Основные качества остапа из повести тарас бульба. Сочинение «Тарас Бульба: образ Остапа. Характеристика Остапа из «Тараса Бульбы»

11.04.2024 Электрика

В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражается не только историческое прошлое, но и показывается личная драма казака Тараса Бульбы и его сыновей - Остапа и Андрия. С одной стороны, два брата отличаются, а с другой - очень похожи. Поэтому довольно интересно их сопоставление.

Обзор повести «Тарас Бульба»

Обзор повести позволит понять, как получилось, что выросшие в одной семье и воспитанные одинаково, дети Тараса - Остап и Андрий - братья и враги. Всей душой любил родную Украину Тарас Бульба. Бойкий, неугомонный казак, он был словно создан для бранной битвы. Поле чистое да хороший конь - все, что просит его душа.

Беспощадный к врагу, нежный к товарищам, Тарас защищает угнетенных и обездоленных. Вся его жизнь связана с Запорожской Сечью. Служению родной земле он отдавал себя безраздельно. Главное для него - свобода и независимость его народа. Опытный и мудрый предводитель казацкого войска, Тарас вел простую жизнь и ничем не отличался от своих товарищей.

Суровый и непреклонный, преданный своей отчизне, он отправляет в Сечь и своих сыновей, как только те вернулись домой из Киева, где обучались военным наукам. Всем друзьям с гордостью говорил Тарас Бульба - Остап и Андрий станут настоящими казаками. Братья вместе с отцом отправляются в Сечь.

В пути они больше молчали, переживали скорое расставание с матерью и родным домом. Сечь их встретила настоящим разгулом. Бульба предпринимает усилия, чтобы поднять войско в поход на Польшу. Вскоре казаки напали на город Дубно, где, как они полагали, много богатых обывателей и золота. Первый бой запорожцы выиграли, но не смогли войти в город.

Решающий бой

Возле стен Дубно они разбивают лагерь и готовятся ко второму бою. Гордится своими сыновьями Тарас Бульба. Остап и Андрий сражаются достойно. Старшего сына избирают атаманом Уманского куреня. Прирожденный казак, в бою Остап проявляет храбрость и мужество, действует хладнокровно и смело. Младший Андрий сражается увлеченно и отважно. С присущей ему горячностью, он совершает такие действия, на которые не отважился бы разумный Остап.

Ночью к Андрию пробирается служанка его возлюбленной. Андрий бросает войско и переходит на сторону врага. Во втором бою Бульба увидел, как его сын Андрий выезжает из городских ворот с польскими витязями. Отец не выносит предательства Андрия. Заманив его в ловушку, Тарас убивает сына.

В этом бою казачье войско понесло большие потери. Остап попал в плен, где умер под пытками. Отец пытался спасти сына, но не смог. Бульба потерял обоих сыновей, но мужественно продолжал сражаться. Бой длился четыре дня. Тарас отстал от своего войска и его настигли гайдуки. Его привязали к дубу и разожгли под ним огонь. И в последние минуты он думает о своих товарищах, о родной земле.

Два брата - две судьбы

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут сложить полный образ героев и понять их поступки и поведение. Но для начала рассмотрим, как прошло их детство, особенности воспитания.

Остап и Андрий росли рядом, играли в одни и те же игры. Излюбленным местом для них был луг за домом. Отца часто не бывало дома, воспитанием сыновей занималась мать. Младшенький сынок был маминой радостью. Остап же с ранних лет стремился во всем быть похожим на своего отца. Получили братья и одинаковое образование. Тарас понимал, что они должны учиться и отправил их в Киевскую бурсу. Уже там братья показали себя по-разному.

Они оба мечтали о подвигах и сражениях. Когда, по их возвращении, отец сказал, что сыновья поедут с ним в Запорожскую Сечь, оба обрадовались. Сечь - место, где они станут настоящими казаками. По дороге каждый из них думал о своем. Остап - о ратных подвигах, о том, что ни в чем не уступит своему прославленному отцу. Андрий - о возлюбленной красавице-полячке.

Внешность Остапа и Андрия автор описывает обобщающе. Видимо, для того, чтобы отметить, насколько близки они друг другу. Два дюжих молодца. Лица покрыты первым пушком волос, которым еще неведома бритва. У обоих длинные чубы, за которые всякий казак их мог выдрать. Чуть позже автор описывает их лица, едва загоревшие. Отчего их молодые черные усы еще ярче оттеняют здоровый цвет юности.

После приезда братьев в Сечь, они возмужали за месяц. Едва оперившиеся птенцы стали казаками. Юношеская мягкость в чертах лица сменилась уверенностью и решительностью.

Старший брат Остап

Волевой характер Остапа проявился еще в детстве. Учиться он не любил, четыре раза букварь закапывал. Убегал из бурсы и остался учиться только под угрозой отца. Когда его наказывали, он все сносил молча. Ложился сам под розги и никогда не просил пощады, никого не выдавал. Остап был верным товарищем, и друзья ему отвечали тем же. После наказа своего отца Остап приложил все усилия и стал лучшим в учебе.

Остап - надежный товарищ и безупречный боец. Он спокоен, молчалив и рассудителен. Остап чтит традиции дедов и отцов. Перед ним не стоит проблема выбора между своими чувствами и долгом. Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут лучше и глубже понять обоих братьев.

Несмотря на то, что Остап - человек долга, смерть родного брата больно ранит его. Доброму по натуре, ему очень трудно смотреть и на слезы матери. Но он старается этого не показывать. Он любил всем сердцем родителей, но с отцом его роднило желание служить украинскому народу и родному краю.

Цельная натура, Остап безоговорочно принимает быт, идеалы и принципы казаков из Сечи. В свои двадцать два года он хладнокровен и трезво смотрит на многие вещи. Свою короткую жизнь он прожил достойно. Всегда почтителен, но знает границы - почтительность Остапа не переходит в угодливость.

Он с уважением относится к мнению запорожцев, но его категорически не интересует мнение иноземцев. Остап ни разу не растерялся в бою, не смутился. Казаки с достоинством оценили его силу и ловкость, смелость и отвагу в бою. Отец Тарас с гордостью говорил, что из него выйдет добрый полковник.

Автор отмечает, что тело его дышало крепостью и рыцарские качества юноши приобрели силу льва. Для молодого казака мир суров, но в нем все просто: есть враги - есть друзья, есть свои - есть чужие. Политика Остапа не интересует, он просто воин - отважный, суровый, верный и прямодушный казак. Он до конца остается верным своему долгу и отчизне. В плену его подвергли страшным мукам, Остап не сказал ни слова.

Когда пленных казаков ведут на эшафот, Остап идет впереди всех. Гордо смотрит на поляков и обращается только к запорожцам, чтобы они не говорили ни слова полякам, не посрамили казацкую славу. Ни крика, ни единого стона не вырвалось из его груди. Он умер как гордый и верный сын своей земли.

Младший сын Тараса - Андрий

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия позволят ответить на многие вопросы. Заметно, что Андрию автор уделяет в повести больше места. Более подробно описана его внешность. И, кроме того, это единственный герой повести, с которым связана лирическая линия - история его любви к панночке. Но обо всем по порядку.

Во время учебы в бурсе, младший сын Бульбы проявил себя, как живой, развитый, смышленый и изобретательный человек. Учиться ему нравилось, и знания ему давались легко. Андрий был заводилой в «опасных предприятиях», но умело выходил сухим из воды. Легкий на подъем и решительный, он мог найти выход из любой ситуации. И умудрялся избежать наказания. Отец был уверен, что в будущем Андрий станет славным казаком.

В нем рано появилась потребность любить. О чем он стыдился сознаться брату и товарищам. Чувствительный от природы, он любил гулять по улицам Киева и наслаждаться красотой садов. Когда он увидел красивую панночку, сердце его наполнилось теплотой, и он не мог забыть этого.

Через несколько лет он встречает вновь эту девушку. Она повзрослела, изменилась и кажется Андрию еще прекрасней. Он говорит ей обо всем, что чувствует, трепетно обнимает ее и понимает, что не желает с ней расставаться. Не только сравнительные характеристики Остапа и Андрия, но и описание внешности братьев позволяют понять, что они совершенно разные.

В описании внешности старшего брата автор делает акцент только на его силе. В отличие от Остапа, описанию Андрия уделяется больше внимания: красивый молодой человек, бархатная бровь выгнута дугою, глаза сверкают ясной твердостью, щеки пылают ярким огнем и черные усы лоснятся, словно шелк.

Андрий любит природу, сильно скучает по матери. Но его нельзя назвать слабохарактерным. Он понимает, что совершил страшное преступление - предал своего отца и товарищей по оружию. И знал, каковы будут последствия его поступка. Но он до конца пытается оставаться собой, борется за собственное счастье.

В нем уживаются две крайности - тонкая чувствительная натура и смелый воин, который не боится посмотреть смерти в лицо. Он бросает хлеб голодному мужчине, но в бою его рука не дрогнет. Чувства юного казака, которые не угасли за несколько лет, подтверждают, насколько сильна была его любовь к панночке. И девушка ответила ему тем же.

Для встречи с панночкой Андрий проникает в чужой город. Но вначале он входит в католическую церковь. Его не смущает, что это храм чуждой ему веры. Он с изумлением смотрит на игру света, слушает орган. В этом эпизоде прекрасно показано, что ему доступна красота чуждой религии, страдания и печаль враждующего народа. Но душевная красота Андрия меркнет, когда он выступает «против своих», яростно и решительно, словно молодой борзой пес.

Остап и Андрий - братья и враги

Автор знакомит читателя с братьями, когда они возвращаются с учебы домой. Отец высмеял их нелепый наряд. Остапа оскорбили эти слова, и он пожелал разрешить спор кулаками. Отец подыгрывает сыну, чтобы проверить, действительно ли тот ни перед чем не остановится. Андрий равнодушен и никак не проявляет себя в этом эпизоде.

За обедом речь заходит об учебе, отец заводит разговор о наказании розгами. Старший сын не желает говорить на эту тему, младший же полон решимости нанести ответный удар. Из этой сцены становится понятно, что Остап - рассудительный и спокойный, Андрий - горячий молодой человек, который жаждет подвигов.

Остап, учившийся в семинарии без особого удовольствия, несколько раз сбегал оттуда. В пятый его побег отец предупредил, что отправит Остапа в монастырь. Слова отца подействовали на юношу, и он, благодаря силе воли и настойчивости, становится одним из лучших учеников. Он принимал участие во многих проделках, но товарищей не выдавал. Стойко переносил наказания розгами.

Андрий учился с удовольствием. Так же, как и брат, участвовал в различных авантюрах. Но благодаря своей изворотливости, успешно избегал наказания. Как и все его товарищи, Андрий мечтал о славе и подвигах, но чувство любви занимало особое место в его мыслях. Уже в Сечи, когда его находит служанка панночки, он под страхом смерти вытаскивает из-под уснувшего брата мешок с продовольствием, чтобы спасти возлюбленную от голода в осажденном городе.

В бою Андрий, не раздумывая, бросался в центр сражения, вытворяя то, что другим казакам было не под силу. Остап же, напротив, действовал рассудительно: оценивал сильные и слабые стороны противника, прежде чем приступить к действию. Оба брата пользовались большим уважением у запорожцев.

Два брата - Остап и Андрий - две судьбы, два характера, две смерти. Один брат погибает геройски, как славный сын своего народа. За казнь Остапа Тарас мстит сожженными городами и войной. Второй брат позорно погибает за отступничество и измену своему народу от руки своего отца. Тарас не хоронит сына по казацким обычаям, говорит, что похоронят и без него.

Обоих своих сыновей Тарас учил любить свой народ, землю и свободу. И желал, чтобы они стали достойными защитниками родного края и искренне служили своему народу. Именно поэтому измена младшего сына Андрия переросла масштабы семейной драмы и стала конфликтом между двумя мирами. Для Тараса вся жизнь заключалась в борьбе за справедливость. Младший же сын предпочел отцовским ценностям любовь к девушке. Старший до конца остается верным всему, чему учил его отец.

Остап и Андрий - центральные персонажи повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

Остап - старший сын Тараса Бульбы, который является запорожским казаком. В повести указывается, что ему 22 года. Каждое упоминание о внешности героя отражает его личные качества. Н. В. Гоголь описывает Остапа так:

"Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва."

В повести нет много упоминаний о внешности Остапа, чаще Гоголь описывает внешность братьев вместе, а не по отдельности. Примером будут служить такие цитаты:

"...Это были два дюжие молодца... Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва..."

"...У них были только длинные чубы..."

"...при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты.."

Андрия же Гоголь описывал в тексте гораздо чаще Остапа, который больше раскрывался с помощью описания внутренних качеств.

Андрий второй сын Тараса Бульбы, он младше Остапа всего на год. Он совсем не похож на своих суровых родственников.

Гоголь описывает внешность Андрия так:

" ...славный вояка! Всех взрачней..."

"...это дитя было двадцати с лишком лет и равно в сажень ростом..."

"...смелою дугой выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус..."

Остап -безупречный боец, надежный товарищ. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" - иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап думает только о сражениях, он страстно мечтает о ратных подвигах и готов умереть за свою Родину.

Остап и Андрий - центральные персонажи повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

Остап - старший сын Тараса Бульбы, который является запорожским казаком. В повести указывается, что ему 22 года. Каждое упоминание о внешности героя отражает его личные качества. Н. В. Гоголь описывает Остапа так:

"Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва."

В повести нет много упоминаний о внешности Остапа, чаще Гоголь описывает внешность братьев вместе, а не по отдельности. Примером будут служить такие цитаты:

"...Это были два дюжие молодца... Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва..."

"...У них были только длинные чубы..."

"...при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты.."

Андрия же Гоголь описывал в тексте гораздо чаще Остапа, который больше раскрывался с помощью описания внутренних качеств.

Андрий второй сын Тараса Бульбы, он младше Остапа всего на год. Он совсем не похож на своих суровых родственников.

Гоголь описывает внешность Андрия так:

" ...славный вояка! Всех взрачней..."

"...это дитя было двадцати с лишком лет и равно в сажень ростом..."

"...смелою дугой выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус..."

"...весь прямой, как надречная осокорь..."

Произведение Н.В.Гоголя знакомит с множеством мужских характеров, но центральными являются три представителя семьи казаков: отец и два его сына.

Образ и характеристика Остапа в повести «Тарас Бульба» занимают одно из центральных позиций, они помогают представить, насколько сильным может быть человек в своей вере и преданности отцу и Отечеству.

Остап – сын

Старший сын Остап сразу формируется по своим законам, с упорным и крепким характером. Как пан и помещичий ребенок, он воспринимается сложно. Больше в восприятии читателя герой похож на мужчину, готового к битве. Киевская бурса – первая школа парня. Образование – веяние времени и эпохи. Хотя автор говорит, что детям оно нужно временно, чтобы

«… после совершенно забыть его…».

Верится в это с трудом. Речи военных полковников Запорожской Сечи доказывают силу их слов и высокий уровень образованности. Остап – не исключение. Он понимает необходимость учебы, но сначала пытается ей противостоять: сбегает, закапывает книги в землю. Протест проходит после отцовского наставления.

Остап – настоящий потомок своего отца. Тарас предлагает ему биться после возвращения из бурсы, сын не поддается и не отказывается помериться силой:

«…Да хоть и батька. За обиду … не уважу никого…».

Провести параллель можно с поведением отца. Тараса не останавливает, что Андрий его сын. Изменник должен быть казнен.

Остап Бульба – казак

Личность казака интересна и индивидуальна. Черты характера молодого запорожца:

Гордость.

«…недотрога, гордый…».

Остап никогда не просит пощады, не ждет прощения и помилования, смиренно ждет наказания, терпит порку. Даже на казни, понимая, какие муки ждут его, он смотрит вокруг с

«…тихой горделивостью…».

Уверенность в будущем. Сын проникается службой сор всей глубиной души.

«Добрый будет казак!»

Так о запорожце думают полковники Сечи, отец и товарищи по куреням.

Умение воевать. Остап дерется хорошо, как будто родился со знанием военного дела, впитал сложную науку с молоком матери.

Удаль. Умение казака сразу выделило их всех молодых парней, пришедших на Сечь впервые. Он метко стреляет по целям, отлично плавает

«…переплывает Днепр против течения…».

Сила и мощь. Остапа сравнивают по силе с исполином. Особенно ярко его сила проявляется в сцене гибели. Ни звука не произнес молодой казак, когда перебивали ему кости. Молча отворачивались люди в толпе, им было больно, а Остап терпел ужасы пытки.

Мужество. Запорожец понимает, что защищает, поэтому воюет со всей имеющейся силой. Мужеством и смелостью восхищаются и автор, и читатель, рядом воюющие казаки.

Внешность молодого запорожца

Остапа ласково называют Бульбенкой. Он обладает особой мужской статью, быстро мужает, взрослея телом и разумом. Как описывается внешность героя:

  • дюжий;
  • здоровый;
  • крепкий;
  • свежий;
  • могучий;
  • рослый.

Взрослея, Остап терял

«…юношескую мягкость…»,

Обретал грозный и строгий вид. Запорожец одевается, как положено на Сечи: широкие как море шаровары, золотой очкур (пояс), алый казакин (кафтан), баранья шапка. У старшего сына атамана грозный вид:

«чеканные турецкие пистолеты»,

Сабля, украшения для курительной трубки. Красивый и статный вид не давал возможности молодому казаку остаться незамеченным.

Бульба Остап – мужчина

Старший сын мечтает о войне, в его мыслях нет женских образов, желания нежности и отдыха. Война и пирушки – единственные побуждения молодого казака. Характер мужчины не дает возможности читателю найти у Остапа слабости:

Чувство товарищества. Отличный соратник, верный друг, уверенный защитник. Остап не стремится занять лидерские позиции. Он не предает, не выдает друзей:

«… никакие плети и розги не могли заставить его это сделать…».

Ум и способность. Парень становится куренным практически сразу. Он младше, а

«…разум у него, как у старого человека…».

Атаманом куреня обычно становились уже в зрелом возрасте, после многочисленных походов, но здесь все произошло быстро. Молодой Бульба проявил военные способности и добился признания опытных запорожцев.

Хладнокровие. В 22 года казак обладал огромной выносливостью, он не играет эмоциями,

«…вымеряет опасность…»

Затем определяет положение сложившейся ситуации и ищет выход. Хладнокровие позволяет Остапу держать проблему под контролем, уверенность успокаивает товарищей, дает нужный результат.

Остап – образ представителя казачества эпохи Запорожской Сечи. Внешность, характер, поступки и поведение – все восхищает читателя, а крепость духа молодого казака и вера в правоту своего дела просто поражают.

Старший сын Тараса Остап во многих чертах напоминает своего отца; его без малейшей погрешности можно считать плотью от плоти и костью от кости старого Тараса. Остап такой же продукт своей эпохи и ее духа, как и Тарас. Разница между ними состоит только в возрасте. Что у Тараса уже вполне определилось и составляет сущность его натуры, то у его сына уже заложено, но еще не определилось вполне, а развивается и выясняется с ходом и развитием повести, и видно как быстро происходит в молодом бурсаке процесс формирования удалого «рыцаря» и казака.

Приехав в родной дом из бурсы после продолжительной разлуки, Остап смущенно смотрел в землю и выказывал сильную застенчивость; она, однако, моментально исчезла, когда отец вздумал было над ним смеяться; Остап сейчас же обнаружил свои истинные свойства: высокое понятие о своей чести, способность отстаивать ее пред кем бы то ни было, даже пред отцом, и большую физическую силу. Обнаружив эти свойства, он сейчас же заслужил одобрение отца и предсказание, что из него «добрый будет казак».

Действительно, в Остапе было заложено все, что составляет неотъемлемые свойства «доброго казака», но на момент приезда он им еще не был, и старый Тарас своим словом «будет» именно и выразил ту мысль, что Остап представляет пока лишь хороший материал для будущего казака, а станет им тогда, когда попадет в Сечь, да понюхает пороху, да покажет себя в деле, т. е. в битве, так как только Сечь — настоящая школа для казака, а настоящее дело — битва. Все то, чем Остап занимался раньше — так себе, вздор, ничего не стоит, а вот Сечь и битва — другое дело, это то, чем именно и должен заниматься казак.

Собственно говоря, Остап так и смотрел на науку и бурсу, а с другой стороны на Сечь и на достоинства и обязанности казака. Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, он проявил все признаки такого мировоззрения. Он не хотел учиться и, отданный в Киев, в бурсу, в тот же год убежал, но его выдрали немилосердно и возвратили; четыре раза он закапывал в землю свой букварь не желая сидеть за скучной книгой, и четыре раза сажали его за новую книгу, но и это все не помогло бы, но Тарас догадался пригрозить Остапу, что продержит его двадцать лет в монастырских службах и не позволит никогда увидеть Запорожья, если он не окончит курса в бурсе.

Только это средство оказалось действительным, и спустя восемь лет Остап и его младший брат Андрий окончили полный курс наук в тогдашней бурсе, хоть это делалось для того, чтобы после всю науку забыть совершенно, а выучиться другой, более необходимой в тогдашней жизни, т. е. военному делу. Сам автор говорит, что эта тогдашняя наука, способы преподавания и подбор преподавателей могли только ожесточить характер учащихся, сообщить им твердость, всегда отличавшую казаков, выработать в них чувство солидарности, которая впоследствии превращалась в «товарищество», род военной организации, известной под именем Сечи или Запорожья.

Таким именно и был Остап еще на школьной скамье; он всегда считался одним из лучших товарищей, но не проявлял активности в школьных шалостях, так как редко брал на себя роль предводителя в опасных и дерзких предприятиях — обобрать чужой огород или сад, но зато всегда был одним из первых, являвшихся под знамена предприимчивого бурсака, причем никогда не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной жизни, по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он был добр настолько, насколько это было возможным при таком характере и в тогдашнее время. Естественно, что имея такие задатки и воззрения еще в школе, Остап очень скоро превратился в то, что по тогдашнему времени определялось выражением «добрый казак».

Очутившись вместе с отцом и братом в Сечи, Остап со всею своею пылкостью бросился в это разгульное море и забыл вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предался новой жизни, став скоро на хорошем счету у старых казаков. Он быстро освоился с жизнью «вольных казаков» и даже во многих отношениях поднялся выше общего уровня своею ловкостью и силой. Недоставало только крещения огнем и мечом, но и это вскоре совершилось, и Остап вышел из него с честью. В битвах с поляками он проявил столько мужества и ловкости, что заслужил одобрение всех опытных казаков, а Уманский курень выбрал его даже в куренные атаманы вместо убитого Бородатого. Казаки руководствовались при выборе следующим соображением «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека», а кошевой высказал такое мнение о новом атамане: «Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы и старый». Одним словом, в первый же поход он превратился в «доброго казака» и вполне заслужил эту репутацию.

Он совершенно стал походить на своего отца, обнаружил ту же воинственность, отвагу, презрение к мирной жизни; суровость в обращении, энергию, предприимчивость и стойкость. Если бы Остапу суждено было прожить на свете, сколько прожил Тарас, то из него выработался бы совершенно такой же тип, как и его отец. Достойна замечания смерть Остапа; она столь же героична, как и смерть его отца. Умирая на эшафоте от руки палача, он все же торжествовал над врагами своей родины и думал о ней.

1. Историческая повесть «Тарас Бульба»

2. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

3. Мое отношение к главным героям.

Повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о героических подвигах запорожских казаков, защищающих русскую землю от врагов. На примере семьи Тараса Бульбы писатель показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.

В сечи были суровые нравы. Там ничему не учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества».

Гоголь создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени.

Главные герои повести - два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, такие разные по характеру и взглядам на жизнь.

Остап -безупречный боец, надежный товарищ. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" - иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап думает только о сражениях, он страстно мечтает о ратных подвигах и готов умереть за свою Родину.

Андрий - полная противоположность брату. Гоголь показал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным историческим временам. Остап из героической и примитивной эпохи, Андрий внутренне близок более позднему времени развитой и утонченной культуры и цивилизации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя. Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чуткостью к чужому, "иному", большей чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна отвага в бою и гораздо более важное качество - смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции.

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один - от рук врагов, другой - от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого - плохим.

Трудно не преклониться перед мужеством, отвагой и стойкостью Остапа. Но и такую всепоглощающую любовь Андрия тоже нельзя не уважать. Надо иметь не меньше мужества, чтобы ради любви согласиться оставить все: дом, родных, друзей, отчизну. Я не могу сказать, кто мне больше нравится, кого бы из них я выбрала положительным героем. Думаю, что в каждом конкретном случае сердце само подсказывает, как поступить. И со своей точки зрения и Остап и Андрий правы в своих поступках. Так поступают настоящие мужчины, они погибают либо за Родину, либо за любимую женщину.

Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Русский критик В.Г. Белинский писал: « «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.» А сам Н.В. Гоголь так написал о своем произведении: «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».

На примере семьи Тараса Гоголь показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет. Тарас Бульба был богатым казаком и мог себе позволить отправить своих детей учиться в бурсу. Он хотел, чтобы его дети выросли не только сильными и смелыми, но и образованными людьми. Тарас считал, что если дети будут расти дома, под боком у матери, то из не выйдет хороших казаков, потому что каждый казак должен «почувствовать битву».

Старший сын Остап не хотел учиться: несколько раз убегал он из бурсы, но его возвращали; он закапывал учебники, но ему покупали новые. И однажды Тарас сказал Остапу, что если тот не будет учиться, то его отправят в монастырь на двадцать лет. Только эта угроза заставила Остапа продолжить учение. Когда Остап с друзьями проделывали всякие шалости, он брал всю вину на себя и не выдавал друзей. А Андрий любил учиться и был зачинщиком всех шалостей. Но ему всегда удавалось избежать наказания. Несмотря на различия, Остап и Андрий обладали цельным характером, только у Остапа это проявилось в преданности делу и отчизне, а у Андрия в любви к прекрасной панночке.

В сечи были суровые нравы. Там ничему не учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества». «Пахарь ломает свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылали к черту и ремесло, и лавку, били горшки в доме. И все, что ни было садилось на коня. Словом русский характер получил здесь широкий, могучий размах и дюжинную наружность».

Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В 16 веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя.

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела».

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы. Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам.

Андрий – полная противоположность своего старшего брата. Он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знал что такое значит рассчитывать заранее свои или чужие силы. Под воздействием своих чувств был способен не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь Андрия.

Гоголь с большой любовью описывает и Остапа, и Андрия, и Тараса. Его повесть звучит как гимн отчизне, героизму соотечественников. Андрий ради своих чувств не побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. Остап вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и стойкостью.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» можно сравнить с поэмами Гомера. Его герои воспринимаются как былинные богатыри: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».

Остап и Андрий «Тарас Бульба»

Главные герои повести Николая Василевича Гоголя «Тарас Бульба» - Остап и Андрий

Очень большое влияние на них оказал их отец – опытный полковник Тарас Бульба. Остап был полностью согласен с отцом, его целью в жизни было побывать в Запорожской Сечи и совершить подвиг. Его девиз – «бой и пиршество». Андрий же видел в жизни другой смысл. Он учился охотнее брата, интересовался искусством. Он не презирал женщин, как отец и другие казаки. Андрий, как и Остап, признавал отца своим единственным судьей.

И Остап, и Андрий гордые, с чувством собственного достоинства. Оба брата доры, но Остап – к Андрию, отцу, казакам, а Андрий – даже к врагу: он пожалел полячку. Братья были патриотами, защитниками Родины, но Андрий не справился со своими чувствами и стал предателем.

Остап в бурсе учиться не хотел и даже четыре раза закапывал свой учебник. Но когда Тарас Рассердился и сказал, что Остап никогда не увидит Сечи, если не выучится в бурсе, Остап стал прилежным, трудолюбивым и старательным учеником, одним из первых. Он был хорошим, надежным товарищем, бурсаки его уважали, охотно слушались. Он был честным и прямодушным – когда его наказывали, он не увиливал. Андрий же был изобретательным, хитрым, ловким, избегал наказаний. Он предводитель бурсаков, но в то же время скрытный, любит уединение. У него развит эстетический вкус.

Уже в первых боях проявилось, что Андрий был легкомысленным, отважным, отчаянным и видел в битве «бешеную негу и упоение», «запальчивое увлечение». А Остап, хладнокровный, расчетливый, спокойный, уверенный в своих силах, предусмотрительный, разумный, продумывал свои действия.

«О! да это будет со временем добрый полковник! – Говорил Тарас об Остапе, - ей-ей будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!» А про Андрия он говорил: «И это добрый – враг бы не взял его! – вояка! не Остап, а добрый, добрый тоже вояка!»

Битва под Дубно - решающее испытание для Андрия и Остапа. После нее, ночью Андрий предел Родину, товарищей, семью. А когда на следующий день он выехал бить своих, Тарас проклял его и свершил над ним свой суд – убил его.