Екатерининская больница на страстном бульваре. Ново-екатерининская больница. Воссоздание усадебного парка

Могу только повторить свой старый пост об этом историческом здании, об этой больнице...
Как мы знаем утром 1 января 2013 года полностью снесены два корпуса постройки первой трети XIX века.,
входившие в состав комплекса Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре (д. 15/29, стр. 4 и 8).
Одно хочется предложить... если так руки чешутся, то снесите, уроды, какой-нибудь свой коттеджик, ага.. где-нибудь в Рублёво-Успенской резервации...
Оригинал взят у в
Новоекатерининская больница



Фото 1900-х гг.

Монументальное здание в стиле русского классицизма с 12-колонным портиком. Это памятник зодчества конца XVIII века (1786-1790 гг.), бывший дворец князей Гагариных. Огромный дом занимала семья камергера из трех человек. В центре здания находился просторный танцевальный зал, вправо от него шли жилые покои хозяев, влево - манеж для верховой езды. Внизу жила крепостная прислуга. Дворец стоял среди большого парка с беседками, прудами и фонтанами. В 1802 - 1812 гг. здесь находился Английский клуб, в котором в 1806 году состоялось чествование героя Шенграбенского сражения П.И.Багратиона.


В страшном для Москвы 1812 году в этом здании побывал известный французский писатель Стендаль (псевдоним Анри Бейля), служивший в интендантстве наполеоновской армии.
Восторгаясь архитектурой московских дворцов, он писал об Английском клубе: «В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться". Позднее в письме сестре он напишет: «Москва - город до сего времени неизвестный Европе - имела от 600 до 800 дворцов, красота которых превосходит все, что знает Париж». Увы! Здание было сожжено. В 1825-1828 гг. оно было восстановлено О.И. Бове и под руководством доктора А.И. Поля приспособлено для больницы. В 1833 г. в неё перевели больных из Екатерининской больницы в связи с обветшанием её построек (отсюда и название - Новоекатерининская). Дата "1775" на фронтоне здания относится к году основания Екатеринской больницы. Указом 1845 г. она была превращена в клиническую базу медицинского факультета Московского университета. Здесь были созданы одни из первых в России госпитальные терапевтическая клиника и хирургическая клиника с урологическим отделением (1846 г.) и кафедра патологической анатомии (1849 г.). В настоящее время - городская клиническая больница №24. Сохранились остатки парка, ограда с воротами, часовня в стиле ампир при клиническом морге.


Кадр кинохроники. 1957 г. За деревьями Страстного бульвара видна Новоекатерининская больница.

Любопытный факт. В 1939 г. больница оказалась в эпицентре вспышки чумы, пришедшей в Москву. Это не была средневековая чума, уносившая тысячи жизней и оставлявшая целые улицы покойников. Она пришла не с тысячами зараженных крыс и мириадами разносчиков заразы – блох. Она пришла в лице ученого, профессора Берлина, заместителя директора по науке Саратовского чумного института (институт существует и сейчас под другим названием – «Микроб»). Берлин собрался в Москву для доклада на Коллегии Наркомздрава. В день отъезда он проводил опыты с противочумной вакциной на животных, зараженных вирулентными живыми чумными микробами. То ли он сам был недостаточно осторожен, то ли его торопили заканчивать опыты и собираться в дорогу – но в Москву он приехал уже больным, с высокой температурой, и в таком состоянии выступал с докладом на Коллегии.
Вызванный к больному Берлину, не оправившийся от удара (гибель сына - d1) старик Р. поставил диагноз: крупозное воспаление легких – и направил больного в ближайшую Новоекатерининскую больницу, что у Петровских Ворот. Эта больница в ту пору, как и сейчас, была клинической базой ряда клиник 1-го Московского медицинского института, в ней работали видные профессора.
В приемном покое больницы больного осмотрел дежурный врач доктор Горелик и сразу заподозрил не простую крупозную пневмонию, а легочную чуму. Подозрения быстро оправдались.
В организацию борьбы с распространением возможной эпидемии активно включился НКВД. Как только выяснилось, с какой чудовищной опасностью столкнулась Москва, были приняты чрезвычайные меры по предупреждению развития эпидемии. Благодаря этим мерам – а, может быть, потому, что в развитии эпидемий есть свои закономерности, но чума унесла только три жизни: Берлина, Горелика и парикмахера больницы.
Новоекатерининская больница была немедленно объявлена на военном положении. Сюда прибыло подразделение войск НКВД. У входов и выходов больницы стояли караулы, никого не впускавшие и не выпускавшие. Функции коменданта больницы были возложены на оказавшегося среди задержанных профессора И. Г. Лукомского – заведующего стоматологической клиникой (Подробнее -

Городская усадьба Гагариных – значительный памятник архитектуры XVIII–XIX веков. В 1716 году владение «у Петровских ворот» с каменным главным домом (на сохранившихся в кладке кирпичах – клеймо 1690–1710-х годов) принадлежало князю Богдану Ивановичу Гагарину. С этого момента начинается отсчет владения усадьбой представителями рода Гагариных. В 1786–1790 годах в ней, по проекту архитектора М.Ф.Казакова, был выстроен дворец в духе классицизма, включивший ранние каменные постройки. Главный фасад трехэтажного здания с протяженными боковыми двухэтажными крыльями украсил двенадцатиколонный портик. Второй этаж дома был отведен под анфиладу роскошных парадных комнат с овальным залом посередине. С левой стороны здания, по Страстному бульвару, находился полуциркульный корпус манежа и конного двора с флигелями по сторонам.

С 1802 года в доме Гагариных располагался Английский клуб. Здесь проходили званые обеды, устраивались карточные игры. Именно здесь, в 1806 году, состоялся торжественный обед в честь князя Багратиона, который Лев Толстой описывал в романе "Война и мир". Этот обед был манифестацией московского дворянства против кутузовской стратегии в отношении Наполеона, и поддержка суворовских планов, воплощенных в действиях Багратиона при Аустерлице и Шенграбене. Однако во время Отечественной войны 1812 года клуб был закрыт. На здание перекинулся пожар, и, по воспоминаниям Анри-Мари Бейль, более известного под его творческим псевдонимом - , французский Интендантский штаб так и не смог расположиться в доме, хотя собирался это сделать. Впрочем, офицеры немного пограбили винный погреб, содержимое которого огонь пощадил. Стендаль писал, что в Париже нет ни одного клуба, который мог бы сравниться с московским.

В 1820 году по проекту архитектора отстраивают заново корпус манежа и левое крыло здания. Правое же крыло и центральная часть еще долго остаются нежилыми. С 1828 года Гагарины больше не владеют усадьбой. Городские власти решают разместить здесь больницу – Ново-Екатерининскую, преемницу Екатерининской, основанной в 1775 году.

Приспособление городской усадьбы под медицинское учреждение шло в 1830–1835 годах так же по проекту О.И.Бове, который он разработал еще в 1825 году. Изменилась планировка главного корпуса – со стороны двора появились трехэтажные ротонды-ретирады. В центральном объеме здания была устроена главная трехмаршевая лестница, ведущая на второй этаж из парадного вестибюля. Две симметрично расположенные лестницы соединяли все три этажа с входами в здание со стороны двора. На втором этаже, в бывшем овальном зале после перестройки разместилась домовая церковь Св. Екатерины.

Архитектурный декор фасадов здания изменился согласно стилевым предпочтениям эпохи. Всю часть строения циркумференции О.И.Бове отделил от бульвара металлической оградой на белокаменном цоколе.

Капитальный ремонт здания осуществлялся в 1920 годах, а в 1954–1957 годах были проведены реставрационные работы в вестибюле и домовой церкви. Со временем состояние исторических фасадов и интерьеров стало неудовлетворительным: в частности, белокаменный фасадный декор частично оказался утрачен или закрашен масляной краской; настенная живопись скрыта под поздними покрасками или отделкой; художественный паркет покрыт линолеумом; утрачены пролеты чугунных лестниц.

В ходе работ 2013–2015 годов после вычинки кирпичной кладки фасадных стен и проемов была выполнена реставрация белокаменных колонн портика, венчающего карниза центральной части здания, подоконников, междуэтажных карнизов, эдикул дворового фасада, цоколя. Установлены новые столярные оконные и дверные заполнения, слуховые окна, световые фонари, выполненные по сохранившимся образцам и аналогам. Осуществлена реставрация лепного декора антаблемента портика главного фасада с воссозданием из гипса герба Российской Империи. Отреставрировано каменное крыльцо центрального входа. Выполнены заново каменные крыльца и площадки входов в здание со стороны двора и курдонера. Установлены металлические козырьки над входами. На кровле воссоздана главка с барабаном домовой церкви. Отреставрирован белокаменный цоколь и пилоны ворот ограды по Страстному бульвару.

В ходе реставрационных работ на первом и втором этажах здания под штукатуркой были найдены фрагменты первоначального фасада – белокаменный декор, скрытый во время реконструкции времен О.И.Бове. Все элементы из белого камня отреставрированы с воссозданием утрат и включены в новый интерьер здания.

По имеющемуся фрагменту чугунной ступени был воссоздан облик парадной лестницы и лестниц центрального объема. Проведена реставрация лестниц конца XIX века из песчаника. В помещениях второго этажа восстановлены и воссозданы настенные и потолочные росписи, художественный паркет, лепной и штукатурный декор. Установлены двери по сохранившимся образцам и аналогам. Интерьерам возвращено историческое колористическое решение.

Усадьба в 2015 году стала лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ" и "За лучший проект реставрации".

С 2015 года здание бывшей Ново-Екатерининской больницы входит в комплекс Московского парламентского центра. Здесь проходят торжественные церемонии вручения городских наград, официальные встречи, художественные выставки и другие мероприятия, организуемые Московской городской Думой.

Главный дом усадьбы и полукруглый служебный корпус слева от него построены в стиле классицизма. Предположительно, автором проекта был известный .

В 1806 году в этом здании был организован торжественный прием в честь П.И. Багратиона, описанный в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

После занятия Москвы французской армией в 1812 году в доме на Страстном бульваре, 15 располагался штаб главного интенданта. Одним из интендантских офицеров был Анри Бейль - будущий известный французский писатель Стендаль.

В 1821 году был восстановлен полукруглый служебный корпус, который отдали в аренду организатору цирковых представлений Фенарди.

С 1826 года началось восстановление главного дома на Петровке, 29 по проекту архитектора О.И. Бове. В 1828 году здание было куплено казной и отдано приказу общественного призрения.

Ново-Екатериниская больница на углу Петровки и Страстного бульвара

В 1833 году в восстановленный дом переехала больница, получившая название Ново-Екатерининской. На фронтоне здания появилась дата ее основания - 1775 год.

На базе больницы были открыты клиники медико-хирургической академии, а с 1846 года - медицинского факультета Московского университета.

В 1980-х годах по адресу Страстной бульвар, 15 остались только некоторые отделения больницы, основная часть которой была переведена в другое место.

В 2009 году больница на углу с улицей Петровка, 29 полностью переехала в специально построенные для нее новые корпуса на Писцовой улице. Здание на Страстном бульваре было передано городу.

В 2015 году без шумного новоселья Мосгордума перебралась с Петровки, 22, на территорию бывшей усадьбы Гагариных на Страстном бульваре. Старое здание перешло ведомству Юрия Чайки - Генпрокуратура занимает довольно много недвижимости в районе Петровки и Большой Дмитровки. А аппарат московской Думы вместе с Общественной палатой города теперь работает на территории усадьбы, где почти 200 лет - с 1833-го до 2009 года - размещалась Ново-Екатерининская больница.

Ее отреставрировали, расчистили, укрепили старые заборы и установили новые. Тут же, в охранной зоне памятника, построили новое здание для заседаний и общественных дискуссий, что вообще-то запрещено законом - и о чем «Архнадзор» в 2013 году. Здание проектировало бюро Speech, основанное Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым - нынешним главным архитектором Москвы. Планированием всего комплекса занимался «Моспроект-2» - бюро Посохина-сына имени Посохина-отца, главного архитектора Москвы в 1960–1980-е годы.

Что представляет из себя комплекс Московской городской думы: визуализация «Моспроекта-2»

Центральный корпус усадьбы Гагариных

Семья Сергея Гагарина (1713–1782) - чиновника, экономиста, управителя подмосковными имениями Екатерины - занимала здание до 1802 года. До войны 1812 года дворец занимал Английский клуб (Гагарин был в числе его сооснователей). А в конце 1820-х под руководством Осипа Бове его реконструировали под больницу – Ново-Екатерининскую.

Храм во имя князя Александра Невского

До 2009 года использовался как слесарная мастерская, бойлерная и склад. Сейчас это действующая церковь: «Приглашаю всех депутатов и сотрудников в Александро-Невский храм, - пишет на сайте Думы ее председатель Андрей Шапошников. - Поздравляю с престольным праздником и надеюсь, что с каждым днем прихожан будет больше и больше».

Новое здание для заседаний от бюро Speech

Площадь - 17 тыс. кв. м. Внутри - залы заседаний, кабинеты, конференц-залы и подземная автостоянка на 99 автомобилей. Ради этого были снесены три корпуса комплекса, один из которых - памятник архитектуры.

Парк

В советское время он был застроен различными хозйственными постройками. Теперь, как утверждается, он был восстановлен по сохранившимся чертежам Бове. Изначально планировалось также объединить его с садом «Эрмитаж», но пока не сложилось.

Беседка

Она же парковый павильон. Новострой.

Забор

В реальности двор перекрыт.

Здание Общественной палаты Москвы

Общественная палата - совещательный орган, образованный в 2012 году. В теперешнем составе заседают, скажем, архитектор Андрей Асадов, ресторатор Игорь Бухаров, хозяин компании Bosco Михаил Куснерович, президент фонда «Вера» Анна Федермессер.

Забор

В реальности это здание также огорожено.

Забор

Рендер обманывает: на территорию нет прохода - тут забор.

От больницы до Думы

Койки из старой больницы вывезли к 2009 году в современное здание в районе «Савеловской». В освободившемся дворце на Страстном бульваре при Лужкове планировали разместить Музей Москвы, который выезжал из Церкви Иоанна под Вязом на Новой площади; потом думали открыть главный дворец бракосочетаний в городе - загс № 1. В итоге договор подряда на реставрацию в 2012 году был с ФГУП «Атэкс» ФСО России. За 3,1 млрд рублей они должны были переоборудовать площадь больницы в 18,5 тыс. кв.м для московских депутатов и думского аппарата. «Атэкс» - компания с солидным - занималась множеством важных госзаказов: реставрацией Мавзолея, Триумфальной арки на «Кутузовской», Зала им. Чайковского. Неделю назад руководителей компании по делу о хищениях при строительстве путинской резиденции в Ново-Огарево.

Реконструкция тоже шла не без скандалов: на открытом мэрией сайте «Узнай Москву» эпизод, когда «…в новогоднюю ночь 2013 года при загадочных обстоятельствах были снесены две хозяйственные постройки XIX века на территории больницы». Возник конфликт между «Мастерской Мальцева», сделавшей изыскательные работы и проект научной реставрации под загс, и «Моспроектом-2», который в итоге проектировал комплекс для Думы на основе их материалов. (Опровержение редакции: здесь находилась недостоверная информация об итогах судебного разбирательства между «Мастерской Мальцева» и ГУП «Моспроект-2» о нарушении авторских прав. Иск «Мастерской Мальцева» Арбитражным судом г. Москвы 16 июня 2015 г.). Общественная кампания «Архнардзора», который , что московские законы будут приниматься в незаконно построенном здании, тоже ни к чему не привела.

При этом реставрация подавалась как подарок городу. Обещали соединить усадебный парк с садом «Эрмитаж» пешеходным Успенским переулком. Говорили, что «…здание станет украшением Бульварного кольца» и . «Именно по нему мы можем представить себе Москву, восстановленную после пожара 1812-го, - говорил в ректор МАРХИ Швидковский, - зримый символ русской культуры, и он сейчас приобрел тот вид, который был».

Бывшая лестница для слуг

2 из 12

Вид на высотку в Оружейном и парк, восстановленный по чертежам Бове

3 из 12

Восстановленная при реконструкции лепнина парадного зала второго этажа

4 из 12

Стилизованная лепнина и решетка, тоже второй этаж

5 из 12

Все светильники стилизовались под исторические. Камеры наблюдения – нет

6 из 12

Удивительное открытие при реконструкции: стена прежнего дома, что был тут до усадьбы Гагариных. Казаков встроил в свой проект одностолпные палаты XVI–XVII в.

7 из 12

На первом этаже время от времени устраивают выставки

8 из 12

Новое здание и зал для заседаний в нем

9 из 12

Вид на особняк Казакова-Бове с территории внутреннего двора

10 из 12

Библиотека в новом здании. Всего в нем 6 этажей

11 из 12

Под стиль интерьеров нового здания вполне подходит термин Григория Ревзина «мраморная слизь»

12 из 12

В результате с бульвара действительно можно наблюдать парадный портик Матвея Казакова - как и во времена больницы. Но с Успенского переулка узреть символ культуры никак не получится: в 2015 году по программе «Моя улица» переулок теперь является местом встречи двух заборов - вокруг «Эрмитажа» и Мосгордумы. Попасть на ее территорию можно, только если у вас какое-нибудь дело - к депутату, в Московской общественной палате, вы приглашены экскурсию или на .

«Афиша Daily» напросилась на экскурсию через пресс-службу. Вход и выход из каждого здания - строго по спискам. «Встреча с депутатом, фотографирование…» - все сообразно . Вела экскурсию , эксперт по Японии из НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, дипломант фестиваля «Зодчество». Примерно час вместе с группой строгих дам она водила по парадной лестнице, залам второго этажа и дворам усадьбы Гагарина. Показала также новое здание, порекомендовав дополнительную информацию о нем «…поискать в интернете». Вот что удалось услышать от нее и увидеть.

Усадьба Гагариных - бывшая Ново-Екатерининская больница

Коридор первого этажа


Усадьба была построена по проекту Матвея Казакова в 1776 году для князя Сергея Гагарина, одного из управляющих делами Екатерины II. Казаковский проект предусматривал ряд технологических хитростей: например, дым от печей шел по лабиринтам в перекрытиях, и таким образом отапливалось здание. На первом этаже располагались хозяйские кабинеты и покои, здесь встречали гостей. Самые высокие потолки были на втором: там устраивались приемы. На третьем одно крыло занимала прислуга, другое - гувернеры. При реставрации полы первого этажа покрыли песчаником, русским мрамором, - неотшлифованным и нескользким. Утверждается, что таким был пол при самом Казакове.

Люстра на первом этаже


Светильники пытались стилизовать под начало XIX века. Тогда по размеру люстры можно было судить, насколько важную роль играет то или иное пространство: в главном зале должно было быть светлее всего. Свечи горели до двух-трех ночи - пока гости не начинали разъезжаться. В начале XVIII века люстры на шесть свечей могли себе позволить богатые люди, и только к концу столетия распространились сложные светильники - в несколько этажей.

Парадная лестница


По лестнице с первого на второй этаж могла подниматься только благородная публика - у прислуги была своя. Оригинальные лестницы после переезда больницы в 2009 году. На восстановление у подрядчиков ушло 20 тонн чугуна. Оно велось по сохранившемуся фрагменту ступеньки и фотографии начала XX века.

На стене - председатели Городской думы разного времени. Сама должность появилась в 1762 году, выбирали на нее авторитетных и состоятельных людей: не моложе 40 лет, с недвижимостью стоимостью не менее 15 000 рублей. Среди портретов - Сергей Третьяков, брат основателя галереи Павла, и один из последних городских голов Владимир Михайлович Голицын.

Для справки: в сведениях о доходах за 2015 год нынешнего председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова 270-метровая квартира и коттедж на 277 кв. м. 43-летний Алексей Шапошников - потомственный депутат: его отец сидел в Думе 4-го созыва на Петровке. Оба представляют «Единую Россию».

Коридор второго этажа


Первый хозяин дома Сергей Гагарин умер в 1782 году. Спустя десять лет его наследники сдали здание в аренду знаменитому Английскому клубу, один из вечеров в котором - торжественный обед в честь князя Багратиона - описан в романе «Война и мир»: «3-го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривавших голосов, и, как пчелы на весеннем пролете, сновали взад и вперед, сидели, стояли, сходились и расходились, в мундирах, фраках и еще кое-кто в пудре и кафтанах члены и гости клуба. Пудреные, в чулках и башмаках, ливрейные лакеи стояли у каждой двери и напряженно старались уловить каждое движение гостей и членов клуба, чтобы предложить свои услуги. Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твердыми движениями и голосами».

Стать членом клуба было непросто: требовалось обладать безупречной репутацией, иметь протекцию одного из участников (в клубе состояло порядка 400 человек), кроме того, быть достаточно состоятельным, чтобы вносить по 30 рублей в месяц. Эта удавалось многим великим писателям: в клубе состояли Пушкин, Баратынский, Чаадаев, Карамзин, Жуковский, Крылов, Толстой, Островский, Некрасов и Гоголь.

Светильник на втором этаже


Во время французской оккупации Москвы 1812 года в особняке Гагариных разместить штаб конницы Наполеона, в которой служил Стендаль. Он писал своим корреспондентам, что у них на родине нет ни одного клуба, который мог бы сравниться с Английским в Москве.

В том же 1812 году особняк горел и простоял в руинах на протяжении десяти лет. В 1828 году его купил генерал-губернатор Голицын, чтобы перевезти сюда больницу доктора Поля, которая до того располагалась на 3-й Мещанской улице и называлась Екатерининской в честь стоявшей рядом церкви. Разрушенное здание приспосабливал по медицинские нужды архитектор Осип Бове - автор Большого театра. На месте гагаринских оранжерей он возвел несколько пристроек, которые как раз были снесены в новогоднюю ночь, а также построил церковь Александра Невского. Вместо парадной анфилады в новом проекте были устроены операционные и палаты для больных. Ново-Екатерининская больница была примерно на полвека старше больницы Никербокер и тоже славилась передовыми клиническими техниками.

Лестница для прислуги


В советское время Ново-Екатерининская больница, превратившаяся в 24-ю городскую, сильно пострадала. Потолки опустели, настенную живопись закрасили, стены отделали кафелем, на паркет постелили линолеум. В отреставрированном особняке удивительным образом чувствуется эта неказистость. Тут пластиковые двери соседствуют с навесными потолками, а новодельные светильники и стулья как в школьном актовом зале - с усердными попытками восстанавливать старину.

Овальный зал второго этажа


Большой овальный зал раньше становился эпицентром балов и приемов; у одной из стен - ниша для оркестра. Стены и 12 колон отделаны искусственным мрамором. Роспись по потолку не сохранилась; это даже не реконструкция, а историческая фантазия - вместе с паркетом и лепниной на потолкеБыло/стало Фотография с сайта stroi.mos.ru .

Усадьба Гагарина - Английский клуб - Ново-Екатерининская больница (здание № 15/29 на углу улицы Петровки и Страстного бульвара) - монументальное здание с 12-колонным портиком, памятник зодчества конца XVIII века, построенный для семьи князя С. В. Гагарина (1713-1782). Яркий памятник раннего московского классицизма. В настоящее время здание входит в комплекс зданий Московской городской думы .

Существуют сведения, что на этом месте в XVI веке находился дворец Василия Третьего, позже превращённый в путевой дворец для остановки иностранных послов. Местность, окружавшая дворец, называлась Путинки, а Страстной бульвар, образованный из проезжего переулка у стен Белого города, в начале XIX века носил название Путинский.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Прогулки по Москве. Екатерининская больница

Субтитры

История

Усадьба Гагарина

Ушедший в отставку с поста президента Коллегии экономии в 1773 году князь Сергей Гагарин сосредоточился на управлении подмосковными имениями императрицы Екатерины II и получил землю для возведения собственной городской усадьбы в Москве. Проект был заказан главному придворному зодчему Матвею Казакову . Строительство усадьбы началось в 1776 году на перекрестке у Петровских ворот.

Английский клуб

Членам Английского клуба пришлось покинуть здание в 1812 году, перед вторжением французских войск в Москву. По иронии судьбы именно во дворце на Страстном бульваре, согласно воспоминаниям одного из сподвижников Наполеона Мари-Анри Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль , войска планировали разместить полевой штаб. Претворить замысел в жизнь не удалось: большой московский пожар уничтожил гагаринскую усадьбу раньше. После окончания войны Английскому клубу пришлось подыскать альтернативное помещение по соседству - на Страстном бульваре, а дворец Гагариных на несколько лет остался заброшенным.

Ново-Екатерининская больница

В 1821 году полуциркулярный корпус дворца с левым крылом в главной части отстроили заново . При этом главный трехэтажный корпус и правое крыло оставались не отделанными до 1828 года, когда здание было приобретено военным генерал-губернатором Москвы Д. В. Голицыным для устройства в нём больницы. В этом году оно было восстановлено и приспособлено О. И. Бове для больницы под руководством доктора А. И. Поля - домашнего врача Д.В. Голицына, возглавлявшего также Екатерининскую больницу на 3-й Мещанской улице. Надо отметить, что к 1828 году строения «Екатерининки» обветшали, оснащение поизносилось .

В 1833 году пациентов Екатерининской больницы перевели в здание на Страстном бульваре (отсюда и название - «Ново-Екатерининская»). Дата «1775» на фронтоне относится к году основания Екатерининской больницы. Таким образом, Ново-Екатерининская больница стала преемницей Екатерининской. А своё название получила по Домовой Екатерининской церкви, основанной в 1775 году в здании на 3-й Мещанской улице. В 1833 году церковь в честь великомученицы Екатерины была освящена и в здании на Страстном бульваре.

В новой больнице разместилось клиническое отделение Московской медико-хирургической академии . В 1839 году там открылись терапевтическое отделение и фельдшерская школа . Больница стала крупнейшей в Москве - 250 коек, причем в ней обслуживались люди всех званий и состояний, а беднейшим из них лечение предоставлялось бесплатно.

В 1846 году вышел Указ императора Николая I о преобразовании Ново-Екатерининской больницы в клиническую. Здесь были созданы одни из первых в России госпитальные клиники - терапевтическая и хирургическая с урологическим отделением (1846 г.).

В период 50-60 годов ХIX века в здании размещались клиники медицинского факультета Московского университета. Основатель больницы выдающийся хирург А. И. Поль заведовал Ново-Екатерининской больницей 39 лет.

Во время Великой Отечественной войны больница с июня 1941 года стала эвакогоспиталем, а с осени 1942 до весны 1945 года - окружным военным госпиталем. В последующем она получила название «городская клиническая больница № 24» .

В 1975 году в связи с двухсотлетием за большой вклад в развитие медицины страны городская клиническая больница № 24 была награждена орденом «Знак почета».

Все нежилые помещения на Страстном бульваре, находящиеся в оперативном управлении городской клинической больницы № 24 на срок до окончания строительства нового здания больницы и осуществления переезда, были переданы городу .

Строительство лечебного и вспомогательных корпусов, обеспечивающих функционирование городской клинической больницы № 24 на 500 коек, предполагалось на Писцовой улице, вл. 10. Окончательно больница из занимаемых помещений на Страстном бульваре переехала в новое здание на Писцовой улице в 2009 году.

Восстановление исторического облика здания. Период реставрации

За время своего существования здание претерпело многочисленные реконструкции и перепланировки, как в XIX веке (проект приспособления под больницу О. И. Бове), так и в советский период. За время эксплуатации в качестве больницы многие подлинные элементы здания фактически были уничтожены. Настенная живопись была либо закрашена, либо оказалась под опущенными потолочными перекрытиями, стены отделаны кафелем, художественный паркет покрыт линолеумом, белокаменный декор фасадов частично утрачен или закрашен масляной краской, что недопустимо для белого камня. Уже в новейший период, в 2009-2011 годах, были варварски вырваны и похищены пролёты чугунных лестниц. Здание начало активно разрушаться.

Новая жизнь архитектурного комплекса началась вскоре после избрания на пост Мэра Москвы С. С. Собянина. В 2011 году пустовавшие в течение нескольких лет здания были взяты под государственную охрану, стал прорабатываться вопрос о реставрации и реконструкции комплекса.

Заседание комиссии, разрешившей снос исторических зданий на территории памятника-ансамбля, находящихся под охраной государства
26 декабря 2012 года комиссия по сносу при правительстве Москвы под руководством заместителя Департамента культурного наследия города Москвы А. А. Емельянова, принимает решение о сносе трёх зданий на территории ансамбля (№ 3,4,8) ради строительства нового здания Мосгордумы.

О снесенных зданиях, подлежащих охране

Определённый [кем? ] научный интерес, помимо главного здания Дворца, представляли такие постройки ансамбля, как строения №№ 4 и 8. Первое из них - это хозяйственный корпус усадебного комплекса князей Гагариных, которое было впервые обозначено на плане владения князя Н. С. Гагарина в 1828 г., как уже существующее каменное строение. В нём сохранились элементы архитектурной отделки главного фасада - окна с лучковым завершением, обработанные штукатурными наличниками, элементы архитектурной отделки 2-й половины XIX в. - потолочные карнизы, лучковые наличники дверей, филенчатые дверные полотна.

Несомненный интерес представляет тот факт, что на плане строений, выполненном самим Осипом Бове в 1820-х годах, этот корпус, значащийся в охранных материалах Департамента культурного наследия города Москвы, как анатомический театр с часовней и моргом, показан как элемент уже существующей застройки черного двора Екатерининской больницы. Таким образом, он относится к творению школы М. Ф. Казакова.

Определённую [кем? ] ценность представлял прачечный корпус - каменное строение, построенное по проекту О. И. Бове в 1832-1833 гг. Разрешение на его постройку было выдано 7 октября 1831 г. комитетом Министров, ведавшим покупкой владения Гагариных и размещением в нём новой больницы. В интерьере сохранились уникальные сводчатые лотковые перекрытия с опорой на центральный столб.

Незаконный снос в новогоднюю ночь

В результате решения комиссии исторические здания № 4 и 8, а также корпус № 3 были незаконно снесены в новогоднюю ночь 2013 года, чтобы избежать выступлений общественности против сноса памятников архитектуры.

Незаконно снесённые строения являлись единственными, помимо главного здания, сохранившимися строениями ансамбля периода передачи владения усадьбы больнице Святой Екатерины (1830-е годы) и формировали градостроительный облик усадьбы начала XIX века. Снесённые строения представляли несомненный научный интерес тем, что давали возможность проследить композиционную структуру больничного хозяйственного двора, задуманную и воплощённую архитектором О. И. Бове в 30-е годы XIX века.

Ход реставрации

В 2012 году началась подготовка к проведению полномасштабных реставрационных работ, в 2013 году началась сама реставрация.

В комплекс входят основное здание - бывший дворец князя Гагарина; Храм во имя св. блг. князя Александра Невского на дворе Ново-Екатерининской больницы (1836 г., 1872 г., арх. А. А. Никифоров, 1876 г.); ограда по ул. Петровка (кон. XVIII - нач. XIX вв., 1973 г., арх. Э. Э. Наседкин); флигель XIX в.

Во время реставрационных работ было задействовано более 1000 специалистов в смену. Работы производились круглосуточно.

Реставрация фасадов и крыши

В ходе проведения работ ФГУП ФСО «АТЕКС» отреставрированы фасады главного здания, которые находились в неудовлетворительном состоянии. Учитывая, что их площадь составляет более 7 000 кв. м., объём проведенных работ оказался практически беспрецедентным. Более миллиона кирпичей разного времени и формата потребовали вычинки . С целью сохранения несущей способности стен, помимо удаления обширных фрагментов, пораженных грибком, проведено их инъектирование. На это потребовалось почти 500 тонн инъекционного состава. Более 90 % элементов декора фасадов требовали тщательной реставрации. В том числе выполнена реставрация белокаменных подоконников, междуэтажных карнизов, цоколя здания.

Проведены работы по реставрации лепного декора антаблемента портика главного фасада. Установлены новые столярные оконные и дверные заполнения, выполненные по сохранившимся образцам и аналогам. Воссоздан герб на портике главного фасада. До реставрации на портике главного фасада здания находился герб СССР.

Отреставрирована кровля. Полностью заменена аварийная, пришедшая в негодность стропильно-балочная система. Воссозданы покрытие скатной кровли и слуховые окна, водосточные трубы и воронки.

Реставрация интерьеров главного здания

Восстановлен облик парадной лестницы по сохранившейся фотографии начала XX в., а также прямоугольная форма оконных и дверных проемов коридора.

По имеющемуся фрагменту чугунной ступени специалистами-реставраторами был воссоздан облик парадной лестницы и лестниц центрального объёма, выполнены отливки ступеней, балясин и площадок из чугуна. Для этого понадобилось более 20 тонн чугуна.

Кроме того, проведена реставрация лестниц конца XIX века из песчаника.

В ходе реставрационных работ на первом и втором этажах здания под штукатуркой были открыты фрагменты первоначального фасада - белокаменный декор. Его скрыли в результате реконструкции, проведенной О. И. Бове. Все элементы из белого камня отреставрированы, утраченные фрагменты воссозданы. По решению архитектурной комиссии фрагменты первоначального фасада включены в новый интерьер здания.

В помещениях 2-го этажа, служившего в своё время залом для собраний, были обнаружены паркет и фрагменты настенной росписи. На основании полученных архивных данных удалось полностью восстановить живопись на стенах и рисунок паркета. Также был воссоздан лепной декор на потолке помещения.

При проведении работ по разборке и замене аварийных перекрытий на чердаке левого крыла циркумференции обнаружен живописный фриз в стиле гризайль и часть штукатурного карниза. Проведена их реставрация, а роспись на фризе полностью восстановлена.

Воссоздание усадебного парка

При эксплуатации объекта в советский период усадебный парк был практически утрачен вследствие застройки его строениями преимущественно хозяйственного назначения. В ходе работ территория расчищена от поздних хозпостроек, структура парка восстановлена по чертежам О. И. Бове, раскрыты фундаменты существовавших усадебных зданий, которые были использованы для их последующего воссоздания. Планируется создание единого паркового комплекса с садом «Эрмитаж».

Комплексная реставрация ограды со стороны улицы Петровки и Страстного бульвара

Кирпичная ограда с белокаменным цоколем и карнизами столбов и прясел длиной 142 метра тянулась от торца главного дома, выходившего на Петровку, и заворачивала в Успенский переулок. В XIX веке помимо ограждения она выполняла роль подпорной стенки, так как уровень насыпного грунта был поднят почти до верха прясел, выравнивая таким образом территорию сада. К концу XIX века ограда пришла в негодность и была перестроена. На фотографии 1930-х годов видна глухая оштукатуренная стена с нишами, имеющими лучковую перемычку.

Оштукатуренная поверхность кирпичной кладки расчищена от грязи и многократных слоев покраски. Выполнен комплекс работ по усилению фундаментов ограды, отреставрирована белокаменная поверхность цоколя, а поврежденные камни заменены. Прясла ограды укрыты металлом. Воссозданы кованые металлические ворота.

Археологические исследования

Одновременно с реставрационными работами на территории архитектурного комплекса впервые за время его существования проводились археологические исследования. Лучше всего культурный слой сохранился на участках вдоль улицы Петровки, где удалось проследить усадебную застройку начала XVII-XVIII веков. Обнаружен древний колодец, который снабжал питьевой водой жителей усадеб.

Кроме найденных многочисленных аптекарских флаконов и остатков больничных хозяйственных построек, одним из важнейших результатов исследований стало обнаружение кирпично-белокаменных фундаментов летнего корпуса, построенного за счет бюджета города в середине 30-х годов XIX века.

Собрана коллекция интереснейших артефактов XVI-XIX веков, достойных внимания как специалистов, так и широкого круга людей, увлекающихся историей, культурой, духовной жизнью и повседневным бытом москвичей. Всего обнаружено более 3500 предметов, около 500 из них имеют экспозиционную ценность. Артефакты, обнаруженные в ходе проведения археологических исследований, переданы в Музейный фонд РФ и в Музей Москвы.

Также на территории парковой зоны вскрыты конструкции деревянных хозяйственных построек, не подлежащих музеефикации и не имеющих исторической ценности.

Усадебный комплекс

Домовая церковь Великомученицы Екатерины

В результате обследования и на основании ранее полученных архивных данных в помещении внутридомовой церкви Великомученицы Екатерины проведен комплекс реставрационных работ: укреплены деревянные стены, воссоздано мраморное покрытие, по сохранившимся образцам восстановлен паркет, отреставрировано 12 колонн, выполненных из естественного мрамора, реконструирован лепной декор.

Благодаря проведенным исследованиям в конхе домовой церкви были обнаружены достаточно хорошо сохранившиеся фрагменты живописной росписи. С применением методов научной реставрации было расчищено от многочисленных слоев масляной краски и полностью отреставрировано живописное панно «Вознесение Христа» площадью более 60 кв. м.

Восстановлена золочёная главка домовой церкви.

На территории комплекса имеются два отдельно стоящих здания. Это двухэтажный жилой флигель и храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. В них также были проведены реставрационные работы.

Храм во имя св. блг. князя Александра Невского

В 1876 году церковь была перестроена по проекту архитектора А. А. Никифорова. В советское время здание использовалось как слесарная мастерская, бойлерная и склад. В эти годы интерьер был полностью уничтожен, воздвигнуты новые перегородки, оконные проемы заложены кирпичом, помещения отделаны кафелем.

В ходе реконструкции демонтированы поздние перегородки, металлические конструкции, облицовка плиткой. Выполнена реставрация фасадов здания, белокаменного декора, подоконников, межэтажных карнизов, цоколя.

Сделаны столярные оконные и дверные заполнения по сохранившимся образцам и аналогам. Установлен крест.

По архивным документам воссозданы планировка помещений и покрытие пола из песчаника и солеи.

Флигель

Двухэтажный жилой флигель входил в состав городской усадьбы, сложившейся после пожара 1812 года. Он был построен предположительно в первой четверти XIX века и является единственной сохранившейся усадебной постройкой. Здание двухэтажное, низ каменный, верх деревянный.

За время продолжительной эксплуатации здание подвергалось многочисленным перестройкам. После снятия ремонтной штукатурки со стен первого этажа выполнена вычинка кладки, оконных и дверных проемов, межэтажного карниза и подоконников. Использовался реставрационный кирпич. Проведена реставрация деревянной обшивки стен 2-го этажа и вычинка наружных бревенчатых стен.

Для помещений с плоским потолком изготовлены тянутые карнизы по сохранившимся образцам. Проведена комплексная реставрация лепного декора карнизов и потолочных розеток. Восстановлена частично разобранная угловая печь с оштукатуренной лицевой поверхностью. Установлены дверные блоки, выполненные по сохранившимся образцам. Покрытие пола сделано из художественного паркета.