Государственное налоговое регулирование: Главные особенности и инструменты. Налоговое регулирование Принципы организации налогового регулирования

  • 2 Этап. 1.07.1995 – 1998г. Основные изменения:
  • 3 Этап. 1998 – 2001.
  • 4 Этап. Становление и развитие нс начинается с 2002-2008 годы.
  • 17. Закон рк «о налогах и других обязательных платежах в бюджет (сравнение основных положений нового и старого Кодекса)».
  • 18. Индивидуальный подоходный налог: механизм исчисления
  • 19. Классификация налогов:
  • 6. По экономич-му признаку
  • 7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:
  • 20. Классические принципы налогообложения
  • 22. Косвенные налоги. Общая характеристика.
  • 23. Льготы по акцизам:
  • 24. Льготы по индивидуальному подоходному налогу:
  • 25.Льготы по корпоративному подоходному налогу.
  • II. Освобождения от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков. III. Сэз.
  • II. Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.
  • 2) Сэз «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»
  • 27.Механизм исчисления акциз.
  • V х 0,730
  • 28.Механизм исчисления земельного налога.
  • 29.Механизм исчисления рентного налога.
  • 30.Механизм исчисления социального налога
  • 31.Налог и специальные платежи недропользователей в рк
  • 32.Налог на добавленную стоимость.
  • 1) Облагаемый оборот; 2) облагаемый импорт.
  • 33. Налог на имущество юридических лиц.
  • 34,35. Налоговая система и налоговая политика.
  • 36. Налоговая система Республики Казахстан: становление и развитие.
  • 1 Этап - 01.01.1992 – 30.06.1995г.
  • 2 Этап. 1.07.1995 – 1998г. Основные изменения:
  • 38. Налоговое регулирование экономики: цель, задачи, методы.
  • 39. Налоговые санкции: виды и порядок применения.
  • 40. Налоговый механизм и его элементы.
  • 41. Налоговый механизм: характеристика и структура.
  • 42. Налогообложение доходов иностранных юридических и физических лиц.
  • 43. Налогообложение доходов физических лиц.
  • 44. Налогообложение индивидуальных предпринимателей.
  • 45. Налогообложение недропользователей.
  • 46. Налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса (физические лица).
  • 47. Налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса (юридического лица).
  • 48. Налогообложении земель населенных пунктов.
  • 49. Ндс: предпосылки введения в рк, проблемы функционирования.
  • 50. Ндс: сущность, механизм взимания.
  • 51. Необходимость и сущность налогов.
  • 52. Общая характеристика прямых налогов.
  • 53. Определение налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
  • 54. Определение облагаемого оборота по ндс
  • 55. Отчетный период по ндс.
  • 56. Отчетный период по социальному налогу.
  • 58. Принципы налогообложения
  • 60. Прямые налоги: виды, механизм функционирования.
  • 61. Разовый талон, механизм применения.
  • 63.Роль налогов в формировании доходной базы государственного бюджета.
  • 64.Социальный налог.
  • 65. Социальный налог. Сущность и механизм взимания.
  • 66. Специальный налоговый режим для отдельных видов предпринимательской деятельности.
  • 67. Специальный налоговый режим для субъектов малого и среднего бизнеса.
  • 68. Способы уплаты налогов.
  • 69. Упрощенный режим налогообложения для аграрного сектора.
  • 70. Социальный налог. Сущность и механизм взимания.
  • 71. Контроль налоговых органов за поступлением и исчислением корпоративного подоходного налога.
  • 72. Налоговая система и налоговая политика.
  • 73. Налогообложение доходов физических лиц.
  • 74. Органы налоговой службы рк: задачи, функции.
  • 75. Налоговое регулирование экономики: цель, задачи, методы.
  • 77. Налогообложение игорного бизнеса.
  • 78. Экономическое значение и роль налогов в развитии экономики государства.
  • 79. Налогообложение доходов иностранных юридических и физических лиц
  • 82. Общая характеристика прямых налогов.
  • 1 Этап - 01.01.1992 – 30.06.1995г.
  • 2 Этап. 1.07.1995 – 1998г. Основные изменения:
  • 2. Не являются оборотом по реализации:
  • 87.Классификация налогов.
  • 88. Определение объекта обложения по корпоративному подоходному налогу.
  • 90. Ставки по ндс и порядок их применения
  • 38. Налоговое регулирование экономики: цель, задачи, методы.

    Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Целью налогового регулирования следует считать создание наиболее благоприятных условий и стимулов к экономическому росту и повышению эффективности.

    Основные задачи:

    1)экономическая свобода;

    2) стабильный уровень цен;

    3) экономический рост и экономическое развитие;

    4) ориентация на достижение экономической эффективности;

    5) полная и эффективная занятость;

    6) справедливое распределение доходов;

    7) сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

    Известны 3 основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

    1) Расширение круга налогоплательщиков;

    2) Увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;

    3) Повышение налоговых ставок и при прямом и при косвенном налогообложении.

    Стремление государства увеличить поступления в бюджет принять можно, однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при повышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономки. Налоговая политика в современных условиях должна обеспечивать равно выгодность производства продуктов на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсоснабжение, технический прогресс. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

    Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

    1) изменение массы налоговых поступлений;

    2) замена одних способов или форм обложения другими;

    3) дифференциация ставок налогов;

    4) изменение налоговых льгот и скидок;

    5) изменение сфер распространения налогов и др.

    Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

    39. Налоговые санкции: виды и порядок применения.

    Налоговые санкции – это ответственность за налоговое правонарушение. Бывают 2-ух видов:

    1) административные (чаще всего в виде выговоров);

    2) финансовые (пеня и штрафы).

    Налоговые санкции и административная ответственность применимы как к физическим, так и юридическим лицам. В случае невыполнения налогоплательщиком налогового обязательства в срок налоговые органы вправе применить к нему обеспечительные меры и меры принудительного взыскания налоговой задолженности, предварительно направив ему соответствующее уведомление по установленной форме

    Согласно ст. 45 Налогового кодекса обеспечительными мерами могут быть: начисление пени на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и другого обязательного платежа в бюджет, включая день уплаты в бюджет в размере 2-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РК на каждый день просрочки. Сумма пени начисляется и уплачивается независимо от применения мер принудительного исполнения налогового обязательства по погашению налоговой задолженности, а также иных мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Непредставление или несвоевременное представление установленной законом информации о предпринимательской деятельности, необходимой государственным органам для исчисления налогов или статистики, влечет штраф на граждан в размере до двух, на должностных лиц - в размере до десяти месячных расчетных показателей.

    Неполная и несвоевременная уплата неналоговых платежей в бюджет влечет штраф на граждан в размере до пяти, на должностных лиц - в размере до десяти, на юридических лиц - в размере до двадцати пяти месячных расчетных показателей.

    Нарушение установленного законодательными актами РК срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц - в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц - в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей, а если просрочка подачи заявления составляет более чем девяносто дней, то на физических лиц - в размере от десяти до двадцати, на должностных лиц - в размере от десяти до сорока, на юридических лиц - в размере от сорока до ста месячных расчетных показателей.

    Осуществление деятельности при применении специального налогового режима с нарушением условий, предусмотренных законодательными актами РК для этого режима, влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц - в размере от двадцати до сорока месячных расчетных показателей.

    Сокрытие налогоплательщиком объектов налогообложения влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц - в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц - в размере пятидесяти процентов от стоимости сокрытых объектов налогообложения.

    Отсутствие у налогоплательщика учета доходов, расходов и объектов налогообложения или ведение его с нарушением установленного законодательством РК порядка влечет штраф на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц - в размере десяти процентов от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг).

    Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц - в размере от сорока до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - в размере пятидесяти процентов от доначисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет. При этом занижение размера налога в декларации по налогу на добавленную стоимость означает также завышение суммы налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет.

    И зарубежных странах

    Налоговое регулирование – одна из наиболее мобильных сфер налогового менеджмента. Это важная стадия процесса управления, являющаяся связующим звеном между планированием и контролем, ибо регулирование не только призвано детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации. Оно должно выявить, а далее зафиксировать такую совокупность параметров плана, контроль за фактическим значением которых достаточен для исполнения принятых плановых заданий. В силу этого регулирование выступает органическим продолжением планирования.

    Налоговое регулирование может быть определено как процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию фискального, регулирующего и социального назначения налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период.

    Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии.

    Методы налогового регулирования имеют отличительные особенности и связаны со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям. Их плановый уровень, имеющий статус закона, не имеет четкой адресной разверстки до конкретного исполнителя в форме директивы. Вследствие этого методы регулирования должны в обязательном порядке включать законодательные уложения, определяющие те или иные стороны налогового производства и ответственность за их нарушения, а также широкий спектр методов косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений, необходимых обществу.



    В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

    Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

    Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями - фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок - процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь, прежде всего, необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.

    Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

    Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения.

    Формы и методы налогового контроля в России

    И зарубежных странах

    Контроль – важнейший элемент процесса управления любой социально-экономической системой. Все сложные искусственные системы, к которым относится и система налогообложения, всегда стремятся выйти из-под контроля по тем или иным объективным или субъективным причинам. Этим тенденциям противостоит сила управления и, прежде всего такой его элемент, как контроль. Вследствие этого эффективность управления во многом определяется тем, как налажена система контроля. Главный смысл контроля – это систематическая деятельность, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному результату.

    Функция налогового контроля была предусмотрена в российской системе налогообложения с начала ее действия. Государственный налоговый контроль возложен на налоговые органы. Это направление работы является для них приоритетным. На налоговые органы возложена обязанность по организации и проведению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ. При осуществлении налогового контроля проверяется не работа учреждений, предприятий, организаций, а исполнение ими правовых предписаний.

    Выделяют три вида контроля : общий, ведомственный и специализированный, касающийся определенной сферы деятельности.

    В соответствии со ст. 82 НК, налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в следующих формах: проведение налоговых проверок; получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода и в других формах, предусмотренных законодательством. Весь набор контрольных действий ориентирован на обеспечение полной собираемости налогов и сборов, поскольку выполнение каждым налогоплательщиком своих налоговых обязательств – необходимое и достаточное условие выполнения бюджетно-налоговых обязательств. Налоговый контроль осуществля-ется в разрезе отдельных налогов, групп налогоплательщиков, территорий, то есть охватывает всю систему налогообложения. Главная задача налогового контроля – обеспечение экономической безопасности государства.

    Формы налогового контроля подразделяются в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников получения информации (документальный и фактический) (рис. 2).

    Рис. 2. Виды налогового контроля

    Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками.

    Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам.

    Документальный контроль – это проверка, при которой содержание проверяемого объекта или его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах.

    Фактический контроль – это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания.

    В целом, эффективность налогового контроля во многом зависит от методического качества налоговых законов. Чем сложнее, запутаннее, противоречивее налоговое законодательство, тем труднее осуществлять налоговый контроль.

    Среди различных элементов, участвующих в составлении процедур налогового контроля, можно выделить следующее:

    Более или менее благоприятная общественная и администра-тивная среда:

    1. Сознание гражданского долга населением. Одна из главных целей любого налогового ведомства состоит в том, чтобы улучшать соблюдение закона и бороться против подлога и уклонения от налогов. Понятие соблюдения закона и налоговых обязательств налогоплательщиком, часто употребляемого английским словом «compliance», невозможно точно определить, каков бы ни был метод, использованный для оценки (общий подход, начиная с национальных счетов, отраслевых анализов, исчерпывающих проверок деклараций, результаты которых обобщены в целых категориях налогоплательщиков).

    2. Идентификация налогоплательщиков. Налоговые ведомства располагают одним национальным номером идентификации налогоплательщиков:

    Испания и Швеция - единственный национальный номер идентификации для общего характера налогоплательщиков;

    Канада - Нидерланды – Италия - номер, специфический для частных лиц, и другой номер для юридических лиц;

    США - использует номер, изначально созданный в обществен-ных целях;

    Франция - так же, как и в США, номер для частных лиц и номер, специфический для юридических лиц.

    Определение номера важно для налоговых ведомств, так как оно позволит, с одной стороны, благоприятствовать эффективности услуг, предназначенных для потребителей и, таким образом, улучшить отношения между администрацией и налогоплательщиками. С другой стороны, способствовать тому, чтобы улучшать налоговую проверку только по документам налогоплательщика, для подъема неплатежеспособных, для управления информацией по проверке сведений.

    3. Механизмы взимания налога как средства предотвращения подлога. Почти во всех европейских странах применяются методы взимания налога у источника дохода (в основном на доходы с заработной платы и на вложение капитала), так же как механизмы периодических платежей или предварительной выплаты.

    Эти методы гарантируют большую долю налоговых сборов. Таким образом, в Германии они представляют 34 % налоговых сборов, 32 % в Ирландии, 42 % в Великобритании.

    Это также упрощает обязанности потребителей и освобождает налоговое ведомство от некоторого контроля на уровне получателей, перенося его в платежные ведомства, которые обязывает осуществлять более частое и более цельное наблюдение за декларантами.

    4. Случайное общение и сбор информации. По окладам и зарплатам налоговые ведомства собирают информацию, предоставленную служащими и сообщенную работниками, и это не зависит от способа налогообложения, то есть от удержания налогов у источника доходов или от спонтанных деклараций налогопла-тельщиков.

    Налоговые ведомства хранят также информацию, предоставлен-ную спонтанно другими службами: финансовыми органами, страхо-выми компаниями, социальными органами.

    Организация контроля:

    1. Административная централизация как направление эффективности контроля. В большинстве стран тенденция к созданию центра или делокализованного агентства становится общепринятой, за исключением Германии и Швеции. Канада приняла эту систему в конце 1999 г. (ADCR), а Италия в 2002 г. (AE). Сильная централизация существует параллельно именно в вопросе сбора деклараций и управления средствами платежа, принудительного взыскания и контроля больших предприятий.

    2. Политика программирования налоговой проверки. Именно главные управления определяют политику налоговой проверки на уровне кабинетов министров и главных управлений. На двухлетний или трехлетний период политика налоговой проверки указывает общие направления, фиксируя первостепенные, количественные и качественные цели.

    Ввиду федеральной организации Германии, политика контроля в этой стране определена на уровне Федеральных Земель, даже если Бундестаг вмешивается в работу местных структур для проверки больших предприятий, и старается согласовывать частоту проверок категориями налогоплательщиков и географическое распределение средств.

    Деятельность планирования контроля остается широко централизованной в странах юга (Италия, Испания), так же как в Японии. Она рассредоточена больше в других странах, которые работают с группами налогоплательщиков, таких как США, Великобритания, Швеция, Нидерланды.

    3. Осуществление контроля. В основном контроль осуществля-ется структурами, имеющими различные организационные террито-риальные уровни (местные, департаментские или региональные) как во Франции. Их компетенция чаще всего определяется географическими критериями и оборотом предприятий, которые надо проверять. Существуют национальные или федеральные структуры контроля в некоторых странах, как, например, в Германии, Испании, Италии, Великобритании. Другие страны, как Канада, Нидерланды, США, Ирландия, имеют оперативные управления, организованные по группам налогоплательщиков в национальном масштабе, но внедренные на региональном уровне.

    Полномочия органов контроля:

    1. Право на получение информации. Налоговая администрация может потребовать от любого лица предоставления любой справки, или подготовки любого документа, относящегося к налоговому законодательству. Сведения, собранные в этом случае, могут быть использованы для налогообложения и проверки любых услуг, либо физического или юридического лица, или третьей стороной
    этого лица.

    Использование права на получение информации не должно позволить никоим образом осуществлять критический анализ бухгалтерского учета. Операции сбора информации должны иметь точечный характер и ограничиваться выпиской бухгалтерских бумаг или копией с документов. Такое определение права часто не эквивалентно в различных странах. В Германии, Испании, в Великобритании использование этого права ограничено.

    Практику права на получение информации в различных странах можно кратко изложить в таблице 2.

    Таблица 2

    Права на получение информации в различных странах

    Страна Право сообщения (связи)
    Германия Практика права не предусмотрена специальными документами
    Канада Право существует как по отношению к налогоплательщикам, так и в отношении третьих сторон
    Испания Право не является предметом регламентации, но администрация может осуществлять, тем не менее, это право.
    США У права есть широкая область применения как ко всем налогоплательщикам, так и к третьим сторонам без ограничения. Документы должны храниться в зависимости от полезности для учреждения налогообложения. В случае отказа может быть осуществлено требование осуществить платеж.
    Франция Право используется очень широко и касается как самого налогоплательщика, так и третьей стороны.
    Ирландия Не имеется ясного различия между правом на получение информации и правом проверки. Право рассматривать бухгалтерские документы и согласие налогоплательщика являются общими для обеих процедур. Можно это рассматривать как обычный контроль, который осуществляется без разрешения высших налоговых органов.
    Италия Право позволяет администрации собрать у третьих лиц информацию о налогоплательщике. Это право осуществляется отправлением запроса.
    Япония Право существует в отношении должников и осуществляется в письменном виде.
    Нидерланды Право довольно широко используется и позволяет получить информацию как от налогоплательщика, так и от третьих сторон.
    Великобрита-ния Право ограничено. Оно возможно по отношению к третьим сторонам, но у администрации нет никакого способа принуждения. Налогоплательщик имеет даже возможность просить у «независимого уполномоченного», чтобы расследование, объектом которого он является, было остановлено. В этом случае контролер должен получить разрешение уполномоченного при условии разоблачения. Что касается таможни, то право по отношению к третьей стороне касается только предприятий, зарегистрированных для НДС. Администрация должна просить разрешения судьи для получения информации, если доказательство превышает 1,6 млн.евро.
    Швеция Возможность спрашивать у налогоплательщика, который считается должником, любые необходимые сведения. Право на получение информации может осуществляться у третьей стороны только в письменной форме и виде требования.

    2. Право проверки. Право проверки можно определить как возможность для администрации проверять существование и точность заявленных элементов, начиная с бухгалтерских данных и уточняющих документов, хранящиеся налогоплательщиком. Между тем способы, распространение, срок, момент, даже цель контроля имеют различную практику:

    Процедура, специфичная для контроля физических лиц не обобщена, даже если методы контроля над доходами широко распространены (баланс, свободные оборотные средства, баланс наличных);

    Некоторые страны не применяют контроля на месте (Великобритания);

    Одно из главных различий между странами касается неожиданного характера проведения проверки. В Германии, Испании, Италии право проверки осуществляется неожиданно, в то время как в других странах, во Франции например, начало проверки без предварительного уведомления налогоплательщика способно свести всю процедуру на нет;

    Большинство стран предусматривают обязательное сотрудничество с проверяемым налогоплательщиком;

    Отсутствует ограничение срока контроля на месте для Германии, Канады, США, Нидерландов, Японии, Швеции;

    Срок оговаривается в случае мошеннического поведения, способного быть прерванным отправлением уведомления о проверке.

    3. Право визита и конфискации. Эта процедура – является процедурой неожиданного контроля, проводимая специали-зированными агентами. Также обыски осуществляются по просьбе налоговых органов при наличии разрешения судебной власти агентами администрации, которые должны проникнуть в торговые и частные помещения. Во время обыска агенты соберут информацию и документы, способные доказать рассматриваемое мошенничество: тайная деятельность; сокрытие доходов; фиктивная деятельность и передача доходов; подлог в налоговой льготе; мошенничество с европейскими субсидиями.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое налоговая система?

    2. Из каких элементов состоит налоговая система РФ?

    3. Что включает в себя система налогов и сборов РФ?

    4. Что такое налоговые правоотношения?

    5. Кто такие участники налоговых правоотношений?

    6. Какова история развития налогообложения в России?

    7. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Франции?

    8. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Германии?

    9. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Канады?

    10. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Китая?

    Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу посредством налогового планирования, налогового законодательства, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

    В качестве регуляторов используются элементы налоговой системы, под которыми понимаются определяемые законодательными актами государства основы построения и организации взимания налогов. К ним относятся: объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, единицы обложения, ставки, льготы, санкции, виды налогов, их структура, сроки взимания, способы внесения, методы исчисления и т.д.

    В комплексе они составляют тот налоговый механизм, использование которого позволяет государству активно влиять на производство, потребление, обмен, перераспределение ресурсов, спрос и предложение товаров, накопление, инвестирование, ценообразование, инфляцию, ресурсосбережение, экологию, научно-технический прогресс, структурные преобразования экономики, внешнеэкономические связи, социальную сферу, жизненный уровень населения, формирование государственного бюджета и на другие стороны хозяйственной и личной жизни.

    Разработка налогового механизма входит в число наиболее сложных задач, успешное решение которых является фактором, влияющим на экономический прогресс и рост благосостояния общества.

    При переходе государства к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:

    1) налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятию изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующие функции налогов. В целях воздействия на расширение налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть, налоговая система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой;


    2) посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;

    3) через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания. Этому же способствует предоставление возможности использования инвестиционного налогового кредита;

    4) налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;

    5) налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;

    6) налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса;

    7) налоговыми методами повышается ответственность и заинтересованность юридических и физических лиц в охране окружающей среды от загрязнений промышленными отходами;

    8) налоговая система стимулирует приток иностранного капитала путем предоставления льгот для совместных и иностранных предприятий, выпускающих нужную обществу продукцию, увеличивающих экспортный потенциал государства.

    Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности и реальности экономической политики, проводимой государством.

    Формами налогового регулирования являются прямое и косвенное налогообложение.

    Методы налогового регулирования представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и экономику государства в целом посредством таких инструментов как

    Налоговые ставки,

    Налоговые льготы,

    Налоговые санкции,

    Декларирование доходов,

    Специальные налоговые режимы,

    Налоговые преференции,

    Налоговые каникулы,

    Изъятия,

    Налоговые кредиты и т. д.

    Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пеней; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

    Налоговая пеня - штрафная санкция, налагаемая компетентными органами, за неуплату или неполную уплату налога, определяемая в виде процента от суммы налога, подлежащего уплате в соответствии с законодательством.

    Налоговый кредит - налоговая льгота, направленная на изменение срока исполнения налогового обязательства; или на снижение налоговой ставки или окладной суммы; или на возврат ранее уплаченного налога (налоговая амнистия); или на зачет ранее уплаченного налога; или на замену уплаты налога натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

    Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Инвестиционный налоговый кредит - форма изменения срока уплаты налога и сбора, при которой предприятию предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

    Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

    Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

    Принципы:

    1) Принцип законности налогообложения (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы)

    2) Принцип всеобщности налогообложения (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

    3) Принцип равенства налогообложения (плательщики определенного налога или сбора должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях)

    4) Принцип справедливости налогообложения (при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика, к уплате налога)

    5) Принцип взимания налогов в публичных целях (налоги и сборы устанавливаются и взимаются для финансового обеспечения деятельности публичной власти (органов государственной власти и местного самоуправления))

    6) Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре (по закону)

    7) Принцип экономического основания налогов (сборов) (Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание)

    8) Принцип определенности налоговой обязанности (акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить)

    9) Принцип единства экономического пространства и единства налоговой политики (не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РБ товаров (работ, услуг) или денежных средств.)

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Налоговое правонарушение и его состав. Общее понятие, объект налогового правонарушения. Субъекты налоговых правонарушений. Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Ответственность за налоговые правонарушения.

      курсовая работа , добавлен 19.08.2007

      Сущность налогов, классификация и функции. Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория. Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм. Сравнительный анализ принципов налогообложения российских и западных предпринимателей.

      курсовая работа , добавлен 16.11.2010

      Достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов как одна из главных проблем в области налогообложения. Снижение налоговых ставок при налоговом планировании, виды налогов. Система налогообложения для корпоративного сектора бизнеса.

      реферат , добавлен 19.12.2009

      Налоги как обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц, анализ функций: фискальная, регулирующая. Знакомство с особенностями налогообложения предприятий. Рассмотрение видов ответственности за налоговые правонарушения.

      курсовая работа , добавлен 28.01.2014

      Система налогообложения в Российской Федерации и принципы ее построения. Налоговое законодательство как фактор развития предпринимательской деятельности. Анализ развития малого и среднего бизнеса. Специальные налоговые режимы, используемые на предприятии.

      курсовая работа , добавлен 15.08.2011

      Сущность и функции налогов. Этапы развития налогообложения. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала. Мониторинг эффективности налоговых льгот. Оценка деятельности Управления федеральной налоговой службы.

      курсовая работа , добавлен 08.04.2015

      Сущность, функции и принципы налогообложения. Налоговое регулирование экономики и социальной сферы. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь. Виды ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

      реферат , добавлен 18.01.2012

      Финансирование инвестиционной деятельности. Основные принципы инвестиционной политики. Источники капитальных вложений. Формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора.

      НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

      Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

      Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: 1. отсрочка налогового платежа ,представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности 2. инвестиционный налоговый кредит, представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований.

      3. налоговые каникулы , предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги

      4. налоговая амнистия , называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. 5. налоговые вычеты , могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. 6. выбор и установление налоговых ставок , является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания 7. международные договоры об избежании двойного налогообложения -направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов.

      13.Классификация налогов

      I. Финансово-экономический признак.

      1. По способу изъятия:

      Прямые;- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

      2. По переложению налогового бремени:

      Перелагаемые (косвенные);- неперелагаемые (прямые).

      3. По способу обложения:

      Налоги с ЮЛ;- налоги с ФЛ.- общие налоги.

      4. По объекту обложения:

      Имущественные;- рентные;- с выручки;

      Налоги на потребление.

      5. По единице налогообложения:

      Экономические налоги;- расчетные.

      6. По налоговым ставкам:

      Прогрессивные;- регрессивные;- пропорциональные;- твердые;- кратные МРОТ.

      7. По сфере функционирования:

      Общеобязательные;- специальные.

      8. По целевой направленности:

      Абстрактные;- конкретные.

      9. По способу выражения:

      Налично-денежные;- безналичные.

      10. По общему признаку налогового источника:

      Налоги на доходы;- налоги на расходы;

      11. По источнику уплаты:

      Индивидуальные;- включаемые в себестоимость;

      За счет балансовой прибыли;- за счет чистой прибыли;

      С выручки.

      12. По способу обложения и взимания:

      Кадастровые;- декларационные;- у источника.

      II. Административно-правовой признак.

      По праву использования платежей:

      Собственные;- регулирующие.

      2. По структурно-административному признаку:

      Федеральные;- региональные;- местные.

      3. По способу перечисления:

      Автоматически;- самостоятельно;- по поручению.

      III. Пространственно-временной признак.

      По периодичности:

      Срочные;- регулярные.

      2. По времени и месту взимания:

      У источника дохода;- у владельца собственника дохода;

      При расходовании средств.