Что ты знаешь о политике. Почему важно интересоваться политикой и принимать в ней участие. Активная гражданская позиция

:
Политика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность», от греч. πόλις «город, государство»):

  • Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.
  • Вопросы и события общественной, государственной жизни.
  • Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Итак, проще говоря, политика – это то, как мы живем во всех смыслах этого слова.

Наш главный враг – апатия и безразличие

Вчера по всей России проходили выборы. Они проходили по-разному, но прослеживалась одна общая тенденция – низкая явка. Что же это означает? А это значит что избиратели не верят в то, что они могут что-то изменить. Такое отношение к самой важной демократической процедуре – выборам формировали долго и старательно, надламывая надежду людей на честные выборы. Использовали тяжелую артиллерию – . А фальсификации на выборах, неравный доступ к тем самым СМИ, черный пиар и прочие прелести российской политики не для кого не являются новостью. Настоящей оппозиции нет, все парламентские партии голосуют одинаково, нет состязательности. Что мы имеем в сухом остатке?

  • разгул коррупции
  • стагнацию экономики при $120 за баррель
  • отток капитала и спад экономической активности
  • монополизацию всего что только можно
  • дискриминационные законы
  • невнятную внешнюю политику
  • цензуру в СМИ и т.д.

Кто виноват в том, что сейчас происходит? Мы с Вами. Да да, мы. Нам внушили, что мы ничего не решаем, что выбора нет, а мы безропотно согласились, как рабы. А между тем, какие-то 30% решают нашу судьбу, выбирают нам людей, которые регулируют все аспекты нашей жизни. Разве это правильно? Конечно нет! Как с этим бороться – ходить на выборы, защищать свои голоса, записываться наблюдателями, ответственно относиться к выборам, ведь на них решается судьба страны\региона\города.

Игнорируя выборы – игнорируете свое будущее

Почему мы можем и должны предъявлять претензии к власти?

А все очень просто – мы их содержим на наши налоги. Ведь мы же предъявляем претензии в магазине за плохой товар или услугу? Тут тоже самое.

Сколько налогов мы платим?

Так что с определенной долей погрешности можно утверждать что работающий гражданин в том или ином виде отдает государству 50-60% заработанных денег.

Кругленька сумма, Вам не кажется? И чтобы ее не разворовали, а построили наконец нормальные дороги, Вы должны интересоваться политикой, именно Вы, а не ждать чуда или какого-то героя. Вы сами для себя должны стать этим героем.

Кроме того, участвуя в политике, Вы можете найти своих единомышленников и это очень круто. Процитирую сообщение одной девушки о московских выборах:

Первый раз, накатились слезы из-за политики. Никогда не думала, что это может произойти со мной! Знаете за то время пока шла подготовка к выборам, я встретила огромное количество умных, интересных, творческих людей. С горящими глазами, с внутренним стержнем, с желанием идти вперед, делать и верить. Верить прежде всего в себя. Год назад, я помню мне казалось, что в этой стране нет места таким людям как я. Я чувствовала себя одной среди серой,сонной массы. Теперь я знаю, что я далеко не одна. Что есть люди с которыми я созвучу. Для меня эти выборы — это победа, моя личная. Я знаю, что в моем городе есть, живут удивительные люди, знаю что их много. Я хочу жить среди этих людей. Это моё личное открытие, мой прорыв! Спасибо этим выборам!!!

В заключении

Забив на выборы – Вы уже проиграли, считайте что Ваш голос украли, Вы, тем самым, подставили своих родственников и знакомых.
Участвуйте в выборах – сами выбирайте свое будущее, это несложно. А для особо сомневающихся закончу анекдотом:

Один очень верующий человек в течении 20 лет каждый день молил Господа, чтобы тот дал выиграть ему в лотерею. Но его молитвы оставались напрасными. И вот однажды, он поднял к небесам седую голову и со слезами на глазах вопросил Господа:
— О Господи, я ли не молил тебя, я ли не служил тебе, я ли не вел праведную жизнь, так почему ты так и не даёшь мне то, что я так долго у тебя прошу???
Тут разверзаются небеса и Господь ему говорит
— Купи, в конце концов, хотя бы один лотерейный билет!!!

Прежде чем приступать к разговору о политике, нужно знать самое главное – на земле есть шесть миллиардов человек, которые разбираются в религии, футболе, кино и политике лучше вас. Главное, дать человеку выговориться, изредка подбрасывая мысли, которые по окончании беседы он будет искренне считать своими, и, соответственно, вас – лучшим собеседником в мире.
Если, оставить за скобками международные дела, и взять самое основное значение политики, то это – отношения между властью и обществом, которые могут осуществляться по разным схемам. В России издавна была только одна схема – начальник и подчиненный. Сразу оговоримся, что в этом ничего ужасного нет. Добавим к этому лишь любопытный афоризм П.А.Хомякова: «Ты не сможешь быть начальником в России, если не сможешь с аппетитом жрать, когда твои подчиненные стоят возле стола голодными».
Это удивительно точное наблюдение. Поразительнее всего то, люди не примут всерьез начальника, который ведет себя по-другому. Возможно, виной всему постоянная потребность ощущать себя морально выше своего начальника. Свое моральное превосходство нуждается в постоянном проговаривании, вынесении наружу. Поэтому русский человек так любит говорить о политике, причем весь разговор сводится к ругательствам по адресу власти. И именно поэтому в назначенный день все покорно идут к урнам и голосуют за партию власти.
Все уверены в том, что политика – это грязное дело, и к списку своих превосходнейших качеств с полным правом добавляют неучастие в любого рода политике. Именно у этих людей в полной мере проявляется симптом восторженного оцепенения в присутствии сколько-нибудь значимого представителя власти. С упоением рассказывают о встречах, а то и гордо демонстрируют свою фотографию с Жириновским. Феномен этот хорошо изучен. То есть дело политическое - грязно, но те, кто этим занимается – живые боги спустившиеся на землю. В лице политика люди поклоняются, однако, не им самим, а власти и деньгам, которые они олицетворяют.
Даются ли власть, деньги и полубожественое обожание толпы просто так, благодаря собственным трудам и способностям. Вопрос риторический и ответу не подлежит.
Требует настоятельного ответа еще один вопрос, постоянно муссирующийся патриотическими СМИ. Являются ли политики такими же людьми, как и мы или они представляют собой иной, мутировавший вид. При всей смехотворности такого вопроса он имеет право на существование ведь нет такого ярого врага для каждого человека как чиновник, на корню подрубающий все доброе и полезное для страны. Так может вести себя только иная форма жизни, маскирующаяся под людей.
На самом деле все просто. Каждый чиновник по отдельности это такой же человек см душой и даже культурными запросами. Он может быть добрым христианином, отцом и мужем. Но когда он входит в бюрократическую структуру он перестает быть собой и превращается в винтик огромного механизма с неясными целями. Каждый человек в нем работает как простой переключатель «да» «нет», и вместе он образует примитивный искусственный разум цели которого непонятны даже для людей стоящих на вершине чиновничьей иерархии.

В четверг, 8 февраля, Минобрнауки совместно с порталом «ПроеКТОриЯ» провели Всероссийский открытый урок «Что ты знаешь о еде?», в котором приняли участие более 18 тыс. школ, следует из поступившего в редакцию газеты ВЗГЛЯД пресс-релиза.

«Новый цикл уроков по профессиональной навигации для старшеклассников, по сути, – продолжение Всероссийского открытого урока, который провел президент России 1 сентября 2017 года. Главная задача уроков – рассказать детям о тех профессиях, которые необходимы стране. Причем рассказать современным, интересным и понятным языком. Эти уроки – профессиональное ориентирование в новом формате. Я думаю, что уроки будут интересны и понятны ребятам и получат одобрение школьной и родительской аудитории», – заявил министр образования и науки России Ольга Васильева.

Урок стал первым из цикла предстоящих открытых занятий и частью учебного процесса в 18 тыс. 146 школах России, а на прямую связь с площадкой урока – Центром прототипирования «Кинетика» на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» – вышли школы из Краснодара, Белгорода, Твери и Ярославля. О востребованных и исчезающих профессиях, инновациях в сельском хозяйстве и необходимых настоящему специалисту знаниях рассказали приглашенные эксперты. Руководитель «Кинетики», знаменитый промышленный дизайнер и футуролог Владимир Пирожков выступил модератором урока.

Первым к школьникам обратился председатель совета Директоров, совладелец компании «Долина овощей» Дмитрий Лашин. На примере холдинга, который насчитывает сейчас более 60 гектаров теплиц, он развеял миф о том, что современные технологии не применимы в сельском хозяйстве и АПК.

«Всей жизнью теплицы управляет компьютер-процессор. А интернет вещей – это наш главный секрет успеха. Благодаря большому количеству датчиков, накапливаем и анализируем около 200 параметров: температуру, влажность, освещенность. Наш агроном – он еще и IT-специалист, потому что со всеми этими объемами данных ему приходится работать. Вообще, это сегодня основное требование индустрии: нужны люди, которые имеют знания и в сельском хозяйстве, и в технологиях», – отметил Лашин.

Таких специалистов обучают в одном из крупнейших аграрных вузов России – РГАУ-МСХА имени Тимирязева.

«Мы готовим специалистов по более 500 профессиям. Отрасли сегодня нужны инженеры, хорошие экономисты, операторы управления робототехникой и летательными аппаратами. К каждой профессии будет добавлено слово исследователь: агроном-исследователь, технолог-исследователь, инженер-исследователь», – отметила ректор университета Галина Золина.

Вопрос об индивидуальном питании и технологиях, необходимых для этого в аграрной отрасли, участники урока задали кандидату сельскохозяйственных наук, профессору Кафедры химии Социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета Елене Симбирских.

«Сейчас развивается такое направление как функциональное питание. Это биологически активные добавки и продукты, которые не только обеспечивают человека энергетическим и пластическим материалом, но и снижают риск заболеваний, ускоряют выздоровление. Еда стала средством профилактики и даже лекарством. Если функциональное питание – наше настоящее, то будущее – за персонифицированным питанием», – объяснила Елена Симбирских.

Об уникальном опыте России в контроле обширных сельскохозяйственных территорий ребятам рассказал начальник управления информационных технологий ГК «Русагро» Кирилл Алифанов. Он отметил, что из-за большой протяженности полей, с которой не сталкивается больше ни одна страна в мире, зарубежные разработки нам не подходят и российским аграриям приходится постоянно искать нестандартные решения. К примеру, ГК «Русагро» и «Роскосмос» готовят к запуску низкоорбитальную, низколетящую группировку спутников. С их помощью можно будет отследить процесс созревания растений на полях.

В ответ на это школьники поинтересовались, не получится ли так, что роботы оставят специалистов без работы.

«Автоматизация, действительно сокращает работу для людей, но люди не уходят. Они просто перераспределяются на другой фронт работы. У нас в компании численность персонала не сокращается – у нас увеличивается площадь полей. В «Русагро» один агроном обслуживает 30 тыс. гектар – это размер небольшого города!» – отметил Алифанов.

Подводя итоги модератор урока Владимир Пирожков отметил, что такие всероссийские открытые уроки «это новый вид образования с максимально масштабным охватом».

«Надо учиться быть интересными и максимально неформальными», – добавил Пирожков.

Прямой эфир Всероссийского открытого урока «Что ты знаешь о еде?» был доступен на трех онлайн-площадках: «ВКонтакте», «Одноклассники» и портал «ПроеКТОриЯ». Основная часть юных зрителей пришлась на соцсети. Задолго до трансляции организаторами для них были подготовлены интерактивные сюрпризы: создан образовательный тест, разрушающий стереотипы о сфере АПК и сельского хозяйства, открыты обсуждения для вопросов спикерам, запущены голосования за исчезающую профессию и профессию-«мотор» отрасли. Результаты голосования подвели в конце открытого урока. Самым перспективным специалистом дети назвали биотехнолога, а имеющей наибольшие шансы уйти в прошлое – профессию доярки. Интересно, что мнение детей и прогнозы экспертов оказались схожи.

В течение всего урока среди участников в соцсетях проходил флешмоб #смотрюпроекторию. Школьники и педагоги выкладывали на свои странички фотографии и рассказывали, как они смотрят трансляцию. Лучшие записи скоро появятся в группах «ПроеКТОрии», а о школе-рекордсмене по оригинальным фотографиям организаторы обещают снять сюжет.

Впереди российских школьников ждет три подобных урока на темы архитектуры и строительства, цифровой экономики, а также здравоохранения. Они пройдут 15 февраля, 1 и 15 марта, в 10.00 мск.

Представьте себе, что вы любите чай. И ваш друг очень любит чай, но другой, не такой, как любите вы. Он пьет пуэр, а вы черный и только без сахара. Поэтому все, кто пьют черный чай с сахаром, вызывают у вас раздражение. А пуэр на ваш вкус кажется вам гадостью. Ну как можно это пить?! То ли дело черный чай: аромат, оттенки, крепость, бодрящие ноты вкуса… Красота какая же! Но нет: вот приходит к вам в гости ваш друг, и опять ему приходится заваривать этот дурацкий псевдо-чай.

Вы же знаете лучше всех, что чай бывает только черным и только без сахара, остальное – просто жалкий компромисс для слабаков и либералов; настоящие русские мужики пьют черный чай, а не всякую либерастическую фигню, вроде пуэра, латте, еще бы фраппучино попросил налить! Тьху! И вообще, да зачем мне сдался друг, который не уважает черный чай?! Да кто он такой — наши предки веками пили черный чай! Они воевали и пили настоящий черный чай! Они, можно сказать, жизнь положили, чтобы у каждого была возможность выпить черного чаю. А тут, понимаешь, ввели моду на всякую гадость, вроде пуэра, улуна, каппучино-фраппучино. Это всё тлетворное влияние Запада, европейцы тупо навязывают нам свои псевдо-ценности, а вы покупаетесь на эту дешевую пропаганду заменителей нашего качественного, крепкого, черного чая. Как не нашего?! Как в Китае растет?! Это всё происки врагов! Чай всегда рос в Грузии, и точка! Что значит «Грузия больше не часть нашей страны»?! Так что, нам теперь и чай уже не пить?! А я всегда говорил, что сначала они заставят нас пить вместо нормального чая какую-то гадость, а потом введут ювенальную юстицию и начнут отбирать наших детей! И вообще…

Стоп, погодите! Отставьте чашку в сторону на пару минут и задумайтесь над тем, что только что с вами произошло. Вместо того, чтобы вместе с другом за чашкой чая обсудить какие-то общие интересы и темы, вы решили затеять ссору только потому, что вам нравится один сорт чая, а ему – другой.

Политические партии и общественные деятели (за редким исключением, вроде Сталина, Гитлера, лидеров ККК и нео-нацистов) сродни сортам чая. Кому-то нравятся одни, кому-то другие. Кто-то активно поддерживает определенную политическую платформу, а кто-то просто интересуется политической обстановкой в целом.

А кто-то (и уверен, что у вас больше половины таких друзей и знакомых) не интересуется политикой вообще. Навязывать им определенный вкус чая неправильно и даже грубо. Точно так же некорректно навязывать им политические взгляды, симпатии и антипатии, даже если вы сами остро воспринимаете ту или иную политическую силу или программу.

В следующий раз, когда захотите поговорить о «правильности» одних общественно-политических взглядов и «совершенной неправильности» всех остальных – просто вспомните эту историю одного чаепития.

Текущая страница: 17 (всего у книги 26 страниц)

Шрифт:

100% +

Урок 38 (5)
Тема: «Вредные привычки, их влияние на организм человека».

Тип урока. Урок-беседа.

Вопросы урока. 1. Вредные привычки – понятие и классификация. 2. Социальные последствия вредных привычек.

Цели урока. Изучить вредные привычки как социально явление.

Оборудование.

План урока.

На доске:

Число, месяц

Тема: Вредные привычки, их влияние на организм человека.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

1. Заполните схему «Закаливание».

2. Заполните таблицу «Этапы закаливания водой».

3. Перечислите меры безопасности при закаливающих процедурах:

– начинать процедуры, только посоветовавшись с врачом;

– строго соблюдать последовательность и длительность процедур (лучше составить с врачом график процедур);

– переходить к новому этапу только тогда, когда текущие процедуры не вызывают у тебя дискомфорта;

– после окончания закаливающей процедуры обязательно насухо растереться жестким полотенцем до ощущения приятного тепла, одеться и обуться, не находиться на ветру или сквозняке. Помни, что наибольший риск простуды дают мокрая голова и холодные стопы;

– при ухудшении самочувствия, а тем более при недомогании, закаливающие процедуры немедленно прекращаются и возобновляются только при хорошем самочувствии.

4. Ответьте на вопросы:

– Что такое закаливание?

– Какие виды закаливания вам известны?

– В чем заключается роль закаливания организма?

– Какие ограничения существуют по закаливающим процедурам?

– В чем сущность закаливания водой?

– Какие этапы закаливания водой существуют?

– В чем состоит воздействие воздуха при закаливающих процедурах?

– Каковы основные способы закаливания воздухом?

– С какого возраста можно начинать закаливающие процедуры?

– В чем заключаются ограничения при приеме солнечных ванн?

– Кто и каким образом устанавливает режим закаливания?

Историческое развитие человечества в целом прогрессивно, однако в частностях оно порой создает смертельную угрозу существованию цивилизации. Это связано не только с войнами, созданием оружия массового поражения и разрушением природной среды. Одна из таких угроз – возникновение, а главное – глобальное распространение вредных привычек. Некоторые из них очень древние – пьянство, например, по мнению некоторых ученых, древнее египетской цивилизации (а урон от него больше, чем от всех войн, которые произошли в историческое время), некоторые – появились совсем недавно. Это прежде всего относится к глобальной наркомании, которая, именно как социальное явление, сформировалась во второй половине ХХ века.

Всем ясно, что вредные привычки несовместимы со здоровым образом жизни. Сейчас в России их рассматривают как одну из угроз безопасности страны. Вредные привычки как социальное явление и будут темой сегодняшнего урока.

Вопросы для фронтальной беседы.

– Дайте определение вредным привычкам.

Какие привычки относятся к этой категории?

– Дайте характеристику табакокурению как вредной привычке.

– Дайте характеристику алкоголизму как вредной привычке.

Чем алкоголизм отличается от пьянства?

– Дайте характеристику наркомании как вредной привычке.

– Назовите социальные причины вредных привычек и их последствия.

Ощущаем ли мы эти последствия в повседневной жизни?

– Как ты сам борешься с вредными привычками?

Учитель предлагает обсудить проблему таких вредных привычек, как пьянство и алкоголизм, табакокурение и наркомания.

Вредная привычка – закрепленный в личности способ антиобщественного поведения, проявляющийся в систематическом употреблении вредных веществ, ведущих к саморазрушению индивида, выпадению его из общественной деятельности, нанесению непоправимого вреда здоровью, приобретший характер зависимости.

Учащиеся дают определение вредным привычкам (могут использовать материал учебника. См. стр.). Далее переходят к обсуждению социальных причин и последствий вредных привычек.

– Каковы причины столь широкого распространения алкогольных напитков?

Одна из них – свойства самого алкоголя, его способность оказывать эйфорическое действие создавать настроение удовольствия. Именно поэтому алкогольные напитки были непременным атрибутом различных праздников и обрядов.

Другая – его свойство ослаблять напряжение, создавать иллюзию благополучия.

– Каковы причины столь широкого распространения табакокурения?

Возможно, подростки видят в курении признак самостоятельности, взрослости. Курение в компании становится своего рода обязанностью, ритуалом, средством к сплочению.

– В чем конкретно заключается социальная опасность, вред наркомании?

Наркоманы, деградируя физически и морально, становятся опасны для общества: втягивают в этот порок других людей, в первую очередь молодежь, входят в группу риска распространения СПИДа и т.д.

Подведение итогов урока.

– Дайте определение понятия «вредная привычка», назовите их и дайте каждой краткую характеристику.

Домашнее задание.

При выполнении домашнего задания обязательно используйте учебник (см. с. 175–182).

1. Заполните таблицу «Вредные привычки человека»:

2. Задача. Внимательно прочитайте конспект и решите задачу: два стрелка, выступая на соревнованиях, в первом упражнении выбили одинаковое количество очков – по 92, перед выполнением второго упражнения первый стрелок выкурил 5 сигарет, а второй – ни одной. Какую разницу результатов будут иметь стрелки после выполнения второго упражнения, если условия его выполнения такие же, как и первого?

Урок 39 (6)
Тема: «Вредные привычки, их влияние на организм человека. Никотиновая зависимость».

Тип урока. Урок-беседа.

Вопросы урока. 1. Влияние курения на организм подростка. 2. Механизм никотиновой зависимости. 3. Как побороть вредную привычку.

Цели урока. Изучить причины возникновения никотиновой зависимости и влияние табакокурения на организм подростка; методы борьбы с вредной привычкой.

Оборудование. Учебник, плакаты или слайды, фильм (по выбору педагога).

План урока.

На доске:

Число, месяц

Тема: Вредные привычки, их влияние на организм человека. Никотиновая зависимость.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

1. Заполните таблицу «Вредные привычки человека»:

2. Задача. Два стрелка, выступая на соревнованиях, в первом упражнении выбили одинаковое количество очков – по 92, перед выполнением второго упражнения первый стрелок выкурил 5 сигарет, а второй – ни одной. Какую разницу результатов будут иметь стрелки после выполнения второго упражнения, если условия его выполнения такие же, как и первого?

Ответ : Исходя из приведенного примера, точность снайпера понизилась на 58%, поэтому точность выполнения упражнения вторым стрелком ухудшится примерно также, т.е. его результат составит 37 очков.

3. Ответьте на вопросы:

– Дайте определение понятия «вредная привычка».

– Назовите вредные привычки и дайте каждой из них краткую характеристику.

– В чем состоит социальная опасность вредных привычек?

– В чем состоят социальные причины и последствия пьянства и алкоголизма?

– В чем состоят социальные причины и последствия табакокурения?

– В чем состоят социальные причины и последствия наркомании?

– На какие стороны жизни и деятельности человека влияют вредные привычки?

– Что ты знаешь о политике государства по профилактике вредных привычек?

– Почему курение, пьянство и употребление наркотиков особенно опасны в подростковом возрасте?

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Среди всех вредных привычек табакокурение – самая распространенная. Очень часто к ней относятся терпимее и снисходительнее, чем к прочим. По мнению экспертов, это вызвано тем, что антисоциальные последствия этой вредной привычки наименее очевидны. В то же время известно, что вред от курения огромен. Человечество ежегодно теряет огромное количество материальных и финансовых ресурсов по вине людей, приверженных этой вредной привычке и еще столько же затрачивает на борьбу с курением. Самое страшное же состоит в том, что курение табака уносит человеческие жизни, и эти потери исчисляются миллионами. Табакокурение и будет темой нашего урока.

– В чем состоит сущность табакокурения?

– В чем проявляется влияние курения табака на организм человека?

– В чем особенность влияния курения на организм подростка?

– Как возникает механизм никотиновой зависимости?

– На чем основано его действие?

– Как можно преодолеть никотиновую зависимость?

Лекция-беседа. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в России такая низкая продолжительность жизни и почему в последние годы россиян умирает значительно больше, чем рождается?

Низкий жизненный уровень, скверная экология, некачественное питание, высокий уровень всевозможных стрессов, естественно, никак не способствуют нашему долголетию. Но все же основной ущерб мы наносим себе сами и причем добровольно.

Примерно пятая часть смертей обусловлена табакокурением. По разным данным табачный дым уносит ежегодно от 100 до 300 тысяч наших сограждан.

В подавляющем большинстве курильщики убеждены, что курение не наносит большого вреда организму.

Табачный дым содержит более трех тысяч вредных веществ. Все их запомнить невозможно. Но три основные группы токсинов знать надо:

1. Смолы. Содержат сильные канцерогены и вещества, раздражающие ткани бронхов и легких. Рак легких в 85% всех случаев вызывается курением. Рак полости рта и гортани также в основном бывает у курильщиков. Смолы являются причиной кашля курильщиков и хронического бронхита.

2. Никотин. Никотин является наркотическим веществом стимулирующего действия. Как любой наркотик вызывает привыкание, пристрастие и зависимость. Повышает частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Вслед за стимуляцией мозга наступает значительный спад вплоть до депрессии, что вызывает желание увеличить дозу никотина. Подобный двухфазный механизм присущ всем наркотическим стимуляторам: сначала возбуждают, затем истощают. Полный отказ от курения может сопровождаться синдромом отмены продолжительностью чаще до 2–3 недель. Наиболее частые симптомы отмены никотина – раздражительность, нарушение сна, тремор, беспокойство, пониженный тонус.

3. Токсичные газы (окись углерода, цианистый водород, окись азота и др. ). Окись углерода или угарный газ – основной ядовитый компонент газов табачного дыма. Он повреждает гемоглобин, после чего гемоглобин теряет способность переносить кислород. Поэтому курильщики страдают хроническим кислородным голоданием, что отчетливо проявляется при физических нагрузках. Постарайтесь запомнить хотя бы одну цифру: табачный дым содержит 384000 ПДК токсичных веществ, что в четыре раза больше, чем в выхлопе автомашины.

Курение способствует атеросклерозу сосудов. Следствием атеросклероза являются инфаркты миокарда, инсульты, преждевременное старение. Страдают иммунитет и эндокринная система.

Отказываясь от курения, можно вполне обойтись без медицинской помощи. Синдром никотиновой отмены никакой угрозы здоровью не несет. Худшее, что может произойти, – 2–3 недели дискомфорта. А дальше неизбежно наступит выздоровление. Недомогание в переходный период чаще бывает у тех, кто сохраняет двойственное отношение к курению. А те, кто сделал для себя оконча тельный выбор, на удивление легко отказываются от глупой привычки, даже если до этого травили себя десятки лет.

А через год у вас не только зубы станут белыми, а цвет лица – здоровым, но и внутренние органы освободятся от ядов. Легкие, сердце, сосуды, мозг начнут работать в полную силу. К вам вернется работоспособность, о которой вы давно забыли.

Табакокурение формально относится к токсикомании. Однако это единственный, не преследуемый законом вид токсикомании. Как и при любой разновидности этого явления, выделяют две причины пристрастия к табаку: психическую и физическую зависимости.

Физическая зависимость – это состояние, при котором некоторые физиологические функции связаны с поступлением в организм веществ, содержащихся в табаке, наркотике и т.д. Так, при наркомании сначала достигается особое состояние удовольствия, включая галлюцинации, связанное с действием наркотика на определенные рецепторы мозга. Но препарат действует не только на эти рецепторы, он определенным (химическим) способом влияет и на другие системы организма. В результате в отсутствие наркотика организм начинает вести себя не так, как он вел бы себя в обычной ситуации. Обостряется болевая чувствительность, притупленная наркотиком, наступает так называемая «ломка». Аналогичные проявления имеет и никотиновая абстиненция (т.е. состояние нехватки никотина). Резко меняется настроение в сторону депрессии, падает работоспособность, «барахлит» сердечно-сосудистая система, привыкшая к постоянному допингу, и т.д.

Однако все эти симптомы проходят довольно быстро, это известно всем, кто бросал курить. Почему же тогда бросившие курить начинают снова? Потому что курение почти полностью связано с психической зависимостью.

Психическая зависимость складывается из создания привычного образа действий: например, курить за рулем, после обеда, после чашки кофе, рюмки коньяка и т.д. Многие курят только в этих ситуациях и спокойно обходятся без сигарет в другое время. Теоретически они могут не курить вообще. Но когда накапливается слишком много таких привычных ситуаций, когда требуется сигарета, получается, что человек курит практически все время. Перекур всегда был законным способом отдыхать от работы в рабочее время. Таким образом, психическая зависимость создается не столько химическими веществами, входящими в табак, сколько созданием внутреннего стереотипа поведения.

Поскольку никотиновая зависимость схожа с наркотической, отказ от курения будет восприниматься организмом очень тяжело. Вы должны быть готовы испытать неприятные ощущения – потливость, кашель, боль в горле, головную боль, расстройство желудка. У вас может испортиться настроение, вы можете стать раздражительными, ощущать признаки депрессии и тревогу. Поскольку женщины более подвержены стрессу, чем мужчины, то и бросить курить им труднее. Также вы можете несколько набрать вес.

Первые симптомы абстиненции вы почувствуете уже через несколько часов после последней сигареты. В первые дни они будут нарастать, а затем постепенно проходить. Важно выдержать и не сорваться первые две недели. После первого месяца неприятные ощущения исчезнут совсем, хотя и после этого вас время от времени будет тянуть покурить. Зато уже через два часа после того, как вы бросите курить, никотин станет выводится из организма, на следующий день ваша сердечно-сосудистая система начнет выздоравливать, через две недели у вас улучшится система кровообращения и вы сможете легче ходить и бегать. В течение года ваш организм самоочистится, резко улучшатся самочувствие и внешний вид, качество жизни значительно повысится.

Привыкание к курению происходит из-за содержащегося в табаке никотина. Это вещество успокаивает и расслабляет, поэтому люди прибегают к курению, чтобы отдохнуть после напряженной работы, успокоить нервы, если они испытывают тревогу или стресс, получить больше удовольствия от еды, просто от скуки. Через некоторое время мозг человека, запрограммированный на получение удовольствия и борьбу с болью, начинает ассоциировать приятные ощущения с курением и постоянно требовать никотин. Поэтому, чтобы успешно бросить курить, нужно не только отучить свой организм от никотина, но и изменить свое поведение и стиль жизни. Действуя только в первом направлении, успеха добиться практически невозможно.

Что же нужно делать, чтобы добиться желанной цели? Попытайтесь получить эмоциональную поддержку от близких вам людей. То есть вы должны выработать некую тактику поведения на начальный период отказа от курения. Правда, некоторые психологи советуют не говорить окружающим о своих намерениях.

Когда наступит выбранный вами день, с этого момента для вас ничего не должно быть важнее намеченной цели. Теперь ваша задача – перебороть острое желание закурить, когда оно будет возникать (обычно оно длится не более 5–10 мин.). Когда такое желание наступит, вы должны подтвердить для себя вашу решимость бросить курить и попытаться отвлечь свое внимание на что-либо другое.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

– Что такое курение?

– Охарактеризуйте психическую зависимость при табакокурении.

– Охарактеризуйте физическую зависимость при табакокурении.

Домашнее задание.

1. Заполните схему «Виды никотиновой зависимости»:

2. Заполните таблицу «Табакокурение» (см. учебник с. 177–179):

Урок 40 (7)
Тема: «Вредные привычки, их влияние на организм человека. Пьянство и алкоголизм».

Тип урока. Урок-беседа.

Вопросы урока. 1. Влияние алкоголя на организм подростка. 2. От пьянства к алкоголизму – механизм образования алкогольной зависимости. 3. Алкоголизм – социальное самоубийство.

Цели урока. Познакомить учащихся с физиологическими и социальными последствиями употребления алкоголя.

Оборудование. Учебник, плакаты или слайды, фрагменты фильма «Друг».

План урока.

На доске:

Число, месяц

Тема: Вредные привычки, их влияние на организм человека. Пьянство и алкоголизм.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

1. Схема «Виды никотиновой зависимости»:

2. Заполните таблицу «Табакокурение»:

3. Ответьте на вопросы:

– Что такое курение?

– Какие опасные вещества попадают в организм с табачным дымом?

– Какие болезни и расстройства организма вызывает курение?

– Каковы последствия курения для окружающих?

– На сколько в среднем сокращает жизнь курение?

– Что такое никотиновая зависимость?

– Охарактеризуйте психическую зависимость от табакококурения.

– Охарактеризуйте физическую зависимость от табакококурения.

– Насколько опасен и мучителен отказ от курения?

– Опишите основные способы отказа от курения.

– Что главное для человека, решившего отказаться от этой вредной привычки?

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Наиболее древняя вредная привычка – пьянство. К сожалению, употребление алкоголя давно стало элементом человеческой культуры и так же давно передовые представители человечества говорили о пагубности этой привычки. Достаточно вспомнить слова греческого ученого Аристотеля: «Пьянство есть добровольное сумасшествие». Тем не менее пьянство и его порождение – алкоголизм, остаются одним из страшнейших бичей нашей цивилизации. Что такое пьянство и алкоголизм, чем они опасны для человека и общества – эти проблемы и станут темой нашего сегодняшнего урока.

Вопросы для активизации знаний.

– Что такое алкоголизм и чем он отличается от пьянства?

– В чем проявляется его опасное влияние на организм подростка?

– Какие болезни и расстройства организма порождает пьянство?

– Как формируется механизм алкогольной зависимости?

– Какие уровни алкогольной зависимости существуют?

– Легко ли избавиться от пьянства?

– Излечивается ли алкоголизм?

Лекция . Пьянство – это неумеренное употребление спиртных напитков, отрицательно влияющее на труд, быт, здоровье людей и благосостояние общества в целом. Единичные случаи опьянения рассматриваются как эпизодическое пьянство. Систематическое пьянство может проявляться как в форме частых (2–4 раза в месяц и чаще) выраженных степеней опьянения, так и постоянного (2–3 раза в неделю и чаще) потребления умеренных доз спиртных напитков, не вызывающих выраженного опьянения.

Алкоголизм – разновидность наркомании, болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков, содержащих этанол.

Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1 (единицу), то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге – 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя влияют на обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: происходит их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияние в ткань мозга. В подростковом возрасте мозговая ткань беднее фосфором, богаче водой, находится в стадии структурного и функционального совершенствования, поэтому алкоголь особенно опасен для нее. Даже однократные употребления спиртного могут иметь самые серьезные последствия.

Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Механизм воздействия спиртов на организм. Алкоголь из желудка попадает в кровь через две минуты после употребления. Кровь разносит его по всем клеткам организма. В первую очередь страдают клетки больших полушарий головного мозга. Ухудшается условно-рефлекторная деятельность человека, замедляется формирование сложных движений, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Под влиянием алкоголя нарушаются произвольные движения, человек теряет способность управлять собой.

Нарушение работы нервной системы и внутренних органов наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизодическом и систематическом.

Социальный аспект алкоголизма.

Официальным показателем потребления алкоголя в России принято считать среднедушевое потребление алкогольных напитков, уровень которого в последние годы, как и во всем мире, имеет тенденцию к росту. Потребление всех видов алкогольных напитков, включая пиво, на душу населения в РФ в динамике за последние 10 лет составляет: в 1491 г. – 5,6; 1993 г. – 6,0; 1995 г. – 9,45; 1996 г. – 7,28; 1997 г. – 7,65; 1998 г. –7,6; 1999 г. – 7, 87; 2000 г. – 8,07.

Столь же значимым индикатором, характеризующим распространенность злоупотребления алкоголем среди населения, являются показатели заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами. Так, в 2000 г. в наркологических диспансерах было зарегистрировано 2190854 больных алкоголизмом (1513,1 на 100 тыс. нас), что составляет 1,5% от всего населения страны. Впервые обратились за лечением по поводу алкоголизма 188740 больных. Количество впервые установленных диагнозов «алкоголизм» увеличилось с 1991 г. по 2000 г. с 7 до 8,6%. Среди обратившихся в 2000 г. в наркологические диспансеры алкогольные психозы перенесли 103477 больных, что составило 71,5/100 тыс. нас (против 18,8 – в 1991 г.).

В нашей стране в середине 90-х годов абсолютные трезвенники среди взрослого населения составляли 4–5%, умеренно пьющие – 80–85%.

Необходимо отметить, что дети больных алкоголизмом родителей представляют собой группу высокого риска развития аналогичного заболевания. По данным НИИ наркологии 65–80% сыновей и 15–20% дочерей больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами заболевают алкоголизмом.

Особенно тяжело отражается на детях алкоголизм женщин.

Алкоголь – один из главных факторов, разрушающих семьи. Алкоголизм одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения, т.к. страдают все члены семьи больного, то алкоголизм в настоящее время рассматривается как семейная болезнь, и лечить необходимо всю семью. У членов семьи больного алкоголизмом обнаруживаются нарушения, которые обозначаются термином «созависимость». Признаками созависимости являются: низкая самооценка, желание контролировать и спасать жизнь других, концентрация внимания на больном, отрицание собственных проблем, утрата контроля над поведением больного, над собственными чувствами и жизнью. Созависимость является почвой для возникновения психосоматических заболеваний. Обычно жены (матери, дочери) больного страдают депрессиями, гипертонической болезнью, язвенной болезнью, головными болями и др.

Пьянство и алкоголизм провоцирует частые конфликты, ссоры, драки. Полное безразличие друг к другу являются основной причиной расторжения брака. Статистические данные указывают, что расторжение брака по поводу пьянства составляет 25–40% всех судебных дел по разводам.

Говоря о негативной социальной роли алкоголизма, следует отметить экономический ущерб, связанный как с состоянием здоровья пьющих, так и их поведением.

Существует неверное представление о том, что алкоголь повышает работоспособность. Установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают работоспособность на 5–10%. Известно, что у тех, кто употреблял алкоголь в выходные, а особенно в праздничные дни, работоспособность ниже на 15–30%. Особенно выражено снижение работоспособности у работников умственного труда или при выполнении тонких и точных операций.

К социальным последствиям алкоголизма следует отнести все возрастающую частоту дорожно-транспортных происшествий. Эта проблема становится все острее в связи с резким увеличением насыщенности транспортными средствами и возрастанием числа непрофессионалов, управляющих ими.

По данным Всесоюзного НИИ безопасности дорожного движения, 75,2% всех дорожно-транспортных происшествий по стране происходит по вине водителей, которые находились в нетрезвом состоянии. В результате этого гибнет около 40% от общего числа пострадавших.

Одним из важных социальных последствий пьянства и алкоголизма является их тесная связь с преступностью. Изучение причин и последствий, обусловливающих совершение правонарушений, проведенное отечественными и зарубежными исследователями, показывают, что противоправные действия в большинстве случаев совершаются в нетрезвом виде. Правонарушения в состоянии алкогольного опьянения совершают 96% лиц.

Число подростков, совершающих правонарушения в состоянии опьянения, возрастает.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

– Дайте определение пьянства.

– Чем пьянство отличается от алкоголизма?

– Как алкоголь воздействует на организм подростка?

– Каков механизм воздействия алкоголя на организм человека?

– В чем заключается социальная сторона пьянства и алкоголизма?

– Назовите основные социальные проблемы личности, которые порождает алкоголизм.

– Какие болезни и расстройства организма являются последствием пьянства и алкоголизма?

– В чем особенности влияния пьянства на организм и личность женщины?

– В чем, по вашему мнению, состоит главный способ борьбы с пьянством?

– Является ли алкоголизм болезнью? Если является, то в чем его отличие, например, от инфекционных заболеваний?

– Может ли введение «сухого закона» привести к всеобщей трезвости?

Домашнее задание.

1. Заполните таблицу «Социальные последствия алкоголизма» (см. учебник с. 179–181):

2. Перечислите, в чем проявляется влияние алкоголя на потомство пьющих и алкоголиков.