расстрелян. Сопротивление Белой армии продолжал Деникин, ставший верховным главнокомандующим.

Ответьте на вопросы (3 мин).

Кто в ноябре 1918г. объявил себя верховным правителем России?

Какая территория находилась под контролем?

Прочитайте текст (6 мин).

Весной - осенью 1919 г. большевикам удалось отбросить от Петрограда армию генерала , который был вынужден с остатками своих частей отойти к Эстонии.

Весной 1919 г. активизировались столкновения с арми­ей Деникина. Преимущество переходило от одной стороны к другой, но в конечном счете провалились как планы Дени­кина организовать наступление на Москву, так и наступление красных в районе Курска и Царицына. В августе Деникину удалось взять на время Киев и Полтаву. Однако закрепить­ся там ему не удалось, так как с осени 1919 г. части Крас­ной армии предприняли контрнаступления сразу в несколь­ких направлениях. Красным удалось овладеть Воронежем, Орлом, Курском, к зиме красные были уже под Царицыном и в Ростове. Несколько промежуточных успехов Деникина не смогли уже изменить положение вещей, и весной 1920 г. остатки его армии эвакуировались в Крым, в расположение армии , которому в апреле 1920 г. Деникин передал полномочия верховного главнокомандующего. Уже из Крыма началась постепенная эвакуация уцелевших белых частей за границу.

Дальнейшее наступление и разгром Врангеля был на время приостановлен из-за начавшейся войны с Польшей. Конфликт разгорелся из-за того, что Польша заявила свои претензии на часть Украины, и в результате соглашения с Петлюрой (ап­рель 1920 г.) к ней отошли Восточная Галиция и Западная Волынь. Красная армия в ответ на это предприняла ряд удач­ных военных операций и подошла к границам Польши. Там армия Тухачевского была окружена. Кроме того, потерпели ряд поражений и другие части Красной армии, что вынудило Советскую Россию согласиться на подписание в марте 1921 г. мирного соглашения (Рижский мир), по которому Россия те­ряла Западную Украину и Западную Белоруссию.

После такого урегулирования отношений с Польшей боль­шевики смогли сосредоточить свои силы и довершить разгром врангелевской армии. Еще в конце ноября 1920 г. большевики начали контрнаступление, в результате которого Врангель был вынужден признать свое поражение и начать массовую эвакуа­цию уцелевших войск за границу Одновременно с этим были уничтожены и отряды Махно, который также бежал за границу

К концу 1920 - началу 1921 г. большевики окончательно за­крепились в Закавказье, Средней Азии и на Дальнем Востоке, где были созданы республики, вошедшие на правах федерации в состав Советской России.

Ответьте на вопросы (3 мин).

Кому передал полномочия верховного главнокомандующего?

Какую территорию потеряла Россия по Рижскому миру?

X . Запомните эти имена и даты

Персоналии: , СВ. Петлюра, ­гель, .

Даты: май 1918 г. - восстание Чехословацкого корпуса, но­ябрь 1919 г. - поражение, апрель 1920 г. - передача власти в Добровольческой армии от к ­гелю, ноябрь 1920 г. - поражение армии, 18 мар­та 1921 г. - подписание Рижского мира с Польшей.

XI . Выполните тестовое задание (стараясь не смотреть
в ответы) (15 мин)

1. Добровольческую армию не возглавлял:

а) ; б) Л. Г. Корнилов; в) ; г) ;

2. Верховным правителем России был:

3. Донскую армию возглавлял:

а) ; б) СВ. Петлюра;

4. Армия дислоцировалась преимущест­венно:

а) в Сибири; б) на Кавказе;

в) в Крыму; г) в Эстонии.

5. В результате Рижского мира:

а) Польша теряла независимость;

б) Советская Россия теряла Западную Украину и Бело­руссию;

в) Польша теряла Западную Украину и Белоруссию;

г) Польша приобретала литовские земли.

6. Гетманом Украины стал:

а) ; б) ;
в) ; г) .

7. После поражения верховным главноко­мандующим стал:

8. К деятелям Белого движения не относился:
а) ; б) ;
в) ; г) .

9. Кто из следующих деятелей Белого движения не был
Верховным главнокомандующим?

10. Добровольческой армии в 1919 г. удалось объединиться:

а) с Донской армией;

б) армией;

в) армией Польского государства;

г) военными силам закавказских государств.

XII . Проверьте ваши ответы

Ключ к тесту: 1 - а, 2 - а, 3 - в, 4 - в, 5 - б, 6 - а, 7 - а, 8-б, 9-в, 10-а.

XIII . Выполните тестовое задание ко всему уроку
(стараясь не смотреть в ответы) (15 мин)

1. Членом Совета народных комиссаров был:

2. Членом Временного правительства не был: а) ; б) ; в) ; г) .

3. Россия была объявлена республикой:

4. Во главе правительства России в 1917 г. не стоял:
а) ; б) ;

в) ЛД. Корнилов; г) .

5. Высший орган власти по Конституции РСФСР:

а) Совет народных комиссаров;

б) Съезд советов;

в) Всероссийская чрезвычайная комиссия;

г) Демократическое совещание.

6. V Всероссийским съездом Советов Россия была объ­явлена:

а) федеративным государством;

б) унитарным государством;

в) коммунистическим государством;

г) союзным государством.

7. В 1919 г. большевиком не был:

8. Чехословацкий корпус не контролировал:

а) некоторые территории Сибири;

б) некоторые территории Урала;

в) некоторые территории Украины;

г) некоторые территории Поволжья.

9. От имени советского правительства Брестский мир под­писал:

10. Денинкин в качестве главы Добровольческой армии никогда не контролировал:

а) Киев; б) Полтаву;

в) Тулу; г) Курск.

XIV . Проверьте ответы

Ключ к тесту: 1 - в, 2 - б, 3 - в, 4 - в, 5 - б, 6 - а, 7 - в, 8-в, 9-а, 10-в.

XV . Работа с источником (30 мин)

Прочитайте текст (10 мин).

Из «Очерков русской смуты»

Добровольцы были чужды политике, верны идее спасения страны, храбры в боях и преданы Корнилову. Впереди их ждало увечье, скитание, многих - смерть; победа представлялась тогда в далеком будущем. Они дрались на подступах к Росто­ву, зная, что сотни тысяч казаков и ростовской буржуазии за их спиною живут легко и привольно. Они были оборванцы, мерзли и голодали, видя как беснуется и веселится богатейший Ростов, финансовая знать которого с большим трудом «по­жертвовала» на армию два миллиона рублей, растворивших­ся быстро в бездонной ее нужде. Они встречали в обществе равнодушие, в народе вражду, в резолюциях революционных учреждений и социалистической печати злобу, клевету и по­ношение. Одиночные добровольцы, случайно попадавшие в Темерник - рабочие кварталы Ростова, - часто не возвраща­лись. .. Однажды в Ростове, когда юнкерский караул, спровоци­рованный выстрелом на большом железнодорожном митинге, пустил в ход оружие, в результате чего оказались один или два рабочих убиты, это событие вызвало огромную демонстрацию; с разрешения донского правительства «жертвам» были устрое­ны грандиозные похороны с толпами народа, депутациями, венками и речами, направленными против «врагов народа ». А «враги народа» в это время каждый день тихо, без венков и речей, в наскоро сколоченных гробах, иногда и без гробов, опускались в холодную могилу возле чужих и незнакомых им станций и полустанков Донской земли. И редко когда их провожала слеза друга или брата, ибо звериное время зачерствляло сердца и понижало цену жизни...

Выбора в средствах противодействия при такой системе ведения войны не было. В той обстановке, в которой дейст­вовала Добровольческая армия, находившаяся почти всегда в тактическом окружении - без своей территории, без тыла, без баз, представлялись только два выхода: отпускать на волю захваченных большевиков или «не брать пленных». Я читал где-то, что приказ в последнем духе отдал Корнилов. Это не верно: без всяких приказов жизнь приводила во многих случаях к тому ужасному способу войны «на истребление», который до известной степени напомнил мрачные страницы русской пугачевщины и французской Вандеи... Когда во время боев у Ростова от поезда оторвалось несколько вагонов с ра­неными добровольцами и сестрами милосердия и покатилось под откос в сторону большевистской позиции, многие из них, в припадке безумного отчаяния, кончали самоубийством. Они знали,(Что ждет их. Корнилов же приказывал ставить караулы к захваченным большевистским лазаретам. Милосердие к ра­неным - вот все, что мог внушать он в ту грозную пору,

Только много времени спустя, когда советское правительство, кроме своей прежней опричнины, привлекло к борьбе путем насиль­ственной мобилизации подлинный народ, организовав Крас­ную армию, когда Добровольческая армия стала приобретать формы государственного учреждения с известной территори­ей и гражданской властью, удалось мало-помалу установить более гуманные и человечные обычаи, поскольку это вообще возможно в развращенной атмосфере гражданской войны.

Ответьте письменно на следующие задания, стараясь не смотреть на предполагаемые ответы (20 мин).

1. Судя по этому отрывку, как вы думаете, в чем причина поражения Белого движения?

2. В какой степени Добровольческая армия контролировала территорию, которую она занимала?

Ответы:

1. Аполитичность Белого движения, его оторванность от местного населения, отсутствие инфраструктуры.

2. По сути дела, территория в начальный период существо­вания Добровольческой армии не контролировалась.