История России. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников. Программа вступительных испытаний по истории Пособие по истории для поступающих

Текущая страница: 1 (всего у книги 43 страниц) [доступный отрывок для чтения: 24 страниц]

М.Н.Зуев
История России

Научно-методическим советом по истории Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей

Зуев Михаил Николаевич – кандидат исторических наук, профессор

Рецензенты :

В. Ф. Ершов – доктор исторических наук, профессор кафедры истории Московского государственного университета сервиса;

А. А. Улунян – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

Предисловие

В настоящем учебнике с учетом современного уровня развития исторической науки в сжатой форме излагаются основные события и связанные с ними проблемы истории России с древнейших времен до наших дней.

Данный учебный курс по отечественной истории предназначен в первую очередь для студентов высших учебных заведений негуманитарного профиля, т. е. естественных и технических вузов, а также соответствующих факультетов университетов, в которых в рамках общемировоззренческой и гуманитарной подготовки на изучение курса «История Отечества» отводится всего лишь один семестр.

Свою главную задачу автор видел прежде всего в том, чтобы студенты негуманитарных вузов могли получить необходимый объем систематизированных знаний, расширив базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе, об особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и населяющими его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Эта задача и обусловила всю интегрированную структуру данного учебника, которая определяет основные этапы эволюции государственности нашего отечества: от образования Древней Руси и развития Московского государства к становлению Российской империи, созданию СССР и, наконец, формированию обновленной российской государственности – Российской Федерации.

Помимо этого, в конце книги представлены краткая хроника основных исторических событий, генеалогические таблицы правящих династий Рюриковичей и Романовых, партийно-политическое руководство Советского государства и нынешнее высшее руководство исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, а также иерархи Русской православной церкви.

Введение

Знания о Великом Прошлом своего Отечества являются важнейшей неотъемлемой частью формирования целостного мировоззрения современного образованного человека во всем цивилизованном мире, вступившем в третье тысячелетие новой эры. Без познания основных этапов и закономерностей становления и развития Российского государства невозможно составить объективное, основанное на конкретных фактах представление о давно прошедших эпохах и современных стремительно меняющихся событиях, которые несут в себе определенные объективные типологические черты отдаленного прошлого нашего Отечества, уходящие своими корнями в его тысячелетнюю историю. Более того, без знания отечественной истории нельзя понять и представить основные тенденции дальнейших изменений в жизни нашего государства и общества.

Прошлое каждого народа уникально. Исторические судьбы народов и государств складываются под воздействием ряда объективных и субъективных факторов, определяющих специфику и особый тип цивилизационного, общественно-государственного развития. На различных этапах пройденного Российским государством исторического пути то одни факторы выступали в качестве основных компонентов государствостроения, то другие занимали их место, становясь в конкретный период первостепенными. В числе важнейших географических и геополитических факторов в первую очередь следует назвать наличие обширных и малозаселенных пространств Великой Русской равнины. Эта территория, не прерываемая ни морями, ни горными кряжами, с естественными географическими рубежами стала подлинным этнополитическим и хозяйственным центром при формировании российской цивилизации. Сходные природно-климатические условия Русской равнины, особенно на ранних стадиях развития общества, сближали племена, принадлежащие к разным языковым группам и культурам, что обусловило формирование близкого по укладу хозяйства.

Другим фактором, повлиявшим на формирование Древнерусской державы, являлась открытость границ, что в древности делало территорию нашего Отечества местом, по которому проходили волны миграций, перемещения воинственных орд кочевых племен. Это служило причиной постоянной угрозы военных вторжений в Русские земли, которые были добычей для завоевателей как с Востока, так и, позднее, с Запада. Одновременно обширные пространства давали населению возможность отступать в глубь территории, спасаясь от иноземных захватчиков. Частые войны требовали от населявших Восточно-Европейскую равнину народов колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности, материальных затрат и мобилизации людских ресурсов. Все это предопределило особую роль в российской истории государства как организующего начала необходимости сильной централизованной власти, формированию традиций защиты Отечества, а также повлияло на особенности системы управления малосвязанными друг с другом территориями.

Еще одной важной особенностью географического положения нашего Отечества являлось и то, что Русские земли были отрезаны от морей, т. е. от мировой морской торговли, что стало причиной их слабой связи с традиционными центрами мировой цивилизации. Отдаленность от выгодных торговых путей, пролегавших через Мировой океан, порождала необходимость поиска выхода к морям как условия для социально-экономического и культурного развития страны.

Наряду с указанными неблагоприятными факторами, на историческую судьбу России благотворное влияние оказало наличие развитой речной системы. Реки являлись важнейшими путями сообщения, сближавшими и соединявшими между собой различные регионы на бескрайних российских просторах. Более того, именно великий водный путь «из варяг в греки» стал одним из главных факторов при формировании основ российской государственности.

Огромное влияние на судьбу нашего Отечества оказало наличие колоссальных незаселенных территорий, создавших условия для оттока земледельческого населения из европейской части России на новые места. Выдающиеся русские историки XIX в. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский считали, что процесс колонизации в России является важнейшим фактором ее истории. Нехватка пахотных земель в европейском центре страны и огромные слабозаселенные пространства в других регионах вынуждали государство, с одной стороны, прикреплять население к земле в центральных частях (что и обусловило значительно более длительный период крепостничества в России, чем в других странах), а с другой стороны, поощрять его отток на новые территории, расширяя тем самым государственные пределы за счет мирной колонизации, подразумевавшей освоение и вовлечение в общие этнокультурные и хозяйственные процессы ранее слабо заселенные и экономически неразвитые районы Сибири и Дальнего Востока.

В процессе эволюции российской государственности происходило образование уникального конгломерата народов и их культур, исторические судьбы которых оказались теснейшим образом переплетены с судьбой России, что позволяет видеть в ней некую модель микромира, представляющую удивительный феномен общерусской культуры. В ней сконцентрировались и преобразовались государственно-правовые, социально-экономические, бытовые, религиозные и иные традиции самых разных народов, цивилизаций и культур.

Важная особенность исторического развития России заключается и в том, что для нашего Отечества одновременно характерны и европейские, и азиатские культурно-исторические традиции. В течение многих столетий Россия остается крупнейшей евразийской державой, в которой тесно переплетаются влияния Востока и Запада. Именно это определило стремление России выработать свой собственный, самобытный путь цивилизационного развития.

Огромное влияние на ход российской истории оказала религия, которая послужила мощным катализатором процесса государствообразования. Особая роль в этом принадлежит Крещению Руси – принятию христианства в его греко-православном варианте в конце X в. Православие позволило воспринять культурные традиции цивилизаций Древней Греции, Рима и Византии. В то же время новая религия вобрала в себя самобытность языческой Руси. Впоследствии на Русские земли значительное воздействие оказала исламская культура, привнесенная в результате двухсотлетнего ордынского владычества. Развитие связей Российского государства с Западной Европой с конца XV в. обусловило также серьезное влияние католицизма и протестантизма. Помимо этого в духовно-религиозном сознании многонациональной российской цивилизации присутствуют также элементы еще двух других религий – иудаизма и буддизма.

Наконец, значительную роль в исторической эволюции России играют особенности национального сознания россиян, специфика их мировосприятия (ментальность), а также укоренившиеся традиции социальной организации: отсутствие жесткой структурированности общества и не-разделенность (в отличие от Запада) интересов государства и личности – соборность. Вместе с тем это не означает отсутствия корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тех, которые тесно связаны с обслуживанием институтов государственной власти и управления. Все перечисленные факторы сыграли важную роль в процессе формирования и развития Российской державы как неповторимой цивилизационной и этнокультурной общности, ее национально-государственного устройства и эволюции исторических форм и типов российской государственности.

* * *

Понятие «история» возникло в глубокой древности. В переводе с древнегреческого оно означает «рассказ, повествование о прошедшем». В эпоху античности, примерно в I тыс. до н. э., начинают формироваться представления о прошлом как относительно самостоятельной области человеческих знаний. «Отцом истории» принято считать древнегреческого писателя-историка Геродота, которому принадлежит первое описание жизни скифов, обитавших в степях Северного Причерноморья. Его современник Фукидид создал восьмитомный труд по истории Пелопонесской войны. В сочинениях еще одного древнегреческого ученого Полибия появляется уже понятие всемирной истории. Называя свою «Историю» прагматической (от «pragma» – дело) и понимая под этим изложение произошедших политических и военных событий, Полибий считал историю наставницей жизни, а главную задачу историка видел в объяснении событий в их взаимосвязи. Как и другие историки древности, он придавал большое значение деятельности отдельных исторических личностей. Существенное значение для развития античной историографии имели также сочинения Тита Ливия, Тацита, Плутарха, Аппиана и др.

Таким образом, исторические знания изначально представляли собой основу мировоззрения, без которого было бы невозможно постичь закономерности развития окружающего мира и человеческой личности в нем.

Постепенно формировались представления об истории народов и государств как циклическом чередовании взаимосвязанных событий. Еще в Древней Греции и Древнем Риме получила признание идея вечного изменения в природе и обществе, было обращено внимание на последовательную смену форм государственного устройства, хозяйственных укладов, нравов и обычаев. В то же время в восточной философии история трактовалась как бесконечная цепь трансформаций человеческой сущности в границах того или иного божественного, космического и социального единения. С распространением христианства в библейской традиции сложились представления об истории как универсальном процессе, ограниченном человеческим бытием в земном мире и продолжающемся спасением души в царствии небесном.

В эпоху европейского Просвещения достижения рационалистической философии позволили определить историю человечества как безграничный процесс познания, а к середине XIX в. это понимание истории расширилось гегельянским определением эволюционизма как прогресса абсолютного духа в осознании свободы. В этот же период крупнейшие представители «государственной школы» российской историографии, прежде всего С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин, в своих исследованиях уделяли особое внимание роли личности в истории. Так, выдающийся историк России С.М. Соловьев отмечал: «Для истории нет возможности иметь дело с народными массами, она имеет дело только с представителями народа … когда народные массы приходят в движение… на первом плане являются вожди, с которыми история преимущественно и должна иметь дело». Видный отечественный историк второй половины XIX в. К.Н. Бестужев-Рюмин указывал на необходимость изучения исторического процесса в масштабе всего человечества. Он писал: «Всеобщая история только тогда станет в полном смысле всеобщей, когда она будет обнимать все народы, не пренебрегая и теми, которые почему-либо не успели развиться».

Уже на рубеже ХХ в. прочно сформировалось представление о неоднозначности и неодномерности познания исторического процесса и самого объекта исторического исследования лишь посредством какой-либо детерминируемой историко-философской системы (например, марксистской абсолютизации эволюции материальной культуры и технологий, определяющей общественное и духовное развитие общества в форме закономерных смен общественно-экономических формаций). Видный социолог и публицист Н.Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, согласно которой всемирной всеобъемлющей истории существовать не может, а в истории человечества выделяются обособленные, локальные культурно-исторические типы (цивилизации), которые находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой; и так же как биологические виды, они проходят предопределенные стадии становления, старения и неизбежного распада. Эта концепция «морфологизма» истории, совмещенная с ницшеанством, в дальнейшем была развита германским философом О. Шпенглером в знаменитой работе «Закат Европы». Он доказывал, что единой общечеловеческой культуры быть не может, а каждому культурному социуму заранее определен срок (около 1 тыс. лет), зависящий от внутреннего цикла жизни. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, которая является противоположностью культуры и ее заключительной стадией. С одной стороны, цивилизация – это эквивалент мертвой «протяженности» и бездушного «интеллекта» (технологической революции), а с другой – она порождает «массовое общество» безликих потребителей. Согласно О. Шпенглеру переход от культуры к цивилизации означает переход от творчества к бесплодию.

Сходную теорию исторического процесса в середине XX в. выдвинул и известный английский социолог и историк А. Тойнби, который известен как автор 12-ти томного «Исследования истории». В этом труде он стремился переосмыслить все общественно-историческое развитие человечества с точки зрения круговорота локальных цивилизаций. По его мнению, единой истории человечества не существует, а есть лишь история отдельных замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте он насчитывал 21 цивилизацию, а затем сократил это количество до 13). Каждая цивилизация в своем развитии проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место новой. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, А. Тойнби пытался вывести некие закономерности социально-политического бытия, позволяющие предвидеть в том числе и глобальные события в современном мире. В дальнейшем, во второй половине XX в., цивилиза-ционный подход при анализе истории человечества был реализован в крайне интересных, но одновременно и спорных работах таких абсолютно разных ученых-мыслителей, как отечественного этнографа, историка и публициста Л.Н. Гумилева, выдвинувшего и развившего теорию этногенеза (происхождения и развития) народов и их пассионарности в тесной взаимосвязи с состоянием биосферы нашей планеты, и американского исследователя-политолога С. Хантингтона, вычленившего главные конфликтогенные корни современных цивилизационных разломов в четырех мировых религиях: конфуцианстве, буддизме, мусульманстве и христианстве. Наконец, следует отметить концептуальные взгляды нашего современника – английского историка и политолога П. Кеннеди, обосновавшего цивилизационную парадигму трансформаций исторического развития человечества на основе сравнительного изучения экономического потенциала и военно-политической мощи мировых держав.

Одновременно в середине ХХ в. видный представитель французской «школы анналов», историк и историософ М. Блок дал весьма емкое определение истории как «науки о людях во времени». А его британский коллега и современник Р. Дж. Коллингвуд, стремясь установить связь между философскими и историческими исследованиями, доказывал, что эти науки имеют общий предмет – исторически развивающееся человеческое мышление (ментальность), которое историк изучает, анализируя факты духовной и материальной культуры, а философ исследует и обобщает данные самосознания и внутренней рефлексии.

* * *

Историческая наука в современном ее понимании – как исследовательское направление и учебная дисциплина – в целом сложилась еще в эпоху рационализма в XVII – начале XVIII в. В настоящее время она традиционно разделяется на всеобщую, или всемирную, историю, в рамках которой изучается происхождение человека и его развитие, а также историю отдельных стран, народов, цивилизаций с древнейших времен до наших дней, включая и отечественную, т. е. российскую историю.

История России это одновременно научная и учебная дисциплина, в рамках которой изучается многогранный процесс становления и развития ынашего Отечества с древнейших времен до наших дней, складывание его многонационального народа и формирование основных государственных и общественных институтов.

В структуре исторических знаний выделяется несколько относительно самостоятельных направлений, без которых невозможно представить себе эту науку в целом. К таковым прежде всего относится источниковедение , которое разрабатывает теорию, методику, способы изучения и использования исторических источников. В рамках источниковедения получили развитие вспомогательные, или специальные, исторические дисциплины: палеография , изучающая памятники письменности по их внешним особенностям, генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семей, геральдика – наука о гербах, сфрагистика – наука о печатях, нумизматика – наука о монетах и истории их чеканки, историческая хронология , изучающая системы летосчисления и календари, историческая география и историческая топонимика , а также другие дисциплины, без которых невозможно представить себе познание прошлого. К одной из традиционных исторических наук относится археология – наука, изучающая историю общества по вещественным памятникам, материальным остаткам жизни и деятельности людей, орудиям труда, предметам домашнего обихода и т. д.

Важнейшей исторической дисциплиной, без сомнения, является историография , изучающая развитие исторических знаний и исторической науки в целом. Благодаря творческому наследию российской историографии, представленному трудами таких выдающихся историков, работавших в XVIII и XIX вв., как В.Н. Татищев и М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, М.П. Погодин и Н.Г. Устрялов, Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин, И.Е. Забелин и С.М. Соловьев, Н.П. Павлов-Сильванский и В.О. Ключевский, Н.И. Кареев и П.Н. Милюков, был накоплен удивительно насыщенный фактографией и методически структурированный колоссальный исторический материал, до сих пор являющийся основой для изучения истории России.

В золотой фонд отечественной исторической науки весомый вклад внесли и такие видные историки XX в., как С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, М.Н. Покровский, Ю.В. Готье, Е.В. Тарле, В.И. Пичета, Б.Д. Греков, Н.М. Дружинин, М.Н. Тихомиров, М.В. Нечкина, А.В. Арциховский, П.А. Зайончковский, И.Д. Ковальченко, А.А. Зимин, Л.Н. Гумилев, а также ряд других известных ученых, сформировавших целые направления и школы отечественной историографии. Без их трудов было бы невозможно представить себе богатейшую палитру нынешней отечественной истории. Современная российская историческая наука является достойным продолжением блестящих традиций корифеев отечественной историографии.

В ряде глав учебника, особенно при изложении проблем внешней политики и участия России в войнах и вооруженных конфликтах в XVIII и XIX вв., в необходимых случаях указываются две даты: первая из которых дается по юлианскому календарю, введенному Петром Великим в России с 1700 г. и действовавшему до февраля 1918 г., а вторая (в скобках) – по григорианскому календарю (согласно реформе Папы Римского Григория XIII), принятому а Западной Европе с 1582 г. Разница между двумя календарями составляет для XVII в. – 10 дней, XVIII в. – 11, XIX в. – 12, а для XX и XXI вв. – 13 дней. Юлианский календарь до сих пор является официальным летоисчислением Русской православной церкви.

Название: История России. Краткий курс для поступающих в ВУЗы.

Учебное пособие полностью соответствует программе вступительных экзаменов по истории в высшие учебные заведения и предназначено для быстрой и эффективной подготовки к экзамену. В нем излагается история России с древнейших времен до начала XXI в. Большую помощь при подготовке к экзамену окажет Словарь исторических терминов и понятий.
Материал пособия можно использовать и при подготовке к школьному устному экзамену по истории, к сдаче Единого государственного экзамена, а также для дополнительных занятий.
Для абитуриентов ВУЗв, а также для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, средних специальных учебных заведений.

Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Лскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика - Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н. э.
К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными- балты, юго-восточными - хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.

СОДЕРЖАНИЕ
Древняя Русь в XI - начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность 6
Крещение Руси и его значение 12
Политическая раздробленность Руси в XII-XIII вв.: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве...; 15
Древнерусская культура X - начала XIII в 20
XIII в. ь истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада 26
Куликовская битва и се историческое значение 30
Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого РОССИЙСКОГО государства в XIV-XV вв 34
Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики. Опричнина 40
Основные направления внешней политики и расширение территории Российского государства в XV-XVI вп 45
Культура И духовная жизнь Руси п XIV-XVI ив 49
России в конце XVI - начале XVII в. Смутное время него последствия 54
Россия в XVII в.: новое в социально-экономическом и политическом развитии 60
Народные движения XVII в. Церковный раскол 63
Преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия 68
Дворцовые перевороты в России в XVIII в 73
Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм 77
Внешняя политика Российской империи в XVIII в.: задачи, основные направления, итоги 81
Культура и общественная мысль России в XVIII в 85
Основные направления и итоги внутренней политики Александра 1 90
Отечественная война 1812 г. Заграничный поход 96
Декабристы: идейные предпосылки «декабризма», система взглядов, тактика действий 101
Основные направления и итоги внутренней и внешней политики Николая I 106
Общественные движения п России в 1830-1850-е гт 111
Развитие культуры, науки и техники в России в первой половине XIX в 115
Реформы I860-1870-х гг.: содержание, итоги, последствия 119
Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы 124
Изменение положения сословие, социальных групп в России во второй половине XIX в 128
Внешняя политика России во второй половине XIX в,: основные направления 131
Народничество: от «хождения в народ» к террору «Народной воли» 136
Художественная культура И духовная жизнь России во второй половине XIX в 140
Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в 145
Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение 150
Реформы П.А.Столыпина. Направления, итога и значение аграрной реформы 157
Участие России в Первой мировой воине: причины, роль Восточного фронта, поошлявш 161
Особенности развития художественной культуры России и начале XX в. и ее мкла и мирои)к культуру 166
Революционный процесс в России.: февраль, октябрь 170
Гражданская война в России: причины, этапы, участники, итоги 177
Новая экономическая политика: причины промявши, мероприятия, итоги 182
Образование СССР: предпосылки, причины, принципы создания Союза 186
Политика индустриализации в СССР: методы, результаты, цена проведения 189
Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги и последствия 192
Основные направления внешней политики СССР в 1920-1930-е гг 196
Великая Отечественная война: начало, основные события 1941-1942 гг., их значение 201
Коренной перелом п ходе Великой Отечественной Войны: основные сражения, роль тыла, значение 208
Завершающие этапы Великой Отечественной воины и Второй мировой войны: основные сражения, поражение
и капитуляция гитлеровской Германии и Японии, причины и значение победы стран антигитлеровской коалиции 213
СССР в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.) 216
Период «оттепели» о СССР: проблемы социально-экономического развития 222
Внешняя политика СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг.: доктрины и практика 227
СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг.: характерные черты общественно-политического и экономического развития 230
Духовная и культурная жизнь в СССР в 1950-1980-е гг,: тенденции развития: основные явления и события, деятели культуры 235
Внешняя политика СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг.: доктрины и практика 239
Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги 243
Распад СССР: причины, ходи последствия 249
Формирование новой российской государственности в 90-е гг. XX в.:
этапы и особенности политического процесса 252
Россия в системе современных международных отношений: место, роль, основные направления внешней политики 257
Словарь 263

2-издание, дополненное.

Редакционная коллегия:

Орлов а.С., Полунов а.Ю., Шестова т.Л., Щетинов ю.А.

Настоящее пособие предназначено для абитуриентов и старшеклассников.

Книга составлена преподавателями исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с учетом требований, предъявляемых на вступительных экзаменах в вузы по истории России.

Предисловие

Настоящее пособие написано специалистами по различным периодам отечественной истории - преподавателями и аспирантами исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Пособие составлено в соответствии с современными требованиями к вступительному экзамену по истории Отечества. В книгу включены основные факты, знание которых необходимо для абитуриента. Оценка событий приводится на основе идей, разделяемых большинством ученых. В пособии учтены изменения, произошедшие в последние годы в подходе к российской истории. В то же время авторы стремились держаться максимально сбалансированных точек зрения на важнейшие события и процессы.

Пособие снабжено вспомогательными материалами, облегчающими работу абитуриента. Это хронологические и династические таблицы, списки руководителей Советского государства, схемы устройства государственных органов России и другие. В тексте выделены основные понятия и даты.

Помимо помощи абитуриенту настоящая книга может послужить ключом к более глубокому изучению истории.

В пособии кратко характеризуются наиболее важные исторические источники, знакомство с которыми позволяет, проникнуть в творческую лабораторию историка, узнать, на основании каких данных реконструируются различные эпизоды, насколько обоснованно ученые могут судить об исторических событиях и процессах.

В ряде случаев приводятся замечания историографического плана, излагаются различные мнения, существующие в науке по наиболее спорным вопросам отечественного прошлого.

Желаем вам успеха.

Авторский коллектив: Зуйков В.В. (темы I, II, V), Арапов Д.Ю. (темы III, IV), Орлов А.С. (тема VI), Моряков В.И. (темы VII-X), Левандовский А.А. (темы XI, XIX, XX), Сидоркина М.А. (тема XII), Полунов А.Ю. (темы XIII-XVIII), Щетинов Ю.А. (темы XXI-XXIII), Терещенко Ю.Я. (темы XXIV-XXXI).

Обзоры источников по истории России до 1917 г. составлены Шестовой Т.Л., с 1917 г. - Дебихиным КН.

Издатели выражают глубокую признательность за помощь в работе над этой книгой Ивану Дмитриевичу Ковальченко.

Древняя русь источники

Число письменных источников, содержащих сведения о древнейшем периоде истории славян, невелико. В основном это древнегреческие, латинские, древнееврейские, византийские, арабские сочинения.

Самым ранним источником является составленное отцом истории Геродотом (V в. до н.э.) описание Скифии и населяющих ее племен, среди которых, как считает ряд исследователей, были и предки славян. Отдельные сведения о географии и истории Восточной Европы приводятся в сочинениях Страбона (I в. до н.э. - I в.), Плиния Старшего (I в.) и других античных авторов.

Ценные сведения об общественном строе, нравах, обычаях, военном искусстве славян содержатся в трудах крупнейшего византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.).

Наиболее важными источниками русского происхождения являются летописи. Летописание велось при княжеских дворах, в монастырях, при епископских кафедрах. Политическая ориентация, характер и интересы летописца накладывали значительный отпечаток на отбор и интерпретацию фактов. Однако погодная форма записей позволила заключить в летописях богатейшую событийную информацию.

Самой известной древнерусской летописью является "Повесть временных лет", составленная, как полагают, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в.

При создании "Повести" было использовано большое количество самого разнообразного материала: древние песни, предания, библейские рассказы, византийские хроники, воспоминания очевидцев тех или иных событий, древнейшие договоры киевских князей с Византией.

Важнейшим источником по истории древнерусского права является "Русская правда", составленная при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI в.

Ценные сведения содержатся в литературных произведениях (житиях святых, поучениях, сказаниях, рассказах о путешествиях). Интересным памятником этических представлений конца XI - начала XII в. является "Поучение Владимира Мономаха".

Огромную роль в изучении древнейшего периода нашей истории играют данные археологии, этнографии, лингвистики. Важным источником эпохи Древней Руси является былинный эпос. Представить себе повседневную жизнь людей, их быт позволяют надписи на вещах, на стенах храмов (граффити) .

Особенно ценным источником являются берестяные грамоты. Основная масса их обнаружена археологами в Новгороде. Берестяные грамоты найдены также в Смоленске, Старой Руси и других городах. Среди грамот встречаются и тайные письма, и хозяйственная документация, и завещания, и даже упражнения в письме юных горожан.

Только тщательный комплексный анализ данных различных дисциплин позволяет ученым наиболее полно реконструировать далекое прошлое.

2-издание, дополненное.

Редакционная коллегия:

Орлов а.С., Полунов а.Ю., Шестова т.Л., Щетинов ю.А.

Настоящее пособие предназначено для абитуриентов и старшеклассников.

Книга составлена преподавателями исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с учетом требований, предъявляемых на вступительных экзаменах в вузы по истории России.

Предисловие

Настоящее пособие написано специалистами по различным периодам отечественной истории - преподавателями и аспирантами исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Пособие составлено в соответствии с современными требованиями к вступительному экзамену по истории Отечества. В книгу включены основные факты, знание которых необходимо для абитуриента. Оценка событий приводится на основе идей, разделяемых большинством ученых. В пособии учтены изменения, произошедшие в последние годы в подходе к российской истории. В то же время авторы стремились держаться максимально сбалансированных точек зрения на важнейшие события и процессы.

Пособие снабжено вспомогательными материалами, облегчающими работу абитуриента. Это хронологические и династические таблицы, списки руководителей Советского государства, схемы устройства государственных органов России и другие. В тексте выделены основные понятия и даты.

Помимо помощи абитуриенту настоящая книга может послужить ключом к более глубокому изучению истории.

В пособии кратко характеризуются наиболее важные исторические источники, знакомство с которыми позволяет, проникнуть в творческую лабораторию историка, узнать, на основании каких данных реконструируются различные эпизоды, насколько обоснованно ученые могут судить об исторических событиях и процессах.

В ряде случаев приводятся замечания историографического плана, излагаются различные мнения, существующие в науке по наиболее спорным вопросам отечественного прошлого.

Желаем вам успеха.

Авторский коллектив: Зуйков В.В. (темы I, II, V), Арапов Д.Ю. (темы III, IV), Орлов А.С. (тема VI), Моряков В.И. (темы VII-X), Левандовский А.А. (темы XI, XIX, XX), Сидоркина М.А. (тема XII), Полунов А.Ю. (темы XIII-XVIII), Щетинов Ю.А. (темы XXI-XXIII), Терещенко Ю.Я. (темы XXIV-XXXI).

Обзоры источников по истории России до 1917 г. составлены Шестовой Т.Л., с 1917 г. - Дебихиным КН.

Издатели выражают глубокую признательность за помощь в работе над этой книгой Ивану Дмитриевичу Ковальченко.

Древняя русь источники

Число письменных источников, содержащих сведения о древнейшем периоде истории славян, невелико. В основном это древнегреческие, латинские, древнееврейские, византийские, арабские сочинения.

Самым ранним источником является составленное отцом истории Геродотом (V в. до н.э.) описание Скифии и населяющих ее племен, среди которых, как считает ряд исследователей, были и предки славян. Отдельные сведения о географии и истории Восточной Европы приводятся в сочинениях Страбона (I в. до н.э. - I в.), Плиния Старшего (I в.) и других античных авторов.

Ценные сведения об общественном строе, нравах, обычаях, военном искусстве славян содержатся в трудах крупнейшего византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.).

Наиболее важными источниками русского происхождения являются летописи. Летописание велось при княжеских дворах, в монастырях, при епископских кафедрах. Политическая ориентация, характер и интересы летописца накладывали значительный отпечаток на отбор и интерпретацию фактов. Однако погодная форма записей позволила заключить в летописях богатейшую событийную информацию.

Самой известной древнерусской летописью является "Повесть временных лет", составленная, как полагают, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в.

При создании "Повести" было использовано большое количество самого разнообразного материала: древние песни, предания, библейские рассказы, византийские хроники, воспоминания очевидцев тех или иных событий, древнейшие договоры киевских князей с Византией.

Важнейшим источником по истории древнерусского права является "Русская правда", составленная при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI в.

Ценные сведения содержатся в литературных произведениях (житиях святых, поучениях, сказаниях, рассказах о путешествиях). Интересным памятником этических представлений конца XI - начала XII в. является "Поучение Владимира Мономаха".

Огромную роль в изучении древнейшего периода нашей истории играют данные археологии, этнографии, лингвистики. Важным источником эпохи Древней Руси является былинный эпос. Представить себе повседневную жизнь людей, их быт позволяют надписи на вещах, на стенах храмов (граффити) .

Особенно ценным источником являются берестяные грамоты. Основная масса их обнаружена археологами в Новгороде. Берестяные грамоты найдены также в Смоленске, Старой Руси и других городах. Среди грамот встречаются и тайные письма, и хозяйственная документация, и завещания, и даже упражнения в письме юных горожан.

Только тщательный комплексный анализ данных различных дисциплин позволяет ученым наиболее полно реконструировать далекое прошлое.


История Отечества с древности до конца XV в.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди на территории нашей страны . Города-государства Северного Причерноморья. Кочевые скотоводческие племена. Тюркский и Хазарский каганаты.
Восточные славяне в VI-VIII вв. : расселение, занятия, быт, верования. Родоплемеиные отношения. Взаимоотношения с соседями. Зарождение государственности: внутренние и внешние факторы. Города. Становление территориальных общин.
Формирование древнерусского государства в IX-X вв . Новгород и Киев. Норманнская теория. Древнерусские города. Ремесло. Торговля. Первые русские князья. Князь и дружина. Славяне, финно-угры и тюрки. Русь и Волжская Булгария. Византия и Русь. Владимир Святославович. Крещение Руси. «Повесть временных лет».
Русь в конце X - первой половине XII в. Формирование крупной земельной собственности. Категории свободного и зависимого населения. Специфика общинного строя. Древнерусские города, ремесла, торговля. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь.
Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. Повседневная жизнь и обычаи древних русичей.
Русь в XII - первой половине XV вв. Политическая раздробленность Руси. Причины раздробленности. Формирование политических центров и становление трех социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства: Новгород Великий; Влади-миро-Суздальское княжество; Галицко-Волынское княжество. Особенности развития хозяйства, политических институтов, культуры русских земель удельного периода. Последствия раздробленности.
Борьба Руси против агрессоров в XIII в. Нашествие Батыя, сопротивление завоевателям. Зависимость Руси от Орды, ее последствия. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.
Русь в середине XIII-XIV вв. Борьба за политическое лидерство на Руси. Княжеская власть и Орда. Московские князья и их политика. Иван Калита. Москва - центр объединения русских земель. Княжеская власть и церковь. Монастыри. Сергий Радонежский. Русь и Литва. Золотая Орда в XIII -XIV вв. Куликовская битва, ее значение. Дмитрий Донской. Особенности культурного развития. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Московское государство во второй половине XV в. Иван III . Прекращение зависимости Руси от Орды. Завершение политического объединения русских земель. Иван III. Изменение системы управления государством. Боярская Дума. Приказы. Вотчинно-поместное землевладение и формы зависимости крестьян. Судебник 1497 г. Начало закрепощения крестьян.
Государство и церковь. Ереси. Московское государство и Великое княжество Литовское в XV -XVI вв. Тюрко-татарские ханства в XV-XVI вв.
Культура и быт Московского государства во второй половине XV в. Фольклор. Книжное дело. Летописание. Литература. Общественно-политическая мысль. Зодчество. Фрески и иконы. Повседневная жизнь.
История Отечества в XVI в.
Московское государство в XVI в. Сословно-представительная монархия. Иван IV. Реформы 50-х гг. XVT в. «Избранная рада». Земские соборы. Опричнина. Становление самодержавия.
Внешняя политика Ивана IV. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Отношения с Крымским ханством. Ливонская война. Народы России в XVI в. Итоги внешней политики Ивана Грозного.
Культура и быт в XVI в. Фольклор. Просвещение. Начало книгопечатания. Общественно-политическая мысль. Литература. Развитие публицистики. Зодчество. Иконопись. Дионисий. Быт, обычаи. «Домострой».
Россия в XVII-XVIII вв.
Россия на рубеже XVI-XVII вв. Обострение социальных и политических противоречий. Династический кризис. Разрушение удельновотчинной системы. Борис Годунов. Смута. Феномен самозванства. Власть и казачество. Восстание Ивана Болотникова. Власть и земщина: противоборство и взаимодействие. Социальный и национальный факторы в Смуте.
Освободительная борьба против польских и шведских интервентов; ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Начало династии Романовых.
Россия в XVII в. Политический строй. Начало становления элементов абсолютизма. Система приказов. Судьбы сословнопредставительных институтов. Местное управление. Законы. Соборное Уложение 1649 г.
Экономическое и социальное развитие. Формирование единого экономического пространства России. Рост товарно-денежных отношений. Ремесло. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Рост городов и торговли. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Ярмарки. Окончательное закрепощение крестьян.
Народы России в XVII в. Новые территории в составе России. Национальный состав населения страны. Государственный статус присоединенных территорий Поволжья, Украины, Сибири- и Дальнего Востока. Хозяйство. Религия. Культура.
Самодержавие и церковь. Церковь после Смуты. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Усиление разногласий между церковной и царской властью.
Народные движения . Причины и особенности народных выступлений. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.
Внешняя политика . Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-турецкие отношения. Крымские походы. Русские первопроходцы в Сибири и на Дальнем Востоке.
Культура и быт в XVII в . Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Литература. Зодчество и живопись. Театр. Крупнейшие представители духовной и художественной культуры. Сословный быт. Обычаи и нравы.
Россия в первой половине XVIII в. Преобразования Петра I. Предпосылки преобразований. Реформы в экономике, административно-государственной сфере, армии. Утверждение абсолютизма. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Оппозиция реформам. Экономическая и социальная политика. Значение преобразований.
Внешняя политика Петра I. Северная война (основные сражения, итоги). Петербург - новая столица. Прутский и Каспийский походы. Образование Российской империи. Россия и Европа в первой четверти XVIII в.
Изменения в культуре и быту. Наука. Становление системы образования. Создание Академии наук. Литература и искусство. Архитектура. Изменения в быту. Значение культурного наследия петровской эпохи.
Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Внутренняя политика. Расширение привилегий дворянства. Основные направления и итоги внешней политики.
Россия во второй половине XVIII в. Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Проекты реформ. Уложенная комиссия. «Золотой век» российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Губернская (областная) реформа. Ужесточение внутренней политики. Борьба с вольнодумством. Н.И. Новиков. А.Н. Радищев.
Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Начало разложения крепостнической системы. Социальная политика. Ужесточение крепостничества.
Народы Российской империи в XVIII в. Национальный состав населения. Национальная политика. Хозяйство. Религия. Культура. Обычаи и нравы.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева : причины, цели, состав участников, основные этапы, итоги, значение.
Внутренняя политика Павла I . Изменение порядка престолонаследия. Комиссия для составления законов Российской империи. Политика в отношении крестьянства. Дискуссии о личности и политике Павла I.
Внешняя политика. Основные направления. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Георгиевский трактат.
Участие России в разделах Речи Посполитой . Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Борьба с революционной Францией. Итоги и последствия внешней политики.
Культура и быт во второй половине XVIII в . Развитие системы образования. Становление отечественной науки. Академические экспедиции. М. В. Ломоносов. Русские просветители. Архитектура, скульптура, живопись, музыка: стили и направления. Крупнейшие деятели культуры, выдающиеся техники и изобретатели. Дворцы и усадьбы. Изменения в быту и обычаях дворянства, крестьян и горожан.
Россия в XIX в.
Россия в первой четверти XIX в. Внутренняя политика Александра I. «Негласный комитет». Реформа высших органов управления. М.М. Сперанский. Н.Н. Новосильцев. Польская конституция. Политическая реакция начала 20-х гг. Итоги внутренней политики.
Внешняя политика. Международное положение России и основные направления внешней политики в начале века. Русско-французские отношения. Тильзитский мир. Россия на Кавказе. Польский вопрос. Войны с Турцией, Ираном, Швецией. Присоединение Финляндии и Бессарабии.
Отечественная война 1812 г . Причины войны. Планы и силы сторон. Смоленское и Бородинское сражения. М.И. Кутузов. Партизанское движение. Итоги войны. Заграничный поход 1812 - 1814 гг. Роль России в европейской и мировой политике.
Социально-экономическое развитие. Указ о «вольных хлебопашцах». Отмена крепостного права в Прибалтике. Экономический кризис 1812- 1815 гг. Аграрный проект АА. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Движение декабристов. Южное и Северное общества: участники, программы, цели, главные события, значение.
Россия во второй четверти XIX в. Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Централизация, бюрократизация государственного управления. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Укрепление социальной базы самодержавия. «Свод законов» Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями.
Социально-экономическое развитие . Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Новые явления в промышленности и сельском хозяйстве. Реформа управления государственными крестьянами. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.
Общественное движение 30 -50-х гг. Консерваторы. Либералы. Западники и славянофилы. Социалисты.
Народы России в первой половине XIX в . Национальные отношения. Польский вопрос. Польское восстание 1830-1831 гг. Национальная политика самодержавия.
Кавказская война . Народы Кавказа. Причины и основные этапы войны. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Итоги войны.
Внешняя политика. Россия в европейской и мировой политике второй четверти XIX в. Войны с Ираном и Турцией. Россия и Центральная Азия. Обострение Восточного вопроса. Крымская война (участники, ихцели, основные сражения). Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Итоги войны.
Культура и быт в первой половине XIX в . Развитие системы образования, его сословный характер. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература, «золотой век» русской поэзии. Становление русской национальной музыкальной школы. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Быт и обычаи.
Россия во второй половине XIX в. Внутренняя политика Александра II. Реформы 60-70-х гг. Предпосылки и проекты реформ. Александр II. Отмена крепостного права. Сохранение крепостнических пережитков в пореформенной деревне. Судебная, земская, городская, военные реформы. ДА. Милютин. М.Т. Лорис-Меликов. Историческое значение и последствия реформ.
Общественное движение 60 -70-х гг. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители. Земский конституционализм. Революционное народничество: теория, организации, лидеры, тактика.
Внутренняя политика Александра III. Политика в крестьянском вопросе. Рабочее законодательство. Укрепление позиций дворянства. Национальная и религиозная политика. К.П. Победоносцев.
Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Завершение промышленного переворота, его последствия. Сельское хозяйство. Промышленность. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем. Развитие внутреннего рынка. Формирование буржуазии и пролетариата. Изменение положения дворянства. Расслоение крестьянства.
Начало индустриализации. Н.Х. Бунге. С.Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Итоги социально-экономического развития.
Общественное движение в 80 -90-е гг. «Модернизаторы» и традиционалисты. Кризис революционного народничества. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Консервативный лагерь.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Европейская политика. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. Участие России в военных союзах. Итоги внешней политики в 60-90-е гг.
Народы Российской империи во второй половине XIX в. Национальный вопрос и пути его решения при Александре И. Национальная политика Александра III. Положение народов Средней Азии.
Культура и быт во второй половине XIX в . Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Направления в литературе и искусстве. Реалистическое искусство (литература, театр, живопись). Художественные промыслы. Деятели российской культуры. Российские меценаты. Культурные достижения народов империи. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру.
Рост населения. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Перемены в жизни и быте горожан и крестьян.
Россия в XX в.
Россия в начале XX в. (1900-1916). Социально-экономическое развитие в начале XX в. Продолжение индустриализации. Первые монополии. Экономический кризис и его последствия. Российские предприниматели. Роль иностранных капиталов. Специфика аграрного строя России. Помещичье землевладение. Община. Противоречия социально-экономического развития.
Внутренняя политика Николая II на рубеже веков . Самодержавная власть в начале века. Идея народного представительства в общественном сознании и внутренней политике. В.К. Плеве. П.Д. Святополк-Мирский.
Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв . Русско-японская война. Инициативы России по всеобщему разоружению.
Дальневосточная политика . Русско-японская война: причины, основные сражения, результаты. Сближение России с Англией. Обострение русско-германских отношений. Нарастание угрозы мировой войны.
Общественное движение на рубеже веков . Идеи консерватизма, либерализма, социализма, национализма в общественной жизни. Генезис политических партий. Особенности российской многопартийности.
Революция 1905 - 1907 гг. : причины, характер, движущие силы, основные этапы и события. Манифест 17 октября 1905 г. Вооруженное восстание в Москве. Основные Законы Российской империи 1906 г. Думская монархия. Итоги революции.
Реформы П.А. Столыпина. Эволюция политической системы. Аграрная реформа: основные положения, ход реализации, итоги. Проекты реформ в области религиозной и национальной политики, местного самоуправления, системы образования, улучшения быта рабочих. Политика в области кооперации. Промышленный подъем. Перестройка аграрных отношений.
Культура в начале XX в. Развитие естественных и общественных наук. Стили и течения в искусстве. «Серебряный век» русской поэзии. Русский авангард. Меценаты. Российская, культура начала XX в. - составная часть мировой культуры.
Россия в Первой мировой войне. Роль Восточного фронта в войне. Война и российское общество. Кризис режима.
Россия в 1917- 1920 гг. Февральская революция. Причины, характер, движущие силы, особенности Февральской революции. Падение монархии. Двоевластие. Временное правительство, его внутренняя и внешняя политика. Советы.
Россия в феврале-октябре 1917 г. Основные политические партии (кадеты, эсеры, большевики, меньшевики) в 1917 г. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова.
Октябрьское восстание в Петрограде . II Всероссийский съезд Советов, его декреты. Создание правительства во главе с В.И. Лениным.
Установление советской власти в стране. Создание Советского государства. Экономическая и социальная политика новой власти. Национализация банков, промышленности, земли. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Выход Советской России из мировой войны. Брестский мир. Утверждение однопартийной системы.
Гражданская война: сущность, предпосылки, участники, этапы, основные фронты. Красные и белые. «Военный коммунизм»: идеология, политика, экономика. Красный и белый террор. Положение крестьянства. «Зеленые». Интервенция. Национальный фактор в войне. Причины и цена победы большевиков в войне. Итоги войны. Последствия гражданской войны. Российская эмиграция.
Советская Россия, СССР в 1920 - 1930-е гг. Экономический и политический кризис начала 20-х г.: истоки, сущность, последствия. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г.
НЭП : сущность, мероприятия, противоречия, итоги.
Образование СССР . Национальная политика в 20 - 30-е гг. Дискуссии в партийном руководстве о принципах образования союзного государства. Политика выравнивания экономического и культурного уровня союзных республик. Этнические и социально-культурные изменения. Межнациональные отношения. Противоречия советской национальной политики.
Внешняя политика советского государства в 1920-е гг .: от концепции «мировой революции» к концепции построения социализма в отдельно взятой стране. Начало осознания национально-государственных интересов руководством страны. Прорыв международной изоляции.
Политическая жизнь в 1920- 1930-е гг. Обострение внутрипартийной борьбы. Смерть В.И. Ленина. Сосредоточение власти в руках И.В. Сталина. Формирование тоталитарной системы. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Политические процессы 1930-х гг. Конституция 1936 г.
Социалистическая индустриализация : предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Полное огосударствление промышленности. Пятилетние планы. Трудовой энтузиазм масс. Итоги и цена индустриализации.
Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства , ее экономические и социальные последствия. Раскулачивание. Установление колхозного строя. Голод 1932- 1933 гг.: причины и масштабы. Полное огосударствление экономики.
Политика в области культуры . Насаждение коммунистической идеологии. Ликвидация неграмотности. Развитие общего и профессионального образования. Положение науки, литературы, искуства: достижения, трудности, противоречия. Идеологические запреты. Выдающиеся деятели отечественной науки и культуры 20 -30-х гг.
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг . Вступление СССР в Лигу Наций, борьба за создание системы коллективной безопасности. Советско-германские договоры 1939 г., их последствия. Изменение внешнеполитического курса советского государства в 1939 г. Начало Второй мировой войны. Включение в состав СССР новых территорий в 1939-1940 гг. Советско-финская война, ее последствия.
Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг . Периоды, основные фронты войны. Причины поражений в начальный период войны. Крупнейшие сражения, их значение (битва за Москву, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, Белорусская, Берлинская операции и др.). Национально-патриотический подъем. Массовый героизм на фронте и в тылу. Полководцы и герои войны. Г.К. Жуков. К.К. Рокоссовский. A.M. Василевский. И.С. Конев. СССР и антигитлеровская коалиция.
Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Борьба в тылу врага; партизанское движение.
Советский тыл в годы войны . Военная экономика. Трудовой героизм народа.
Особенности национальной политики в годы войны. Депортация ряда народов.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Величие и цена победы советского народа.
СССР с середины 1940-х до середины 1980-х гг. СССР в системе послевоенных международных отношений. «Холодная война», ее причины и последствия. Формирование военно-политических блоков. Биполярное мироустройство. Внешняя политика СССР в 1945 - начале 1950 гг. СССР и мировое коммунистическое движение. Война в Корее и позиция советского руководства.
Послевоенное восстановление хозяйства . Потери СССР в войне. Экономические дискуссии. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.
Политическое развитие СССР в 1945- 1952 гг . Реорганизация властных структур. Идеологические кампании второй половины 1940-х гг. Новая волна репрессий.
СССР в середине 50-х - середине 60-х гг. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. XX съезд КПСС, его значение. «Оттепель», ее влияние на духовную атмосферу общества. Советская наука в эпоху научно-технической революции. Начало освоения космоса. Реформа образования. Противоречия культурной политики. Деятельность Н.С. Хрущева.
Внешняя политика СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг .; политика мирного сосуществования; отношения со странами «восточного» и «западного» блоков, «третьего мира». СССР и венгерские события 1956 г. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис. Итоги внешней политики.
СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. Консервативный поворот во второй половине 60-х гг. Л.И. Брежнев. Усиление партийно-государственной номенклатуры. Экономические реформы 1965 г.: содержание, реализация, причины свертывания. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере, политике и идеологии. Достижения и проблемы науки. Судьбы научной и творческой интеллигенции. Движение диссидентов. Идеология и культура. Конституция 1977 г. Кризис тоталитарной системы.
Внешняя политика . Достижение военно-стратегического паритета с США, его цена. Поворот к разрядке напряженности в 1970-е гг. Хельсинкские соглашения. Ввод советских войск в Афганистан, его последствия.
СССР в середине 1980-х - начале 1990-х гг . Перестройка в СССР. М.С. Горбачев. Попытки обновления системы. Гласность. Возрождение многопартийности. Новый внешнеполитический курс. Вывод войск из Афганистана. Распад «восточного блока».
Кризисная ситуация в экономике . Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета.
Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ.
Россия в 1990-е гг. Становление суверенного российского государства. Б.Н. Ельцин. Начало перехода к рыночной экономике. Противоречия и социальные последствия реформ.
События октября 1993 г. Конституция 1993 г. Демонтаж системы власти Советов.
Национально-региональная политика. Федеративный Договор.
Война в Чечне, ее последствия. Отношения центра и регионов. Образование, наука и культура в условиях рынка.
Внешняя политика Российского государства . Россия и СНГ. Россия и мировое сообщество.