Когда образовалось османское государство в каком веке. Османская империя. Коротко о главном. Феодальные отношения в Османском государстве

09.10.2020 Ремонт

(1656–1703)

Образование Османской империи - период, начавшийся с распада Конийского султаната около 1307 года до падением Константинополя 29 мая 1453 года.

Рост Османского государства соотносится с падением Византийской империи, которое произвело изменение во власти от исключительного христианского европейского общества к исламскому влиянию. Начало этого периода характеризовалось византийско-османскими войнами , которые длились в течение полутора веков. В это время Османская империя получила контроль и над Малой Азией и над Балканским полуостровом .

Сразу же после установления анатолийских бейликов , некоторые тюркские княжества объединились с османами против Византии.

В течение следующего века сельджуки заняли территории своих более слабых соседей, а в 1176 году конийский султан Кылыч-Арслан II наголову разбил армию византийского императора Мануила I Комнина в битве при Мириокефале , после чего сельджуки начали продвигаться к побережьям.

В первой половине XIII века на сельджуков с востока обрушились монголы. После битвы при Кёсе-даге в 1243 году конийский султан стал вассалом монгольского хана, а впоследствии - ильханов -Хулагуидов Ирана . Сыновья последнего независимого султана Кей-Хосрова II стали оспаривать своё наследство при поддержке различных тюркских и монгольских группировок, в результате чего Малая Азия превратилась в конгломерат соперничающих бейликов . Одним из них стал Османский бейлик .

Тимур разделил Османское государство между сыновьями Баязида, нача­лись междоусобные войны. Возродить государственное единство сумел султан Мурад II (1421-1451), а могущество страны - султан Мехмед II (1451-1481), прозванный «Завоеватель». Его заветной мечтой был захват Константинополя. Султану приписывают такие слова: «Должна быть одна мировая империя, с одной верой и одним правлением. Для восстановления такого единства нет лучшего центра, чем Константинополь».

В апреле 1453 года Мехмед II с огромным вой­ском в несколько десятков тысяч воинов окружил Константинополь. Ему противостояло почти 7 тысяч защитников города. Византийская столица была обре­чена. Император Константин XI Палеолог отказался сдать город и 53 дня мужественные защитники города отбивали штурм за штурмом.

На рассвете 29 мая 1453 г. турки начали последний штурм. Дважды они отступали, оставляя убитых и ране­ных. Но Мехмед бросал в бой свежие силы. В самый тяжелый для защитников Константинополя момент генуэзские наёмники оставили свои позиции, а султан бросил в бой янычаров. Константинопольцы дрогнули и отступили, а турки, ворвавшись в Константинополь, начали грабёж. Вечером 29 мая всё стихло, и только в подвалах и домах кое-где ещё рыскали гурки, ища спрятанные сокровища. Мехмед запретил грабежи и погромы в Константинополе и в тот же день провозгласил его своей столицей, назвав Истанбулом (Стамбул). Христианскую святыню храм Святой Софии - по приказу султана было превращено в мусульманскую мечеть. Над Босфором взвился зелёный флаг пророка Мухаммеда.

XVI в. Османский историк Саад-ед-Дин о взятии Константинополя

...Прежде чем султан начал осаду, император предложил ему взять себе все города и их околицы вне Стамбула [Константинополем], но оставить ему, императору, город, за что император будет платить султану ежегодную дань. По султан, не слушая эти пред­ложения, ответил, что его сабля и религия неразлучны и настаивал, чтобы император сдал ему город. Получив отказ, император установил на башнях и стенах артилле­рию, воинов, вооруженных мушкетами и большими запасами смолы.

На исходе первого дня до наступления ночи султан приказал установить в нужных местах батареи, а как только пушки были установлены, он приказал обстрелять стены, не говоря уже о непрерывном граде стрел и камней, что бросали метательные машины, которые, будто дождь, засыпали город. Осаждённые в свою очередь непрерывно стреляли из мушкетов и пушек, заряженных каменными ядрами, которыми они наносили большие потери мусульманам, которые орошали своей кровью землю...

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Самые первые сведения об османах относятся к началу XIV века. Согласно сообщениям византийских источников, в 1301 году состоялось первое военное столкновение между армией Византии и армией под предводительством вождя Османа I .

    После этой победы османов стало невозможно игнорировать. Византийский император Андроник II Палеолог , стремясь создать надёжный альянс против растущей угрозы, предложил одну из принцесс своего дома в жёны номинальному сюзерену Османа ильханидскому Газан-хану , а затем, после смерти Газана, его брату . Однако ожидаемая помощь людьми и оружием так и не пришла, и в 1303-1304 годах Андроник нанял испанских авантюристов-крестоносцев из «каталонской компании » для защиты своих владений от дальнейшего наступления турок. Как и большинство отрядов наёмников, каталонцы действовали по собственному усмотрению, призывая тюркских воинов (хотя и не обязательно османов) присоединиться к ним на европейской стороне пролива Дарданеллы . Лишь союз между Византией и Сербским королевством воспрепятствовал тюркско-каталонскому наступлению.

    Осман I, по-видимому, умер в 1323-1324 годах, оставив своим наследникам значительную территорию на северо-западе Малой Азии.

    Правление Орхана I

    Правление Баязида I

    Баязид жестоко отомстил за убийство отца, истребив большую часть сербской знати, находившейся на Косовом поле. Со Стефаном Вулковичем , сыном и наследником сербского князя Лазаря , погибшего в битве, султан заключил союз, по которому Сербия становилась вассалом Османской империи. Стефан, в обмен на сохранение привилегий его отца, обязался платить дань с серебряных рудников и предоставлять османам сербские войска по первому требованию султана. Сестра Стефана и дочь Лазаря, Оливера, была отдана замуж за Баязида.

    Пока османские войска находились в Европе, малые анатолийские бейлики попытались вернуть контроль над территориями, отобранными у них османами. Но зимой 1389-1390 годов Баязид перебросил войска в Анатолию и провёл стремительную кампанию, покорив западные бейлики Айдын , Сарухан , Гермиян , Ментеше и Хамид . Тем самым, впервые османы вышли к берегам Эгейского и Средиземного морей , их государство делало первые шаги к статусу морской державы. Зарождавшийся османский флот опустошил остров Хиос , совершал набеги на побережье Аттики и пытался организовать торговую блокаду других островов в Эгейском море. Однако как мореплаватели османы ещё не шли ни в какое сравнение с представителями итальянских республик Генуи и Венеции .

    Восстание янычар и появление Георга Кастриота Скандербега в Албании принудили Мурада в 1446 году вернуться на турецкий престол. Вскоре турки захватили Морею и начали наступление в Албании. В октябре 1448 года состоялась битва на Косовом поле , в которой 50-тысячное османское войско противостояло крестоносцам под командованием Хуньяди. Ожесточённое трёхдневное сражение закончилось полной победой Мурада и решило судьбу балканских народов - на несколько веков они оказались под властью турок. В 1449 и 1450 годах Мурад совершил два похода на Албанию, которые не принесли значительных успехов.

    Правление Мехмеда II: завоевание Константинополя

    После смерти отца в 1451 году Мехмед II убил единственного оставшегося в живых брата и занялся укреплением границ: продлил договор своего отца с сербским деспотом Георгием Бранковичем, заключил трёхлетнее соглашение с Яношем Хуньяди, подтвердил соглашение с Венецией от 1446 года, провёл кампанию против Карамана, не дав эмиру последнего поддержать претендентов на власть над территориями в Малой Азии, не так давно вошедшими в состав государства османов.

    В 1451-1452 годах Мехмед II построил в самом узком месте Босфора на европейском берегу крепость Богаз-кесен . Как только было завершено строительство крепости, султан вернулся в Эдирне чтобы присмотреть за последними приготовлениями к осаде, а затем со 160-тысячным войском выступил на Константинополь. 5 апреля город был осаждён, а 29 мая 1453 года пал. Константинополь стал новой столицей, ознаменовав этим новый этап в истории Османской империи.

    Сделала неизбежным распад Османской империи, на протяжении веков господствовавшей на значительных территориях, ставших жертвой её ненасытной военной экспансии. Вынужденная присоединиться к Центральным державам, таким как Германия, Австро-Венгрия и Болгария, она вместе с ними познала горечь поражения, не сумев более заявить о себе как о ведущей мировой империи.

    Основатель Османской империи

    В конце XIII века Осман I Гази унаследовал от своего отца бея Эртогрула власть над бесчисленными турецкими ордами, населявшими Фригию. Провозгласив независимость этой сравнительно небольшой территории и приняв титул султана, он сумел покорить значительную часть Малой Азии и основать таким образом мощную империю, названную в его честь Османской. Ей суждено было сыграть важную роль в мировой истории.

    Уже в середине турецкое войско высаживается на побережье Европы и начинает свою многовековую экспансию, сделавшую это государство в XV-XVI веках одним из величайших в мире. Однако начало распада Османской империи наметилось уже в XVII веке, когда не знавшая прежде поражений и считавшаяся непобедимой турецкая армия потерпела сокрушительный удар у стен австрийской столицы.

    Первое поражение от европейцев

    В 1683 году полчища османов подступили к Вене, взяв город в осаду. Его жители, достаточно наслышанные о диких и безжалостных нравах этих варваров, проявляли чудеса героизма, защищая себя и своих родных от верной гибели. Как свидетельствуют исторические документы, успеху защитников во многом способствовало то, что среди командования гарнизона было много видных военачальников тех лет, сумевших грамотно и оперативно принять все необходимые оборонительные меры.

    Когда же на помощь осаждённым подоспел король Польши, то участь нападавших была решена. Они бежали, оставив христианам богатую добычу. Эта победа, с которой начался распад Османской империи, имела для народов Европы, прежде всего, психологическое значение. Она развеяла миф о непобедимости всесильной Порты, как было принято у европейцев называть Османскую империю.

    Начало территориальных потерь

    Это поражение, а также ряд последующих неудач стали причиной заключённого в январе 1699 года Карловицкого мира. Согласно этому документу Порта теряла ранее подконтрольные ей территории Венгрии, Трансильвании и Тимишоара. Её границы сместились к югу на значительное расстояние. Это уже был достаточно ощутимый удар по её имперской целостности.

    Неприятности в XVIII веке

    Если первая половина следующего, XVIII века, была отмечена определёнными военными успехами Османской империи, позволившими ей хоть и с временной потерей Дербента, но сохранить выход к Чёрному и Азовскому морям, то вторая половина столетия принесла целый ряд неудач, также предопределивших будущий распад Османской империи.

    Поражение в которую императрица Екатерина II вела с Османским султаном, заставило последнего подписать в июле 1774 года мирный договор, по которому Россия получала земли, простиравшиеся между Днепром и Южным Бугом. Следующий год приносит новое несчастье - Порта теряет отошедшую к Австрии Буковину.

    Завершился же для османов XVIII век полной катастрофой. Окончательное поражение в русско-турецкой войне привело к заключению весьма невыгодного и унизительного Ясского мира, в соответствии с которым к России отходило всё Северное Причерноморье, включая Крымский полуостров.

    Подпись на документе, удостоверяющем, что отныне и навеки Крым наш, поставил лично князь Потёмкин. Кроме того, Османская империя была вынуждена передать России земли между Южным Бугом и Днестром, а также смириться с потерей своих главенствующих позиций на Кавказе и Балканах.

    Начало нового века и новые беды

    Начало распада Османской империи в 19 веке было предопределено её очередным поражением в русско-турецкой войне 1806-1812 годов. Итогом этого стало подписание в Бухаресте ещё одного, по сути, губительного для Порты договора. С российской стороны главным уполномоченным был Михаил Илларионович Кутузов, а с турецкой - Ахмед-паша. Весь район от Днестра до Прута отошёл России и стал именоваться вначале Бессарабской областью, затем Бессарабской губернией, а ныне это Молдавия.

    Предпринятая турками в 1828 году попытка взять у России реванш за прошлые поражения обернулась новым разгромом и очередным, подписанным на следующий год в Андреаполе мирным договором, лишавшим её и без того уже довольно куцую территорию дельты Дуная. В довершение бед тогда же свою независимость провозгласила Греция.

    Кратковременный успех, вновь сменившийся поражениями

    Единственный раз удача улыбнулась османам в годы Крымской войны 1853-1856 годов, бездарно проигранной Николаем I. Его преемник на российском престоле государь Александр II был вынужден уступить Порте значительную часть Бессарабии, однако последовавшая в 1877-1878 годах новая война вернула всё на свои места.

    Продолжился распад Османской империи. Воспользовавшись благоприятным моментом, в том же году от неё отделились Румыния, Сербия и Черногория. Все три государства провозгласили свою независимость. Завершился же XVIII век для османов объединением северной части Болгарии и территории принадлежавшей им империи, именовавшейся Южной Румелией.

    Война с Балканским союзом

    XX веком датируется окончательный распад Османской империи и образование Турецкой Республики. Предшествовал этому ряд событий, начало которым было положено в 1908 году Болгарией, объявившей о своей независимости и покончившей тем самым с пятисотлетним турецким игом. Затем последовала война 1912-1913 годов, объявленная Порте Балканским союзом. Он включал в себя Болгарию, Грецию, Сербию и Черногорию. Целью этих государств был захват территорий, принадлежавших в то время османам.

    Несмотря на то что турки выставили две мощные армии, Южную и Северную, война, закончившаяся победой Балканского союза, привела к подписанию в Лондоне очередного договора, лишавшего на этот раз Османскую империю почти всего Балканского полуострова, оставившего ей только Стамбул и незначительную часть Фракии. Основную часть захваченных территорий получили Греция и Сербия, увеличившие за счёт их свою площадь почти вдвое. В те дни образовалось и новое государство - Албания.

    Провозглашение Турецкой Республики

    О том, как происходил распад Османской империи в последующие годы, можно просто представить, проследив за ходом Первой мировой войны. Желая вернуть себе хотя бы часть утраченных за последние века территорий, Порта приняла участие в военных действиях, но, к своему несчастью, на стороне проигравших держав - Германии, Австро-Венгрии и Болгарии. Это был последний удар, сокрушивший некогда могучую империю, наводившую ужас на весь мир. Не спасла её и одержанная в 1922 году победа над Грецией. Процесс распада был уже необратим.

    Первая мировая война для Порты завершилась подписанием в 1920 году по которому одержавшие победу союзники беззастенчиво растащили последние, остававшиеся под турецким контролем территории. Всё это привело к полному её краху и провозглашению 29 октября 1923 года Турецкой Республики. Этот акт ознаменовал собой завершение более чем шестисотлетней истории Османской империи.

    Большинство исследователей усматривают причины распада Османской империи, прежде всего, в отсталости её экономики, крайне низком уровне промышленности, отсутствии достаточного количества шоссейных дорог и прочих путей коммуникации. В стране, находившейся на уровне средневекового феодализма, практически всё население оставалось неграмотным. По многим показателям империя была намного хуже развита, чем прочие государства того периода.

    Объективные свидетельства распада империи

    Говоря о том, какие факторы свидетельствовали о распаде Османской империи, следует прежде всего упомянуть политические процессы, протекавшие в ней в начале XX века и практически невозможные в более ранние периоды. Это так называемая Младотурецкая революция, произошедшая в 1908 году, в ходе которой власть в стране захватили члены организации «Единение и прогресс». Ими был свергнут султан и введена конституция.

    Революционеры недолго продержались у власти, уступив место сторонникам свергнутого султана. Последующий период был наполнен кровопролитием, вызванным столкновениями враждующих между собой группировок и сменой правителей. Всё это неопровержимо свидетельствовало о том, что мощная централизованная власть ушла в прошлое, и наступил распад Османской империи.

    Кратко подводя итог, следует сказать, что Турция завершила путь, испокон веков уготованный всем государствам, оставившим свой след в истории. Это зарождение, бурный расцвет и наконец упадок, приводивший нередко к их полному исчезновению. Османская империя не ушла совсем бесследно, став в наши дни хоть и беспокойным, но отнюдь не главенствующим членом мирового сообщества.

    Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

    Образование Османской империи

    Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

    Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

    В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

    Продолжатели династии Османидов:

    Расширение границ империи

    В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

    • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

    • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
    • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

    • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

    • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

    • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

    • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

    • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

    • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
    • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

    • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

    • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

    • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

    • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
    • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
    • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

    • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

    Система образования в Османской империи сложилась постепенно и трансформировалась с течением времени, меняясь вместе с османским обществом. Первое медресе было построено в Изнике еще Орханом Гази. Традиционная система образования включала в себя мектебы (начальные школы) и медресе (аналог высшего учебного заведения), которые располагались при мечетях. Для становления системы медресе важным аспектом было создание султаном Мехмедом Фатихом Сахн-и-Семан (восьми медресе) в 1463-1471 годах и строительство сети медресе Сулейманийе султаном Сулейманом Кануни в 1550-1557 годах. Основная часть будущих чиновников и администраторов империи обучалась именно в них. Медресе готовили не только управленцев, но и специалистов в разных областях знаний, например, врачей и архитекторов. Выпускники этих медресе после окончания обучения обычно поддерживали связи между собой и помогали друг другу.

    Эта система просуществовавшая до 19 века была подвергнута кардинальному реформированию, когда в ходе проводимых султанами многочисленных преобразований ее попытались переделать по европейским образцам с целью наладить подготовку специалистов, прежде всего по техническим специальностям. Все началось с реформ султана Махмуда II, который разогнал янычарский корпус и попытался создать армию по европейскому образцу, для чего ему нужны были европейски образованные офицеры. Он оставил нетронутой систему медресе, но дал возможность выпускникам начальных школ-мектебов поступать в технические учебные заведения, принадлежащие военному ведомству.

    Две такие школы были открыты при мечетях Сулейманийе и Султанахмет. Еще три школы были открыты для подготовки гражданских чиновников, которые должны были работать на реформированное правительство.

    Султан также оказал поддержку ранее существовавшим техническим учебным заведениям – военно-морской и военно-инженерной школам. Кроме этого он послал на обучение в Европу подающих надежды молодых людей, которые по возвращении должны были занять вакансии преподавателей в реформированных учебных заведениях. Более того султан поручил им перевод европейских технических терминов на османский язык. Была также учреждена медицинская школа, преподавание в которой велось на французском языке и по европейским учебникам, из-за нехватки учебных материалов на османском языке.

    Выпускники европейских – немецких и французских учебных заведений подготовили эпоху реформ Османской империи –танзимат, которая была объявлена соответствующим указом султана в 1839 году и в ходе которой были образованы министерства на европейский манер, в том числе и министерство образования (1847 год).

    Тем не менее, реформа образования осложнялась тем, что в стране одновременно существовало несколько систем образования: традиционная (мектебы и медресе), учебные заведения, возникшие в ходе реформ и школы, находящиеся на содержании религиозных меньшинств, которые имели свои собственные программы, преимущественно конфессионального обучения и в которые Османское государство не вмешивалось.

    Новым изменениям система образования в османской империи подверглась при султане Абдулхамиде II в ходе реформы 1879 года, а с 1883 года стал взиматься специальный налог на содержание учебных заведений. К сожалению этого было недостаточно, чтобы в массовом порядке обеспечить получение высшего образования выпускниками начальных школ.

    Система же медресе постепенно приходила в упадок. Начало этому было положено еще в 1826 году, когда было создано министерство имперских вакуфов – Эвкаф-и-Хумаюн Незерети и в его распоряжение были переданы все вакфы, на доходы от которых и содержались главным образом медресе по всей стране.

    Дело осложнялось еще и тем, что больше всего начальных школ - 4390, было у православных греков, которые недостаточно владели государственным турецким языком. Ситуацию отчасти исправили усилия окружных учебных комитетов, направлявших в эти школы учителей турецкого языка, получавших жалование от министерства просвещения.

    В 1880-х годах было завершено создание сети лицеев в Анатолии и средних школ по всей территории империи.

    Кроме этого существовал так называемый Рум Лисеси – основанная в 1454 году по разрешения султана Мехмеда Фатиха частная школа, которую еще назвали Патриаршей академией, в которой обучались представители греческой православной общины.

    Со своей стороны армяне, имевшие до 1860-х годов лишь начальные школы, по решению своего патриарха Нерсеса Варабетьяна в 1886 году создали Эрмен Лисеси.

    Вместе с тем турецкий язык стал превращаться в общелитературный язык. Были созданы греко-турецкий и армяно-турецкий словари.

    Выпускникам немусульманских школ была предоставлена возможность получать образование в высших учебных заведениях Османской империи.

    Выпускники-немусульмане османских ВУЗов пополняли ряды имперской бюрократии. Они заняли руководящие посты и в государствах, образовавшихся в результате дезинтеграции и дальнейшего распада империи.

    Результатом развития системы образования стало, в том числе и появление вестернизированной интеллигенции, вставшей в оппозицию государственной власти и требовавшей все более и более радикальных реформ и смены формы государственного устройства с абсолютно монархической на конституционную. Именно выпускники, в первую очередь, военных учебных заведений стояли у истоков младотурецкой революции и дальнейшего крушения государства Османов.

    Ильдар Мухамеджанов

    Что Вы думаете об этом?

    Оставьте свой комментарий.

    Начало государственно-политического определения турецкого народа пришлось на X-XI вв. Во второй половине Х в. племенные объединения тюрок-огузов (сельджуков), скотоводов и земледельцев, были вытеснены из Средней Азии и Ирана на Армянское нагорье к границам Византии . С распадом государственно-племенного союза Великих Сельджуков (в XI-XIII вв. занимавшего Иран), орда огузов обрела самостоятельность. Как это было типично для кочевых и полукочевых народов, первая протогосударственная организация у тюрок имела военно-клановые черты. Такая организация исторически взаимосвязана с агрессивной военной политикой. Начиная с сер. XI в., сельджуки повели завоевание Ирана, Малой Азии, Месопотамии. В 1055 г. армия сельджуков захватила Багдад, и их правитель получил от халифа титул султана. Успешно шло завоевание византийских владений. В ходе этих завоеваний были захвачены крупные города Малой Азии, турки вышли на побережье. Только крестовые походы отбросили сельджуков от Византии, вытеснив в Анатолию. Здесь окончательно оформилось раннее государство .

    Сельджукский султанат (конец XI-нач. XIV в.) был ранним государственным образованием, сохранявшим черты военно-кочевого объединения. Объединению покоренных народов под властью новых султанов способствовало то, что первый правитель Сулейман Кутулмуш дал свободу византийским крепостным, а установленный единый общий налог был значительно меньше прежнего податного бремени. На покоренных землях вместе с тем стала возрождаться византийская система государственного феодализма (близкая к военно-служилым отношениям арабского халифата): земля объявлялась государственной собственностью , которая раздавалась султаном в большие пожалования (икта) и малые, вторичные (тимар). С наделов соответственно доходу ленники должны были нести военную службу . Это создало основу для мощной, преимущественно конной армии (примерно в 250 тыс.), ставшей ударной силой новых завоеваний. Тогда же племенная монархия султана начала приобретать организацию, привычную для оседлого раннего государства: собрания военной знати (меджлис) стали исполнять общеполитическую функцию, в том числе избирали правителя, появились административные канцелярии (капу).

    После распада Византии в начале XIII в. султанат достиг высшей мощи. Возобновились внешние завоевания. Однако в ходе монгольского нашествия (см. § 44.2) он был разгромлен и сохранился на правах вассального султаната в улусе Хулагу. Высшие администраторы (везиры) при султане получали свои посты от великого хана. Государство было разорено налоговым бременем (в 5-6 раз большим, чем в западных государствах той эпохи). Ослабленный в том числе и внутренними смутами, племенными восстаниями, султанат распался к концу XIII в. на 12-16 отдельных княжеств – бейликов . В 1307 г. монголы задушили последнего сельджукского султана.

    Новым и более исторически значительным этапом формирования турецкого государства стал Османский султанат .

    Один из самых слабых бейликов бывшего Сельджукского султаната – Османский (по имени правящих султанов) – к началу XIV в. стал мощным военным княжеством. Возвышение его связано с династией правителя одного из туркменских племен, вытесненных монголами, – Эртогрула, а главное, его сына – Османа (с 1281 г. султана)*. В конце XIII в. (1299) княжество стало практически самостоятельным; это было начало нового независимого государства.

    * Основанная Османом династия из 37 султанов правила в Турции до 1922 г. - времени падения монархии.

    Княжество расширилось за счет владений ослабевшей Византии в Малой Азии, вышло к морям, подчинило себе бывшие бейлики прежнего сельджукского государства. В сер. XIV в. турки разгромили остатки монгольского государства в Иране. Во второй половине XIV в. под власть турок подпали феодальные государства Балканского п-ва, установлен сюзеренитет даже над Венгрией. В правление султана Орхана (1324-1359) в образующемся государстве стала складываться новая политико-административная организация, представленная феодальной бюрократией. Страна получила административное деление на 3 удела и десятки округов, которые возглавили поставленные из центра паши. Наряду с основной военной силой – ленным ополчением – стало формироваться постоянное войско на жалованье из военнопленных (иени черы – «новое войско»), ставшее позднее гвардией правителей. В правление Баязида I Молниеносного (1389-1402) Османское государство одержало ряд важных побед над византийскими и европейскими войсками, стало важнейшим субъектом международных дел и политики на Черном и Средиземном морях. От полного разгрома турками Византию спасло только вторжение возродившегося монгольского государства под главенством Тимура; Османское государство распалось на несколько частей.

    Султанам удалось сохранить власть, и в начале XV в. возродилось единое государство. В протяжении XV в. были ликвидированы остатки прежней раздробленности, начались новые завоевания. В 1453 г. османы взяли осадой Константинополь, положив конец Византии. Переименованный в Стамбул город стал столицей империи. В XVI в. завоевания были перенесены на Грецию, Молдавию, Алабанию, Южную Италию, подчинены Иран, Египет, Алжир, Кавказ, побережье Северной Африки. В правление Сулеймана I (1520-1566) государство получило законченную внутреннюю административную и военную организацию. Османская империя стала крупнейшим по территории и населению (25 млн. жителей) государством тогдашнего европейско-ближневосточного мира и одним из самых влиятельных в политическом отношении. Она включила в себя земли разных народов и самые разные политические структуры на правах вассалитета, другой политической подчиненности.

    С конца XVII в. Османская империя, оставаясь крупнейшей державой, вступила в длительную полосу кризиса, внутренних смут и военных неудач. Поражение в войне с коалицией европейских держав (1699) привело к частичному разделу империи. Обозначились центробежные тенденции в наиболее отдаленных владениях: Африке, Молдавии и Валахии. Существенно сократились владения империи в XVIII в. после неудачных войн с Россией. Государственно-политическое устройство империи в основном сохранялось таким, каким оно сложилось в XVI в.

    Система власти и управления

    Власть султана (официально он именовался падишахом) была политической и юридической осью государства. Согласно закону , падишах был «устроителем духовных, государственных и законодательных дел», ему в равной степени принадлежали и духовно-религиозные, и светские полномочия («Обязанности имама, хатиба, государственная власть – всё принадлежит падишаху»). По мере укрепления Османского государства правители принимали титулы хана (XV в.), султана, «кайсера-и Рум» (по византийскому образцу), худавендиляра (императора). При Баязиде императорское достоинство было даже признано европейскими державами. Султан считался главой всех воинов («мужей меча»). В качестве духовного главы мусульман-суннитов он имел неограниченное право карать своих подданных. Традиция и идеология налагали на власть султана чисто морально-политические ограничения: государю следовало быть богобоязиенну, справедливу и мудру. Однако несоответствие правителя этим качествам не могло служить основанием для отказа в государственном повиновении: «Но если он не таков, то народ обязан помнить, что халиф имеет право быть несправедливым».

    Наиболее важным отличием власти турецкого султана от халифата было изначальное признание за ним законодательных прав; в этом отразилась тюркско-монгольская традиция власти. (По тюркской политической доктрине, государство было только политической, а не религиозно-политической общностью народа; поэтому власть султана и духовных авторитетов сосуществуют при главенстве первого – «царство и вера».) После взятия Константинополя была воспринята и традиция коронации: опоясания мечом.

    Турецкая монархия держалась принципа родового наследия трона. Женщины безусловно исключались из числа возможных претендентов («Горе народу, которым управляет женщина», – говорилось в Коране). До XVII в. правилом был переход трона от отца к сыну. Законом 1478 г. не только дозволялось, но и предписывалось во избежание междуусобиц тому из сыновей, кто наследует трон, убить своих братьев. С XVII в. установился новый порядок: престол наследовал старший по возрасту из династии Османов.

    Важной частью высшей администрации был двор султана (уже в XV в. он насчитывал до 5 тыс. слуг и управителей). Двор подразделялся на внешнюю (султанскую) и внутреннюю части (женские покои). Внешнюю возглавлял управитель (глава белых евнухов), который был практически министром двора и распоряжался имуществами султана. Внутреннюю – глава чёрных евнухов, который был особо приближенным к султану.

    Центральная администрация империи сложилась в основном в сер. XVI в. Её главной фигурой был великий визирь, пост которого был учреждён с самого начала династии (1327). Великий визирь считался как бы государственным заместителем султана (к религиозным вопросам он касательства не имел). Он всегда имел доступ к султану, в его распоряжении была государственная печать. Великий визирь практически располагал самостоятельными государственными полномочиями (кроме законодательных); ему подчинялись местные правители, воинские начальники и судьи .

    Кроме великого, высший круг сановников составляли простые визири (число их не превышало семи), обязанности и назначение которых определял султан. К XVIII в. визири (считавшиеся как бы заместителями великого визиря) обрели устойчивые специализированные полномочия: визирь-кийяши был делопроизводителем великого визиря и уполномоченным по внутренним делам, реис-эфенди ведал иностранными делами, чауш-баши начальствовал низшим административным и полицейским аппаратом, капудан – флотом и т. д.

    Великий визирь и его помощники составляли великий имперский совет – Диван . Это был совещательный орган при великом визире. С начала XVIII в. Диван стал и непосредственно исполнительным органом, своего рода правительством. В него также входили двое кадиаскеров (верховных судей войска, ведавших вообще юстицией и просвещением, хотя и подведомственных духовной власти), дефтердар (правитель финансового ведомства; позднее их также стало несколько), нишанджи (правитель канцелярии великого визиря, первое время ведавший и иностранными делами), командующий военной гвардией – корпусом янычар, высшие военные начальники. Вместе с канцелярией великого визиря, управлениями дел кадиаскеров, дефтердаров, все это составляло как бы единую администрацию – Высокие врата (Баб-и али)*.

    * По французскому эквиваленту (врата – la porte), администрация получила название Порта, позднее перенесенное на всю империю (Оттоманская Порта).

    При султане существовал и совещательный Высочайший Совет из членов дивана, министров дворца, высших военачальников и, обязательно, наместников отдельных областей. Собирался он от случая к случаю и никаких определенных полномочий не имел, а был как бы выразителем мнения правительственной и военной знати. С начала XVIII в. он перестал существовать, но в конце века возродился в виде меджлиса.

    Духовно-религиозную часть государственных дел возглавлял шейх-уль-ислам (пост учрежден в 1424 г.). Он возглавлял все сословие улемов (мусульманских священнослужителей, куда также относились судьи – кади, богословы и правоведы – муфтии, преподаватели духовных училищ и др.) Шейх-уль-ислам располагал не только административной властью, но и влиянием на законодательство и правосудие, поскольку многие законы и решения султана и правительства предполагали его правовое одобрение в виде фетвы. Однако в турецком государстве (в отличие от халифата) мусульманское духовенство стояло под верховной властью султана, и шейх-уль-ислам назначался султаном. Его большее или меньшее влияние на ход государственных дел зависело от общеполитических взаимоотношений светских властей с правом шариата, менявшихся на протяжении веков.

    Многочисленные чиновники самых разных рангов (обязанности и статус всех расписывался в специальных султанских кодексах с XV в.) считались «рабами султана». Важнейшей особенностью социального строя Турции, важной для характеристики правительственной бюрократии , было отсутствие, в собственном смысле слова, дворянства. И титулы, и доходы, и почет зависели только от места на службе султана. Теми же кодексами расписывалось положенное жалованье чиновникам и высшим сановникам (выраженное в денежном доходе с земельных наделов). Нередко высшие сановники, даже визири начинали свой жизненный путь самыми настоящими невольниками, иногда даже из немусульман. Поэтому считалось, что и положение, и жизнь чиновников вполне во власти султана. Нарушение служебных обязанностей рассматривалось соответственно государственному преступлению , ослушанию падишаха, и каралось смертью. Ранговые привилегии чиновников проявлялись лишь в том, что законы предписывали, на каком подносе (золотом, серебряном и т. д.) будет выставлена голова ослушника.

    Военно-ленная система

    Несмотря на внешнюю жесткость высшей власти, центральная администрация Оттоманской империи была слабой. Более прочным связующим элементом государственности была военно-ленная система, которая подчинила власти султана основную массу самостоятельного свободного населения страны в организации, бывшей одновременно и военной, и хозяйственно-распределительной.

    Аграрные и единые с ними военно-служилые отношения установились в империи по традициям Сельджукского султаната. Многое было воспринято от Византии, в частности от ее фемного строя. Юридически они были узаконены уже при первых самовластных султанах. В 1368 г. было постановлено, что земля считается собственностью государства. В 1375 г. принят первый акт, закрепленный потом султанскими кодексами, о служилых наделах-ленах. Лены были двух основных видов: крупные – зеаметы и малые – тимары. Зеамет выделялся обыкновенно или за особые служилые заслуги, или военачальнику, который в дальнейшем обязывался собирать соответствующее количество воинов. Тимар давался непосредственно всаднику (сипахи), который давал обязательства выступать в поход и привести с собой соответствующее размеру его тимара количество воинов из крестьян. И зеаметы, и тимары были условными и пожизненными владениями.

    В отличие от западноевропейских, от российских феодально-служилых ленов османские различались не по собственно размерам, а по доходу с них, зарегистрированному переписью, утвержденному налоговой службой и предписанному законом соответственно служилому рангу. Тимар максимально исчислялся в 20 тыс. акче (серебряных монет), зеамет – в 100 тыс. Большие по доходу владения имели особый статус – хасс. Хассом считались домениальные владения членов султанского дома и самого правителя. Хассами наделялись высшие сановники (визири, наместники). Теряя свой пост, чиновник лишался и хасса (возможная собственность на иных правах за ним сохранялась). В рамках таких ленов крестьяне (райя – «паства») обладали довольно стабильными правами на надел, с которого несли натуральные и денежные повинности в пользу ленника (составлявшие его ленный доход), а также платили государственные налоги.

    Со второй половины XV в. зеаметы и тимары стали подразделяться на две юридически не равноценные части. Первая – чифтлик – была особым жалованным наделом персонально за «храбрость» воина, с нее впредь не следовало исполнять никаких государственных повинностей. Вторая – хиссе («излишек») предоставлялась в обеспечение военно-служилых потребностей , и с него следовало строго исполнять службу.

    Турецкие лены всех видов отличались от западных еще одним свойством. Давая ленникам административные и налоговые полномочия в отношении крестьян (или иного населения) своих наделов, они не предоставляли судебного иммунитета. Ленники, таким образом, были финансовыми агентами верховной власти без судебной самостоятельности, нарушавшей централизацию.

    Распад военно-ленной системы обозначился уже в XVI в. и сказался на общем военном и административном состоянии Османского государства.

    Неурегулирование наследственных прав ленников вместе с присущей мусульманским семьям многодетностью стало вести к чрезмерному дроблению зеаметов и тимаров. Сипахи закономерно усиливали налоговый гнет на райя, что вело к скорому обнищанию и тех и других. Наличие особой части – чифтлика – в лене вызывало закономерный интерес к превращению всего лена в надел без службы. Правители провинций в интересах близких им людей стали сами наделять землями.

    Распаду военно-ленной системы способствовало и центральное правительство. С XVI в. султан все чаще прибегал к практике повальных конфискаций земель у сипахи. Взимание налогов переводилось на откупную систему (ильтезим), которая стала глобальным ограблением населения. С XVII в. откупщики, финансовые чиновники постепенно заменили в государственно-финансовых делах ленников. Социальный упадок военно-служилого слоя привел к ослаблению военной организации империи, это, в свою очередь, – к серии чувствительных военных поражений с конца XVII в. А военные поражения – к общему кризису Османского государства, созидавшегося и державшегося завоеваниями.

    Основной военной силой империи и султана в таких условиях стал корпус янычар . Это было регулярное воинское формирование (впервые набранное в 1361-1363 гг.), новое по отношению к сипахи («ени чери» – новое войско). Набирали в него исключительно христиан. Во второй четверти XV в. для комплектования янычар была введена особая рекрутская система – дефширме. Раз в 3 (5, 7) года вербовщики силой забирали христианских мальчиков (преимущественно из Болгарии, Сербии и т. п.) с 8 до 20 лет, отдавали в мусульманские семьи на воспитание, а затем (при наличии физических данных) – в корпус янычар. Янычары отличались особым фанатизмом, близостью к некоторым агрессивным мусульманским нищенствующим орденам. Они размещались преимущественно в столице (корпус делился на орта – роты по 100-700 чел.; всего до 200 таких орт). Они стали своего рода гвардией султана. И в качестве такой гвардии со временем стремились больше отличиться во внутридворцовой борьбе, нежели на поле боя. С корпусом янычар, его восстаниями связано также немало смут, ослабивших центральную власть в XVII-XVIII вв.

    Нарастанию кризиса османской государственности способствовала и организация местного, провинциального управления в империи.

    Местное управление

    Провинциальная организация империи своими корнями была тесно связана с военно-феодальными принципами турецкой государственности. Местные начальники, которые назначались султаном, были одновременно воинскими командирами территориального ополчения, а также финансовыми главноуправляющими.

    После первого исторического этапа завоеваний (в XIV в.) империя подразделилась на две условные области – пашалыка: Анатолийский и Румелийский (европейские территории). Во главе каждого был поставлен наместник – бейлербей. Ему практически принадлежало полное верховенство на своей территории, включая распределение земельных служебных наделов и назначение должностных лиц. Деление на две части находило соответствие и в существовании двух постов верховных войсковых судей – кадиаскеров: первый был учрежден в 1363 г., второй – в 1480 г. Однако кадиаскеры подчинялись только султану. И в целом судебная система находилась вне административного контроля местных властей. Каждая из областей подразделялась, в свою очередь, на уезды – санджаки во главе с санджак-беями. Первоначально их насчитывалось до 50. В XVI в. было введено новое административное деление разросшейся империи. Количество санджаков было доведено до 250 (некоторые были уменьшены), а более крупными единицами стали провинции – эйлаэты (и таких было 21). Во главе провинции традиционно ставился бейлербей.

    Администраторы бейлербейств и санджаков поначалу были только назначенцами центральной власти. Они утрачивали свои земельные владения, лишаясь своего поста. Хотя законом еще XV в. предусматривалось, что «ни бей, ни бейлербей, пока он жив, не должен быть смещен с поста». Произвольная смена местных начальников считалась несправедливой. Однако также обязательным считалось смещение беев за проявленную в управлении «несправедливость» (для чего всегда находились подходящие поводы или «жалобы с мест»). Проявление «несправедливости» рассматривалось как нарушение султанских указов или законов, поэтому смещение с поста, как правило, заканчивалось расправой с должностными лицами.

    Для каждого санджака все существенные вопросы налогообложения, размеров податей и земельных наделов устанавливались особыми законами – провинциальными канун-наме. Подати и налоги в каждом санджаке варьировались: по всей империи были только общеустановленные типы налогов и сборов (денежные и натуральные, с немусульман или со всего населения и т. п.). Учет земель и налогов осуществлялся регулярно, на основе переписей, проводившихся примерно каждые 30 лет. Один экземпляр писцовой книги (дефтера) отправлялся в столицу в финансовое управление, второй оставался в провинциальной администрации в качестве учетного документа и ориентира для текущей деятельности.

    Со временем самостоятельность провинциальных правителей усилилась. Они превратились в самостоятельных пашей, причем некоторые наделялись султаном особыми полномочиями (командованием корпусом пехоты, флотом и т. п.). Это усугубляло административный кризис имперского устройства уже с конца XVII в.

    Особые военно-феодальные черты турецкой государственности, почти абсолютный характер власти султана сделали Османскую империю в глазах историков и политических писателей Запада, начиная с XVII-XVIII вв., примером особой восточной деспотии , где жизнь, имущество и личное достоинство подданных ничего не значили перед лицом произвольно действующей военно-административной машины, в которой административная власть якобы вполне заменяла судебную. Такое представление далеко не отражало принципы государственной организации империи, хотя режим верховной власти в Турции отличался особыми чертами. Простор самовластному режиму предоставляло и отсутствие каких бы то ни было сословных корпораций, представительств правящих слоев.

    Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999