Символы добра и зла. Урок изо "символы добра и зла". Смерть и возрождение

Культур и верований, существовавших ранее и появляющихся сейчас, имеется большое количество, а потому разнообразных знаков и символов, которые могут играть как положительную, так и отрицательную роль, предостаточно на любой вкус и цвет.

Забавно, что мы носим на себе разные знаки, иногда об этом даже не подозревая. И речь не о порче или преднамеренном действии, нет. Просто все буквы, нашивки, надписи, которые производители наносят на одежду, не очень часто подвергаются предварительному анализу. И не исключено, что если вы зайдете в церковь, где-то на ваших брюках или рубашке будет сатанинский знак.

В целом можно разделить символы на три категории: приносящие добро (успех, богатство, надежду, силу, стойкость, решительность и т.д.), олицетворяющие зло (знаки демонов, дьявола в разных культурах) и объединяющие в себе обе стороны.

Открытая ладонь (хамса)

Этот знак добра почитался издавна многими религиями. Иудеи, арабы, финикийцы, даже древние христиане наделяли его силами, оберегающими от сглаза и порчи. В Индии даже есть традиция рисовать на доме новобрачных открытую ладонь как знак добра и счастья для новой семьи.

Кошка в египетском культе

Для древних египтян кошка была животным, несущим священное добро. Яркое упоминание об этом осталось в виде изображения Бастет (женщины с головой кошки), которая являлась богиней солнца, охраняющей беременных женщин и детей и олицетворяющей красоту, ловкость, изящество и ласку. За причинение вреда любой кошке в Древнем Египте карали казнью, а в целом к данному животному относились как к члену семьи и даже бальзамировали после смерти, чтобы упокоить в отдельном саркофаге.

Волк

Продолжая тему, связанную с животным миром, можно судить о двузначности использования волка как символа. В одних культурах он являлся олицетворением зла, коварства и жестокости, в других (как знак добра) символизировал мужество и победу, смелость и героизм. У египтян он был олицетворением воинской доблести. У тех же римлян волк был животным-символом бога Марса.

Лотос в древних мифах и легендах

Символ времени, так как он одновременно имеет семена, цветы и нераспустившиеся бутоны (прошлое, настоящее, будущее). Лотос - это также олицетворение солнца, ведь на восходе, пройдя сквозь толщу воды, он распускается, а на закате снова смыкает лепестки и уходит под воду к илистому дну, где зародился и пророс. Цветок также является символом жизни, ведь, попав в неплодородную почву, его семена могут пролежать 150 лет в ожидании лучших условий. Лотос - один знак добра из тех восьми, которые перечислены в китайском буддизме. Это символ самого Будды. Процветание, решительность, семейная гармония, твердость, честность - вот лишь краткий перечень мистических свойств, связанных с данным прекрасным и необычным цветком.

Инь-ян

Кто не слышал об этом знаке? Наверное, это самый популярный знак добра и зла из всей китайской культуры. Данный символ как нельзя лучше показывает дуализм Вселенной и подчеркивает, что и добро и зло - вибрации одного и того же поля. Две части, белая и черная, - это противоположности, которые постоянно взаимодействуют, переходят друг в друга и существовать по отдельности не могут. Всегда есть две противоположных и неразделимых стороны.

Анкх

Это египетский знак добра, жизни, плодородия, реинкарнации. Не спутайте его с крестом, который характерен для христианства, ведь поклонялись совсем иначе. По писаниям древних египтян, Ра презирал девственность и был богом плодовитости, жизни, потому и приношения выглядели соответственно (оргии). Да, массовые оргии в Скажете, разврат? Можно поспорить.

до недавних пор

Символ, использующийся с давнейших времен даже в повседневном быту (его рисовали на тарелках, вазах, домах, оружии), обозначающий движение, знак, символизирующий солнце, жизнь, свет и благополучие, обрел негативный окрас во второй половине двадцатого века. Верно, речь о свастике. Этот знак добра, фото которого представлять в том виде, в котором его использовали немецкие нацисты, не очень хорошо, имеет и другие формы. Данный символ существует в виде трех-, пяти- и шестиконечных звезд с плавно загнутыми концами.

Именно такое изображение как знак добра представить на обозрение будет нелишним. Надеемся, что данная статья поможет вам сориентироваться в

Белобог с древних времен почитался как носитель света, добра, истины. В сфере влияния бога мира прави удача, благополучие, здоровье и счастье.

Славянский бог Белобог всегда противопоставлялся Чернобогу – властителю тьмы.

Люди всегда обращались к нему с благодарными молитвами прося помощи в защите от всякого проявления тьмы.

Белобог в пантеоне славянских богов

Белобог имел много имен в древние времена: Белбог, Свентовит, Белун, Белый бог, Святовит, бог белого света. Рожден для защиты правды и добра он постоянно борется со своим братом .

Считается что не испытав несчастий и страданий человек не сможет по достоинству оценить счастья и добра. Только выдержав испытания у человека просыпается желание творить добро.

Храм Белобогу ставили в солнечном месте на холме, располагали таким образом, что солнце освящало его со всех сторон. Внутреннее убранство светлого бога всегда блистало богатством и изобилием. Золотое убранство отражает солнечный свет благодаря чему в храме посвященном белому свету всегда ярко и нет не одного угла для тьмы.

Поговорки раскрывающие образ Белобога

Для кого бог Белобог является покровителем

У каждого человека есть свой покровитель по определенным чертам характера. Белобог покровитель людей светлых душой ценящих труд.

Такие люди не могут долго сидеть без дела, всегда что-то творят, создают, над чем то трудятся. Домашнее тепло и уют привлекательнее вечеринок и шумных компаний. Люди, находящиеся под покровительством светлого бога спокойны, не любят суеты, добры и всегда готовы прийти на помощь.

В семье относятся ко всем с уважением и любовью.

Образ Белобога

Бог света – Белобог представлен в образе старца в белых одеждах с посохом в руках.

В мифологии Белобог считается Богом явного мира и отделяется от образа Рода - создателя вселенной. Изображение передают образ высокого старца с длинными волосами и бородой белого цвета в белых одеяниях. Цвет глаз у Белбога небесно-синий. В руках деревянный посох с изображением руны светлого Бога.

Атрибуты

В каждом образе есть свои отличительные черты и символы, по которым можно идентифицировать. У божества Белбога также есть свои атрибуты:

птица: орёл являющийся символом власти и прозорливости. В геральдике символ орла используется как знак верховной власти;

Животное: корова и олень;

Подношение (треба): изделия из золота или серебра.

Символ Белобог

Сакральный символ «белобог» приносит удачу и богатство лишь тем, кто для этого трудится. В древние времена оберег использовали работающие на земле и с нее получающие блага.

Кому поможет в наше время? Ведь работать на пашне сейчас мало кто будет.

Белобог символ считается защитным оберегом рода.

Наносить символ можно на жилье, в этом случае он защищает живущих в доме.

Как личный (нательный) талисаман Белобог:

    привлекает удачу и благополучие при стремлении и трудолюбии носителя;

    защищает от наговоров;

    поддерживает связь с родом, особенно необходим людям находящимся далеко от семьи;

    помогает бороться с ленью и другими неприглядными чертами характера.

Также символ бога света можно нанести на постройка где хранится урожай что позволит сохранить его до посевной. Изображение символа на хлеву содержится скот убережет его от влияния темных сил. Животные будут здоровыми.

Оберег Белобог как магнит притягивает достаток и удачу в дом. Однако действует только там, где труд в почете и добро.

Значение руны Белобог

Руна Белобог располагается на 1 месте в руническом алфавите славян, символизирует мир. По некоторым версиям данная руна также олицетворяет дерево жизни.

Руна мир соединяет внутренний мир человека, его душу, мировоззрение с окружающим миром через самореализацию.

Издревле руна Белобога (мир) обозначала семью, общину, род. При использовании руны в качестве талисмана привлекает удачу и достаток в семью.

Н ауз Белобога «конец тьмы»

Наузы - это узелковая магия заключающаяся в привлечении желаемого через специально завязанный узелок из толстой нити. При завязывании обережного узла читается наговор.

Если вас затягивает болото безысходности и уныния, вы не видите выхода из сложившейся ситуации, помочь может волшебный узелок.

Науз «конец тьмы» привлекает удачу в дом, помогает сдвинуться с «мертвой точки».

Носить волшебный узелок следует на протяжении 49 дней. Хорошо ежели вы будите доставать его время от времени, думать о хорошем, очищать мысли от плохого, представлять силу света, заложенную в науз на счастье и здоровье. По истечении указанного срока сожгите узелок, тем самым очистите себя от дурного через огонь. Жизнь должна начать налаживаться.

Как завязывать науз Белобог смотрите в видео

Наговор на науз

Белобог и Чернобог как олицетворения вечной борьбы добра и зла

Борьба добра со злом считается извечной. Она продолжается с начала сотворения мира и вряд ли когда закончится. Однако нельзя сказать что Белобог - это только добро, а Чернобог – зло. На самом деле в мире все устроенно сложнее. Без боли и ненастья нельзя оценить света и добра, этому нас учат по жизни.

В самые тяжелые времена наблюдается развитие и «прорыв» в науке. Борьба зла и добра продолжается как на глобальном уровне. Так и в душе каждого человека.

Ежедневно мы боремся с негативными (деструктивными) мыслями, соблазнами. Стремимся к свету и добру. Однако в жизни каждого есть периоды победы света, есть периоды превосходства тьмы. Каждый имеет свой источник сил и у кого то это именно негативные события. Бывает что только разозлившись (накопивший зло) человек может сдвинуться с точки застоя и добиться каких то высот в жизни.

Белобог и Чернобог это 2 разные стороны одной медали.Они дополняют друг друга.

Белобог дает силы через свет и добрые поступки.

Белобог и Чернобог считаются братьями. Они на равных участвовали в создании мира. Под чьим влиянием окажется душа каждого человека, зависит от его поступков.

Жизнь каждого человека представлена разными событиями, де часть приносят горе и боль, а часть радость и счастье. Так идет борьба света и тьмы. Продолжающаяся в каждом и вокруг каждого.

Амулет символ Белобога помогает осветить путь в трудные времена людям чистым сердцем.

Эзотерика. НЕ РАЗДЕЛЯЮЩИЕ ДОБРО И ЗЛО РЫБЫ - ТОТ ЗНАК, КОТОРЫЙ ВХОДИТ В САМЫЕ ТЁМНЫЕ И НЕЛИЦЕПРИЯТНЫЕ СТОРОНЫ БЫТИЯ, ПОЭТОМУ ВО МНОГОМ ИДЕАЛ ЕГО - ВОЛЯ, КОТОРОЙ ОН БЫ СМОГ ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ

НЕ РАЗДЕЛЯЮЩИЕ ДОБРО И ЗЛО РЫБЫ - ТОТ ЗНАК, КОТОРЫЙ ВХОДИТ В САМЫЕ ТЁМНЫЕ И НЕЛИЦЕПРИЯТНЫЕ СТОРОНЫ БЫТИЯ, ПОЭТОМУ ВО МНОГОМ ИДЕАЛ ЕГО - ВОЛЯ, КОТОРОЙ ОН БЫ СМОГ ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ

«Не разделяющие добро и зло Рыбы - тот знак, который входит в самые тёмные и нелицеприятные стороны бытия, поэтому во многом идеал его - воля, которой он бы смог им противостоять»

Не разделяющие добро и зло Рыбы - тот знак, который входит в самые тёмные и нелицеприятные стороны бытия, поэтому во многом идеал его - воля, которой он бы смог им противостоять. В позитивном смысле - это сила воли (качество противоположного знака Девы, Церера), которая в Каббале трактуется как масах - экран: способность отражения, "экранирования" любви, даром предоставляемой человеку Богом (подобно тому, что планета наслаждения Венера в Деве падает). Человек должен развить в себе волю отказа и противодействия (Плутона, который трактуется как эзотерическая планета Рыб), а потом способности принять лишь полезное (Церера). Отказавшись от света, он будет достоин принять его, и это поможет решить задачу исправления самых тёмных и грубых форм материи. Отсюда происходит такой парадокс, что наиболее грубые души при исправлении смогут получить и большее количество света, поскольку именно через них он должен проникнуть до самого низа материи (Плутона).

Согласно той же идее, часть творения (Малькут в Малькуте, в астрологической системе соответствует образу планеты Прозерпины) оказалась навсегда лишена божественного света. Творец допускает это, и пока мир несовершенен и незавершен, хранит её в таком состоянии. "Творец не забывает о Малькут, низвергнутой в Землю, и всякий раз, когда он вспоминает её, содрогаются все триста девяносто небесных сводов и Творец роняет, горящие как огонь слёзы о Шехине - Малькут, низвергнутой во прах земной, и они падают в глубины большого моря. И от силы этих слёз оживает царь моря Роав и благословляет Творца, и клянётся поглотить всё, с первого дня Творения, в то время, когда соберутся все народы вокруг святого народа, высохнут моря и пройдёт Израиль по суше." ("Зогар")

Это перекликается с идеей отрицательного противовеса, который необходим для реализации замысла Бога. Он возникает при творении мира как клифот - скорлупы, фиксирующей минусовые качества творения, которые помогают проявиться положительным. В астрологии эта роль достаётся знаку Скорпиона - всеми нелюбимой части эклиптики, которая, однако, имеет равное право на существование с остальными одиннадцатью. Строго говоря, Бог не создавал зла: он устремил Вселенную к добру - но он создал те условия, в которых мы можем отодвигать цель творения и тем служить злу, которое сами же создаём. И даже это отчасти способствует добру: поляризации, устремляющей некоторую противоположную часть мира к благу,- и в этом смысле тоже служит божественному замыслу.

Для знака Рыб - знака смешения - поляризация мыслится необходимой: именно при помощи её из хаоса некогда возникла Вселенная, о чем рассказывают все мифологии мира. Поэтому знак Рыб и иудаизм способен принять и даже оправдать зло минусовых проявлений жизни. Однако если мы, воспитанные по-овенски прямолинейной христианской культурой, будем оправдывать зло мира без оглядки на мировоззренческие и психологические особенности знака Рыб, мы рискуем сразу оказаться в положении Иуды Искариота и попасть в эмоционально безвыходный тупик, потеряв всякую надежду на лучшую жизнь.

Намёком и тайной философия иудаизма раскрывает нам нептунианскую идею смешения добра и зла и относительности всех проявлений мира по сравнению с невидимым абсолютом. Рыбы смиряются перед страданиями мира (проявлением Плутона), оправдывая внешнее зло непостижимостью творения Бога. Этически - тем, что Он, обладая всеми качествами в максимальной степени, всё равно страдает больше. А рационально любое страдание оказывается относительным перед лицом конечной цели возрождения, и такое взгляд на вещи делает веру Рыб "взрывоопасной" - подобно планете Марс, правящей началом буйной весны: устремляющей к концу мира, ради его совершенства.

Проследим здесь логику архетипов: целевой знак Козерога является следующим кардинальным знаком по отношению к знаку Овна, и потому сама идея нового рождения подразумевает цель (а значит, определённость, ограничение и зло смерти). Раз мир имеет цель, значит, Бог сотворил его не до конца, а с точки зрения конечной цели Он непостижимо добр к людям. Их частные страдания лишь служат Его замыслу: а потому не надо отказываться от них, надо их принять.

Предыдущая страница:

  • Сочувствуя всему, он не разделяет тёмное и светлое, и поэтому он не полагается на личный путь (как кардинальные знаки), но стремится к контакту с теми, кто лучше его, чтобы попасть под благотворное, а не под дурное влияние...
Следующая страница:
  • Для того, чтобы сформулировать её этические законы по-сатурниански чётко, пришёл Моисей, имеющий овенский облик мессии-предводителя, ведущего народ за пределы старой цивилизации Египта и старой веры...

Облако тегов:

На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди стремились к познанию добра и зла. Ещё в глубокой древности мудрецы заметили неразрывную связь между этими противоположными явлениями физического и нематериального миров. Одно невозможно без другого, как тьма без света, жизнь без смерти, болезнь без здоровья, богатство без бедности, ум без глупости и т. д.

Обереги - неотъемлемая часть быта различных этносов

Исследователи, археологи и историки, изучавшие памятники старины, обнаружили, что в древних манускриптах и на предметах быта, найденных в самых разных уголках земли, рядом с изображением житейских событий встречаются повторяющиеся знаки, как будто бы фиксирующие нарисованные сюжеты или показывающие причины запечатлённых явлений. В одних случаях - это причудливые значки, в других - живые существа с частями тел от разных животных, в третьих - сами животные.

Одна часть символов выглядит статично, другая, напротив, как бы содержит в себе движение. И хотя большинство из них производило впечатление отстранённости и нейтральности, исследователям далеко не всегда и не сразу удавалось однозначно охарактеризовать их суть и смысл: что же что в них заключено - добро или зло, причина или следствие? Это касалось инь-яна, уробороса, хамсы, колохорта, анкха, молвинца, некоторых символических животных, богов и т. д.

Оказывается, эти знаки призваны уравновешивать антагонистические силы, создавать равенство между ними.

Известно, что слишком много добра порождает зло и, напротив, - избыток зла открывает возможности для проявления доброты. Перевес как одной, так и другой силы чреват большими бедами. Поскольку в мире всё взаимосвязано, а человек мал и беззащитен, - ему на помощь приходит невербальная магия оберегов.

И добра, выравнивающие взаимное влияние противоположных стихий, нейтрализующие зло и привлекающие добро, с давних времён принято было рисовать на стенах домов и на предметах утилитарного назначения. Амулеты-обереги, воплощавшие желаемое намерение, носили на теле, надеясь таким способом уберечься от несчастья или добиться осуществления заветной цели.

Хамса

Этот символ добра и милосердия считается оберегом иудеев и мусульман, однако он появился задолго до возникновения монотеистических религий. По одним источникам, симметричная ладонь, хамса, - принадлежность языческих культов древней Месопотамии, по другим - Египта.

По древнеегипетским верованиям, пальцы хамсы - это божественные супруги Осирис и Исида. Центральный палец - их сын Гор, а два крайних олицетворяют духов предков.

По всем традициям открытая ладонь - хамса, символизирует деторождение, здоровье и защиту от дурного глаза. Её, как универсальный амулет, вешают в автомобилях, в квартирах, прикрепляют к браслетам и цепочкам.

Ювелирные украшения - кулоны и серьги в виде симметричной ладони, изготавливают из золота и серебра, украшают драгоценными камнями, эмалью и гравировкой.

Рука Фатимы

В исламе рука Фатимы, или хамса, олицетворяет пять столпов этой религии - соблюдение поста во время Рамадана, щедрость к бедным, джихад, паломничество в Мекку и ритуальное омовение.

Ладонь Фатимы является национальной эмблемой Алжира и изображена на Государственном флаге республики.

История звучит так:

Фатима была дочерью пророка Магомета. По преданию, она могла прикосновением своей руки исцелять больных. Однажды, когда она варила обед, в дом вошёл её муж со своей любовницей, Фатима от неожиданности выронила ложку и продолжила размешивать горячее кушанье обнажённой рукой. Горе, ревность и отчаяние лишили её чувствительности. С тех пор мусульманки прибегают к помощи ладони Фатимы, когда им нужна моральная поддержка и защита от различных проявлений зла.

Рука Мириам

По иудейской традиции хамса олицетворяет Пятикнижие Моисея (Тору, Танах) - Книги Бытия, Исхода, Левита, Чисел и Второзакония, а также пять букв иврита и пять органов чувств, что означает - человек должен зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом постоянно стремиться к познанию Бога.

Рука Мириам, или Яд А-Хамеш, - это рука сестры божественных Посланцев - Аарона и Моисея. На одной стороне иудейской хамсы изображено Всевидящее око Создателя, а на другой - звезда Давида или слова Амиды.

Китайский символ равновесия сил добра и зла

Китайский символ добра и зла, инь-ян, представляет собой чёрно-белый круг, разделённый волнообразной линией на две одинаковые части. Чёрное и белое как бы перетекает одно в другое, и, в то же время, берет начало друг в друге. Внутри каждой части присутствует небольшой кружок противоположного цвета.

По мнению жителей Китая, в этом рисунке зашифрована суть мироздания, природа Дао, - постоянное взаимное проникновение противоположностей и перерождение. Мир гармоничен и человек должен это понимать.

Созерцание символа инь-ян даёт ощущение справедливости мироустройства, веру в то, что за печальным событием всегда следует радостное, как ночь сменяет день - это неизбежно. Важно только правильно относиться к сменяющимся реальностям и не рассчитывать на возможность вечного счастья и радости.

Инь-ян - не только общечеловеческий символ гармонии мира. Иногда влюблённые юноши и девушки используют его для выражения любви и преданности. Они покупают амулет инь-ян, разделяют его на половинки и дарят друг другу. Инь - чёрного цвета и символизирует женщину, а ян - белого и символизирует мужчину. Девушка берёт себе белую половинку, а юноша - чёрную. Таким способом они накладывают на себя обязательство хранить верность друг другу.

Птицы в китайской традиции

Если инь-ян призван гармонизировать всё окружающее пространство и уравновешивать противоположные стихии, то для достижения желаемой цели в какой-либо конкретной области китайцы используют специальные символы узконаправленного действия. Вековые наблюдения за повадками зверей и птиц дали жителям Поднебесной знания об их особенностях и о том, какую пользу можно извлечь из символов, изображающих этих животных. По мнению жителей Китая, птица - символ добра, любви, материального достатка и успешной карьеры.

Почти в каждом китайском доме, в его юго-западной части можно увидеть керамические изваяния пары влюблённых уточек-мандаринок. Китайская философия приписывает им такие свойства, как верность, любовь и нежность, ведь они создают пары на всю жизнь.

На столе, расположенном посередине южной стены, размещают фигурки петухов. Эти смелые птицы всегда защищают свои гаремы от обидчиков и бдительно следят за тем, чтобы все курочки были сыты, довольны и никто из них не потерялся и не отбился от стаи. Считается, что петух - лучший помощник в делах продвижения по служебной лестнице.

Юго-восточный угол квартиры - зона, притягивающая в дом материальное благополучие. Здесь можно встретить фигурку или изображение огненной птицы феникс.

В китайском доме всегда найдётся уголок и для других птиц, приносящих удачу, - сов (для защиты от плохого влияния посторонних людей), воробьёв и голубей (для мира и согласия между супругами), цапель (для долголетия), орлов (для силы воли и решительности), глухарей (для респектабельности и уверенности в себе), лебедей (для чистоты мыслей) и соколов (для храбрости и победы в состязаниях).

Птицы, олицетворяющие силы добра и зла в Древнем Египте

В Древнем Египте мифические птицы Великий Гоготун и Вену считались богами, а убийство сокола, коршуна или ибиса каралось смертной казнью.

Бог Луны, мудрости и правосудия, Тот, имел голову ибиса. Эта птица предвещала египтянам будущее. Считалось, что она управляет разливом Нила, а это напрямую связано с тем, каким будет урожай плодов земли.

Один из трёх главных египетских богов, Гор, владевший анкхом, ключом, открывающим все дороги судеб, имел голову сокола. Эта птица покровительствовала фараонам и защищала их.

Богиня Нехбет имела крылья и хохолок коршуна. Она давала фараонам власть и покровительствовала добыче драгоценных металлов. К Нехбет обращались за помощью и простые люди. Её огромные крылья укрывали от любой опасности и разгоняли силы зла.

Кошка в культе египтян

Египтяне поклонялись не только птицам, но и зверям. Кошка в египетском культе символизировала добро, веселье и плодородие. Это животное - дар богов людям. Её воплощение - прекрасная богиня Бастет с головой кошки. В её честь строились храмы, а город Бубастис, посвящённый Бастет, был первым египетским городом, в который пришла Дева Мария со своим Божественным Сыном во время их бегства от царя Ирода.

Если Бастет не получала должного почитания, то превращалась в злую Сехмет с головой львицы.

Кошки в Древнем Египте служили защитой урожая пшеницы, которую египтяне поставляли во многие страны мира. Эти животные не давали грызунам портить запасы зерна и разрушать амбары. Человека, убившего кошку, забивали камнями насмерть. В случае пожара или затопления кошек первыми выносили из дома в безопасное место.

Кошки в Древнем Египте погребались вместе со своими хозяевами в общем склепе. Их мумифицировали или сжигали в специальных крематориях. Если кошка умирала, то её хозяева несколько дней соблюдали траур - мужчины сбривали брови, а женщины облачались в соответствующие платья. Статуэтки Бастет, как символы добра и материального процветания, до сих пор украшают дома современных египтян.

Анкх

В последние десятилетия древние сакральные символы (в частности египетский анкх) начали активно использоваться молодёжью для выражения исключительности своей субкультуры. Так готы, эмо, панки, хиппи и другие с удовольствием носят на запястьях и шеях амулеты, скопированные с найденных в гробницах фараонов или подсмотренные в славянских Ведах.

Египетский ключ жизни, анкх, имеет не менее глубокое содержание, чем китайский символ добра и зла, инь-ян.

Древние египтяне верили, что короткая жизнь человека в телесной оболочке является не только не конечной, но и не самой главной. Основная жизнь происходит в Дуате, за порогом смерти. Открыть дверь в загробный мир может только божество, владеющее анкхом. Этот ключ многозначен. Он символизирует мужчину и женщину, восход солнца и движение жизненной энергии внутри человеческого тела, а также доступ к тайным знаниям и защиту от сил зла.

Первые христиане Египта, копты, объявили анкх символом своей веры. Первоначально ключ жизни принадлежал Осирису. Христос стал его восприемником, и анкх, наряду с другими знаками - двумя рыбами, альфой и омегой, якорем, кораблём и прочими, вплоть до начала крестовых походов прочно ассоциировался с христианством.

Анкх - символ добра, мудрости и победы над злом. Это также и дерево жизни, где кольцо - крона и горний мир, а стержень - ствол дерева и путь человека.

В средние века анкх вешали над кроватью роженицы, дабы роды прошли благополучно и в мир пришёл новый человек, наделённый крепким здоровьем и счастливой судьбой.

Уроборос

Китайский символ добра и зла инь-ян - поздняя трансформация аналогичного по смыслу и значению древнейшего ближневосточного уробороса.

Уроборос - змея, свернувшаяся в кольцо и кусающая себя за хвост или извергающая саму себя. Это один из старинных знаков, содержащий в себе очень много значений, в том числе - цикличность всего в природе и постоянное круговое движение сил мироздания. Голова змеи олицетворяет внутренний мир человека, а хвост - окружающую действительность. Суть символа в том, что человек, равно как и вся природа, творят себя сами и находятся в постоянной тесной взаимосвязи. Всё длится, ничто не заканчивается, все процессы неизменны и аналогичны друг другу.

По одним источникам, уроборос, как символ добра и зла и их вечного круговорота, как модель реального мира, был придуман и нарисован ученицей знаменитой учёной Марией-еврейкой во времена По другим источникам, он был известен с 1600 г. до н. э. и также из египетских захоронений.

Уороборос - самый точный и самый знаменитый символ добра и зла, смерти и перерождения, вечности и бесконечности, вселенной и звёзд, рая и ада, земли и воды.

Дохристианские символы добра и зла на Руси. Колохорт

Представление о добре и зле, о цикличности и непостоянстве материального мира у древних славян не слишком отличалось от того, что мы знаем о других народах. Даже главный символ добра на Руси, колохорт, представляет собой круг, из центра которого выходят восемь противоположно направленных лучей, олицетворяющих уравновешивающие друг друга движения - посолонь и противосолонь. Это перекликается с китайским символом добра и зла, а также с уроборосом.

Колохорт символизирует солнце и вечный круговорот явлений природы. С ним связывали и бога Ярилу, который рождался, расцветал и умирал каждый год в одно и то же время. Ярила даровал русичам богатый урожай плодов земли, победу в ратных делах, согласие и любовь в семьях.

Ярила, воплощённый в колохорте, как славянский символ добра и зла, имел также власть над духами предков, над жизнью и смертью.

Молвинец

Молвинец - славянский символ добра, дар бога Рода, аналог хамсы и анкха. Он похож на колохорт, но не заключает в себе движения. Данный оберег по своему исполнению выглядит статичным, так как состоит из двух скрещенных и переплетённых между собой замкнутых ломаных линий, напоминающих цифру 8. Молвинец - мощный оберег от сглаза, дурных мыслей, болезней и несчастья.

Молвинец наделяет даром слова и убеждения, а также защищает от злой молвы и сплетен. Он больше всего подходит юристам, писателям, журналистам, политикам и управленцам разного ранга, хотя помогает и представителям других профессий.

Птицы в русской традиции

«Птицы - самые свободные и счастливые существа на земле», - так считали наши предки, славяне. Птицы не привязаны к одному месту, они имеют возможность путешествовать по всему миру. Для них открыты и заоблачные, божественные просторы. Не случайно символ добра в сказках - белый лебедь. Частенько главный герой, попав в беду, находил защиту и укрытие под крыльями этой прекрасной птицы.

Пара лебедей хранит верность друг другу на протяжении всей жизни, а то, как заботятся они о своих птенцах, заслуживает отдельного рассказа, ведь высиживают яйца оба супруга по очереди. Вдвоём они добывают пропитание для птенцов, вдвоём и отбиваются от врагов.

Петух - ещё один персонаж, занимающий почётное место в пантеоне славянских птиц, приносящих добро и мир. Громким криком петух разгоняет силы зла. После третьего кукареканья нечистая сила покидает пределы слышимости этого звука. Хозяйственный и внимательный петух настраивает и своих хозяев на ответственное отношение к домашним делам.

Символы добра и зла в христианской традиции

Первоначальная христианская символика была напрямую связана с ближневосточной. Старинные атрибуты добра, равенства между людьми, вечной жизни после физической смерти и прочие активно использовались христианами, но не были изобретены ими. Это утверждение не касается лишь креста, на котором распяли Иисуса. Распятие было утверждёно в качестве официального добра над злом только после того, как царица Елена, мать римского императора Константина 1, в 326 году провела раскопки в Иерусалиме и нашла чудотворные священные реликвии, связанные с жизнью Господа Иисуса Христа, а вместе с ними и Животворящий Крест.

До этого эмблемами христиан было более двух десятков различных объектов, в том числе, растения, животные и др. Корабль ассоциировался с Ноевым ковчегом и напоминал христианам о необходимости умения ждать, терпеть и верить в спасение. Якорь намекал на прочность и устойчивость нового учения.

В символике ранних христиан большое место занимали птицы. Так, голубь означал святого духа и чистоту намерений (он и сейчас используется в этом значении), петух символизировал рождение к новой жизни после совершения ритуала крещения во имя Святого Духа, павлин олицетворял бессмертие и нетленность святых мощей, так как мясо этой птицы не разлагается в земле, а феникс - воскрешение из мёртвых.

Современное использование оберегов

Несмотря на то, что современная официальная Церковь считает использование амулетов языческим фетишизмом, трудно понять, почему только крест, который также является своеобразным оберегом, может защитить от различных проявлений зла, ведь созерцание и осмысление древних символов, олицетворяющих мироздание, настраивает на духовное и философское отношение к переменами, происходящим в нашем неспокойном мире, и рождает позитивное настроение.

Сомнительно, что созерцание инь-яна, уробороса, хамсы или колохорта спровоцировало бы осуждение у Иисуса Христа или Магомета, как вызвали у Христа гнев купцы, торговавшие в храме некими сомнительными священными реликвиями, подобно тому, как в нынешних церквях продают золотые кольца и цепочки, посуду и прочие предметы роскоши и утилитарного назначения за так называемое «рекомендованное фиксированное пожертвование».

Назначение амулетов, символизирующих победу добра над злом, - установление мирных отношений между людьми. Очень похвально, что гармонии вновь стали востребованными и популярными у самых разных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

Теодицея

Вивекананда пишет, что Рамакришна к концу жизни достиг такого духовного уровня, что вообще перестал видеть в мире зло и видел одно добро. (Веданта говорит, что всякий человек видит зла в мире не больше, чем есть в нем самом.) Читателя, надо думать, покоробят такие слова. А как же, скажет он, концентрационные лагеря и пуля дум-дум? Неужто это тоже добро?

Проблема теодицеи, то есть оправдания Бога, попустительствующего злу на Земле, стоит давно. Опуская исторический обзор, отметим следующее. Прежде всего, сама постановка вопроса предполагает личного, то есть антропоморфного Бога, который оценивает добро и зло приблизительно так же, как и мы. В то же время ясно, что зло не с человеком появилось, а присутствовало в эволюции всегда (см. гравюру Брейгеля "Большие рыбы пожирают маленьких"). Особое отношение к специфически человеческому злу связано с наивным антропоцентрическим представлением о человеке как о "венце творения". Тогда, действительно, Бог несет повышенную ответственность за несовершенство человека и зло ему присущее. Попытаемся, однако, встать на более объективную точку зрения.

Проблема зла (к сожалению) сильно эмоционально окрашена. "Непримиримая ненависть ко злу" и "страстное желание добра", с одной стороны, сильно затрудняют объективное изучение вопроса, а с другой заставляют предположить определенный невроз, как в личном, так и в общественном сознании. О причинах этого невроза нетрудно догадаться даже без помощи Фрейда и Юнга. Она заключается в том, что зло есть символ угрозы существованию особи и вида. И чем дальше от нас, тем более объективной становится наша точка зрения, заметно при этом видоизменяясь.

Однако, если смотреть на жизнь с эволюционной точки зрения и считать злом увеличение энтропии, а добром усложнение существующих систем (с точки зрения кибернетики), то именно гравитационный коллапс (то есть образование черной дыры) следует считать наибольшим злом, так как он приводит к максимальной утрате информации (из черной дыры ее вообще не поступает, оттуда не выходит ни один луч света), то есть, по определению, к увеличению энтропии.

"Так вот она, гармония природы,

Так вот о чем шумят во мраке воды,

О чем, вздыхая, шепчутся леса!

Лодейников прислушался. Над садом

Шел смутный шепот тысячи смертей.

Природа, обернувшаяся адом,

Свои дела вершила без затей.

Жук ел траву, жука клевала птица,

Хорек пил мозг из птичьей головы,

И страхом перекошенные лица

Ночных существ смотрели из травы."

Н. Заболоцкий

Следует или признать, что князь мира сего сатана, или что Божественное понимание добра и зла отличается от нашего.

Воздействие на мир

Имеется, впрочем, одно существенное обстоятельство. Сами понятия добра и зла даны человеку в двух противоположных аспектах. Первый, свойственный всем живым существам это воздействие мира на субъект. Добро это то, что помогает выжить особи или виду еда, солнце, самка; зло это то, что мешает выживанию. Второй аспект уже требует самопознания. Это оценка своего воздействия на мир. Способность членить свою деятельность на поступки и оценивать их с моральной точки зрения по отношению к различным частям внешнего мира, несомненно, является врожденной. Воспитание, конечно, влияет на критерии оценки, но сама способность явно дана свыше. Это означает, что у человека имеется интуитивное представление о том, что для мира хорошо, а что плохо. Разумеется, это представление сильно зависит от того, насколько хорошо человек воспринимает внешний мир и, кроме того, сильно искажается общественным воспитанием, преследующим узкую цель сохранения вида, и эгоизмом. Однако, по-видимому, ощущения добра и зла во втором аспекте предназначены для ориентации человека в мире. Индивидуальное зло тогда есть ощущение того, что человек отягощает мировую карму. Понятие мирового зла получается переносом индивидуального зла на антропоморфного Бога. Однако джнани-йога рассматривает в качестве первопричины эволюционирующей Вселенной безличный Абсолют (включающий личного Бога как часть), и поэтому задаваться вопросами типа "зачем Бог создал Вселенную" и "почему Он создал ее так, а не иначе" бессмысленно, так как эти вопросы предполагают человеческую логику Создателя. Можно, однако, задаваться вопросом, какую роль играет то или иное явление. В частности, добро и зло имеют, таким образом, двоякую функцию: будучи оценками воздействия мира на субъект, они дают ему возможность сохранить существование, а будучи оценками участия субъекта в мире, ориентирует его в мировой карме.

Сознание и зло

Выше (глава 2) уже отмечалось, что, сознательно или подсознательно, критерий выбора всегда эстетический. Человек гармонизирует ту часть мира, которая доступна его сознанию, точнее говоря, сознанию его сердца. Так, эгоист, у которого сознание сердца сужено до пределов своего эго, стремится максимально заботиться о своем низшем "я"; националист думает только о судьбе своей нации; диктатор стремится создать максимально мощный и гибкий аппарат управления своими подданными, поскольку в его сердце помещается лишь одна идея: их полное повиновение. Однако зло возникает не от того, что сознание сужено, а от того, что оно не соответствует духовному уровню человека. Так, осознание своего "я", то есть отделение себя от мира, равно как и появление самосознания нации и организация человеческих коллективов были в свое время величайшими событиями в духовной жизни человечества. Если, однако, расширение сознания сердца тормозится, человек начинает создавать гармонию в слишком малой (по его карме!) части Вселенной, неизбежно уродуя при этом Вселенную как целое.

Существенно, что именно сознание сердца определяет, творит человек добро или зло. Если эгоист решит (например, под влиянием авторитетного для него лица), что ему необходимо проявить заботу об окружающих, то это означает, что расширилось его ментальное сознание, но не сознание сердца. И если он действительно начнет действовать в духе бескорыстной помощи, он скоро почувствует, что ему противно, что он лицемерит и все равно (непонятно почему) совершает зло, ничего хорошего у него не получается. Иначе быть и не могло. Для того, чтобы бескорыстно заботиться о каких-то людях, необходимо расширить сознание сердца, включив их в эту сферу. Сделать это ментальным усилием или по воле эго невозможно. В равной мере никакие чисто ментальные усилия со стороны других людей и вообще "горизонтальные" обмены (то есть взаимодействия без духовной цели) не могут расширить сознание сердца.

Аналогично решается проблема творчества и зла. Если сознание человека сужено относительно его духовного уровня, он неизбежно творит зло. Плохие картины, неудачные романы, мелкая философия выкидываются человечеством за борт, но отравляют океан Бытия. Их ядовитые испарения оказывают влияние на всю историю мира.

Эволюция взглядов

Рассмотрим теперь эволюцию взглядов на добро и зло в процессе духовного роста. Здесь наблюдаются две тенденции. Первая из них заключается в том, что человек начинает воспринимать близко к сердцу все больший круг объектов, и для него становится все важнее определять свое нравственное отношение к ним. Вторая тенденция заключается в том, что эмоциональное отношение к своему и чужому добру и злу постепенно уходит, мир видится все более цельным и гармоничным, а добро и зло выступают как различные варианты одного пути кармы (зло более окольный путь). Бердяев проводит мысль о необходимости зла для осуществления свободы воли; а свобода воли как раз и употребляется для выбора своего варианта личной кармы.

(Автору не очень легко писать эти строки сейчас, в 1984 году, когда сгущаются темные силы вокруг Земли, и само существование земного человечества через двадцать лет весьма проблематично. Однако и у тупиковой ветви эволюции могут обнаружиться объективность и честность, а анализ "изнутри" сильного эсхатологического ощущения ожидания скорого конца света представляется очень важным для Космоса. Здесь автору опять вспоминается одна из главных мыслей Бердяева, что Бог ждет творческого импульса человека, и особенно в такие минуты.)

Вивекананда сравнивает зло с железной цепью, а добро с золотой, и рекомендует отбросить сначала железную цепь, а потом и золотую и быть свободным. Это можно трактовать следующим образом. Сначала человек борется со злом в себе, то есть стремится не совершать таких поступков, которые по его внутреннему ощущению приносят вред объекту. На следующей ступени он стремится делать добро, то есть совершать те поступки, которые, опять-таки по его внутреннему ощущению, приносят пользу объекту. При дальнейшем росте он постепенно обнаруживает, что его внутренние критерии добра и зла начинают плыть. Оказывается, что любой поступок влечет множество последствий, частью дурных, частью хороших, а частью таких, что он не может их оценить. Многое из того, что раньше представлялось ему несомненным добром, равно как и несомненным злом, становится проблематичным, а внутренний голос молчит. Однако мир представляется все более наполненным внутренним смыслом, и каждый поступок получает все более отчетливую внутреннюю оценку такого рода: ведет он к увеличению мировой гармонии или нет. Это и становится критерием выбора, и человек оказывается "по ту сторону" добра и зла.