Башня веселуха краткое содержание глава третья. Легенды смоленской крепости: призраки старых башен и узники подземелий. «Чайник» или Дом коммуны

Смоленская крепостная стена, которую еще называют Смоленским кремлем, - грандиозное оборонительное сооружение средневековой Руси. Даже то обстоятельство, что до нас дошла примерно половина от построенного укрепления, только прибавляет памятнику дух истории и древности.

Современная Смоленская стена разорвана на несколько кусков - их общая длина не превышает трех километров. Из 38 башен уцелели 17. К сожалению, потери такого масштаба вполне закономерны, поскольку ни одна война не обошла Смоленск стороной.

Четыре башни взорвали польские феодалы, восемь (по другим сведениям, девять) разрушили наполеоновские солдаты, еще четыре - немцы. А еще ходит шутка, что еще «пять башен сами смоляне нечаянно разобрали на хознужды». Целые участки стены сносили, чтобы дать дорогу новым улицам. Прекратились разрушения только в 1970-х годах, когда исторический центр Смоленска больше не требовал перепланировки.

2.

Башня Веселуха.

3.

По ошибке многие называют Веселухой башню Орёл, однако издревле так называлась совсем другая башня крепостной стены – Лучинская. Предание гласит, что строителям никак не удавалось возвести Восточный участок Смоленской крепостной стены: то грунт просядет, то сваи разойдутся, а то и готовая кладка внезапно даст трещину. Тогда жители обратились к ведунье, и та посоветовала замуровать в башню самую красивую девушку города. Так и сделали.

4.

Первая красавица Смоленска – дочь одного из помещиков была заживо замурована в Лучинской башне, возвышавшейся над городом. Легенды гласят, что долгое время обреченная на смерть дева не плакала о своей участи, а…смеялась. Возможно у нее помутился разум от заточения. В память об этой истории жители стали называть Лучинскую башню Веселухой. Говорят, призрак бедной девушки до сих пор бродит по башне.

Призрак башни Орел.

История про призрака, обитающего в крепости, всплыла ещё раз в середине XVIII века. На этот раз очевидцы уверяли, что видели громко хохочущую белую фигуру на башне Орёл. В то время в течение 15 лет люди боялись подходить к этой башне.

А история такова. Прибывший из Польши) граф Змеявский построил неподалеку от башни Орел маленький кирпичный заводик. Поначалу по Смоленску пошла молва о каких-то неблаговидных делах графа, но ему быстро удалось завести знакомства с влиятельными горожанами, и слухи эти угасли. Спустя пятнадцать лет в Троицком монастыре скончался гото-вившийся к пострижению в монахи бывший камердинер Змеявского. Перед смертью он написал покаянную записку, из которой стало известно, что под именем графа Змеявского скрывался аферист, бежавший с каторги.

Он, вместе с шайкой каторжников и беглых солдат, устроил во рву близ башни Орел подземную мастерскую для изготовления фальшивой монеты иностранного образца. Фальшивые деньги обменивались на настоящие в Польше. А для «прикрытия» подземной мастерской над ней был построен кирпичный заводик. Помимо этой маскировки, Змеявский и его подручные в районе башни время от времени устраивали ночные «игрища» нечистой силы: это отпугивало излишне любопытных.

7.

Вскоре поднятый ночью по тревоге батальон местного гарнизона оцепил башню Орел. Через обнаруженный лаз солдаты с факелами спустились в подземелье. Там на месте преступления были арестованы двадцать фальшивомонетчиков, включая самозванного графа. Тут же нашли мешки с золотыми и серебряными монетами, предназначавшимися для переплавки, большое количество фальшивых денег. Змеявского и его шайку отправили на каторгу, кирпичный заводик разрушили, ход в подземелье завалили.

Легенды уточнены на официальном сайте Смоленской крепостной стены .

И огромное спасибо информационному центру культуры и туризма «Смоленский терем» . Про них расскажу отдельно, ибо как оказалось, далеко не все знают, что такое ТИЦ, и с чем их едят.

Фото 1,5,6,8 - andrey_valuev ,
Фото 2,3,4,7 - chellove4ishe
Заглавное -

Генеральные партнеры: Автоконцерн Ford и телеком-оператор

Башня Веселуха - угловая шестнадцатигранная башня Смоленской крепостной стены. Другие названия - Лучинская и Криволучинская. Расположена на гребне холма, восточнее дома номер 3 по улице Тимирязева. Ближайшими башнями являлись с юга Позднякова башня, а с северо-запада - не сохранившаяся до наших дней Стефанская башня. Между башнями Веселуха и Никольскими воротами расположен самый большой фрагмент старой крепостной стены.

История

Дореволюционное фото башни

Возможно, строительством этой башни руководил сам Федор Конь, на что указывают особенности оформления бойниц башни [источник не указан 1350 дней ] .

Название «Веселуха» было дано башне по месту отдыха горожан на лоне природы: с неё открывается «весёлая панорама» - живописный вид на Днепр. С расположением на краю высокой луки связано другое, первоначальное, название башни - Лучинская.

Башня была окружена дополнительными укреплениями, а под фундаментом стены была сооружена галерея («слух», или тайник).

В 1633 году башня сильно пострадала в ходе осады Смоленска русской армией во главе с М. Б. Шеиным. В 1706 году башню защитили земляной насыпью и вплоть до конца XVIII века здесь сохранялись остатки «батареи», оборонявшей восточную часть крепости.

В 1780 году был проведён капитальный ремонт. А в конце XIX - начале XX вв. башня стала частью экскурсионного маршрута по городу. В 1941-1943 гг. лишилась крыши, что привело к быстрому ветшанию. В настоящее время отремонтирована и покрыта деревянной шатровой крышей.

«АиФ-Смоленск» начинает новый исторический проект, посвященный 1150-летию нашего любимого города - «Легенды Смоленщины». Мы расскажем вам неизвестные факты самых популярных историй о Смоленске поделимся тем, о чем вы даже не догадывались.

Ожерелье Руси

Сейчас от былой красы осталось около 17 башен и около трех километров крепости, однако, и по сей день, смоленская крепость продолжает поражать всех путешественников своей красотой, а искателей приключений своими легендами.

Подземелья крепости

Смоленская крепость окутана целой про подземелья. В своем романе «Стена» министр культуры Владимир Мединский описывает случаи подземных боев, которые были документально зафиксированные в Смоленске, а значит и сами ходы должны были где-то сохраниться. В разных исторических описаниях под подземные ходы под крепостной стеной говорится много, но доподлинно сейчас никто ничего показать не может.

Много легенд ходит о подземельях под башней Орел, рассказывают о провалах в районе сквера памяти героев, там, где сейчас стоит памятник Кутузову. Говорят, что выход из подземелья находится на склоне холма за Троицким монастырем, разные подземные ходы регулярно находят в городе во время ведения строительных работ.

Определенно самыми близкими для смолян подземельями являются казематы в Лопатинском саду, именно в них содержались знаменитые военачальники Кочубей и искра, которые доложили Петру I об измене гетмана Мазепы во время Полтавской баталии. Кстати, эти казематы использовались еще во второй половине ХХ века: там были магазинчики.

Стоит сказать, что интересная легенда связана с «входом в подземелье» в Королевском бастионе в Лопатинском саду. В дореволюционные времена над железной решеткой на большом белом камене была грубо высеченная надпись КАБОГРАЛЛО.

Как пишет в своих исследованиях смоленский краевед Сергей Яковлев, много десятилетий эта надпись служила предметом споров смолян. Кто-то считал ее автографом какого-то пленника-чужеземца, но многие смоляне склонялись к версии о том, что это была проделка детей смоленского губернатора Лопатин, которые изобразили на камне при входе в каземат по две первых буквы своих имен: «КА[сьян ] БО[рис ] ГР[игорий ] АЛ[ексей ] ЛО[патины .

Определенно можно сказать, что некое «подземелье» существует в литовском валу около Громовой башни Смоленской крепости. В одном месте вала явно заметно углубление, закрытое металлическими листами и укрепленное изнутри кирпичом. Старожилы рассказывают, что на месте нынешней звезды героя, которая находится «на торце» литовского вала у городской администрации есть дверь. Согласно легендам, литовский вал и Громовую башню когда-то соединял подземный ход.

Загадка Федора Коня

Сама личность зодчего крепостной стены Федора Коня окутана многими тайнами, связанными, прежде всего, с его происхождением. По официальной версии Федор Конь происходил из Дорогобужского района, но существуют варианты о том, что он даже был итальянцем.

В разных источниках его именуют то Федором Конем, то Кононом Федоровым, то Кондратом Федоровым, то Конем Федоровым (а сын зодчего записан в книгах Троицкого Болдина монастыря как «Мартин Иванов сын Коня»). Предполагают даже, что его иностранное имя просто «переиначили» на русский лад. Еще одним доказательством того, что Федор Конь мог быть иностранцем, служат хроники 1617 года, когда государев зодчий начал строительство несуществующего ныне кремля Белого города в Москве:

«В лето 7094 государь и царь великий князь Федр Иванович всей Руси самодержец повеле на Москве делати град каменный …а нарекоша имя ему Царев град, а мастер был русских людей именем Конь Федоров».

Некоторые открыто называют Федора Коня «турским» человеком, то есть уроженцем итальянского Турина. Существуют также предположения о том, что Федор Конь мог учиться в Турине, потому что по своей архитектуре крепостная стена очень схожа с многогранными башнями замка Луго в верхней Италии (между Равенной и Болоньей). Об этом упоминает в своих исследованиях краевед довоенного времени Иван Хозеров.

Загадочности к личности Федора Коня добавляет и тот факт, что не существует практически никакой информации о его деятельности после постройки Смоленской крепостной стены или обстоятельствах смерти.

Легенда о башне Веселухе + фильм

До сих пор очень популярна легенда о Башне Веселухе, которую сейчас называют башней «Орел». По одной из версий там была замурована непослушная дочь одного из помещиков, которая вместо того, чтобы там плакать, устрашающе смеялась. Согласно другой легенде именно около этой башни «открыли свое производство» фальшивомонетчики во главе с неким польским графом Змеявским, который соблазнил местную помещицу и похитил ее мужа, присвоив себе, таким образом, начальный капитал. Он построил в Чертовом рву кирпичный заводик, в его подвале - делал фальшивые деньги. Шайка фальшивомонетчиков устраивала в башне «игрища нечистой силы», чтобы отвадить людей от своих темных дел. Говорят, когда логово фальшивомонетчиков раскрыли, то там же был обнаружен и пропавший помещик.

Интересно, что в 1921 году Алексей Толстой написал фантастический рассказ «Граф Калиостро», повествующий о похождениях на Смоленщине пройдохи-иллюзиониста. По этому рассказу Марк Захаров снял свой знаменитый фильм «Формула любви». В свое время смоленский краевед Сергей Яковлев предположил, что, вероятно, именно смоленская легенда могла стать основой для рассказа толстого, а, следовательно, и для фильма Марка Захарова.

Конь, паук и Годунов

Напоследок, нельзя не упомянуть про три легенды, которые вы обязательней услышите на . Прежде всего, не стоит забывать, что всякий, кто осмелится нанести вред крепости, пострадает от ужасного заклятья, которое на нее наложил Борис Годунов во время закладки стены.

Во-вторых, если наступит тревожное время, то из толщи стены послышится конское ржание, которое предупреждает защитников города об опасности. Дело в том, что по легенде череп боевого коня покровителя города Меркурия Смоленского был замурован где-то в толщине стены.

Ну, и, наконец, под куполом Заалтарной башни на огромной высоте прямо на одной из балок, есть надпись «Паук». Говорят, что это было прозвище одного экстремала, который любил залезать на башни крепости без страховки, но однажды не спустился вних, а просто отпустил руки, говорят, из-за несчастной любви.

Федор Андреевич Эттингер родился приблизительно в 1777, умер 3.04.1853 в С.-Петербурге, писатель, переводчик, автор статей и заметок исторического содержания, сын обер-коменданта Смоленска, генерал-майора А. И. Эттингера, коллежский советник. Жил в Петербурге. В 1820 – 1830-е гг. выступал в печати под псевдонимом “Смоленский Старожил”. Федору Эттингеру принадлежит отличающийся редкой исторической, этнографической, топографической достоверностью роман о Смоленске ХVIII в. “Башня Веселуха или Смоленск и жители его 60 лет назад” (издан в 1845 году, а в 1992 «заново открыт» и напечатан в научно-популярном журнале «Край Смоленский»). В переводе Эттингера издано около двадцати драматических произведений популярного в России того времени немецкого писателя Августа фон Коцебу. Печатался главным образом в петербургских журналах “Современник”, “Сын Отечества”, в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”.

Сюжет «Башни Веселухи» основан на легенде о нечистой силе, которая якобы водится в башне. Но содержание книги этим не ограничивается. Автор с большой теплотой, любовью и ностальгией описывает город, в котором он провел детство. Роман носит мелодраматический и приключенческий характер, но главное – в нем присутствуют автобиографические черты. Федор Эттингер описывает Смоленск 80-х годов 18 века – таким, каким он запомнился ему, 8-летнему мальчику.

В 2002 году – году 400-летия знаменитой Смоленской крепостной стены – пьеса О.П. Сергеевой по роману Эттингера была поставлена в Камерном театре, где с успехом шла несколько лет. Принявший участие в вечере художественный руководитель Смоленского камерного театра, заслуженный артист России Николай Парасич отметил, что для него представляет огромный интерес все то, что связано с нашим древним городом, особенно, в преддверии 1150-летия Смоленска. Николай Петрович также сказал, что, возможно, пьеса «Башня Веселуха» вновь будет поставлена на сцене Камерного театра, может быть, с некоторыми изменениями.

Далее Ольга Павловна предоставила слово мне, как заведующей литературно-драматической частью Смоленского камерного театра и главному редактору сайта Смоленской областной организации Союза писателей России. Я сочла своим долгом подчеркнуть важность обращения театра к произведениям о родном крае, которые могут быть адресованы юным зрителям. Кроме того, сообщила, что на сайте писательской организации недавно размещен шорт-лист конкурса фантастического рассказа «Тысячелетний феникс». В этот шорт-лист вошел рассказ Ольги Сергеевой, а так же рассказы ещё двух членов Союза писателей России.

Вечер, проходящий в Областной библиотеке, а тем более вечер Ольги Сергеевой, не мог обйтись без музыкальной составляющей. Прозвучали песни в исполнении солистки оперной студии областной филармонии под руководством заслуженной артистки России Ирины Нециной – Натальи Усачевой и барда Любови Сердечной. Ольга Сергеева спела романс Вадима Бибергана на слова Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть».

В завершение Ольга Сергеева провела среди участников вечера – смоленских школьников викторину по роману Федора Эттингера «Башня Веселуха» и подарила победителям книги. На литературном вечере присутствовали Председатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Виктор Смирнов и секретарь организации Галина Николаенкова.

В Смоленске состоялась презентация однотомного сборника «Башня Веселуха» , недавно изданного и вышедшего в свет в серии «Библиотека журнала «Край Смоленский».

В книгу вошли три тесно связанные между собой произведения. Среди них роман «Башня Веселуха, или Смоленск и жители его двести тридцать лет назад», созданный в конце 30-х годов XIX века и опубликованный в 1845 году в журнале «Современник». Автор романа выступил под псевдонимом «Смоленский старожил Ф. ф. Э.». Смоленский историк литературы В.Е. Захаров в предисловии к книге пишет, что через год после выхода романа псевдоним был раскрыт как «Федор Андреевич Эттингер» в известном «Реестре русским книгам» М.Д. Ольхина (СПб., 1846).

Фон Эттингеров - российский дворянский род лифляндского происхождения - трудно причислить к знаменитым смоленским фамилиям. Однако в «Дневнике» священника Никифора Мурзакевича, почитаемом как едва ли не самый достоверный из дошедших до нас исторический источник, есть упоминание, что в конце 80-х годов XVIII столетия фон Эттингер был обер-комендантом Смоленска. Именно он встречал Екатерину II во время ее визита в город в 1787 году. Так что нельзя не согласиться с В.Е. Захаровым, который полагает, что один из персонажей романа - смоленский обер-комендант генерал-майор Андрей Иванович фон Э. - не кто иной, как отец автора романа Федора Андреевича Эттингера. А восьмилетний сын обер-коменданта по имени Фриц (или по-русски Федор), который также появляется на страницах произведения, - сам автор. Это придает повествованию оттенок особой доверительности, ведь, как известно, история, культура, вера воспринимаются совсем иначе, если срослись с историей личной, семейной.

Главное достоинство романа Эттингера собственно в том и состоит, что писателю удалось передать атмосферу, нравы и быт провинциального города екатерининской эпохи, причем не города вообще, а конкретно - Смоленска. В начале 1990-х годов основательно позабытый роман Эттингера был опубликован в только что тогда учрежденном журнале «Край Смоленский», а вскоре вышел отдельной книгой. Роман настолько понравился, что был включен в программу курса «Литература Смоленщины».

Кроме романа в сборник вошли две пьесы, написанные по его мотивам. Одна - комедия в шести действиях «Башня Веселуха, или Жители г. Смоленска в конце XVIII столетия» - принадлежит перу Василия Ивановича Грачева - историка и краеведа, одного из основателей Смоленского городского исторического музея. Составителям книги удалось обнаружить рукопись пьесы в личном фонде Василия Грачева, хранящемся в Государственном архиве Смоленской области. Судя по резолюции цензора на титульном листе рукописи, написана пьеса в начале ХХ столетия, в 1904 году. Опубликована она не была, но в 1908 году ее поставили в Смоленске на сцене Народного дома. Играли пьесу в театре Народного дома или представление состоялось всего один раз, об этом история умалчивает, но афиша о том, что 18 декабря 1908 года драматической труппой Н.Н. Мерьянова будет разыграна комедия «Башня Веселуха, или Жители г. Смоленска в конце XVIII столетия» сохранилась и воспроизведена в сборнике в предисловии к пьесе В.И. Грачева. Главный редактор журнала «Край Смоленский» Юрий Шорин в предисловии выражает надежду, что публикация пьесы привлечет к ней внимание театральных режиссеров Смоленска. «Авантюрная комедия, - пишет он, - яркая по языку, типажам героев, вечно актуальным жизненным сюжетам просто просится на современную смоленскую сцену!»

Вторая вошедшая в книгу пьеса - драма Ольги Сергеевой - является литературной основой выдержавшего уже две сценические версии спектакля Смоленского камерного театра , который также называется «Башня Веселуха» . Режиссер-постановщик спектакля - художественный руководитель театра заслуженный артист РФ Николай Парасич . Художник-постановщик Юрий Каштанов . О нем хотелось бы особо сказать. Знаток исторического военного костюма, Ю.Е. Каштанов известен в Смоленске не только как театральный художник и книжный иллюстратор, но и как постоянный участник реконструкций исторических сражений 1812 года, которые проводятся вблизи деревни Лубино в Краснинском районе Смоленской области. Рисунки и фрагменты сценографии Юрия Каштанова, а также фотографии эпизодов из спектакля использованы как иллюстрации к книге. Нелишне заметить, что мундиры, в которые одеты персонажи, изготовлены в строгом соответствии с военной атрибутикой времен правления императрицы Екатерины II.

Разыгранные актерами Смоленского камерного театра во время презентации книги «Башня Веселуха» сцены из одноименного спектакля послужили впечатляющим дополнением к разговору. Вел презентацию Юрий Шорин. Выступили драматург Ольга Сергеева, которая рассказала, как у нее возник замысел написать пьесу по увлекшему ее воображение историческому роману, представитель спонсора издания (Смоленского филиала ОАО «АтомЭнергоСбыт» ) Александр Школьников и другие. Учительница русского языка и литературы гимназии им. Н.М. Пржевальского Татьяна Шубнякова поделилась наблюдениями, как современные школьники воспринимают историческую литературу.

Разговор шел о том, как важно знать историю своего края, и сколько еще тайн хранит в себе детище великого зодчего Федора Коня - смоленская крепостная стена. Николай Парасич, выступавший последним, поскольку был занят в сценах из спектакля, сказал, что с большим любопытством прочитал пьесу В.И. Грачева ранее не известную ему Кто знает, возможно, в репертуаре Камерного театра суждено появиться третьему спектаклю о жителях Смоленска XVIII столетия?


Фото из архива Смоленского камерного театра

Фотогалерея