При выборе ботинок для беговых лыж необходимо определиться как часто и каким стилем предполагается бегать. Если планируется выходить на лыжню всего лишь несколько раз за сезон, то стоит ли тратить серьёзные суммы на экипировку? И наоборот, если предполагается довольно часто кататься на лыжах или вовсе заниматься спортом, то к выбору ботинок нужно подойти посерьёзнее.
В том и другом случае можно подобрать достойные и качественные ботинки и крепления. Вообще, цена при выборе ботинок и креплений играет далеко не главную роль. Самое важное, чтобы в выбранной спортивной обуви было удобно бегать. А вот о креплениях стоит задумываться только после того, как уже выбрали ботинки. Это потому, что они изготавливаются под конкретный тип креплений.
Многие фирмы выпускают модели ботинок, специально рассчитанные на мужчин и на женщин, а также детские модели. Это разнообразие продиктовано различием в анатомическом строении. У мужчин стопы гораздо шире, чем у женщин. Кроме того, женские и детские ботинки делают более нарядными.
Раз уж выбор лыжных ботинок и креплений к ним взаимосвязаны, то стоит немного узнать и о лыжных креплениях.
Для валенок крепления для лыж бывают мягкими, сделанными из кожаных ремешков. Для другой обуви, крепления могут быть полужёсткими и жёсткими. Такими были крепления очень давно. И сегодня они уже не применяются для бега на лыжах. В валенках сегодня никто не катается на лыжах.
Сегодня все катаются в лыжных ботинках. Но ботинки тоже бывают различными. Они ведь изготавливаются под определённые крепления. А какие их виды используют сегодня?
Сегодня используются четыре типа лыжных креплений:
Рассмотрим поподробнее каждый тип крепления.
NN 75 или Nordic Norm 75, где цифры обозначают ширину крепления. Это уже малоиспользуемый тип креплений. Он представляет из себя металлический корпус в виде подковки с тремя стержнями — выступами. Для него используется ботинок с выступающей немного вперёд подошвой. На стержни крепления он устанавливается, выступающей частью подошвы, в которой есть соответственно три отверстия.
Затем передняя, выступающая часть подошвы зажимается металлической скобой и защёлкивается специальной защёлкой. Ботинок с таким креплением держится на лыже недостаточно плотно и может немного болтаться. Для конькового хода он вообще не приспособлен. Но ведь ещё каких-то двадцать лет назад именно на таких креплениях и ботинках и катались все.
Но прогресс не стоит на месте. И норвежская компания Rottefella усовершенствовала своё творение, и не мудрствуя лукаво назвала его NNN, добавив в старое название ещё одну букву.
NNN или New Nordic Norm. Крепление выполнено в виде пластины, которая крепится на лыжу. Она имеет две продольные направляющие, которые фиксируют ботинок от поперечного перемещения. На подошве ботинка предусмотрены две продольные выемки под направляющие крепления. В передней части подошвы ботинка вмонтирован поперечный стержень, которым он защёлкивается на креплении.
Таким образом ботинок фиксируется в продольном направлении. А чтобы он не болтался на этом стержне, его передняя часть упирается в специальную резинку — упор. Подбирая жёсткость этой резинки можно управлять жёсткостью всего крепления. Креплениями компании Rottefella пользуются такие известные компании как Rossignol, Fischer, Alpina, karhu.
NlS или Nordic lntegrated System появилась в 2005 году всё в той же компании Rottefella. Крепление ставится на лыжи без использования шурупов. Однако лыжи должны быть для этого специально подготовлены. На них должна быть установлена платформа NIS. В остальном крепления почти не отличаются от прежней версии.
Этот тип креплений используют такие гранды спортивной экипировки как Rossignol, Alpina и Madshus. Соответственно и цена у таких креплений выше.
SNS или Salomon Nordic System – крепления для беговых лыж разработанные, как видно из названия, французской компанией Salomon. Ботинок фиксируется на лыже с помощью одной продольной направляющей. Впереди ботинок зафиксирован упором из резины.
Компания выпускает 2 модели креплений: Pilot и Profil . Крепления первого типа специализированные и предназначены только для использования при коньковом ходе. Из-за этого они имеют две направляющие, а вместо резиновых упоров применены пружинные. А модель Profil является универсальной и традиционной для фирмы. Креплениями компании Salomon пользуются Adidas, Atomic, Spine, ну и сама фирма Salomon.
Сказать однозначно какие крепления для лыж лучше нельзя. Но попробуем всё же разобраться в этом вопросе.
Устаревшее крепление NN 75, хоть и используется всё реже и реже, но значительно дешевле других типов. И, несмотря на свои недостатки, всё ещё находит поклонников. Кроме того, его часто покупают детям. Цена его сравнительно небольшая, а растущему ребёнку ботинок придётся менять уже через год – два.
Крепление типа NIS используют в основном профессионалы и увлечённые спортсмены. Это связано прежде всего с его ценой. А преимущества не столь очевидны. Поэтому самые распространёнными креплениями являются NNN и SNS.
Крепления обеих типов похожи по форме друг на друга. Принципиальных различий тоже немного. Основное различие в том, что тип SNS использует одну продольную направляющую, а тип NNN имеет две продольных направляющих. Для лыжника они примерно равнозначны. И те, и другие используют и спортсмены профессионалы и любители.
Для того, чтобы ботинки удобно сидели на ноге, они должны быть правильно подобраны по размеру. Для этого их необходимо померить. Мерить их нужно, одев те носки, с которыми их предполагается носить.
Если у лыжника уже есть некоторый опыт, то и хорошо. Если нет, то при выборе носков лучше немного перестраховаться. Или хотите, чтобы ноги мёрзли? А если нет, то можно приобрести специально для такого случая термоноски. А ещё подойдут бабушкины шерстяные носки. В крайнем случае можно одеть несколько пар носков.
После того как ботинки одеты, их зашнуровывают. Если есть возможность, нужно немного походить туда – сюда. Если выбирается обувь для классики, то попробуйте встать на носки, как бы выполняя толчок ногой. Если подбирается обувь для конька, то поставьте ногу с наклоном, имитируя коньковый ход. Если всё хорошо и ноге удобно, то можно покупать.
От того, коньковым или классическим ходом предполагается кататься, тоже зависит выбор ботинок и креплений. Разные стили предъявляют и разные требования к ботинкам и креплениям. Так, например, для конькового хода, ботинки делают более высокими и жёсткими. Для классики покороче и помягче. Все основные фирмы, выпускающие спортивный инвентарь, предлагают ботинки и для конька, и для классики.
Для конькового хода ботинки выпускают более высокими. Это сделано для того, чтобы зафиксировать голеностопный сустав. Стиль бега коньковым ходом предполагает, что во время толчка нога ставится с наклоном, а лыжа на ребро. И чтобы не вывернуть сустав и снизить на него нагрузку, его фиксируют высоким ботинком.
Здесь используется более плотная подошва. Сам ботинок более плотно садится на ногу. Он изготавливается с учётом анатомического строения ноги. Для конькового хода можно использовать ботинки с креплениями обеих типов: SNS и NNN. Кроме того, существуют комбинированные ботинки. Это, что-то среднее между классикой и коньком. А для фиксации голеностопа в них используется съёмная манжета.
Лыжные ботинки для классического хода, будь то изделие от Фишер, Саломон, Альпина или другой фирмы немного короче, чем для конькового хода. Здесь нет необходимости фиксировать голеностопный сустав. Но, всё же, ботинки для классики изготавливаются передовыми фирмами с учётом очень многих требований, предъявляемых к коньковым ботинкам.
Ботинок для классики немного легче конькового. В них используется более мягкая подошва. Крепления используются и SNS, и NNN. Только если предпочтение будет отдано типу SNS, следует учесть небольшой нюанс. Ботинки с креплением Profil не подходит на крепление Pilot. А наоборот, вполне подойдёт. Но не забывайте, что Pilot предназначен только для конькового хода.
Современные ботинки для лыж от известных фирм изготавливаются из высококачественных синтетических материалов и из качественной натуральной кожи, пуха. Поэтому они очень лёгкие и тёплые. Соответственно стоят они существенно дороже изделий менее известных фирм.
Разброс цен очень большой. Это и понятно. Начинаются они от одной тысячи за ботинки попроще, до нескольких десятков тысяч за изделие для профессионалов. Хорошие же можно приобрести за две – четыре тысячи рублей. Хорошие крепления также начинаются от тысячи рублей и заканчиваются многими тысячами.
Катание на лыжах — популярный вид спорта, покоривший сердца многих людей. Но прежде чем приступить к такой езде, необходимо подготовиться и правильно подобрать экипировку, в которую входят и крепления. Покупая крепежные системы, многие сталкиваются с проблемой выбора, поскольку не знают, в чем отличие лыжных креплений NNN и SNS, какие нужно покупать. Нельзя сказать какие из них лучше, поскольку оба вида имеют характеристики, подходящие для определенных стилей катания.
При выборе лыжных конструкций нужно учитывать: тип трассы, стиль катания, опытность спортсмена. Например, для горнолыжной дистанции нужны навыки, которые неприемлемы для катания на беговых лыжах.
Крепления для лыж NNN отличаются одноточечным сопряжением, что упрощает установку, демонтаж конструкции. А также на подошве расположены две направляющие, которые дают поперечную стабильность, не давая ботинку съезжать в сторону. Крепежи, как и ботинки бывают: коньковыми, классическими.
Конструкции NNN устанавливаются на лыжную платформу. Чтобы правильно распределить центр тяжести, можно размещать конструкции в любой позиции. Это удобно для настройки перед ездой по снегу различной плотности.
Крепления для лыж SNS имеют один направляющий флексор, который расположен посередине подошвы. Сопряжение может быть одноточечным, двухточечным. На моделях Pilot предусматривается закрепление ботинка в двух местах. При таком способе крепежа, отрыв подошвы от платформы минимален, что позволяет лучше чувствовать и контролировать лыжи.
Обе системы бывают: механическими, автоматическими. Разница конструкций в том, что механика застегивается вручную, а на автомате достаточно попасть пазом в механизм, с чем справится даже ребенок.
Профессиональные спортсмены используют механические крепежи, поскольку такие конструкции не расстегиваются даже при интенсивной езде. Чтобы застегнуть автомат, необходимо тщательно прочистить пазухи конструкции. Цены на механику выше, чем на автомат.
Исходя из строения и характеристик креплений, специалисты и профессиональные спортсмены выделяют такие отличия:
Перед приобретением спортивного инвентаря лучше проконсультироваться со специалистами. При покупке в профессиональных спортивных магазинах, например, в Декатлоне, можно получить нужную информацию у продавца, который поможет в приобретении: зимних лыж, лыжероллеров. Консультант даст инструкции по эксплуатации и ремонту креплений.
На чем следует основываться при выборе лыжного инвентаря:
Чтобы спортивный инвентарь прослужил как можно дольше рекомендуется придерживаться некоторых рекомендаций по уходу за конструкциями:
Прежде чем начать кататься на лыжах, нужно позаботиться об экипировке, поскольку даже профессиональный спортсмен не застрахован от получения травм, если он катается с плохим креплением. Лучше потратить больше денег и приобрести фирменный товар, который будет более безопасным.
Выходя на горнолыжный склон, мы встёгиваемся в крепления. И даже не задумываемся над тем, что современные - автоматические, крепления, соответствующие стандартным подошвам горнолыжных ботинок, появились совсем недавно, каких-то лет сорок назад.
Развитие основных конструкций шло довольно долго. Сначала была придумана защита ног от скручивания - передняя головка, которая освобождала носок ботинка при сильной нагрузке. Затем - открывающаяся вверх пятка, спасающая при падениях вперёд. И только потом конструкторы придумали механизмы не только для защиты лыжников от травм при падении, но и удобные в эксплуатации. Наконец, в конце 70-х годов прошлого века, были созданы крепления Salomon модели S727, конструкция которых включала все те механизмы, которые теперь обязательно присутствуют во всех моделях креплений: антифрикционная пластина и ски стопы, пятка, открывающаяся при помощи палки и закрывающаяся при вставлении ботинка.
Современные горнолыжные крепления выполняют множество функций. Передняя головка и пятка срабатывают при скручивании ноги, падении вперёд или назад. Передняя головка, помимо этого, возвращает ботинок на место при не слишком сильных ударах, а конструкции типа Free Flex обеспечивают независимость усилий срабатывания от прогиба лыжи. В конструкцию многих креплений включены амортизирующие удары вставки и механизмы, позволяющие отрегулировать их размер согласно размеру подошвы ботинка. И естественно, пятка позволяет легко встегнуться в крепления, просто поставив ботинок на место или раскрыть их нажатием палки или второго ботинка.
Но зачем такая сложность? Дело в том, что для точного управления лыжами они должны максимально чётко повторять все движения ног лыжника, то есть быть жёстко прикреплёнными к ботинкам. И поэтому становятся рычагом, который при падении может угрожать ногам лыжника. А значит, крепления должны очень чётко, без зазоров, удерживать ботинок и очень быстро срабатывать - отпускать его при возникновении опасной ситуации.
1. Шкала DIN передней головки. 2. Антифрикционное устройство. 3. Передняя головка. 4. Пятка. 5. Шкала DIN пятки. 6. Ски-стопы
Для того чтобы крепления срабатывали надёжно, они должны соответствовать принятым в индустрии стандартам. Другими словами, крепления рассчитаны на использование только вместе с определённым типом подошвы ботинка. В случае привычных горных лыж общепринятым является стандарт Alpine или ISO 5355 , которому соответствуют практически все горнолыжные ботинки и крепления, которые вы увидите в магазинах.
В настоящее время наиболее сложные (и недешёвые) горнолыжные крепления могут работать не только с горнолыжными ботинками с подошвой Alpine , но и с подошвами стандартов WTR , Touring (ISO 9523) или MNC . Есть и специализированные крепления для скитура , но такое снаряжение уже относится к специфике снаряжения для скитура и бэккантри. В дальнейшем мы будем иметь в виду только горнолыжные крепления, рассчитанные на совместную работу с горнолыжными ботинками.
Синий - подошва стандарта Alpine, белый - подошва WTR с закладными элементами для креплений скитур, красный - ботинок Race FIS, требующий фрезеровки подошвы
Крепления, рассчитанные на использование с ботинками, имеющими сертифицированную подошву любого типа - Alpine, WTR (Walk To Ride) и Touring. Обеспечивают максимальное удобство при использовании с ботинками всех стандартов без снижения степени безопасности при катании.
Крепления Salomon, рассчитанные на совместную работу с ботинками, оснащёнными подошвой стандарта WTR - подошва с рокером, в таких ботинках удобнее ходить.
Alpine и WTR - Большая высота подошвы ботинок WTR в зоне носка требует специальных креплений WTR
Все представленные в магазинах крепления можно разделить на две большие группы :
Наиболее распространены горнолыжные крепления, рассчитанные на продажу в комплекте с лыжами. В этом случае направляющие для установки креплений установлены на лыжу на фабрике, а продавцу или будущему владельцу достаточно просто вдвинуть крепления в специальные направляющие - «рельсы», и зафиксировать их при помощи рычажка. Конструкция большинства таких креплений позволяет смонтировать их без применения инструментов.
Сверху вниз : пластина Race для установки креплений при помощи винтов в предварительно подготовленные отверстия, пластина с рельсами и узлом регулировки в соответствии с длиной подошвы ботинка, лыжи без пластины для установки креплений при помощи винтов, отверстия сверлятся специальным сверлом с ограничителем и кондуктором.
В этой большой группе можно увидеть и варианты горнолыжных креплений для детей - ведь ширина и высота подошвы ботинок для маленьких лыжников отличается от моделей для взрослых. Естественно, такими креплениями комплектуются юниорские и детские модели лыж.
Также в этой группе большое число наиболее лёгких горнолыжных креплений , конструкция которых несколько проще, чем у тяжёлых и мощных моделей. Такие крепления предназначены для начинающих и тех, кто катается для отдыха, и рассматривает горные лыжи как пресловутый «комплекс мероприятий», в котором собственно катание занимает иногда далеко не первое по важности место. При разработке креплений этой группы обязательно учитывается преимущественное направления падения: назад или назад-вбок. Дело в том, что начинающие лыжники от страха часто садятся назад, когда спуск становится неуправляемым, при этом возникает наиболее опасная нагрузка на ногу - винтовая. Передняя головка креплений срабатывает, освобождая носок ботинка вбок и вбок-вверх, а пятка открывается при падении вперёд.
Более сложные крепления (тоже системные, то есть поставляющиеся в комплекте с лыжами) предназначены опытным лыжникам и экспертам. Передняя головка креплений этой группы имеет автоматические регулировки высоты и ширины носка ботинка. Иногда в конструкцию креплений включаются демпфирующие элементы и системы Free Flex. Эти крепления позволяют освобождать и носок, и пятку ботинка вверх под любым углом , поскольку падения лыжников могут происходить в самых разных направлениях.
Наиболее мощные и тяжёлые горнолыжные крепления могут поставляться системно, например - с моделями Race, такие модели устанавливаются на специальную интерфейсную пластину при помощи винтов. Также наиболее мощные крепления можно приобрести и отдельно, а затем установить на лыжи, продающиеся без пластин. Но в этом случае отрегулировать их под другой размер ботинка может уже не получиться. Это наиболее прочные крепления для горных лыж, рассчитанные на большие нагрузки и, соответственно, с более мощными пружинами и из максимально прочных материалов - стали и титанала. В моделях этой группы могут использоваться системы, позволяющие смещать крепления вдоль или поперёк лыжи для точной подстройки баланса лыжника. Также в наиболее сложных и мощных моделях увеличена эластичность - диапазон смещений ботинка, при котором крепления возвращают его на место . Крепление немного приоткрывается, реагируя на кратковременную ударную нагрузку, а затем возвращает ботинок. Диапазон смещений ботинка может доходить до 25…45 мм.
Слева направо: крепления простые, продвинутые и спортивные
Среди наиболее мощных горнолыжных креплений есть модели и для катания по подготовленным склонам, и для фрирайда . Такое различие вызвано различными условиями эксплуатации и требованиями к креплениям.
В случае моделей горнолыжных креплений Race , в первую очередь требуются максимально точная и быстрая передача усилий от ботинка к узкой (65 мм) лыже и возможность точно настроить крепления под конкретного спортсмена. Крепления для фрирайда должны надёжно работать в сочетании с широкими (до 125 мм и шире) лыжами, быть очень эластичными и амортизировать вибрации и удары. Для обеспечения таких разных требований в крепления вносят различные конструктивные изменения, например, увеличивают ширину основания, устанавливают более широкие ски-стопы, вводят в конструкцию демпфирующие элементы.
В этом материале речь не идёт о специализированных креплениях для скитура, поскольку они имеют совершенно другую конструкцию и не срабатывают при падениях.
Самой важной характеристикой креплений является диапазон усилий срабатывания по стандарту DIN.
Определить, подходят ли вам выбранные крепления, можно, используя простое правило: нужно разделить вес лыжника на 10, полученное значение должно находиться близко к середине диапазона срабатываний. Так, для лыжников весом 60-90 кг и не слишком агрессивном катании отлично подойдут крепления с диапазоном усилий 4…12.
Слева простые крепления для женских лыж с диапазоном усилий до 10, справа лыжи со спортивным характером с диапазоном усилий до 12
Сегодня практически все лыжи для начинающих и опытных лыжников, экспертов поставляются вместе с креплениями, которые устанавливаются на платформу. Такие платформы выполняют одну или две функции. Все платформы системных креплений предназначены для обеспечения простой и быстрой регулировки креплений под размер ботинка, для этого они оснащены рельсами и механизмом регулировки и фиксации в нужном положении.
Более сложные платформы системных креплений, например, ARC у Atomic выполняют ещё две задачи. Первая - гашение вибраций. Для этого в платформу встроены специальные демпфирующие элементы. И вторая, пожалуй, более важная - такие платформы обеспечивают независимость прогиба лыжи от зажатого в креплениях ботинка. Лыжа прогибается свободно по всей длине, дуга поворота получается очень ровной.
Существует большое число типов платформ, некоторые из них (для лыж Race) выполняются из металла, поскольку нагрузки на леденистых трассах соревнований профессиональных спортсменов не идут в сравнение с теми, которые испытывают платформы при катании любителей на мягком снегу.
А вот горнолыжные крепления для внетрассового катания ставятся на лыжи без платформ, поскольку при катании в сложных условиях такая установка креплений обеспечивает более точное управление широкими лыжами, меньшую нагрузку на суставы благодаря минимальному рычагу, которую создаёт связка ботинок-платформа-широкая лыжа и более точную обратную связь со склоном - информацию, которую лыжник получает от лыж о состоянии неоднородного снега.
Помимо диапазона усилий, особенности конструкции и веса, в информации о каждых креплениях (и с платформами, и без) приводится их высота. Точнее - высота подошвы ботинка над лыжей. В случае узких лыж такие платформы обеспечивают подъём ботинка над снегом, что позволяет не цепляться ботинком за склон при больших углах наклона вбок (закантовки). Кроме того, улучшается эффективность закантовки за счёт увеличения рычага - расстояния от подошвы ботинка до канта. Но процесс усиления воздействия на кант имеет и отрицательную сторону: все негативные воздействия со стороны склона передаются на ногу тоже усиленными. Из-за этого катание на лыжах с действительно высокими платформами (сейчас такие не выпускаются) более травмоопасно. После ряда несчастных случаев международная федерация лыжных видов спорта FIS ограничила высоту платформ в спорте - специальные требования, ограничивающие высоту подошвы ботинка в креплениях моделей Race. Так что всё хорошо в меру.
Начинающим лыжникам нужно снаряжение, которое бы обеспечило быстрый прогресс и минимум усталости. Чтобы снаряжение соответствовало этим требованиям, оно должно быть лёгким, поэтому и крепления для начинающих лыжников, детей и многие женские модели делаются из лёгких композитных материалов , по прочности почти не уступающих металлу. По мере того, как лыжник становится более опытным и начинает кататься быстрее, его снаряжение должно быть в состоянии поддержать его на более высокой скорости, испытывая более мощные нагрузки и удары. Такие крепления делаются из титанала и стали , конструкция усложняется, используются более мощные пружины - всё это влечёт и увеличение веса.
Вес более мощных лыж и креплений играет ещё одну роль: более стабильное поведение лыж на заданной траектории, что также требуется опытным лыжникам.
На фото крепления простые, продвинутые и спортивные (справа налево). Явно видно, как усложняется конструкция и появляются металлические элементы.
Чем мощнее (и дороже) крепления, тем сложнее их конструкция. При этом у креплений групп race и фриски (фрирайд и фристайл) конструктивные особенности свои. Пожалуй, можно назвать лишь две из дополнительных регулировок, которые могут использоваться во всех категориях креплений высокого уровня: ручная установка высоты и ширины крыльев передней головки, фиксирующих ботинок. Остальные регулировки и дополнительные системы совершенно разные.
Так, у креплений race может быть регулировка точного положения ботинка вдоль лыжи, регулировка положения носка ботинка в поперечном направлении, а также возможность отключения срабатывания передней головки в вертикальном направлении. Любителям большинство из подобных систем не требуются.
В конструкцию сложных моделей креплений для фриски Регулировку креплений лучше доверить специалисту. Дело в том, что при настройке усилий срабатывания необходимо учитывать массу факторов : рост горнолыжника, вес, возраст, опыт и скорость катания, и даже длину подошвы ботинка. Помимо этого, необходимо отрегулировать и усилие прижима ботинка вперёд, а такая регулировка далеко не очевидна.
Если всё же придётся отрегулировать крепления самостоятельно, то нужно придерживаться следующих правил:
Обслуживание креплений - процесс очень простой. Надёжность современных моделей такова, что они прослужат вам столько же, сколько и лыжи - возможно, и лет пятнадцать. Смазывать их необязательно, поскольку в них заложен пожизненный запас смазки, а ржавеющих деталей в конструкции креплений уже давно нет. Нужно только учесть, что попадание дорожных реагентов, грязи и песка внутрь механизма нежелательно, так что перевозить лыжи лучше в салоне автомобиля, а если на верхнем багажнике - то или в чехлах или в боксе. Если же грязь всё-таки попала на крепления (и, возможно, внутрь) - смойте её холодной водой. Горячую воду, моющие средства и растворители использовать не нужно, поскольку они могут удалить смазку из креплений.
Перед тем, как убрать лыжи на летнее хранение, можно вооружиться отвёрткой и ослабить пружины креплений. Но поскольку скользящую поверхность лыж перед хранением очень полезно покрыть консервирующей смазкой, можно попросить ослабить пружины мастера, который будет готовить ваши лыжи к «летней спячке».
Чтобы получить от катания на лыжах настоящее удовольствие, следует обратить внимание не только на выбор лыж, но и на качество креплений. Крепления это своего рода привод, важное звено между ногами, обутыми в ботинки, и собственно лыжами. От качества этого «посредника» зависит если не всё, то очень многое. Какое крепление для лыж лучше?
Правильно подобранное крепление плотно охватывает обувь, но при этом способно быстро отстегнуться в критической ситуации. Например, при неожиданном падении во время резкого поворота.
Ещё один важный момент! При больших нагрузках крепление должно реагировать адекватно – продолжать удерживать ногу на месте, а не сразу же отстёгиваться.
Выбор правильного крепления начинается с…подбора . Имея в своей спортивной экипировке подходящие по размеру и всем остальным характеристикам ботинки, можно приступать к выбору креплений под конкретную обувь и имеющиеся в наличии .
У креплений эта трансформация самая впечатляющая. Банальное привязывание ноги ремнём, пропущенным сквозь четыре пропиленных в лыже отверстия, заменили современные крепёжные системы из пластика и металла.
Ввиду широкого ассортимента лыжного инвентаря на рынке и буквального перевода большинства иностранных названий на русский язык, выбрать крепёж для новичка занятие не из лёгких. Особенно широко понятие «беговых лыж». Они могут быть «профессиональными», «гоночными», «прогулочными», «универсальными» и так далее.
Правильнее всего выбирать инвентарь, ориентируясь на скорость движения .
Крепёж осуществляется непосредственно на лыжи или на специальные платформы . Последние могут быть установлены производителем и иметь готовые отверстия. В этом случае и сами крепления придётся покупать определённой фирмы. На платформы без отверстий можно ставить любые крепёжные системы. Отверстия в этом случае сверлятся самостоятельно.
Крепление состоит из двух раздельных частей и пластинки под носком, обеспечивающей снижение трения ботинка. Передняя часть отвечает за боковое отсоединение, задняя обеспечивает открепление вверх.
Размер переднего и заднего охвата одинаков у всех моделей. Поэтому можно использовать ботинки любого производителя .
Регулировка креплений горных лыж проводится в зависимости от веса лыжника. Здесь учитывается также опытность и манера катания. При агрессивном скольжении лыжи не должны открепляться.
Крепления бывают :
Особенности креплений для бегового типа лыж определяются трассами, на которых они используются. Во время движения по равнинной или слабопересеченной местности требуется простота и небольшой вес креплений.
Производители выпускают 3 основных типа лыжных креплений: Roteffella (система NNN и её новая версия NIS), Salomon (система SNS) и c (всем знакомая в СССР).
1 77 мм (NN 75) – представляет собой три шипа, укреплённых на металлической пластине с пружинистой дужкой.
Этот тип крепления до недавнего времени чаще всего использовался среди лыжников-любителей. Он хорошо знаком нам всем с раннего детства.
Достоинства лыжных креплений NN 75:
Недостатки:
2 Крепления для лыж SNS (Salomon Nordic System) рассчитаны на профессиональное использование. Выпускаются как автоматические, так и ручные крепления этой системы.
Достоинства лыжных креплений SNS:
Недостатки:
3 Крепления для лыж NNN (Rottefella) выпускаются двух видов: крепящиеся напрямую с помощью шурупов и надевающиеся на специальные «салазки» (NIS-крепление).
Достоинства лыжных креплений NNN :
Недостатки: автоматические крепления могут замерзнуть при попадании внутрь воды.
А как подбирали крепления вы? Какие у вас были трудности или покупка далась легко? Поделитесь, пожалуйста, секретами вашего выбора в поле для
Беговые лыжи делятся на гоночные, любительские и туристические. Как правило, назначение указывается в карточке товара.
Классические лыжи (обозначение Classic или Cl) более длинные, чем коньковые, имеют острый мысок и мягкую колодку. Под колодкой могут быть насечки (обозначение TR), которые предотвращают скольжение во время отталкивания. Слева - лыжа с насечками, справа - без.
Если лыжа не имеет насечек (обозначение WAX), антискользящий эффект обеспечивает специальная мазь . Однако новичкам будет довольно сложно правильно нанести её, поэтому лыжа с насечками будет лучшим вариантом.
Чтобы подобрать размер классических лыж, прибавьте к своему росту 20 см или просто поднимите руку: опущенная ладонь вытянутой руки должна касаться вершины лыжи.
Также стоит обращать внимание на жёсткость лыж. Сначала определите центр тяжести: положите лыжу на руку так, чтобы оба конца находились в равновесии. Затем сложите лыжи скользящей стороной друг к другу и сожмите одной рукой на 3 см ниже найденного центра равновесия. Между лыжами подходящей жёсткости останется расстояние 1–1,5 мм.
Что купить
Ботинки для классических лыж невысокие и мягкие, без специальных вставок, фиксирующих ногу.
Не стоит покупать ботинки впритык. Если большой палец будет упираться в мысок ботинка, нога быстро замёрзнет. Лучше возьмите ботинки на полразмера больше.
Что купить
При выборе палок для классического катания обратите внимание на их длину. С короткими вам будет неудобно ходить по ровной местности, с длинными - подниматься по склонам. Подбирайте палки по своему росту: выход темляка (место, где к палке крепится ремешок) должен находиться на уровне вашего плеча.
Палки делают из алюминия , стекловолокна и углеволокна. Алюминиевые могут согнуться от нагрузки. Так что, если вы весите немало, выбирайте стекло- и углеволокно . Последнее обеспечивает наибольшую жёсткость и лёгкость палок. Такими палками пользуются профессиональные спортсмены.
Также обратите внимание на материал рукояти. Палки с пробковой рукояткой хорошо подходят для ходьбы в мороз: пробка не холодит руку в отличие от пластика.
Лыжи для конькового хода (обозначение Skate или Sk) более короткие и имеют гладкую колодку, поскольку при таком ходе насечки только мешают , цепляясь за снег и снижая скорость.
Чтобы подобрать идеальную длину коньковых лыж, прибавьте к своему росту 5–10 см.
Также стоит проверить жёсткость лыж. Зазор между сжатыми одной рукой лыжами должен составлять 1,5–2 мм.
Что купить
Чтобы предотвратить травмы и излишнее напряжение стопы во время конькового хода, нужна дополнительная фиксация. Поэтому коньковые ботинки выше и жёстче классических и дополнены специальной пластиковой манжетой.
Что купить
Палки для конькового хода длиннее классических. Темляк должен находиться на уровне подбородка или губ лыжника.
Если вы планируете освоить и классический, и коньковый ход, можно приобрести универсальное снаряжение.
Универсальные лыжи (обозначение Combi) длиннее коньковых, но короче классических. Чтобы определить нужную длину, прибавьте к своему росту 15 см.
Что касается насечек, некоторые универсальные лыжи имеют заменяемую середину: если вы хотите кататься в классическом стиле, используете насечки; если в коньковом, убираете насадку с насечками.
Что купить
Ботинки для универсальных лыж почти не отличаются от классических. Они такие же мягкие и гибкие, однако имеют пластиковую манжету, которая поддерживает голеностоп.
Что купить
Для универсальных лыж подойдут палки и для классического, и для конькового хода.
Сейчас распространены три вида креплений: устаревшие NN 75, NNN (с платформой NIS или без неё) и SNS.
Наверняка многие помнят это крепление с детства. Это обычная металлическая скоба, которая фиксирует ногу, но делает это довольно плохо.
С NN 75 практически невозможно кататься коньковым ходом. Кроме того, хороших ботинок под это крепление не выпускают. Преимущество только в низкой цене.
Что купить
Это крепление состоит из двух направляющих (флексоров), расположенных на некотором расстоянии
друг от друга, и резинового упора.
Есть два варианта таких креплений: автоматические и механические. Автоматическое крепление NNN защёлкивается, если просто нажать ботинком на скобу. В случае с механическим придётся руками открывать крышку, а после установки ботинка закрывать её.
Однако механическое крепление более надёжное: оно не может случайно отстегнуться, например, во время падения. Кроме того, если вы планируете кататься на лыжах в тёплую погоду, вода, попавшая в автоматическое крепление, может замёрзнуть и намертво заблокировать его.
Также крепления различаются по степени жёсткости. Если резиновый упор NNN белого цвета, крепление предназначено для жёсткого катания, если зелёного - для более мягкого. Чёрные упоры подойдут для стандартного катания, а красные - для мягкого.
Если вы предпочитаете коньковый ход, выбирайте крепления с белыми или зелёными резинками. Если классический - с чёрными или красными.
Чтобы установить NNN на лыжи, нужно найти центр тяжести и просверлить отверстие для креплений. Однако есть и более простой и удобный метод установки: специальные платформы NIS.
Nordic Integrated System (NIS) была разработана в 2005 году для креплений NNN. Лыжи, адаптированные под NIS, оборудованы специальной пластиной, на которую устанавливается крепление. Лыжи не нужно сверлить, достаточно завести крепление по направляющим пластинам и защёлкнуть.
Крепление легко устанавливается и снимается, исключает поиск центра тяжести лыжи и может использоваться с разными парами лыж.
Что купить
Это крепление с одной широкой направляющей и двумя скобами. Крепления SNS тоже разделяются на автоматические и механические.
В отличие от NNN, у SNS только три уровня жёсткости. Они маркируются с помощью числового значения и цвета. Для классического хода стоит выбрать крепления с жёсткостью флексора 85 (жёлтые), для конькового - 115 (красные), а для универсального использования - 95 (розовые).
Что касается удобства, устойчивости и поперечной стабильности, разница между SNS- и NNN-креплениями невелика.
Большинство ботинок для беговых лыж рассчитаны на определённый тип крепления. А потому сначала выбирайте ботинки, которые идеально сядут на ногу, а уже потом подходящие к ним крепления.
За счёт NIS крепления NNN удобнее устанавливать, зато SNS более устойчивы: из-за платформы NNN оказываются выше, чем SNS, привинченные шурупами. С другой стороны, более высокое положение увеличивает силу толчка. В общем, оба крепления используются и любителями, и профессиональными спортсменами.
Что купить
Лыжи из цельного бруса или склеенных слоёв древесины уходят в прошлое. В современных моделях тоже используется дерево, но, как правило, из него состоит сердечник, а скользящая поверхность делается из пластика.
Если вы привыкли кататься на лыжах со скользящей поверхностью из дерева, пластик может показаться неудобным из-за отдачи. Пластик более скользкий и, в отличие от дерева, не «взлохмачивается» при трении о снег.
Однако при правильном смазывании пластиковых лыж вполне возможно избежать отдачи. Что касается преимуществ, пластиковые лыжи более долговечны и, в отличие от деревянных, позволяют кататься при плюсовых температурах.
По методу изготовления лыжи делятся на Sandwich и Cap. Первые представляют собой несколько склеенных слоёв пластика и дерева, вторые - деревянный сердечник с монолитной пластиковой крышкой.
Для более дешёвых лыж сердечник изготавливается из дерева с воздушными каналами. В профессиональных и более дорогих представляет собой деревянные соты либо делается на основе акрилового пенопласта с сеткой из угле- и стекловолокна, лёгкого пенополиуретана со вставками из карбона и стекловолокна (технология Polycell), пены Densolite или других лёгких синтетических материалов.
Скользящая поверхность делается из разных видов пластика. Для более дешёвых вариантов применяют экструдированный пластик, для вариантов подороже - высокомолекулярный универсальный пластик.
Сейчас используется множество новых технологий и материалов, которые сохраняют лёгкость лыж и в то же время обеспечивают прочность. Однако всё это сказывается на цене.
Поэтому, если вы новичок, стоит попробовать обычные лыжи с сердечником из дерева или пенного материала Densolite и скользящей поверхностью из экструдированного или высокомолекулярного пластика. Цена таких лыж зависит от конкретного бренда и колеблется от 2 000 до 8 000 рублей.
Среди известных российских производителей - фабрика STC. Она делает и гоночные, и любительские лыжи Sable, лыжные палки из стекловолокна.
Профессиональные модели - с сотовым сердечником и скользящей поверхностью PTEX 2000 (углеволокно), а любительские - с деревянным сердечником и покрытием из пластика. Лыжи делаются по технологии Cap и продаются по весьма демократичным ценам.
Среди иностранных брендов (продукция которых часто производится на российских фабриках, включая STC) довольно популярен австрийский производитель лыж и снаряжения Fischer.
Fischer производит мужские, женские и детские профессиональные и любительские лыжи, применяет комбинированные материалы вроде деревянного сердечника с базальтовыми волокнами Air Tec Basalight. Лыжи Fischer можно купить по цене от 5 000 рублей.
Не менее известен французский бренд лыж Rossignol, производства которого находятся в Испании и на Украине. Самые дешёвые любительские лыжи с сердечником из лёгкого дерева и скользящей поверхностью из пластика можно купить за 5 500–6 000 рублей. Почти все лыжи этого бренда оборудованы платформой NIS.
Третий бренд из рейтинга - норвежская компания Madshus. Любительские лыжи этого бренда выполнены по технологии Cap с сердечником из дерева с каналами, оплёткой из стекло- и углеволокна и скользящей поверхностью из пластика. Стоимость самых дешёвых лыж этого бренда - 3 000–5 000 рублей.
Примерно в этой же ценовой категории самые дешёвые любительские лыжи австрийского бренда Atomic и французской компании Salomon. Более дешёвые модели Salomon имеют сердечник из сухой пены Densolite и скользящую поверхность с добавлением графита, более дорогие, профессиональные - сотовые сердечники и скользящую поверхность с добавлением цеолита.
Каждый бренд разрабатывает свои технологии: более лёгкие сердечники, добавление различных минералов для улучшения скольжения, изменение геометрии лыж. Поэтому лучше всего ориентироваться на назначение лыж (для какого хода, прогулочные или спортивные) и наличие подходящей для вас длины и жёсткости.